Hagemann (Die römische Kirche und ihr Einfluss auf Disziplin und Dogma in den ersten drei Jahrhunderten. Freiburg im Breisgau, 1864. 497 S. Ritter (Geschichte der Christ. Philosophie II Th. Hamburg. 1841. 24 S.), у нас Иванцов Платонов А. М. (Религ. движения на христ. Востоке-Правосл. Об. 1880–1883 гг. Есть и отдельно) устанавливали связь арианства с неоплатонизмом. Но уже древние церковные писатели удостоверяли, что о логической, внутренней связи Ария и его строгих последователей с неоплатонизмом говорить трудно. Она может быть иногда лишь внешним, формальным сходством в их воззрениях. (Socrat Hist. Eccl. VII, 6  – PG Т. LXVII, col. 747–8; русский перевод 511 стр.) и то таким формальным сходством, которое мы более всего встречаем у омиусиан, чем у ариан в строгом смысле. Омиусиан имеет в виду и св. Епифаний Кипрский , когда, например, в Haeres, 76, 3 говорит, что ариане π Λουκινου τε κα ριγνους λαβντες τν πρφασιν γεγοντες (PG Т. XLII, col. 520; русский перевод V, 52). Связь аномейства с Аристотелем этой философской репродукции арианства, по-нашему, также не подлежит сомнению, хотя некоторые церковные исследователи и аномейскую доктрину ставят в тесную связь с неоплатонизмом (у нас – А. П. Орлов – Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского . Сергиев Посад, 1908 стр. 231). Связь аномейства с Аристотелем подмечали и древне-церковные писатели, например, св. Василий Великий (Adrersus Eunomium lib 1, cap. 29. PG Т. XXX col. 532) русский перевод III, 26; Григорий Нисский (Adv. Eunomium lib. I, 12, PG Т. XLV, col. 261 русский перевод V, 29 стр.); упомянутый уже Епифаний Кипрский (Haer. 69, 69 – PG Т. XLII, col. 316; русский перевод IV, 215). Аристотелианский характер арианства утверждают проф. Болотов В. В. (Лекции по др. церк. истории III, 3, стр. 2), проф. Лебедев. А. П. (Вселенские соборы IV-V bb. 1 т. Серг. Посад, 2 изд., 1896. Стр. 47–52), проф. Спасский А. А. (История догматич. движений I т. цит. изд., стр. 360). Ср. из зап.-евр. литер. Harnack А. G. Dogmengeschichte I, 594. Loofs F. Leitfaden zum Studium der DG 4 Halle, 1906. S. 234.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

В письме неоплатоника Порфирия к егип. жрецу Анебону, реконструируемом по трактатам Ямвлиха, Евсевия Кесарийского и блж. Августина, помимо проч. рассматривались вопросы о том, что происходит в акте дивинации, чем отличается дивинация в традиц. святилищах от частных практик, как могут боги снисходить до пророчествующих с помощью крупы (алфитомантия), кто открывает будущее человеку - Бог, демон или ангел, не является ли все действие дивинации результатом психического расстройства ( Porfirio. Lettera ad Anebo/Ed. A. R. Sodano. Napoli, 1958). В эпоху Римской империи Г. перешло в разряд маргинальных, запрещенных практик, связанных с черной магией, а потому вредоносных. По приказу имп. Августа были сожжены ок. 2 тыс. оракулов Сивиллы. С самого начала империи происходили массовые изгнания астрологов и магов из Италии: при Августе в 33 г. до Р. Х., при Тиберии в 16 г. ( Suet. Tib. 36. 1; 63. 1; Tac. Ann. 2. 32), при Клавдии в 52 г. ( Tac. Ann. 12. 22, 52, 59), при Вителлии в 69 г. ( Suet. Vit. 14. 4; Tac. Hist. 2. 62) и т. д., основанием для к-рых служил закон Корнелия об убийцах и отравителях (Coll. Ulp. 15. 2. 1; Dio Cassius. Hist. Rom. 57. 15. 8; Tac. Ann. 2. 32. 5). Однако во мн. случаях явно проступает один и тот же мотив защиты императора от возможных конкурентов (т. е. близость к закону об оскорблении величия). Согласно «Сентенциям» юриста Юлия Павла (1-я пол. III в.), гадателей полагалось сечь плетьми и изгонять из города, а упорствовавших в своих пристрастиях к Г. заключать в тюрьму или ссылать на острова. За Г. о здоровье императора или о гос. власти полагалась смертная казнь. Если рабы гадали о здоровье господ, то их распинали ( Paul. Sent. 5. 21. 1, 3-4). Эти установления потом неоднократно повторялись в IV в. Имп. Константин, запретивший доносы, в законе 319 г. сделал специальное исключение для доносивших по делу о гадателях и об астрологах, запретив считать их клеветниками, назвал их «скорее достойными награды» (CTh. 9. 16. 1; ср.: 9. 16. 2-3). Закон 357 г. имп. Констанция расширял круг обвиняемых и был направлен уже не только против самих астрологов, но и против тех, кто с ними совещаются (CTh. 9. 16. 4). В 358 г. обвинения в магии впервые официально были включены в закон об оскорблении величия (CTh. 9. 16. 6=CJ. 9. 18. 7).

http://pravenc.ru/text/161397.html

Меньше половины россиян положительно относятся к введению в стране моратория на смертную казнь 1 ноября. ПРАВМИР. Согласно данным исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) , 69% жителей России считают допустимым приговаривать к смертной казни за ряд преступлений. За четыре года показатель вырос на девять процентных пунктов. В 2014 году он составлял 60%. Применение смертной казни за сексуальные преступления против несовершеннолетних одобряют 68% опрошенных, за убийства — 57%, за терроризм — 53%, а за изнасилования — 52%. О недопустимости смертной казни говорит каждый десятый россиянин (9%). Больше половины жителей (52%) считают, что Россия должна вернуться к практике применения смертной казни. В 2014 году такое мнение имели 49% россиян. Полной отмены смертной казни хотят добиться 8% опрошенных, а 30% одобряют мораторий на смертную казнь. 10% опрошенных затруднились ответить. Мораторий на смертную казнь Россия приняла после вступления в Совет Европы в 1996 году. Вопрос о возвращении смертной казни начали активно обсуждать после убийства в Саратове девятилетней школьницы. Дело получило очень широкий общественный резонанс. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 апреля, 2024 2 апреля, 2024 27 марта, 2024 21 марта, 2024 18 марта, 2024 14 марта, 2024 12 марта, 2024 11 марта, 2024 10 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/opros-kazhdyj-vtoroj-r...

Синодом и чтобы виновные в неисполнении сего регенты подвергаемы были строжайшему взысканию и удалению от их должностей». 52 . При пении певчими по нотам, настоятели церквей предварительно должны избрать и назначить, что петь, ибо им, по церковному уставу принадлежит всякое распоряжение относительно богослужения. В видах этого, к сведению настоятелей церквей помещаем список нотным сочинениям и переложениям, разрешенным к употреблению при богослужении: (Бортнянского) сочинения двухорные: 1) Слава и ныне – Единородный, 2) Иже Херувимы, 3) Вкусите и видите, 4) Вечери Твоея тайныя. 5) Да молчит всякая плоть, 6) Творяй ангелы Своя духи. 7–8. В память вечную будет праведник 1 и 2, 9 и 10) Во всею землю изыде вещание их, 1 и 2. 11) Радуйтесь праведные о Господе, 12–15) Явися благодать Божия, 1, 2, 3 и 4, 16–18) Тебе Бога хвалим, четырехголосные 2, 3 и 4, 19–29.... Двухорные тоже 1–10. Трехголосные для хора: 30) Слава и ныне – Единородный, 31) Иже Херувимы, 32) Верую во Единого Бога, 33) Тебе поем, 34) Достойно есть, 35) Отче наш , 36) Хвалите Господа. Трехголосные одиночные с хорами: 37) Исполла эти деспота, 38–41) Да исправится молитва моя 1–4:42) Воскресни Боже, 43) Тоже с Высочайшего соизволения, упрощенное Львовым, 44) Надежда и предстательство – (без хора). Четырехголосные хорные: 45–51) Иже херувимы 1–7:52) Достойно есть, 53) Отче наш , 54:55) Хвалите Господа 1, 2, 56–57) Многая лета (большое и малое), 58) Господи, силою Твоею возвеселится Царь, 59) Вкусите и видите, 60) Тоже, переделанное из двухорного, 61) О Тебе радуется, 62) Благообразный Иосиф, 63) Милость и суд воспою Тебе – псалом, поемый при короновании. Преложения с древних напевов двухорные: 64) Ныне силы небесные – Киевского напева. Четырехголосные: 65) Слава и ныне, единородный (Герасимовское), 66) Ангел вопияше, малого греческого напева, 67) Да исполнятся уста наша..., 68) Слава Тебе Боже наш, слава Тебе, на молебне, 69) Слава и ныне, Дева днесь, 70) Ирмосы первые 2 недели четыредесятницы. 71) Под Твою милость (Киево-Лаврск.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на печатном дворе замечается постепенное затишье и приостановка работ, вызванные, без сомнения, наступившей описью печатного двора и передачей его в ведение патриарха. За выходом из печати учебного часовника (l7 ноября 1653 г.) и общей минеи (9 декабря) приступили к печатанию учебной псалтыри, которое закончено было 26 января 1654 года; 13 декабря на печатном дворе служили молебен перед началом печатания триоди постной, но самое печатание этой книги началось 8 января 1654 г., вскоре было приостановлено и окончилось только через два года. Более никаких книг за это время не печатали до самого апреля 1654 г., когда приступили к печатанию нового исправлявшегося тогда служебника. Вместе с печатанием книг приостановилась и продажа их; продажа часослова закончилась 12 декабря, напрестольного евангелия 13 декабря, учебного часовника 14 декабря (книга 53, л. 25, 52 и 69 об.); минеи общие сряду по выходе из печати 9 декабря даже не поступали в продажу, а были переданы дьяку, под росписку, на хранение (там же л. 81 об.); только кормчие книги продавались дольше всех книг, до 9 января 1654 г. (кн. 52 л. 711). 3) Единовременно с этой приостановкой работ на печатном дворе подводился расчет прихода и расхода денежных сумм; так запись росписного расхода за сентябрьское полугодие с 3 сентября доведена только до 14 декабря 1653 г., а запись неросписного расхода с 3 сентября доведена до 20 февраля 1654 года (кн. 54 л 93–124). 4) При описи имущества печатного двора оказывались лишние вещи, которые за ненадобностью обыкновенно продавались; к половине января была закончена уже опись печатного материала; 14 января началась продажа битой приправочной бумаги, оставшейся излишней у печатного дела, и продано ей 262 стопы 19 дестей за 179 руб. 11 алт. 4 денги, да барановых обрезков продано на 16 руб. 8 алт. с денгою (кн. 53 л. 86–88). 19 «148 г. января 4 дня по приказу боярина дворецкаго князя A. Л, Львова взято 1000 р. на печатный двор из приказу большого дворца на бумажную покупку»; 27 января для той же цели взята из дворца другая 1000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Жители Кемерово массово сдают кровь для пострадавших при пожаре в торговом центре 26 марта, 2018. Новостная служба В очереди в областной центр крови около 200 человек 26 марта. ПРАВМИР. Жители Кемерово массово сдают кровь для пострадавших при пожаре в торговом центре «Зимняя вишня». Люди идут в Кемеровский областной центр крови с самого утра, сообщает пресс-служба региональной администрации. Желание сдать кровь для пострадавших изъявили уже более 300 человек, еще 200 кемеровцев стоят в очереди перед входом в центр. 69 жителей Кузбасса прошли предварительный отбор на донорство, а 45 сдали кровь. Главный врач учреждения Илгиз Вафин пообещал принять всех доноров, которые приедут сегодня в центр крови. При этом он обратился к жителям Кемерово с просьбой заранее узнать о необходимости в донорской крови. Он отметил, что запасов донорской крови достаточно для оказания экстренной медицинской помощи. «Ресурсы областного банка крови направим на помощь пострадавшим, пришедшие сегодня и в последующие дни доноры будут пополнять банк. Так как срок годности крови и ее компонентов ограничен, наши специалисты проведут прием доноров в плановом порядке, назначат дни всем желающим оказать помощь», – отметил Илгиз Вафин. О необходимости в донорской крови можно узнать по телефону +7 (3842)52 22 74 и запланировать приход на кроводачу в последующие дни. Также дополнительную информацию можно получить по телефонам регистратуры 52-12-91 и +7-905-910-3729. Коллектив Кемеровского областного центра выразил соболезнования родным и близким погибших. Пожар в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» случился 25 марта. Пламя охватило практически все четырехэтажное здание, погибли взрослые и дети. По информации очевидцев, в здании не сработали ни система оповещения о пожаре, ни система пожаротушения. Подтверждена гибель 53 человек. Около 11 человек числятся пропавшими без вести.  «Правмир» следит за ситуаций и оперативно обновляет информацию о ходе поисково-спасательных работ в  специальном материале  на сайте. Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/zhiteli-kemerovo-masso...

Книга Второзакония/Дварим Начало книги «Вот слова, которые говорил Моисей всему Израилю за Иорданом... Это было в 40-м году, в 11-м месяце, в 1-й день месяца. Моисей говорил сынам Израиля сообразно всему тому, что заповедал ему Яхве сообщить им... За Иорданом в земле Моавитской начал Моисей придавать этому наставлению (Торе) силу закона». Новое введение по сравнению с предшествующими книгами, где субъектом формул введения являлся как правило Яхве. Теперь говорящее лицо – Моисей. Втор является преимущественно собранием речей Моисея (его «завещанием»). Связь датировки с Исходом. Топографическая ситуация представляет собой продолжение заключения Числ, хотя и с небольшими различиями (см. выше) 1:1–4:43 Взгляд назад на сорокалетнее странствие от Хорива (=гора Синай) к Моаву (краткое изложение Исх и Числ). Кульминацией является увещевание о жизни в Земле Обетованной (развитие запрета на изображения: 4:1–40) (Заголовок: «Это слова») 4:44–28:68 Кодекс законов/текст договора (книга Торы) 4:44–49 Введение с заголовком и «изложением содержания»: «И это – указание (Тора), которое Моисей дал сынам Израиля. Вот уставы (5–11), законы и правовые предписания (12–26:16)…» Декалог и наставление о главной заповеди (запрет чужих божеств, соотв. любовь к Богу) 12:1–26:16 Отдельные законы (12:1–16:17: культовое и социальное право; 16:18– 18:22: основное государственное уложение право; 19–25: уголовное и гражданское право; 26:1–15: «литургическое дополнение» – приношение даров земли в святилище [ссылка на предшествующий текст 12:10 слл.]) 26:17–19 Протокол, т.е. юридический комментарий к заключению союза (договора) между Яхве и Израилем Проклятия и благословения 28:69–32:52 Заголовок: «И вот слова союза...» Заключение Моавитского союза и богословская оценка «текста договора» Поставление Иисуса преемником Моисея; написание Торы и передача ее начальникам народа, поручение прочитать ее вслух в праздник кущей в год отпущения погребение его через Яхве (33:1 – заголовок: «И вот благословение...»)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Тексты, «архивированные» в книге, снабжены «надписями». Они определяют «жанр» нижеследующих документов: 1:1 говорит о «словах», 4:44 – о «Торе», 28:69 – о «словах завета (b e rt)», а 33:1 – о «благословении». За «подписями» следуют характеристики способов произнесения, обстоятельств возникновения и адресатов этих текстов; далее следует одно или несколько «вступлений». Эта система надписей делит книгу на четыре части. Лишь пассажи о смерти Моисея (32:48–52 и 34) не охвачены этой системой. 1–4 Обзор времени странствия от Хорива к Беф-Фегору (1:6–3:29) «Увещевание» и предупреждение об опасностях в Земле Обетованной (4:1–40) Историческое обоснование законодательства, данного на Хориве, и призыв к соблюдению главной заповеди – абсолютной верности Яхве (5–11) Отдельные законы, преимущественно касающиеся централизации культа, концепции разделения власти в государстве и социальной утопии (12–26:16) Протокол заключения завета/договора (26:17–19) Задачи, относящиеся ко времени после перехода Иордана (27) Благословения и проклятия (28) Текст речей, связанных с заключением завета/договора (29–30) и передачи власти Иисусу Навину (31) Песнь Моисея (32) Благословение Моисея (3) Центр тяжести этой четырехчастной композиции находится в «Торе». В самом деле, Втор – это прежде всего закон. Структуру глав 5–28 можно сравнить со структурой некоторых древневосточных кодексов законов. Кодекс хаммурапи Закон Втор Пролог 5–11 «Пролог» Законы 12–26 Корпус законов Эпилог (с благословениями и проклятиями) 28 Эпилог (благословения и проклятия) Вводная речь Моисея 1–4 имеет по сравнению с другими речами особую функцию – учреждение самой ситуации провозглашения закона (см. 4:5, 26); таким образом, она обуславливает последующие части. Глава 27 не содержит «вечных законов», но в рамках будущего ритуала противопоставляет первому декалогу (5–26) «сихемский декалог» (27:15–26), служащий своего рода контрапунктом. Корпус включает в себя законы, регламентирующие все области жизни. В 4:45; 6:1; 12:1 говорится о «huqqm mišptm» – «законах и постановлениях», которые возвестил Моисей; в 26:16 возвещение объявляется завершенным; в главах 5–11 закладываются основы, в главах 12–26 они осуществляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

51 Pseudo-Ignatius . Epistola ad Philadelphienses. 4. 8.//Monumenta…, p. 33; CA VIII. 25; III. 1. 5; 7. 6; CA III. 1. 4; Did. III. 1. 3. 52 Послание святого Игнатия к филиппийцам. 4.; Ps.-Ign . Ep. ad Tarsenses. IX. 1.//Monumenta…, p. 33. 53 Ps.-Ign . Ep. ad Philippenses. XV. 1.//Monumenta…, p. 33. 54 Лукиан . О смерти Перегрина. 12.// Лукиан из Самосаты . Избранная проза. М., 1991. 55 Orig . Homilia in Lucam. XVII. 10. (2). Origune . Homelie sur S. Luc.//SC 87. Paris, 1962, pp. 260–262. 56 Ориген . О молитве. 28.// Ориген . О молитве и увещание к мученичеству. СПб., 1897, с. 124. 57 Orig . Homilia in Isaiam. VI. 3. Origenes . Opera omnia. T. 3//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Eg. Migne J.–P. (далее PG.). T. 13, cols. 241–242. 58 Климент Александрийский . Педагог. III. 12. 97.// Климент Александрийский . Строматы. Ярославль, 1890, стб. 335. 59 Тертуллиан . Об увещании к целомудрию. 11. 2.// Тертуллиан . Избранные сочинения. М., 1994. 60 Tertullianus . De pudicitia. 13. 7. Tertullien . La pudicimй. T. 1//SC 394. Paris, 1993. 61 Тертуллиан . Послание жене. I. 4. 8; 7. 4.// Тертуллиан . Избранные сочинения. 62 Tert . De virginibus velandis. 9.//Monumenta…, p. 42. 63 Statuta Ecclesiж antiqua, can. 12.//Monumenta…, p. 43. Этот канонический памятник включал в себя постановления 4 Карфагенского собора (398 г.). 64 Canones apostolorum ecclesiastici, can. 21.//Monumenta…, p. 6. 65 Hippolytus . Traditio apostolica, can. 10. 66 Ерм . Пастырь. Подобия. 9. 27. 2. 67 Евсевий Памфил . Церковная история. VI. 43. 11. М., 1993. 68 Ерм . Пастырь. Видения. 2. 4. 3. 69 Marucci O . Epigrafia Christiana. Milano, 1910, 246. 70 Ibid. 490. 71 3 Concilium Aurelianense (538 г.), can. 16. Les canons des Conciles mйrovengiens (VI–VII siucles) T. 1//SC 353. Paris, 1989, p. 246. 72 В традиционном русском переводе необоснованно стоит “жены их (то есть вышеназванных диаконов – А. П .)”. 73 То, что в 11 ст. речь шла о женщинах, исполнявших какие-то диаконическое служение, считали многие исследователи, см., например, Gryson R . Op. cit., pp. 30–31; Kalsbach A. Op. cit., S. 11. Основная аргументация данного мнения: если в 11 ст. упоминаются жены диаконов, то перед этим стихом необъясним пропуск ап. Павлом супруг епископов, а если “жены” — это супруги и диаконов, и епископов, то упоминание их странно, поскольку к ним прилагаются те же эпитеты, что и к диаконам, и наконец, это место будет совсем непонятным, если предположить, что ап. Павел говорил о женщинах вообще.

http://azbyka.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-ra...

Бультман пытался возвести его к магическим формулам эллинизма (“Я знаю тебя, Гермес, и ты знаешь меня; я есмь ты, и ты еси я” и т. п.). Однако, как убедительно показал Иеремиас 69 , оно несомненно восходит к арамейскому или еврейскому прототипу, и в его основе лежит ветхозаветное понимание Божиего знания человека (2 Цар 7:20; 3 Цар 8:39; Пс 138:1; Ам 3:2; Иер 1:5; 12:3) и человеческого знания о Боге (Чис 24:16; 3 Цар 3:7; Пс 36:10; Иер 23; 31:34; Ос 2:20; 4:1; 6:6). Мотив особой близости Премудрости к Богу (Иов 28:12–28; Притч 8:22–30; Сир 1:1–10; Вар 3:27–38; Прем 8:3–4) здесь раскрывается в отношении Сына к Отцу и Отца к Сыну. Иисус говорит о Себе как о единственном Посреднике, через Которого людям открывается знание Бога Отца. Блаженны очи, видящие то, что вы видите — под “видением очами” подразумевается не зрительное восприятие, а личный духовный опыт, ср. Иов 19:27 (я узрю Его сам) и 42:5 (теперь же мои глаза видят Тебя). Чудеса, совершаемые Иисусом и учениками во имя Его, суть знамения пришедшего спасения, нового состояния мира, которого не могли еще видеть люди прошлого, даже святые и герои ВЗ. Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели — пророки прозревали будущее и надеялись на исполнение того, что было им открыто Богом (1 Пет 1:10–12). Менее понятно упоминание царей, и неудивительно, что Матфей заменяет их на праведников (Мф 13:17), причем пророки и праведники часто вместе упоминаются в его Евангелии, образуя параллелизм (Мф 10:41; 23:29). Очевидно, здесь отражается Ис 52:15 (цари закроют пред Ним уста свои) и Ис 60:3 (И придут народы к свету твоему [Иерусалима], и цари — к восходящему над тобою сиянию). Вопрос законника и притча о милосердном самарянине (10:25–37) Притча о милосердном самарянине, формально представленная как приложение к беседе Иисуса с законником, в действительности составляет главное содержание отрывка. Однако беседа не является простым вступлением к притче, так как в ней дан ключ к истинному пониманию Закона, обнаружено единство ВЗ с учением Иисуса и указаны две важнейшие заповеди, исполнением которых наследуется вечная жизнь.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010