Часть первая. Новгородский архитектурный стиль . Строительство церкви Параскевы Пятницы на Торгу в корне изменило новгородское зодчество. До этого храмы в Новгороде строили в византийско-киевской традиции, хотя и создавали в ней такие абсолютно оригинальные образцы, как Георгиевский собор Юрьева монастыря , построенный гениальным мастером Петром или собор Рождества Богородицы Антониева монастыря . Даже один из первых на Руси, каменный Софийский собор имел элементы не характерные для византийского зодчества. Эти величественные и торжественные соборы были построены по княжеским заказам. В 1113 году князь Мстислав напротив новгородского Детинца, на Ярославовом дворище, строит огромный пятиглавый Николо-Дворищенский собор . Он стал первым каменным храмом на Торговой стороне Новгорода и последним большим княжеским собором. В 1136 году новгородцы изгоняют князя Всеволода, поставив ему в вину, что он " не блюдет смердов " и с этого времени княжеская власть в Новгороде уступает место вечевой республике. Князья стали приглашаются в Новгород только как военачальники. Их резиденция переместилась из Детинца на Городище, в 2-х километрах от города (сейчас Рюриково Городище). Заказчиками храмов начинают выступать купцы и бояре, церковные владыки и новгородские посадники, а иногда и жители окрестных улиц. Они не строят огромные соборы, их храмы это небольшие одноглавые четырехстолпные церкви. В Новгороде начинается активное строительство посадских и монастырских храмов. Большинство этих храмов не сохранилось, но мы знаем о них из летописей. В отличие от киевских, новгородские летописи мало внимания уделяют политике, зато подробно описывают городские события. В " Новгородской первой летописи " с 1127 по 1194 год упоминается о возведении 50 храмов, из них как минимум 15 каменных, то есть строительство, в том числе и каменное, велось в городе очень активно. Сохранились имена некоторых заказчиков, которые относятся ко всем сословиям Новгородской республики: 1127 год заложил князь Всеволод каменную церковь Иоанна на Петрятине дворе (на Опоках) во имя сына своего;

http://sobory.ru/lib/4_arhitektura_novgo...

3 . Церковь , впоследствии соборная (собор) 653 , св. Николая Дворищенская, построенная тем же Мстиславом Владимировичем, на Ярославовом дворище. Т. е. при княжеском, по Ярославу называвшемся Ярославовым, дворце, который, как мы сказали, находился на Торговой стороне, рядом с гостиным двором. Заложена в 1113г., когда окончена неизвестно. С пристройками и значительно переделанная существует до настоящего времени. 4 . Церковь Феодора Тирона, построенная Воигостом в 1115г. В настоящее время не существует; находилась близь нынешней церкви Феодора Стратилата, что на Софийской стороне, между улицами Розважской и Щирковой (преосвященного Макария I, 193 и 226 начало). Позднейшая Новгородская летопись, находящаяся в библиотеке Николо-Дворищенского собора, относит построение сейчас помянутой церкви Феодора Стратилата к 1118г. и усвояет князю Всеволоду Мстиславичу (преосвященного Макария I, 192). Но летопись эта заслуживает весьма мало веры, и церковь , о которой молчат все другие летописи, должна быть считаема после-монгольской. 5 . Церковь Рождества Богородицы в монастыре, одновременно с нею основанном, преподобного Антония Римлянина, построенная в продолжение 1117–1119г., расписанная в 1127 году. Несколько переделанная существует до настоящего времени. 6 . Церковь святого Георгия в Юрьевом монастыре, построенная князем Всеволодом Мстиславичем,– заложенная в 1119г. и освящённая (по Новгородской 3 летописи) в 1130г. Существует до настоящего времени (в реставрации архимандрита Фотия и с чрезвычайно богатым украшением графини Орловой). В 1166г. была заложена, а в 1173г. освящена в Юрьевом монастыре другая каменная церковь – Спаса на воротах. Этой последней давно нет. 7 . Церковь Иоанна Предтечи на Петрятином дворе или (по-позднейшему Новгородская 3 летопись под 1453г.) на Опоках, находящаяся на Торговой стороне и с краю самого Торга, построенная князем Всеволодом Мстиславичем, во имя ангела своего сына, в продолжение 1127–1130г. Существовала до 1453г., а в этом году построена новая, остающаяся до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Кроме соборной Богородице-Рождественской церкви, в летописях новгородских упоминается и о других древних церквах в Антониевом монастыре. В них упоминается о построенных самим преп. Антонием церквах: I) Сретенской церкви с трапезою; 2) преп. Антония Великого под колокольнею в трех саженях от собора; 3) над западными св. воротами Рождества пресв. Богородицы с приделами св. Николая Чудотворца и Иоанна Списателя Лествицы (1130), и 4) Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенная в 1763 году. Но из этих 4-х церквей одна первая остается доселе, а прочие три в начале текущего столетия разрушены 1128 . Первоначальное основание Сретенской церкви относится к 1127 году. Основателем ее был пр. Антоний Римлянин. В Новг. I летописи под 6635 годом сказано: «том же лете обложи трьпезницу камяну, Антон игумен, Новегороде» 1129 . А в III летописи под 6638 (1130) годом показано: «Того же лета в Великом Новегороде, в Антониеве монастыре, заложиша трапезу каменну; и поставлен бысть Антоний Римлянин во игумены, во свою обитель, Нифонтом епископом новгородским» 1130 . На основании этих летописей можно думать, что трапезная каменная церковь Сретения Господня заложена была в 1127 году, а окончена и освящена в 1130 году, когда поставлен был во игумена и сам основатель храма 1131 . После того в летописях о Сретенской церкви до XIV века не упоминается. Уже в 1365 году она показана вновь построенною. Именно, в Новг. I летописи сказано: «В лето 6873 (1365) постави владыка Алексей церковь камену святое Усретение, на воротех, в Антонове монастыре 1132 . А в Новг. III Летописи церковь Сретения Господня показана поставленною в 1364 году и не на воротах 1133 . Наконец в первой половине XVI века Сретенская церковь значится перестроенною. Именно в 1533 году 2 августа основана 1134 в Антониеве монастыре Сретенская каменная церковь с приделом Геронтии, а 8 сентября 1537 освященным архиепископом Макарием 1135 . А по переписным книгам стольника князя Григория Долгорукова в 1646 году, при игумене Аркадии, был придел во имя Василия Блаженного, московского чудотворца 1136 . В 1803 году вынута в Сретенской церкви между настоящею и трапезою арка, а иконостас и окна отделаны в симметрическом порядке; вся церковь росписана, а снаружи приделано к ней крыльцо. Последнее возобновление церкви было в 1846 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

«воином, а не аббатом» (Chronica monasterii Casinensis. IV 86). Одеризий II был вызван в Рим для решения имущественного спора, но отказался покинуть мон-рь. Тогда папа Гонорий II велел монахам сместить его (Ibid. 88; Italia Pontificia. 1935. P. 172). Избрание нового аббата вновь привело к столкновению с папой Римским. Старшие монахи (priores) пожаловались Гонорию II на нарушения, допущенные при избрании аббата Николая из Тускула (1126-1127). Понтифик направил в М.-К. кард. Григория (впосл. антипапа Виктор IV ), но монахи настаивали на отсутствии у него права вмешиваться в дела обители. Указав на исключительные прерогативы Папского престола, который всегда оказывал покровительство монастырю, кардинал заявил: «Римская Церковь - мать и госпожа, Церковь же Кассинская по праву является ее особенной дочерью» (Chronica monasterii Casinensis. IV 89). Тем временем бывш. аббат Одеризий II собрал воинов и стал грабить поселения, жители к-рых признали власть нового аббата Николая, а выступивший на стороне Одеризия II Готфрид, гр. Сессы, захватил укрепление Суйо. Аббат Николай призвал на помощь Роберта II, сына князя Капуи, и в то же время вывез из мон-ря самые ценные сокровища, в т. ч. золотой алтарь св. Бенедикта и Евангелие имп. Генриха II (Vat. Ottob. lat. 74), тем самым возбудив против себя «глубочайшую ненависть монахов» (Chronica monasterii Casinensis. IV 90). Узнав об отлучении аббата Николая и его сторонников от Церкви, монахи закрыли перед ним ворота обители и по указанию папы Римского избрали аббатом Сениоректа (1127-1137), препозита мон-ря св. Бенедикта в Капуе, но ответили отказом на требование понтифика принести клятву верности папе (Ibid. 93-95; Italia Pontificia. 1935. P. 172-174). По просьбе аббата Сениоректа кн. Иордан II Капуанский изгнал из монастырских владений гр. Готфрида, к-рый напал на «землю св. Бенедикта» под предлогом помощи бывш. аббату Николаю. Положение М.-К. ухудшилось в результате схизмы 1130 г., к-рая совпала с покорением Капуанского княжества войсками Рожера II Сицилийского.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

415. Брячислав Давидович, князь изяславльский, младший из двух сыновей Давида Всеславича, князя полоцкого 637), от брака с неизвестной. – Летописно не именуется, по крайней мере, с отчеством ; но его, а не другого, должно разуметь под тем летописным Брячиславом без отчества , который, при общем нападении Мстислава I Владимировича, великого князя киевского 143), на землю кривскую (полоцкую), «пошел (из Изяславая) к отцу своему (в Полоцк), и быв посреде пути, и острашився, не мога пойти ня семо ни овамо (ни туда, ни сюда), и иде шурину (женину брату) своему (Изяелаву Мстиславичу, князю курскому 106) в руце», в 1127 г. – Никаких других сведений о нём нет – Потомства, от брака с дочерью Мстислава I, неизвестной по имени, – также не видно. – Примечание. Карамзин считает этого князя Борисовичем. (Ист. Гос. Рос. т. II, с. 174). Слнч. 413. 416. Брячислав Изяславич 416. Брячислав Изяславич. князь полоцкий, старший из двух сыновей Изяслава Владимировича, князя полоцкого 918). от брака с неизвестной, внук св. Владимира 54) и Рогнеды 164). – Род. в Полоцке, около 997 г.; по смерти отца наследовать его полоцкое княжение, в 1001 г.; по смерти деда, если верить «Житию» св. Владимира, наименован князем луцким, в 1015 г.; побежден Ярославом I Владимировичем, великим князем киевским 198), своим дядей, 1020 г ; ограбил Новгород и, настигнутый тем же дядей, разбит на р. Судоме (псковской губернии), но, но условиям мира, получил от Ярослава два города: Усвят н Витебск 1021 г.; продолжая однако воевать с Ярославом «вся дни живота своего», ум. «в Полоцке, в 1044 г. Тело его погребено там же, но могила затеряна и не указывается. – От брака с неизвестной, оставил одного сына, Всеслава, князя полоцкого 60). 417. Брячислав Святополкович 417. Брячислав Святополкович, князь без-удельный, младший из четырех сыновей Святополка II Михаила Изяславича, великого князя киевского 169), .от второго брака с дочерью Тугоркава, хана половецкого, именуемой, в некоторых сказаниях, Еленой 89). – Род. в Киеве, в 1104 г.; ум., неизвестно где, 28 марта, а погребен 5 апреля, следственно не там, где умер, 1127 г. – Никаких других сведений о нем нет. 418. Бельская

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

1072–1079. 1072  или (Коссов) 1068. 1079. 1072–1079. 6)     Ефрем I. Упоминается в 1055 году. 6)    Ефрем I. – Упоминается в 1055 году. Ефрем, 1055 г. 7)    Иоанн II – с 1080. 1080–1089. 1081–1089. 1080–1089. 7)    Георгий. 1065–1079. Георгий. Упоминается под 1072 и 1073 Георгий 1067–1077. 8)    Иоанн III – с 1089 по 1090. 8) Иоанн II: 1080–1089. Иоанн II: 1077–1089. Иоанн II: 1077–1089. 9)    Ефрем – с 1091 (моск. кат.) или 1092 (Коссов). 1091–1096. 9) Иоанн III: 1089–1090. Иоанн III: 1089–1090. Иоанн III: 1089–1091. 10)  Николай. ок. 1104 (Коссов и Никоновская летопись) или 1106 (киевский каталог). 1097–1106. 1097–1106 или 1104. 1102–1106. 10) Ефрем II. 1092–1097. 10) Николай. Упом. 1097–1101. Ефрем, 1092–1097. 11)  Никифор – с 1106 или 1107 (киевский каталог) или 1104 (Коссов и Никоновская летопись). 1121 (по Нестору). 1104, а «по другим» 1106. 1121. 1104, а «по другим» 1106 или 1107. 1121. 1106 или 1107; ум. ок. 1112. 11) Николай. Упом. 1097–1101. 11) Никифор I: 1073–1121. 11) Николай. 1097–1102. 12)  Никита: 1122–1126. 12) Никифор I; 1104–1121. 12) Никита 1122–1126 или 1127 (по Кнат. л.). Никифор: 1103–1121. 13)  Михаил II: 1130 или 1131 (по киевскому летописцу) до 1145. 1147. После Михаила Палинодия «из помяника киевского» считает митрополитом Константина; «но, замечает Евгений, в иерархических каталогах он несчитается» (стр. 75). 1127–1145. Кирилл и Константин сомнительные – О Константине замечено почти тоже, что и в «Истории киевской иерархии». 1130 или 1131 – 1147. 13) Никита: 1122–1126. Михаил: 1131–1145. Никита: 1122–1126. 14)  Климент: 1147–1156. 14) Михаил II: 1130–1145. Климент: 1147–1155. Михаил II: 1129–1145. 15) 15) Константин I – с 1156 (Коссов) до 1158. 1156–1159. 1157–1159. 15) Климент: 1147–1155. 15) Константин: 1156–1158. Климент: 1147–1154. 16)  Феодор – с 1160 (киевский каталог) до 1163 (иерархические каталоги и др.). 1159–1163. 1160–1163. Константин I: 1156–1159. Феодор с 1161 до 1162 или 1163. Константин: 1155–1159. 17)  Иоанн IV – с 1164  г. (Несторов продолжатель) или 1171 (Палинодия и виевский каталог) или 1176 (Коссов) – до 1166 (Несторов продолжатель и московский каталог) или до 1170 (Палинодия?! Ссылки на Палинодию должные: там ч. III, разд. II, арт. 1, стр. 1104 – 1045 в IV т. «Рус. истор. библиотеки» помечен только один год 1170-й – вступления Uoahha IV на митрополичий престол  и вовсе не упомянут год смерти). Такова же ссылка и в речи о м. Матосе).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗЯСЛАВ (ПАНТЕЛЕИМОН) МСТИСЛАВИЧ (кон. 90-х гг. XI - нач. XII в.- 13/14.11.1154, Киев), кн. киевский (1146-1149, 1150, 1151-1154), 2-й сын блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича и швед. принцессы Кристины, внук Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. В крещении княжич был наречен в честь вмч. Пантелеимона , на что имеется ряд указаний в источниках. В летописи сообщается, что шлем И. М. был украшен изображением этого святого (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 438-439). Сохранились списки грамоты И. М. новгородскому мон-рю св. Пантелеимона, согласно которой И. М. по благословению Новгородского еп. св. Нифонта «устроил святому Пантелемону монастырь, и посадил есми в нем игумена Аркадия», и «испрошал есмь у Новагорода святому Пантелемону землю» ( Корецкий. 1955. С. 204-207). Монастырь с таким посвящением был основан в Новгороде или И. М. ( Янин. 1977. С. 62-65; Назаренко. 2001. С. 595-596), или его отцом Мстиславом Великим ( Кучкин В. А. Чудо св. Пантелеимона и семейные дела Владимира Мономаха//Россия в средние века и новое время: Сб. ст. к 70-летию чл.-кор. РАН Л. В. Милова. М., 1999. С. 55). Киевский кн. Изяслав Мстиславич. Гравюра. 1823 г. (РГБ) Киевский кн. Изяслав Мстиславич. Гравюра. 1823 г. (РГБ) И. М. впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1127 г., когда он был отправлен отцом на княжение в Курск. В 1127 г. И. М. участвовал в походе на Полоцкое княжество. После изгнания местных князей в Византию (1129) И. М. занял полоцкий стол (до 1132), тогда же в его владения, вероятно, вошел и Минск. После смерти Мстислава Великого (1132) князь начал борьбу за Переяславль Русский (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина). Владение этим центром было важным шагом на пути к занятию И. М. киевского стола, связанным с попытками реализации плана Владимира Мономаха, по которому киевский стол должен был принадлежать потомкам Мстислава Великого (против этого плана выступили младшие Мономашичи - дяди И.

http://pravenc.ru/text/293929.html

161 G. D. Mansi, t. XII, col. 1127 sqq. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 98 и сл., cnf. «Theophanis Chronographia» v. 1, р. 460. 162 Любопытно, что эту слабую сторону дела Тарасия постарался обнажить именно православный Рим. Вот что писал об этот при одном случае Феодор Студит : „Рим не признал собора (787 г.) вселенским, а поместным, исправлявшим собственные погрешности здешних, утверждая, будто заседавшие не были представителями прочих патриархов, а Римские присланы были сюда по другой причине, не для собора, – посему, как говорят, по возвращении своем и были низложены пославшим их, хотя и оправдывались принуждением; – будто восточные были увлечены и убеждены здешними, а не посланы патриархами, которые ничего о том не знали ..... а здешние делали это с тою целью, чтобы сильнее склонить еретичествующий народ к православию уверением, что собор был вселенский“. «Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе». СПб., 1867. Часть 1. письмо 38, к Арсению сыну, стр. 248. см. Joseph Hergenröther, a. a. O. S. 248, Karl Joseph von Hefele, a. a. O. S 453, A. F. Gfrörer, a. a. O. S. 162. Friedrich Christoph Schlosser, a. a. O. S. 281 и Κ. Δ. Παπαρρηγοπουλους, ατ. σελ. 503. 163 G. D. Mansi, t. XII, col. 1127–C. cnf. col. 1146–E sqq. Несогласие между надписанием граматы, как оно провозглашено на соборе, и содержанием ее (см. прим. 153) отмечено Гефеле и обьясняется им следующим образом: архиереями по его мнению в данное время в Греции назывались не одни только епископы, но и высшие пресвитеры, особенно жившие в монастырях (a. a. O. S. 453, Anm. 3). Но Гефеле не делает ни одной ссылки в пользу своего предположения и тем заставляет сомневаться в его основательности. Можно даже думать как раз наоборот: повидимому слово ρχιερες в данное время прилагалось по преимуществу к главным иерархам, как особенно почетный титул, см. «Theophanis Chronographia» v. 1, р. 407, – о Германе и р. 461 – о Тарасии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

Первые слова грамоты, вероятно, указывают на то, что Антоний, получая благословение на основание монастыря у епископа Никиты, уже был монахом. П. С. Стефанович, на мой взгляд, совершенно справедливо рассматривает основание преподобным монастыря в контексте боярского церковного и монастырского строительства домонгольской эпохи. По словам исследователя, основание Антониева монастыря «представляется… частной инициативой человека, который имел определенные независимые средства, но наталкивался на непонимание своих устремлений и равнодушие окружающих» . Таким образом, монастырь, основанный Антонием при жизни епископа Никиты (т. е. до 30/31 января 1109 г.), изначально принадлежал к типу ктиторских . В то же время постройка Антонием в своем монастыре трапезной (1127 г.) однозначно указывает на то, что в обители к тому времени, если не изначально, был принят общежительный устав . То, что Антоний был поставлен в игумены почти сразу после прибытия Нифонта в Новгород, говорит о том, что должность настоятеля Антониева монастыря оставалась к тому времени вакантна. Как отмечает А. Г. Бобров, именование Антония игуменом в летописных записях до 1131 г., «вероятно, свидетельствует либо о включении… известий 1117–1127 гг. в текст летописи задним числом, после 1131 г., либо о расхождении между именованием летописцем Антония “игуменом” и официальным статусом основателя монастыря» . Последний вариант представляется более предпочтительным. Выбор кандидата на игуменство внутри монастыря исключительно из числа монашеской братии предусматривал общежительный Студийский устав в редакции Патриарха Алексия (1025–1043 гг.) . Первое свидетельство о бытовании этого устава в Новгороде относится к концу XII в. , что вовсе не исключает, что он был известен там и раньше. Утверждение его норм, уже принятых к тому времени при прп. Феодосии (+ 1074 г.) в Киево-Печерском монастыре, очевидно, и имел в виду Антоний в своей грамоте, имеющей черты ктиторского устава. Непоставление Антония предшественником Нифонта Иоанном, вероятно, было связано с тем, что по существующим церковным правилам ктитора не мог поставить игумен основанного им монастыря. В 1-м правиле Константинопольского двукратного Собора 861 г. говорится, что поскольку «некоторые, дав своим имениям и усадьбам имя монастыря, и обещаваяся посвятити оныя Богу, пишут себя владельцами пожертвованного», отныне «пожертвователь без воли епископа отнюдь да не имеет дерзновения самого себя или вместо себя другого поставити игуменом» . 34-я глава 123-й новеллы императора Юстиниана Великого предписывала избирать игумена братией монастыря с последующим утверждением его епископом . Но как быть, если братия избрала игуменом ктитора-монаха? Для епископа Иоанна этот вариант, видимо, был неприемлем. Он хотел, чтобы монастырь из ктиторского превращался в епископский (или епархиальный), что подразумевало судебно-дисциплинарную власть епископа .

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Вследствие вступления в силу Motu Proprio «Crebrae allatae» священническое благословение предписывается для действительности формы брака во всех Церквах восточного обряда. 1108 § 1. Ea tantum matrimonia valida sunt, quae contrahuntur coram loci Ordinario aut sacerdote vel diacono ab alterutro delegato qui assistant, necnon coram duobus testibus, secundum tamen regulas expressas in canonibus qui sequuntur, et salvis exceptionibus de quibus in cann. 144, 1112, § 1, 1116 ет 1127, §§ 2–3. 1108 § 1. Только те браки являются действительными, которые заключаются в присутствии местного Ординария или приходского настоятеля либо делегированного ими священника или диакона, долженствующих ассистировать при венчании, а также двоих свидетелей, в согласии, впрочем, с правилами, выраженными в следующих канонах, за исключением тех случаев, о которых в канн. 144, 1112, § 1, 1116 и 1127, §§ 2–3. § 2. Assistens matrimonio intelegetur tantum qui praesens exquirit manifestationem contrahentium consensuseamque nomine recipit. § 2. Под ассистирующим при венчании понимается только тот, кто, присутствуя (при бракосочетании), испрашивает у врачующихся изъявления их согласия и принимает его от имени Церкви. Церковь твёрдо придерживается обязательства канонической формы – не только для публичности бракосочетания, чтобы избежать вредных последствий «тайных» браков (что было основной целью Декрета «Tametsi»), но прежде всего для того, чтобы из религиозного бракосочетания явствовал христианский характер этого союза и нового статуса жизни в церковной общине, членами которой являются супруги. Каноническая форма выражает священный характер брака-таинства. Именно это является главной причиной того, что брак должен заключаться перед лицом церковной общины, представленной её пастырем. Канон 1108 объявляет действительными только те браки, которые заключаются перед лицом приходского настоятеля, местного Ординария или священника, делегированного приходским настоятелем или местным Ординарием, а также в присутствии двоих свидетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010