КАК НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ХИТРОСПЛЕТЕНИЯ СТРАСТЕЙ И КОЗНИ ЛУКАВЫХ ДУХОВ У многих святых отцов, опытно прошедших все ступени духовной брани, находим очень важные, тонкие, проницательные замечания, раскрывающие разнообразные личины страстей, их прикрытые лукавством ходы и лазейки, без знания которых успех в духовной битве почти невозможен. Или мы должны иметь опытного руководителя, хорошо знающего все эти тонкости и хитросплетения вражеские, или сами, изучая писания святых отцов, должны иметь в виду все эти возможные уловки наших врагов – страстей и демонов, иначе невозможно не впасть в их сети. Так важно в духовной жизни следование святым отцам, постоянное, внимательное обучение этой науке из их аскетических опытов, описанных во многих душеполезных писаниях. К примеру, из книги святого Иоанна Лествичника узнаем следующие очень важные вещи: узнаем, что обычно бесы выкапывают нам три ямы. Во-первых, борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу. Во-вторых, когда в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы сделанное не было по воле Божией. А если и в сем не получают успеха: тогда уже, тихим образом приступивши к душе нашей, ублажают нас, как живущих во всем богоугодно сл. 26, ст. 8]. Как, черпая воду из источников, иногда неприметно зачерпываем и жабу, так часто, совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти. Например: со страннолюбием сплетается объедение, с любовью – блуд, с рассуждением – коварство, с мудростью – хитрость, с кротостью – тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание; с молчанием сплетается кичливость учительства, с радостью – возношение, с надеждой – ослабление, с любовью – опять осуждение ближних, с безмолвием – уныние и леность, с чистотой – чувство огорчения, со смиренномудрием – дерзость. Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие, как отрава сл. 26, ст. 58]. Дух тщеславия радуется, когда видит умножение добродетелей, так как дверь тщеславию – умножение трудов сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XIX. Как Фурсей построил монастырь в стране восточных англов; о его видениях, его святости и о том, как после смерти его тело осталось нетленным Еще в правление Сигберта из Скоттии пришел святой муж по имени Фурсей, прославленный словом и делом и отмеченный печатью Едва представлялась возможность, он уходил в странствия во имя Господа. Явившись в королевство восточных англов, он был с почетом принят королем и взялся за всегдашнее свое дело благовествования. Многих он обратил примером своей добродетели и убедительностью учения, склонив неверующих ко Христу, а верующих просветив Христовой верой и любовью. Однажды, страдая от телесной немощи, он был вознагражден явлением ангелов, которые сказали ему, что он призван и далее исполнять дело обучения Слову и продолжать бодрствовать и учить без устали, ибо известно, что смерть придет, но неизвестен ее час, как сказал Господь: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни Укрепившись этим видением, он поспешил выстроить монастырь в месте, полученном в дар от упомянутого короля Сигберта, и утвердить там соблюдение правила. Сейчас этот монастырь удобно располагается между морем и лесами, в римском лагере, который на языке англов зовется Кнобхересбург, то есть город Король той провинции Анна и его приближенные украсили обитель многими строениями и дарами. Фурсей происходил из знатнейшего рода но духом был еще благороднее, чем рождением. С самого детства он все свои силы отдавал изучению священных книг и монашеских правил; затем, как и подобает святому, он начал воплощать в жизнь все, чему научился. Что еще сказать? Когда пришло время, он выстроил для себя монастырь, где смог всецело посвятить себя небесным наукам. Однажды во время болезни, как повествует его житие, он покинул свое тело и пребывал вне тела с вечера до петушьего крика, удостоившись лицезреть ангельские сонмы и слышать их блаженное Он говорил потом, что среди прочего они пели: «Святые приходят от силы в силу» и далее, «Бог богов является на Он вернулся в свое тело и через два дня снова покинул его, на этот раз не только увидев величайшие радости блаженных, но и пережив свирепое нападение злых духов, которые многими хулами попытались помешать его восхождению на небо, но потерпели неудачу, ибо его охраняли ангелы. Если кто-либо пожелает узнать об этом больше, пусть прочтет упомянутую книгу, из которой, как я думаю, он почерпнет великую пользу для духа. Там он прочтет о том, с какими коварством и хитростью демоны старались исказить дела Фурсея, его случайные слова и самые его мысли, даже записанные в и о тех радостных и печальных вещах, что поведали ему ангелы и праведники, явившиеся ему вместе с ангелами.

http://sedmitza.ru/lib/text/440706/

Беседа на праздник Введения Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы во Святое Святых. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского Если древо от плода своего познается, и древо доброе плоды добры творит ( Матф. 7:17 ; Лук. 6:44 ): то Матери Самой благости и Родительнице вечной красоты как не быть несравненно превосходнее, чем всякое благо, находящееся в мире естественном и сверхъестественном? Ибо совечный и неизменный Образ благости Превышнего Отца, предвечное, пресущее и преблагое Слово, по неизреченному человеколюбию и состраданию к нам, возжелавши принять на Себя образ наш, дабы из ада преисподнейшего отозвать наше естество к Себе, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную, – для всего этого находит самую добрую Служительницу, сию Приснодеву, Которую мы прославляем и чудесное Введение Которой во храм – во Святое святых ныне празднуем. Ее прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего; Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по богоугодным словам и делам. Некогда виновник зла – змий превознесся над нами и увлек нас в свою пропасть. Много причин побуждало его восстать против нас и порабощать наше естество: зависть, соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, хитрость и, в добавление ко всему этому и подобному, смертоносная сила в нем, которую он сам породил для себя, как первый отступник от истинной жизни. Виновник зла позавидовал Адаму, увидев его стремящимся от земли к небу, откуда по справедливости он сам был низвержен, и, позавидовавши, со страшною яростью напал на Адама, даже восхотел облечь его смертью. Ведь зависть – родительница не только ненависти, а и убийства, которое совершил над нами сей, воистину, человеконенавистник, лукаво пристав к нам, поскольку он крайне несправедливо пожелал быть властелином над земнородным для погибели создания, сотворенного по образу и подобию Божию. И так как он не имел достаточно смелости, чтобы напасть самому лично, то он прибегнул к хитрости и лукавству и, приняв вид чувственного змия, обратившись к земнородному, как друг и полезный советник, этот, поистине, страшный враг и злоумышленник, незаметно переходит к действию и своим богопротивным советом свою собственную смертоносную силу, как яд, вливает в человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Глава 3 Змий искуситель. Быт.3:1 . Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Природа этого змия довольно загадочна: по некоторым своим признакам, напр., по самому своему имени, по принадлежности к животному виду, по отличающей его хитрости ( Мф. 10:16 ) и по наложенному на него наказанию – ползания по земле ( Быт. 3:14 ) – он, несомненно, представляется в Библии обыкновенным, естественным змием, но целый ряд других признаков, как-то: дар речи, осведомленность в существовании заповеди, необыкновенная хитрость и коварство, а также утверждение необычайной для естественного змия продолжительности его существования – все это говорит нам о каком-то высшем сознательно разумном существе. Посему, правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все эти вышеуказанные черты, как, напр., это и делает святой Иоанн Златоуст , говоря: «следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью ( Прем. 2:24 ), а этим животным (т. е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» ( Иоанн Златоуст ). Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Священного Писания, в которых диавол называется «человекоубийца от начала» ( Ин. 8:44 ), первовиновником на земле зла ( 1Ин. 3:8 ; Прем. 2:24 ) и даже прямо «древним змием» ( Откр. 12:9–10 ). И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: Коварный змий обращается к жене, как слабейшему сосуду ( 1Тим. 2:14 ; 1Пет. 3:7 ), в справедливом расчете легче через нее достигнуть цели; к тому же жена, вероятно, не сама лично слышала заповедь от Бога, а получила ее уже от мужа и потому знала ее менее устойчиво и твердо. не ешьте ни от какого дерева в раю? Соблазнитель намеренно преувеличивает тяжесть заповеди, чтобы тем самым сбить жену с толку и поселить в ней нерасположение как к самой заповеди, так и к ее Основоположнику. Быт.3:2–3 . И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Беседа на праздник введения Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы во Святое Святых Святой Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский См. также: Церковный год > > Введение во храм Богородицы Если древо от плода своего познается, и древо доброе плоды добры творит (Мф. 7, 17; Лк. 6, 44), то Матери Самой Благости и Родительнице Вечной Красоты как не быть несравненно превосходнее, чем всякое благо, находящееся в мире естественном и сверхъестественном? Ибо Совечный и Неизменный Образ благости Превышнего Отца, Предвечное, Пресущее и Преблагое Слово, по неизреченному человеколюбию и состраданию к нам, возжелавши принять на Себя образ наш, дабы из ада преисподнейшего отозвать наше естество к Себе, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную, - для всего этого находит самую добрую Служительницу, Приснодеву, Которую мы прославляем и чудесное Введение Которой во храм - во Святое святых ныне празднуем. Ее прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по Богоугодным словам и делам. Некогда виновник зла - змий превознесся над нами и увлек нас в свою пропасть. Много причин побуждало восстать его против нас и порабощать наше естество: зависть, соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, хитрость и, в добавление ко всему этому, и смертоносная сила в нем, которую он сам породил для себя, как первый отступник от истинной жизни. Виновник зла позавидовал Адаму, увидев его стремящимся от земли к небу, откуда по справедливости он сам был низвержен и, позавидовавши, с страшной яростью напал на Адама, даже восхотел облечь его смертью. Ведь зависть - родительница не только ненависти, но и убийства, которое совершил над нами сей, воистину, человеконенавистник, лукаво пристав к нам, ибо он крайне несправедливо пожелал быть властелином над земнородными для погибели создания, сотворенного по образу и подобию Божию. И так как он не имел достаточно смелости, чтобы напасть самому лично, то он прибегнул к хитрости и лукавству и, приняв вид чувственного змия, обратившись к земнородному, как друг и полезный советник, этот, поистине, страшный враг и злоумышленник, незаметно переходит к действию и своим богопротивным советом свою собственную смертоносную силу, как яд, вливает в человека.

http://zavet.ru/kalendar/bm/vved-001pala...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл и Митрополит Петр Обязывающие совпадения 06.02.2009 720 Время на чтение 8 минут Одним из важных моментов чина интронизации Патриарха Московского и всея Руси является вручение Предстоятелю Русской Православной Церкви Патриаршего жезла - посоха святителя Петра, митрополита Московского. Во время интронизации 16-го Патриарха Кирилла (Гундяева) этот древний посох был по обычаю также принесен в Храм Христа Спасителя из Оружейной палаты, где он постоянно хранится. Этот символический акт исполнен глубокого смысла - новый Предстоятель Церкви берет в руки посох великого русского Святителя, который перенес Первосвятительскую кафедру в Москву, сделав столицу одного из рядовых русских княжеств Первопрестольным градом. Однако 1 февраля во время интронизации Святейшего Кирилла вручение посоха святого митрополита Петра выглядело особенно символично. Ведь если внимательно присмотреться, мы обнаружим много общего как межу нашим временем и эпохой Святителя Петра, так и в особенностях личностей возглавителей нашей Церкви - Святого Петра и Кирилла. Прежде всего, бросается в глаза схожесть нашего времени с началом XIV века, когда пришлось управлять Церковью Святителю Петру. То была эпоха удельной Руси, Отечество наше было разделено на множество княжеств. Шла ожесточенная борьба за первенство между Москвой и Тверью, борьба, сопровождавшаяся обманом, хитростью, коварством, кровавыми усобицами. А что сейчас представляет собой наша Русь, каноническая территория Русской Православной Церкви, управление которой Промысл Божий вверил Святейшему Кириллу? Ныне новый удельный период наступил на Руси. Мы видим то же политическое разделение, ту же ожесточенную борьбу за первенство только теперь - между Москвой и Киевом. Хитрости и обмана тоже хватает, а во время споров вокруг Тузлы дело едва не дошло до вооруженного столкновения между Российской Федерацией и Украиной. Впрочем, в августе минувшего года православные - русские и грузины - все-таки стреляли друг в друга (а в боевых действиях с грузинской стороны принимали участие граждане Украины).

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Закрыть itemscope itemtype="" > Путин помиловал Ходорковского 20.12.2013 1799 «Смирись, смирись, гордый человек!» Ф.М.Достоевский Текущая неделя была богатой на события. Предоставление масштабной помощи Украине , амнистия и помилование Ходорковского. Амнистия была ожидаема, а вот другие два события оказались неожиданными для большинства «политологов» и прочих «-логов». Президент накануне Нового Года и Рождества продолжил традицию Русских Царей, отпускавших на свободу заключенных накануне больших праздников. Заявление о помиловании произошло в день Святителя Николая, - Николы Милостивого, как его называет народ, - и это не случайно. Предоставление помощи братской Украине также вписывается в канву ожидаемых деяний православного Царя, но никак не вписывается в русло ожидаемых действий президента-рыночника западного толка. Помощь была предоставлена без каких-либо условий, даже и без обязательств не вступать в альянс с Западом, что никак не вписывается в привычные представления либеральных политиков. Кажется, что недоброжелатели Путина и России были ошеломлены его решениями. Они не смогли даже сказать ничего вразумительного и разделились в оценке произошедшего. Вроде бы, как они думают и говорят, ничего хорошего Путин сделать не мог, но объяснить данные решения сиюминутной экономической выгодой, хитростью или коварством не получается. Остается им, как в том анекдоте про нового русского, лишь бормотать: «Все хорошо, но где-то ты меня кидаешь!..». Либералы и «правозащитники» даже отказались верить в то, что Ходорковский мог написать прошение о помиловании без их ведома (будто он обязан им докладывать о каждом своем решении), многие из них восприняли весть о прошении как провокацию со стороны властей или как «предательство» Ходорковского. Прошение о помиловании Ходорковского - очередная моральная победа Путина и, замечу, Ходорковского также, который, возможно, не «сломался», как думают либералы, а смирился в лучшем смысле этого слова, пусть хотя бы только ради больной матери.

http://ruskline.ru/special_opinion/putin...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Корнелий Римский. Послания В споре о падших защищал (вместе с Киприаном) позицию милосердия и прощения к тем, кто отрёкся во время гонений. Позиция христовой любви и смирения возобладала благодаря этому  святому Папе. Здесь приводятся его «Послание Киприану Карфагенскому» и «Послание Фабию, епископу Антиохийскому».   Послания Послание Киприану Карфагенскому Корнелий Киприану желает здравствовать. 1.  Насколько мы пребывали в тревоге и скорбели об этих исповедниках, которые, обмануты хитростью и коварством лукавого и состарившегося во лжи человека. были почти введены в заблуждение и отчуждены от Церкви, настолько мы были обрадованы и возблагодарили Бога всемогущего и Христа Господа нашего, когда они, осознав свое заблуждение и поняв коварство человека, подобного змию, исполненного яда лукавства, возвратились в простоте воли, как они сами сердечно сознаются, в Церковь, ия которой вышли. И до этого еще некоторые наши братья, испытанные в вере, любящие мир и стремящиеся к единству, сообщали нам уже о смятении одних и смягчении упорства других, хотя и не столь доказательно, чтобы мы так легко поверили в их чистосердечную перемену. Потом же исповедники Урбан и Сидоний сами пришли к нашим священникам и сказали, что исповедник и священник Максим хочет вместе с ними возвратиться в Церковь. Но так как многое вышло за их подписью, о чем ты знаешь от наших соепископов и из моих писем, то, чтобы не поверить им легкомысленно, мы сочли лучшим выслушать передававшееся ими через своих посланцев из их собственных уст и в их личном присутствии. Когда же они пришли, то были допрошены священниками о содеянном ими и о том, что совсем недавно от их имени рассылались всем Церквам письма, исполненные клеветы и злословия, которые взволновали почти все Церкви. Они утверждали, что были обмануты и не знали содержания этих писем и что только ложью были увлечены в раскол и стали причиной ереси, согласившись возложить руки на этого якобы епископа. Когда же за это и за другое, совершенное ими, они получили выговор, они стали молить о прощении и предании забвению их поступков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Псалом 35 Пс.35:1 . В конец, отроку Господню Давиду. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу песнь отрока Давида. СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме живо изображает Давид растленное естество и злобу нечестивых: потом, чрез противоположение, описывает благость Бога, защищающаго рабов Своих противу хитростей и коварств лицемеров. Наконец просит, дабы Бог церковь Свою сохранил от наветов злых людей. Пс.35:2 . Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его: Пророк описывает здесь два первые корня греха, из коих один находится в воле, которая определяет делать зло, а другий в разуме, который не помышляет страха Господня, запрещающаго грех . Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: то есть, человек, презирающий закон Божий, мыслит в сердце своем, что злых склонностей его никто не видит, и потому стремится на всякий грех . Несть страха Божия пред очима его: то есть, для того сердцем избирает грех , понеже не имеет пред мысленными очами страха Господня, и не думает о том, что Бог видит все, и что он есть праведный Судия; иначе возчувствовал бы страх к толикому Владыке. Ибо как тот, который боится человека, не смеет пред лицем его делать какого-либо внешняго зла: так, кто боится Бога, не смеет во внутренности помыслить о зле, понеже знает, что Бог и сердца испытует. Пс.35:3 . яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое, и возненавидети. В сем стихе доказывает Пророк вышереченныя слова, что нечестивый не имеет страха Господня: ибо мнит, хотя и ложно, что Бог грехов его не взыщет, и потому не тщится возненавидеть их, чего поистинне никогда не сделал бы, ежели бы боялся Бога. Другие место сие толкуют так, что нечестивый льстит и тогда, когда по-видимому хощет на путь покаяния обратиться, и признать грехи свои: ибо не с тем ищет грехов своих, когда испытывает тайная совести своея, чтоб истинно возненавидеть их, но только чтоб обмануть Бога и людей. Сего разума придерживается Августин, последуя Еврейскому тексту, где изображено: зане льстит себе во очесех своих, егда обретает беззаконие свое, еже бы возненавидети подобаше.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Пост – аскетическая практика, состоящая в воздержании тела от пищи животного происхождения (также и от перенасыщения и услаждения постной пищей) и сладострастия, а души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения . Интересна этимология понятия «пост» в греческом и славянском языках. В греческом «νηστεα» это буквально неядение, т.е. полное воздержание от пищи. В славянском «пост» — это подвиг, поэтому в славянских текстах видим, как оно употребляется, например, в наименовании: « Святые Отцы на Горе Синайстей постившиеся », т.е. подвизавшиеся. Цели поста У постов есть множество целей, некоторые из них: Святой, праведный Иоанн Кронштадтский : «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство , и подвигнуть к благой деятельности волю . Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими ( Лк.21:34 ), а чрез то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий… Пост – хороший учитель: 1) он скоро даёт понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья, и что вообще мы жадны и едим, пьём гораздо более надлежащего, т.е. того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все её слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства, при озарении теперь нас светом благодати Божией, ясно оказываются, и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей». Плоды поста Правильный пост приносит добрые плоды: упование на Бога, покаяние , любовь , смирение , трезвение . Пост должен рассматриваться не только как личное волевое усилие в воздержании, но, в первую очередь, как средство стяжания (обретения) благодати Божьей для преображения, богоуподобления.

http://azbyka.ru/posty-pravoslavnoj-cerk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010