8-10. Тогда откроется, как заря, свет твой , т.е., скоро явится помощь. Что означает: " откроется " ? Этим показывается изобилие и превосходство. Видишь ли: то, что ты даешь, это самое и получаешь. И исцеление твое скоро возрастет . Итак, в нашей власти находится, чтобы скоро или поздно явилось наше спасение. Ка­ково было здоровье, когда у нас были многие язвы! Потому про­рок говорит: и исцеление твое скоро возрастет , для разрешения и прогнания грехов. И правда твоя пойдет пред тобою , по­добно тому, как впереди царя идут слуги, скороходы, и свита, кричащие громким голосом, которых из-за этого мы счи­таем счастливыми. Смотри, какие идут впереди слуги, вместо рабов: правда твоя . Все далеко отступают от нее, ни­кто не осмеливается взирать на нее. Теперь посмотрим, каковы одежды ее: ужели пояс или понтийская мышь? Никак, но слава Господня будет сопровождать тебя . Какой венец или одежда подобны этому украшению? Именно, как Бог милосерд, благодетелен и жи­вотворящ, такими же Он желает, чтобы были и рабы Его, сообразно тому, что говорил подвергшийся великим несчастьям Иов: был глазами слепому и ногами хромому (Иов.29:15). Украсит тебя, говорит, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: " вот Я! " . Что больше этого, когда Он не ожидает ни молитв, ни требований просителей, чтобы услышать их? Прежде чем ты попросишь, Он дарует просимое. Какой отец, называемый милосердым, или какой друг, называемый искренним, так скоро отзывается? Смотри, что ты купил за малый хлеб или лоскуток: у лю­дей славу, а у Бога любовь. И все это тебе так легко. Ты сде­лал это однажды или дважды, но этого не достаточно: тебе нужно делать это как можно чаще, по написанному: милость и истина да не оставляют тебя (Притч.3:3); и опять: не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его (там же, 27). Бог повелевает, чтобы ты всегда раздроблял хлеб. Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А внимание к ней заставляет решительно утверждать лишь одно – что тут собственная и специальная речь Самого Бога ( Λγος το Θεο), перешедшая в реальную действительность искупления совершенно так же, как начальное творческое «да будет» воплотилось в творении. Если в последнем случае изрекающим был Бог, то в первом мы, по аналогичности, должны принять эссенциальное Божественное Существо, хотя не в состоянии постигнуть Его и прямо обозначить. Тут не противоречие, а, скорее, истинная гармония, – что во Христе-Искупителе мы обязаны видеть неописуемое и неизобразимое Божество.    За Ним следовали небесные воинства, руководимые благими намерениями свойственной им чистоты (XIX, 14), а Он Сам, пасущий разгромленные остатки уже не жезлом пастырским, но железным, поражает их по силе вынужденной ярости Вседержителя (XIX, 15) с таким успехом, что на одежде и на бедре украшен был надписаниями: «Царь царствующих и Господь господствующих» (XIX, 16), как возобладавший над всеми властителями.    Дальше Апокалиптик видит Ангела, стоящего уже на самом солнце, и с этого центрального пункта мировой жизни назирающего всю Вселенную. Ангел созывает всех птиц небесных на великую вечерю Божию, уготованную Богом из трупов воителей и лошадей после окончательной битвы со зверем и лжепророком, причем они «оба живые брошены в озеро огненное, горящее серой», а вся прочая многочисленная свита убита мечом, исходящим из уст Сидящего на коне (XIX, 17—21). Осталось немного для ликвидации вспышек, которые всегда являются наследием старого порядка после его упразднения. Сохранялся еще «дракон, змей Древний, который есть Диавол и Сатана» (XX, 2). И сошедший с неба Ангел, имевший ключ от бездны и большую цепь в руке (XX, 1), сковал его и заключил в преисподнюю, чтобы он не прельщал народы, на тысячу лет, а после того был бы освобожден на малое время (XX, 3). Тут цифры, разумеется, условные и символические, и тысяча, по контрасту с малым числом, означает лишь великое множество в продолжение времени весьма и весьма длинного, но все-таки ограниченного предрешенным пределом. Поэтому и вообще нельзя говорить о каком-либо хронологическом тысячелетии, ибо речь идет просто о безмерной протяженности. Тогда все, пострадавшие за Имя, веру и исповедание Господа Спасителя, и неизменные в своей приверженности Ему, ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится названная тысяча лет (XX, 5). Это – первое воскресение, тем более важное, что все участники его, будучи внутренне уже блаженными и всецело светлыми по существу, избавлены от смерти второй, которая не имеет над ними власти; они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним (κα βασιλεσουσιν μετ’ ατο) тысячу лет (XX, 4—6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А она не хотела послушать его, говоря: «В какой я родилась вере, в такой и умру: ибо я не верую в Того Бога, в Которого ты веруешь. А вдруг я крещением не спасусь? Добро бы еще жила я жизнью исправной и безукоризненной; а если и не спасусь, хочу хотя бы быть как Сарра, и Ревекка, и Сусанна». А он ей говорит: «Поверь, что не оставит меня Бог скончаться в этом грехе. Ибо я знаю человеколюбие Божие, что Он примет меня кающегося, и тебя примет, но не в вере, которой ты держишься, а христианкой». И потом он говорит ей: «По крайней мере сходи в церковь и посмотри, какую веру имеют христиане к Богу и ко мне, грешному». Она же говорит ему: «Да, это я сделаю, это я могу, но потом ни к чему другому меня не принуждай». Итак, согласившись, идет она в церковь . И когда входил епископ, она увидела, что он и его свита окружены великой роскошью (ибо был большой праздник). И когда приблизился он к святому алтарю, она увидела (божественною силою открыты были глаза ее) человека в белом одеянии, красоту которого невозможно описать. Он вышел из алтаря, взял епископа и привязал его к одной из колонн, и сам служил вместе с пресвитерами и диаконами. И когда пришло время вознести Хлеб, она увидела Младенца, возносимого руками его и разделяемого, и раздаваемого им народу. И когда весь народ приобщился, снова видит она Того же Младенца целым и невредимым, сияющим как свет и огонь. И когда совершили отпуст Божественной литургии, [тот человек] отвязал епископа от колонны, а сам стал невидим. Женщина, увидев это чудо, бегом побежала из храма и пришла в свой дом, рыдая и говоря: «Господи, сподоби меня стать христианкой и умереть в этой вере». Вскоре пришел к ней епископ и говорит: «Видела, какова вера у нас, христиан, и как все мы со слезами молим Бога?» А она говорит ему: «О, если бы я видела тебя именно так!» И она рассказала ему все, что видела, со слезами. Он же, выслушав это от нее, словно весть от Бога, тотчас раскаялся и говорит ей: «Вот с сегодняшнего дня предаюсь покаянию, и ухожу в монастырь, и буду оплакивать грехи мои во все дни жизни моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В изображении смерти Хананейского военачальника язык Деворы это уже не язык вдохновенной пророчицы, но человека в крайнем страстном увлечении. Оставленный, бегущий вождь олицетворяет для нее все страдания ее отечества, с жизнью этого побежденного она как бы связывает судьбу Израиля. Она с энтузиазмом хвалит предательство Иаили; с каким-то диким наслаждением представляет предсмертную агонию, последние конвульсии умирающего Сисары. «Да будет благословенна паче жен Иаиль, Жена Хевера Кенеянина, Паче жен в шатрах да будет благословенна! Воды просил он, она подала молока, В чаше вельможеской принесла молока лучшего. Руку свою протянула к колу, И правую свою к молоту работников; И поразила Сисару, разбила голову его. К ногам ея преклонился, пал и уснул, К ногам ея преклонился, пал; Где преклонился, там и пал сраженный» 235 . Представляя смерть Хананеянина, Девора вспоминает о его матери. С каким-то злорадованием она представляет, что мать Сисары сидит у окна в ожидании своего сына и, выглядывая сквозь решетку, спрашивает: «Что долго не идет конница его, «Что медлят колеса колесниц его?» И окружающая ее свита и вместе она сама себе отвечает: «Верно они нашли, делят добычу, По девице, по две девицы на каждого воина, В добычу полученная разноцветная одежда Сисаре, Полученная в добычу разноцветная одежда, вышитая с обеих сторон, Снятая с плеч пленника». Но ужасен контраст между действительной судьбой Сисары и воображаемыми ожиданиями его матери. В торжестве Девора восклицает: «Так да погибнут все враги твои, Господи!» 236 В заключение снова является пророчица: ее мысль отражается в чистом и прекрасном образе Бога, помогающего любящим Его: «Любящие Его да будут как солнце, текущее во всей славе своей!» 237 Мы долго остановились на изображении типа Деворы, потому что ее фигура есть олицетворение Еврейского народа, каким его представлял Моисей. Девора – это Израиль, заботливо блюдущий закон, для распространения которого еще не пришло время; это Израиль, по понятиям которого его национальность есть выражение его закона, который в хранении своего закона полагает сохранение своей независимости и в нарушителях своей свободы поражает врагов своей веры; это Израиль – орудие и жезл праведного Господа, в сознании своего дела он почерпает свою геройскую храбрость, но с свойственным человеку увлечением он доходит иногда до жестокости, которая вовсе не требуется Божественною правдою.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Весь дом Иосифа, братья его и большая свита Египтян провожали в Ханаан гроб Иакова и похоронили его в пещере Мамврийской, где покоились уже Авраам и Сарра и Исаак. По возвращении в Египет, братья, опасаясь мести, послали сказать Иосифу: «отец твой завещал перед смертью своей сказать тебе, чтоб ты простил вину братьев; и ты прости вину рабов Бога отца твоего». Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья, и сказали: «вот, мы рабы твои». И сказал им Иосиф: «не бойтесь; разве я забыл Бога? Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро. Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших». И успокоил их. Всего же жития Иосифова было сто десять лет; видел он внуков и правнуков, и перед смертью завещал при общем выходе из Египта вынести кости его и похоронить в пещере Мамврийской. Празднование Иверской иконе Богоматери Сказание об Иверской иконе Богородицы начинается с IX века, когда неистовствовало иконоборство. Эта икона находилась первоначально в доме одной богатой, благочестивой и добродетельной вдовы, жившей близ Никеи, а потом в особенной храмине, устроенной усердием её неподалёку от дома её. Она имела величайшее благоговение и часто обращалась к иконе с тёплыми молитвами в нуждах своих. В царствование Феофила иконоборца посланные им всюду истреблять святые иконы пришли и к благочестивой Никейской вдове, по она обещанием им денег склонила их оставить у неё святыню до утра; при этом случае один из них мечом нанёс удар образу Богоматери и причинил рану. По удалении корыстолюбивых и грубых истязателей, вдова с сыном своим пришла в храмину, где находилась святая икона, и долго с коленопреклонением и слезами молилась перед ней. Но, чтобы сохранить её от нового поругания, вдовица в ту же ночь отнесла святыню на морской берег и там, повергшись на землю, умоляла Царицу Небесную избавить её от гнева царского, а образ Свой от потопления. После молитвы, облобызавши икону, опустила её в море и к великой радости своей увидела, что икона в прямом положении устремилась по воде к западу. Благочестивая мать внушила сыну своему удалиться от гонения иконоборцев в Грецию. Юноша отправился в Солунь, а оттуда переселился на гору Афонскую и там принял иночество. От него Афонские иноки услышали об иконе, которую мать его пустила по морю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вот что значит - любомудрая душа даже в женском теле. Говорю же об этом, чтобы жена не выставляла как предлога, говоря, что я не достигла полной меры благоговения, так как я жена. Та вот и жена, а природа её не стала препятствием, но она удостоилась стать заступницей Павла, - и всюду во вселенной провозглашается. Как она стала его за­ступницей? Может быть исторгла его из опасностей? Она сидела подле связанного, утешала бывшего в оковах, доста­вляла облегчение в необходимых потребностях, отстраняла злоумышляющих, предавала самою себя на смерть, чтобы исторг­нуть святого из приключающихся несчастий. Потому именно, он прославляет и ту, которая после неё, говоря так: " Приветствуйте Прискиллу и Акилу … " (Рим. 16:3). Смотри и здесь опять блистательную жену; одно содружество, но жена ставится впереди мужа, потому что не сказал: Акиллу и Прискиллу, но: Прискиллу и Акиллу. А кто они были? По ремеслу, делатели палаток, стоящие в мастерской; но ни ремесло, ни бедность не стали препятствием, - миновав весь город, он, блаженный, останавливался именно в этом домике. Для чего и почему? Не потому, что в нём были колонны, не потому, что плиты и пол, расцвеченный камнями, не потому, что золотой потолок, не потому, что толпы рабов, не потому, что свита из евнухов, но потому особенно, что домик свободен был от всего этого, поэтому-то муж и жена, собирая правдою плод труда, сделали свой дом церковью, - не хищничая, ни корыстолюбствуя, но пользуясь служением тела для необходимого пропитания. В особенности поэтому Павел считал это жилище удобным для остановки. И чтобы ты знал, что похвалив добродетель их души, он там оставался, выслушай следующее затем. " Которые голову свою полагали за мою душу " , - говорит, - " которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников … " (ст. 4). Видишь ли, что ни женская природа, ни ремесло, ни бедность не препятствуют подвигу добродетели? Видишь ли, что гостеприимные жена и муж угощают апостола не трапезою только, но даже кровью? В самом деле, если даже они не были убиты, то всё же они исполнили, что было в их власти, и, оставаясь в живых, сделались мучениками, и частыми мучениками, всегда готовыми быть убитыми за Павла.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Девора припоминает впечатления битвы. Она видит идущих хананеян и называет их с ироническим презрением царями ( Суд.5:19 )для того, чтобы заставить их пасть с большей высоты. Они — многочисленные цари, а Израиль имеет мало и простых воинов; но Бог соратует своему народу и помогает ему истребить общего врага. Поток Киссон увлекает трупы хананеян. Пророчица, припоминая эту сцену, еще раз возбуждает свой поэтический порыв: “…поток Киссон! Попирай, душа моя, силу!” ( Суд.5:21 ). В побеге врагов Девора слышит, как ломаются о землю копыта их лошадей. Она произносит проклятие на израильский город Мероз, который отказался помогать восставшему отечеству. Наконец, она достигает конца своей картины: смерти Сисары. В изображении смерти хананейского военачальника язык Деворы — это уже язык не вдохновенной пророчицы, но человека в крайнем страстном увлечении. Оставленный, бегущий вождь олицетворяет для нее все страдания ее отечества, с жизнью этого побежденного она как бы связывает судьбу Израиля. Она с энтузиазмом хвалит предательство Иаили; с каким-то диким наслаждением представляет предсмертную агонию, последние конвульсии умирающего Сисары. “Да будет благословенна паче жен Иаиль, Жена Хевера кенеянина, Паче жен в шатрах да будет благословенна! Воды просил он, она подала молока, В чаше вельможеской принесла молока лучшего. Руку свою протянула к колу, И правую свою к молоту работников; И поразила Сисару, разбила голову его. К ногам ее преклонился, пал и уснул, К ногам ее преклонился, пал; Где преклонился, там и пал сраженный” ( Суд.5:24–27 — М). Представляя смерть хананеянина, Девора вспоминает о его матери. С каким-то злорадством она представляет, что мать Сисары сидит у окна в ожидании своего сына и, выглядывая сквозь решетку, спрашивает: “Что долго не идет конница его, Что медлят колеса колесниц его?”. И окружающая ее свита и вместе она сама себе отвечают: “Верно они нашли, делят добычу, По девице, по две на каждого воина, В добычу полученная разноцветная одежда Сисаре, Полученная в добычу разноцветная одежда,

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

И мы должны объединить Русский народ, чтобы он не ушел из ограды Церкви искать другого объединения. Вот мы составили Собор Церковный, сильный и мощный. И этот Собор должен изыскивать и наметить путь объединения Православных Русских людей около Церкви Христовой. Этим путем объединения должно стать Братство Святой Христовой Руси имени Святого Владимира. Надо принять этот идеал, вложить его в умы и сердца и с верой осуществить. Тогда Братство действительно станет истинным нашим Центром, к которому мы придем не только сами, но и привлечем всех близких нам, подготовляя себя и друг друга к служению на спасение нашего святого Отечества для прославления и возвеличения значения нашей Православной Истинной Христовой Церкви на земле, а души наши приготовим к вечности. Человеческая слава и лилия. (Легенда о лилии) 485 «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Мф.6: 28–29 Древний мир превыше всех земнородных [чтит] иудейского царя Соломона. И действительно, царь Соломон прославил великою славою народ свой, он победил всех своих врагов, он был славен своим умом, прозорливостью и правосудием. Он прославился как мудрый царь вдохновенный поэт и философ. Его царский двор блистал великолепием и ослепительной роскошью. Во всем мире не было властителя, блиставшего такой славой, как царь Соломон, сын царя и пророка Давида. Из пустынной Аравии приехала в Иерусалим царица Савская, чтобы подивиться неслыханной славой царя Соломона. Когда вошла царица Савская в зал пышного дворца Соломонова, то она была ослеплена необыкновенной роскошью: Соломон сидел на богато украшенном троне из слоновой кости, усыпанном драгоценными камнями. По сторонам трона стояли золотые изваяния львов. Трон окружала блестящая свита царских телохранителей. Сам царь Соломон сиял красотой и был одет в златотканые пурпуровые одежды. Полуденное солнце Палестины своими лучами заполняло тронный зал, где стены, потолок и пол – все играло драгоценным блеском алмазов и других камней, коими был украшен весь зал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землей, по тверди небесной: и стало так...И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. Быт. 1:20–23 .   Итак в пятый день Бог создал рыб и птиц. Прежде нежели приступим к рассматриванию этих новых творений Божиих, обозрим все, прежде нами рассмотренное. Заметили ли вы, , слушатели, мудрую постепенность в устроении мира вообще и в частности нашего жилища – земного шара? Сначала Бог творит вещество мира – жидкое, мрачное, неустроенное. Потом эта пучина мрака и смешения освещается первозданным светом. Из смешанного вещества, десницею всемогущего Творца, образуются огромные шары, разделенные один от другого беспредельным пространством, – является твердь; земля облачается как бы прозрачною одеждою – воздухом. Далее, в третий день, смешанное, необразованное вещество земли принимает правильный вид и устройство: одна часть ее твердеет, делается сушею; другая, оставаясь в жидком состоянии, делается неиссякаемым источником плодородия для первой. На твердой, сухой части земного шара Творец насадил великолепный луг и разнообразный сад – произвел траву и деревья. Наконец, на тверди небесной Бог поставил солнце, дал ему свет и теплоту, чтобы оно освещало и согревало землю – в определенной мере, в известное время. В помощь солнцу даны луна и звезды, исполняющие в некоторой степени должность солнца в его отсутствие, т. е. ночью. Так устроен великолепный чертог Мира, пред которым ничтожны чертоги владык земных, все богатство Соломона. Теперь, кто ж будет обитать в этом чертоге? Кто будет наслаждаться благами, в нем приготовленными? Вот являются первые обитатели, первые живые существа – рыбы и птицы; но это только передовая, младшая, так сказать, свита царя земли – человека, который уже скоро должен явиться в свое царство... Таким образом, в творении Мира мы видим постепенный переход от нестроения к устройству, от несовершенного к более совершенному, от менее важного к более важному. Для чего ж такой порядок и постепенность? От чего Творец не создал мира вдруг, в одно мгновение, со всем его устройством и красотою? Конечно, как всемогущий, Он мог бы сделать это, но благоволил лучше соблюсти постепенность в делах Своих, – для того, между прочим, чтобы нас научить соблюдать порядок и постепенность, как в духовных, так и житейских делах наших, чтобы мы не коснели в бездействии и неподвижности душевных и телесных сил, но возрастали от силы в силу....

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Иерей: «Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея матере, (и других святых), иже во святых отца нашего архиепископа Константина града Иоанна Златоустаг о и святаго (дневнаго) и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец» (потому что Он милосерд и человеколюбив). Народ возглашает многолетие Государю Императору, и всему царствующему дому, св. Синоду, местному преосвященному и всем православным христианам. Любовь Божия к людям Так, мой друг, совершается божественная литургия. Она точное и чистое изображение жизни и особенно страданий Богочеловека, а самое таинство причащения – соединение человека с Богом, по словам Спасителя: «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь, пребывает во Мне и Я в нем», и залог будущей вечноблаженной жизни: «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6:54–56 ). Вместе с тем оно и залог взаимной любви христиан. Но кроме всего, оно полнейшее выражение бесконечной любви Божией к людям. Бог есть любовь. На что только ни взглянем мы, что ни представим себе, все – выражение, проявление этой любви. Отчего произошел и сохраняется мир? Оттого что Бог есть любовь. Угодно было этой любви, чтобы блаженствующих было много, и в беспредельном пространстве, явилось бесконечное разнообразие тварей, живущих и радующихся. Отчего мы, так слабые по телу, вмещаем в себе такие мысли о Бог и вечной жизни, и, при всем внешнем ничтожестве, чувствуем и сознаем в себе такие обширные стремления, что весь видимый мир не может удовлетворить им? Оттого что Бог есть любовь. Бог, неиссякаемый и необъятный источник света и жизни, по любви своей восхотел, чтобы эти свет и жизнь отразились в такой ничтожной капле, как человек – и сотворил человека, по образу своему и по подобию своему. Если же представить себе все чудные и благодатные действия, которыми падший человек возводится к первоначальной своей славе, то с изумлением и благоговением видишь необъятную бездну любви Божией к роду человеческому. Послушал человек соблазнителя, разорвал свое единение с источником свита и жизни – Господом Богом, – и потерял совершенства, с которыми вышел из рук Творца: потерял светлый ум, потерял благие чувства и желания, потерял даже расположение и вкус ко всему святому, чистому и духовному. Но потерявшегося человека не терял из виду Бог . Чтобы падший не погиб окончательно, Он сохранял его, поддерживал и воодушевлял чрез своих избранников – патриархов и пророков. И наконец, после долгих приготовлений, к сотворенным по образу Божию людям, является чистейший и святейший образ Бога невидимого – Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010