Дело в том, что в 1796 г. 12 декабря вышел новый указ императора Павла Петровича, которым некоторые губернии уничтожались, другие снова восстанавливались. В связи с новым переделом губерний вышло распоряжение об изменении епархиальных границ, 864 коснувшееся в одинаковой мере великорусских, малорусских и западно-русских епархий. 773 К. Арсеньев. Статистические очерки России... стр. 103. Протяжение Московской губернии было в длину около 800 в. в ширину до 500 вер., Новгородской – ок. 1150 и до 600 вер., Астраханской – ок. 1000 вер. и до 600 вер., Сибирской – ок. 2800 и 2400 вер., Иркутской – окол. 4150 вер. и 3000 вер., Лифляндской – ок. 320 вер. и 200 в., Выборгской – 300 и 300 в., Воронежской – 900 и 450 в., Белгородской – 400 и 250 в. Границы губерний Киевской, Малоросийской, Слободско-Украинской, Оренбургской и Новороссийской точно не были определены, а потому указать их протяжение не представлялось возможности. 774 Там же, стр. 104. Казанская губернская канцелярия до Екатерининского учреждения о губерниях ведала 6 провинциальных канцелярий и 27 уездных, 1 256 178 душ жителей, Нижегородская губернская канцелярия ведала только три провинциальные канцелярии, 7 уездных и втрое меньшее население, сравнительно с Казанской губернией (там же, стр. 106). Учреждение губерний следовало в хронологическом порядке с 1775 года по 1785 год, причем ранее других были открыты Смоленская, Новгородская, Псковская и Орловская. Для удобства справок губернии, с обозначением состава их городов, расположены у нас в алфавитном порядке названий губерний с указанием годов их открытия, как это сделано у К. Арсеньева в «Статистических Очерках России» (стр. 117–131) и в Объяснении к атласу проф. Е. Замысловского Спб. 1887 г. стр. 175–183. Хронологический порядок удержал в кн. Штатов, IV отд., стр. 260–3; 267–8. П. С. 3. т. XLIV, отчасти у Плещеева в «Обозрении Российской Империи в нынешнем её новоустроенном состоянии», Петроград, 1793 г. изд. IV. Нужно отметить, что в кн. Штатов на стр. 260–263 указаны точно время открытия той или другой губернии и указов, по которым открыты губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

78 Напр., Procopius. De aedificiis 1.1.61. Ed. Η. B. Dewing and G. Downey; Procopius Vll. – Loeb Classical Library. Cambridge (Mass.), 1954. P. 26; Mango C. The Art… P. 76; Adamnanus (ок. 705), De locis sanctis libritres. Itinera Hierosolyminata saec. Ill-VIII. – Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum 38. P. 28; Germanus I (ок. 730) Historia ecclesiastica 1, 4; St. Germanus of Constantinople on the Divine Liturgy. The Greek Text with translation, introduction, and commentary by Paul Meyendorff. Crestwood (N. Y.), 1984. P. 56–59 [рус. пер.: см. выше, гл. 1, прим. 6]; Michael Psellus (XI в.) Oratio 35, Michael Psellus, Oratoria minora. Ed. A. R. Littlewood. – BSGRT. 1985. P. 131–132; PG. T. 122. Col. 912; Nicetas Choniata (1206). Historia 4. Ed. I. Bekker. – CSHB. Bonnae, 1835. P. 782. 79 Сохранившаяся декоративная программа храма датируется ок. 860–913 гг., т. е. временем после поражения иконоборчества: Mango С. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul. – Dumbarton Oaks Studies 7. Wash., 1961. P. 93–94. 81 См, иллюстрацию 23 . кн.: KahlerH. Hagia Sophia. Ν. Y., – Wash., 1967; ср. с описанием, ibid. 28ff. 82 LEW. 312. P. 15–30 (левая колонка). Это оригинал константинопольской молитвы Входа. Текст, данный там же в правой колонке, с литургией по чину Св. Златоуста представляет собой особый итало-греческий вариант, неизвестный в константинопольской редакции евхология: Jacob A. La tradition manuscrite de la Liturgie de S. Jean Chrysostome (XIII-XUU е siecles). in: Eucharisties d’Orient et d Occident 2, Lex orandi. 47. P., 1970. P. 109–138; cp. Taft R. The Great Entrance… P. XXXI-XXXII, 128–129. 88 McCormick М. Eternal Victory» Triumphal Rulership in Late Antiquity, Byzantium, and the Early Medieval West. Cambridge – P., 1986. P. 160. 89 Ibid. P. 175–176; Bury J. B. The Ceremonial Book of Constantine Porphyrogennetos. – English Historical Review. 1907. 22. P. 217–221. 90 Le Livre des ceremonies de Constantin Porphyrogenete. Texte I-U. Ed. A. Vogt. P., 1935,1939; Commentaire I-II. P., 1935,1940; ср.: McCormick Af. Op. cit. P. 175–176.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

редакции Римского Мартиролога М. поминается 21 сент. без указания, что апостол претерпел мученичество; место его проповедничества и кончины также не обозначено (MartRom (Vat.). P. 499). По мнению Геффье, дата 6 мая как день перенесения мощей М. в Салерно могла появиться на основе Иеронимова Мартиролога и впервые была зафиксирована в литургических книгах X-XII вв., таких как монастырский Миссал из Центр. Италии X-XI вв. (Vat. lat. 4770) и Бревиарий из Монте-Кассино, составленный при аббате Одеризии (1087-1105) ( Gaiffier. Hagiographie Salernitaine. 1962. P. 108-109). В неаполитанском Мраморном календаре IX в. под 6 мая отмечен день кончины М.; 2-й раз М. поминается здесь под 16 нояб. согласно вост. традиции ( Delehaye H. Hagiographie Napolitaine//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 21, 39). Перенесение мощей М. в Салерно Ап. Матфей. Миниатюра из Симоновского Евангелия. 1270 г. (РГБ. Рум. 105. Л. 25 об.) Ап. Матфей. Миниатюра из Симоновского Евангелия. 1270 г. (РГБ. Рум. 105. Л. 25 об.) Наиболее ранние сведения об этом событии содержатся в анонимной «Салернской хронике» 2-й пол. или кон. X в. (ок. 978 или ок. 990), где говорится, что во времена Гизульфа I, кн. Салерно (952 - кон. 977), останки апостола были найдены в Лукании и оттуда с подобающими почестями перевезены в Салерно по приказу Гизульфа ( Chronicon Salernitanum. 165//MGH. SS. T. 3. P. 552-553; Idem/Ed. U. Westerbergh. Stockholm, 1956. P. 170). Ни год открытия мощей, ни время их перенесения не указаны. Датировка события 954 г. содержится в более поздних хрониках - в «Хронике монастыря Монте-Кассино» нач. XII в. (Chronica monasterii Casinensis. II 5//MGH. SS. T. 34. P. 175), в «Беневентских анналах» XII в. (Annales Beneventani//Ibid. T. 3. P. 175) и в качестве более позднего добавления (XII или XIII в.) в «Анналах» из аббатства Кава-де-Тиррени (Италия) (Annales Cavenses//Ibid. P. 188). Также сохранились 2 агиографических текста о перенесении мощей М. из Эфиопии в Бретань и Луканию (BHL, N 5694, 5694b), а затем в Салерно (BHL, N 5693, 5693b). Первый текст назван Проповедью (Sermo) и приписывается Павлину, еп. г. Сен-Поль-де-Леон; автор 2-го повествования - Сказания о перенесении мощей в Салерно, не указан. Геффье предположил, что оба произведения были составлены в Салерно в кон. X в. (возможно, ок. 1000) одним и тем же агиографом, к-рый называет себя вымышленным епископом ( Gaiffier. Hagiographie Salernitaine. 1962. P. 96-104); по мнению др. исследователей, еп. Павлин был историческим персонажем ( Acocella. 1954. P. 35).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Некоторое время в русской советской историографии существовала точка зрения о том, что сочинение Лукиана (125 – 200) «О кончине перегрина» есть пародия на христиан 31 . Однако в незначительном эпизоде, где появляются христиане, главный герой (он же главный предмет насмешек) не имеет с ними ничего общего. По всей видимости, в этом сочинении на самом деле создан сатирический образ бродячего шарлатана, черты которого очень походят на странствующего мага и философа Аполлония Тианского. Филострат (род. ок. 160 – 170 – ум. ок. 244 – 249 гг.), автор подробного хвалебного жизнеописания этого человека, в некоторых эпизодах своего труда, похоже, противопоставляет его Иисусу Христу (возможно, в создании образа «святого язычника» в противовес богочеловеку Иисусу Христу полагалась главная цель создания этого сочинения), хотя никаких явных полемических тенденций в труде Филострата нет. Еще до создания этого сочинения, около 176 года, Кельсом был написан обстоятельный полемический труд «Истинное слово». Очевидно, он был настолько авторитетным и философски основательным, что Ориген почти через восемьдесят лет после его написания счел необходимым дать его подробнейшее опровержение в специально посвященном сочинении «Против Кельса». Очень серьезными философскими противниками христианства были неоплатоники Аммоний Сакк (175 – 242), Плотин (204 – 270), его ученик Порфирий (233 – ок. 300), которому принадлежат утерянные 15 книг против христиан, также Ямвлих (ок. 280 – 330). Уже упомянутый Иерокл в начале IV века выступил с антихристианским сочинением «Правдолюбец», вызвавшим в свою очередь ответ Евсевия. Убежденным противником христианства был антиохийский ритор Либаний, под влиянием которого обратился от христианства к язычеству Юлиан Отступник, будущий император, написавший полемическое сочинение «Против галилеян». Из позднейших противников христианства следует назвать ревностного сторонника язычества историка Зосима (вторая половина V века). Ему принадлежат 6 книг сочинения «Новая история», в которых проводится мысль о том, что упадок Римской империи имеет причиной отход от религии предков.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Пелена. 1533 г. Памятью о связях К. с Валахией являлись 2 лицевые пелены (подеи), шитые металлическими нитями по красному атласу, с портретами валашских господарей из семьи Нягое Басараба; одна из них сохранилась (ок. 1533): валашский господарь с супругой и наследником изображены в молении Богоматери типа «Влахернитисса», на поземе и фоне вышиты также процветшие поросли, орнаментальное значение имеют молитвенные и вкладные надписи. Среди редкостей обители - антиминс келлии Вел. Панагии, подписанный Иаковом, еп. Иерисоса и Св. Горы (ок. 1775), с изображениями сцены «Оплакивание» и символов евангелистов в углах; бордюры по сторонам и арочный сегмент над композицией заполнены простыми цветочными мотивами. Стихирарь. 1826 г. (Ath. Cutl. 439. Fol. 2) Б-ка К. сохранила достаточно много памятников, интересных как для истории христ. письменности и лит-ры, так и для изобразительного искусства. Целый ряд лицевых рукописей К. отражают важнейшие процессы в развитии изобразительного искусства в визант. период и позднее. Пергаменное Евангелие-апракос (Ath. Cutl. 90, X в.) написано крупным уставом-унциалом и украшено заставками в виде орнаментированных рамок «покоем», внутри которых строчки расцвечены поочередно то золотым, то синим. В рукописи Минология на окт. (ок. сер. XI в., ГИМ. Син. греч. 175) лицевые изображения обрамляют текст каждого жития: отдельные или парные фигуры святых помещены в начале текста наряду с декоративным инициалом, а сцена мученичества - в его завершении. Лицевое Евангелие-апракос на пергамене (Ath. Cutl. 60, ок. 1169) содержит не только 4 миниатюры с портретами евангелистов, представленных как античные писатели в стиле комниновского «возрождения», но и миниатюру с портретами ктиторов, преподнесших рукопись в дар Христу; во вкладной надписи упоминается мон-рь во имя вмч. Феодора «Клисиуриоту». К древнейшим лицевым относится также Евангелие-тетр (Ath. Cutl. 77, XII в.) c заставками на золотом фоне в визант. стиле. Пергаменное Евангелие-апракос (Ath. Cutl. 61, XIII в.) украшено лишь 3 миниатюрами, позволяющими оценить художественные достижения на очередном этапе «классицизма» в визант.

http://pravenc.ru/text/2462351.html

Мак-Мюллен Р., 94, 95, 96. Максим Тирский (ок. 125--185), греческий софист и ритор, известна 41 речь (видимо, лекций), отмеченная эклектическим смешением платонических, перипатетических, стоических, кинических и неопифагорейских идей, возможно тождествен Кассию Максиму, которому Артемидор посвятил первые четыре книги Сонника, 11, 203, 205, 211. Марк Аврелий Антонин (121--180), римский император с 161 г., философ-стоик, автор Размышлений, 47, 54, 59, 65, 102,116, 180. Марру, Анри Иреней, современный французский историк античности и раннего христианства, основное сочинение -- двухтомное исследование Св. Августин и. конец античной культуры, 255. Марсия, адресат Утешения к Марсии Сенеки 180. Менемах (1--11 вв.), адресат Плутарховых Наставления о государственных делах и Об изгнании, видимо был должностным лицом в Сардах (Лидия), 99, 100, 105. Метронакс (I в.), римский учитель философии, лекции которого посещал Сенека, ближе неизвестен, 57. Мусоний Руф Гай (ок. 20-- ок. 80) из Вольсиний, известный римский философ-стоик, писавший по-гречески, учитель Эпиктета, в 65 г. сослан Нероном на о-в Гиару за участие в заговоре, в правление Гальбы (69 г.) вернулся в столицу и открыл школу, свои моральные поучения адресовал различным влиятельным особам и даже императорам, 47, 54, 59, 61,160, 163, 164, 165, 166, 169, 170, 173, 174, 175, 181, 182. 183, 185, 186, 189, 192, 197, 255. Никокл (IV в. до н. э.), царь Кипра с 374 г., ученик Исократа, который адресовал ему две речи о долге государя и о долге подданных, прославился как мягкосердечный правитель и покровитель искусств, 48. Никострат Эфесский, греческий писатель, возможно, онирокритик, упоминаемый Артемидором, ближе неизвестен, 11. Нунан Дж. Т., 183. Овидий Назон Публий (43 г. до н.э. -- ок. 18 г. н. э.), один из крупнейших римских лирических поэтов, автор элегий, Науки любви и др., умер в изгнании, 150, 239. Орибасий (325--403), византийский врач, ученик Зенона Кипрского, автор компилятивного свода текстов античных медиков (т. н. Синагоги) 121, 137, 152,153.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Марк Аврелий. Бюст. 170 г. (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) Антонин [лат. Marcus Aurelius Antoninus Augustus; греч. Μρκος Αρλιος] (26.04.121, Рим - 17.03.180, Виндобона, пров. Норик, ныне Вена, Австрия), рим. имп. (с 7 марта 161) из династии Антонинов. Сын Марка Анния Вера (ум. в 124, претор, брат жены имп. Антонина Пия ) и Домиции Луциллы (ум. ок. 155-161). При рождении получил имя Марк Анний Катилий Север; он рано лишился отца и воспитывался в доме деда - сенатора Марка Анния Вера (ум. в 138). В 138 г., после смерти деда и незадолго до смерти имп. Адриана , М. А. был усыновлен имп. Антонином Пием (138-161) и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. С восшествием на престол он получил имя Цезарь Марк Аврелий Антонин Август. Вместе с М. А. Антонин Пий усыновил также Луция Коммода (род. 130), сына Луция Цейония Коммода Вера (ум. в янв. 138), к-рый принял имя Луций Вер и со 161 г. до своей смерти в 169 г. был соправителем М. А. В нач. 138 г., согласно плану укрепления династии, который начал реализовывать имп. Адриан незадолго до смерти, уже предполагалось, что кто-либо из усыновленных Антонином Пием юношей станет императором. Их положение следовало закрепить заключением браков. По решению Адриана М. А. был помолвлен с Цейонией Фабией, а Луций Коммод (Вер) - с Фаустиной Младшей (ок. 130-175), дочерью имп. Антонина Пия. Однако летом того же года, после смерти Адриана, Антонин Пий решил изменить этот план. Прежние брачные договоры были разорваны, а М. А. вскоре был помолвлен с Фаустиной, которая теперь приходилась ему одновременно сводной сестрой. Тем самым Антонин Пий явно отдавал предпочтение М. А., вероятно как более старшему из своих приемных сыновей. В 145 г. М. А. женился на Фаустине. В браке родились не менее 13 детей, но до взрослого возраста дожили лишь сын Коммод (161-192, император со 180) и 5 дочерей: Анния Аврелия Галерия Фаустина (147 - после 165), Анния Аврелия Галерия Луцилла (148/50-183; со 164 замужем за Луцием Вером; после его смерти замужем за Клавдием Помпеяном), Анния Аврелия Фадилла (159 - после 211), Анния Корнифиция Фаустина Младшая (160 - после 211), Фибия Аврелия Сабина (170 - до 217). Фаустина умерла в кон. 175 г., во время поездки по вост. областям империи, в сел. Галала близ Тианы (Каппадокия, ныне Турция); место ее смерти было преобразовано в рим. колонию Фаустинополь. М. А. оплакивал ее кончину, учредил в ее честь коллегию фаустинианских девочек. Статуи М. А. и Фаустины были поставлены в храме Венеры и Ромы на Римском форуме как воплощение идеального семейного союза. Молодожены совершали жертвоприношения перед ними. Золотое изображение умершей Фаустины выносили в имп. ложу в театрах, когда М. А. посещал зрелища ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXII 30-31; Scr. hist. Aug. Marcus Aurelius. 26 5-8).

http://pravenc.ru/text/2562244.html

На позднее происхождение книги также, возможно, указывают отдельные термины, характерные для книг, входящих в поздний корпус ВЗ: такие, как   («копье» - Иоил 2. 8, к-рое употребляется в Иов 33. 18; Неем 4. 11, 17),   («задняя часть» - Иоил 2. 20, встречается также в 2 Пар 20. 16; Еккл 3. 11; 7. 2),   («смрад» - Иоил 2. 20, встречается также только в Сир 11. 12) и др. По мнению др. авторов, свидетельствами позднего языка Книги прор. Иоиля являются краткая форма местоимения 1-го лица ед. ч.-   (Иоил 2. 27), использование существительного   для обозначения храма (Иоил 1. 13, 16), а также словосочетания «Иуда и Иерусалим» (       - Иоил 3. 1) и «чада Сиона» (     - Иоил 2. 23) ( Crenshaw. 1995. P. 26). Существуют и др. лексические совпадения с поздними книгами: напр., отдельные фразы из Иоил 2. 13b и 14a повторены в Ион 4. 2b и 3. 9а. Параллельное сопоставление вост. и зап. морей в Иоил 2. 20 встречается в более позднем отрывке из Зах 14. 8. И. также цитирует слова предшествовавших пророков (см., напр.: Авд 17; Ис 2. 4; Мих 4. 3) ( Wolff. 1977. P. 5). Кроме того, апокалиптический жанр, к к-рому относится Книга прор. Иоиля, был сформирован в период после плена ( Coggins. 2000. P. 17-18). Прор. Иоиль. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Прор. Иоиль. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Существуют сторонники и более ранней датировки, относящие возникновение пророчеств И. ко времени непосредственно перед вавилонским пленом, т. е. к кон. VII - нач. VI в.: отсутствие упоминания в книге о царской власти могло отражать небольшой временной период, когда монархия уже прекратила существование, а Иерусалим пребывал в относительной защищенности, т. е. перед пленом - ок. 587-586 гг. (4 Цар 25. 4-8) ( Stuart. 1997. P. 224; Koch K. The Prophets. Phil., 1982. Vol. 1: The Assyrian Period). По мнению сторонников этой гипотезы, сохранившиеся в Книге прор. Иоиля аллюзии на события, происшедшие во время плена (Иоил 3. 1-7) не обязательно отражают период после 586 г., поскольку политика депортации народов могла привести к возникновению более ранних локальных переселений, начиная уже с VIII в. (The Judean Exile after 701 в. с. e.//Scripture in Context/Ed. W. Hallo et al. Winona Lake (Ind.), 1983. Vol. 2. P. 147-175). Это могут быть обстоятельства, связанные с др. вражескими вторжениями, напр. ассирийским 701 г. или вавилонским 598 г. Х. Штокс на основании схожести с кн. Второзаконие, к-рая была обнаружена, по его мнению, во времена царя Иосии, а также на основании отождествления народа «от севера» (Иоил 2. 20) со скифами относит возникновение пророчеств к этому же периоду ( Stocks H. H. D. Der «Nördliche» und die Komposition des Buches Joel//NKZ. 1908. Bd. 19. S. 750).

http://pravenc.ru/text/578234.html

Ок. 117 г. (Bard. 38) св. Поликарп Смирнский в послании к Филиппийцам, гл. 5: «диаконы должны быть... воздержанны во всем». (Пер. Преображенского, Спб. 1895, стр. 323). Ок. 200 г. Канопы Ипполита, гл. 3, 1: «Даруй, чтобы правы его (епископа и пресвитера), были выше прочаго парода, чтобы подражали превосходству его» (Achelis, Die Canones Hippolyti, S. 45). Диакону при хиротония испрашиваются «нравы без греха» (Ibid. 66). Ок 250 г. Киприан Карфагенский в письме к Поллонию о девственницах: И если все вообще обязаны строго хранить благочестие, то тем более обязаны заботиться о том пресвитеры и диаконы; они должны подавать собою пример и утверждать прочих своим поведением и нравственностью. А то каким образом они могут руководить других к целомудрию а воздержанию» (Творения, русса, пер. Клев 1860, стр. 23–28). Последним аргументом позднейшие писателя пользуются именно для доказательства несовместимости второбрачия священнослужителя с его обязанностью проповедовать против второго брака. 490 Славянский текст см. «Церк. Вед.» 1164–1165, Правила с толк. 929, Σ. III, 39: Διχονοι, σοι καϑιστνται πρ ατν τν καταστασε ε διεμαρτραντο, κα φασαν χρναι γαμσαι, μ δινμενοι οτω μνοιν, οτοι μετ τατα γαμσαντες, στωσαν ν τ πηπεσα, δι το πιραπναι αυτος πο τυ πσκοπου. Τοτο δε ε τινες παρασιοωπσαντες, κα καταδεξμενοι ν τ χειποτονα μνειν οτως, μετ ττα λϑον π γμον, πεπασϑαι ατος τς διακονας. Pitra I, 445, ср. 449, где он без достаточного основания замечает: Qualis sit X canonis sensus vix affirmari potest. Действительно, на западе при переводе правила на латинский язык ему дан противоположный смысл, но такой перевод был следствием стремления к установлению целибата. Ср. Beveregius, Synodikon. Oxoniae. 1672. Annotationes, р. 175, 491 Прав. с толк. 971; Bevereg., Ib. 180; Σ. III, 70: πρετβτερες ν γμη, τς τξεβς αυτο μετατιϑσϑω. ’Εν δ πορνεση, μοιχεση, εξωβεσϑ τλεον, κα γσϑω, ες μετνοιαν. 493 Bincham, I. IV, Сар. V, § III р. 156. ср. Hefele, I, 740: neminem post hanc Synodum... de digamis, aut internurtarum maritis, ordinary clericum posse. Nec requirendum, utrumne initiate sacramentis divinis, an ne gentiles, hac se infelicis sortis necessitate macularint, cum divini, praecepti carta sit forma. Подчеркнутые слова показывают что до 374 г. практика здесь была другая, и считалось препятствием лишь второбрачие после крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В приведенных здесь источниках в 19 под «индийскими магами», конечно, имеются в виду брахманы; в 23, VII, 1, 65 читается: " табасы, народ (племя) магов» (θνος μγων) в Индии, но по другим рукописям читается θνος μγα – «большой народ»; в 23, VII, 1, 74 сообщается, что местность под горой Биттиго (в Индии) занимают маги брахманы (Βραχμναι μγοι) с городом Брахма (1), – здесь некоторые, ссылаясь на Плиния 11. VI, 64), который говорит, что брагманы – название многих народов (Индии), и что к брагманам относятся мактокалинги (или маккокалинги), живущие рядом с ними, считают, что в оригинале у Птолемея 23) и у Плиния было μγγοι (манги), название народа, которое у Плиния превратилось в Массо, а у Птолемея – в μγοι (под влиянием персидских «магов»). Недавно надпись на черепке сосуда, найденном на юго-востоке штата Западная Бенгалия, предложено читать как (...) jayadha makatreke vajtrad/i/je dhadha. В ней речь идет о некоем победоносном брахмане по имени Вастра из Maka (jayanto Makata eko Vastra dvija). Может быть, это был брахман из клана Maga, одержавший верх в религиозном диспуте? (См.: Вестник древней истории. М., 1992. 1. С. 78–79). магнитный камень – 44. I, 5. 47а. I, 19, 23–26 (sc.) – магнит; другое античное название – Гераклейский камень (см.). См. Маниолы. См. также 11. II, 211. Магон – 17б. 4, 4 (Μγων) – приток Ганга; предположительно идентифицируется как нын. река Рамганга, левый (восточный) приток Ганга, впадающая (27°07», 79°50») в Ганг около города Каннаудж (27°00», 79°55»; на северо-западе штата Уттар-Прадеш), или как нын. река Маханада, тоже левый (северный) приток Ганга (на самом востоке этого штата), впадает в Ганг на самом западе Бангладеша, ок. 24°30», ок. 88°20» (отмечается и ее «нынешнее» название Mahona, Махона или Махан; но сейчас – река «Маханада»?). Магур – см. Нагур. мадзы – 11. VI, 92 (Mazi) – народ к западу от Инда, названный после катаков (см.). Больше о них ничего не известно. мадиандины – 17б. 4, 4 (Μαδυανδινο) – индийский народ, из земли которого течет река Андоматис (идентифицируемая как нын. река Южный Тонс, правый, западный, точнее, южный приток Ганга; впадает в Ганг под 25°15», 82°05», к юго-востоку от Аллахабада; начинается – ок. 24°00», 80°30», длина – 175 миль; это территория нын. области Банделкханд, или Рива, на севере нын. штата Мадхья-Прадеш, в центре Индии); название, как считают, означает «народ юга», от mdhyandina – «южный». Предположительно локализуется в области гор Багхелкханд (Baghelkhand. Но плато Багхелкханд находится к востоку от области Банделкханд, по которой течет Южный Тонс), если река идентифицирована правильно. Сейчас высказано мнение, по которому под народом мадиандинов имеется в виду брахманская школа Мадхьяндина (Madhyadina); см. также камбистолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010