По последнему закону, диакониссы получили право при жизни (inter vivos) завещать только движимое Церкви, но не на смертном одре, так как меньше можно было опасаться давления клириков, когда завещание составлялось при жизни, чем когда эти коммерческие сделки происходили при смерти диакониссы. Все же недвижимое, напр. поместья, согласно первому закону, от диакониссы переходят к ее родственникам 1243 . Отсюда диакониссы остались, собственно говоря, в прежнем положении, с тою небольшою разницею что права диаконисс на движимое, какие были утверждены и первым законом, несколько расширились внесением по отношению к движимому juris testandi. Несколько иным, по сравнению с заботами Феодосия о положении и авторитете вообще клира, представляется отношение восточного монарха к монахам. Несмотря на то, что последние являлись деятельными помощниками в проведении репрессий против врагов Православной Церкви и eo ipso государства, репрессий, о которых, добавим, иногда даже не мечтал и сам Феодосий, однако император не всегда благодарил монахов за их деятельность, а иногда умел даже строго наказывать. Так, эдиктом от 5 сентября 390 года повелевается монахам покинуть города и отправиться в пустыни и там заняться своими аскетическими подвигами 1244 . Полагают, что этот закон был ответом Феодосия на речь Ливания Yπρ τν ερν, которая достаточно раскрыла императору глаза на мнимое благочестие ревностных монахов 1245 . Однако едва ли следует происхождение закона объяснять единичным случаем: причины издания эдикта лежали глубже, а именно в общем поведении монахов того времени. Как известно, все их труды сводились к тому, чтобы нарушать церковный мир с жестокостью, недостойною даже язычника, с камнями в руках вести миссионерскую пропаганду и вместо гуманности и благочестия своим тираническим авторитетом мешать судопроизводству 1246 . Участие монахов в возмущении Антиохии, разрушение святилища гностиков Валентиниан в Калинике и набеги на языческие храмы – живая иллюстрация того, как мирно жили монахи. Уже с чисто государственной точки зрения все эти факты не могли быть терпимы, так как они легко могли вызвать крупные беспорядки, а главное, они задерживали достижение религиозно-политического идеала, намеченного Феодосием В. Чтобы пресечь зло, необходимо покарать виновников его. Так и поступил Феодосий, хотя, строго говоря, предписанное императором наказание было только практическим выводом из понятия «монах». Спустя два года, Феодосий издал новый закон о монахах, которым отменил предыдущий закон и предоставил монахам право свободного жительства в городах 1247 . Ссылка закона на то, что монахи живут судебными несправедливостями, служит явным доказательством, что и первый закон был вызван главным образом вмешательством монахов в судебные процессы. Это поведение монахов, видимо, и теперь беспокоит Феодосия, но он все-таки отменяет закон 390 г. Естественно предполагать, что закон 392 г. в пользу монахов был издан под сильным давлением самого же духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, изучая «Летописец Даниила Галицкого» (Галицкую летопись), я обратил внимание, что автор, повествуя о каком-то событии в начале своего труда, вскользь замечает о его развитии или завершении в будущем. Например, под 1207 г. «Летописец» повествует о несостоявшемся намерении венгерского короля Андрея выдать свою малолетнюю дочь Елизавету замуж за Даниила Галицкого и здесь же сообщает о ее дальнейшей судьбе: «И да дщерь свою за Лонокрабовича за Лудовика, …юже ныне святу наречають» . Известно, что Елизавета умерла в 1231 г., канонизирована в 1234 г. Стало быть, раньше этого времени автор «Летописца» работать не мог. Или другой пример: под 1217 г. впервые упоминается о «прегордом» венгерском воеводе Филе с ремаркой: «Во ино время убьен бысть Даниилом Романовичем древле прегордый Филя». Это произошло в 1245 г. (по Ипатьевской летописи –  в 1249 г.), о чем «летописец» сообщает под 1249 г. Выделив эти экскурсы в будущее, я обратил внимание на то обстоятельство, что чем ближе повествователь подходил ко времени своей работы над «Летописцем», тем заметнее сокращалась временная дистанция между парными событиями (датами). Так, между приведенными выше событиями разница, соответственно, 27 и 28 лет, а при изложении событий 40-х годов временная амплитуда между парами дат сходит на нет. К примеру,  под 1240 г. говорится об избрании Гуюка великим ханом монгольским, что случилось 28 августа   1246 г., т.е. спустя 6 лет. А под 1245 г. говорится о трагической гибели князя Михаила Черниговского в Орде, произошедшей 20 сентября 1246 г., то есть, уже на следующий год. Концом 1246 – началом 1247 г. обрывается I-я редакция «Летописца» (по Ипатьевской летописи – 1250 г.), поскольку в ней нет более экскурсов в будущее. В галицком летописании наступил, как минимум, 17-летний перерыв! Зато продолжатель «Летописца», работавший уже после смерти Даниила Галицкого, наступившей в 1264 г., усвоил манеру своего предшественника, и описания событий конца 40-х – 50-х годов имеют  экскурсы в 60-е годы! То есть, выявленные отражения «внешнего» времени работы автора в художественном тексте произведения помогло вычленить две редакции «Летописца» и установить их время работы .

http://pravoslavie.ru/5259.html

Великий князь Ярослав Всеволодович скончался «идя от канович месяца сентября на память святого Григорья» – 30 сентября 1246 года, через семь дней после угощения в ханской юрте. Старший сын Угедея, умершего 11 декабря 1241, Гуюк был объявлен кааном в августе 1246 года, а его мать Туракина-хатун сама была отравлена через 2–3 месяца после вступления сына на имперский престол. Похороны тела Ярослава Всеволодовича состоялись в апреле 1247 года во Владимире. Гибель великого князя Ярослава в Монголии исследована многими ведущими российскими историками XIX и XX веков. Русский историк С.М. Соловьёв в своей работе «История отношений между русскими князьями Рюрикова Дома» писал о гибели Ярослава Всеволодовича: «Скоро Ярослав по зову Батыя принужден был отправиться в Орду; от Батыя великий князь возвратился с честию, пожалован старшинством, но потом должен был отправиться к самому великому хану на берега Амура. Здесь начались интриги: какие-то люди, желавшие получить земли Ярослава, приобрели благосклонность старой ханши, матери великого хана, и с её помощию томили несчастного Ярослава. Кто были эти люди? Разумеется, кто-нибудь из князей русских, вероятнее всего Константиновичи Ростовские. Летописцы, умалчивая о князьях, называют одного боярина, Фёдора Яруновича, который был при этом главным действователем и клеветал хану на великого князя; когда клевета не удалась вполне, то прибегнули к легчайшему средству освободиться от Ярослава: он был отравлен из рук самой ханши». Русский историк А. Пресняков в своей книге «Образование великорусского государства» (Петроград, 1918) проанализировал последний период княжения Ярослава Всеволодовича: «Образование Золотоордынского царства подорвало болгарские отношения Суздальщины и если не совсем парализовало, то изменило резко к худшему условия поволжской торговли. Боевое наступление и колонизационное расширение Великороссии на восток надолго остановлены. Наглядным признаком значительного обеднения Суздальщины в XIII веке является судьба её церковного строительства: оно настолько заглохло, что строительные традиции Владимире-Суздальской архитектуры были уже прочно забыты к тому времени, когда в Москве возникли опыты их возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако Новгород удалось удержать до весны 1241 года, до возвращения Александра, звать которого назад поехал сам новгородский владыка. Князь навел порядок в городе, выбил крестоносцев с его земель, из Пскова и Изборска, и разгромил немцев в Ледовом побоище 5 апреля 1242 года.  К тому времени монголо-татары смели все католические королевства в Центральной Европе до границ Священной Римской империи германской нации. Противостоять Орде не мог никто. Папские послы и все русские князья устремились в ставку хана Батыя, а затем и в столицу Монгольской империи Каракорум. С этого события и начинается история первого папского послания. Папские послания Новый папа Иннокентий IV (в 1243–1254 гг.) пытался убедить Александра Невского, что его отец, великий князь Ярослав Всеволодович, принял в Каракоруме католичество от брата Плано Карпини, папского посла «к народу татарскому». «Подобно овце, долго блуждавшей в пустыне, — писал папа «Александру, герцогу Суздальскому», — отец твой, страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской Церкви, матери своей, через этого брата, в присутствии Емера, военного советника. И вскоре бы о том проведали все люди, если бы смерть столь неожиданно и счастливо не вырвала его из жизни»8. Смерть Ярослава была действительно счастливой для папского посла. Великие князья Ярослав Владимирский и Михаил Черниговский были главными соперниками великого князя Даниила Галицкого. А с ним и его братом Васильком, согласно отчету Карпини папской курии, у папского посла сложились наилучшие отношения, позволяющие надеяться, что они примут власть папы. 20 сентября 1246 года Михаил Всеволодович и его боярин Федор были убиты в Орде, где стало известно о секретном черниговском посольстве летом 1245 года на церковный собор в Лионе с целью организовать отпор монголо-татарам. Десять дней спустя, 30 сентября 1246 года, Ярослав Всеволодович был отравлен в Каракоруме. Карпини был в это время в столице Орды. Он детально описал убийство князя, предсказав, что и его сына Александра ждет смерть от рук матери великого хана Гуюка, ханши Туракины. 

http://e-vestnik.ru/analytics/aleksandr_...

Аминь. Святаго благовернаго князя Феодора Ярославича Владимирскаго († 30 сентября 1246) Тропарь, глас 8: В жизни сей утвердися верою,/в заповедех Господних пребываше непреклонен,/благоугодих Тому, яко благочестив самодержец/Емуже подобяся о врученных ти христоименитых людех,/душу свою положити потщався,/в землю идяше всезлую и безбожную/ и тамо, пред нечестивым мучителем Христа дерзновенно исповедав,/мученический венец прият,/темже, премудре Феодоре Ярославиче,/Избавителя моли избавити от бед отечество твое и люди,/да тя вси непрестанно почитаем. Кондак, глас 3: Ревностию Божественною разжегся,/оплевав царство и славу тлеющую,/изволи за Христа умрети,/нежели кроме Христа жити,/нечестивых закону не подчинился/ и сего ради за Христову веру венчався,/кровию прият венец нетленный,/Феодоре Ярославиче. Собор Владимирских святых Собор святых, в земле Владимирской просиявших, установлен в 1982 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери – 23 июня/6 июля. Собор Владимирских святых. Святители: митрополиты: Максим († 1305), Алексий († 1378), Иона († 1461), Иларион († 1707), архиепископы: Дионисий († 1385), Арсений († 1627), епископы: Феодор († 1023), Симон († пол. XII в.), Иоанн († 1214), Симон († 1226), Серапион († 1275), Феодор († 1286), Василий Рязанский († 1295), Кирилл Ростовский († 1384), Софроний († 1654), Митрофан Воронежский († 1703). Благоверные князья: Глеб († 1015), Константин († 1129), Михаил и Феодор (XII) Муромские, Борис Туровский († ок. 1160), Изяслав († 1165), Мстислав † 1172), Андрей Боголюбский († 1174), Глеб († 1174), Михаил († 1176), Петр Муромский († 1228), Георгий († 1238), Василько Ростовский († 1238), Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий († 1238), Феодор († 1246), Святослав († 1253), Александр Невский († 1263), Димитрий († 1269), Димитрий († 1294), Феодор Стародубский († 1330). Благоверные княгини: Ирина († ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина († 1238), Евдокия (XIV).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лета 6748 (1240). Того ж лета родися великому князю Ярославу Всеволодовичу дщерь Мария. Лета 6749 (1241). Родися великому князю Ярославу Всеволодовичу сын, и нарекоша имя ему Василей. Лета 6751 (1243). Того же лета иде князь великий Ярослав Всеволодович во Орду к хану Батыю, а сына своего Констянтина посла к канови. Батый иже почтил Ярослава, и отпусти, дав ему старейшинство во всем русском языце; и прииде с великой честью в землю свою. Лета 6753 (1245). Князь Констянтин Ярославич, внук Всеволож, прииде из Орды Батыевы от канович в Володимер ко отцу своему Ярославу Всеволодовичу с честию. Того же лета князь великий Ярослав Всеволодович с братьею своею, и с братаничем своим со князем Владимиром Констянтиновичем, и с братанича его Василька ростовского с сынми с Борисом и Глебом, и братанича его Всеволода с сыном Василием Всеволодовичем, внуком Констянтиновым, поиде во Орду к хану Батыю. В лето 6754 (1246). А великого князя Ярослава Всеволодовича посла хан Батый к кановичам. В лето 6755 (1247). Князь великий Ярослав Всеволодович бысть в Орде у канович и тамо обажен бысть Феодором Яруновичем к хану Батыю. И много истомления прият от татар за землю Русскую, и отпустиша его уже изнемогша. И мало пошед от канович, и преставися нуждною смертью во иноплеменницех месяца сентября в 30 день. Сынове же его Андрей со братиею, встретивше тело его, с плачем многим погребоша во Владимире. Слышав же в Новеграде князь Александр смерть отца воего великого князя Ярослава Всеволодовича, и прииде в Володимер, и плака по отцы своем с дядею своим Святославом Всеволодовичем и с братьею своею. Глава 3. А.В. Экземплярский о великом князе Ярославе Всеволодовиче. 1191–1246 годы Ярослав II Всеволодович, четвёртый из восьми сыновей Всеволода III Юрьевича, правнук Владимира Мономаха , родился во Владимире 8 февраля 1191 года. В Лаврентьевской летописи о рождении Ярослава-Фёдора говорится под 8 февраля 1190 года, причем замечено об отце его: «тогда сущую князю великому в Переславли на полюдьи». В Воскресенской же летописи сказано, что Ярослав родился в Переяславле. Всего вернее, он родился во Владимире. В 1194 году апреля 27 над ним совершен был обряд постригов (сажание на коня), обряд до некоторой степени рыцарский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не позднее сер. XV в. Владимирский Сновицкий Благовещенский монастырь. Не позднее сер. XV в. Островский монастырь в честь свт. Николая Чудотворца в Холопьем Городке. Не позднее сер. XV в. Тверской Кашинский женский монастырь в честь Сретения Господня. Не позднее 1462 г. Киевский Николо-Пустынский монастырь на Подоле. XV в. или ранее Волоколамский Возмицкий мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. XV в. или 1276–1299 Староладожский на Малышевой горе мужской монастырь в честь Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. XV в. или ранее Гродненский Дрогичинский мужской монастырь в честь Преображения Господня. XVa. или ранее Карашский близ Ростова Ярославского мужской монастырь в честь Воскресения Господня. XV в. или ранее Кашинский Клобуков мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. XV в. или ранее Козельская Оптина Макариева мужская пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. XV в. или ранее Череменецкий мужской монастырь в честь св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. XV в. или ранее xvb.(?), после 1423 г., несомн. XVI в. Ростово-Ярославский Варницкий мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. XV в., 1446 (?) Костромской Чухломской женский монастырь. Основные события русской церковной и государственной истроии (1240–1448) 2999 Основные события истории Русского государства Основные события истории Русской Церкви 1238–1264 Вел. кн. галицко-волынский Даниил Романович 1238–1246 Вел. кн. владимирский Ярослав Всеволодович 1240, 15 июля Победа новгородского св. блгв. кн. Александра Ярославича над шведами на берегах Невы Татарские войска разорили Киев 1242, 5 апреля Победа новгородского кн. св. блгв. Александра Ярославича над войсками Тевтонского ордена («Ледовое побоище») 1245, 20 сентября Образование Золотой Орды Мученическая смерть в Орде св. блгв. кн. Михаила Черниговского и его боярина Феодора за отказ изменить христианской вере 1252–1263 1246(1247)-1281 Великое княжение Владимирское св. блгв. кн. Александра Ярославича

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Великую Отечественную войну 1941–1945 годов на средства верующих была создана танковая колонна «Александр Невский». Водителями танков были монахи Троице-Сергиевой и Александро-Невской Лавр. Основные события жизни 1219 год — в семье князя Переяславского Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии родился Александр. 1222 год — маленького Александра начинают обучать ратному делу. 1228 год — отец Александра, князь Ярослав, переезжает из Новгорода в Переяславль. Мальчик вместе с братом Феодором остается на попечении бояр. 1230 год — неурожай и голод в Новгородской земле. 1233 год — смерть брата Александра — Феодора. 1239 год — князь Александр женится на княжне Александре, дочери полоцкого князя Брячислава. Построение крепости на границе Новгородской и Псковской земель. 1240 год — князь Александр с дружиной выдвигается против войска шведского полководца Биргера. 29 июля — битва на берегах Невы. Освобождение Пскова. 1242 год — битва на Чудском озере — Ледовое побоище. Заключение с немцами мира «на всей новгородской воле» (наусловиях новгородцев). Битва с литовцами при Торопце. Победа и долгое преследование неприятеля. 1246 год — кончина князя Ярослава Всеволодовича, отравленного татарами. Сентябрь 1246 года — отъезд князя Александра в Орду. Несмотря на его отказ исполнять языческие обычаи (проходить через огонь, кланяться кусту и теням умерших ханов), Батый благосклонно принимает у себя князя. 1250 год — возвращение князя Александра в Русь. 1256 год — выдвижение шведских и немецких полков в Новгородскую землю. Их отступление: новгородцы готовили отпор. Победный лапландский (финляндский) поход дружины князя Александра. 1262 год — поездка князя Александра по делу избиения бесерменов в Сарай — столицу Золотой Орды. Хан прощает русских, соглашается освободить их от обязанности служить в татарских войсках. В это время войну с немцами ведут брат Александра Ярослав и сын Димитрий. 27 ноября 1263 года — после тяжелой болезни князь Александр скончался. До этого князь принял постриг с именем Алексий. День памяти святого благоверного великого князя Александра — 6 декабря. Даниил Московский

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

1124 Под 1250 годом, 2 издание стр. 535 fin. sqq. Из всех рассказов, а преимущественно из рассказа летописи, ясно видно, что поклонение было требовано один раз, именно – пред тем, как князья должны были представляться ханам. 1126 По нашему нарочитому сказанию, настоятельно увещевал Михаила Всеволодовича исполнить волю Батыя внук его Борис Василькович ростовский. По Плано-Карпини, который также говорит о неназываемом им по имени боярине сейчас сказанное нами, Батый посылал в Михаилу с увещанием бывшего в Орде сына Ярославова, т. е. сына великого князя Ярослава Всеволодовича. 1127 В нашем нарочитом сказании: „Убийцы (князя) приехаша, скочиша с конь и яша Михаила и растягоша за руце, почаша бити руками по сердцю; посемь повергоша его ниц на землю и бияхуть и пятами; сему же надолзе бывшю, некто, быв прежде христьян и последи же отвержеся веры христьянская и бысть поган законопреступник, именем Доман, сий отреза главу святому мученику Михаилу и отверже ю прочь... (потом) начаша Феодора мучити, якоже и преже Михаила; послеже честную главу его урезаша” 1128 Что, может быть, должно понимать не так, чтобы хотели предать их возможно большему позору, а так, что только не хотели удостоить их соответствующего погребения. По свидетельству Пржевальского, Монголы в настоящее время закапывают в землю только трупы князей и важных лам, а все прочие трупы выбрасывают на съедение собакам и хищным зверям и птицам. 1129 Год мученической смерти Михаила Всеволодовича показывается двояко: по нарочитому сказанию и по Ипатской летописи он есть 1245, по Лаврентьевской и так называемой Академической летописям – 1246. Принимая второй год, мы основываемся на том предположении, что не ошибается Лаврентьевская летопись, когда относит смерть князя к одному и тому же году со смертью великого князя Ярослава Всеволодовича, а относительно этого последнего нам известно из Плано-Карпини, что он умер в 1246 году, а не ранее. Месяц и число, как мы сказали, – Сентября 20-е. 1130 Снегирёва Памятники Московской древности, стр. 67 col. 1 fin. (любопытное послание царя к чудотворцам, молящее их прибыть в Москву, ibid., пояснительных примечаний стр. 4, л).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда об этом донесено было Батыю, то он послал к князю одного из своих вельмож увещевать его повиноваться его воле. Твёрдый верою в Бога, князь оставался непоколебимым в христианском законе, и все старания склонить князя исполнить языческий обряд остались тщетными. Внук князя, Борис Василькович со слезами просил Михаила сделать снисхождение, представляя вред отечеству от твёрдости его. Михаил отринул это предложение. После этого он начал готовиться к смерти. Верный друг его Боярин Феодор был также твёрд в вере христианской и готов был лучше понести мученическую смерть, нежели изменить христианскому долгу. Итак; оба они, будучи уверены в близкой кончине, приобщились Святых Христовых Таин и начали петь псалмы, готовясь к смерти. Вскоре посланные от Батыя воины приступили сначала к Блаженному князю и начали его мучить. Воин Христов все мучения перенёс с твёрдым терпением. Один из мучителей, видя непреклонность князя, отсёк ему голову, и Блаженный Михаил мученически скончался о Господе. Умертвивши князя Михаила, татары приступили к Феодору и начали принуждать его, дабы он прошёл сквозь огонь и поклонился кумирам. Но Феодор с такою же твёрдостью отрёкся исполнить их повеление. Татары сначала лестью и обещаниями склоняли боярина Феодора исполнить их обряд, обещая сделать его российским князем и отдать ему области князя Михаила; но никакие ласки и обещания не могли поколебать добродетельного мужа и его веры в Бога. Татары предали Феодора жестоким е мучениям и потом умертвили его. Это было сентября 20 дня, 1246 года. Мученические тела князя Михаила и боярина его Феодора погребены были в Чернигове. В 1575 году, по обету, царя, Иоанна, Васильевича Грозного, они перенесены были в Москву и поставлены в храме во имя их созданном, что был в, Кремле на Тайницких вратах. Когда в 1770 году упразднён был этот храм, то мощи их перенесены были в Сретенский собор, бывший при Кремлёвском дворце, а в 1774 году – в Архангельский собор, где почивают и доныне под спудом. Память святого князя Михаила и боярина его Феодора празднуется 20 сентября, а перенесение их мощей их февраля 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010