Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: “Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею”. Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивотеКиот в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения. По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы – царевна Рипсимия, мученицы Рипсимия и Гаиания, ее наставница Гаиания. Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй – со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы – Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа. Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265 – 342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. “В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь”. Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. “Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами”. Это событие совершилось 6 мая 319 года.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Народ с особенным почтением относится к высшему духовенству – архиереям. Наш паломник Арсений Суханов с истинным удовольствием рассказывал о следующем явлении, которое ему привелось наблюдать. Если богослужение совершал сам патриарх, то, по его окончании, он первый выходил из церкви; в противном же случае первым выходил отсюда служивший иерей или игу- —622— мен. «А преж патриарха – замечает Арсений, – ни из церкви, ни от церкви отнюдь никто не пойдет... преж служащего иерея отнюдь никто не пойдет из церкви ни из иноков, ни людей: и тако творят везде у Греков». Вслед за патриархом из церкви выходили священники «и прочии вси по ряду», а затем и все покланялись малым поклоном патриарху и становились по сторонам его. Когда же все выходили, патриарх отправлялся в свои келлии и взойдя на лестницу, обращался лицом к народу и «осенял рукою на весь только после уже этого, посетители церкви и службы, расходились по своим домам 2454 . В частных сношениях с архиереями народ отличася и отличается крайней к ним внимательностью и предупредительностью. Вот прежде всего свидетельство из XVII-ro века. Когда известный патриарх Макарий антиохийский, возвращаясь из России, достиг побережья Черного моря в Малой Азии; то встречен был народом здесь с замечательным вниманием и любовью, не смотря на то, что это было за пределами его патриархата. Например, когда Макарий и его многочисленная свита остановилась в городе Эносе, то путникам этим «ни разу не пришлось покупать чего-либо на рынке, ибо женщины и мущины на перебой приносили им обеденные припасы – хлеб, разного рода кушанья, одно за другим, водку и вино и другие напитки, и всё это в таком количестве и столь похвальных качеств, что превосходило всякое описание. Все они, днем ли, ночью ли – были готовы к услугам Макария и его спутников». Тоже повторилось, когда этот же патриарх потом приехал в один из значительнейших городов, принадлежащих к его патриархату – в Алеппо. «Собрались все с большою торжественностью, чтобы выразить честь патриарху, которого они наперерыв один пред другим угощали обедом и ужином, условившись между собою, что когда он пообедает в одном месте, ужинать будет в другом, и так горячо добивались чести принять его, что иногда случалось, – двое или трое в одно

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(ок. 1520, Янина - ок. 1602), митр. Монемвасийский (1572 - ок. 1590), друг и соратник К-польского патриарха Иеремии II Траноса и буд. патриарха Кирилла Лукариса, Александрийских патриархов Мелетия I Пигаса и Сильвестра . Учился в Патриаршей школе в К-поле у известного ритора и дидаскала Феофана Элеавулкоса. И. был известен как талантливый каллиграф и переписчик рукописей. В 1569 г. был возведен в сан архимандрита, в 1572 г. поставлен митрополитом Монемвасии (Пелопоннес). В 80-х гг. XVI в. поддерживал патриарха Иеремию II в его борьбе за Патриаршую кафедру против митр. Пахомия Кесарийского и митр. Феолипта Филиппопольского. В 1587-1589 гг. сопровождал патриарха Иеремию II в его поездке по Западнорусской митрополии и в Москву. В сер. 80-х гг. XVI в. Свящ. Синод К-польской Патриархии принял решение об отправке И. для сбора пожертвований в Россию. По неизвестным причинам в поездку отправился и патриарх Иеремия II, И. стал не главой посольства, а одним из спутников патриарха. О пребывании И. в России сообщается в Хронике Псевдо-Дорофея (см. ст. Хроника Дорофея Монемвасийского ) и 3-й книге Греческих дел Посольского приказа (24 июня 1588 - февр. 1594). По прибытии в Москву вселенский патриарх и его свита были приняты в Кремле царем Феодором Иоанновичем (18 июля 1588). Согласно московскому придворному церемониалу, гости побывали у государя «на приезде» и, покидая столицу, «на отъезде». В посольской книге прощальный визит греков в Кремль не зафиксирован, что объясняется либо утратой документа, с к-рого для книги делалась копия, либо утратой части книги. Описание последнего приема Иеремии II у царя Феодора Иоанновича сохранил митр. Арсений Элассонский (Труды и странствования смиренного Арсения, архиеп. Элассонского, и повествование об установлении Московского патриаршества//БТ. 1968. Сб. 4. С. 257-276). В февр. 1589 г. И. в свите патриарха Иеремии II посетил Троице-Сергиев мон-рь. На царских аудиенциях и во время посещения мон-ря И., как и др. греч. иерархи, получил в дар иконы в серебряных окладах, кубки, меха, дорогие ткани и деньги, а также изделия троицкой расписной деревянной посуды.

http://pravenc.ru/text/293758.html

В крайнем негодовании и на Дионисия, и на преподобного Сергия Митяй, управлявший Русскою Церковию уже около 18 месяцев, увидел необходимость спешить туда же. Он отправился (в июле 1379 г.) с огромною свитою, в которой находились три архимандрита, несколько игуменов, митрополичий печатник, протоиерей московского Успенского собора, протодиакон и весь клир владимирской соборной церкви, два переводчика, митрополичьи бояре, слуги и другие люди, так что свита представляла собою целый полк, заведование которым поручено было большому боярину, великокняжескому послу. Пред отъездом Митяй выпросил у великого князя несколько неписаных грамот, скрепленных княжескою печатью, чтобы воспользоваться ими в Константинополе, судя по нужде. Сам великий князь с своими детьми и боярами и все русские епископы провожали Митяя до Оки. За рязанскими пределами он был остановлен татарами, но скоро отпущен с честию, получив новый ярлык от хана Тюлюбека, подтвердивший прежние льготы Русской Церкви. В Кафе сел на корабль и уже приближался к Константинополю, как внезапная смерть положила предел честолюбивым замыслам; тело Митяя похоронили в Галате . Спутники Митяевы позволили себе самовольный поступок: они сами вздумали избрать для России митрополита из числа трех находившихся в свите архимандритов. Мнения оказались несогласными: одни желали Иоанна, настоятеля Петровского монастыря в Москве, другие — Пимена Переяславского. Бояре приняли сторону последнего и немедленно написали о поставлении его послание к греческому императору и патриарху на одной из неписаных грамот, скрепленных княжескою печатью, а Иоанна, грозившего открыть их обман, заключили в оковы. Быть не может, чтобы в Константинополе не знали истины: там находились уже и Дионисий, епископ Суздальский, враг Митяев, и Киприан, митрополит Киевский, незадолго прибывший, которые не могли не возвестить, кто правил Русскою Церковию более года и кого великий князь собирался послать в Грецию для принятия митрополитского сана. Император, однако ж, Иоанн VI Палеолог и патриарх (Нил), когда прочитано было на Соборе послание, не показали никакого сомнения и сказали только: «Зачем русский князь пишет о Пимене, когда есть на Руси готовый митрополит Киприан? Его мы и отпускаем на Русскую митрополию, а ставить другого митрополита не считаем нужным».

http://sedmitza.ru/lib/text/435867/

Грех не приходит один. У него обыкновенно бывает свита, спутники. Нужно ли это доказывать? Пьяница согрешает, когда предается пьянству. Но в пьяном виде, сколько он совершит грехов, за которые, отрезвившись, стыдится? Он сквернословит, буянит, кричит или поет неприличные песни, склонен драться, бить семейных и чужих и всякие обиды причинять. Нечего уже говорить о том, что любящий хмельное питие себя убивает, сокращая жизнь, этот неоцененный дар Божий. Так и всякий грех переплетается с другими. Вдумайтесь и проследите зародыш греха. Слов нет, семя его в нас есть. Но семя без почвы не даст плода. Если человек не допустит произрастания греховного семени, так оно и заглохнет. Иное дело если человек начнет угождать себе, свою волю творить. При наклонности ко греху, он легко поскользнется на погибельный путь. Грех возобладает его волею и будет господствовать над ним. Так грешник отступает от Бога, изменяет Церкви святой и опять становится потерянною драхмою. Но вина сего не в Церкви, а в самом человеке. Церковь не стесняет воли его. Она радуется, если человек оказывает сыновнее послушание ей и скорбит в противном случае. Но скорбь не угнетает ее. Церковь со своими средствами ищет опять грешника. Высоко поднимает она светильник слова Божия, чтобы человек узрел из тьмы греховной этот свет, воздвигает во время благопотребное мужей святых, учительных и чрез пастырей часто и многообразно увещевает грешников принести покаяние и исправить жизнь. Покаяние это превеликое и спасительное для нас таинство. Оно именуется вторым крещением. Последнее не повторяется. Великая беда была бы человеку без покаяния. Как он избавился бы от грехов, совершенных после крещения? Скажут, пусть бы и не грешил. Но это легко только сказать, а сделать очень трудно. Если праведник падает семь раз на день, то беспечный и нерадящий о спасении сколько раз упадет? А между тем грех, совершенный крещеным человеком, тяжелее того же греха, когда он совершается язычником. У последнего он является грехом неведения, а у христианина сознательным противлением Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В этой обители великий князь и его свита осмотрели все традиционные места поклонения; насельники монастыря радушно приняли гостей из России: " Великого князя встретил настоятель монастыря, худенький старичок француз и остальная братия (преимущественно испанцы). Монастырь обнесен высокою оградой, ворота которой выходят на площадку " , - так повествуется об этом в записках Д.А. Скалона. Умеренность и аккуратность В 1881 г. в Назарет прибыла очередная группа русских богомольцев во главе со священником Александром Анисимовым из города Изюм Харьковской губернии. Когда они вошли в храм Благовещения, месса уже подходила к концу: " Пять седовласых патеров, служивших соборне, приобщались, а громадный орган немилосердно ревел, мотивируя причастный стих, при мелодическом подпевании малюток " . Отец Александр и его спутники не решились нарушить величие чинопоследования, и до конца богослужения оставались в верхнем храме. Но вот месса закончилась, и российские пилигримы направились в пещеру Благовещения, как это делали сотни и тысячи их предшественников. " С чувствами духовной радости и глубокого умиления, - пишет о. Александр, - приложился к напольному мраморному кругу с крестом в средине и с латинской надписью на серебряном широком ободке: " Слово плоть бысть " . На этом месте, по преданию, молилась Пресвятая Дева во время явления Ей архангела Гавриила, и здесь же приняла от него благовестие о зачатии и рождении от Нее Сына Божия " . Будучи приходским священником, о. Александр желал излить свои религиозные чувства в традиционной богослужебной форме. И вот в стенах католического храма зазвучали православные молитвы и песнопения на церковно-славянском языке. " Направляясь к выходу из храма, мы еще раз окинули его взором и мысленно похвалили образцовую чистоту, опрятность и благообразность, соблюдаемые здесь францисканцами " , - так заканчивает о. Александр свое повествование. И как бы продолжая мысль священника Александра Анисимова, другой православный священник Андрей Коровицкий, посетивший этот храм в 1889 году, пишет: " Вы входите в него и удивляетесь: золото, мрамор, огромные художественные картины, сюжетом которых служат события из жизни Богоматери, - и все это содержится в такой безукоризненной чистоте, что и пылинки не найдете здесь; такая обстановка усугубляет ваше благоговейное настроение; совершенно забываешь, что находишься не в православном храме, а в костеле " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/1...

282 Летом 1900 г. произошла трогательная встреча схимонаха Дионисия с еп. Арсением (Стадницким) , см. Приложение, л. 21–21об. 7 сентября 1900 г. схимонах Дионисий скончался, прожив в обители почти 40 лет. См.: ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1.Д. 284. Л. 1–1 об. Рукопись. Письмо монаха Св.-Пантелеимонова монастыря о. Денасия. 283 Большая келия – (вар.: келлия, келья; греч. ελλον – отдельное монашеское жилище, обычно двух или трехэтажное здание с храмом. Главенствующий монастырь уступает келлии за определенную плату посредством оформления долгового соглашения в преемственное владение малым общинам, состоящим из старца и его учеников, составляющих синодию (греч. συνοδα – свита, спутники). Келлиоты живут своим трудом, возделывая виноградники, масличные сады и огороды на приписанных келлиям земельных участках, находящихся в их исключительном использовании (кроме лесных угодий, право на пользование которыми принадлежит главенствующему монастырю). К началу XX в. на Афоне было около 600 келлий. Русские келлиоты несколько видоизменили обычай приобретения келлий и передачи их потом в другие руки: они приобретали обитель в постоянную собственность всей братии. Поэтому получаемые из России пожертвования или свои вывезенные с родины деньги русские употребляли на украшение и возвеличение этих обителей (келлий). В 1896 г. было основано Братство русских обителей (келлий), поддержанное русским правительством (см.: Путеводитель по Святой горе Афонской: Привет с Афона. Афон, 1913, С. 110–113). Братство, боровшееся за сохранение прав монахов-негреков на Афоне, прекратило свое существование в 1930-е гг. Келья – монашеская комната. 287 Стефан Немаль – преподобный Симеон Мироточивый (Стефан Неманей, 1114–1200), великий жупан Сербии (1170–1196), основатель Сербского государства и династии Неманичей. В 1196 г. передал власть сыну Стефану II и постригся в монашество в созданном им Студеницком монастыре, но вскоре переселился на Афон, в Хилендарский монастырь, основанный им вместе с сыном св. Саввой, См.: Жития святых. 1993. Кн. 5. Январь. Ч. 1. С. 343–380. Кн. 6. Февраль. С. 274–275.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

При хиротонии его присутствовали 3 митрополита: Крутицкий – Трифиллий, Нижегородский – Исайя и Рязанский – Стефан. Хотя теперь споры о пресуществлении уже и прекратились, но малороссов и всех посвящаемых обязывали кроме исповедания православного вероучения заявлять свою непричастность к заблуждениям, в которых заподозрены малороссы. Еще в 1696 году постановлено внести в текст архиерейской присяги и для царских духовников православное исповедание о времени пресуществление Святых Даров в следующих словах: «не принимать странных обычаев в церковных преданиях и чинах, паче же от латин новопривмещающихся; еще веровать и мудрствовать – совершатися Божественной литургии пресуществлению Тела и Крови Христовы, яко восточные и наши российские учителя древние учат, наитием и действием Святого Духа – чрез призывание архиерейское или иерейское в словесех, к Богу Отцу молительных: сотвори убо хлеб сей и прочая» 223 . И Димитрия при хиротонии обязали присягать, чтобы он не признавал того учения, за которое стоял в Москве Сильвестр Медведев, и которому в Малороссии сочувствовали некоторые духовные власти. Кроме того, Димитрий давал клятвенное обещание соблюдать мир церковный, управлять паствою и учить ее, не ожидая наград, – так как сам получает свой сан даром изволением государя, – не делать не достойного против церковных правил, если бы кто и потребовал этого под угрозою даже смерти. Когда будет избран патриарх и позовет на собор, то повиноваться его зову. Присяжный свой лист вновь избранный «митрополит городов Сибири и Тобольска» вручал поставившим его митрополитам: они же, «когда Бог благоволит… быть отцу патриарху…, да вручат (это) писание избранному святителю» 224 . Новый Тобольский владыка в марте 1701 г. после своей хиротонии вступил в управление Сибирскою епархиею. Прибывшая с ним в Москву свита отпущена обратно в Малороссию. Малороссийских спутников Димитрия щедро наградили государевым жалованием: деньгами, мехами и сукнами, снабдили кормом на 2 недели 225 . Митрополит Димитрий поселился теперь в Чудовом монастыре, где было Сибирское подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

земным воинствам Израиля соответствуют небесные воинства ангелов, ради охраны и защиты первых ополчающиеся, по воле Иеговы, против врагов теократии. В имени sar zeba Iehovah мы и находим собственный и непосредственный корень имени Iehovah Zebaoth, которое свое главное значение имеет, во всяком случае, в отношении к ангелам. Итак, существенное содержание ангелологии пророческого периода, т.е. времени от пророка Самуила до плена Вавилонского (отчасти и учения пророков времени плена и после пленного, у которых, впрочем, есть своеобразный особенности в ангелологии, побуждающие нас рассматривать последнюю отдельно), составляет то воззрение, что ангелы образуют небесное воинство, , Бога премирного, Который, будучи, вместе и Богом откровения, Завета и домостроительства, не только имеет сонм ангелов при Себе, в ближайшей к Нему сфере бытия, но и употребляет их, по Своему произволению; как посредство и орудие исполнения Своих теократических планов. В этой общей характеристике пророческой ангелологии могут быть указаны следующие частные моменты: а) ангельские воинства суть сонм духов, окружающих Бога; б) воинства эти суть исполнители Его воли в порядке сверхъестественного промышления Божия о человеке; в) они, наконец, суть спутники проявляющейся в мире силы Божией, свита Бога, являющегося в мире с целью спасения людей или суда над ними. В первом отношении воинство небесное есть небесная церковь сынов Божиих; во втором оно есть малеахим, орудия действия промысла Божия в мире, преимущественно в человечестве; в третьем – они суть сыны Божии и малеахим вместе, – benei elohim в своих явлениях совместно с являющим Свою славу Богом. Очевидно, третий момент не имеет самостоятельного значения, и он менее других выдвигается в библейском воззрении об ангелах. Обо всех же вообще, названных нами, моментах следует заметить, что они стоят в органической связи один с другим 410 и могут быть отделяемы только в человеческой мысли, для большей отчетливости представления библейского воззрения об ангелах. а) Библейское учение об ангелах, как небесной церкви духов или сынов Божиих.  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Аудиенция происходила со всею торжественностию в большой зале папского дворца, называвшейся Константиновою. Папа в пышном облачении восседал на своем троне под балдахином, и с ним заседала вся священная коллегия кардиналов, состоявшая из тридцати трех членов. Тут же, за местом заседания коллегии, огражденным решеткою, присутствовали, стоя, многие архиепископы, епископы и прелаты (между ними и знаменитый историк церковный Цезарь Бароний), послы Франции и других земель, высшие сановники и придворные чины папы и кардиналов, знатные иностранцы, в том числе из Литвы и Польши, воспитанники Греческой униатской коллегии в Риме и множество других лиц духовного и светского звания. В это торжественное собрание по приказанию папы введены были двумя церемониймейстерами русские послы, епископы Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий, сопровождаемые всеми приехавшими с ними спутниками. Подошедши с своею свитою к самому входу в заседание священной коллегии, оба посла сделали три приветственные коленопреклонения и немедленно приблизились к папе, поцеловали его ноги и, стоя на коленях, кратко объяснили цель своего посольства (говорил Потей, как знавший по-латыни) и подали папе привезенные ими документы: декрет западнорусских владык об унии и их соборное послание к папе. Потом по указанию церемониймейстеров отошли ко входу в заседание коллегии, где вся их свита стояла на коленях. Папа приказал прочитать вслух представленные ему документы . Виленский каноник Евстафий Волович , знавший по-русски, став на левую сторону седалища папского, прочел документы в подлинном тексте, а папский секретарь Сильвий Антонин, став по правую сторону того же седалища, прочел их в латинском переводе; прежде читан был по-русски и по-латыни декрет владык об унии, а после точно так же их послание к папе. Во время чтения Потей и Терлецкий в знак покорности наклоняли головы и повергались на колени. По окончании чтения секретарь папы Сильвий Антонин, перешедши на левую сторону его седалища, произнес с его благословения к послам следующую речь: «Наконец, после ста пятидесяти лет возвращаетесь вы, русские епископы, к камню веры, на котором основал Христос Церковь свою, к матери и учительнице всех Церквей — Церкви Римской.

http://sedmitza.ru/lib/text/436071/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010