Действительно, для религиозного человека телесная жизнь не есть высшая ценность. Есть нечто более важное. И более того, если человек не цепляется за свою жизнь, а готов отдать ее за ближнего своего, то он исполняет путь Евангелия. Беседовал Кирилл ВАСИЛЕНКО Примечания Опубликовано (в сокращенном виде) в «Известиях» 15 сентября 2004 г. 2 " ... Не говорят и о зверствах, которые творили бандиты с заложниками. Во владикавказском морге нам рассказали, что было немало трупов с перерезанным горлом, у женщин были отрезаны груди, уши, носы. А одну заложницу боевики распяли за то, что она отказалась снимать с шеи крестик " (Кузнецова Т. Город ангелов//Аргументы и факты. 15 сентября 2004 г. http://aif.ru/online/aif/1246/07_01) 3 О епитимье воинам см. также: преп. Феодор Студит. Послания. кн. 1. М., 2003, с. 178. 13-е правило св. Василия Великого предлагает на три года отлучать от причастия воинов, убивших на войне, а 55-е его правило отлучает от причастия и тех, кто силой меча сопротивлялся разбойникам. Более того, в XII веке при патриархе константинопольском Константине Хлиарине собор постановил, что убивающие разбойников как при защите, так и ради общей пользы по призыву других, должны подвергаться такой же епитимье, какой подлежат совершающие убийство на войне, а тот, кто убивает разбойника при полной возможности избежать его нападения, должен подвергаться более строгой епитимье (см. Правила святых апостол и святых отец в столкованиями. М., 2000, с. 325). С течением времени позиция Церкви смягчилась. В XIX веке святитель Феофан Затворник так утешал родственников погибших моряков: «Станем мерить сию участь в отношении к участи вечной. Это главное. В каком положении были все эти лица? В положении исполняющих долг свой. Военный долг стоит ли в ряду Божиих? Да! Теперь судите. люди исполнявшие свой долг внезапно захвачены смертью и отошли в другую жизнь. Как их там встретят? Конечно без укора. и при том как исполнителей своего долга. Говорит Господь: в чем застану, в том и сужду. Прибавьте к сему, смерть их была ли сладка, или мучительна? Я думаю, что подобную мучительность испытывали только великие мученики. Хоть она была непродолжительна, но меры ей определить нельзя. За что потерпели они сию мучительность? За исполнение долга. Так терпели и все мученики, и следовательно скончавшиеся по причине крушения «Русалки» должны быть причисляемы к сомну мучеников. Я не колеблясь решаю, что как разбойник с креста прямо в рай поступил, так и они. Я почитаю смерть их, в отношении ко спасению вечному, лучше смерти всех, кои в ту пору умирали, будучи окружены родными и знаемыми» (свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып.1 и 2. Псково-Печерский монастырь, 1994, сс. 256-257. (Письмо 202)).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Вельможи Батыя пошли с этим ответом к хану, а исповедник веры с боярином своим стали петь псалмы и потом причастились бывшими с ними Св. Дарами. Еще стали уговаривать их татары. — Не слушаем вас, не хотим славы мира сего! — воскликнули мученики. Подъехали убийцы. Соскочив с коней, палачи растянули Михаила за руки и за ноги по земле, стали бить кулаками и палками по груди, затем, повернув лицом к земле, — ногами. Наконец, один русский изменник отрезал князю голову ножом. Его последнее слово было: «Христианин есмь!» После него замучен был св. Феодор. День страдания их — 20 сентября 1246 года. Тела были брошены в пищу псам, но остались невредимы. Над св. мощами, в прославление святых, явилось знамение — стоял столп светлый, горели огоньки и слышалось небесное пение. Тела мучеников были принесены в Чернигов, откуда в 1572 г., при переходе Чернигова к полякам, перенесены в Москву. С 1774 года св. мощи покоятся в Архангельском московском соборе. Вскоре по кончине, святой князь с боярином Феодором явился в сиянии жившей в Суздале дочери своей, святой Евфросинии, и возвестили, что они оба стяжали вечное блаженство. Потомство святого князя, доныне многочисленными княжескими родами процветающее на Руси, пользовалось видимым благословением Божиим. Из пяти сыновей св. Михаила особенно в благочестии подражал отцу Роман Брянский. Сын его Олег Романович уступил княжество Черниговское брату, а сам удалился от мира. Он принял пострижение с именем Василия, построил у Брянска Петропавловский монастырь и после строгих подвигов скончался в конце XIII beka. Память преподобного князя Олега Брянского 20 сентября. Преемник и брат св. великих князей Константина и Георгия, первый понесший сан князя плененной страны, великий князь Ярослав Всеволодович отличался твердостью, деятельным умом, бодростью в несчастии. В последний год жизни он был вызван в Орду, где успел оправдаться во взведенных на него каких-то обвинениях. Мать хана перед отъездом предложила Ярославу из собственных рук пищу, заранее отравленную. Выехав из Орды, великий князь стал слабеть и на седьмой день окончил жизнь. На теле умершего ясно были видны последствия отравы — пятна. Тело его привезено во Владимир. В одной древней русской книге рассказ о Ярославе заключается словами: «Причте его Бог ко избранному своему стаду».

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

76. Поскольку упомянутый магистр Иоанн Куркуас стал самым лучшим в военных делах, воздвиг множество памятников своих побед и расширял ромейские пределы, а также взял великое множество агарянских городов, то из-за славы о добродетели этого мужа император Роман пожелал, чтобы Роман, его внук от сына Константина, взял в жены его дочь. Но из-за зависти к нему, произошедшей у других императоров от такого предложения, он лишился своего высокого поста. Доместиком же поставляется патрикий Панфирий, родственник императора Романа. 77. В апреле месяце, в первый индикт, снова напали турки с огромным войском. А патрикий Феофан, паракимомен, выступив, заключил с ними мирный договор, взяв заложников из видных людей, – благодаря этому случилось так, что в течение 5 лет сохранялся мир 1240 . 78. Во второй индикт император Роман послал Пасхалия, протоспафария и стратига Ланговардии 1241 , к королю франков Угону 1242 , прося его дочь в невесты Роману, сыну своего зятя Константина, – получив ее, упомянутый Пасхалий привел с большими богатствами в Город. Устроена же была свадьба в сентябре месяце 3 индикта 1243 . Она скончалась, прожив со своим мужем пять лет, во дни самодержавного правления Константина, ее свекра. 79. От сильного и резкого ветра, подувшего в декабре месяце 1244 , упали так называемые димы 1245 на ипподроме, которые находились напротив императорского трона, и разбили трибуны внизу и так называемые ограждения 1246 . A по прошествии года в тот же месяц императора Романа удалили из дворца. 80. Когда город Эдесса, в котором хранился честной Христов убрус 1247 , был осажден ромейским войском и дошел до страшной нужды, ее жители отправили к императору Роману посольство с просьбой снять осаду, обещая отдать ему святой убрус Христов. А за такой дар они попросили его дать заложников из видных людей и послать им хрисовул, чтобы их страну больше никогда не разоряло ромейское войско, что и было сделано. 81. Когда же святой убрус был послан и уже приближался к Константинополю, патрикий и паракимомен Феофан, выйдя к реке Сагар 1248 , встретил его со множеством светильников и подобающей честью и песнопениями. И 15 августа он вошел с ним в Город, а император был во Влахернах и там поклонился ему. На следующий день вышли к Золотым воротам и два сына императора, Стефан и Константин, и его зять Константин с патриархом Феофилактом и приняли его с подобающей честью (а весь синклит шел впереди, и предшествовала процессия со светильниками), пешком пронесли его до храма Святой Софии – Премудрости Божией и, дав там ему поклониться, отнесли во дворец 1249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем, татары вновь начали разгром Русской земли. Завоевав мордовскую землю, они явились опять вблизи Владимира; сожгли Муром, произвели опустошение на берегах Клязьмы, сожгли Гороховец, город, принадлежавший тогда Владимирскому соборному храму, но не вступали в ближайшие окрестности столицы. Главным образом от них пострадала южная и юго-западная Русь: там взяли они Переславль южный, Чернигов, Киев, Каменец, Владимир Волынский, Галич и другие города (1239–40 г.). После того, опустошив многие области в Польше, Венгрии и некоторые другие западные страны, они возвратились на берега Волги, где Батый основал свое княжество – Золотую Орду. Но радостные вести доходили до Ярослава Всеволодовича с севера России: там процветало непокоренное татарами Новгородское княжество под мудрым управлением сына его Александра. Как некогда сам Ярослав Всеволодович, так теперь этот сын его – был защитником Новгорода от враждебных соседей и грозой для этих последних. Так, в 1240 году Александр Ярославич одержал над Шведами на берегах Невы ту славную победу, за которую назван Невским. Поселившись со своим войском на берегах Волги, Батый вскоре потребовал к себе в Орду великого князя. Мудрый Ярослав Всеволодович, видя, что только покорностью сильным врагам можно избежать нового разорения отечества, решился перенести тяжелое унижение пред ханом и поехал к нему, а сына своего Константина послал на берега Амура к великому хану. Однако Батый принял Ярослава Всеволодовича с великой честью и отпустил, утвердив его в великокняжеском достоинстве. В 1244 году великий князь лишился супруги своей Феодосии, которая, приняв иноческий образ с именем Ефросинии, скончалась в Новгороде при сыне своем Александре Ярославиче. В 1245 году возвратился благополучно из дальнего края Азии Константин Ярославич, и вскоре туда же должен был ехать сам великий князь, являвшийся во второй раз к Батыю и им посланный к великому хану. Есть известие, что Ярослав Всеволодович и у великого хана был принят с некоторой честью 63 ; но много и неприятностей потерпел он, оклеветанный в чем-то перед ханом. – Не суждено было Ярославу Всеволодовичу увидеть вновь свое отечество: вскоре по отъезде от великого хана, на пути он скончался, 30-го сентября 1246 года, в стране чуждой, но через несколько столетий явившийся достоянием России. Тело его из Сибирских степей было привезено во Владимир и погребено в соборном храме, оплаканное прибывшим из Новгорода Александром Ярославичем, другими сыновьями Ярослава Всеволодовича и братом его Святославом 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Сентябрь 1/14 Церковное новолетие (в этот день в 312 г. император Константин Великий одержал победу над Максентием и даровал христианам полную свободу вероисповедания). 3/16 Воина Зинона (пострадал за Христа при Диоклетиане в Никомидии; после мучений обезглавлен). 5/18 Муч. Иувентина и Максима (римские воины, состоявшие в должности щитоносцев при Юлиане Отступнике. За открытое обличение императора в нечестии брошены в темницу и в ту же ночь по приказу Юлиана Отступника умерщ влены палачом среди темничного мрака). 6/19 Муч. Ромила (военачальник императора Траяна, первый вельможа в царском доме. Когда Траян стал преследовать воинов-христиан, Ромил открыто укорил его в безбожии и безрассудстве и исповедал себя христианином, за что был обезглавлен). 8/21 Знаменской (Курской-коренной) иконы Божией Матери (в 1385 г. при набеге татар она была рассечена пополам, но осталась неповрежденной; в 1687 г. сопутствовала в походе большому полку, а для других полков были сняты копии с нее). 11/24 Каплуновской иконы Божией Матери (была с войсками Петра Великого в бою под Полтавой). 13/26 Св. муч. Корнилия Сотника. Приняв св. крещение ( Деян.10:48 ), он много потрудился в деле распространения веры Христовой вместе с ап. Петром, который поставил его епископом Кесарии Палестинской; скончался он в конце I в. после тяжких страданий, обратив при этом ко Христу и своих мучителей. 15/28 В.-муч. Никиты (из готских воинов, много потрудился в деле проповеди Христовой и пострадал в 372 г.; после жестоких истязаний был сожжен царем Атанарихом). 19/2.Х Бл. кн. Феодора (ум. 1298), Константина и Давида (ум. 1321). Феодор Ростиславович, по прозвищ у Черный св. кн. Смоленский, перед смертью принял пострижение, Давид и Константин чада его. 20/З.Х В.-муч. Евстафия Плакиды. Муч. вел. кн. Михаила и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев (за отказ исполнять татарские языческие обычаи они были замучены в Орде в 1246 г.); бл. кн. Олега Брянского (умер в 1280 г.; внук Михаила Всеволодовича Черниговского; влекомый монашеской жизнью, он отдал престол брату и постригся с именем Василия, известен постройкой монастыря в Брянске).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 .    Всеволод-Гавриил, князь Новгородский, сын Мстислава Владимировича, о котором говорено было выше под 6-м, по изгнании из Новгорода скончавшийся во Пскове 11-го Февраля 1138-го года (и по месту своего погребения обыкновенно называемый Псковским). Местное празднование памяти князя во Пскове началось или с 1192-го года, когда мощи его, быв открыты, перенесены были из церкви св. Димитрия, где он был погребен, в заложенный им самим Троицкий собор, так как при сем перенесении, по уверению жития его, последовало чудесное знамение, или же с 1284-го года, в котором совершилось при мощах первое чудо 89 . В Церковных Ведомостях, издаваемых при св. Синоде, в 46-м 1898-го года, напечатана корреспонденция: «Перенесение мощей святого князя Всеволода – Гавриила из Троицкого собора в Благовещенский в г. Пскове» в корреспонденции этой читаем относительно мощей: «Вместе с. соборным и градским духовенством (преосвященный Антонин, епископ Псковский) тихо вынул из серебряной раки древний дубовый гроб с святыми мощами и поставил на приготовленном катафалке среди Троицкого собора, а серебряная рака перенесена была в Благовещенский; гроб угодника Божия имеет вид длинного деревянного ящика с крышкою на больших петлях, обит железными обручами, обвит проволокою, на замке, с печатью», – стр. 1755, col. 1 fin. 11 . Аврамий, мученик Болгарский, христианин иного языка нерусского, пострадавший от Болгар за веру Христову в 1229-м году, принесенный из Болгарии во Владимир Клаземский в 1230-м году и положенный здесь в Успенском женском монастыре. Знамения при его гробе начались тотчас после его смерти и его принесение из Болгарии во Владимир может быть объясняемо только верою в него, как в святого, что вполне подтверждается и тоном речи о нем летописца 90 . А поэтому, с полною вероятностью должно быть принимаемо, что местное празднование его памяти во Владимире или же в одном Успенском монастыре началось с самой минуты принесения его мощей во Владимир 91 . 12 и 13. Князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин его Феодор, потерпевшие мученическую смерть за веру в Орде от Батыя 20-го Сентября 1246-го года. Так как князь и его боярин были не только страстотерпцами в том смысле, что потерпели насильственную смерть, но и мучениками за веру в подлинном смысле этого слова, то нужно думать, что местная память их в Чернигове, куда были перенесены тела их из Орды более или менее вскоре после их страдания, начала быть празднуема непосредственно вслед за этим перенесением. Современный повествователь о мученичестве князя и его боярина уверяет, что Господь Бог прославил их великим знамением, как своих угодников, пострадавших за Него и за православную веру, тотчас после того, как были усекнуты им главы 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Так сложилось положение на Руси в 1249 году». Английский историк Джон Феннел дал свою версию о возможных причинах смерти князя Ярослава Всеволодовича: «О событиях, связанных с его второй поездкой в Золотую Орду в 1245 году, сообщается только в двух источниках (в летописи Владимира и у монаха Иоанна де Плано-Карпини), причём с такой предельной краткостью, что любое объяснение этих событий может быть только гипотетическим. Мы знаем только, что Ярослав был вызван Батыем, что он поехал с двумя братьями и тремя племянниками, что был послан дальше, в столицу империи Каракорум в Монголию, что двигался он с огромной свитой, большая часть которой погибла по дороге, и что он либо умер на обратном пути (версия русской летописи), либо бы отравлен в Каракоруме 30 сентября 1246 года вдовой великого хана Угедея (версия Иоанна де Плано-Карпини). исследователи выдвигали различные объяснения. Советский историк В.Т. Пашуто, напрмер, считает, что тот факт, что Ярослав, по-видимому, согласился на переговоры с курией, вполне мог послужить причиной для отравления. Другой причиной могло стать желание великого хана Гуюка и его матери иметь своего собственного ставленника на владимирском престоле. Американский историк Г. Вернадский указывает на «напряженность отношений» между новым великим ханом Гуюком (сыном Угедея) и Батыем, и на возможность того, что Гуюк рассматривал Ярослава как инструмент в руках Батыя и, следовательно, «считал необходимым избавиться от него без лишнего шума». Русский исследователь Б.Я. Рамм в своей книге «Папство и Русь в Х–ХУ веке» описал гибель князя Ярослава: «После того, как планы феодально-католической экспансии против Руси потерпели крушение – на северо-западе в результате Ледового побоища, на юго-западе после битвы под Ярославом, – на западных границах Руси наступило некоторое затишье. Это отнюдь не означало, что на Западе забыли о Руси или перестали бы интересоваться возможностью обосноваться на ее землях. Дело было в другом. Убедившись в том, что русские готовы дать решительный отпор любой попытке агрессии со стороны Запада (несмотря на значительное истощение внутренних сил в стране в результате многолетней ожесточённой борьбы с татарами), западноевропейские политики прибегли к средствам дипломатического характера, перенесли главное внимание на настойчиво повторяющиеся попытки склонить русских князей к сближению с Западом, особенно к признанию католичества, к заключению унии с римской церковью, что открыло бы агрессорам двери внутрь страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Узнав об этом, Батый велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или принять смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Присутствовавшая княжеская свита, бояре умоляли Михаила поберечь свою жизнь. Они предлагали принять на себя ответственность за этот грех , но Михаил не хотел слушать никого. Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: – Не погублю души моей! Прочь, слава тленного мира! На сторону князя встал лишь его верный боярин Феодор. Их схватили, начали бить палками, затем топтали ногами и, наконец, отсекли голову. Последние слова святого князя были: «Я христианин». Произошло это в сентябре 1246 года. Их тела были привезены в Чернигов, а в XVI веке перенесены в Архангельский собор Московского Кремля. Князь Михаил и боярин Феодор стали самыми почитаемыми святыми на Руси после Бориса и Глеба. Еще одним ярким примером мученичества за веру был подвиг Романа Олеговича Рязанского. Этот князь, видя бесчеловечные издевательства ханского сборщика дани, заступился за своих подданных. Тот же оклеветал князя перед ханом в хуле на их веру. Вызвав Романа в Орду, хан предоставил ему выбор: либо принять их веру, либо мучительная смерть. – Я покорен воле Божией и повинуюсь власти хана, но никто не принудит меня изменить моей вере. На что хан ответил: – Пусть умрет мучительной смертью. Князю сперва отрезают язык, чтобы он не смог проповедовать веру Христову, а затем подвергают медленному четвертованию. Подробное описание в летописи казни Романа оставляет впечатление страшной жестокости ордынских ханов. В конце казни отрубленную голову князя воткнули на копье для всеобщего обозрения. Как мученичество за веру стал восприниматься русскими людьми и ратный подвиг – смерть в бою. Народное почитание вносило в число русских святых многих князей, погибших в Батыево нашествие. Особо же отмечали тех из них, чей подвиг и смерть были доподлинно известны. Таким, например, был князь Василько Константинович Ростовский. Он был взят в плен после битвы при реке Сити в 1238 году. Князь, изнуренный жестоким боем, израненный, томимый жаждой и голодом, не захотел принять пищи из рук врагов. Зная на опыте мужество и силу Василия, Батый предложил ему воевать под его знаменами. Но русский князь отверг это предложение, сказав: «Враги моего Отечества и Христа не могут быть мне друзьями». Его убили недалеко от Калязина, в Шеренском лесу. Отыскав тело князя, его перенесли в Ростов и погребли под сводами соборного храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Все исследователи темы сходятся на том, что, выражая готовность подчиниться Римской Церкви, князь Даниил Галицкий с самого начала преследовал политические цели. Не случайно уже в одной из папских булл от мая 1246 г. можно встретить обещание «совета и помощи» против татар . Ряд булл, направленных папой в Галицко-Волынскую Русь в следующем году, также удовлетворял политические пожелания галицко-волынских князей. Так, папа принял их владения (как те, которыми они обладали, так и те, которые смогли бы приобрести в будущем) под свою защиту , одобрил их намерения вернуть себе владения, которые «против справедливости» заняли другие князья, «qui in Ecclesie devotione non permanent» (православные князья, не подчинившиеся Риму?) , наконец, запретил крестоносцам и «aliorum Religiosorum» каким-либо способом приобретать земли во владениях галицко-волынских князей . Таким образом, сближением с Римом галицко-волынские князья воспользовались, в частности, для того, чтобы упрочить свое положение по отношению к западным соседям (в т. ч. к Тевтонскому ордену в Пруссии),— в этих действиях отражалось понимание того, что в новых условиях середины XIII в. нормализовать отношения с соседями на Западе было возможно лишь при благожелательной позиции папского престола. При рассмотрении церковных аспектов унии важен вопрос об участии в переговорах с Римом православного духовенства и о его позиции. Свидетельства Плано Карпини не оставляют сомнений в том, что духовенство Галицкой Руси было в курсе ведущихся переговоров. Вопрос об унии галицко-волынские князья обсуждали с епископами не только тогда, когда Плано Карпини ехал в Орду. На обратном его пути из Орды летом 1247 г. обсуждение вопроса с «епископами и другими достойными уважения людьми» продолжалось, и они сообщили папскому посланцу, «что желают иметь господина папу своим преимущественным господином и отцом», подтверждая то, о чем ранее сообщали папе через своего аббата . Имя этого «аббата» — Григорий «De Moncti Sancti», т. е. игумен монастыря Святой Горы под Владимиром Волынским ,— упоминается в одном из папских распоряжений от сентября 1247 г. как имя княжеского посла.

http://sedmitza.ru/lib/text/442955/

П.В. Долгоруков Князья Одоевские Помещаем здесь родословие потомству Святого Благоверного Князя Михаила Черниговского, до разделения его на различные фамилии. отцовский КОЛЕНО I: Великий Князь Рюрик † 879 КОЛЕНО II: Великий Князь Игорь Рюрикович † 945 КОЛЕНО III: Великий Князь Святослав Игоревич † 972 КОЛЕНО IV: Великий Князь Святой Владимир (во Святом крещении Василий) Святославович Равноапостольный † 1015 КОЛЕНО V: Великий Князь Ярослав Владимирович Великий † 1054 КОЛЕНО VI: Князь Святослав Ярославич Черниговский † 1076 КОЛЕНО VII: Князь Олег Святославович Черниговский † 1115 КОЛЕНО VIII: Князь Всеволод Ольгович Черниговский † 1146 КОЛЕНО IX: Князь Святослав Всеволодович Черниговский † 1194 КОЛЕНО X: Князь Всеволод Чермный Святославович Черниговский † 1215 КОЛЕНО XI: Святый Благоверный Князь Михаил Всеволодович Черниговский, замучен по повелению Батыя в орде за отказ поклониться кумирам Монгольским, 20 сентября 1246 года. Церковь Православная причла его лику Святых, и нетленные мощи его почивают в Москве, в Архангельском соборе. КОЛЕНО XII: Князь Ростислав Михайлович, сперва князь Новагорода-Великого, потом Бан Мачвы и Бан Бознанский. Женат на княжне Анне Венгерской 35 Князь Роман Михайлович Черниговский и Брянский † 1275 Князь Симеон Михайлович Глуховский и Новосильский Князь Мстислав Михайлович Карачевский Князь Юрий Михайлович Торусский Княжна Мария-Феодулия Михайловна † 1271; за Князем Василием Константиновичем Ростовским КОЛЕНО XIII: Князь Михаил Ростиславич, Бан Мачвы и Бан Бознанский † 1269 Княжна Кунгута (Кунигунда) Ростиславовна, за Королём Богемским Оттокаром II Княжна Агриппина Ростиславовна, за Лешком Черным, Князем Краковским и Герцогом Польским Князь Михаил Романович, родоначальник угасших князей Осовицких Князь Олег Романович Княжна Ольга-Елена Романовна, за князем Владимиром Васильевичем Галицким Князь Роман Семёнович Новосильский и Одоевский Князь Тит Мстиславович Карачевский и Козельский Князь Андриан Мстиславович Звенигородский † 1339 Князь Всеволод Юрьевич Торусский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010