Он во всякой нужде вспоможение им подаст, как говорит Давид: юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы 1183 . Он всякий случай обращает к их пользе и выгоде, как говорит Апостол Павел: вем, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое 1184 . Он сердце их исполняет веселием и радостию, как говорит тот же Апостол к верным: Бог же упования да исполнит вас всякие радости и мира в вере, избыточествовати вам в уповании, силою Духа Святаго 1185 . Он просвещает их души премудростью, юже преумножил есть в нас во всякой премудрости и разуме, сказав нам тайну воли Своея, по благоволению Своему, еже прежде положи в нем 1186 . Он их крепостью и силою обогащает против злых духов, как возлюбленный Сын Его сам говорит о сем: аминь глаголю вам, веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит 1187 . Отсюда, обличая язычников, Тертуллиан говорит: «подчинено Христианам божество ваше (боги ваши) и от всякаго Христианина диавол, по повелению Его, себя сознает диаволом» 1188 . Суть кроме сих и другие места Св. Писания, которыми доказывается, что Бог избранных служителей пресвятому имени Своему любит, защищает, прославляет и в дружество, да так скажу, приемлет. Но что еще скажу о вечных благих, верным слугам Божиим уготованных? О, вечность блаженная! О, вечность святая и бесконечная! О, граде Божий, коль преславния о тебе глаголются! и кому ты уготована? Она уготована делателям правды и служащим Богу в чистоте совести. Награждение толь великое уготовано для них в раи, что и изъяснить его совершенство никто не может. Око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его 1189 . Первая им награда будет радость небесная, как пишется: вниди в радость Господа твоего 1190 ; то есть кто был участником Христу в трудах, тот будет участник и радости той, которою Христос, одесную Бога сидя, наслаждается; ибо внити в радость Господа означает не издали на оную смотреть, но совершенно причаститися радости небесной, и соучаствовать веселию, в блаженной вечности сокровенному.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУБРОВНИК [лат. Ragusium, Ragusa], г. в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., в средние века центр самостоятельной Дубровницкой (Рагузинской) республики и важный торговый центр. История города Лат. название г. Рагуза (Рагузий) восходит к названию прибрежного о-ва Лаус (Laus - Lausium - Rausium - Ragusium), на к-ром ок. 614 г. возникло поселение романоязычных беженцев из Эпидавра (совр. Цавтат) (потомков рим. и иллирийского населения), спасавшихся от аваро-слав. нашествия. В письменных источниках Рагуза впервые упомянута в 667 г. Слав. название Д. (от слова «дубрава») принадлежало поселению, сложившемуся к кон. XI в. на материке напротив Рагузы. В XII в. эти поселения объединились, отделявшая их протока была осушена и на ее месте возникла центральная улица города - Страдун. Оба названия сосуществовали: Рагуза в офиц. (до 1472 лат., затем итал.) и в далматинском (бывшем в употреблении до XVI в.) языках; слав. название Д., зафиксированное в кон. XII в., стало офиц. в 1918 г. С момента возникновения и до 1204 г. Д. как город-анклав с небольшой сельской округой, граничившей с землями, где жили славяне, входил в состав визант. фемы Далмация. Из-за географической удаленности от империи далматинские города обладали большой самостоятельностью. В 866-867 гг. город выдержал 15-месячную осаду арабов, снятую визант. флотом. В 972 г., по легенде, благодаря заступничеству св. Власия , сщмч. Севастийского, был предотвращен захват города венецианцами. Ок. 992 г. Д. осадили войска болг. царя Самуила , но взять его не смогли. В 1000-1018 гг. Д. был под властью Венеции. Со 2-й пол. XII в. из-за постоянно меняющейся политической обстановки республика балансировала между Византией, Венецией, норманнским Сицилийским королевством и позже серб. гос-вом Стефана Немани. В 1186 г. серб. войска заняли часть Д., но норманнский флот спас город от оккупации. По договору с серб. вел. жупаном Стефаном Неманей Д. получил гарантию неприкосновенности границ и свободу торговли в серб. землях. В 1189 г. подобное право купцы Д. получили от боснийского бана Кулина, в 1191 г.- от визант. имп. Исаака II Ангела.

http://pravenc.ru/text/180532.html

1186.  Божественная литургия есть поистине небесное, на земле, служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействователем, приносящим и приносимым. Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее литургии! Храм в это особенное время бывает земным небом, священнослужители изображают Самого Христа, Ангелов, Херувимов, Серафимов и Апостолов. Литургия — постоянно повторяющееся торжество о спасении всего мира и каждого члена в отдельности. Брак Агнчий — брак царского сына, на котором невеста Сына Божия — каждая верная душа, Уневеститель — Дух Святый. С какою уготованною, чистою, возвышенною душою нужно всегда присутствовать при литургии, чтобы не оказаться в числе тех людей, которые, не имея одеяния брачного, а имея оскверненную одежду страстей, связаны были по рукам и по ногам и выброшены вон из брачного чертога во тьму кромешную. А ныне, к несчастию, многие не считают нужным ходить к литургии; иные ходят только по одной привычке, и каковыми пришли, таковыми и уходят — без возвышенных мыслей, без сокрушенного сердца, с неприкаянною душою, без решимости к исправлению. Иные стоят не благоговейно, рассеянно, без всякой сосредоточенности, без всякой подготовки себя дома посредством размышления и воздержания, ибо многие успеют пред обедней напиться, а иногда и наесться. Когда Господь сходил на Синай, народу еврейскому пред тем повелено было приготовиться и очиститься; здесь не меньше синайского схождения Божия, а больше: там только задняя Божия [см. Исх. 33, 23], а здесь самое лице Бога-Законоположника. Когда на Хориве явился Господь Моисею в купине, ему повелено было снять сапоги с ног; а здесь больше хоривского Богоявления: там прообраз, здесь Сам Прообразователь. О, как мы пристрастны к земному! Не хотим даже и один час посвятить, как должно, исключительно Богу! Во время Божественной, пренебесной литургии, и тогда мы дозволяем себе мечтать о земном и наполняем душу образами и желаниями земных вещей, иногда — увы! даже нечистыми образами; между тем как должны были бы молиться пламенно, размышлять усердно о великой тайне сей, каяться в грехах своих, желать и просить очищения, освящения, посвящения, обновления и утверждения в христианской жизни, в исполнении заповедей Христовых, молиться за живых и умерших; ибо литургия — жертва умилостивительная, благодарственная, хвалебная и просительная. Велика литургия! На ней вспоминается вся жизнь не какого-либо великого человека, а Бога, воплотившегося, пострадавшего и умершего за нас, воскресшего и вознесшегося и паки грядущего судити миру всему!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

1259 Это общее правило, вытекающее из отношений между государством и церковью и из положения епископа, как духовного главы области. Правило это имеет значение во всех государствах. В канонизме Константинопольского патриархата 1860 г. (ст. 1, п. 1) требуется, чтобы кандидат епископства был подданным государства от рождения ( κ γενετς). Это же требуется от епископов румынских (2 ст. закона 1872 г.) и болгарских (чл. 15 п. 2 и чл. 36 п. 2 экзарх. устава 1895 г.). В Сербии, по § 23 закона о церк. властях 27 апреля 1890 года, в епископы могут быть избираемы природные сербы, если они не менее пяти лет подряд прожили в Сербии. – О том, что кандидат епископства, если он женат, должен предварительно, по взаимному соглашению, развестись с женою, мы уже говорили (стр. 277). К тому, что там приведено, нужно еще добавить определение Константинопольского синода 1186 года (см. прим. 47 23 этой книги и ср. также прим. 33 того же §). Шагуна в своем Kirchenrechm (§ 153) желает доказать, что епископом может быть только монах. 1262 «Propter quod diligenter de traditione divina et apostolica observatione servandum est et tenendum, quod apud nos quoque et fere per provincias universas tenetur, ut ad ordinations rite celebrandas ad eam plebem, cui praepositus ordinatur, episcopi ejusdem provinciae proximi quique conveniant, et episcopus deligatur plebe praeseente, quae singulorum vitam plenissime novit et uniuscujusqne actum de ejus conversatione perspexit» (Cypriani ep. 68 ad clerum et plebes in Hispania consistentes, cap. 5. Ed. Migne). Cp. выводы из эти слов Киприана об избрании епископов в древнее время у Беверегия, в толковании 4 канона I Всел. собора (Synodicon. II Annot. 47), приведенный в полном тексте в моем толковании этого канона (Правила с тумач. II, 127–128). 1263 Lib. VIII, cap. 4. Приводим это место в латинском переводе: «congregatus iu unum populus cum presbyterorum coetu et praesentibus episcopis, die Dominica, consentiat. Qui vero princeps caeterorum episcopus est, interroget presbyterorum coetum et plebem ( τ πρεσβυτριον κα τν λαν) an ipse sit quem postulant in antistitem.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Скачать epub pdf Христос См. также: Беспечность . 20; Боговидение . 74; Верность . 128; Гнев . 184; Исповедь публичная . 286; Кротость . 366; Любовь ко Христу . 422; Милостыня . 454–456; Покаяние . 778; Помощь Божия . 797; Постоянство в следовании за Христом . 850; Царство Божие . 1189. 1184. Авва Патермуфий спросил почившего, желает ли он отойти и жить со Христом или остаться еще во плоти; почивший изъявил желание быть со Христом См. также: Молитва праведника ; Подвижник ; Чудо . Один из братии опасно занемог, и Господь открыл Патермуфию о его близкой кончине. Время уже клонилось к вечеру, и старец поспешил, чтобы проститься с умирающим. Когда отшельник пришел, то нашел брата, из-за которого спешил, уже умершим. Сотворив молитву, он приблизился к смертному одру. Поцеловав почившего, спросил: “Чего лучше желаешь, брат, отойти ли и жить со Христом или еще пребыть во плоти?” – “Зачем спрашиваешь меня, отче? Мне лучше отойти и пребыть со Христом. Нет мне никакой надобности оставаться во плоти,” – ответил, приподнявшись на ложе, почивший. “Спи же в мире, чадо, и молись обо мне!” И почивший, распростершись, снова уснул. Присутствовавшие при этом были несказанно изумлены. “Воистину, это – человек Божий!” – решили все. После того старец облачил юношу с достаточным убранством. Всю ночь проведя в пении псалмов и песнопениях, Патермуфий предал его честному погребению. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 59). 1185. Авва Стефан днем и ночью взирал на распятого Христа См. также: Молчание . Три старца однажды пришли к пресвитеру авве Стефану. Они долго сидели у него, ведя беседу о спасении души. Авва Стефан молчал. “Что же ты, отче, нам ничего не ответишь? Мы пришли к тебе ради душевной пользы.” – “Простите меня, я не слыхал ничего, что вы до сих пор говорили. Впрочем, что знаю, скажу. Днем и ночью я ни на что более не взираю, кроме как на Господа нашего Иисуса Христа, пригвожденного к древу крестному.” (Луг духовный. С. 79). 1186. Явление Христа Спасителя болящей в сонном видении, и последовавший после этого благополучный исход операции

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Ко временам Иоритомо 97 , первого сёогуна (1186–1200 по Р.Хр.), династия микадо, царствовавшая с 660 г. до Р. Хр., давно уже успела совершить свою службу Японии. По общеисторическому закону ей следовало бы сойти со сцены, уступив ее другим деятелям, свежим и сильным. Но национальная религия делала это невозможным: по ее учению, микадо прямой потомок богини солнца, Аматерасуками, отдавшей Японию во владение ни кому другому, как своему внуку и его потомству. И вот история находит для себя окольные пути. У престола одряхлевшей династии возвышается сначала фамилия Фудзивара, овладевает всеми важными должностями в государстве, а к концу концов вводит обычай: иметь на престоле микадо или малолетних, или таких, которые заведомо не способны ни к какой самостоятельной деятельности. Этот обычай, длившийся больше двух веков, должен был принести свои горькие плоды. Нашелся микадо, пожелавший защитить свои права, которые были ему предоставлены, когда он был ребенком, но отняты, лишь только он сделался совершеннолетним. Фудзивара выставили свою креатуру, бесталанного Госиракава 98 ; но в неге и роскоши придворной жизни они и сами уже успели изжить свои таланты. Дело не обошлось без участия более воинственных фамилий Таира 99 и Минамото. Та и другая, славные своими воинскими подвигами, были до сих пор, однако, в крайнем пренебрежении у Фудзивара. Усмирив бунтующие отдаленные провинции, и покрытый военною славою, герой, являясь ко двору, если только был допускаем, занимал там самое последнее место и подвергался презрению и насмешкам за незнание всех тонкостей мелочного этикета и за недостаток образованности, которая измерялась, главное, умением в каждую данную минуту сочинить на заданную тему красивый стишок. При восстании Сютоку 100 эти фамилии, в лице своих вождей, приняли сторону Госиракава. В самой столице дело императоров решалось мечом. Оно было решено в пользу Госиракава, благодаря талантам Таира Киёмори и Минамото Иоситомо 101 . Конечно, эти последние не для Фудзивара лили свою кровь; меч на этот раз и при дворе оказался пригоднее мирных стишков, и уже не хотел уступить им отвоеванное первенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

и также Станислав Сарницкий, Польский дееписатель XVI века; а Матфей Страубич (in descripmione Livonix) говорит, что когда первый Лифляндский Епископ Мейнгорд основывал (в 1186 г.) город Ригу и ближние Замки, то наперед испросил дозволение у Владимира Мстиславича, Князя Псковского. Но сии новопоселенцы, начавшие обращать Лифляндцев не только в свою Католическую веру, но и в подданство, стали отчуждать их от подданства Пскову. Выше упомянутый Арнольд пишет, что третий Епископ Лифляндский, Алберт (бывший с I199 г.), запретил уже им платить дань Псковскому Князю, за что де Князь часто нападал и на Лифляндскую Землю и на город Ригу. Рыцари старались разными способами снискивать дружбу Владимирову и наконец переманив его к себе, дали ему в удел близ Риги Идумейскую Область, а между тем время от времени усиливаясь притечением к себе многих Немцев, начали распространять свои владения. Скорые их успехи в покореии соседственныч Пскову Чудских племен, приближение завовоеваниями уже ко Псковским границам, набеги даже и на Псковские и Новгородские земли, а наконец в 1223 году завладение и Русским городом Юрьеьвым, приводили в страх Псковичей. Тщетно старались они превозмочь их союзом с Литовцами и призыванием Новгордцев на помощь. Успехи не скольких походов, предпринятых совокупно с сими союзниками в Лифляндию и Естляндию, были не долговременны, а наконец когда Новгородцы согласились даже уступить Юрьев Рыцарям, то Псковичи обманувшись в надежде на своих союзников, разорвали с ними дружбу и сами в 1228 году заключили оборонительный договор с Рыцарями, обязавшись им помогать против Литвы, а от них требуя обороны от Новгорода. Ярослав Князь Новгородский, почитая сие за измену Новгороду и наипаче оскорбясь тем, что Псковичи выслали даже из города его приверженцев, обьявил им войну и с войском дошел уже до Дубровны, однако же услышав, что в защиту Пскову идут Рыцари Лифляндские, остановился. Между тем Псковичи для переговоров выслали поверенных, которые объяснили, что не Псков изменил Новгороду, а сей оставил его без защиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Мы видим, что тайна мессианской личности и искупительного дела Богочеловека недоступна пониманию Филона. 1178 Отсюда неизбежно, что христианское возрождение людей ему непостижимо и у эллинского благовестника изображается не в теософических красках. По своим принципиальным тенденциям критика понуждается думать иначе и пробует отыскать подкрепляющие оправдания в апостольской антропологии и амартологии, где лежат все предпосылки и спасительного подвига Господа и учения об этом предмете. И если осторожные авторы констатируют созвучия с александрийской философией в психологических терминах, 1179 то члены генетической школы всю антропологию Павлову прямо объясняют конгломератором 1180 иудейства с новыми элементами, взятыми у эллинизма. 1181 В этом духе комментируются 1182 все взгляды Апостола на плоть и соотношение греха с телом 1183 при необходимом увенчании в особой пневматической эсхатологии, 1184 сменившей первичные иудейские идеи при радикальной их трансформации. 1185 На этой почве держатся все частные критические толкования: они обычно представляются обоснованными вполне крепко по всем правилам научной солидности, обязательной для всякого разумного убеждения, и утверждают собой генетические сближения, 1186 но именно здесь фундамент для них наименее прочен и оказывается фиктивным. В теологии Филон был дуалистом 1187 в силу своих метафических антиномий, 1188 фатально вторгавшихся в психологическую сферу чрез разнородные посредства. 1189 Материя являлась у него самостоятельным началом, 1190 и разве одни согласные с ним писатели 1191 решаться оспаривать трезвое суждение, что ее предсуществование египетский мистик навязывает Моисею вопреки библейскому тексту. 1192 Но вечная и независимая материальность 1193 обязательно должна быть антитетичной духовности, которая для души человеческой тоже будет данной заранее. 1194 Так логически формулируется, что в конкретном человеке совмещаются натуральные адверсативности. Неотвратимо, что для высшей это будет варварское порабощение ее низшей и стеснение бренностью. Поэтому Филон охотно принимает платоновское (Cratyl. 400 C) равенство со всеми его психологическими предпосылками и считает тело несносной темницей. 1195 Тягостное для духа, это насильственное общение вредно и для материального субстрата, который самой противностью пробуждается от своей косности и приобретает энергию непокорной враждебности. Тогда вечная материя эмпирически становится стоически – жизненной массой вещества 1196 и проникается активной оппозиционностью к добрым духовным влечениям. 1197 Тело есть гроб для всех духовных порывов 1198 и, сковывая их, заставляет служить своим интересам. Но последние несродны душе и отклоняют ее к поруганию собственных стремлений, 1199 почему телесность душе вредна и греховна, 1200 таит в себе зло 1201 и бывает его пособником 1202 и источником во всем мире. 1203

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Одновременно архетипы несут и «специфическую нагрузку», т.е. они порождают нуминозные действия, проявляющиеся в виде аффектов. Аффект вызывает некое частичное abaissment du niveau menta 1186 ; поднимая определенные содержания до сверхнормальной ясности осознания, он, однако, в той же мере отбирает энергию у иных содержаний, так что те либо затемняются, либо обращаются в бессознательные. Как следствие ограничивающего сознание действия аффекта наблюдается соответствующее его длительности снижение ориентирования, что, в свой черед дает безсознательному благоприятную возможность проникнуть в освободившееся пространство. Поэтому мы регулярно можем наблюдать, что в аффекте неожиданно прорываются наружу и находят свое выражение те содержания, которые в остальное время либо подавлены, либо неосознанны. Такие содержания зачастую имеют низменную или примитивную природу и тем самым выдают в архетипах свое происхождение. В дальнейшем у меня еще будет возможность показать, что с архетипами в определенных обстоятельствах могут быть связаны феномены одновременности или синхронности. Это и есть та причина, по которой я упоминаю здесь об архетипах. На психическую относительность пространства-времени, возможно, указывают случаи совершенно невероятного пространственного ориентирования у животных. Загадочное ориентирование во времени червя палоло, чьи оплодотворенные половыми продуктами хвостовые сегменты показываются на поверхности моря всякий раз поутру в последней четверти месяца октября и ноября 1187 , можно было бы отнести к этой же взаимосвязи. В качестве причины такого феномена называлось приходящееся на этот момент ускорение земного вращения в связи с притяжением Луны. Однако такое объяснение было неприемлемо по астрономическим показателям 1188 . Само по себе безспорное отношение менструального периода у женщин к лунному циклу проявляется лишь посредством числа, однако в действительности менструальный цикл никогда всецело не совпадает с лунным. Нет также и доказательств того, чтобы подобное совпадение когда-либо имело место.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Церковь в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Портик притвора. XIII в. Церковь в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Портик притвора. XIII в. Храм в честь Успения Богородицы зального типа и примыкающий к нему с юга портик украшены стенной росписью. Портреты ктиторов, царя Георгия III, царицы Тамары и Рати Сурамели, эристава Картли, расположенные в нижнем регистре сев. стены, позволяют датировать росписи 1184-1186 гг. В конхе апсиды изображена Божия Матерь Одигитрия, по сторонам - фигуры архангелов в лоратных одеяниях, ниже - ряд святителей с развернутыми свитками. На сводах и стенах представлены сцены праздников и 2 из Страстного цикла - «Тайная вечеря» и «Омовение ног». Композиции дополняют изображения святых, мучеников и воинов. Регистры и отдельные композиции подчинены архитектонике интерьера, что сближает их с монументальным стилем более раннего периода. Присутствуют также черты нового, т. н. динамично-декоративного, стиля: «ковровое» распределение разномасштабных изображений в композициях на стенах и фигур на пилястрах и в простенках окон, а также «шахматное» расположение сцен на западной стене. Работали неск. мастеров, имя главного мастера Георгия, исполнившего роспись в апсиде, сохранилось на поземе. Фрески ц. Успения Богородицы относятся к лучшим памятникам «эпохи Руставели», груз. ренессанса. Роспись юж. портика исполнена в нач. XIII в. и представлена композициями «Страшный Суд» (на стенах), «Вознесение Креста» (на своде) и Деисусом (в конхе). Распятие Господне. Роспись ц. в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Распятие Господне. Роспись ц. в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Росписи украшали также церковь Ананаури, предположительно освященную во имя Пресв. Богородицы. Это маленькое помещение зального типа с примыкающим к ней зап. приделом расположено на самом верхнем ярусе в зап. части В. Они были высечены не позднее X в. и расписаны в 1-й трети XIII и во 2-й пол. XV в. Фрески церкви почти полностью сохранились в апсиде, на сводах и стенах.

http://pravenc.ru/text/154133.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010