Miscelania/PL Vol. 177. Col. 674). 219 B античных текстах это слово употреблялось исключительно по отношению к Риму – ab Urbe condita, однако современные исследователи отмечают определенную девальвацию понятия urbs к IV в н.э. В свидетельство этому они приводят таких античных авторов, как, например, Аммиан Марцеллин. Этим объясняется и то, что уже Иероним в своем переводе Септуагинты один и тот же населенный пункт называл различными терминами: Содом – oppidum (Быт.. 13:12), civitas ( Быт. 18:24 ), urbs ( Быт. 19:12 ). Подробнее об этом см.: Филиппов И. С. Библия и римское право: понятия права, закона и справедливости в Вульгате//Философия права Пятикнижия. M., 2012. С. 320–368. 220 «Babylon ad aquilonem posita est, ubi frigus perpetuum et obscuritas est, cum nunquam pars ilia a sole contingatur. Per Assyrios igitur, id est Babylonios, daemones competenter designantur, qui ad aquilonem sedem sibi elegerunt, utpote frigore infidelitatis torpentes, et veritatis luce privati» (Hugo de Sancto Victore. De Scripturis et scriptoribus sacris praenotatiunculae/PL Vol. 175. Col. 23C). 221 «Duae sunt civitates, Babylonia, et Jerusalem. Sed Babylonia plateas habet, id est vias latas, quae ducunt ad mortem. In plateis ergo civitatis deficiunt, qui percamis illecebras defluentes a virtute mentis emollescunt... habet namque sancta Ecclesia plateas, habet et semitas. Quid enim terrenae actiones sunt, nisi quaedam plateae; et quid spirituales actiones, ni­ si semitae?» (Hugo de Sancto Victore. Adnotatiunculae elucidatoriae in Threnos Ieremiae/PL Vol. 175. Col. 290 AB). 222 Ришар Сен-Викторский (ок. 1123 – 10 марта 1173 г.) был шотландцем попроисхождению, регулярным каноником, с 1159 г. – субприором, a с 1162 г. – приором аббатства Сен-Виктор, получил прозвище «Великий созерцатель» (Magnus Contemplator). 223 Скиния была главным местом служения Богу, в эпоху отцов-патриархов, местом, где Бог являл свое присутствие и где говорил с Моисеем, местом, где можно было принести искупительную жертву или жертву благодарения, местом проявления Славы Божей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Антигон, 2, – 27. IX, 11, 62 – из Кариста (город на о-ве Эвбея, Греция), III в. до н. э., был учеником философа Менедема, автор «Жизнеописаний философов»; его отождествляют со скульптором Антигоном (работавшим в Пергаме), который писал и об искусстве (все эти произведения не сохранились). антилопы – см. орикс, газели. Антина – 23. VII, 2, 22 (Р: νθνα; H: ννα – Анина) – местность в Индии по ту сторону Ганга, названная в числе внутренних городов и деревень, после указанных вдоль по реке Ганг (к востоку от Ганга и к югу от Эмодских и Серских гор), точнее не определяется. Антиох, 1, – 11. VI, 58; 93. 26. XIV, 652f–653a – I Сотер (ок. 324–261 гг. до н. э.), сын Селевка I Никатора, царя Сирии (Селевкидской державы), с 294 г. соправитель его, с 281 г. царь. Полагают, что ко времени этого соправления и относится экспедиция Патрокла для исследования Каспийского моря. Был в дружественных связях с индийским царем Амитрохатом. О посольстве в Индию см. Даимах. Был основателем многих городов. Антиох, 2, – 5. IX, 34, 11–12 (sc.) – III Великий (242–187 гг. до н. э.), царь Сирии (Селевкидской державы) с 223 г. В 212–205 гг., с целью восстановить распавшуюся Селевкидскую державу, простиравшуюся до Индии, он предпринял поход на север и восток. В 209 г. достиг Бактрии, где заключил мир с отпавшим бактрийским царем Эвтидемом I (235–200 гг.), затем перешел Гиндукуш и через долину Кабула вступил в область государства Маурьев (Индия), где царем был Софагасен,который признал верховную власть Антиоха, дал ему слонов. Антиох III привел Селевкидскую державу к новому расцвету. Но после победы римлян над Антиохом III в 190 г. она утратила свое прежнее значение (сын Антиоха III, будущий Антиох IV, попал в Рим заложником). Антиох, 3, – 26. X, 438d–e – IV Эпифан (годы правления – 175–164 гг. до н. э.), третий сын Антиоха III, был заложником в Риме до 175 г., царь Сирии (Селевкидской державы). Афиней передает о каких-то его «индийских кутежах и пьянках» (неясно, что имеется в виду). Антиохия, 1, – 23.1, 12, 7 – Маргианская, считают, что это прежний город Александрия Маргианская, основанная Александром Македонским в 328 г. до н. э. как главный город Маргианы (см. ниже), позднее разрушенная, затем восстановленная Антиохом I под названием Антиохия (Маргианская; селевкидский главный город сатрапии Маргиана); идентифицируется как (Древний=Старый) Мерв (37°34» 61°52»; развалины – в 30 км к востоку от нын. города Мерв; с 1937 г. – Мары, на юго-востоке Туркмении), один из древнейших городов Средней Азии. Маргиана (др.-перс. Маргуш) – древняя область Средней Азии по течению реки Мургаб, на нынешней территории юго-восточной части Туркменистана и северной части Афганистана; до завоевания Александра входила в персидскую державу Ахеменидов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кратет, наиболее известный из К. «второго поколения», происходил из Фив,- города, к-рый до его разорения Александром Македонским в 335 г. до Р. Х. был одним из наиболее богатых и могущественных в Греции. Время жизни Кратета можно установить лишь крайне приблизительно; предполагается, что он род. ок. 365 г. и скончался ок. 285 г. до Р. Х. ( Dö ring. 1998. S. 297). Важное место Кратета в истории кинизма обусловлено тем, что в отличие от Антисфена и Диогена он происходил из знатного рода и стал приверженцем кинизма по идейным соображениям, посчитав под влиянием Диогена кинический образ жизни наилучшим и наиболее правильным. Где и при каких обстоятельствах Кратет познакомился со взглядами Диогена - неизвестно; исследователи предполагают, что он мог встречаться с ним во время путешествий, в Афинах или в Коринфе. На то, что Кратет практиковал киническую жизнь в родных Фивах до последних дней, косвенно указывает полулегендарная история о его встрече с Александром Македонским после разорения Фив ( Diog. Laert. VI 93; SSReliq. V H 31; АнтКин. С. 171-172. 9). Вместе с тем есть свидетельства о том, что в течение некоторого времени он жил в Афинах; так, Диоген Лаэртский рассказывает о его встречах с мегариком Стильпоном, посещавшим Афины ( Diog. Laert. II 117-118). Противоречивость свидетельств исследователи объясняют желанием доксографов представить связь Кратета с Диогеном более тесной, чем она была в действительности ( Long. 1996. P. 46; D ö ring. 1998. S. 298). Вероятнее всего, Кратет не был учеником Диогена долгое время и лишь воспринял от него основные идеи кинизма ( Giannantoni. 1990. P. 561-579). Согласно Диогену Лаэртскому, обратившись к кинической философии, Кратет, по одной версии, все свое имущество продал и раздал вырученные деньги бедным гражданам Фив, а по др. версии - отдал земли под пастбища, а деньги бросил в море. Расставаясь с богатством, он произнес ставшие крылатыми слова: «Кратет дает свободу фивянину Кратету» ( Greg. Nazianz. Or. 43. 60; Idem. Carmina. I. 2. 10. 234//PG. 37. Col. 697; ср.: АнтКин. С. 173. 18), подчеркивая тем самым, что никто не может освободить человека от порабощающих его привязанностей, кроме него самого. Такая решимость Кратета в следовании своим убеждениям сделала его образ весьма популярным в лит-ре; как античные моралисты, так и древние христ. писатели часто приводили его поступок в качестве образца презрения к земному богатству ради высшей цели (см.: SSReliq. V H 4-8). Подражая Диогену в образе жизни, Кратет отличался от него по характеру. Он пытался воздействовать на окружающих не резкостью и грубостью, а благожелательностью, и имел славу миротворца: «Он приходил в дома, раздираемые ссорами, и мирными словами разрешал споры»; возможно, именно от этого пошло его прозвище Отворяющий Двери (θυρεπανοκτης - Diog. Laert. VI 86; см.: SSReliq. V H 17-18; АнтКин. С. 175. 34).

http://pravenc.ru/text/1684656.html

патристике - «Ключ по греческим отцам» (Clavis Patrum Graecorum. Turnhout, 1974-1987. 5 vol.=CPG; Clavis Patrum Graecorum Supplementum. Turnhout, 1998=CPGS). Затем стали выходить тома 3 основных патристических серий: лат. серия, целью к-рой было предоставить совр. читателю «нового Миня», охватывает авторов первых 8 веков (Corpus Christianorum: Series Latina=CCSL; издается с 1953, более 175 т.); «Средневековое продолжение» включает авторов от Карла Великого до конца средневековья, в т. ч. не изданных Минем (Corpus Christianorum: Continuatio Mediaevalis=CCCM; издается с 1966, более 300 т.); греч. серия задумана отчасти как продолжение «берлинского корпуса» (Corpus Christianorum: Series Graeca=CCSG; издается с 1977, 84 т.). Два серийных издания выходят в свет в Греции: «Библиотека греческих святых отцов и церковных писателей» (Βιβλιοθκη Ελλνων Πατρων κα Εκκλησιαστικν Συγγραφων; издается с 1955); «Все творения святых отцов» (Απαντα τν Αγων Πατρων; издается с 1971). Существуют также серии, посвященные отдельным древним богословам - свт. Григорию Нисскому ( Gregorii Nysseni Opera/Hrsg. W. Jaeger, H. Langerbeck. Leiden, Bd. свт. Григорию Паламе ( Γρηγορου το Παλαμ συγγρματα/Εκδ. Π. Κ. Χρστου. Θεσ., 1962-2015. Τ. 1-11), патриарху К-польскому Геннадию II Схоларию (Œuvres complètes de Georges (Gennadios) Scholarios/Ed. L. Petit e. a. P., 1928-1936. 8 vol.) и др. С кон. XIX в. предпринимаются значительные усилия по изданию и изучению патристического наследия, сохранившегося на древних вост. языках. С 1903 г. выходят в свет издания древних памятников в сериях «Восточная патрология» (Patrologia orientalis=PO, ок. 250 т.) и «Корпус восточных христианских писателей» (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium=CSCO; ок. 600 т.). Важную роль в совр. П. играют электронные базы данных, в первую очередь «Сокровищница греческого языка» (Thesaurus Linguae Graecae=TLG; http://stephanus.tlg.uci.edu), воспроизводящая в т. ч. критические издания греч. патристической лит-ры (без научного аппарата), и «Библиотека латинских текстов» (Library of Latin Texts - Series A=LLT-A; http://clt.brepolis.net/llta/public/About.aspx), в состав к-рой включено большинство лат.

http://pravenc.ru/text/2579786.html

Prol.); ранее неверно приписывалось блж. Августину . «Orationis Dominicae Expositio» (Толкование на молитву Господню - PL. 175. Col. 774-789); одно из 2 упомянутых в списке сочинений Г. С.-В. толкований на молитву Господню (Мф 6. 9-13). «De verbo Dei» (О слове Божием - PL. 177. Col. 289-294; 820-821); небольшой трактат, в к-ром на основе Евр 4. 12-5. 2 рассматриваются различные формы откровения слова Божия, его воздействие на людей, условия, способствующие его восприятию и способы его постижения. Нравственно-аскетические и мистико-созерцательные «De institutione novitiorum» (О наставлении новоначальных - PL. 176. Col. 925-952); трактат о правилах и нормах подвижнической жизни, адресованный новоначальным монахам. «De arca Noe morali» (О Ноевом ковчеге в нравственном смысле; в 4 кн., между 1124 и 1130 - PL. 176. Col. 617-680) и «De arca Noe mystica» (О Ноевом ковчеге в мистическом смысле; между 1124 и 1130 - PL. 176. Col. 680-704); связанные между собой трактаты, в к-рых Г. С.-В., основываясь на образе Ноева ковчега, излагает возникшие во время бесед с братией мон-ря размышления о стяжании добродетелей, о делании и созерцании; проводятся многочисленные аналогии между устройством Ноева ковчега, рая, Церкви, Христа, человеческого тела и души, видами добродетелей и др. «De vanitate mundi» (О суете мира; в 4 кн., ок. 1130 - PL. 176. Col. 703-740); трактат имеет форму диалога; его основная тема - отрешение от внешнего, телесного, мира и восхождение к созерцанию мира Божественного; тематически связан с 2 предыдущими трактатами. «De meditatione» (О размышлении; ок. 1130 - PL. 176. Col. 993-998); рассматриваются различные виды духовного размышления. «De modo orandi» (О способе молитвы - PL. 176. Col. 977-988); на примере текстов Свящ. Писания говорится о различных видах молитвы и способах устремления духа молящегося к Богу. «De arrha animae» (О залоге души; после 1130 - PL. 176. Col. 951-970); трактат написан в подражание блж. Августину, в форме разговора человека со своей душой о том, что нужно считать истинным предметом любви человека и как следует возвышаться к нему посредством духовных размышлений; был послан Г.

http://pravenc.ru/text/168252.html

Свентослава, см. Святава (Свентослава) Свердлов М. Б. 18–19, 25, 44, 57–58, 64–65, 72, 78, 84, 97, 105, 107, 109, 115, 117, 120, 123, 135, 154–155, 158, 160, 188, 191, 197–198, 200, 208, 218, 225, 230, 238, 252, 254, 273–274, 276, 282–283, 285–286 Святава (Свентослава), ж. чешского кор. Братислава II, д. польского кн. Казимира I (ум. в 1126 г.) IV VI, 173 Святоплук, кн. чешский (1107–1109) VI, 303 Святополк (Святоплук) II, кн. великоморавский (870–894) 225 Святополк Владимирович, кн. киевский (1015–1016, 1018–1019) IV, IXa, 39, 61, 67–68, 71–74, 76–77, 80, 80–83, 82, 132, 135, 170–171, 228–229, 229, 298, 344 Святополк Изяславич, кн. киевский (1093–1113) IV, V, IXa, 175, 177–178, 198–199, 202, 207, 214, 255, 265, 360–361, 363 Святополк Мстиславич, кн. новгородский (1142–1148), владимиро-волынский (1150– 1154) VI, IXb, 263 Святослав Всеволодович, кн. киевский (1176–1194, с перерывом) IXa Святослав Игоревич, кн. киевский (ок. 960–972) IXa, 23, 45, 49, 65–66, 117, 164 Святослав Игоревич, кн. перемышльский (уб. в 1211 г.) IXa Святослав Мстиславич, кн. владимиро-волынский (ум. в 1182/4 г.) IXb, 310–312, 318 Святослав Ольгович, кн. черниговский (1157–1164) IXa Святослав Ярославич, кн. черниговский (1054–1073), киевский (1073–1076) II, III, IXa, 112, 119–121, 155, 157, 250, 339–341, 352, 357–358 Се(мо)мысл, кн. поморский (1040-е гг.) 351 Серватий, св., еп. тонгернский и маастрихтский (ум. ок. 384 г.) 84 Сердик, легендарный основатель династии кор. западных англо-саксов (кон. V в.) 195 Сигеберт из Жамблу, лотарингский историограф (ум. в 1112 г.) 156–158 Сигрид (Свентослава?) Гордая, ж. шведского кор. Эрика Победоносного, затем – датского кор. Свена I Вилобородого, д. польского кн. Мешка I (?) (ум. после 1014 г.) IV, VII, 130 Сигурд I Крестоносец, кор. норвежский (1103–1130, с 1122 г. единолично) VII, IXb Сигурд Свинья, из рода норвежского кор. Харальда Прекрасноволосого (нач. XI в.) VII Сильвестр II, п. римский (999–1003) 55, 69, 278 Сим, с. библ. праотца Ноя 215 Симеон (Трирский), св. (ум. в 1035 г.) 120

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Труд очень полезен для читателя. Ибо, хотя он не свободен от сказочных, чудовищных, ложных и невероятных заявлений, как я уже упоминал не один раз, все же из тех, которые, так сказать, взяты из кладезя мудрости, можно собрать много того, что способствует добродетели и честности. Для изучающих риторику и софистику, как он сам говорит друзьям во введении, все это имеет большое значение и будет очень полезно. Манера выражения меняется, не ограничиваясь одним стилем, хотя ясность является отличительной чертой всего сочинения. 387 Царь Мавритании, родился ок. 50 г. до Р. Х. , умер в. 20 г. н. э. Он был очень плодовитым сочинителем, писавшим на разные темы. 388 Из Навкратиса в Египте; процветал в Риме во время правления Коммода и его преемников. Его «Пир мудрецов» является своего рода энциклопедией, в которой сохранились многочисленные цитаты из более чем 700 древних авторов, в особенности Средней и Новой комедии. 389 Женщина ученый–грамматик времен Нерона; Автор произведения, относящегося к истории литературы (см. Cod. 175). 392 Из Эресий или Митилены на Лесбосе. Остались два полных стихотворения и многочисленные фрагменты, увеличенные находками папирусов в Египте. 393 Из Арелаты (Арль); скептик; автор многочисленных популярных философских трудов, эпидектического красноречия и речей. Он, главным образом, проживал в Риме и пользовался покровительством Адриана. 394 Из Тарента; процветал в 318 до Р. Х. Он был великим авторитетом в музыке и ритмике (получил прозвище μουσικς), писал почти на все темы. 395 Неясно, можно ли его идентифицировать с автором Музыкальных и Римских историй, упомянутых ниже, или же автор последней является оратором, фрагменты чьих риторических трудов сохранились. 396 Из Колофона или Клароса, современник Платона. Известностью пользовалась элегия к Лиде, на смерть возлюленной. Он также написал многословный эпос, Фиваида, и был автором редакции Гомера. 397 Римский сенатор; жил чуть раньше, чем Элиан (ок. 170–230 н. э.). Помимо Гелиэвники (О рыбалке) он написал о гадании водой и чудесных вещах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Кроме того, можно предположить, что у Татиана было общение с христианами такого же, как и у него, происхождения. Выходцев из Сирии было немало в западных общинах, и Рим не был здесь исключением. Они встречались не только среди простых людей, но и среди людей значительных. Следует учитывать и римское предание, согласно которому даже епископ Римской Церкви Аникита (ок. 154–165), который управлял римской общиной в то самое время, когда Татиан находился в Риме, был сирийцем из Эмесы. Татиан был недоволен тем, что он обнаружил в этой Церкви. Его беспокоило, что он не находил достаточного воодушевления и строгости в том, что он рассматривал как олицетворение христианской религии. Согласно преданию, Татиан провозгласил свои радикальные взгляды после смерти Иустина Мученика . Это безусловно означает, что при жизни Иустина огромное уважение к нему сковывало Татиана, и он избегал открытого конфликта с ним, – его недовольство вряд ли могло возникнуть мгновенно. Это недовольство, по-видимому, имело долгую историю – даже в его апологии можно разглядеть некие взгляды, которые не совпадали с общепринятыми. Согласно «Хронике» Евсевия Кесарийского , разрыв Татиана с Церковью произошёл в 12-й год Марка Аврелия, то есть в 172/173 г. при епископе Сотире (ок. 166–175 гг.). Решением, которое Татиан нашёл для своих проблем, стала вера, способная преодолеть все страсти и привести к жизни в предельной строгости. Он чувствовал, что после обращения глаза его открылись, и увидел, как люди, бывшие некогда свободными, становятся рабами. В своих размышлениях он руководствовался убеждением в том, что душа сама по себе, находясь вне Бога, стремится к находящейся внизу материи; теряя помощь свыше, она страстно желает соединиться с вещами низшими. Из-за этой склонности все формы жизни, обычаи и установления находятся в повреждённом состоянии. С этой точки зрения можно понять утверждение Татиана, что всё в этом мире – безумство. С другой стороны, его опыт показал ему, что христианская вера является избавлением из рабства. Это избавление возможно только когда человек становится обиталищем для Бога, когда Дух Божий живёт в человеческом существе. Но это предполагает, что прежде человек должен быть восстановлен в прежнем, утраченном состоянии. Для Татиана это означало, что христианин только одним способом может снова стать открытым для Бога. Он должен решительно противостать всему, что обрело форму в процессе порчи, – всему привычному и земному. Христианская вера призывает к совершенно новому виду жизни: «Живи для Бога, отвергая ветхую природу и воспринимая Его». Иначе это значит: «умри для мира, отвергнув безумие, которое в нём». Лишь аскетический образ жизни позволяет освободиться от греха и власти демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Адо И., 58, 63. Александр из Минда (Полигистор, I в. до н. э.), греческий грамматик, историк и естествоиспытатель, упоминаемый Артемидором, автор популярных в поздней античности трудов по зоологии и мифологии, 11. Алкивиад (ок. 450--404 гг. до н. э.), афинский стратег, племянник и воспитанник Перикла, любимый ученик Сократа, политический авантюрист, заговорщик и перебежчик, 52, 234, 242. Альбин (II в.), философ-платоник, ученик Гая, жил в Смирне, где его лекции слушал Гален, автор Учебника платоновской философии, и комментариев к диалогам, 53. Антилл (изв. 330 г.), греческий врач, трактаты по гигиене и хирургии сохранились в своде Орибасия, 113. Антипатр из Тарса (II до н. э.), греческий стоик, схоларх, учитель Панетия, занимался логикой, этикой, мантикой, 160,175, Антонин Пий, Тит Флавий (86-161), римский император с 138 г., преемник Адриана, продолжатель его миролюбивой и либеральной политики, усыновил Марка Антония, 102. Антонины, династия римских императоров в 96--112 гг. Наиболее значительные представители -- Траян, Адриан, M. Аврелий, период правления императоров этой династии был высшей точкой в развитии ранней Империи и получил название " золотой век Антонинов " 111. Аполлодор Тельмесский (III в. до н. э.), греческий писатель и врач, цитируемый Артемидором, Галеном, Плинием Старшим, Атенеем, автор популярных мифологических и естественнонаучных и трактатов, 11. Апулей Луций (ок. 125 -- после 170-х), римский ритор и писатель, уроженец Мадавры в Африке, учился в Карфагене и Афинах, жил в Риме, преподавал риторику в Карфагене, автор литературных сочинений разных жанров, самое известное - сатирический роман Метаморфозы, или Золотой осел (подражание Лукиану) и ряда философских-мифологических трактатов, 53, 56, 246. Аретей из Каппадокии (кон. I -- нач. 2 в.), знаменитый греческий врач александрийской школы, известен в последние годы правления Нерона, два его трактата о признаках и лечении острых и хронических болезней сохранились практически полностью, 125, 127, 128, 132, 134.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Как и в случае «Буквальной постиллы», комментированием т. н. неканонических книг ВЗ Н. де Л. занялся после завершения комментария ко всем каноническим книгам; из неканонических книг он посчитал нуждающимися в «моральном» комментарии только Книгу Товита, Книгу Юдифь, а также Первую и Вторую книги Маккавейские (см.: Labrosse. 1923. P. 172-174). 3. «Об отличиях нашего перевода от еврейского текста Ветхого Завета» (De differentia nostrae translationis ab hebraica littera Veteris Testamenti; др. варианты названия см.: Labrosse. 1923. P. 175-176). Ранние рукописи (XIV в.) хранятся в б-ках Реймса (Reims. 180. Fol. 277-301), Авиньона (Avignon. 35) и др. городов (неполный перечень см.: Labrosse. 1923. P. 176). Печатное издание было выпущено в кон. XV или нач. XVI в. в Руане (см.: Gosselin. 1970. P. 405. N 1). Переработанная версия со значительными дополнениями, предположительно подготовленная испан. теологом Пабло де Коронелем (ок. 1480-1534), была выпущена в Алькале-де-Энарес ок. 1512 г. (Liber differentiarum Veteris Testamenti cum quibusdam aliis additionibus. [Compluti, 1512]) и впосл. несколько раз перепечатывалась (см.: Reinhardt K., Santiago-Otero H. Biblioteca bíblica ibérica medieval. Madrid, 1986. P. 12-13). Сочинение было создано после «Буквальной постиллы»; согласно эксплициту, Н. де Л. завершил работу над ним 16 окт. 1333 г. В кратком предисловии Н. де Л. сообщает, что представленный в произведении материал является извлечением из «Буквальной постиллы» и предназначается для тех студентов, к-рые не могут приобрести его полный библейский комментарий. Следуя порядку библейских книг, Н. де Л. указывает все места ВЗ, в к-рых принятый в то время лат. текст Вульгаты отличался от текста евр. Библии; в редких случаях он предлагает краткие текстологические пояснения (см.: Labrosse. 1923. P. 176). Богословские 1. «Комментарий к Сентенциям Петра Ломбардского» (Super Sententias; название условное; обзор вопроса см.: Angotti. 2011). Чтение лекций по «Сентенциям» Петра Ломбардского в нач. XIV в. было необходимым условием для получения степени д-ра теологии, однако далеко не во всех случаях эти лекции записывались. Неск. косвенных свидетельств позволяют предполагать, что лекции Н. де Л. по 1-й и 3-й книгам «Сентенций» были записаны и соответствующие рукописи еще существовали в XV в.; относительно лекций по 2-й и 4-й книгам свидетельств нет. Ученым не удалось обнаружить ни одной рукописи, содержащей полный текст «Комментария...» Н. де Л. к к.-л. из книг «Сентенций».

http://pravenc.ru/text/2566104.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010