Иер. 50 :5. Будут спрашивать о пути в Сион, туда обратив лица свои, придут и присоединятся 1182 к Господу заветом вечным, который не будет предан забвению 1183 . Иер. 50 :6. Народ Мой был как погибшия овцы, пастыри их совратили их и заставили блуждать 1184 по горам: с горы на холм ходили, Иер. 50 :7. Забыли ложе свое, все, кто находили их, пожирали 1185 их, и враги их говорили: „не пощадим 1186 ихъ“, ибо они согрешили пред Господом, – жилищем правды 1187 — пред Господом 1188 , собирающим отцов их. Иер. 50 :8. Выходите из среды Вавилона и из земли Халдейской, выходите, и будьте, как козлы 1189 впереди овец 1190 . Иер. 50 :9. Ибо вот Я подниму и приведу на Вавилон сборища народов великих из земли северной, и вооружатся против него, и тогда он будет взят, ибо стрела сильного и искусного воина 1191 не возвращается напрасно 1192 . Иер. 50 :10. И будет земля 1193 Халдейская разграблена, все грабители ея насытятся, говорит Господь. Иер. 50 :11. Ибо вы веселились и хвастались 1194 , расхищая наследие Мое, скакали, как тельцы на траве, и бодали, как волы. Иер. 50 :12. Посрамлена мать ваша, устыдилась родившая вас, вот она (стала) последняя из народов, (земля) пустынная, и непроходимая и сухая. Иер. 50 :13. От гнева Господня не будут (в нем) жить во веки, но весь будет опустошен, и всякий, проходящий чрез Вавилон, удивится и посвищет 1195 о всех язвах его. Иер. 50 :14. Вооружайтесь против Вавилона все соседи, натягивающие лук, стреляйте в него, не щадите стрел ваших, ибо он пред Господом согрешил. Иер. 50 :15. Возьмите его, руки его ослабели, твердыни 1196 его пали, рушились стены 1197 его, ибо это – возмездие от Господа, отмстите ему: как он поступал, так поступайте и с ним. Иер. 50 :16. Истребите сеющого 1198 из Вавилона и держащого серп во время жатвы; от меча Еллинского 1199 возвратится каждый к своему народу и каждый в свою землю убежит 1200 . Иер. 50 :17. Израиль – блуждающая овца, львы разогнали 1201 его: сначала поедал его царь Ассирийский, а сей последний, Навуходоносор, царь Вавилонский, обглодал его кости.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Не благовествовать впервые шел сюда Ап. Иоанн учение Христово. Слова небесного Наставника, облетевшие уже весь почти тогдашний мир, давно достигли Ефеса. Достигли они и других многих городов и провинций Малой Азии. Несомненно, еще при жизни Господа Спасителя, как великого палестинского Чудотворца и Учителя, молва о Нем была принесена в Ефес паломниками Иудеями, путешествовавшими в Иерусалим на праздники. После Его вознесения она еще более упрочилась 1182 . Первым устроителем христианской Церкви здесь, среди людей живших иною жизнью, был великий Апостол языков. Не раз он был в Ефесе 1183 . Три года день и ночь непрестанно со слезами благовествовал он здесь, не требуя ни от кого ни золота, ни серебра, ни одежды за свои труды 1184 . И не безуспешны были эти труды. Под влиянием благодатного его слова ефесские чародеи сожгли торжественно свои книги на площади; их оказалось на 50000 драхм 1185 . Многие из ефесян уверовали в Распятого и величали имя Господа Иисуса. „Во всей Асии этот Павел своими убеждениями, по выражению Димитрия среброковача, совратил не малое число людей“; слово Господне возмогало и возрастало с силою 1186 . Таким образом, Апостолом здесь было положено прочное основание Церкви. Когда Апостол языков прощался с ефесскими пастырями, они со слезами падали на выю отходящего, целовали его и провожали до самого корабля. Они не хотели утешиться от сказанного им слова, что более не увидят лица его. Молитвой и благожеланиями напутствовали они его 1187 . Так тесны были узы между св. учителем и учениками пастырями. Но при этом трогательном прощании Ап. Павлом было сказано и скорбное нечто относительно будущего ефесских христиан. „По отшествии моем, говорил св. Апостол, войдут ( εσελεσονται) к вам лютые ( βαρες) волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте“ 1188 . И как верно исполнилось слово великого Апостола. Не много прошло времени после этого, как мир ефесских христиан начали нарушать люди неправо мудрствовавшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Пастырские послания осуждали молодых праздных вдов, убивавших время в пустых развлечениях; им давался совет выйти замуж. «Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны и говорят, чего не должно. Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» 1181 . Однако мы не знаем упоминаний о вдовах, повторно вышедших замуж. Церковь II века, не склонная давать послабления, весьма сдержанно относилась к повторным бракам 1182 , возможно, под влиянием монтанизма и странствующих аскетов. Афинагор осуждал повторные браки 1183 . Ириней иронизировал по поводу «накопления браков» 1184 . Минуций Феликс считал допустимым только один брак 1185 . Герма 1186 , равно как и Климент Александрийский 1187 , повторял совет, данный Павлом коринфянам: «На мой взгляд, вдова будет более счастлива, если останется вдовой». Церковь же поощряла закоренелых холостяков к вступлению в брак, ибо возраст человека – не огонь, продолжающий тлеть и под пеплом 1188 . Однако христианский идеал супружеской, семейной жизни наталкивался на слабость человеческой природы, вследствие чего очень скоро встала проблема покаяния и применения Церковью дисциплинарных мер. Герма, поведавший нам о превратностях своей супружеской жизни, подлинных или вымышленных, выступает в данном случае важным свидетелем. Святость и милосердие Велико было искушение попытаться выстроить Церковь святых, свободную не только от греха, но и от самих грешников. Мы непрерывно встречаем – от монтанистов до катаров, от энкратитов до янсенистов – ту же самую непреклонность и то же стремление подвергнуть неугодных остракизму. Повседневный опыт постоянно опровергает идеализм, противоречие с жизнью. Вопреки идеализированному представлению о первоначальной христианской общине, которое можно вынести из Евангелия от Луки, созданные Павлом общины, а также упреки Апокалипсиса в адрес различных церквей позволяют нарисовать более объективный образ. Хотела того Церковь или нет, ей приходилось иметь дело с грехом и грешниками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Охридская Псалтирь 1186–1196 гг., в Университетской Библиотеке в Болонье – табл. IV –, с которой по орнаментации сходствуют, как уже замечено мною прежде, наши рукописи: Юрьевское Евангелие 1120–1128 гг. и Евангелие Добрилово 1164 г и некоторые другие, – при сильном господстве еще византийского стиля, предлагает начатки сплетенных тератологических фигур, и не только в буквах, как у нас в XIIb., но (рис. 91) и в заставке – 1 –, и именно в такой, какая стала у нас господствующей в орнаментации XIII–XIV вв., о чем тоже было уже замечено выше 80 . Как в Хиландарском Паремейнике чудовищность змеиного орнамента в заставках соответствует такой же чудовищности в прописных буквах, где она преимущественно и вырабатывалась, так и Охридская заставка состоит в зависимости от орнамента буквенного, что очевидно явствует из сличения обеих переплетенных птиц в заставке с такими же в двух экземплярах буквы Б – 2 (рис. 92), 17 –. Ту же зависимость от букв, как будет указано ниже, мы заметим в заставке (см. выше, рис. 32) сербской рукописи Иоанна экзарха Болгарского 1263 г. – XIX, 1 –, в заставке, совершенно сходной с Охридской. Ни в Юрьевском, ни в Добриловом Евангелии подобной заставки еще нет, но значительно осложненная она принята уже (см. выше, рис. 30) в русском Евангелии XII–XIII в. в Румянцевском 104 (у Бутовского табл. XXVII). Не смотря на замечательно близкое сходство такой заставки с западными 91. Заставка из Охридской Псалтири 1186–1196 гг. (Библ. Болоньского Универс.) 92. Б – из Охридской Псалтыри 1186–1196 г. (Библ. Болоньского Универс.) 93. Б – из Толковой Псалтири XII в. (Имп. Публ. Библ.) 94. Б – из Охридской Псалтыри 1186–1196 г. (Библ. Болоньского Универс.) 92, 94. Из Охридской Псалтири 1186–1196 гг. (Библ. Болоньского Университета) орнаментами, указанное мною выше, органическая ее связь с прописными буквами в двух названных рукописях, одной болгарской и другой сербской, не оставляет сомнения, что она сама собою вылилась из-под руки писца, привыкшей к составляющему ее орнаменту на частом его повторении в прописных буквах. Остается заметить, что орнаментация Охридской Псалтири так же, как и названных трех русских Евангелий 81 , выведена только киноварью, без всякой другой раскраски, и, сверх того, в Охридской рукописи и Румянцевской 104 киноварные узоры кое-где отчетливо и стройно, с большим вкусом, тронуты рядами черных точек и черточек, а иногда и пройдены черным рисунком, легко и изящно. Этот художественный прием особенно приятно ласкает зрение после только что прошедших перед нашими глазами неряшливо накиданных красных пятен, которыми покрыты чудовищные фигуры в Слепченском Апостоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

1028 Очевидно, Фома являлся так называемым «месадзоном» Мануила – своего рода «премьер-министром». 1029 Приводится описание построения византийского войска перед знаменитой битвой у Землина (Зевгмина) 8 июля 1167 г., окончившейся полным разгромом венгров и тем самым положившей конец византино-венгерским войнам 60-х годов XII в. После описания данного построения следует рассказ о битве, повлекшей бесчисленные жертвы, пленении византийцами пятерых «жупанов» и т. п. Полный разгром венгров, по словам Киннама, завершил войны с Венгрией (274.22). 1050 Андроник Комнин, брат императора Мануила I Комнина, будущий император Андроник I (1183–1185). 1052 Город во Фракии, на берегу Черного моря, ныне известный у греков под именем Анхиало и Ахело, а у турок – под именем Кенхис. 1056 Камбис – древнеперсидский царь; Тарквиний – древнеримский царь; Эхет – мифический жестокий царь Эпира; Фаларис – тиран Акраганта. 1062 Куманами. Болгарский аристократ Асень с братом Петром возглавили в 1185 г. антивизантийское восстание в союзе с половцами. 1083 Рюрик Ростиславич Смоленский, великий князь Киевский (1173; 1180–1182; 1194– 1202; 1205–1207). 1088 Граф Фландрии Людовик и дож Энрико Дандоло – лидеры Крестового похода, затем – вельможи в Латинской империи. 1108 Византийский император Исаак II Ангел (1185–1195) вторым браком был женат на дочери венгерского короля Белы III (1172–1196) Маргарите (в нач. 1186). Имя первой жены неизвестно. 1113 Иван I Асень (1186–1196), один из трех братьев Асеней, ставший с 1186 г. царем-правителем Второго Болгарского царства. 1116 «Скифами» Акрополит называет куманов (половцев). Толкование этнонима в данном случае как славянского ошибочно, хотя русский этнический элемент мог присутствовать среди половцев под названием «тавроскифы» (Литаврин 1999. С. 353–362). 1122 Разбит был только обоз и середина войска. Исаак II и его брат Алексей с остальным войском спаслись. 1128 Военная хитрость половцев состояла в нападении на врага малыми силами с последующим быстрым отступлением, заманивавшим противника в засады и ловушки, когда в бой вступали свежие силы половецкой конницы. Их обычная численность – 10–14 тысяч всадников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Определили: Принять к исполнению. VI. Определение Святейшего Синода от 27 февраля 1907 года за 1275, о предметах для приемных испытаний в духовные академии (из 9-го «Церковных Ведомо- —32— стей, издаваемых при Святейшем Правительствующем Синоде», за 1907 год): «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имели суждение по возбужденному Советом одной духовной академии вопросу о том, имеет ли право Совет академии, в виду временных правил для академий, самостоятельно назначить предметы для приемных испытаний в академию в августе сего года, или следует считать таковыми назначенные по определению Святейшего Синода, от 2–22 марта 1904 года за 1186, предметы. Приказали: Принимая во внимание, что назначение, по определениям Святейшего Синода от 4–13-го декабря 1901 года за 4939, и от 2–22 марта 1904 года за 1186, приемных испытаний во все духовные академии по одним и тем же предметам курса духовных семинарий было сделано для установления однообразных требований при приеме воспитанников в состав новых академических курсов, причем указаны для испытаний по преимуществу предметы богословские в виду особо важного значения их для желающих получить высшее духовное образование, Святейший Синод не усматривает оснований к изменению синодального постановления, от 2–22 марта 1904 года за 1186, коим предписано: приемные в духовные академии испытания впредь производить – устные: по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, как двум отдельными предметам, догматическому богословию, всеобщей церковной истории до разделения церквей и одному из древних языков по выбору экзаменующихся и два письменные: одно по богословскими и другое по философскими предметам, с написанием одного поучения, о чем и определяет: для исполнения по духовно-учебному ведомству, объявить чрез напечатание в журнале: «Церковный Ведомости». Определили: Принять к исполнению. VII. Определение Святейшего Синода от 20 января-7 февраля 1907-го года за 314, об утверждении правил пересылки рукописей и книги из одного учреждения в другое (из того же 9-го «Церковных Ведомостей»):

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, Алексей Врана, стоявший во главе военных сил, действовавших против норманнов, еще прежде, чем войска были распущены, задумал отложиться и объявить себя императором. Мы знаем, что очищение полуострова от иноземного нашествия могло считаться оконченным в ноябре 1185 г.; но в это время уже заметны были признаки волнений между болгарами, почему тому же Вране поручено было направить оружие против беспокойных подданных. Искусно прикрывая свои замыслы, Врана не предпринимал наступательных действий против болгар и ограничивался донесениями, что без новых и значительных подкреплений он не может надеяться на успех. Так он успел соединить под своею властью почти все военные силы, которыми располагала империя на западе, и дал время распространить враждебное к Византии настроение среди болгар. В таком свете представляет ход дела панегирик М. Акомината, сказанный летом 1186 г. Вообще обстоятельства, относящиеся к началу болгарского движения, изложены в летописи весьма слабо и вызывают в читателе различные недоумения. По всему видно, что заговор Враны, рассчитанный на перемену династии, опирался на симпатии к этому роду в Македонии и во Фракии, на поддержку в столице и на обширные военные средства, так что органы центральной администрации должны представляться совершенно бессильными во Фракии и Македонии за все время, пока Врана не потерял жизнь под стенами Константинополя. В числе войск, приведенных им в начале зимы 1186 г. под столицу, были норманны и другие иноземцы, но что для нас важнее – были славяне и союзники их против Византии, куманы. Хотя от этого далеко еще до тожества или прямой связи между делом Враны и болгарским движением, но одновременность того и другого факта и участие однородных элементов в войске Алексея Враны и болгарских вождей не может быть более оставляемо без внимания. Заговор Враны был благоприятным для Асеней обстоятельством, которое дало им возможность лучше организовать восстание и подкрепить свои силы частию приверженцев падшего генерала. Прежде чем Исаак Ангел предпринял против них весенний поход (1186), болгары имели удачное дело с отрядом, предводимым И. Кантакузином . Они напали на ромэйский лагерь, расположенный в долине, перебили людей и овладели обозом. Весьма вероятно, что дорогие украшения и одежды, присвоенные сану цесарей византийских, которые оказались в числе добычи, унесенной при этом болгарами, были первыми внешними отличиями, возложенными на себя Асенями.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

— жена Раймунда де Пуатье, после смерти которого и до 1163 г. была регентшей при своем сыне Боэмунде III (1145-1201) вместе со своим вторым супругом Рено Шатийонским, князем Антиохии в 1152-1163 гг. Саладин, или Салах-ад-Дин, Юсуф — первый египетский султан из рода Айюбидов (1171-1193), окончательно сместивший династию Фатимидов. Установил свое господство в Сирии и Месопотамии. 2 октября 1187 г. захватил христианский Иерусалим. В 1169 г. Саладин стал визирем Египта, в 1171 г. объявил себя халифом, низложив умирающего халифа Адида. Далее завоевал почти всю Сирию; в 1175 г. багдадский халиф признал за Саладином титул султана. Полностью завершил объединение бывших земель халифатов в 1186 г., вынудив к покорности атабека Мосула Зенги II. Первым браком император Мануил I Комнин (см. прим. 14 к гл. III) был женат на двоюродной сестре Конрада III Ирине, второй раз — на Марии, дочери князя Антиохии Раймунда де Пуатье. Ричард Львиное Сердце — Ричард I (1157-1199), король Англии с 1189 г. из династии Плантагенетов, сын Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Участник третьего крестового похода, в 1192 г. заключил мирный договор с султаном Египта Саладином. Ираклий — архиепископ Цезареи, патриарх Иерусалимский в 1180-1191 гг. Балдуин IV — Балдуин IV Анжуйский (1161-1185), король Иерусалимский с 1174 г., сын Амальрика I. Несмотря на тяжелую болезнь (проказу), участвовал в борьбе с Саладином. Находился под влиянием своей сестры Сивиллы, сыну которой завещал трон. Балдуин V — Балдуин V Монферратский (1177-1186), король Иерусалимский с 1185 г., был не сыном, а племянником Балдуина IV. Его родителями были Вильгельм Монферратский (ум. 1185 г.) и Сивилла, сестра Балдуина IV. Гвидо Лузиньян (ок. 1129-1194) — король Иерусалима с 1186 г. и Кипра с 1192 г., сын французского сеньора Гуго III де Лузиньяна. В 1184 г. потерпел неудачу в борьбе за регентство при малолетнем Балдуине V, короле Иерусалимском. Однако, женившись на Сивилле, дочери Амальрика I и матери Балдуина V, стал королем после смерти последнего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Согласно определению Святейшего Синода от 2–22 марта 1904 года за 1186, испытания произведены были, в пределах семинарского курса, по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета (как двум отдельным предметам), догматическому богословию, всеобщей церковной истории (до разделения церквей) и по одному из древних языков, по выбору экзаменующихся. Независимо от сего экзаменующиеся писали на заданные темы сочинения по библейской истории, философии и поучение. – Один студент Рязанской духовной семинарии, представивший все три письменные работы и выдержавший один устный экзамен по Священному Писанию Нового Завета, вынужден был затем, вследствие постигшей его тяжкой болезни, прекратить сдачу испытаний и Совет Академии имел о нем особое суждение впоследствии, по выздоровлении. —13— По окончании испытаний 47 студентов духовных семинарий и 1 боснийский уроженец приняты были в студентов I курса Академии; воспитаннику же Поливановской гимназии было отказано в приеме по недостаточной подготовленности его к слушанию академических лекций. Из студентов, принятых в Академию, 30 зачислены были на казенные стипендий, 9-на частные, 1 (боснийский уроженец) – на особую стипендию Святейшего Синода, а остальным предоставлено содержаться на свои средства. Кроме означенных лиц, в самом начале отчетного года приняты были в число своекоштных студентов I курса: 1 окончивший полный университетский курс и 1 студент и надзиратель Московской духовной семинарии, удовлетворительно выдержавший приемные испытания в августе 1904 года, но не зачисленный тогда в состав I курса по недостатку помещения в академических зданиях, – без испытаний, и вышеупомянутый студент Рязанской духовной семинарии, с разрешения Его Высокопреосвященства удовлетворительно сдавший, по выздоровлении, остальные четыре устные испытания по предметам, указанным в определении Святейшего Синода от 2–22 марта 1904 года за 1186. При полном составе академических курсов в начале учебного года в Академии было 205 студентов, именно: в курсе – 55 студентов (в том числе 4 оставленных на повторительный курс), во II – 59, в III – 49 и в IV – 42.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако Мария и ее муж должны были первыми искупить то преступление, что «прибегли, как говорит Никита, к насилию и возмутили государство». Оба, как известно, погибли в 1183 году, жертвами адского искусства в отравлении, каким обладал Андроник Комнин. В 1186 году другой сын маркиза Монферратского, Конрад, в свою очередь прибыл в Константинополь. Еще при Мануиле он прославился, сражаясь от имени императора с полководцами Фридриха Барбароссы, и своей доблестью, а также своим умом и верностью он заслужил уважение и любовь царя. Поэтому, задолго до его появления на Востоке имя его уже было там известно, и Исаак Ангел, чувствовавший потребность в латинских союзниках, чтобы упрочить свой престол, с радостью предложил ему руку своей сестры Феодоры. Конрад, как раз перед тем потерявший жену, легко поддался соблазну сделанных ему блестящих предложений. Он явился в Византию и, вступив в императорскую семью, получил титул кесаря. Он не замедлил оправдать сделанный в лице его выбор, оказав своему зятю важную услугу. Случилось так, что в этом самом 1186 году Алексей Врана возмутился против Исаака. Это был лучший полководец в империи и самый популярный, он не замедлил осадить Константинополь с моря и с суши. Царь, в полном отчаянии, терял голову; надеясь только на Бога, он собирал во дворце толпы монахов, прося их молиться, чтобы Господь отстранил междоусобную войну и сохранил ему престол. Конрад Монферратский был другого рода человек: защите молитвы он предпочитал кольчугу и меч и энергично убеждал зятя встряхнуться, уговаривая его прогнать к черту « всех этих нищих», собрать войско и драться. «Дай Бог, резко сказал он ему однажды, застав его за обедом, чтобы ты с таким же увлечением готовился к войне, с каким садишься за стол, чтобы смаковать подаваемые тебе кушанья, и так глубоко задумываться потом над пустыми чашами». Сам он покуда не терял времени: собрал двести пятьдесят латинских рыцарей, навербовал немного пехоты в то время, как Исаак коснел в своей бездеятельности, и предстал перед всеми, «как истинный посланец Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010