Под именем сильных врагов разумеет, без сомнения, во-первых, царя Саула, во власти которого было все войско его и который ненавидел Давида как никто другой, а во-вторых, сына своего Авессалома, который лестью и хитростью привлек на свою старому большую часть войска и многих из военачальников и чрез то сделался сильнее Давида воинскими средствами. Под врагами сильными в духовном смысле разумеются также демоны, которые явно и тайно враждуют против человека и в своей ненависти не знают утомления ни днем, ни ночью. Итак, Бог, освободивший меня, говорит пророк, от врагов моих видимых, избавит меня и от врагов невидимых, сильных коварством и всегда ищущих чьей-либо погибели. Пс.17:19-20 Предвариша мя в день озлобления моего: и бысть Господь утверждение мое. И изведе мя на широту: избавит мя, яко восхоте мя.     Враги, говорит, предупредили меня, не дали мне собраться с силами, напали на меня во время бедствия моего неожиданно, и тогда Господь стал опорою моей, вывел меня из тесных обстоятельств на широту свободы и безопасности, и Он избавит меня от напастей, ибо благоволит ко мне. Слово озлобление в этом случае значит — угнетение, скорбь, и потому выражение: в день озлобления моего — означает: во время скорби моей, по совершении греха моего; и бысть Господь утверждение мое, и изведе мя на широту, т.е. когда я во время скорби впал в уныние, малодушествовал, Господь укрепил меня Своею благодатию и освободил от предлежащих опасностей; изведе мя на широту — значит то же, что во 2-м стихе 4-го псалма: в скорби распространил мя ecu. Избавит мя, яко восхотемя — значит: Господь, спасавший меня от различных бед и напастей, избавит и в будущем от всякой опасности, потому что Он избрал меня: яко восхотемя. Пс.17:21-22 И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми, яко сохраних пути Господни и не нечествовах от Бога моего.     Не нужно думать, что Давид говорит здесь о правде своей и других добродетелях по гордости или самовосхвалению; потому что, где проповедуется истина, вдохновенная от Духа Божия, и где виновником всякого блага признается Сам Бог, там нет места гордости и самомнению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

Под царём разумеется император Аркадий. 38. БЕСЕДА 4 увещательная, сказанная в храме святой Анастасии в отношении отсутствующих, и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова. Беседа увещательная, сказанная в  храме святой Анастасии в  отношении отсутствующих, и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова. 1. Насколько собравшихся меньше обычного, настолько и мы будем пользоваться большим усердием. И несправедливо было бы, чтобы нерадение отсутствующих оскорбило наше старание, но из-за самого этого предложим трапезу даже более щедрую, чтобы не прибывшие, познав опытом наказание, сделались наконец старательнее относительно этих собраний. По­тому также вашу любовь приглашаю быть внимательными к  го­воримому; для вас будет двойная польза: передавая говори­мое отсутствующим, вы сделаете их более старательными, также свою душу совершите более любомудрою. Как природа земли, о которой нерадят, производит худые травы, а постоянно лелеемая земледельческими руками, даёт зрелый плод, так и душа человека - лежащая в  лености рождает терние прегрешений, а пользующаяся попечениями приносит красующийся плод добродетели. Потому и некто мудрый увещевает, говоря: " Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась " (Прит. 24:30-31). Чтобы этого не было теперь, мы постоянно пользуемся серпом слова; и, если вырастает что-нибудь худое, всегда вырезаем; а если что-нибудь зрелое, имеющее плод, - питаем, орошаем и доводим до цвета, постоянно выражая свою заботу. Мы нуждаемся в  двойном попечении, вернее, даже в  тройном: в  одном - чтобы нам быть свободными от  порочности, в  другом - чтобы приобрести себе добродетель; а после этого - чтобы соблюсти приобретенную; здесь даже больше всего нужно труда, потому что тот лукавый демон, завидуя и нашей красоте, больше нападает на преуспевших; и как пираты и потопители минуют корабли с  песком, а если где-нибудь увидят с  дорогою кладью и с  хранящимся в  них богатством, нападают на них, пробуравливая снизу, поражая сверху, упо­требляя всякую хитрость, так и диавол обычно поражает, завидует и коварствует в  особенности против собравших много добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

При этом он употребил лукавую хитрость, направив искушение не к обоим людям и не к мужу, а к одной жене, как слабейшему члену, скорее поддающемуся увлечению. Змей приблизился к жене и сказал ей: «подлинно ли сказал Бог, не ешьте ни от какого дерева в раю»? В вопросе этом заключалась коварная ложь, которая должна бы сразу оттолкнуть собеседницу от искусителя. Но она, по своей невинности, не в состоянии была сразу понять здесь коварство, и в то же время была слишком любопытна, чтобы тотчас же прекратить разговор. Однако же она поняла ложь вопроса и отвечала, что Бог разрешил им есть от всех дерев, кроме одного лишь дерева, которое посреди рая, потому что от вкушения плодов его они могут умереть. Тогда искуситель прямо возбуждает недоверие к Богу. «Нет», сказал он, «не умрете, но Бог знает, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло». Коварное слово глубоко запало в душу женщины. Оно возбудило ряд сомнений и душевную борьбу. Что такое добро и зло, которое она может узнать? И если люди блаженствуют в теперешнем состоянии, то в каком же блаженстве будут они, когда станут как боги?.. В тревожном возбуждении она невольно обращает взор к запретному дереву, а оно так приятно для глаз, вероятно сладостно для вкуса, а особенно заманчиво по своим таинственным свойствам. Это внешнее впечатление решило внутреннюю борьбу, и женщина «взяла плодов этого дерева, и ела; и дала также мужу своему, и он ел». Величайший переворот в истории человечества совершился. Те, которые должны были служить чистым источником всего человеческого рода, отравили себя плодами смерти. Женщина последовала змею, как бы он был выше Бога. По его внушению она сделала то, что запретил Творец. А ее муж во грехе последовал жене, которая из соблазненной тотчас же сделалась соблазнительницею. Не замедлили сказаться и следствия вкушения людьми запрещенного плода: у них действительно открылись глаза, как обещал искуситель, и запретный плод дал им знание; но что же узнали они? – узнали то, что они наги.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Причина бедствия, опустошения, бегства и трубы та, что народ стал глуп, – не по природе, а по стремлению воли. Глупость эта обнаруживается из того, что они не познали Бога и вместо сынов умных стали сынами неразумными и несмысленными. Ибо какое неразумие может быть больше того, что тогда как вол знает владельца своего и осел ясли господина своего, Израиль не знает Господа, и тогда как Он присущ ему, пренебрегает Его, хотя всегда желал видеть Его? В дальнейших словах: умны они, чтобы делать зло, а делать добро не научилась – ум нужно понимать в смысле нечестия, сообразно с тем, что сыны века сего мудрее сынов света, что об управителе неверном говорится что он сделал нечто доброе ( Лук. 16, 8 ) и о змие читается, что он был мудрейший из всех зверей (Быт. гл. 3). Итак истинная мудрость та, которая соединяется со страхом Божиим; иначе, если она соединяется с коварством и злым умыслом, то она должна называться не мудростью, а лукавством и хитростью. Вместо поставленного нами: ибо глупый народ Мой Меня не познал, Семьдесят перевели: ибо князья народа моего Меня не познали, чтобы указать на вину более правителей, чем народа, не имеющего богопознания. Ст. 23–26. Посмотрел я на землю, и вот она пуста и ничего не было на ней; на небеса, и не было света на них. Посмотрел на горы, и вот они потряслись, и все холмы поколебались. Взглянул, и не было человека, и все летающее под небом удалилось. Посмотрел, и вот Кар мил опустошен, и все города его разрушены от лица Господа, и от лица ярости гнева Его. Пророки видят в духе имеющее произойти, чтобы народ услышав ужаснулся и принесши покаяние не потерпел того, что грозит ему. Земля пуста, когда жители истреблены Небеса не имеют света, когда народ, по величию ужаса, не видит его. Самые горы и холмы не имеют безопасных убежищ и гиперболически представляются трясущимися и колеблющимися. Взглянул и посмотрел туда и сюда, и даже птицы не мог найти. Ибо гнев Божий ощущают и неодушевленные стихии и трепещут его и неразумные животные. Теперь весь мир показывает справедливость того, что по истреблении великого множества людей, удалились и погибли и птицы, которые обыкновенно бывают спутниками людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Путь неправды удали от меня и согласно закону Твоему помилуй мен я. Путь истины избрал я и судов Твоих не забыл» ( Пс.118:29–30 ). И эта просьба необходима, потому что нам следует просить у Бога всяческих помощи и для того, чтобы не обращаться на путь неправды, а держаться путей правды и память откровений Божиих сохранять неповрежденной. Пророк мо­лится о том, чтобы от него было удалено всякое дурное дело (что и означает – " неправда») и чтобы путь закона и заповедей привел его к помилованию. Он говорит: «путь истины избрал я " , то есть, возлюбил, избрал, и поэтому я не забыл судов Твоих и не утратил из памяти Твоих откровений. «Я прилепился к откровениям Твоим, Господи, не посрами меня« ( Пс.118:31 ). Не просто, говорит он, последо­вал я Твоим откровениям и не мимолетно, но «прилепился» к ним, то есть, не на короткое время я обратил на них свое внимание, но постоянно питался ими, не отпадая от них. Поэтому и Ты не по­срами меня, так как каждому Ты воздаешь по делам его. Пусть же плодом привязанности моей к Твоим откровениям будет то, что я не испытаю никакого посрамления. »По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое» ( Пс.118:32 ). И то и другое необходимо: и наша го­товность, и содействие Божие, – потому что ни божественная благодать не дается тем, кто не имеет благого произволения, ни человеческая природа не в состоянии совершить добродетели без помощи свыше. Этому и научает пророк, говоря: я беспрепятственно шел по пути Твоих заповедей, так как Ты делал легким для меня совершение этого пути. Расширением пути он называет именно его облегчение, как и в другом месте Он говорит: «в скорби Ты да...л мне простор» ( Пс.4:2 ), или »Ты расширил шаги мои,... и не ослабели ноги мои " ( Пс.17:37 ), так как весь путь предо мною Ты сделал легким и удобным, и оградил меня от всякого коварства и хитростей врага. Это именно означают слова: «По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое». Таков был Павел, го­воривший: «потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое» ( 1Кор.9:26–27 ). Точно так же и все святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Размыслим. Светилник телу есть око, говорит Господь ( Мф. 6:22 ), то есть око или глаз есть светильник для тела; почему не сказано: очи, а око? Потому что здесь Господь разумеет не телесные очи, а око духовное, или сердце наше, которое управляет и телесными очами и в два глаза видит предметы не вдвойне, а единичными. Итак, под оком разумеется сердце, в котором насаждена совесть, или внутренний закон, указывающий, что добро и что зло; потому и сказано: око, а не очи; под телом же разумеется вся внутренняя жизнь наша, помышления, желания, намерения, все дела наши, которые мы делаем в течение нашей земной жизни. Значит, смысл слов Спасителя будет такой: сердце или совесть есть светильник человеку на пути его жизни, во всех помышлениях, желаниях, намерениях, словах, во всех делах его. Далее Господь говорит: итак, если око твое будет просто, то все тело твое будет светло ( Мф. 6:22 ): если, то есть, сердце твое, совесть твоя, будут просты, чисты, то и все помыслы твои, желания твои, дела твои, намерения, предприятия твои будут светлы, правы, чисты; если же око твое, совесть твоя, будет лукаво, то все тело твое будет темно ( Мф. 6:23 ), то есть все помыслы, желания, намерения, предприятия, вся жизнь твоя, все дела твои будут темны, неправы, лукавы. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? ( Мф. 6:23 .) Если сердце твое, которое дано тебе от Господа вместо светильника, по твоему нерадению сделалось само тьмою, то какова же будет вся жизнь твоя, все дела твои? Не так ли бывает это в жизни? Не видим ли мы тому постоянные примеры? Возьмем пример из жизни. Возьмем человека с простым сердцем, с прямою совестью, с прямым взглядом на жизнь, со взглядом евангельским, и человека с сердцем лукавым или совестью лукавою и пристрастного к миру, к плоти. Все поступки первого запечатлены справедливостью, усердием, прямотою характера, доброжелательством к ближнему. На поступках второго лежит печать неправды, обмана, лицемерия, хитрости, коварства» 177]. «Да, братия, родство наше с Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом, требует от нас великого благородства, благонравия в жизни; не лишнее скажу, если скажу, что христиане должны жить на земле, как ангелы во плоти, – и вот почему девство в христианском мире имеет высокое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Рассмотрим, если угодно, и еще пример, чтобы еще более подтвердить сказанное. Для святых отверзается небо; но без Святого Духа оно не отверзается; не телесными очами зрится отверзаемое небо, а действием Святого Духа. Стефан видел отверстые небеса; но, как говорит Писание, потому, что исполнен был Святого Духа (Деян. 7:55, 56). Итак, братие, никак нельзя видеть неба отверстым без Духа, равно как нельзя без святого и покланяемого Духа ни облечься властью учительства, ни проявить силу чудотворения. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12:11). Ему слава во веки веков. Аминь. Творения, отнесенные в издании Миня к подложным (SPURIA) Беседа на слова: «и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31), и о том, что божественные слова дороже всякой сладости. 1. Прекрасны луга благочестия; не временные цветы на них красуются: они обильно украшены цветами небесными. Цветы же благочестия не иное что, как плоды добродетельной жизни. Добродетели возводят нас к той дивной первообразной красоте, какою человек обладал, будучи создан по образу Божию и подобию. А это подобие по добродетели (никому из нас) не позволяет называться вместо человека лошадью. Кто стремится к нему, того нельзя уже назвать ни волом, ни драконом, ни змеей, ни скорпионом; возвышаясь над этими бессловесными, мы и являемся, и называемся, и сознаем себя образом Божиим удивительным и досточтимым, сохраняющим первообразную красоту вида. Ты — господин над бессловесными: не подражай же нравам своих рабов; впрочем, не потому, что бессловесные дурны: благость Творца не создала ничего худого. Обыкновенно мы сравниваем с животными тех, кто живет несогласно с добродетелью, но отсюда нельзя заключать, что животные сами по себе злы. Тогда что значили бы слова Писания: и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо , но — хорошо весьма (Быт. 1:31)? Однако, если твари служат для нас олицетворением злого (обыкновенно лев олицетворяет тиранство, змей — хитрость и коварство, скорпион — сварливость, а волк — хищность), то каким образом могли быть добрыми твари, которых мы так явно принимаем в качестве образцов злого.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что страсти Христовы не причинили наше спасение посредством искупления. В самом деле, никто не может купить или искупить то, что всегда было его собственностью. Но люди всегда принадлежали Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ( Пс. 23, 1 ). Следовательно, похоже, что Христос не искупил нас Своими страстями. Возражение 2. Далее, как говорит Августин, «дьявол должен был быть преодолен правосудностью Христа» 240 . Но, согласно правосудности, коварно завладевший чужой собственностью должен ее лишиться, поскольку даже по человеческому закону хитрость и обман не должны приносить пользы. Следовательно, коль скоро дьявол, прибегнув к коварству, обманул и поработил себе человека, тварь Божию, представляется недолжным, чтобы человек был спасен от его власти посредством искупления. Возражение 3. Далее, тот, кто покупает или искупает вещь, платит ее держателю. Но за наше искупление Христос заплатил Своею кровью не державшему нас в неволе дьяволу. Следовательно, Христос не искупил нас Своими страстями. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» ( 1Петр. 1, 18, 19 ). И еще: «Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись для нас клятвою» ((ал. 3, 13). Но, как было показано выше (46, 4), о Нем говорят как о сделавшемся клятвой для нас потому что Он пострадал на дереве. Следовательно, Он искупил нас посредством Своих страстей. Отвечаю: о человеке говорят как о невольнике греха двояко: во-первых, по причине рабства греха, а именно потому, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин. 8, 34 ); и еще: «Кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Петр. 2, 19 ). И так как дьявол победил человека посредством побуждения его к греху, человек стал невольником дьявола. Во-вторых, по причине наказания за грех, которое удерживает человека в долгу воздаяния согласно божественной правосудности, что тоже является своего рода неволей, поскольку в состоянии свободы человек пребывает тогда, когда получает желаемое, в то время как претерпевание человеком того, что противно его воле, есть неволя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

С четырнадцатой главы Евангелия от Марка начинается рассказ о Страстях Иисуса Христа 462 . С этого момента христология Страстей быстро развивается и полностью доминирует в тексте, тогда как христология Власти присутствует в более скрытом виде. Первые два стиха показывают, какие человеческие факторы привели к убийству Христа: «И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить» (14:1). Об этой роли первосвященников и книжников говорил Иисус, предупреждая о своей мученической смерти в Мк 8:31 и в Мк 10:33 . Появление этих персонажей в Мк 14:1 знаменует близость Страстей. Снова появляется глагол ποκτενω как один из важных терминов, связанных с казнью Христа. Более того, в Мк 14:1 первый и единственный раз использовано слово δλος («хитрость, коварство») 463 . Оно нагнетает и без того мрачную атмосферу происходящего. Ощущение близости Страстей усиливается хронологической информацией: «Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков» ( Мк 14:1 ). Эта деталь указывает на скорость развития ситуации 464 . Наличие такой ссылки может быть сопряжено лишь с последующим повествованием об уникально значимых пасхальных событиях 465 . Дополнительные сведения лишь ускоряют рассказ: «но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе» ( Мк 14:2 ). За вступительными стихами следует сцена помазания Иисуса миром в доме Симона прокаженного (14:3–9) 466 . Какая-то женщина изливает на голову Иисуса чистые и дорогие благовония. Рассказ об этом событии явно связан со Страстями 467 . На это указывают два факта. Во-первых, слова Иисуса на возражение «некоторых» учеников 468 : «Ибо нищих всегда имеете с собою... а Меня не всегда имеете» (14:7) 469 . Намёк на грядущее расставание здесь абсолютно прозрачен. Во-вторых, ещё красноречивее оправдание действий женщины Иисусом: «Она доброе дело сделала для Меня... предварила помазать Тело Мое к погребению» (14:6–8). С этими словами мы переходим к теме погребения Иисуса. Смерть Христа рассматривается как свершившийся факт, и это психологически укрепляет идею близости Страстей 470 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Скачать epub pdf Беседа 39 3. Сопротивление и покорность (Мк.14,26–52) a) На пути к Елеонской горе. Предсказание об отречении Петра (Мк.14,26–31; Мф 26,30–35; Лк 22,31–34; см. Ин 14–17). 26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. 28 По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее. 29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. 30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. 31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили. После Тайной Вечери, после совместной трапезы с Иисусом, апостолам было невозможно себе представить, что они могут предать или подвести Того, Кто только что так возвышенно предложил им и даровал Свое общение. Но Сам Иисус видел яснее и глубже: «все вы соблазнитесь [о Мне] в эту ночь». Что хотел сказать Иисус этой фразой «соблазнитесь о Мне»? Кстати, слов «о Мне» в критическом тексте нет, то есть просто «все вы соблазнитесь». Этот необычный для современного русского языка глагол «соблазниться» (по-гречески skandalizein от существительного «соблазн», skandalon, ловушка, западня) означает быть пойманным в ловушку, обмануться или быть сбитым с толку какой-либо хитростью или коварством. Таким образом, «соблазнитесь» означает: вы будете разуверены, обескуражены, разочарованы, сбиты с толку. Даже Петр не составит исключения. Он, правда, был слишком уверен в себе, забыв о человеческой слабости и силу дьявольских искушений, забыв о тех ловушках, которые может подстроить жизнь. Мы знаем, что печальное предсказание Иисуса Христа в скором времени сбудется. И Петр предаст-таки своего Учителя. Но пусть Петра осуждают те, кто никогда не нарушал своего обещания. Да, он обнаружил слабость, но при этом всей своей дальнейшей жизнью доказал, что искренне любил Иисуса. Итак, апостолы соблазнятся, разочарованно разбегутся в разные стороны от Креста, обнаружат свою неверность. Но это никак не повлияет на Его верность своим ученикам: «по воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее» (то есть «пойду вперед вас и буду ждать вас в Галилее»). И эта верность Иисуса Христа придаст силы вновь последовать за Ним тем, кто на короткое время отречется от Него по причине своей слепоты и страха. b) На Елеонской горе. Гефсиманское борение (Мк.14,32–42; Мф 26,36–46; Лк 22,39–46).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010