Таково истинное значение неутомимой храмоздательской деятельности Андрея Боголюбского! В 1160 г. совершилось событие, которое оказало важное влияние на развитие и укрепление христианства в Ростовско-Суздальской земле: это – обретение мощей св. Леонтия и Исайи, просветителей Ростовских. В 1160 г. в Ростове случился страшный пожар – один из тех, которые так были обычны в древних русских городах при исключительно деревянных постройках и страшной скученности их. Во время этого пожара сгорела деревянная соборная церковь Успения. Благочестивый князь Андрей тогда же приступил к постройке нового соборного храма – каменного, более обширного и величественного, чем бывший здесь прежний храм 56 . Когда в Ростове было приступлено к очистке места под новую постройку, рабочими обретены были нетленные мощи святителей и просветителей земли Ростовской – Леонтия и Исайи. Благоверный князь Андрей был несказанно обрадован этим событием. По окончании строения собора в 1162 г., как свидетельствует сев. летописец, князь сам отправился на освящение новозданного храма и совершил вместе с тем торжественнейшее перенесение новообретенных мощей в собор. Он устроил для св. мощей великолепные гробницы и со слезами радости припадал к ним, вознося благодарение Господу Богу, благоволившему явить видимую милость к юной северной Руси открытием в ней нетленных мощей. «Теперь я уже ничем не охужден пред другими, – с радостью восклицает благоверный князь, – милость Твоя даровала благодать...» Вместе с ним ликовало и все княжество Ростовское, ублажая первосвятителей Ростовских 57 . С обретением мощей св. Леонтия и Исайи, просветителей Ростовских, Рост.-Суздальская земля получила, так сказать, новую, после чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, свою народную святыню. Это чудесное прославление нетленных останков еп. Леонтия и Исайи, проповеднические и пастырские подвиги которых были живы в памяти народной, так как были живы еще дети тех ростовцев, которые самолично ходили за город к святителю Леонтию учиться истинам святой веры, и могли даже быть в живых сами свидетели апостольских трудов святителя Исайи, обходившего с проповедью землю Суздальскую еще в 90-х годах XI столетия, особенно важно было для торжества христианства в Ростовско-Суздальской земле. Это нетление св. останков и чудеса, совершавшиеся при мощах первых просветителей Ростовских, были убедительнейшим знамением для язычников и полуязычников Ростовско-Суздальской земли величия христианской веры. Неизвестный составитель древнейшего похвального слова в честь св. Леонтия 58 , живший вскоре после обретения мощей сего святителя, так изображает торжество христианства и тот нравственный переворот, который совершился в Ростовско-Суздальской земле при благоверном князе Андрее: «О новые и преславные чудеса!.. Где были бесовские жертвы, там стали христианские церкви; где ликовал диавол, там явился Владыка Христос; где гнездились духи, оттуда они ныне отгоняются» 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

3. Около 1160 г. Грамота константинопольского патриарха Луки Хрисоверга к великому князю владимирскому Андрею Боголюбскому Известна в двух редакциях: краткой, имеющей все признаки подлинности, и пространной – с различными добавками в содержаниии подновлениями в языке. Единственный, к сожалению, не полный список первой открыт и издан преосвящ. Макарием в Ист. Русс. Церкви, т. III, прим. 33, стр. 251; изд. I. Списки второй редакции обыкновенно помещаются в так наз. Никоновой летописи. Настоящее издание представляет первую половину грамоты по тому же списку, которым пользовался и автор Ист. Русс. Церкви (именно – в сборнике XVII в. кирилло-белозер. монастыря, ныне С.-Петербург. Духов. академии, по новому каталогу 1270, л. 219–221), вторую – по Никоновской летописи изд. Археограф. Комиссии (Пол. Собр. Летопис., т. IX. стр. 220–229). Летописный текст напечатан особым шрифтом; варианты его к первой половине грамоты указаны только там, где нужно было пояснить смысл или исправить очевидные ошибки списка старшей редакции. Грамота великого патриарха Луки ко князю 542 андрею Ростовскому 543 Боголюбскому 544 Любимый о Господе духовный сыну, преблагородивый княже ростовский и суздальский. Грамота благородия твоего к нашему смирению твоим послом 545 принесена бысть, и прочтена бысть в соборе. Уведавше на ней, оже в твоей земли твоим почтанием благочестие уширяется 546 , яко многи по местом молебные дома создал еси Богу, доброе се твое почтание все похвалихом, и еже к Богу правую твою веру готовахом. И не токмо грамотой благородия твоего сия известовахом, но и от того самого 547 епископа твоего: многа и се[й благая о благородии твоем 548 свидетельствова пред нашим смирением и предбожественым собором и пред державным нашим и святым царем. 549 Сказывает же нам писание твое, иже град Володимер из основания воздвигл еси велик со многом человек, в ней же 550 церкви многи создал еси; не хощеши же его быти под правдами епископии ростовские и суздальские, но обновить е митрополией и поставить от нас в не митрополита, тамо сущего у благородия твоего Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Григорий Нисский 107 . В «спорном» труде «О Святой Троице» свт. Кирилл ясно говорит, что не считает употребление выражения μα φσις… указанием на одну природу Господа: Τ δ ο τω λγειν ο ρει σγχυσιν τας νεργε αις, λλ’ να τν ατν ε ναι διασαε τν νεργοντα: κα θεκς κα νθρωπικς: ο τε τ θεα κατ Θε ν: νθρωπος γρ: ο τε κατ’ νθρωπον τ νθρ πινα: Θες γρ. σατως κα μ αν σιν ερικ ς το Θεο Λγου σεσαρκωμνην, ο μι ς σεως τν Κριον δογμτισε. Τ γρ σεσαρκωμνην προσθες, τν τοιατην νελεν π νοιαν. τρα γρ το Λγου σις, γουν θε α: κα τρα πλιν τς σαρκς, γουν νθρωπικ συνεκδοχικς [TLG, Work #123 77.1160.9 to Work #123 77.1160.18]. Сказанное не означает смешения действий, но показывает, что действовал Один и Тот же, и по Божеству, и по человечеству. Не так, чтобы Он делал божественное по Божеству, ведь Он человек; и не так, чтобы делал человеческое по человечеству, ведь Он Бог . Точно так же и выражение «одна природа Бога Слова воплощенная» не учит нас об одной природе Господа. Слово «воплощенная» уничтожает такое представление. Ведь одна природа у Слова, то есть божественная, и другая у плоти, то есть человеческая, такие их названия – синекдоха. Синекдоха – оборот речи, при которой при наименовании части подразумевается целое (напр., «заводу нужны рабочие руки», «веселые ножки бегут по дорожке»). Таким же образом в богословском языке свт. Кирилла слово «плоть» употребляется в значении «человек», а «Слово» в значении «Бог». Этот термин присутствует в древнегреческо-русском словаре А.Дворецкого и является традиционным со времен Аристотеля. Несмотря на то, что вышеупомянутый труд «О Святой Троице» приписывается прп. Евлогию, архиеп. Александрийскому, подобная терминология используется святителем Кириллом и в Толкованиях на Евангелие от Иоанна: «…хотя и говорим воплотился, но этим не утверждаем, что Слово Божие облеклось одною только плотию, но в имени плоти обозначаем всего человека» 108 . Одной из причин, почему употребляется эта синекдоха, может служить необходимость провозгласить единство Сына: «…совершенно и всецело обозначая Себя частью (плотию) Своею, дабы кто не стал пытаться одного Христа разделять на двоицу Сынов, но чтобы как единое нечто мыслился и принимался – как рожденное от Бога Отца Слово, и как воспринятый от Святой Девы храм, – не потому, что они одной и той же сущности, но потому, что после неизреченного единения делом нечестия будет рассекать их, ибо один из обоих Христос» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

«Справочная книга о приходах и монастырях Волынской епархии» К. В. Переверзев, Житомир. Электрическая типография М. Дененмана, 1914 г. Второй памятник архитектуры Владимира-Волынского – Успенский собор, сохранившийся до наших дней. Его построил в 1160 г. волынский князь Мстислав Мстиславович. По типу – это шестистолбный крестовокупольный одноверхий храм, подобный зданиям Киева и Чернигова XII века, но с существенными отличиями: стены и столбы собора тоньше, пропорции плана другие. Конструкция, техника кладки и архитектурные формы сооружения близки к архитектуре Кирилловской церкви в Киеве и другим зданиям этого типа. Как и в сооружениях Приднепровья, архитектурно-художественный образ храма прост и величествен. Строгая гладь его стен расчленена полуколоннами и сдержанно украшена аркатурным фризом (реконструкция А.В. Прахова и Г.И. Котова). Успенский собор во Владимире-Волынском, наверняка, строили приднепровские мастера или их ученики. Источник: «История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1966 г., т. 1 Выдающийся памятник Волынской архитектуры древнерусского периода, собор Успения Богородицы построен в 1160 г. волынским князем Мстиславом Изяславовичем. После Брестской унии 1596 г. храм стал униатским собором. В течение 17-18 в.в. он подвергся перестроениям, целью которых было придание православному храму вида костела. В этот период к западному фасаду симметрично пристроены две восьмигранные башни-колокольни, а между ними – портик, завершенный фронтоном; увеличена площадь здания; часть первоначальных окон заложена, остальные – растесаны. После этих перестроек все сооружение извне приобрело барочные одеяния. После третьего раздела Польши (1795 г.) и присоединения Волыни к Российской империи Успенский собор снова стал православным храмом. Реставрирован он в 1896-1900 г.г. по проекту архитектора Г.И. Котова в кажущихся первобытных древнерусских архитектурных формах. Успенский собор – большой шестистолпный, крестообразные купольных, одноэтажная, трехапсидный, трехнефный храм. По схеме плана, конструкциями и архитектурными формами он приближается к древнерусских храмов Киева и Чернигова, что свидетельствует об общности путей развития монументального церковного строительства различных регионов древней Руси.

http://sobory.ru/article/?object=08955

Закрыть itemscope itemtype="" > 1547 год в судьбах России: события и документы Доклад на конференции «1160 лет Российской государственности и 475 лет Русского Самодержавного Царства» 04.02.2022 1497 Время на чтение 22 минут   Доклад был подготовлен для конференции « 1160 лет Российской государственности и 475 лет Русского Самодержавного Царства » 30 Января 2022 года, однако из-за большого числа выступающих, вышедших из регламентированных хронологических рамок, он не был прочитан. Кандидат исторических наук Павел Геннадиевич Петин предоставил «Русской народной Линии» текст своего доклада для публикации.     С 2011 года, к сожалению, с большими перерывами, вызванными различными жизненными обстоятельствами, совместно с Василием Вадимовичем Бойко-Великим и по его инициативе мы ведем большую работу по составлению « Хронографа Эпохи Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича Грозного», которая связана с целым рядом исследований по установлению письменных источников тех или иных событий, уточнению их датировки. Предлагаю вашему вниманию небольшой доклад, посвященный только 1547 году, который наглядно иллюстрирует источниковедческую проблематику нашей исследовательской работы.   Начало Царства Русского   В 7055 г. (1547) 16 января (все даты даны по старому стилю) ровно 475 лет назад, произошло Венчание на Царство Великого Князя Иоанна Васильевича по благословению его отца Великого Князя Василия Иоанновича в Успенском соборе Московского Кремля . « Венчян бысть на Царство Руское Благоверныи Великий Князь Иван Васильевич всея Русии преосвященным Макарием Митрополитом всея Русии» – свидетельствует «Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича» . Венчание на Царство, совершение таинства Миропомазания Митрополитом Макарием это ключевой момент русской истории – восприятие Российским государством духовного и светского наследства Римской Православной империи (Ромейского Царства) и практическое воплощение концепции « Москва – Третий Рим». Русский Царь – наследник Ромейских Императоров, защитников Вселенского Православия.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

Закрыть Облик и общественно-политические взгляды Государя Императора Николая II по воспоминаниям зубного врача Его Величества С.С. Кострицкого Доклад на конференции «1160 лет Российской государственности и 475 лет Русского Самодержавного Царства» Инна Симонова   03:05 05.02.2022 2512 Время на чтение 18 минут Фото: из архива автора Доклад кандидата исторических наук, историка-источниковеда И.А.Симоновой был прочитан на конференции « 1160 лет Российской государственности и 475 лет Русского Самодержавного Царства» 30 Января 2022 года.   Как известно, в судебной практике при идентификации участников уголовного дела прижизненная и посмертная стоматологические экспертизы зачастую играют ключевую роль. К сожалению, в деле, связанном с расследованием убийства Царской Семьи, до сих пор не удавалось обнаружить прямые свидетельства врачей о лечении ими зубов Государя Императора Николая II, Его Августейшей Супруги, Наследника Цесаревича и Великих Княжон. Следователь-криминалист Следственного комитета РФ Владимир Николаевич Соловьев, расследовавший обстоятельства гибели Венценосной Семьи с 1991-го по 2015 год, так говорит об этом в своей книге «Ошибки и подлоги в следствии по Царским останкам», опубликованной всего лишь неделю назад на одном из интернет-сайтов: «Следствие уделяло огромное внимание поиску медицинской документации в российских и зарубежных архивах. …Большие надежды я возлагал на фиксацию стоматологической помощи, выполненной ялтинским врачом Сергеем Сергеевичем Кострицким. ...В 1995 г. В Париже я встретился с внуком С.С. Кострицкого — Сергеем Сергеевичем Кострицким (На самом деле фамилия сына дочери Людмилы Сергеевны Кострицкой — Пельтцер! — И.С.) Он рассказал о том, что дед его написал воспоминания на русском языке…». Далее в своей книге В.Н. Соловьёв приводит выдержки из своего письма на имя первого заместителя министра иностранных дел Игоря Сергеевича Иванова от 12 апреля 1995 года: «В настоящее время появилась информация о том, что Сергей Кострицкий, родной внук Сергея Сергеевича Кострицкого — лейб-медика, зубного врача семьи императора Николая Второго, живет в Лиме и является послом Перу в Сингапуре. (Я должна пояснить, что здесь речь идёт о другом внуке Кострицкого — по линии младшего сына Леонида, Сергее Леонидовиче Кострицком. — И.С.).

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/05/...

было создание во Владимире отдельной от Киева митрополии. Ее главным оправданием как раз и служило активное церковное строительство и массовое открытие приходов («умножение церквей»), на чем и делал упор Андрей в послании К-польскому патриарху Луке Хрисовергу в 1163 г. (А. В. Назаренко). Т. о., свою деятельность Л. начал как активный проводник церковно-политических замыслов владимиро-суздальского князя, и перспектива стать митрополитом должна была только усилить его рвение. В результате Л. был изгнан «ростовцами и суждальцами» (показательно, что о князе речи нет) уже в 1159 г.- видимо, не ранее мая, когда стало известно о кончине митр. Константина. Т. к. паства Л. считала, что «Леон епископ не по правде поставися Суждалю, Нестеру пискупу суждальскому живущю, перехватив Нестеров стол» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 351-352), то с переменами на митрополичьем престоле могли связываться надежды на восстановление Нестора. Понятно, почему в такой ситуации Андрей Юрьевич не стал защищать Л. Ни владимиро-суздальское, ни киевское летописание не сообщают, когда и почему Л. вернулся на кафедру. Это случилось не позднее 1161 г., как естественно думать, в связи с решением нового митрополита Феодора , прибывшего в Киев в авг. 1160 г. Неизвестно, где оставался Л. в месяцы изгнания: в Киеве или, быть может, в Чернигове у еп. Антония, др. ставленника митр. Константина? Однако и на этот раз пребывание Л. рядом с кн. Андреем было недолгим. Хронология последующих событий в летописях сбивчива, но поддается восстановлению. В 1161 г. Л. оказался снова изгнан, уже по воле самого Андрея. Изгнанию подверглись также младшие братья Андрея, его старшие племянники, а также приближенные отца, и это заставляет догадываться, что Л. либо связался с оппонентами князя в его семействе (традиционалистами-противниками новаторства Андрея), либо, что вероятнее, просто встал на защиту изгоняемых по праву печалования. Вскоре, зимой 1161/62 г., князь вернул епископа, но подверг опале, не дав ему жить в суздальской резиденции, поблизости от княжеского Владимира, а удалив в Ростов, на старую кафедру, где у епископа не было тогда даже собственного храма - кафедральный Успенский собор сгорел в 1160 г.

http://pravenc.ru/text/2463541.html

И мало кто теперь знает, что был он закрыт в 1927 г. и более чем на полтора десятилетия стал антирелигиозным музеем. Слава Богу, и сейчас, как 8 веков назад, здесь звучит молитва, возжигаются свечи, вершится таинство Причастия. С северной стороны от собора высится 56-метровая колокольня 1810 г., вместо прежней шатровой — той, что на гравюре. Между ними — придельная церковь во имя св. князя Георгия, построенная в 1862 г. К собору с севера поднимается площадь, с конца XVIII в. бывшая парадным плацем. До 1925 г. на площади перед собором стояла Владимирская часовня, устроенная в 1797 г. и перестроенная в 1891 г. в Антипьевскую церковь. Теперь ее нет, и только старые фотографии и открытки напоминают о ней. Источник: Днесь светло красуется. Владимир в старой открытке.  Успенский собор строился в 1158-1160 годах и перестраивался в 1185-1189 годах. Теперешняя ширина его - 30,8 м. Длина (без учёта алтарных апсид) - 30 м. Высота по центральной главе - 32,3 м. Длина первоначального собора составляла около 22,5 м (без апсид), ширина - около 17,5 м. Высота колокольни вместе со шпилем - около 70 м. В соборе и близ него находится более 40 захоронений владимирских князей и архиреев. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Успенский собор – уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. Здесь сохранились фрески, выполненные знаменитым Андреем Рублевым в начале XV в. Сам собор построен в 1158-1160 г.г., существенно расширен в 1185-1189 г.г. Вплоть до возвышения Москвы он был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нем до конца XIV в. князья венчались на Владимирское великое княжение, он был выше Киевской Софии. Это один из первых белокаменных храмов на Руси. За почти девятивековую историю собор не раз страдал от огня, восстанавливался и перестраивался, в ходе многочисленных реставраций и поновлений фрески Рублева оказались под слоями штукатурки и красок. Временем ренессанса для Успенского собора стала вторая половина XIX в. Тогда его архитектура обрела близкий к первоначальному вид, а реставраторам удалось обнаружить и открыть древние фрески Рублева – «Лоно Авраамово», «Страшный суд», фрагменты древних орнаментов.

http://sobory.ru/article/?object=00186

Тала. Монастырь Неофита Затворника. /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1160. Адрес: Кипр, Пафос, Тала, Агиос-Неофитос Координаты: 34.84652, 32.446357 Проезд:Монастырь расположен в 10 км от г. Пафос, из города ходит рейсовый автобус 604 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь был основан в середине 12 века монахом Неофитом, кипрским отшельником, автором религиозных произведений и исторических хроник. В небольшой пещере, которая вырублена самим Неофитом в скале, был сооружен храм, и в нем сохранились замечательные византийские настенные росписи, которые датируются 12 - 15 веками. На территории монастыря находится интересный церковный музей, а в монастырском храме хранятся несколько икон, написанных в 16 веке. Источник информации: " Кипр. история и цивилизация " . Преподобный Неофит, затворник Кипрский (1134 — не ранее 1220). Дни памяти: 24 января (5 февраля) (Греч.), 28 сентября (10 октября). Родился в 1134 году в деревне Левкара на Кипре. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он в возрасте восемнадцати лет поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди. Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158) года он прибыл паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходил палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте». Получив откровение, он возвратился на родину, и нашел приют в горах близ источника реки в 9 километрах на северо-запад от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества. Многими трудами он почти целый год расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Он полностью заложил восточный вход в пещеру и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью с приготовленной могилой, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Пещеру он посвятил Святому Кресту.

http://sobory.ru/article/?object=23647

104 «Храмовый свиток» (11Q Temple Scroll). Перевод А. Волохонского. [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – Режим доступа: 105 Tigay J. H. Deuteronomy.//The JPS Torah commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society, 1996. P. 125 106 Tigay J. H. Deuteronomy.//The JPS Torah commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society, 1996. P. 125 107 Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия//Полное собр. творений: В 12 т. Т. IV. Кн. 1 и 2. М., 1994 (Репр. с изд. 1898 г.). С. 278 109 Tigay J. H. Deuteronomy.//The JPS Torah commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society, 1996. P. 126 110 Merrill E. H. Deuteronomy.//The New American Commentary, V. 4. Nashville, 2001. Р. 226; Christensen D. L. Deuteronomy 1–21:9.//Word Biblical Commentary. Vol. 6a. Dallas, 2002. P. 257 111 В большинстве английских переводов начало стиха передается словами «only be sure» (Revised Standard Version, New International Bible, New Revised Standard Version, New King James Version, New American Standard Bible и др.). 112 Tigay J. H. Deuteronomy.//The JPS Torah commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society, 1996. P. 126 113 Герц Й. Тора. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино». Пер. с англ. М. – Иерусалим, 2001. С. 1160 114 В традиционном иудаизме со свойственной ему мелочностью относятся к исполнению этого принципа, и потому кошерное мясо требует длительной обработки, которая имеет целью удалить максимальное количество крови из него. «Сначала мясо вымачивается в воде в течение минимум получаса, потом солится и сохнет на решетке в течение часа. После того как соль смывают, оно готово к использованию». См. Уирсби У. Комментарий на Ветхий Завет. Том I. Бытие – 2 Паралипоменон. СПб.: «Библия для всех», 2010. С. 449 115 Cairns I. Word and presence: A commentary on the book of Deuteronomy.//International theological commentary. Grand Rapids, Mich.; Edinburgh. 1992. P. 131 117 Герц Й. Тора. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино». Пер. с англ. М. – Иерусалим, 2001. С. 1160

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010