Слово при вступлении на паству Харьковскую, сказанное в Харьковском Успенском соборе 1842 г. «И аз пришед к вам, братие, приидох не по превосходному словеси или премудрости возвещая вам свидетелство Божие: не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята... И слово мое и проповедь моя не в препретелных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы, да вера ваша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет» ( 1Кор. 2:1–2, 4–5 ) Так писал некогда апостол Павел Коринфянам, приводя им на память, как он в первый раз явился пред ними, и как образ явления его был противоположен их ожиданиям. Коринф, как известно, славился науками и мудростью земной; Павел обладал умом Христовым и мудростью небесной; казалось, что к мудрым язычникам и учитель языков явится с мудростью, а Павел явился с буйством проповеди Евангельской!.. Коринфяне надеялись, вероятно, услышать от нового наставника христианского новое решение тех вопросов, которыми занимались их мудрецы и философы; а Павел, явившись пред ними, не хотел казаться знающим что-либо, кроме Иисуса Христа, «и Сего распята!» Противоположность разительная, явно удаленная от всех видов и расчетов обыкновенного благоразумия человеческого, – но Павел знал, что делал! – Святое буйство проповеди Крестной недолго оставалось соблазном для любознательных коринфян. Сопровождаемое «явлением Духа и силы», оно не замедлило взять верх над всеми безплодными хитросплетениями их софистов; и те, для которых распятый Бог Павлов казался вначале безумием, с благоговением признали в нем «Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1:24 ). И ваш град, братие мои, подобно Коринфу, известен любовью к просвещению и наукам. Неудивительно посему, если и вы обыкли смотреть на все не очами токмо веры, а и взором ума испытующего. Поскольку же и нам выпал жребий провести немало времени не только «при ногу» ( Деян. 22:3 ), но и на самом седалище Гамалиилове, то легко может статься, что некоторые ожидают от нас слова высокого и проповеди по всем правилам витийства человеческого. Да будет же известно вам, братие мои, что и мы, подражая великому учителю языков, приходим к вам не с премудростью слова, не с выспренными умозрениями, не с блестящими оборотами витийства, а с простотой веры Евангельской и с единой, если даст Господь, силой чувства христианского. Да будет ведомо, что и мы во время нашего пребывания с вами, не желали бы казаться знающими что-либо, кроме Иисуса Христа, «и Сего распята». Иисус и Крест Его – се наша мудрость! Изображение Его пред вами в том самом виде, как Он представлен у святых пророков и Апостолов – вот наше красноречие! Большего мы не знаем и не обещаем; лучшего – не можем и не хотим. И если бы когда-либо уклонились мы от сего святого правила и обета и предались суетному желанию блистать пред вами мудростью человеческой и витийством, то вместо внимания слову нашему, закройте тогда слух от него, остановите нас и напомните, что мы говорили теперь пред вами. |
Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 31. Козьма Пражский «Чешская хроника» (около 1119–1125 гг.) «Хроника» Козьмы (ок. 1045–1125) стала первым крупным произведением чешской историографии, над которым автор работал в последние годы жизни. Козьма обучался сначала в Праге, затем во фландрском Люттихе (Льеже), пребывал в окружении пражского епископа Гебхарда-Яромира, младшего брата чешского князя (впоследствии короля) Братислава II – вероятно, в должности секретаря, так как клириком кафедрального капитула в Праге хронист стал только в 1099 г., а позднее – его деканом. Близостью к епископу Гебхарду объясняются как информированность Козьмы в политических делах, так и его церковнополитическая позиция противника славянского богослужения, которому покровительствовал Вратислав II. Издания: Из многочисленных изданий лучшим критическим является издание Б. Бретхольца: Cosm. 1923, заменившее предыдущие критические издания Р. Кёпке (Cosm. 1851. Р. 1–132) и И. Эмлера (Cosm. 1874. Р. 1–370). Переводы: На чешский язык: Cosm. 1972; на немецкий язык: Cosm. 1885; на польский язык: Cosm. 1968; на русский язык: Коз. Пр. Литература: Кроме введения к изданию Б. Бретхольца, см.: Teštík 1968 (здесь обширная библиография); RFHMAe 3. P. 656–657. 1. I, 21. В год от Воплощения Господня 863 967-й. [Смерть чешского князя Болеслава I и похвала вступившему на престол Болеславу II I, 22. Сестра последнего Млада прибывает для молитвы в Рим, там принимает монашество с именем Мария и привозит своему брату посланиие папы 864 , благосклонно отвечающего на просьбу Болеслава II об учреждении в Праге епископии, которое и цитируется хронистом.] Посему апостолической властью и властью святого Петра, главы апостолов, коего, хоть и недостойно, мы являемся наместником, соглашаемся, и одобряем, и утверждаем, чтобы в церкви мучеников святого Вита (Vitus) и святого Вячеслава (Wenceslaus) 865 была епископская кафедра, а в церкви святого мученика Георгия 866 было учреждено сообщество монахинь по уставу святого Бенедикта 867 и под водительством дщери нашей аббатисы Марии. Однако не согласно обрядам, то есть секте, народа Болгарии (Bulgaria) или Руси (Ruzia), то есть на славянском (Sclavonicus) языке 868 , но, более следуя апостолическим 869 установлениям и правилам, выбери для сего дела, на радость всей церкви, наиболее достойного клирика, больше обученного латинской грамоте, который сумел бы словесным плугом вспахать целину языческих сердец и посеять пшеницу доброделания, равно как представить Христу снопы урожая вашей веры. Прощай. [И немедленно было сделано так: в церкви св. Вита решено устроить седалище будущего епископа 870 , а в церкви св. Георгия – аббатство сестры Болеслава II Марии.] |
«Тогда»: в тот же день, когда Господь придет на суд. – «Царство Небесное» (ср. прим. к Мф.3:2 ): церковь Христова на земле; при пришествии Христовом с членами церкви Его будет нечто подобное тому, что случилось с десятью девами и пр. – «Вышли навстречу жениху»: пришествие Христово представляется под образом пришествия жениха в дом отца невесты, во время брачных пиршеств. В продолжение семидневного (когда выходила замуж девица, и трехдневного, когда – вдова) празднества, совершавшегося с большою торжественностью, по вечерам или ночам жених из дома отца своего провожал невесту в дом отца ее с возможною пышностью. Родители, родственники и друзья сопровождали их в большом числе; часть их сопровождала жениха, другая, вероятно, родные и друзья невесты, выходила из дому встречать их. При этом употреблялись светильники для большей торжественности и чтобы освещать путь. Девы, имевшие встретить жениха с невестою в доме сей последней, не зная точно, когда придут ожидаемые, выходили заранее из дому и ожидали около него жениха с невестой. На Востоке доселе сохранились некоторые из этих церемоний брачных пиршеств. «При одном браке индусском, где и я был, – говорит один миссионер, – жених посещал свою невесту. В полночь, после того, как прибытия его ждали часа два или три, возвестили о прибытии его словами почти евангельскими: вот жених идет; выходите навстречу ему. Каждый спешил зажечь свой светильник, который держал в руках, и занять свое место в процессии. Многие растеряли свои светильники, И некогда было искать их, потому что шествие приближалось к дому невесты. Все общество взошло на крыльцо, убранное и великолепно освещенное, где ожидали их другие родственники и друзья в лучших одеждах. Жених, несомый своими спутниками, помещен был на великолепном седалище посреди собрания. Чрез несколько времени все взошли в дом, двери которого были затворены вслед за тем, и их охраняли сипаи. Я, и другие со мною, тщетно просили этих стражей – пустить нас туда. Никогда величественная притча Спасителя не поражала меня более, как в ту минуту, когда затворились двери» (у Barnes в прим. к этому стиху). «Но почему Христос в этой притче представляет не просто какое-либо лицо, а дев? Он превознес девство, когда сказал: «есть скопцы, которые» оскопили сами себя, ради «Царствия Небесного», и: могущий вместить да вместит ( Мф.19:11–12 ). Кроме того, Ему известно было и высокое мнение многих о девстве, ибо оно по природе своей есть великое дело... Итак, поскольку девство есть дело великое и многие имеют о нем высокое мнение, то, дабы кто-либо, храня оное, не предался беспечности так, как бы уже все исполнил, и дабы не стал нерадеть о прочем, Иисус Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что девство и все другие добродетели, чуждые дел милосердия, осуждаются» (Злат.). |
Третья паримия из соборного послания Апостола Иакова. Гл. II, стт. 1–13. В сей паремиии содержится обличение лицеприятия и учение о любви к ближним, простирающейся на всех без изъятия. Гл. II, ст. 1. Братие моя, не на лица зряще имейте веру (в) Господа нашего Иисуса Христа славы. Вера в Иисуса Христа уравнивает всех. Верующие во Христа Иисуса все суть чада Божии по благодати возрождения, следственно братья между собою. Во Христе Иисусе нет различия между знатными и незнатными, между богатыми и бедными. Это различие существует в житейском быту, но ему нет места в Христовой Церкви. Посему ко всякому верующему должно относиться с одинаковым почтением, и любовно, кто бы он ни был, знатный или незнатный, богатый или бедный. Предпочтение в сем случае одних другим было бы лицеприятием, которое нетерпимо в обществе верующих во Христа Иисуса, Господа славы. Пред величием Его славы меркнет всякая человеческая слава, всякое внешнее превосходство одних пред другими. Стт. 2, 3, 4. Аще бо выйдет в сонмище ваше муж, злат перстень нося, в ризе светле, внидет же и нищ в худе одежди, и воззрите на носящаго ризу светлу, и речете ему: ты сяди зде добре (тебе хорошо сесть здесь), и нищему (бедному) речете: ты стани тамо, или сяди зде на подножии моем: и не разсмотристе (не разделились ли) в себе, и бысте судии помышлений злых? Если с верою во Христа несовместно лицеприятие, если она всех уравнивает пред Господом славы, всех связует узами духовного братства и потому требует одинакового почтения и любви ко всем, без различия званий и состояний, то, очевидно, заслуживают строгого обличения поступающие вопреки сему требованию. В обличение их Апостол Иаков говорит: «не разделились ли вы между собою» («не разсмотристе в себе»), забыв духовное братское единение во Христе Иисусе, и «не сделались ли судьями с худыми мыслями», когда, например, в церковных собраниях («в сонмище») для одних отводите почетныя места, других же уничижаете пред ними? Войдет в церковь человек в богатой одежде и с золотым перстнем на руке, вы услужливо предлагаете ему где-нибудь на видном месте особое седалище («сяди зде добре»), на котором он может покойно сидеть всю службу, или, по крайней мере, во время чтений и поучений; а войдет в церковное собрание бедный христианин, вы ставите его где-нибудь вдали от места совершения богослужения («стани тамо») и, когда позволяется во время службы садиться, сажаете его у вашего подножия на полу. Подобная разборчивость в обращении с богатыми и бедными наблюдаема была в еврейских синагогах. Христиане из Евреев не вдруг могли отрешиться от еврейских обычаев и продолжали следовать им в местах своих церковных собраний, которыя по сему Апостол называет синагогами («внидет в сонмище ваше муж»). |
Четвертый век христианства Глава 15. МИР ЦЕРКВИ 312-й от Рождества Христова Глубокая тишина водворилась после долголетней бури; все с благоговением дивились столь явному покрову Господа, невредимо сохранившего и распространившего Церковь Свою посреди трехвековых гонений. Святая радость сияла на всех лицах, народ стекался опять к торжественному священнослужению, и голос пастырей беспрестанно раздавался с кафедры или над купелью, куда многие тысячи прибегали для спасительного крещения, или пред алтарями, где приносилась за них бескровная жертва; обрушенные церкви восставали из развалин, новые сооружались великолепно, сообразно с возрастающими нуждами и обрядами богослужения. Первая воздвиглась в Тире, и внутреннее ее устройство достойно внимания. Обширный двор, огражденный рядами колонн, с фонтанами на средине для очищения входящих, служил преддверием великолепному храму, который был украшен высокими столбами, устлан мрамором и крыт кедром; тремя дверями в него входили; резная решетка отделяла алтарь от народа, и высокие седалища для епископа и пресвитеров устроены были позади престола на горнем месте; с обеих сторон церкви примыкали палаты для ризницы и купели, для служителей и оглашенных. Летописец Евсевий, бывший еще пресвитером и уже занимавшийся тогда обличительными книгами на Эллинов и Иудеев, под названием приготовления и доказательства евангельского, сохранил нам описание церкви и произнес в ней похвалы благочестивому ктитору, епископу Павлину. Он живо изобразил собравшимся на торжество святителям весь ужас гонения, которое благополучно они пережили, и милость Божию, сохранившую стадо Христово, и благость императоров, заступивших место тиранов. И точно, расположение Константина к христианам могло казаться удивительным. Не только освобождал он узников из темниц и возвращал церквам похищенные имущества, но и собственных сокровищ не щадил для сооружения новых и для призрения убогих сирот, вдовиц и дев христианских. Епископов уважал он как мужей, посвященных Богу, часто беседуя с ними, приглашал к трапезе и поручал им раздавать свои милостыни. Так Цецилиану Карфагенскому позволил взять от казнохранителя Африки большую сумму для нужд церковных, а проконсулу велел освободить клириков от общественных должностей, чтобы они могли совершенно посвятить себя служению. |
Шулдан, гора. Шулдан, мужской монастырь. Монастырь. Не действует. ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 900 - 1000. Адрес: Республика Крым, г.Севастополь, Балаклавский р-н. Координаты: 44.591217, 33.771831 Проезд:от шоссе Севастополь - Ялта по указателю на Хмельницкое, и далее, за Терновку. Монастырь виден с дороги Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь Шулдан расположен в обрывах скалы Шулдан, нависающей над Шульской долиной. Он состоит из двух пещерных храмов и сопутствующих им помещений общим числом до 20. Первые подробные сведения о монастыре привел Д. Струков. Он опубликовал описание главной церкви и план ее алтарной части «В скале близ селения Шули, в пятнадцати верстах от Инкермана, в вершине скалы изсечен ряд малых помещений, соединяющихся с храмом. Храм 6 арш. шириной и 10 арш. длины: над стенами изсечен свод: алтарь отделен от храма преградою, высотою 1 арш. 5 верш, с одним входом по средине, следов жертвенника не видно, но из алтаря есть выход к югу, в особое помещение, где у восточной стены в нише выдолблено помещение, высотою 1 арш. 5 верш., удобное служить жертвенником, куда есть еще отдельный выход из помещения комнат. Престол высотою 1 арш. 6 верш., шириною 14 верш., в верхней стороне углубление, удобное для вложения св. Мощей; по сторонам престола по полукругу сопрестолие, высотою 1 арш. 4 верш.: ниже — седалище для священнослужащих высотою 9 верш. На северной стене храма сохранилась фресковая живопись, изображающая Богоматерь с Предвечным младенцем и напоминающая икону, именуемую Ржевской, и двое святых во весь рост». (1876, с. 31). Обратил внимание на Шулдан и А. Бертье-Делагард. Главный храм он справедливо считал похожим на «храм с крещальней» в Инкермане, а малую церковь — «одной из наиболее простых», близкой церкви у ст. Инкерман-1. Детально Шулдан был обследован В. Бабенчиковым (1935), проводившим здесь зачистки помещений. Им было составлено подробное описание монастыря, особенно главного храма, и выполнены архитектурные обмеры. Характер фресок, по мнению В. Бабенчикова, аналогичен росписи храмов «Трех всадников» и «Успения» на Эски-кермене, которые он датировал концом XII-XIII вв. Причем, по мнению исследователя, фрески в храме Шулдана имели несколько слоев. |
Н.К. Гаврюшин Александр Светилин. Из лекций по психологии. Седалище души Итак, душа есть существо не материальное. Если же душа есть существо не материальное, совершенно различное от тех элементов, которые действуют в организме, то спрашивается: какое положение занимает она по отношению к этим элементам? Этот вопрос может быть предложен в более определённой форме, именно в форме вопроса о так называемом седалище души, или местопребывании или резиденции души: где душа существует? Какое определённое пространство она занимает? Есть философы, которые находят невозможною самую постановку этого вопроса. Мы называем Канта, который учил, что формы пространства и времени имеют значение только для явлений, но не для вещей, насколько они существуют сами по себе. Притом форма пространства имеет значение только для явлений внешних чувств; явления же внутреннего чувства или сознательные существуют только во времени, а не в пространстве. Так [им] обр[азом], относительно явлений духа мы даже не можем предложить вопроса – где они существуют, потому что в отношении к ним возможен вопрос лишь о временном существовании. Тем более нелепо было бы предложить этот вопрос по отношению к душе как их субстанции, как и относительно всякой другой субстанции нельзя спрашивать: какое пространство она занимает, или где она существует. До некоторой степени утрируя учение Канта, один из новейших психологов Бенеке говорит, что душевные явления должны быть мыслимы происходящими нигде, а другой германский философ утверждает, что самая душа должна быть представляема существующей нигде и никогда, т.е. по отношению к ней вопросы о существовании в форме пространства и времени не имеют смысла. Однако не напрактиковавшийся в метафизических тонкостях здравый смысл едва ли может согласиться с таким учением, будто начало, существующее реально, может существовать или производить действия нигде. Если душа производит действия, которые имеют тесную связь с действиями внешних предметов, совершающимися в пространстве, то этим самым оправдывается вопрос об отношении самой души к пространству. |
1. Безначалие - везде зло, причина многих бедствий, начало беспорядка и смешения; особенно же в Церкви оно тем опаснее, чем власть её больше и выше. Если от хора удалишь начальника его, то хор не будет строен и согласен; если у отряда воинов отнимешь предводителя, то действия их не будут совершаться в стройности и порядке; если корабль лишишь кормчего, то потопишь корабль, - так и здесь: если у паствы не будет пастыря, то всё извратится и уничтожится. Безначалие есть зло и причина смятения; но не меньшее зло - и неповиновение подчиненных, так как и от него происходит то же самое. Народ, не повинующийся начальнику, - то же, что народ, не имеющий его, а может быть, и хуже; там (не имеющих начальника) можно извинить за безпорядок, а здесь (имеющие его) неизвинительны и достойны наказания. Но, скажет кто-нибудь, есть ещё третье зло, - когда начальник нехорош. Знаю; это немалое зло, и даже гораздо большее, нежели безначалие, - потому что лучше не управляться никем, нежели быть под управлением дурного начальника. В первом случае народ иногда подвергается опасности, а иногда и спасается; в последнем же всегда находится в опасности и увлекается в пропасть. Почему же Павел говорит: " Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны … " ? Он выше сказал: " … и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их " (Евр. 13:7); а потом и говорит: " Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны … " . А что, скажешь, когда (начальник) нехорош, - тогда ненужно повиноваться ему? Нехорош, - в каком смысле говоришь ты? Если по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба; если же по отношению к жизни, то не безпокойся об этом. Я приведу тебе пример не от себя, а из божественного Писания. Послушай, что говорит Христос: " … на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи " . Сказав о них прежде много обличительного, Он потом говорит: " … на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте " ( Мат. |
1. Безначалие - везде зло, причина многих бедствий, начало беспорядка и смешения; особенно же в Церкви оно тем опаснее, чем власть её больше и выше. Если отхора удалишь начальника его, то хор не будет строен и согласен; если у отряда воинов отнимешь предводителя, то действия ихне будут совершаться в стройности и порядке; если корабль лишишь кормчего, то потопишь корабль, - таки здесь: если у паствы не будет пастыря, то всё извратится и уничтожится. Безначалие есть зло и причина смятения; но не меньшее зло - и неповиновение подчиненных, таккак и отнего происходит то же самое. Народ, не повинующийся начальнику, - то же, что народ, не имеющий его, а может быть, и хуже; там(не имеющихначальника) можно извинить за безпорядок, а здесь (имеющие его) неизвинительны и достойны наказания. Но, скажет кто-нибудь, есть ещё третье зло, - когда начальник нехорош. Знаю; это немалое зло, и даже гораздо большее, нежели безначалие, - потому что лучше не управляться никем, нежели быть под управлением дурного начальника. В первом случае народ иногда подвергается опасности, а иногда и спасается; в последнем же всегда находится в опасности и увлекается в пропасть. Почему же Павел говорит: " Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны " ? Он выше сказал: " и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их " (Евр. 13:7); а потом и говорит: " Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны " . А что, скажешь, когда (начальник) нехорош, - тогда ненужно повиноваться ему? Нехорош, - в каком смысле говоришь ты? Если по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший снеба; если же по отношению к жизни, то не безпокойся обэтом. Я приведу тебе пример не отсебя, а избожественного Писания. Послушай, что говорит Христос: " на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи " . Сказав о нихпрежде много обличительного, Он потом говорит: " на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте " (Мат. |
Беседа 34 Евр.13:17 . Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. 1. Безначалие – везде зло, причина многих бедствий, начало беспорядка и смешения; особенно же в Церкви оно тем опаснее, чем власть её больше и выше. Если от хора удалишь начальника его, то хор не будет строен и согласен; если у отряда воинов отнимешь предводителя, то действия их не будут совершаться в стройности и порядке; если корабль лишишь кормчего, то потопишь корабль, – так и здесь: если у паствы не будет пастыря, то всё извратится и уничтожится. Безначалие есть зло и причина смятения; но не меньшее зло – и неповиновение подчиненных, так как и от него происходит то же самое. Народ, не повинующийся начальнику, – то же, что народ, не имеющий его, а может быть, и хуже; там (не имеющих начальника) можно извинить за безпорядок, а здесь (имеющие его) неизвинительны и достойны наказания. Но, скажет кто-нибудь, есть ещё третье зло, – когда начальник нехорош. Знаю; это немалое зло, и даже гораздо большее, нежели безначалие, – потому что лучше не управляться никем, нежели быть под управлением дурного начальника. В первом случае народ иногда подвергается опасности, а иногда и спасается; в последнем же всегда находится в опасности и увлекается в пропасть. Почему же Павел говорит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны»? Он выше сказал: «и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ); а потом и говорит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны». А что, скажешь, когда (начальник) нехорош, – тогда ненужно повиноваться ему? Нехорош, – в каком смысле говоришь ты? Если по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба; если же по отношению к жизни, то не безпокойся об этом. Я приведу тебе пример не от себя, а из божественного Писания. Послушай, что говорит Христос: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи». Сказав о них прежде много обличительного, Он потом говорит: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» ( Мф.23:2–3 ). Они имеют, говорит, достоинство, но нечисты по жизни. |
| |