Разделы портала «Азбука веры» Русский В НЕДЕЛЮ ВАИЙ ВЕЧЕРА, В НЕДЕЛЮ ВАИЙ НА ВЕЧЕРНЕ На Господи воззвах, поставим стихов 6, и поем самогласны три, повторяюще сия, глас 8: На Господи воззвах: стихиры на 6; и поем три самогласна, повторяя их, глас 8: Радуйся и веселися граде Сионе:/красуйся и радуйся Церкве Божия:/се бо Царь твой прииде в правде,/на жребяти седя, от детей воспеваемый:/осанна в вышних, благословен еси/Имеяй множество щедрот, помилуй нас. Радуйся и веселись град Сион,/ликуй и торжествуй Церковь Божия!/Ибо вот, пришел Царь Твой праведный,/восседающий на молодом осле/и детьми приветствуемый в песни:/“Осанна в вышних, благословен Ты,/имеющий милосердие безмерное, помилуй нас!” (2) Прииде Спас днесь во град Иерусалим,/исполнити Писание/и вси прияша в руки ваиа:/ризы же подстилаху Ему,/ведуще, яко Той есть Бог наш,/Емуже херувими вопиют непрестанно:/осанна в вышних, благословен еси/Имеяй множество щедрот, помилуй нас. Пришел Спаситель в сей день во град Иерусалим,/чтобы исполнить Писание,/и все взяли в руки пальмовые ветви/и одежды расстилали перед Ним,/зная, что Он – Бог наш,/Которому Херувимы взывают непрестанно:/“Осанна в вышних, благословен Ты,/имеющий милосердие безмерное, помилуй нас!” (2) На херувимех носимый, и певаемый от серафим,/возсел еси на жребя Давидски Блаже,/и дети Тя воспеваху Боголепно,/иудее же хуляху беззаконно:/стропотное языков, седалище жребца прообразоваше,/из неверия в веру претворяемое:/слава Тебе Христе,/Едине Милостиве и Человеколюбче. На Херувимах Носимый/и воспеваемый Серафимами,/Ты, Благой, воссел на молодом осле, как Сын Давидов,/и дети воспевали Тебя, как подобает славить Бога,/Иудеи же поносили беззаконно./Сидение же на необъезженном осленке/прообразовало, что безудержные язычники/от неверия к вере изменяются./Слава Тебе, Христе,/Единый Милостивый и Человеколюбец! (2) Слава: Радуйся и веселися граде Сионе:/красуйся и радуйся Церкве Божия:/се бо Царь твой прииде в правде,/на жребяти седя, от детей воспеваемый:/осанна в вышних, благословен еси/Имеяй множество щедрот, помилуй нас.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnaj...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ Аще храм святаго Василия, творим бдение. НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 3, самогласны: На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 3, самогласные: Христа вселив в душу твою чистым твоим житием,/Источника жизни, священноявленне Василие,/реки источил еси учений благочестивых вселенней,/от нихже напаяеми, вернии церковнии людие/плоды устен, исповедающих благодать, приносят/Прославльшему память твою во век века. Германа: Христа, источник жизни, вселив в душу твою/чистою твоею жизнью, священноявленный Василий,/ты источил вселенной учений благочестивых реки,/из которых орошаясь, верный церковный народ/плод уст, исповедующих благодать, приносит/Прославляющему память твою во век века. Миро, излиянное на тебе благодати,/помаза тя священнодействовати Евангелие Царствия Небеснаго,/Василие Богоявленне,/Христово благоухание быв,/вонею знания Его вселенную исполнил еси./Темже, гласы раб твоих благоприятне приемляй,/испроси нам, чтущим тя, велия милости. Излившееся на тебя Mvpo благодати,/помазало тебя священнодействовать Евангелие Царства Небесного,/Василий богоявленный./Ибо, сделавшись Христовым благоуханием,/ты ароматом познания Его вселенную исполнил./Потому, голоса служителей твоих принимая благосклонно,/испроси нам, чтущим тебя, великую милость. Византиево: Святительскою одеждею одеян,/Троицы поборниче Василие,/престолу предстал еси судищному,/беду приемляй о вере,/и, страдальческое противостояние показав,/ярость епархову посрамил еси,/ярящася державою нечестия/и немилостивным разсечением претяща,/усердно, отче, проразсудив/и мученик быв произволением,/венец приял еси победы от Христа,/имущаго велию милость. Византийца: Святительским одеянием облачен,/поборник Троицы Василий,/предстал ты судейскому седалищу,/опасности за веру подвергаясь./И, подвижническое сопротивление показав,/гнев посрамил епарха, дерзкого силою нечестия/и угрожавшего истязанием немилосердным./Ты же с готовностью это избрал,/и, мучеником став произволением,/венцом победы был увенчан от Христа,/имеющего великую милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Разделы портала «Азбука веры» Эти заметки посвящены священническому обычаю «растить власы» – от самых ранних свидетельств о нем и до наших дней, спорам вокруг законности и целесообразности этой традиции, а также должному и предосудительному в отношении священников к своим волосам. Можно сказать, что эти заметки – о власоращении духовенства в истории Русской православной церкви. Две традиции Начнем, однако, с того, что в Русской православной церкви власоращению предшествовал другой обычай – выстригать волосы на темени. На Русь эта традиция пришла из Византии, где, как и повсеместно, существовала по меньшей мере с VII века. Считается, что, при наличии некоторых свидетельств более раннего периода (см.: Руднев 1870: 113; Правила 1994, 1: 496), именно 21е правило VI (Трулльского) Вселенского собора (692 г.) дает основание полагать, что обычай клира стричь волосы особым образом был к этому времени общеизвестным и общепринятым. Это правило предписывало низложенным, но раскаявшимся священнослужителям: «…да стригутся по образу клира». Как именно состоящие в клире стригли себе волосы, правило не уточняет, однако авторитетные толкователи склонны видеть здесь указание на так называемое гуменцо, или папалитру – выстриженное место на темени (Правила 1994, 1: 496). Подобным же образом комментирует это правило и славянская Кормчая книга XIII века: «…презвитер или диакон, аще будет от сана извержен, честь же да имать и седалище, якоже и прочии сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце » (Руднев 1870: 115). Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». В писаниях святого Софрония, патриарха Иерусалимского, скончавшегося незадолго до открытия собора, можно найти следующее толкование подобного обращения с волосами: «Кругловидное острижение волос на главе священника означает терновый венец, а двойной венец, образуемый волосами, изображает честную главу верховного Апостола, которую в насмешку остригли ему неуверовавшие и которую благословил Христос» (Руднев 1870: 114).

http://azbyka.ru/oblik-russkogo-svyashhe...

Скачать epub pdf Глава четвертая «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» ( Откр. 4:1–2 ). Закончилось описание семи Церквей Апокалипсиса и наступило время описания самого страшного – славы Бога, находящегося за пределами мира. Далее мы услышим рассказ о той Родине, куда должны попасть. На земле есть прообраз Царствия Небесного, даже не прообраз, а его земное воплощение – это Божественная Литургия. Дверь на небе – это прообраз Царских врат, образ Небесного храма, который копируется в храмах на земле. Получается, что на земле строится образ неба, причем связанный с небом напрямую. За престолом в любом православном храме находится особый трон (кафедра, седалище) епископа 40 , символизирующий собой тот трон, на котором восседает Бог . А по бокам мы видим сопрестолие – место, где восседают священники. Священников еще называют и пресвитерами. Пресвитер(πρεσβτερος) в переводе с греческого языка – старейшина, старец. Пресвитер, священник и несет служение одного из двадцати четырех старцев, стоящих возле Господа. Епископ (επσκοπος) в переводе с греческого – «надзирающий», «надсматривающий», то есть блюститель, тот, кто соблюдает людей в Православии. А диаконы (греч. δικονος – служитель) несут ангельское служение на земле. Откровение начинается с того, что Иоанн Богослов видит открытые двери, ведущие на небо. Эти двери впервые распахнулись в тот момент, когда Христос крестился на Иордане. Тогда Креститель Господень Иоанн увидел небеса отверстыми: «Отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» ( Мф. 3, 16 )? И вот с тех пор двери на небеса открыты и готовы принимать праведников. Увиденное Иоанном Крестителем – это открытие пути в мир горний, и его отворил Христос Спаситель. В православном храме иконостас – это граница между миром видимым и миром невидимым, между миром горним и миром дольним. Иконостас раскрывает духовную сущность того, что совершается в алтаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Скачать epub pdf Об Анкирском Поместном соборе Предисловие Святой Поместный собор, созванный в Анкире, в Галатийской архиепископии, состоялся, согласно писавшим о нем, в 315 г. по Р. X. Однако Милиас во 2-м т. «Синодикона» говорит, что он собрался в 314 г. Сошедшихся на Собор отцов было 18, первенствующими из них были Виталий, патриарх Антиохии Сирийской; Агриколай, митрополит Кесарии Каппадокийской; Маркелл, архиепископ самой Анкиры, и сщмч. Василий, епископ Амасийский. Они изложили настоящие 25 правил о тех, кто отрекся от Христа при тиране Максиме 56 и принес жертву идолам, но потом обратился к Церкви. Эти правила прямо утверждаются VI Всел. 2, а косвенно – IV Всел. 1 и VII Всел. 1, и благодаря этому утверждению они некоторым образом получают силу правил Вселенских соборов. Об Анкирском соборе за 53 года до того, как он состоялся, предрек божественный Григорий Неокесарийский в своем 8-м правиле. (См. об этом Соборе: Досифей. Двенадцатикнижие. С. 976.) 57 25 правил Анкирского Поместного святого собора с толкованиями Правило 1 О пресвитерах, которые принесли жертву, но потом возобновили подвиг за веру, притом не каким-то обманным путем, а истинно, без предварительных приготовлений и упрашиваний с целью показать, будто они подвергаются пыткам, тогда как они испытали мучения только притворно и по видимости. Решено, чтобы такие разделяли честь пресвитерского седалища, но им не позволялось совершать Приношение, или проповедовать, или вообще совершать какие-нибудь священнические служения. Толкование Из тех христиан, которые во время гонений отрекались и приносили жертвы идолам, одни, подвергаясь пыткам, не выдерживали суровости истязаний и отрекались от имени Христова, а другие еще прежде пыток предавали благочестие, однако, чтобы не показалось, что они отреклись добровольно, деньгами или просьбами склоняли мучителей истязать и их – не поистине, а для видимости. После того как эти обстоятельства будут выяснены, те пресвитеры, которые подверглись истязаниям поистине и действительно, без какого-либо обмана и притворства, и, не выдержав пыток, сначала принесли жертву, но потом, раскаявшись, вернулись к исповеданиию веры и победили, должны иметь внешнюю честь и пресвитерское седалище (т. е. должны почитаться как иереи и сидеть с иереями, о чем смотри Антиох. 1 и примеч. к VI Всел. 26), однако не должны иметь права ни священнодействовать, ни учить, ни совершать какое-либо другое священническое действие [ 58 ] . Смотри также Апост. 62,1 Всел. 1. Правило 2

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 12: вступл. (Ин.19:30–20:15)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1910. Т. 3. 10. С. 225–240 (2-я пагин.) —225— судили Спасителя нашего Христа и требовали от Него ответить, кто Он и откуда, а Он ясно говорил: «верно говорю вам: отныне узрите Сына Человеческого сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных», – то Каиафа, вскочив с священного седалища, «разорвал одежды свои говоря: богохульствовал» ( Мф.26:64–65 ). Таким образом, и самый божественный храм как бы воспользовался господствовавшим у них обычаем, разорвав как одежду завесу свою, как только испустил дух Спаситель наш, ибо он осуждал нечестие Иудеев против Него. И конечно божественною силою совершалось и это, чтобы показать нам, что и сам святой храм оплакивал Израиля. Ин.19:31 . Иудеи же, понеже пяток бе, да не останутся на кресте тела в субботу, – бе бо велик день той субботы, – просиша Пилата, да пребьют их голени и возмут. 2017 Блаженный Евангелист говорит это не для того, чтобы засвидетельствовать благоговение в людях, привыкших к жестоким и бесчеловечным убийствам и оказавшихся виновными в таких нечестиях, но чтобы показать опять их безрассудно и глупо допускающими то, что сказал Христос, то есть оцеживают «комара, верблюда поглощая» ( Мф.23:24 ). В самом деле, они оказываются совершенно никакого значения не придающими чрезмерным и ужасным беззакониям, а весьма ничтож- —226— ные мелочи соблюдают с превеликою точностью, поступая неразумно в том и другом отношении. Доказательство этому – сейчас. Вот, убив Христа, они оказывают великое почтение к субботе и, оскорбив Законодателя превышающими слово злодействами, принимают благоговейный вид к закону. Притворно чтут великий день особенно той субботы умертвившие Господа этого великого дня и требуют только им одним свойственной милости, именно просят перебить «их голени», устрояя уже находившимся при конце жизни жесточайший исход смерти посредством невыносимейшего терзания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf ОТДЕЛ II. ВЕЛИКОПОСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (период пения Постной триоди) ВВЕДЕНИЕ ПОСТ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ. ДРЕВНОСТЬ ЕГО УСТАНОВЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ Пост Святой Четыредесятницы называется Великим в виду особой важности его установления. Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствовали о том, что пост Святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея ( Исх. 34 ), пророка Илии ( 3Цар. 19 ), а главным образом – по примеру Господа Иисуса Христа ( Мф. 4, 2 ), постившегося сорок дней. О том, что установление это является апостольским, свидетельствует 69 правило Апостолов, повелевающее поститься в Святую Четыредесятницу перед Пасхой. Кроме того, об апостольском установлении поста Святой Четыредесятницы и соблюдении его всей Первенствующей Апостольской Церковью указывают Отцы Церкви I-IV веков: святой Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, епископ Римский (II в.), святой Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), блаженный Иероним , святой Кирилл Александрийский (IV в.) и многие другие. О том, что пост продолжался именно 40 дней с самого начала его установления, также сущестуют свидетельства самой глубокой древности. И само название «Четыредесятница» встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святые Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал повсюду. Но особое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг святого Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище и содержащий указание на древность обычая прекращать пост Четыредесятницы по воскресным дням. Итак, пост Святой Четыредесятницы всегда составлял 40 дней. Начиная с IV века в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника после сырной седмицы – до Великой Субботы включительно. Таким образом, Великий пост состоит из собственно из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых (святой Симеон Солунский ). В Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 1) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т. е. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т. е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т. е. с понедельника) и оканчивая в пятницу; потом начинается Святая седмица Пасхи (т. е. седмица страданий Христовых). Постясь во время ее все со страхом и трепетом, приносят ежедневно моление согрешающих». В этих постановлениях Великий пост представляется состоящим из сорокадневного поста и поста Страстной седмицы. Святой Епифаний Кипрский пишет: «Четыредесятницу до семи дней Святой Пасхи (до Страстной Недели) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение Кафолической веры, XXII).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Скачать epub pdf Псалом 1 Первым словам псалма сего предшествует надпись: Псалом Давиду . Эта надпись означает, что составление сего первого псалма приписывалось Давиду, царю еврейскому и пророку Божию. К этой надписи в «Учебной Псалтири» сделано прибавление: не надписан у еврей . Эти последние слова означают, что в еврейской Библии псалом этот не имеет надписания. В первом псалме изображается блаженное состояние праведника в противоположность гибельному состоянию нечестивых, – в этом и заключается, по мнению св. отцов, причина того, что этот псалом помещен первым, как бы во главе всех прочих псалмов, потому что блаженство есть основание и начало учения о нравственной жизни людей, и оно сообщается только людям праведным, то есть охотно исполняющим закон Господень. Пс.1:1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе. Составитель псалма, говоря о блаженстве мужа, как бы забывает или умалчивает о жене, или женщине. Но это выражение псалмопевца не нужно понимать так, что в нем говорится только об одной половине человеческого рода, о мужской; а нужно слово «муж» принимать за слово «человек», потому что блаженство праведных, равно как и погибель нечестивых, в Слове Божием одинаково усвояется и той и другой половине человеческого рода. И Господь наш Иисус Христос , преподавая Свое Божественное учение о блаженствах, не относил его к одной половине человечества, а усвоял его всем вообще, говоря: блажени нищии духом, блажени плачущии, блажени кроткие и проч. И псалмопевцы в других псалмах подобным же образом выражают свои мысли и чувства, когда говорят: «Блажени непорочнии в пути, ходящии в законе Господни» ( Пс. 118 и др.). Советом нечестивых, по учению св. Афанасия, «можно назвать собрание, или сходбище, людей лукавых» с. 40]; а по словам св. Василия Великого , совет нечестивых – нечестивые помыслы, от которых начинается нечестивое дело с. 13–14]. Не иде, не ста, не седе, – эти слова выражают одинаково и настоящее, и прошедшее время, и значат: кто не пошел, не ходит и не останавливается. Итак, блажен тот, кто не разделяет мыслей и чувств людей нечестивых и соблюдает чистоту помыслов; а если и увлечен в зло, то не стоит в нем, не закосневает; блажен – кто не участвует в собраниях губителей веры и нравственности, кто удаляется от согласия и соучастия с нечестивыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Пятница В четверг вечера обычное стихословие. На Господи воззвах , поставим стихов 6, и поем стихиры подобны господина Иосифа. Глас 4. Подобен: Званный свыше: Апостольская двоица священнейшая, единаго Тя от Троицы ведущи Христе, ныне Тобою посылается, привести жребя подъяремнича сына, якоже писано есть: на немже смиряяся всядеши Благоутробне, в вышних волею, седалище всем любящым Тя уготовляя, и в безсловесныя проникшия, умовредно слове страсти, словесныя содеваеши, осанна Тебе взывающыя. Приими сионе Царя, се тебе кротчайший волею предстанет, воскресивый Лазаря и разрушивый смерти горькое царство. множество Богособранное священных монахов, с простою чадию соберитеся, усрести с ваием Христа, зовуще: благословен Грядый спасти род человечь, страстию креста, и безстрастие всем подати за благость. Ина стихира подобна господина Феодора, глас 8. Подобен: Иже во Едеме: На Серафимех страшных, в вышних Христе носимый, яко Бог же, и всех творец, Сам на жребя на земли всести идеши, яко сый по нам человечески. Вифаниа веселится, приимши Тя Спасе: Иерусалим радуется, яко чаяй Тя прияти: смерть умертвися, предощутивши Лазаря, приити из мертвых: и мы с ваиами Сретение совершающе в радости, воспеваим державу благости твоея Господи. И в минеи 3. Слава, и ныне, Богородичен. Прокимен, псалом 119 , глас 6: Ко Господу внегда скорбети ми воззвах, и услыша мя. Стих: Господи избави душу мою от устен неправедных, и от языка льстива. Бытия чтение. [ Быт. 46:1–7 .] Востав Израиль сам и вся сущая его, прииде ко кладязю клятвенному, и пожре жертву Богу отца своего Исаака. Рече же Бог ко Израилю в видении нощию, глаголя: Иакове, Иакове. он же рече: что есть? Он же рече ему: Аз есмь Бог отцев твоих, не убойся изыти во Египет: в язык бо велий сотворю тя тамо. И Аз сниду с тобою во Египет, и Аз возведу тя до конца: и Иосиф возложит руки своя на очи твои. Воста же Иаков от кладязя клятвеннаго: и взяша сынове Израиля отца своего, и стяжание, и жены своя на колесницы, яже посла Иосиф взяти его. И вземше имения своя, и все стяжание, еже стяжаша в земли Ханаанстей, внидоша во Египет Иаков, и все семя его с ним: Сынове, и сынове сынов его с ним: дщери, и дщери дщерей его, и все семя свое введе во Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово на Благовещение Пресвятой Девы Богородицы. Св. Исихия, пресвитера Иерусалимского Всякий благодарный язык по достоянию чтит Деву Богородицу и подражает в сем начальнику архангелов Гавриилу. Один называет Ее Матерью света, другой – звездою жизни; один – престолом Бога, другой – храмом ширшим неба; один – седалищем не меньшим седалища херувимского, другой – верторадом невозделанным, лозой плодовитой, горлицей чистой, голубицей нетленной, тучей дождевой, зачинающей без тления, – металлом, из которого происходит Несекомый Камень, – судном полным груза, не нуждающимся в Кормчем. Иной – также: ковчегом обширнейшим Ноева, преславным; тот ковчег – животных, Сей – жизни; тот удержал Ноя, Этот – Самого Творца Ноя; тот имел две или три кровли, Этот – все исполнение Троицы, потому что и Дух низшел, и Отец осенил, и Сын поселился, как сказано: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий ( Лук. 1:35 ). Видишь, сколь велико достоинство Богородицы Девы? Единородный Сын Божий, Творец мира, держимый Ею, как Младенец, воссоздал Адама, освятил Еву, сокрушил дракона, отверз рай, утвердил печать чрева. Воистину, велико (достоинство): Она отверзла рай (ибо Ей предстояло ввести туда разбойника и всех наследников царства), в Ней утвердил печать девства Бог Слово воплощаемый, Который не нуждался в двери для входа и выхода. Тебе, о Дево, пророки расточают похвалы, и каждый называет богоносной, удостоверившей тайны чудес. И один именует Тебя жезлом Иессея ( Ис. 11:1 ), дабы объяснить твердое и непреклонное девство; другой сравнивает с купиной горящей и не сгорающей ( Исх. 3:18 ), дабы объяснить плоть Единородного и Богородицу Деву. Та горела и не сгорала: так и Ты родила и не отверзла чрева, – зачала и не повредила чресла, – извела Чадо и оставила чрево запечатленным, – давала млеко и оставила сосцы неприкосновенными, – держала Младенца и не знала отца его, – соделалась матерью, но не соделалась невестой, – Сын вскармливался, а отец не находился.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010