Отношение к христианам со стороны общества. Такое незавидное положение христиан в римском государстве усугублялось еще и отношением к ним общества. Оно было враждебно настроено. Простой народ, видя, что христиане не приносят жертв, не имеют изображений богов, считали их атеистами, а слыша, что они собираются под покровом ночи в местах потаенных, предписывали им всякие гнусности: тиэстовы вечери и эдиповы смешения, т.е. людоедство и беспорядочные плотские соития. Эти слухи появились вследствие сознательно распространяемой клеветы, пущенной в ход, как говорит Ориген , 11 иу деями, искажающей действительные события, происходящих на Тайных Вечерях христиан (евхаристических собраниях) и Христовой заповеди о любви. Образованные язычники относились к христианам также крайне негативно. Тацит, Светоний, Плиний Младший отзывались о христианах с чувством крайней брезгливости, считая их преданными нелепому суеверию. Философские круги раздражались тем, что христиане притязали на обладание истиной и исповедовали Христа, распятого при Тиберии, Богом и Спасителем. Это отразилось и в языческой литературе, направленной против христиан. Так Фронтон († 175 г.) в своей речи, доверившись, или воспользовавшись в полемических целях позорной молве о христианах, распространяемой чернью, обвинял христиан в безнравственности и крайней порочности, Цельс († 178 г.) издал сочинение в 4-х книгах «Истинное слово», в котором опровергал христианское учение сначала с иудейских позиций, зная и используя иудейские предания о христианах (1-я книга), затем (2-я книга), подвергал сомнению, сводя к нелепости, мессианскую идею христиан вообще, критиковал (3-я книга) христианское учение с философских позиций, доказывая, что все положительные идеи христиан, в философском их составляющем, взяты у платоников и, наконец (4-я книга), оправдывая государственную религию, обвинял христиан в диссидентстве. Марк Аврелий († 180) замечает, что христиане страдают и подвергаются мучениям из-за напрасной их веры и безрассудно, наконец, Порфирий († ок. 304/306 гг.) написал против христиан обширное (в 15-ти книгах) и обстоятельное сочинение, образцовое, как со стороны знания библейских источников, так и со стороны библейской критики.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

174 Провозглашен императором в 392 г. императорскими войсками под командованием Арбогаста, который убил Валентиниана II. В 394 г. Феодосии I приходит на запад, захватывает Евгения и казнит его. 175 Полководец Гонория, давно претендовавший на руку Галлы Плацидии. С 8 февраля по 2 сентября 421 г. – император Констанций III, соправитель Гонория. 186 «Дружинник» Атаульфа, мстивший за убийство прежнего хозяина из «готской» партии византийского двора. 198 Народ дакийского или, по мнению других, славянского происхождения. Расселялись юго-восточнее Буковины, вдоль р. Прут. Проникли на Нижний Дунай. В конце III в. разбиты императором Аврелианом. 200 Точнее. Мезия – область в районе Нижнего Подунавья. Находилась под властью Византии вплоть до образования Первого Болгарского государства (681 г.). Объект частых нападений готов и гуннов, затем аваров и болгар. 201 Византийский полководец Нарзес (или Нарсес) (ок. 478–568) одержал в 551 г. решительную победу над готами. 202 Северо-восточногерманские племена, мигрировавшие в сер. III в. в направлении Галлии (западные герулы) и на Дунай (восточные). На территории Подунавья совершали регулярные набеги на Империю. В эпоху Великого переселения народов подчинены гуннами, после распада державы которых создали свое королевство на Дунае. К началу VI в. герулы занимали западные земли современной Словакии (Свод I. С 210; Буданова 2000. С. 199). 204 Византийский главнокомандующий, возглавлявший в конце 520-х – 540-х гг. многочисленные походы на персов в Малой Азии, против Вандальского королевства в Африке, Остготского королевства в Италии, против готов и славян в Подунавье. 206 Обычно считается славянином, хотя прямых свидетельств об этом нет (Брайчевский 1961. С. 129; ср.: Литаврин 1986. С. 28). Хотя этимология имени свидетельствует о германских его корнях, сам Хилбудий мог считать себя антом (Свод I. С. 215). 208 Племенное образование, считавшееся в науке славянским (или близким к славянам), обитавшее восточнее других славянских племен. Все идентификации с известными археологическими культурами дискуссионны: от пражско-пеньковской группы на юго-западе вплоть до Азовского моря на востоке, до предков балканских славян и днепровцев – предков восточных славян (ДР. С 79–90). Река Истр – совр. Дунай.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Ионы. Гари Холл Исторический и культурный фон Иеровоам II царствовал с 786 по 746 годы до н.э. Это значит, что Иона проповедовал примерно в середине VIII века до н.э. Автор книги Царств описывает Иеровоама II, как безбожного царя, но его правление ознаменовано значительными успехами государства в политике и экономике. Слабость Ассирии позволила тогда израильскому царю расширить границы страны на север и на восток. Ассирия, напротив слабела из-за дипломатических и военных поражений, дополняемых голодом, прокатившимся по стране в середине VIII столетия. Тем не менее, когда в 745 году до н.э. на ассирийский престол взошел Феглаффелласар III, началось быстрое и весьма успешное расширение территории империи. К 738 году он установил контроль на южных и западных границах страны и наложил подати на большинство областей Сирии и Палестины, включая Израиль. После смерти Иеровоама, на израильской политической сцене происходили сплошные неурядицы; государственные перевороты сменялись реакцией и попытками выйти из-под ассирийского господства. В 722 году Ассирия разгромила Самарию, пленила и депортировала тысячи жителей страны и превратила территорию Израиля в провинцию Ассирийской Империи. Поэтому не приходится удивляться антиассирийским настроениям Ионы. Ниневия была древним городом, чья история берет начало еще в 4500 году до н.э. Впервые город завоевал известность во времена первой Ассирийской Империи при Салманассаре I (ок. 1260 г. до н.э.). Здесь же располагалась вторая резиденция Феглаффелласара I (11141076 гг. до н.э.), и дворцы последующих царей. В дни своего рассвета Ниневия была окружена внутренней крепостной стеной длиной в 12 километров, но во времена Ионы длина этой стены, возможно, была не более 5 километров. Было установлено, что город мог вмещать порядка 175 тысяч человек. Книга Ионы оценивает население города в 120 тысяч человек (4:11). Две заметки о Ниневии, которые мы находим в тексте книги Ионы, заставили некоторых усомниться в исторической достоверности книги.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

17-18), а сам праздник понимается как праздник жертвоприношения (для обозначения П. применяется греч. термин, позже используемый Филоном: διαβατρια, букв. «то, что при переходе», в античной греч. лит-ре так называли жертвоприношения богам при переправе войска через большую реку, при переходе какой-то важной границы и т. п.; вероятно, использование этого термина должно было подчеркнуть значение пасхальной жертвы как воспоминание исхода из Египта и последующего перехода через Красное м. либо как воспоминание того, что «губитель» прошел мимо домов евреев. Впервые в евр. традиции дата П. согласуется с весенним равноденствием. Возможно, апологет намеревался расширить значение П., обосновывая его не только событиями свящ. истории, но и астрономическими явлениями ( Riaud. 2006). Для иудейских мыслителей II в. до Р. Х.- I в. по Р. Х., не отвергавших эллинистическую культуру, а, напротив, открытых ей, празднование П. также сохраняло большое значение. В Книге Премудрости Соломона упоминаются такие элементы пасхального обряда, как совершаемое «тайно... жертвоприношение» и пение хвалебных гимнов (Прем 18. 9). В свою очередь иудейский автор эллинистического периода Иезекииль Трагик (2-я пол. II в. до Р. Х.?) в поэтическом соч. «Изведение» рассказывает о ночной П. израильтян в Египте (строфы 155-167; 175-187), сообщает о будущей П. в земле Израиля и связывает П. с 7-дневным (в память об однодневных переходах во время исхода евреев из Египта) праздником опресноков (строфы 168-171; 188-189), соблюдение которого, по мнению автора, обеспечивает Израилю буд. спасение от страданий (строфа 190) ( Bokser. 1984. P. 20). Филон Александрийский († ок. 50 г. по Р. Х.) в рассказе о евр. праздниках 4-м по счету описывает «τ διαβατρια, а по-еврейски Пасху» ( Philo. De spec. leg. II 145-175; ср.: Idem. De vita Mos. II 224: «τ διαβατρια... праздник, по-халдейски [т. е. по-арамейски] называемый Пасхой»). Он говорит о всенародном характере празднования ( Idem. De vita Mos. II 224-225; Idem. De spec.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

Первые следы поселения на берегу Мертвого моря относятся к сороковым — тридцатым годам II века до н. э. [ 41 ]. Это означает, что Учителю удалось получить во владение участок земли в Кумране. При дворе могли решить, что удаление сектантов в пустыню — самый лучший способ прекратить распрю. Для Наставника же не было места, более соответствовавшего его планам. Он призвал всех «верных Закону» выйти, подобно Аврааму, из среды грешников, чтобы готовить себя к последним дням. ПРИМЕЧАНИЯ Глава девятнадцатая ОТДЕЛИВШИЕСЯ 1. Алким умер ок. 160 г., разбитый параличом. Незадолго до смерти он предпринял перестройки в Храме, которые вызвали общее негодование.(1 Макк 9, 54-57). См.: Е. Shurer. Тне Hismory of the Jewish people…, Edinburgh, 1973, v. 1, р. 175. 2. Ohuй IV бежал после убийства отца в 171 г. в Египет. Там, не надеясь на восстановление мира в Иерусалиме, он с позволения Птолемеев построил: храм в Леонтополе (154 г.). Этот храм просуществовал до конца I b. н. э. ( И. Флавий. Арх. XIII, 1-3; Иуд. война, I, 1, 1; 7, 10, 2-4). Иерусалимская Община не признала законности этого храма. См.: Мишна, Менахот, XIII, 10. 3. 1 Макк 14, 41. Этот «истинный пророк» был, по-видимому, одной из фигур поздне иудейской эсхатологии (Втор 18, 15; Ин 1, 21; 6, 14). См.: С. Трубецкой. Учение о Логосе, с. 282-283. 4.  И. Флавий. Арх. XIII, 11, 4. 5.  Тацит. История, V, 8. История Хасмонейской династии изложена в 1 Макк и у Иосифа Флавия. 6. См.: Г. Скарданицкий. Фарисеи и саддукеи. Киев, 1905, с. 73-76. Сообщения Флавия о саддукеях: Иуд. война, II, 8, 14; Арх. XIII, XVIII. Обзор источников: J. Le Moine. Les sadducceens. Paris, 1972. 7.  И. Флавий. Арх. XIII, 10, 5. В этом рассказе выпад против царя исходил лишь со стороны одного из фарисеев, но историк дает понять, что все фарисеи были против двойной власти Хасмонеев. См.: И. Каценельсон. Фарисеи и саддукеи. — «Восход», 1897, с. 173-179. 8. См.: Г. Скарданицкий. Ук. соч., с. 47-50. И. Флавий о фарисеях: Иуд. война, I, 5, 2; 29, 2; II, 8, 14; 17, 3; Арх. XIII, XVII, XVIII. Талмуд: Мишна, Хагига, II, 7; Эрувин, VI, 2; Сота, III, 4; Маккот, 1, 6; Ядаим, IV, 6-8; Нидда, IV, 2; Пара, II, 1, 3, 7. Воззрения фарисеев, по-видимому, отражает 2-я Маккавейская книга. См.: Н. Cazelles. Naissance de l " Eglise. Paris, 1968, р. 54. Большинство исследователей согласно в том, что фарисейское движение зародилось в недрах хасидского. См., напр.: М. Потн. Тне History of Israel, р. 374.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН (Павлович; кон. XVII в.- 18.10.1756, Нови-Сад, Сербия), еп. Бачский. Принял монашество в Крушедольском мон-ре , в к-ром позже стал игуменом. В 1720 г. упоминается как духовный наставник мон-ря Хиландар на Афоне. В том же году стал помощником Патриарха Печского Моисея (Райовича) . В 1720-1730 гг. был посредником между Патриархом Моисеем и митр. Карловацким Викентием (Поповичем) . В нач. 1723 г. назначен патриаршим протосинкеллом, ок. 1730 г. возведен в сан архимандрита. В 1730 г. с одобрения Патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) перешел в клир Карловацкой митрополии . 17 мая 1731 г. в г. Сремски-Карловци хиротонисан во епископа Бачского с определением резиденции в Петроварадински-Шанаце (совр. Нови-Сад). Был главой церковной оппозиции митр. Викентию (Йовановичу) , именовал себя «принцем Бачки и вице-митрополитом королевства Сербии и дуката Сремского». Австр. власти считали В. вдохновителем народных волнений 30-х гг. XVIII в., вызванных злоупотреблениями чиновников и ухудшением положения сербов. После введения в 1736 г. австр. войск в Бачку и Срем с согласия митр. Викентия В. был арестован и перевезен в Сегедин, но вскоре был отпущен. Выступал против проведения народно-церковных Соборов, к-рые считал губительными. Был щедрым благотворителем Хиландара. Дважды был Местоблюстителем престола Карловацкой митрополии: в 1748 г., после смерти Патриарха Арсения IV, и в 1749 г., после кончины митр. Исаии (Антоновича) . Заботился о просвещении, в сент. 1731 г. открыл лат. школу, префектом к-рой стал выпускник КДА иером. Дионисий (Новакович), в нач. 40-х гг. основал и содержал за свой счет т. н. Духовную коллегию, готовившую священников. Открыл также первую в Воеводине серб. гимназию. Среди выпускников этих школ был Ф. И. Янкович де Мириево, деятель серб. и рус. просвещения. В 1741 г. по инициативе В. в Нови-Саде была построена больница. Составил «Правила для священников и диаконов», был ктитором перевода с латыни на серб. язык сборника привилегий серб. народа в Венгрии. Оставил неск. стихотворных произведений на серб. языке. Лит.: Н. Српски историчар J. АН. друштв. наука. 204. Београд, 1952. 7. С. 45; Д. Срби у Bojboдuhu. Нови-Сад, 1959. 2. С. 326, 379, 391; Ucmopuja српског народа. Београд. 1986. 4. Т. 1. С. 174-175, 270-272, 357-358; Костяшов Ю. В. Сербы в Австрийской монархии в XVIII в. Калининград, 1992. С. 125-126, 134-135, 162. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/158786.html

173 Rose. Kaiser Anastasius. Halle, 1882. S. 16. 174 Comes Marcellinus. P. 94/M. G. Histor. Chron. minora. Vol. XI. 175 Ζωναρας (XIV. 4) прямо говорит: Δια τας εφδους Βουλγαρων και των ΣκυΟν . 176 Лучшие известия у Иоанна Антиохийского/Fragmenta. Hist. Graecorum. V. Ар. Muller Landolfi Sagacis Additamenta. P. 365, 366. Auctor. antiquissim. 1—11. 177 Главный источник — Иисус Стилит: Chronique de Josue le Stylite ecrite vers Pan 515-par P. Martin. Leipzig, 1876. Важно исследование: Мег ten. De bello Persico ab Anastasio gesto. Jena, 1905. 178 Sachau. Reise in Syrien und Mesopotamien. Leipzig, 1883. S. 396—398. 179 « Αγιος θες , αγιος ισχυρς , αγιος αθανατος , σταυρωβειδι ημας , λησον ημας . 180 Herzog. Real-Encyclopadie. Sub. ν . χρυσαργυρον . 181 Подробности: Панченко Б. А. О «Тайной истории» Прокопия/Визант. Временник. III. С. 496—501, 486—487. 182 Anon. Valesii 12, 57. Ар. Mommsen. Chronica minora. Vol. I. P. 322. 183 Cassiodori Variae. Monumenta Germaniae Historica. Auctorum antiquissimorum. XII. 184 Orosii VII. C. 43. 185 Cassiodori Variae. I. 1 (написано ок. 508 г.). 186 Variae. IX. 25. 187 Dahn. Die Konige der Germanen. Ill (die Edicte der Konige… und das goth. 188 Cassiod. II. Ep. 16; III. 43 189 Variae. II. 27. 190 Bury. A History of the later Roman Empire. I. 382 191 Theod. Lector. II. 18; Dahn. III. S. 188, n. 4. 192 Gregorovius. Gesch. d. Stadt. Rom. 1869. I. 310. 193 Новое научное сочинение: Niederle. Slovanske Starozitnosti. Praha, 1903. 194 «La table de Peutinger, d " apres l " Original conserve a Vienne» — par Desjardino. Paris, 1879—1884. 195 Claudii Ptolemaei. Geographiae edid. Wi1berg. P. 200. Карта Птолемея у Niederle. I. 11. С. 376; его вывод о славянских именах на карте I, II. С. 431. 196 Дринов М. С. Заселение Балканского полуострова славянами. Москва, 1873; Иловайский Д. И. 1) Разыскания о начале Руси. Москва, 1876, 2) Дополнительная полемика по вопросам варяго-русскому и болгаро-гуннскому. Москва, 1886; 3) Вторая дополнительная полемика по вопросам варяго-русскому и болгаро-гуннскому. Москва, 1902.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3437...

Наиболее ранним христ. автором, к-рый мог соприкоснуться с идеями Н. в изложении Плотина и Порфирия, является Ориген . Он не просто был современником этих философов, но вырос в той интеллектуальной среде александрийского платонизма, которая оказала важное влияние на формирование взглядов Плотина, учившегося в Александрии у платоника Аммония Саккаса в 30-х гг. III в. С хронологической т. зр. знание Оригеном сочинений Плотина и Порфирия маловероятно. Параллели с учением Плотина, обнаруживаемые в нек-рых сочинениях Оригена, могут объясняться опорой на общие платонические источники, однако нельзя полностью исключать ни того, что Оригену были доступны отдельные заметки Плотина, впосл. вошедшие в состав «Эннеад», ни того, что Ориген встречался и общался с самим Плотином или его учениками (так, Порфирий прямо упоминает, что он встречался с Оригеном; см.: Euseb. Hist. eccl. VI 19. 5). Однако в философско-богословском отношении Ориген оставался ближе к среднему платонизму, чем к Н., о чем свидетельствует в т. ч. и приводимый Порфирием список языческих философов, сочинения которых читал Ориген (Ibid. 19. 8; подробнее см.: Crouzel. 1992; Морескини. 2011. С. 173-175). Первые прямые свидетельства внимания христ. богословов к учению неоплатоников связаны с изданием Порфирием соч. «Против христиан». Из сообщений церковных историков известно как минимум о 3 ответных христианских трактатах: 1) «Против Порфирия» (CPG, N 1818; сохр. несколько фрагментов) сщмч. Мефодия ( ок. 311), еп. Олимпийского; 2) «Против Порфирия» (CPG, N 3672; сохр. 2 фрагмента в лат. переводе) Аполлинария († 390), еп. Лаодикии Сирийской, в 30 книгах; 3) «Против Порфирия» (не сохр.; упоминается блж. Иеронимом Стридонским; см.: Hieron. De vir. illustr. 81) Евсевия Кесарийского, в 25 книгах (подробнее о полемике см. в статьях сборника: Die Christen als Bedrohung. 2017; ср.: Erler, Tanaseanu-D ö bler. 2016. Sp. 881-884). Евсевий Кесарийский был знаком со мн. сочинениями неоплатоников; так, в «Церковной истории» он упоминает о Порфирии и его полемике с христианами (см.: Euseb.

http://pravenc.ru/text/2564948.html

Решение Собора не изменило позицию О. и блж. Иеронима. Последний примерно в это время завершил соч. «Диалог против пелагиан» (Dialogus adversus pelagianos; CPL, N 615), к-рое он вместе с письмом блж. Августину ( Hieron. Ep. 172) передал О., готовившемуся отправиться обратно в Сев. Африку. Незадолго до отъезда О., 27 дек. 415 г., в окрестностях Иерусалима пресв. Лукианом были обретены мощи архидиак. первомч. Стефана (подробнее об обстоятельствах см.: Vanderlinden. 1946). Жившему в Палестине пресв. Авиту, к-рый происходил из г. Бракара Августа, удалось получить частицы этих мощей. Из его письма, адресованного епископу, клиру и народу его родного города, известно, что О. согласился доставить частицы мощей в Испанию (Ibid. P. 188-189). Из этого следует, что О. не собирался задерживаться в Сев. Африке, а намеревался после встречи с блж. Августином и отчета о результатах поездки вернуться на родину (см.: Vilella. 2000. S. 113-115). В нач. 416 г. О. покинул Палестину. Помимо письма и сочинений блж. Иеронима он доставил в Сев. Африку трактат против Пелагия, который был написан Геросом, еп. Арльским, и Лазарем, еп. Экским, и представлен еп. Евлогию до начала Собора в Диосполе в качестве формального обвинения Пелагия в ереси (не сохр.), а также адресованное Церкви Африки письмо этих 2 епископов (не сохр.). После прибытия в Сев. Африку О. передал письмо Алипию, еп. Карфагенскому; оно было зачитано на Карфагенском Соборе 416 г. и приложено к подписанному участниками Собора посланию еп. Римскому Иннокентию I (см.: Aug. Ep. 175. 1). Из Карфагена О. отправился в Гиппон, где отчитался перед блж. Августином о поездке в Палестину. В Гиппоне О. провел ок. года; предполагается, что в этот период он завершил «Историю против язычников» (см.: Vilella. 2000. S. 116-120). Осенью 417 г. О. покинул Сев. Африку и направился в Испанию. По неизвестным причинам он задержался в г. Маоне на о-ве Менорка. Из окружного послания Севера, еп. Менорки, известно, что О. пробыл в Маоне до нач. февр. 418 г.; он имел намерение продолжить путь в Испанию, но не смог этого сделать, вероятно, вслед. полученных известий о происходивших там войнах между варварами. О. отправился обратно в Сев. Африку, оставив в одной из городских церквей мощи первомч. Стефана, к-рые он вез в Испанию (см.: Severus Maioricensis. Epistola ad omnem Ecclesiam//PL. 41. Col. 823). Предположительно, во время обратного пути в Сев. Африку или вскоре по прибытии туда О. скончался, т. к. источники не содержат никаких упоминаний о его жизни и деятельности после 418 г. (см.: Arnaud-Lindet. 1990. P. XX; Vilella. 2000. S. 120-121). Сочинения и взгляды

http://pravenc.ru/text/2581567.html

164. Кант дает вольный перевод этой пословицы. Буквально: «Да творится правосудие, хоть мир пропадай» (лат.) – девиз германского императора Фердинанда I (1503–1564). 165. «Бедам ты не сдавайся, но против шествуй отважней» (лат.) (Вергилий. Энеида. VI, 95). 166. Если не по титулу, то по поступкам (лат.). 167. Мысленная оговорка (лат.). 168. фактический и юридический статус-кво (франц.). 169. Философское прегрешение (лат.). 170. Доводы в пользу этих максим можно найти в трактате господина надворного советника Гарве «О связи морали с политикой» (1788). Этот почтенный ученый начинает с признания, что не в состоянии дать удовлетворительный ответ на этот вопрос. Но одобрить эти максимы на том лишь основании, что нельзя полностью опровергнуть выдвинутые против них возражения, кажется все же большей уступкой, чем было бы целесообразно допустить по отношению к тем, кто злоупотребляет этими максимами. 171. Заголовок статьи ироничен, поскольку содержит двусмысленность его ключевых слов: Abschluss можно перевести не только как «заключение», но и как «завершение», а Tractat – не только как «договор», но и как «сочинение». Поэтому заголовок звучит и так: «Благая весть о близком завершении трактата „К вечному миру в философии " ». 172. Хрисипп (281/277 – 208/205 до н. э.) – древнегреческий философ, наиболее известный после Зенона представитель школы стоицизма. 173. Cicer. De natur., lib. 2, seel. 160. 174. См.: Цицерон. О природе богов, кн. 2, секц. 160. 175. Посидоний (ок. 135 – 51 до н. э.) – римский полководец. 176. Помпеи Великий (106 – 48 до н. э.) – римский полководец. 177. См.: Цицерон. Тускуланские беседы, кн. 2, секц. 61. 178. В латинском языке легче, чем в греческом, избежать двусмысленности выражений злой (malum) и плохой (pravum). В отношении доброго и плохого здоровья (боли) человек (как и все живые существа) подчиняется законам природы, будучи страдательным; в отношении зла (и добра) – закону свободы. Первое содержит то, что человек пассивно переживает, второе – то, что он делает добровольно. Различие между правым и левым в определении судьбы (fato vel dextro vel sinistra) выступает лишь как различие внешнего отношения человека. Но что касается его свободы и отношения закона к его склонности, то различие является внутренним. В первом случае прямое противопоставляется косому (rectum obliquo), во втором – прямое искаженному (rectum pravo s. varo, obtorto).

http://predanie.ru/book/221422-k-vechnom...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010