Обращаясь, собственно к арабам, мы находим у них культ камней очень распространенным. Ибн-Гишам говорит, что обычай почитания камней мало-помалу распространился между всеми потомками Исмаила 1183 . Идолы, стоящие в виде камней, были распространены по всей Аравии между всеми арабскими коленами, как об этом свидетельствует Геродот, 1184 Максим Тирский 1185 и Климент Александрийский . 1186 Джеугари и Фирузабади говорят, что камни были божествами арабов, и, в тоже время, на этих камнях, носивших название арабы закалали жертвы или кропили на эти камни кровью 1187 . Некоторые из этих камней, по всей вероятности, обладали особенностями, придававшими им в главах арабов-язычников чудесное свойство, например, подобно тому камню, какой описывает св. Антонин мученик, как камень, обожаемый в VI веке сарацинами на горе Хорив. Он говорит: 1188 in parte ipsius montis habent saraceni idolum suum positum marmoreum, quod est candidum sicut nix, ibi permanet sacerdos indutus dalmatica et pallio lineo. Quando autem venit tempus festivitatis eorum, praecurrente luna, antequiam sacerdos ingrediatur ad diem festum illorum, incipit marmor illud mutare colorem; et dum adoraut idolum, fit marmor illud sicut pix; completoque tempore festevitatis, revertitur in pristinum colorem, unde es valde admirati sumus. «На одной стороне этой горы у сарацин находится их идол мраморный, который бел как снег; там живет постоянно жрец, одетый в далматику и льняной плащ. Когда же наступает время их торжества, лишь только взойдёт луна, прежде чем, жрец приступит к торжественному дню их, мрамор этот начинает наменять цвет; и когда они совершают служение идолу, мрамор этот становится подобным смоле. По окончании же времени торжества, он снова получает свой прежний цвет, чем мы были весьма удивлены». Об упомянутом выше обычае арабов приносить жертвы на камне, почитаемым божественным, или по крайней мере, кропить на него кровью, свидетельствует уже Геродот. 1189 Порфирий же так описывает это: 1190 Δουμτιοι δ τς ραβας κατ τος καστον θυον παδα ν πο βωμν θαπτον χρνται ς ξονω. «Думатеи, народ Аравии, ежегодно приносили в жертву дитя и погребали его под камнем, который служил им идолом». На этот же своеобразный обычай указывает и один стих древнего арабского поэта: 1191

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Иудейское название заимствовано от тех отделов Пятикнижия, которые содержат в себе законодательство Моисея, и приурочено ко всему содержанию пяти книг лишь —41— приблизительно, ad majorem partem. В строгом и точном смысле, наименование «закон» неприложимо в книге Бытия и некоторым историческим частям других книг. Впрочем, современные евреи (напр., Bloch) стараются доказать, что значит не «закон», νμος (как в переводе LXX и у писателей новозаветных), а «учет», «наука» 1185 . В таком значении действительно слово нередко употребляется в Свящ. Писании Ветхого Завета; но в тех местах, где оно входит в состав выражения: («книга Торы Моисеевой») 1186 и ему подобных, оно, несомненно, может означать только «закон», а нечто другое. Весь «закон», во всех сохранившихся до нашего времени манускриптах подлинника и во всех переводах, разделяется на пять книг; и согласно этому пятичастному делению, у александрийских иудеев получил название πενττευχος, т. е. ββλος, а у раввинов: , , , т. е. 5 / 5 закона, или пять пятых 1187 , или просто – пятые: почти то же, что Пятикнижие): , или , . Древнейшее упоминание о разделении на пять книг встречается у Филона: τν ερν νμων ν πντε ββλοις ναγραφντων πρτη καλεται κα πιγρφεται γνεσις (de Abrah.) и Иосифа Флавия: κα τοτων πντε μν στι τ Μωσως (c. Apion. I, 8) 1188 ; а термин «Пятикнижие» употребляют уже Ориген и Тертуллиан (с. Marc. I, 10) 1189 . В. О названии пяти книг Моисеевых Отдельные книги, входящие в состав Пятикнижия, у современных евреев обыкновенно озаглавливаются их начальными словами: 1-я книга носит название ‏ «в —42— начале», 2-я – – «и вот имена», 3-я – «и воззвал», 4-я – – «и сказал» и, наконец, 5-я – – «вот слова». (Точно также в Коране суры. – Bloch) 1190 . Это обыкновение весьма древнего происхождения, и по свидетельствам христианских писателей его можно проследить до 3 века по Р. X.: именно с теми же названиями перечислять свящ. книги Иероним (Prol. gal. in 11. Regum, – de Wette § 31) и ранее Ориген (Euseb. Hist. Ecel. VI, 25, – de Wette § 29). Достойно замечания, что из других свящ. книг евреи называют начальным словом только Плач Иеремии (=«как») и книгу Царей («и царь Давид» 1191 ). Применение этого способа обозначения по отношению к отдельными книгам Пятикнижия может найти себе объяснение в том, что евреи смотрели на Пятикнижие, как на одно связное целое, расположенное по одному плану и принадлежащее одному писателю; а потому предпочли специальным заглавиям каждой книги по ее содержании названия их по начальным словам. Таким образом, название «берешить» и друг. означают: тот отдел целого закона Моисеева, который начинается таким-то словом или выражением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1161  Bornemann. S. 438. Критический и грамматический Комментарий Элликота на Послания к Фессалоникийцам вышел в свет в 1858 г.; а в 1880 году был отпечатан четвёртым изданием. 1170  Theologische Stadien und Kritiken. 1850. S. 753–816. Гримм против Баура защищает подлинность обоих Посланий. 1174  Перечисление противников и защитников подлинности Второго Послания в Hand-Kommentar zum Neuen Testament, bearbeitet von Holzmann...Zweiter Band. Zweite... Auflage. Freiburg in B. und Leipzig. 1893. S. XIII, а перечисление тех и других и изложении их доводов в Комментарии Мейера Zehnte Abtheilung, bearbeitet von Lünemann. Dritte Auflage. 1867. S. 167–176; -bearbeitet von Bornemann. 5 und 6 Auflage. 1894. S. 498–537. 1175  Герике. Введение в новозаветные книги Священного Писания. Перевод с немецкого под редакцией архимандрита Михаила. Москва 1869 г. Вторая половина, стр. 10–16. 1178  Historisch-kritische Einleitung in das Neue Testament, von Dr. Adolf Hilgenfeld. Leipzig. 1875. S. 642 und folg. 1179  Hand-Kommentar zum Neuen Testament, bearbeitet von Holtzmann, Lipsius, Schmiedel, Soden. Zweiter Band. Die Briefe an die Thessalonicher und an die Korinther, bearbeitet von Schmiedel. 1893. S. 9–14. 1180  Bornemann, В, 441–443. Мысли свои Тиксен изложил в статье, помещённой в современном ему журнале в 1796 г. 1185  Bornemann. S. 454–455. Сочинение Рейхе озаглавливается: Authentiae posterioris ad Thessalonicenses epistolae vindiciae. Gött. 1829. 1186  Institutiones Theologiae christianae dogmaticae. Editio octava auctaet emendata. Lipsiae. 1844. Pag. 391. Это сочинение признаётся классической системой рационализма. С шестого издания оно переведено на немецкий язык Францем Вейссом под заглавием: Lehrbuch der christlichen Dogmatik. Nürnberg. 1831. 1190  Своё учение об антихристе Шнеккенбургер изложил в нескольких сочинениях. Эдуард Бёмер (родился в 1827 году) обработал его и изложил в одной статье, под заглавием: Zur Lehre vom Antichrist, помещённой в журнале: Jahrbücher für deutsche Theologie 1859. В. 4, S. 405–467.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Нужно благодарить Рейхе, что он первый и умело защищал подлинность Второго Послания к Фессалоникийцам. Но спрашивается, почему необходимо допустить ошибку в предсказании о человеке греха? Разве история человеческого рода кончилась? Настанет время, когда оно исполнится, и мнения, что оно никогда не исполнится, никто не доказал и никогда никто не докажет. Рационалист Вегшейдер (родился в 1771 году, † в 1849 году) говорит, что Иудеи позднейшего времени, по примеру Персов и других необразованных народов, приписывали встречающиеся в мире злоключения не Богу, a некоторому принципу или существу, противоположному Ему. Поэтому и в священных книгах противополагаются: Бог – глава божественного царства, со своим как бы наместником Мессией или Христом, и сатана – владыка дьявольского царства с антихристом. Этим последним коллективным именем в книгах Нового Завета, по фигуре олицетворения (prosopopoeiae), обозначаются противники христианства, и прежде всего – лжеучители, которых сатана наущает вредить и препятствовать восстановлению мессианского царства. Но некоторые отцы, как и Иудеи позднейшего времени, воспользовались этим именем для обозначения некоторого злого демона, который воплотится и будет предшествовать восстановлению мессианского царства. В подтверждение мысли о воплощении злого духа Вегшейдер ссылается на слова Феодорита 1186 В другом месте Вегшейдер говорит, что лжеучители, через фигуру олицетворения, изображаются под именем измышлённой личности антихриста 1187 . Очевидно, что Вегшейдер, как рационалист, не верит, что придёт некогда антихрист. Но он не доказал, что священные писатели, и в частности Апостол Павел, именем единоличного антихриста называют многих лжеучителей. Если в Писании говорится и о многих антихристах и об одном антихристе, то вывод отсюда должен быть не тот, что многие антихристы то же, что один антихрист, а тот, что говорится о каком-то особенном антихристе, отличном от прочих или многих антихристов. По мнению Денни отступление означает религиозное отпадение у Иудеев; антихрист – одно лицо; храм Божий – храм Иерусалимский; удерживающее – Римская империя; держащий – Римский император. Когда Иудеи решительно восстанут против Евангелия, тогда, по мысли Апостола, должен прийти антихрист и осквернить храм; тогда наступит конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Переданное в руки расположенных способных и специально подготовившихся к нему лиц 1183 , преподавание гомилетики должно иметь теперь почти исключительно практический характер. Дело в том, что «действительная причина ошибочной исключительно-риторической поста- —86— новки гомилетики... происходит от неправильности самого определения проповеди, из которого… как это бывает всегда, естественно, развивается и вся система» 1184 . С заменой же этого понятия правильным изучение теории, – осбенно искусственной теории Фаворова, – должно быть уменьшено до самой последней степени, тем более, что сами защитники мнения о безусловной необходимости для будущих проповедников теории проповеди сознаются, что последняя «в ходе развития специально проповеднического образования действует на проповедника не столько «продуктивно», сколько «регулятивно», как выражаются немецкие гомилеты» 1185 . А было бы, может быть, и еще лучше, если бы у воспитанников совсем не было под руками руководства по гомилетике 1186 . —87— Занятия преподавателя с учениками уже с самого начала должны состоять в чтении возможно большего количества проповеднических образцов 1187 . Прочитанные предварительно дома, – для чего каждый ученик должен иметь под руками тщательно 1188 составленную гомилетическую хрестоматию, – эти образцы сначала самим учителем, а потом (когда уроки учителя познакомят их с теорией проповеди) учениками под руководством последнего должны быть разбираемы, – как только будет это возможно, – сразу во всех отношениях, т.е. и со стороны содержания, и со стороны формы, и со стороны внутреннего характера, и со стороны изложения. Этому исключительно делу должны быть посвящены все уроки гомилетики в 4 классе, к концу которого ученики приобретут таким образом некоторую начитанность в проповеднической литературе и получат наглядное общее представление об отличительных особен- —88— ностях церковной проповеди 1189 . Вместе с тем отчасти на основании учительского примера, который, конечно, должен быть более или менее образцовым 1190 , отчасти на основании своих собственных и товарищеских классных опытов, исправляемых преподавателем, ученики приобретут здесь некоторый навык в искусстве проповеднического произношения 1191 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, имя свое в истории Харьковского училища девиц духовного звания преосв. Макарий сделал навсегда незабвенным и дорогим именем, благодаря исходатайствованными ему прав, одинаковых с другими подобными училищами. 24 октября 1866 года преосв. Макарий обратился к г. синодальному обер-прокурору с следующим отношением. «Харьковское училище девиц духовного звания», – писал архипастырь, – «устроено и содержится без всяких вспомоществований от казны собственными средствами епархиального духовенства и частью пожертвованиями от благотворителей. Все лица, служащие при этом училище, – начальница, её помощницы и наставники, во время прохождения своей службы, кроме небольшого жалованья от училища, не получают почти никаких других поощрений к своему полезному труду и, в случае выхода своего в отставку, по болезни или по старости лет, могут остаться без всяких средств для своего содержания. Между тем известно, что все должностные лица при училищах девиц духовного звания, имеющих счастье состоять под августейшим покровительством её Императорского Величества Государыни Императрицы, считаются в действительной службе, начальницы же, воспитательницы и их помощницы в этих училищах, на основании Всемилостивейше дарованного им 23 марта 1857 года права, чрез каждые пять лет получают прибавку 1 / 5 части штатного жалованья до уравнения его с годовым окладом, а те, которые прослужили 15 лет, получают половинное, а прослужившие 25 лет – полное жалованье из духовно-учебных капиталов. Известно также, что все означенные лица, па основании Всемилостивейше дарованного 16 апреля 1860 года права, удостаиваются Мариинского знака отличия беспорочной службы на Владимирской ленте, за выслугу 15 лет – 2-й степени, а за выслугу 25 лет 1-й степени. На этом основании и ссылаясь на то, что Харьковское училище девиц духовного звания находилось в весьма удовлетворительном состоянии, преосв. Макарий просил г. синодального обер-прокурора ходатайствовать о даровании всех вышеуказанных прав и лицам проходящим службу при Харьковском училище девиц духовного звания, или, по крайней мере, двух прав: права считаться в действительной государственной службе и права – собственно лицам женского пола – на получение Мариинского знака отличия, беспорочной службы. Св. Синод изъявил согласие ходатайствовать о предоставлении первого права служащим в Харьковском училище девиц духовного звания, т.е. права считаться в действительной государственной службе, а ходатайство преосв. Макария о предоставлении лицам женского пола права на получение Мариинского знака отличия беспорочной службы отклонил. 20 марта 1867 года Государь Император изволил утвердить вышеуказанное ходатайство Св. Синода. Так, Харьковское училище девиц духовного звания, благодаря ходатайству преосв. Макария, получило одобрение с высоты Царского Престола и вместе с тем права, вполне обеспечивавшие будущность его, в особенности будущность наставников этого училища 1186 . 4. Учено-литературная деятельность преосв. Макария в Харькове

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Однако после долгих переговоров с Римом, святой Борис получил то, чего он так добивался для Болгарской Церкви, но не от Рима, а от Византии. От византийского рабства, длившегося в течение полутора веков (1018–1186), болгары освободились, подняв восстание в 1178 г., и болгарский царь Калоян (с 1196 г.), младший из братьев династии Асеновичей, возобновите-лей Болгарского государства, обратился к папе Иннокентию III, от которого он надеялся получить для себя утверждение законности своей царской власти, а для Болгарской Церкви – самостоятельность и патриархию. Но вскоре после этого были восстановлены сношения с Византией, а переговоры с Римом прерваны. Таким образом, еще в течение первых столетий жизни Болгарской Церкви Рим пытался распространить свою власть и на Болгарию, в чем, однако, не успел вследствие того, что христианская религия болгарского народа уже с самого начала своего зарождения питалась соками культурного гения Византийской Церкви. О существовании приверженцев римского католицизма в Болгарии до начала эпохи турецкого рабства в конце XIV в. (1395) не может быть и речи. Первые католики в Болгарии – чужеземцы, поселившиеся в Болгарии, – купцы из Дубровника (Рагузы) и саксонцы, работавшие в рудниках. Купцы из Дубровника, пользовавшиеся привилегиями в силу торговых договоров между республикой Дубровником и Турцией, образовали первые небольшие католические колонии в разных городах страны, а саксонские рудокопы поселились в небольших промышленных центрах, главным образом, в северо-западной Болгарии – в селе Чипровицах и в некоторых других местах. Однако о римско-католической пропаганде все еще нельзя говорить. Она была более поздним явлением. В пределах Оттоманской империи она была облагодетельствована режимом капитуляций, начало которого совпадает с началом организации пропаганды, т. е. с первой половиной XVII в. 1. РЕЖИМ КАПИТУЛЯЦИЙ Могущество Оттоманской империи продолжалось недолго. Уже в XVII в. отмечается упадок военной мощи Турции, явившийся результатом целого комплекса причин внутриполитического и морально-общественного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно определениям Святейшего Синода от 2–22 марта 1904 года за 1186 и 27 февраля 1907 года за —13— 1275, испытания произведены были, в пределах семинарского курса, – по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета (как двум отдельным предметам), догматическому богословию, всеобщей церковной истории (до разделения церквей) и по одному из древних языков, по выбору экзаменующихся (от последнего испытания освобождены были: 1 студент, рекомендованный Правлением Иркутской духовной семинарии – согласно ходатайству названного Правления и упомянутому в сем ходатайстве указу Святейшего Синода на имя Архиепископа Иркутского от 30 мая 1905 года за 5454; 2 воспитанника реальных училищ – на основании определения Святейшего Синода от 10–22 января 1903 года, и 2 сербских уроженца – на основании указа Святейшего Синода от 14 августа 1902 года за 6245). – Независимо от сего экзаменующиеся писали на заданные темы сочинения по основному богословию, философии и поучение. По окончании испытаний 59 студентов духовных семинарий, 2 воспитанника классических гимназий и 1 воспитанник реального училища Советом Академии приняты были в число студентов I курса, а 1 воспитаннику реального училища и 2 сербским уроженцам отказано было в приеме по недостаточной подготовленности их к слушанию академических лекций. Из студентов, принятых в Академию, 30 зачислены были на казенные стипендии, с выдачею таковых семейным священнослужителям, пожелавшим поместиться на частных квартирах, – на основании указа Святейшего Синода от 20 ноября 1906 года за 12983, – на руки помесячно, а остальным предоставлено содержаться на свои средства. Кроме вышеупомянутых 62 лиц, в самом начале отчетного года Советом Академии – а) приняты были в число своекоштных студентов I курса: 1 студент того же курса —14— Казанской Духовной Академии – без испытаний, и 1 студент Архангельской духовной семинарии, по болезни не имевший возможности своевременно прибыть в Академию, – после испытаний по всем предметам, указанным в определении Святейшего Синода от 2–22 марта 1904 года за 1186; б) исключены из состава курса, с переводом во II курс, – 3 бывших вольнослушателя Академии (2 священника и 1 воспитанник классической гимназии), усердно посещавшие в предшествующем 1906–1907 учебном году академические лекции и представлявшие, хотя и неофициально, письменные работы наравне с действительными студентами I курса, – по успешном выдержании устных переводных испытаний по предметам I курса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бояре, очень рано отделившиеся от прочей массы народа своим богатством, обширностью владений и сосредоточением управления в своих семействах, до позднейшего времени, именно до полного развития Московского государства, оставались в тесных связях с народом, по тем отношениям, какие имели их предки к различными родам, первоначально составившим города; интересы каждого боярского рода были тесно связаны с интересами той городской общины, к которой этот род принадлежал первоначально. Конечно, это не во всех городах было развито в одинаковой степени; прибытие чужеземных князей-дружинников во многих городах произвело большую перемену в отношениях бояр к народу; но, тем не менее, в городах самостоятельных ясно обозначаются следы такого отношения высшего класса граждан к остальному народу. Так, например, в Новегороде каждый конец города, каждая улица, составлявшие отдельную общину, обозначавшую первоначальный род, или селение, вступившее в городской союз, имели свои боярские роды 16 ; и обидеть который-либо из сих родов значило обидеть целый конец или улицу, и, наоборот, обидеть или обесчестить чем-либо улицу или конец значило обидеть или обесчестить тот боярский род, который к ней принадлежал по исконными отношениям предков 17 . А посему иногда бояре с одним своим родом и с уличанами или кончинами предпринимали отдельные войны и выходили за границы родной земли, не спрашивая дозволения у целого города. Так в 1177 году Милонеговичи приходили на помощь к великому князю Всеволоду Георгиевичу Владимирскому против рязанских князей. Лаврентиевская летопись говорит: «Приехали к нему Новогородци Милонежкова чадь, и рекоша ему: Княже, не ходи без Новгородских сынов; пойди нань единого с нами». Так Вышата Васильевич, в 1186 году сам собрав дружину, ходил на Ямь 18 ; а в 1342 году боярин Лука Варфоломеевич опустошил Заволочье и выстроил себе город Орлец, тогда как это вовсе не нравилось Новогородскому правительству 19 . Вместе с влиянием на свои концы и улицы, бояре пользовались большим уважением и привязанностью всего народа , так что нередко целые города воевали за своих Бояр. Например, когда в 1224 году великий князь Юрий Всеволодович пришел на Торжок с многочисленным войском и говорил новогородским послам: «Выдайте ми Якима Иванковиця, Микифора Тудоровиця, Иванка Тимошкиниця…… невыдате ли, а я поил есмь коне Тьхверью, а ещё Волховом напою»... то Новогородцы, приготовясь к битве, отвечали с новым посольством: «Княже, кланяем ти ся, а братьи своей не выдаваем, а кръви не проливай; пакыли твой мець а наше головы» 20 . Или в Галиче боярский род Молибоговичей долго держали крамолу против князя Даниила Романовича. А за боярина Давыда Вышатича против того же Даниила стоял целый город Ярославль и выдержал осаду в 1231 году. Даже москвичи в 1378 году плакали о боярине Иване Васильевиче, сыне последнего тысячского, которого Донской за измену велел казнить на Буянове поле 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/g...

Свободу своей мысли он умел соединять с уважением к другим работникам в области текста Священного Писания – его редакции и толкования. Автор знает передачу текста Симмаха 1171 , Акилы 1172 , Феодотиона 1173 , в одном месте он постулирует к самому переводу LXX 1174 , в некоторых местах скрывает свои источники общим указанием νιοι, τινες или κατ τος λλος ρμηνευτς 1175 , в иных – считает долгом перечислить известные ему понимания того или другого библейского текста и высказать к ним своё отношение 1176 . Иногда традиция создавала не одно толкование какого-нибудь места Писания, и все существующие толкования, рассматривая предмет с разных точек зрения, оказывались приемлемыми – тогда Диодор без высокомерия находит нужным обозначать эту разность мнений, предоставив самому читателю выбор наиболее ясного, историчного 1177 . Ко всему сказанному следует прибавить пользование Диодором сирийской 1178 и еврейской Библий 1179 . Получив блестящее светское и христианское образование, Диодор имел все данные, чтобы эту учёность запечатлеть в своих комментариях, которые, в имеющихся даже у нас фрагментах, отмечают его, как знатока библейской и гражданской истории 1180 , заблуждений как грубого язычества 1181 , так и философского эллинизма 1182 , бытовой жизни народов, данных антропологии и физиологии 1183 . Параллельно богатой эрудиции, в экзегетических фрагментах Диодора наблюдается и собственное стремление его понять, уяснить содержание Библии 1184 посредством внимательного и подробного анализа текста 1185 , массы углубляющих толкование вопросов, ответов и аналогий 1186 . Во всём этом виден блестящий представитель антиохийского, вполне научного метода экзегезиса Священного Писания. Мысль о буквальном, посредством самого текста, истолковании Священного Писания ни на минуту не оставляет нашего экзегета. Предпочтение историко-грамматического метода всякой другой трактации сквозит через каждую строку его толкований 1187 . Диодор открыто даже заявляет о своих симпатиях к этой исторической методе истолкования Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010