Василию Великому . Этот вывод в науке считается бесспорным. Несомненным признается и то, что IV и V книги по своему содержанию должны быть отнесены к последней четверти IV века. Но определение действительного автора затрудняется тем, что произведение, вообще не отличающееся выдающимися литературными достоинствами, сохранилось только неполно или в извлечениях. Сделана была попытка (J. Dräseke) усвоить это произведение Аполлинарию Младшему; но она не имела никакого успеха. Затем одновременно и независимо друг от друга проф. А. А. Спасский 1186  и Фр. Кс. Функ указали на Дидима как на действительного автора IV и V книг, отметив целый ряд данных, которыми устанавливается тесное родство между произведением Псевдо-Василия и «Тремя книгами о Троице» , и «Книгой о Св. Духе» Дидима: как с точки зрения богословских идей, так и со стороны стиля эти произведения представляются имеющими бесспорную связь. Хотя и не без некоторых возражений, этот взгляд в настоящее время утвердился в науке. Между прочим должно сказать, что усвоение этого произведения Дидиму дает возможность отнести многочисленные указания в книгах «О Троице» на πρτος λγος [первое слово] именно на это произведение. Экзегетические произведения 1188 . Дидим славился как выдающийся знаток Священного Писания и составил многочисленные библейские комментарии. Иероним с удивлением перечисляет большое количество его экзегетических произведений (De vir. ill. 109). Но из всех этих трудов ни одно не сохранилось в целости. Отрывками этих работ Дидима мы обязаны так называемым катенам, которые очень рано стали составлять из отрывков толкований свв. отцов; фрагменты экзегетических произведений Дидима здесь весьма многочисленны. Но определить объем экзегетических трудов Дидима на основании катен представляется затруднительным по следующим основаниям: во-первых, нельзя утверждать, что все отрывки, помещенные в катенах, принадлежат непременно к библейским комментариям – они могли быть взяты и из другого рода произведений; во-вторых, наличность отрывка с именем Дидима в катенах на ту или другую библейскую книгу не дает бесспорного права заключать, что Дидим писал комментарий на эту именно книгу; чем больше таких отрывков приходится на одну книгу, тем больше будет уверенность, что такой комментарий действительно был написан; наконец, в-третьих, подлинность отрывков в катенах не всегда может быть безошибочно установлена на основании надписей: авторы могли быть цитйруемы сокращенно, и формула Δ» могла обозначать как Дидима, так и Диодора или Дионисия; с другой стороны, и переписчики могли опускать или уменьшать отрывки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Ibid., стр. 304. 1171 Лит. Насл., стр. 455. Примеч. 1172 Соч. т. VIII, стр. 203. 1173 Зандер. Константин Леонтьев о прогрессе (оттиск из «Рус. Обозрения», 1921 г.), стр. 9. Булгаков считает Леонтьева «этическим уродом» — Тихие Думы, стр. 119. 1174 Соч., т. VIII. стр. 207. 1175 Ibid., стр. 189. 1176 Соч., т. V, стр. 251. 1177 Соч., т. VIII, стр. 207. 1178 Ibid., стр. 159. 1179 Ibid., стр. 179. 1180 Это — очень важное для понимания Леонтьева различение. См. стр. 178–181. 1181 Ibid., стр. 189. 1182 Ibid., стр. 203. 1183 Бог. Вестник 1914, III, стр. 457. (Письмо к Александрову). 1184 Соч., т. VIII. стр. 267. 1185 О необходимости подчинения государственности «мистическим силам», см. яркие формулы. Соч., т. V, стр. 332, Леонтьев резко расходился в этом вопросе с Катковым, типичным представителем «этатизма» в русской мысли. 1186 Соч., т. V, стр. 197. 1187  Ibid., стр 249. 1188 См. наиболее полное изложение в главе «что такое процесс развития». (Соч., т. V, стр. 187). 1189 Ibid., стр. 194. 1190 См. у Аггеева. Труды. К. Дух. Акад. 1909, VI, стр. 296. 1191 Конечно, в проблеме расцвета и силы индивидуальности главное ударение для Леонтьева лежало на человеке — это видно из дальнейших выписок, приводимых нами. 1192 Леонтьев неоднократно подчеркивает зависимость свою от Данилевского. 1193 Соч., т. V, стр. 383. 1194 Ibid., стр. 223. 1195 Соч., т. VI, стр. 93. 1196 См. об этом в моей книге «Русские мыслители и Европа». 1197 Соч., т. VI. стр. 47 (из статьи с характерным заглавием «Средний европеец, как идеал и орудие всемирного разрушения») 1198 lbid. стр. 63. 1199 Ibid., стр. 269. 1200 Соч., т. V, стр. 333. 1201 Ibid., стр. 333. 1202 Соч., т. VIII, стр. 203. 1203 Цитирую по Аггееву. Труды К. Д. Акад. 1909, VI, стр. 315. 1204 Биографии Розанова до сих пор не написано, кроме небольшой книги Э. Ф. Голлербаха, В. В. Розанов. Личность и творчество. Петроград, 1918, стр. 50. 1205 Для биографии Розанова очень важны письма Н. Н. Страхова к Розанову и примечания Розанова к этим письмам (в книге «Литературные изгнанники»). 1206

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

существом, обладающим вечным достоинством своей человеческой природы, то могут и должны возбуждать к себе чувство христианского сострадания, или желание облегчить, чем и насколько можно, их хотя и заслуженную ими тяжкую участь. Если же прибавим к этому, что между узниками могут быть и действительно бывают и невиновные в преступлении, за которое страдают (ведь человеческое правосудие не всеведуще и не всесвято), то легко поймем, почему эти несчастные, отверженные от общества люди, невольно возбуждают к себе сострадание в каждом человеке, который не утратил в себе всякого сочувствия к подобным себе существам. Этим христианским взглядом на заключенных в темницы обусловливаются современные усовершенствования в системе обращения с узниками. На тюремное заключение теперь стали смотреть не как на одну кару, но и как на меру исправления, и если в этой мере не может не быть более или менее тяжкого наказания, то во всяком случае последнее не должно быть жестоким, не должно иметь характера мести. Известный знаток тюремного дела, проф. Адольф Принс, так говорит о лучших тюрьмах нашего времени: «В настоящее время тюрьма является учреждением исправительным. Правительства начали в этой области с жестокости, и затем ограничивались равнодушным отношением, чтобы окончить человеколюбием. Без насилия и строгости, единственно путем нравственного воздействия, стараются они добиться исправления виновного» 1185 . Между тем, Л. Толстой устами героя своего романа «Воскресение», кн. Нехлюдова, утверждает, будто наличную тюремную систему «нельзя усовершенствовать» 1186 . Неосновательность этого утверждения доказывается бесспорным фактом постепенного улучшения тюрем. Если сравнить ужас прежних тюремных вертепов с удобствами теперешних тюрем, наглядно свидетельствующими о гуманитарных началах современной тюремной системы, то получится поразительная разница. Есть основания думать, что и в будущем благодетельные преобразования в этой области не прекратятся. Но Нехлюдов заявляет, что тюрьма не исправляет, но еще более развращает заключенных 1187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Ту же задачу - внести ясность и систематизацию М. ставит в сочинениях о евр. религ. законодательстве. В соч. «Мишне Тора» (1170-1180, «Повторение Торы», называется также Яд га-хазака, «Сильная рука»), одном из наиболее авторитетных сводов евр. религ. закона (галахи), рассмотрены все законы иудаизма, в т. ч. те, к-рые относятся только ко времени существования Иерусалимского храма и в наст. время невыполнимы. Целью М. было дать полное изложение устного Закона так, чтобы человек, изучивший Тору и «Мишне Тору», не нуждался бы в дополнительных источниках (некоторые современники М. утверждали, что тем самым он пытался сделать ненужным Талмуд). М. интерпретировал положения евр. права методами философского рационализма, чтобы достигнуть единства практики и идеи, внешней обрядовости и внутреннего смысла, зримого действия и незримого опыта. Т. о., он стремился одновременно создать и авторитетную компиляцию законов, и перечень «истинных верований». Метафизические и этические постулаты иудаизма и проблемы нравственного совершенствования изложены им так, чтобы их удобно было изучать. Книгу отличает четкость формулировок: автор утверждает, что, хотя лишь немногие законы и заповеди имеют действительно рациональное обоснование, необходимо искать таковое для остальных из педагогических побуждений. Кодекс Законов служит орудием воспитания и назидания, ибо сам Закон - это сила, ведущая к этическому и интеллектуальному совершенствованию. Поэтому Закон требует не только исполнения, но и понимания. «Мишне Тора» пользовалась таким авторитетом, что в тех случаях, когда текст этого сочинения противоречил какому-то фрагменту из Талмуда, раввины признавали правоту М., полагая, что данный отрывок в Талмуде понят неправильно: «Нужно следовать Маймониду даже тогда, когда он выступает против своих учителей, ибо он, конечно, знал их взгляды, и если он принял решение против них, значит, он опроверг их интерпретацию» (итал. талмудист XVIII в. Малахи бен Яков га-Коген). Соч. «Путеводитель растерянных» (1186-1190, араб.

http://pravenc.ru/text/2561240.html

«Невозможно, чтобы жизнь была удержана тлением, поэтому не Божество было вовлечено в страдания, но человечество обновлено в нетление. “Подобает бо, – говорит, – смертному сему облещися в бессмертие”. Видишь ли точность выражения? “Смертное сие” ясно показывает, что не другая плоть воскреснет» 1182 . Смерть была побеждена, и Христос не только воскрес, но и многих воскресил с Собой 1183 . Вместе с этим Христос победил диавола, лишив его главного орудия владычества над родом человеческим – смерти 1184 . Но через воплощение Божественный Логос не только спас человека от смерти и тления, но и возвысил его и прославил. Он сподобил его именоваться сыном Божиим и Своим братом 1185 . «Если бы Он не родился по плоти, то ты не возродился бы духовно. Если бы Он не воспринял образ раба, то ты не приобрел бы славы сыноположения. Для того Небесный нисшел на землю, чтобы ты, земной, восшел на небо. Для того Христос истощил Себя, чтобы мы все прияли от Божества Его. Из Его смерти проистекло для тебя нетление. Страдание Владыки стало для раба возвышением» 1186 . Крещение Символом крещения в Ветхом Завете была купель Вифезда. Но распоряжались этой купелью фарисеи, которые давали возможность больному первым войти в воду за деньги. Зная эти злоупотребления иудеев, Христос «пришел заменить купель: ту отменить, а купель крещения открыть». «В той купели очищался один в год, в этой бесчисленное множество ежедневно будут возрождаться. В ту посылал ангела, в эту нисшел Сам Я, творец ангелов» 1187 . В крещении люди возрождаются через символическое участие в смерти Христа. «Предпочитая хорошую смерть, – говорит Амфилохий от Лица Христа, – Я восприял смерть, чтобы приобщившиеся прекрасной смерти восприяли истинную жизнь, восприимут же через крещение, ибо те, которые крестились, в смерть Мою крестились ( Рим. 6:3 ), чтобы как Я восстал из мертвых, так и те ходили в обновлении жизни ( Рим. 6:4 )» 1188 .В крещении грехи не только прощаются, но совершенно и без всякого следа изглаждаются. «Наша жизнь есть книга, в которую незримо записываются и помыслы и деяния, блуждание очей и движения души, но разрешает страх человеколюбивый Заимодавец, разорвавший рукописание грехов, и не только разорвавший, но и смывающий водами крещения, чтобы оставшиеся следы букв и слогов не служили напоминанием о прошедших грехах» 1189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Если в Лаврентьевской летописи говорится только о страхе перед Божиим знамением (интересно отметить, что именно сообщением о нем начинается годовая статья 1186 г., хотя затмение произошло почти-что в середине года!), то в Ипатьевской летописи дружинники Игоря Святославича однозначно воспринимают затмение как неприятное предзнаменование. И слова Игоря свидетельствуют о его смятении ( " Таины Божия никто же не весть! " ), а не как ободрение себя и других. Впрочем, думается, кто - кто, но Игорь Святославич из рода Ольговичей, хорошо знал свою родословную и связь затмения со смертью своих предков. Знали о том и летописцы, продолжатели летописных сводов. Густинская летопись замечает по этому поводу: " И в то время бысть затмене солнца, а се знамение не на добро бываеть. Игор же единаче поиде, не ради о том. " Итак, Игорь продолжает поход, не взирая на предупреждение свыше - солнечное затмение. О том говорит и автор " Слова " : " Спалъ князю умь похоти и жалость ему знамение заступи искусити Дону великаго. " Когда писалось " Слово " , его автор уже знал о результатах похода и мог не только засвидетельствовать, но и истолковать Промысел Божий. И этот смысловой узел завязывается как раз на солнечном затмении: " Тогда Игрь възре на свътлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты. И рече Игорь къ дружине своей: " Братие и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти; а всядемъ, братие, на свои бръзыя комони, да позримъ синего Дону " (с.10) . Обращаю внимание на христианское (православное) обращение князя (княжеское служение - мирское служение Богу) к своим воинам: он обращаетмся к ним как братьям во Христе и дружинникам-воинам. Обращение " братие " - это православное обращение, а не призыв к своим единокровным братьям, как полагали некоторые исследователи в советское время. Для князя-воина гибель предпочтительнее плена. Когда-то Святослав Игоревич воскликнул перед битвой с греками: " Да не посрамимъ земле Руски, но ляжемъ костьми [ту] мертвы ибо срама не имамъ " . Русские князья никогда прежде не попадали в плен. Но прежде не было и подобных походов.

http://pravoslavie.ru/archiv/slovo-chris...

В таком случае человеку остается лишь при Божественном вспомоществовании не ослабевать в своей принадлежности к Царству Божию. Здесь он получает силу для своего подвига борьбы с грехом и тем самым достигает полноты радостей вечной жизни. Этим определяется существенная цель чудес в Царстве Божием – особых, чрезвычайных проявлений спасительного промышления Бога о человеке. Из этого уже видно, насколько существенно важно выяснение нашего вопроса в его богооткровенной и святоотеческой полноте. В дальнейшем мы и должны выяснить основную идею Царства Божия, чем, как мы видели, выясняется и телеологическое положение чуда в Царстве Божием 1178 . Креститель Предтеча начал приготовление людей к грядущему спасению провозглашением приближения Царства небесного 1179 . Первое слово благовестия Спасителя заключалось также в проповедании Евангелия Царства Божия, ибо исполнилось время и приблизилось Царство Божие 1180 . Ясное сознание Своего назначения Спаситель обозначал тем, что он должен благовествовать Царство Божие 1181 , чем и осуществлял Свое посольство 1182 , проповедуя Евангелие Царствия по всей Галилее, по всем городам и селениям 1183 . Поэтому первейшей и важнейшей целью человеческих стремлений Он называл Царство Божие 1184 , которое должно быть 1185 и было предметом как несмолкавшей, повсеместной устной проповеди св.апостолов 1186 , так и их письменных обращений 1187 , 1188 . Сам Иисус Христос указал на следующие нравственные качества, необходимые для вступления в Царство Божие: смирение, плач, кротость, правдолюбие, милосердие, чистоту сердца 1189 . Эти добродетели, способствующие единению человека с Богом, в совокупности с детской невинностью и незлобием, названными в Евангелии первым условием достижения Царства Небесного 1190 , являют собой отсутствие той гордости и самолюбия, которые лишают человека свободы в стремлении его духа к достижению наивысших целей. Они свидетельствуют о зародившейся в сердце любви к ближним через полную любовь ко Христу Спасителю, которая является живой основой Царства Божия 1191 , 1192 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Вместе с тем для Святых Отцов древности остается очень важной и тема личных взаимоотношений Иова и его друзей. Древние толкователи подробно повествуют о том, как Иов то умоляет друзей проявить милосердие, то обличает их за жестокость, то призывает одуматься. При этом экзегеты подчеркивают, что Иов все время решительно настаивает на собственной непорочности. Здесь (в отношении спора Иова с его друзьями) Святые Отцы целиком и полностью на стороне страдальца и ясно свидетельствуют о его правоте. Друзья поначалу стремятся мягко утешать Иова в его несчастьях, но затем, видя его настойчивость в исповедании своей нравственной чистоты и постоянно слыша от страдальца слова о несправедливости Божественного наказания, переходят к прямым обвинениям страдальца в страшных грехах и в богоборчестве. По словам Олимпиодора, они «не знали... первопричину случившегося» с Иовом; не было им ведомо и то, что его «бедствие было упражнением в добродетели, а не воздаянием за грехи» 1184 . Друзья призывают Иова одуматься, покаяться, начать – при осознании личной вины перед Господом – искать Бога. По их убеждению, Иову необходимо целиком признать Божию правоту и смириться перед Создателем. Однако все эти призывы друзей оказываются бесполезными: Иов не желает следовать их совету, ибо убежден в собственной нравственной безупречности. Кроме того, друзья утверждают: страдания очищают грешника и потому являются для него благом. При этом друзья убеждены: если Иов покается, то Бог целиком и полностью вернет ему земное благоденствие. Вместе с тем они искренне стремятся защитить Господа от обвинений Иова, но их слова преисполнены неправды и клеветы в отношении личности страдальца. Как говорит святитель Григорий Великий , «здесь намерение друзей Иова было благочестиво, но речь опрометчива...» 1185 Они произносят все то, за что их затем обличит – в конце истории Иова – Сам Бог, ясно подтверждающий правоту страдальца и неправоту друзей в этом споре. Святитель Григорий прямо называет все сказанное Елифазом, Вилдадом и Софаром против Иова «грехом» 1186 , который в дальнейшем потребует своего уврачевания и исправления – путем принесения Иовом (по окончании его страданий) священнической жертвы за их вину.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

P. 923-931; Jycmuh архим. Жumuja светих за децембар. Београд, 1977. С. 758-761; Zach K. Orthodoxe Kirche und rumänisches Volksbewusstsein im 15. bis 18. Jh. Wiesbaden, 1977; Бойчева П. За някои аспекти на църковно-културните отношения между Видинското царство и Угровлахия от 1365 до 1370 гг.//Проблеми на балканската истори и култура. София, 1979. С. 41-48. (Studia Balcanica; 14); Holban M. Din cronica relaiilor româno-ungare în secolele XIII-XIV. Bucur., 1981; Constantinescu R. Une formule slave pour la réception des Bogomiles//Études balkaniques. 1982. An. 18. N 2. P. 61-83; Б. Манастир Манастирица - и Републички завод за заштиту споменика културе. Београд, 1985. 17. С. 161-166; Коледаров П. Политическа география на средновековата българска държава. София, 1989. Т. 2: 1186-1396; С. Свети Срби. Kparyjebaц, 1989. С. 145-147; он же. Свети из српског рода//Црква, 2001: Календар. Београд, 2000; Florescu A. Semnificatia filolodica si culturala a unuia dintre cele mai vechi manuscrise dai tara noastra//Archivele Oltenieni. Bucur., 1989. N 6. P. 109-127; P curariu M. Sfini daco-români i români. Iai, 1994. P. 64-68; idem. IBOR. 20043. Vol. 1. P. 269-278; idem. Mnstirile ortodoxe în secolele XIV-XVIII i rolul în aprarea Ortodoxiei. ara Româneasc i Moldova//Monahismul ortodox românesc/Ed. M. Pcurariu, N. Edroiu. Bucur., 2014. Vol. 1: Istoria monahismului românesc de la începuturi pân în prezent. P. 383-479; Балкански Т. Трансилванските (семиградските) българи: Етнос, език, етнонимия, ономастика, просопография. Вел. Търново, 1996; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien: 865-1459. Münch., 2000; idem. Briefe in der mittelalterlichen Literatur Bulgariens und Serbiens//Zwischen Polis, Provinz und Peripherie: Beiträge zur byzantinischen Geschichte und Kultur/Coord. L. M. Hoffmann, A. Monchizadeh. Wiesbaden, 2005. P. 571-578; Mih il G. O nekim aspektima rumunsko-srpskich kulturnih i knievnih odnosa krajem XIV - poetkom XV veka: Nikodim// Он же.

http://pravenc.ru/text/2565606.html

После 1453 года “Шестикнижие” Арменопуло распространилось на Западе, и гуманисты отнеслись со вниманием и уважением к этому юридическому памятнику павшей Византии. Сборник Арменопуло сохранял еще до времени последней войны значение правового источника или судебного руководства в современном греческом государстве и в Бесарабии. 1185 1186 Несколько медицинских трактатов, написанных не без арабского влияния, принадлежат времени Палеологов. Одно медицинское руководство конца XIII века имело большое влияние на западную медицину и употреблялось на медицинском факультете Парижа вплоть до XVII века. Полное отсутствие оригинальности и самостоятельности византийской медицины подчеркивалось неоднократно. Французский исследователь медицины, особенно интересовавшийся византийским временем, писал: “Если бы кто-то захотел обратиться к оригинальным сочинениям в области медицины, ему нечего было бы отметить, и страница, посвященная этому более чем тысячелетнему периоду, осталась бы незаполненной.” 1187 Изучение математики и астрономии также процветало при Палеологах, и многие из вышеназванных культурных деятелей эпохи, имевших разносторонние интересы и представлявших собою своего рода энциклопедистов, посвящали часть своего времени и этим точным наукам, черпая материал из древних произведений Евклида, Птолемея и из персидских и арабских сочинений, большая часть которых, в свою очередь, основывалась на греческих образцах. Поэзия при Палеологах представлена Мануилом Олоболом и Мануилом Филом. Поэзия Олобола обычно рассматривается как искусственная, неоригинальная, искавшая часто темы в сфере придворных интересов, поэтому слывшая неискренней и иногда до непозволительности льстивой и заискивающей. 1188 Недавние исследования, однако, показали, что это мнение ошибочно. Поэмы, это верно, описывают великолепие и блеск дворцовых церемоний, но не содержат личной лести или заискивания перед императором. 1189 Олобол был также автором энкомия 1190 в честь императора Михаила VIII. 1191 Мануил Фил, всю жизнь проведший в страшной нужде, вынужденный тратить свое литературное дарование на добывание хлеба насущного и не останавливавшийся для этого ни перед каким видом унижения и лести, невольно вызывает ассоциацию с известным писателем XII века Феодором Продромом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010