А. Закон Божий внутренний, или свидетельство совести 2. Совесть а) Совесть имеет седалище во всех трех общеизвестных (душевных) психических силах: в познании, чувствовании и воле. Самое название – «совесть» (от ведать, знать), а также обычные в разговорном языке выражения – совесть «заговорила», совесть «признает» это или «отвергает», показывают, что в совести есть элемент познания. Ощущение, далее, в совести радости или скорби, довольства и мира или недовольства и беспокойства сродняют совесть с чувством. Наконец мы выражаемся: совесть «удерживает» меня от этого, или совесть «заставляет» меня сделать это; след., относим совесть к воле. Таким образом, совесть есть «голос» (как обыкновенно выражаются), возникающий из своеобразного сочетания всех трех психических способностей. б) Совесть есть нечто первобытное, врожденное человеку, а не производное, навязанное ему. Она всегда свидетельствует о богоподобии человека и необходимости исполнения заповедей Божиих. Когда искуситель соблазнял в раю Еву, то сейчас-же явилась на страже своей совесть, извещая о непозволительности преступления заповеди Божией: «от всякого древа райского, – сказала Ева искусителю, – ясти будем: от плода же древа, еже есть посреде рая, рече Бог , да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете» ( Быт. 3:2, 3 ). Потому-то еще древние говорили при взгляде на совесть: Бог живет в нас (est Deus in nobis); т. е. в совести ощущается нами не только человеческая, но и выше-человеческая или божеская сторона. И по словам премудрого Сираха, «Бог положил око Свое на сердцах людей» ( Сир. 17:7 ). Это выражение можно отнести к совести (Ср. Мф. 6:23 ). Отсюда объясняются несокрушимая сила и величие совести по отношению к человеческим намерениям и действиям. С совестью нельзя переговариваться, условливаться, вступать в сделки; совесть неподкупна. Нет также надобности в рассуждениях и умозаключениях, чтобы услышать решение совести; совесть говорит человеку непосредственно. Лишь только замыслил человек совершить что-либо дурное, сейчас же является совесть, предостерегая его и угрожая ему. А после совершения дурного дела совесть немедленно карает и мучить его. Не напрасно говорят, что не человек владеет совестью, а совесть владеет человеком. Человек находится в зависимости от своей совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Алексеи Иродионов Слово надгробное Леонтию Федосееву «Несть пророк без чести, токмо во отечествии и в дому Матфей, зачало 56. Гремит повсюду слава сладкоглаголиваго яко изшедшая от источника медоточных уст его благоречивая река во вся концы земли пролияся, еяже струи всежелателно пиют и доныне афинейскаго любомудрия Но аз вам инаго ныне хощу явити Филона, не басненно, ниже ложно, мудра убо и мудрее того паче. И толико чуднейша, елико свет тмы белее и солнце искры яснее. И вем убо, яко видети скоро сего и вы желаете и от радости сердца ваши в персех ваших ликуют. Но точию удивляюся, яко толь долговременно валяющияся любве вашея искры от пепела гробопокрывателныя пещеры не иземлете и крыющагося под спудом молчания благочестия вашего светилника не износите 1998 . И таковых ради ваших неприлежаний теснит мя ныне отвсюду недоумение, яко далныя запады мысль вашя облетающи ищет, где бы обрести крайнее 1999 учение где бы услышати благогласие где бы пояти память где бы послушати благоязычия Во своих же недрех сих всех превосходящаго мужа имуще, напрасным гладом томите своя души. Прочее же упокойте, молю вас, перо мысли вашея от далных летаний, терпеливо же ухо ваше благоволите подставити к приятию падающия от уст моих повести. Вашего бо мужа вам представляю. Вашея любви искру моими устнами пред вами раздуваю. Вашего благочестия светилника языка моего десницею на столе вашея памяти ставлю. Вашего и моего тоземца 2000 на среду кроткия вашея беседы к вам привожу – Леонтия, глаголю, обонежскую славу и всего христианства бодрое око. Ибо той от самыя юности Отвержеся хулныя буести, Удалися мирския сладости, Да найдет будущий радости. Отбежа временныя суеты, Да получит вечныя красоты. Что же его на сицевыя пути созва, слышите. Егда убо потрясоша новины Россию, егда древния церкви обнажени Быша от древних преданий, егда новости на древних седалищах седоша, тогда христианския крове не капли, но реки по улицам каждого града потекоша, тогда мучителная пещь не изгребми и лозием 2001 , но телесами исповедническими разжигашеся и не на четыредесять и девять лактей в высоту но в самое небо к престолу всех Царя и Бога достизаше. Не убо и Темир Россию тогда мечем мучителства пожинаше, но держай патриаршеский на сия градоправителей подвизаше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Армия мушиного короля Я рад за Патриарха. Очень больно смотреть на шабаш существ, всю жизнь кормящихся хихоньками да хаханьками, но все равно я рад. Был бы Святейший чеховским «человеком в футляре», не носили бы его имя в зубах, родных и вставленных, пересмешники. Но раз дело делается и Корабль плывет, то значит, ползающий на чреве персонаж всемирной истории недоволен. Громче всех и раньше всех клич «Акела промахнулся!» кричал шакал. А кто еще? Пока главный враг точит когти, шакал кричит и изображает веселье. Он кричит по прямому приказу, а иногда – по личной шакальей инициативе. Так в мультфильме. Пересмотрите. А мультфильм – про жизнь. Нам всем, христианам, тоже повезло. Своеобразно, но повезло. Мы раньше только в книжках читали про всякие кампании и акции безбожников да в черно-белом рваном изображении видели, как служит «безбожный молебен» тюлень в камилавке в Московском цирке, как ездит по улицам столицы разрисованный Маяковским «безбожный трамвай». Мы, было, думали, что это – «преданья старины глубокой». Ан нет. Жив курилка. И мало того, что жив. Руки у него чешутся, зане он «давненько не брал в руки шашек». Ну что ж. Тютчев называл блаженными тех, кто посетил сей мир в его минуты роковые. Видно, блаженны и мы, вновь понимая, что борьба не то что не окончена, а и не думала прекращаться. Есть люди-львы. С ними воевать не зазорно, и им проигрывать не стыдно. Но есть мелочь, подобная сибирской мошк е . С ней невозможно воевать, и перед ней позорно капитулировать. Мошк а , комары – главный враг Церкви в будущем. Это то самое «восстание масс», о котором писал Ортега-и-Гассет. Обмельчавший человек, сплотившийся в миллионную жужжащую массу – идеальное войско для кукловодов будущего и настоящего. Знаний нет, ум – в седалище, претензий – масса, и таких, как ты, – прорва. Это ли не повод для того, чтобы поднять «волну» не только на трибуне стадиона, но и в жизни? Дьявол – король ничтожеств. Он – король мух, Вельзевул. Мухи – его рядовые. Не пчелы, собирающие в шестигранные соты сладкий плод, и не трудолюбивые муравьи, кропотливо несущие груз, превосходящий их собственный вес. Мухи. Любительницы дерьма, знатоки вкусовых особенностей одних и других его видов – вот армия мушиного короля. Что ж, спасибо Господу, показывающему нам правду Свою не только на страницах книг, но и на экранах телевизоров.

http://pravoslavie.ru/54405.html

Беседа 1. Иносказательное изъяснение видения, описанного Пророком Иезекиилем 1. Пророк Иезекииль поведал Божественное и славное явление и видение, которое видел, и описал оное, как явление, исполненное неизглаголанных таин. Видел же он на поле херувимскую колесницу, четырех духовных животных. У каждого животного было четыре лица: одно лице львиное, другое лице орлиное, еще лице тельчее и лице человеческое. И у каждого лица были крыла, так что ни у одного невозможно было различить, где – передняя, или задняя сторона. «Плещи их исполнены» были «очес», и перси также полны очей, и не было места, неисполненного очей. При каждом лице было по три колеса, как бы колесо – в колесе, и в колесах был дух. И Пророк видел как бы подобие человека, и подножие у него – как бы сапфирное. Колесница сия (то есть Херувимы и животные) носила на себе восседающего Владыку. Куда ни угодно было Ему шествовать, – животные всюду обращены были лицом. И Пророк видел под Херувимами как бы «руку человечу», которая их поддерживала и носила ( Иез.1:5–28 ). 2. Истинно и несомненно было то, что видел Пророк в восхищении; но оно указывало на иное, прообразовало нечто таинственное и божественное, тайну подлинно сокровенную от родов; явленную же в последние времена, в пришествие Христово. Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его. Ибо душа, которую Дух, уготовавший ее в седалище и обитель Себе, сподобил приобщиться света Его, и осиял красотою неизреченной славы Своей, делается вся светом, вся лицем, вся оком; нет у нее ни одной части, неисполненной духовных очей света, то есть, нет в ней ничего омраченного; но вся она всецело соделана светом и духом, вся исполнена очей, и не имеет никакой последней или задней стороны, но отовсюду представляется лицем, потому что снизошла на нее и восседит на ней неизреченная красота славы Света-Христа. И как солнце везде себе подобно: – нет у него ни одной последней или недостаточной части, но, состоя из частей одинаковых, все оно всецело блистает светом, и все есть свет, или, как огонь, то есть самый свет огня, весь сам себе подобен, и не имеет в себе ни первого ни последнего, ни большего ни меньшего: так и душа, совершенно осиянная неизреченною красотою славы света от лица Христова и совершенно вступившая в общение с Духом Святым, и сподобившаяся стать жилищем и престолом Божиим, делается вся оком, вся светом, вся лицем, вся славою, вся духом, как уготовал, благоустроил и украсил ее духовною лепотою Христос, Который и носит, и водит, и поддерживает, и подъемлет ее. Ибо сказано, что «рука человеча» была под Херувимами ( Иез.1:7 ). Сам Христос и носим бывает душею, и водит ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Беседа 72 «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте». ( Мф. 23:1–3 ) Согласие Христа с Отцом. – Должно слушать учителей, хотя бы развращенных. – Учитель, преступающий закон, заслуживает особенного осуждения. – Жестокость и тщеславие фарисеев. – Что такое хранилища и воскрылия. – Учитель во всем должен являться образцом. – Христос предохраняет от любоначалия и внушает смирение. – Пример смиренномудрия показывают отшельники. – Образ жизни пустынников удаляет их от гордости. – Общественная жизнь не может служить извинением гордости. 1. «Тогда»: когда же это? Когда Спаситель окончил беседу Свою с фарисеями, когда заградил им уста, когда довел их до того, что они не осмеливались более искушать Его, когда показал, что они страждут неисцельным недугом. И так как выше упомянул о Господе, глаголавшем к Господу, то теперь опять обращается к закону. Может быть, ты скажешь: закон не говорит ничего подобного, а говорит только: «Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор. 6:4 ). Но в Писании называется законом весь Ветхий Завет. А что теперь говорит Спаситель, говорит для того, чтобы всячески показать Свое совершенное согласие с Отцом. Если бы Он был противен Отцу, то противное говорил бы и о законе. Ныне же Он предписывает оказывать такое уважение к закону, что велит наблюдать его, несмотря даже и на развращение учителей закона. При этом Он беседует и о жизни, и о должном образе поведения, так как главнейшею причиною неверия фарисеев была развращенная жизнь и любовь к славе. Итак, чтобы исправить слушателей, Спаситель особенно повелевает им соблюдать то, что наиболее споспешествует спасению, именно: не презирать учителей и не восставать против священников; и не только повелевает другим, но и Сам исполняет это. Он и у развращенных учителей не отнимает должного уважения, подвергая их чрез это тем большему осуждению, а у слушающих Его учение отнимая всякий предлог к непослушанию; чтобы кто не сказал: я потому стал ленив, что учитель мой худ, Он и отнимает самый повод.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Библия, изложенная для семейного чтения. Илий и Самуил Когда же вскормила его, …пришла в дом Господа в Силом; …и привела отрока к Илию и сказала: … исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу Несмотря на чудесные победы Самсона над филистимлянами, иго их все еще тяготело над израильтянами. Между тем среди скорбей и угнетения не было подкрепления их ослабевшей вере, не было власти направляющей и обновляющей. Духовное и гражданское управление находилось тогда в руках судьи и первосвященника Илия, человека хотя и благочестивого, но до крайности слабого. Он не имел влияния ни на исправление народа, ни даже на воспитание своих родных сыновей Офни и Финееса. Они состояли священниками при нем, но оказались далеко не на высоте этого звания. И определил Господь избрать более деятельного и более достойного преемника власти Илия. В это время на горе Ефремовой жил ефрафянин, именем Елкана. «У него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей. И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силоме. В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части. Анне же давал часть особую, так как у нее не было детей, ибо любил Анну более, нежели Феннану». Это порождало соперничество и зависть между Анной и Феннаной, которая преследовала и до слез огорчала Анну, усиливая и без того угнетающее ее горе бездетности, которая у евреев считалась лишением благословения Божия. Эти огорчения и слезы Анны с особенной силой возобновлялись «каждый год, когда ходила она в дом Господень». Однажды она стояла здесь в молитве пред Господом, «Илий священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень». «И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи Всемогущий, Боже Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его, и вина и сикера не будет он пить, и бритва не коснется головы его.

http://pravoslavie.ru/2854.html

В молодежном клубе «Донской» при Донском монастыре и Московской финансово-юридической академии состоялась встреча с протоиереем Артемием Владимировым. Отец Артемий говорил о красоте внешеней и внутренней Конечно, можно было бы, раскрывая эту тему ограничиться тридцатью секундами и ответить словами Антона Павловича Чехова: «В человеке, – говорил он, – все должно быть прекрасно». И затем уточнял, что именно: и глаза, и слово, – в особенности слово, и одежда, и самый образ жизни. Что делает человека прекрасным? Конечно, можно было бы, раскрывая эту тему ограничиться тридцатью секундами и ответить словами Антона Павловича Чехова: «В человеке, – говорил он, – все должно быть прекрасно». И затем уточнял, что именно: и глаза, и слово, – в особенности слово, и одежда, и самый образ жизни. Но мы начнем с вами ab ovo. Ab ovo – по–латыни означает «от яйца», «от начала». А может быть, даже не от начала, а от противоположного, по принципу контраста. А что делает человека безобразным? Что есть безобразие в его противоположность к прекрасному? Конечно же, правы те, кто еще в XIX веке, вслед за античными мыслителями говорили, что красота есть не что иное, как единство внешнего и внутреннего, формы и содержания. Красота есть соответствие предмета и идеи, в него вложенной. И в ту меру, в какой творение отходит от своего замысла (ведь можно и стул сделать безобразным, не отвечающим самой идее седалища), в ту меру, в которой происходит расподобление вещи, она становится некрасивой. Если это справедливо в отношении мира предметного, неодушевленного, то особенно интересным ход нашего рассуждения становится, когда мы смотрим на человека. Ведь человек – это венец Божьего творения. До сотворения человека был тот, кого Бог сотворил неизреченно прекрасным. Один из библейских пророков вдохновенно говорил о нем, что этот херувим помазанный, то есть исполненный Духа Святого, есть совершенное Божье творение, на нем сияет печать совершенства. Вы догадались, о ком идет речь? Почтенный самовластьем, он отторг себя от своего Создателя, потерял устремленность к нему ума и сердца, перерезал пуповину, которой был связан с Творцом, низринулся – и падение его было великое. И из совершенного херувима он стал исчадием ада, духом отрицания и разрушения, сопротивником Живого Бога, клеветником на все Творение, соделался столь отвратительным и безобразным, что увидеть его или кого-то из клевретов сатаны, демонов, в их подлинном обличье для человеческой души совершенно непереносимо.

http://pravmir.ru/chto-delaet-cheloveka-...

В разделе с 25 по 32 главу пророческие речи обращены против других народов: краткая против аммонитян, моавитян, идумеев, филистимлян и большие отделы, посвященные Тиру с Сидоном и Египту. Обратите внимание на главы с 26 по 28, посвященные Тиру. Сначала говорится о самом городе и предвозвещается его разрушение и то, что он будет как голая скала стоять над морем, что, кстати сказать, в конце концов и случилось. Отдельная глава посвящена царю тирскому, и здесь слова против царя тирского, конечно, тоже очень знаменательны: «И было ко мне слово Господне; сын человеческий, скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то что вознеслось сердце твое, и ты говоришь: я – бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей, и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим […] то Я приведу на тебя иноземцев, и они обнажат мечи свои против красы твоей, сведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых […] и было ко мне слово Господне: сын человеческий, плачь о царе тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты, ты находился в Эдеме в саду Божием, твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями, и все нанизанное на тебе приготовлено было в день сотворения твоего, ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, Я поставил тебя на то, ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней и совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония, и Я низвегнул тебя, как нечистого с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней, от красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою, за то Я повергну тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор, и извлеку из среды тебя огонь, который пожрет тебя, превращу тебя в пепел на земле пред глазами всех видящих тебя: все знавшие тебя среди народов изумятся о тебе и сделаешься ужасом и не будет тебя вовеки» (Иез. 28:1-19). В смысле историческом, речь может идти о тирском царе Хираме, современнике Давида, при этом раю уподобляется Иерусалим. Но некоторые черты этого образа позволяют, вслед за преподобным Ефремом Сирином, сказать, что «в духовном, таинственном смысле, слова сии могут быть приложены к диаволу, который украшен был всеми духовными лепотами, как самоцветными камнями, и с Херувимами помазан святостью, но, по гордости сердца своего, забыл Творца своего и ниспал с горы Божией» т. 6, c. 35].

http://sedmitza.ru/lib/text/431543/

Василий Капнист Капнист Василий Васильевич (1758–1823) – поэт, драматург. Его предок-грек Стомателло Капнисси в 1702 году был возведен в графское достоинство Венецианской республики за доблесть, проявленную в сражении с турками, а дед бежал из Греции в Россию и в 1731 году отличился при взятии Очакова. Сам Василий Капнист в тринадцать лет был зачислен капралом в лейб-гвардии Измайловский полк, а в январе 1773 года переведен сержантом в лейбгвардии Преображенский полк, где и познакомился со своими сослуживцами и будущими сватьями Гавриилом Державиным и Николаем Львовым. К моменту выхода в отставку семнадцатилетний Капнист уже заявил о себе в печати как одописец. В 1780 году появились его «Сатира 1», вызвавшая один из самых громких литературных скандалов того времени. Капнист под несколько измененными фамилиями перечислил имена самых (с его точки зрения) бездарных поэтов. В дальнейшем об этом «скандальном успехе» он старался не вспоминать. Подлинный успех придет к нему в августе 1798 года, когда на сцене петербургского Камерного театра состоится премьера его сатирической комедии «Ябеда», запрещенной Павлом I, изъятой из печати, но навсегда оставшейся в истории русской драматургии таким же этапным произведением, как «Недоросль» Фонвизина и «Ревизор» Гоголя. Итоговый сборник Василия Капниста «Лирические сочинения» вышел в 1806 году. Это был еще один поэтический дебют Капниста. Он впервые опубликовал, выделив в отдельный раздел, свои «Оды духовные», созданные в 1790-е годы, представ как крупнейший поэт-псалмописец. Таковым автор сатирической «Ябеды» представлен и в нашем издании. Награда праведного Псалом 1 Блажен, в совет кто нечестивых Нейдет, на грешных путь не стал И на седалище кичливых Губителей не восседал. Но всею волей покорится Закону Бога своего И днем и ночью поучится В заветах праведных Его. Как древо будет насаждение, Что при истоках вод растет, Плодом вовремя отягченно, И лист его не отпадет. Во всем, что ни творит, успеет. Не тако грешные, не так: Но яко прах, что ветр возвеет

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Введение Общее введение в философию Источники философии Предмет философии Разделение Форма и цель Определение философии Метафизика Введение Начало метафизики как системы Начало метафизики по ее сущности Разность систем метафизических Материализм Идеализм Пантеизм и теизм Первый период Второй период Третий период Четвертый период Пятый период Шестой период Критика различных определений метафизики Проблемы метафизики Источники : идеи ума Опыт Форма метафизики Определение метафизики Части метафизики Их порядок Цель метафизики Онтология Введение История онтологии Необходимость Онтологии , ее предмет и части Части Онтологии и их расположение Первое отделение Онтологии О всеобщих и коренных свойствах бытия конечного Возражения против истинности чувственных представлений Пространство и время, как коренные формы эмпирического познания Учение о категориях Второе отделение Онтологии Учение о Бесконечном Онтология О скептицизме, критицизме и идеализме О Боге в отрешенности Учение материализма О спиритуализме Об антропоморфизме О совершенном отрицании Учение о Категориях Категория модальности О субстанции Категория качества Категория количества Категория отношения Метафизическая психология Умозрительная психология Введение Отделение первое Сходство в сущности и главных силах души с Чуществом Абсолютным Что такое душа в метафизическом смысле? Субстанциональность души Свойства, относящиеся к самому бытию души. Субстанциальность Душа есть внутреннее, из себя действующее начало Ограничение субстанциональности души человесской Духовность (невещественность) души Ограничение духовности души О связи души с телом Гипотезы, объяснеющие связь души и тела Собственное наше суждение о соединении души с телом Где седалище души? О высших силах души Умозрительной психологии отделение второе О происхождении души человеческой и разных периодах ее бытия А) О происхождении души человеческой вообще О происхождении души в каждом человеке в частности Б) О первоначальном состоянии души человеческой и причинах ее ниспадения из сего состояния В) О значении настоящей жизни души Г) О бессмертии души человеческой  

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010