9 В русском переводе: «Если (как говорит Писание) «худые сообщества развращают добрые нравы», то беседа с женщинами, хотя и добра будет, сильна, впрочем, втайне растлить внутреннего человека скверными помыслами, и в то время как тело будет чисто, душа осквернится. Ибо что тверже камня? И что мягче воды? Но непрестанное усердие и природу побеждает: так что если естество (камня), едва поддающееся движению, движется (водою), и из-за нее, которую ни во что не ставит, разрушается и уменьшается, то как легко колеблемая человеческая воля не будет побеждена и изменена долговременной привычкой?» 12 Свт. Иоанн Златоуст . «Маргарит», слово 5. «О непостижимом, против аномеев». В русском переводе: «Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство неистощимое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва – корень, источник и мать бесчисленных благ». 17 Буквально: «дверь для плачущих вне» (Чертога Небесного). Ср. «Я есмь дверь» ( Ин.10,9 ); «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы» ( Лк.13,23–25 ). 24 Мадианитяне – потомки Авраама, жившие на берегу Красного моря. См. Чис.25,16–18 : «И сказал Господь Моисею, говоря: с Мадианитянами и поражайте их, ибо они враждебно поступили с вами в коварстве 31 В русском переводе: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.» 33 В русском переводе: «Видя богатство добродетелей Иова, хитростью думал похитить его враг праведности и, разрушив крепость тела, не украл сокровище духа, ибо нашел (встретил) вооруженную душу праведника.» 40 В русском переводе: «Воды Силоама, текущие тихо.» (Воды Силоама, бесшумной и медленной реки, считались священными и были предметом торговли. Содержащееся в Книге пророка Исайи упоминание этой реки можно истолковать как символическое изображение тихого, спокойного счастья пребывающих в Царстве Божием).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Экзегетический разбор Апокалипсиса. Глава 12 Третье видение: борьба Царства Божия с враждебными ему силами антихриста. Церковь Христова под образом жены в болезнях рождения " И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд " . Некоторые толковники видели в этой таинственной жене Пресвятую Богородицу, но такие выдающиеся толкователи Апокалипсиса, как св. Ипполит, св. Мефодий и св. Андрей Кесарийский, находят, что это — " Церковь, облеченная в Слово Отчее, сияющее паче солнца " . Этот блеск солнечный означает также, что она обладает истинным познанием Бога, Его законов и содержит Его откровения. Луна под ногами ее — в знак того, что она превыше всего изменчивого. Св. Мефодий " луною считает иносказательно веру банею очищаемых от тления, так как от луны зависит влажное естество " . На главе ее венец из 12 звезд в знак того, что, будучи первоначально собрана из 12 колен Израилевых, она впоследствии руководима была 12 апостолами, составлявшими ее светоносную славу. " Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения " — вот из чего видно, что неправильно видеть в этой жене Пресвятую Богородицу, ибо рождение от Нея Сына Божия было безболезненным. Эти муки рождения означают те трудности, которые нужно было преодолеть Церкви Христовой при утверждении ее в мире (мученичество, распространение ересей). Вместе с тем это означает, по объяснению св. Андрея, что " Церковь болит о каждом из возрождаемых водою и духом, пока, как сказал Божественный апостол, " не вообразится в них Христос " . " Церковь болит, — говорит св. Мефодий, — перерождая душевных в духовных, и видом и образом преобразуя их по подобию Христову " (ст. 1-2). " И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим " — в этом образе змия нельзя не видеть " древнего змия, называемого " диаволом и сатаною " , о котором говорится ниже (ст. 9). Красно-багровый цвет означает кровожадную лютость его, семью головами обозначается крайняя хитрость и коварство его (в противоположность семи духам Божиим, или семи дарам Святого Духа); 10 рогов — злая мощь и сила его, направляемые против 10 заповедей Закона Божия; венцы на головах его означают царственную власть диавола в его мрачном царстве. В приложении к истории Церкви некоторые видят в этих 7 венцах семь царей, восставших против Церкви, а в 10 рогах — 10 гонений на Церковь (ст. 3).

http://sedmitza.ru/lib/text/430697/

VI. Затем насильник двинулся отсюда и пошел к низу и появился в Тпилиси, (Луарсаб) же был при нем. И говорил он лукаво сему святому: " Поедем со мной до города Тпилиси, чтобы радоваться нам вместе и веселиться и затем прими все царство твое, а меня отпусти в мое царство, ты же мирно и своевольно царствуй в стране твоей " . Но затем, когда достигли города Тпилиси и пробыли там несколько дней, вновь стал с лукавой лаской понуждать проводить его (далее) вниз до рубежей Грузии. И в таком лицемерии не отпускал его и говорил: " Хочу поглядеть на охоту в Карая, по каким это правилам проводите вы охоту в тех местах. Поедем туда и затем отпущу тебя с миром " . И сопровождая его, начали охотиться, а шах Аббас якобы по случаю охоты подарил блаженному стрелу. Когда же завершилась охота, тот же безбожный шах Аббас ночью велел вору и своровали ту стрелу у богоугодного царя. А шах Аббас якобы весьма опечалился и счел это оскорбительным для себя. Отправил сторожевых и поставил их вокруг шатра святого, якобы для защиты от (возможных) похитителей. А в сердце его было лукавство – не выпустить святого из рук своих. Святой сердцем понял его вероломство. Стал печалиться и тужить, ибо не было сил вырваться из рук его. И добровольно отдал голову свою, дабы спасти страну свою с миром и, если на то будет воля Божия, украситься мученичеством. Молился желанный в слезах и стенаниях и говорил: " Владыко, Иисусе Христе, Бог мой, ведомо Тебе, что у меня нет никого, кроме Тебя, ни отца, ни матери, ни братьев и никого нет вне Тебя и присного Отца Твоего и беспредельного всесвятого Духа Твоего, которые из ничего сотворили все сущее, явное и тайное и силою Твоею держишь все тварное и знаком Твоим повелеваешь всему сущему. Ведомо Тебе, что я юн и неопытен в такой хитрости и коварстве. Защити меня, Всемогущий, от рук сего лукавого, чтобы не дрогнул разум мой от злобного его лицемерия, ибо я никогда не отрину любови Твоей и не отрекусь от имени Твоего. Да станут руки Твои тверды во спасение мое, ибо Тебе поклоняется душа моя и к Тебе обращено упование мое и я готов ко смерти за святое имя Твое " . И затем умножил он молитвы и воздержания жарче прежних.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   Это место также искажают иудеи, говоря, что это пророчество сказано о Зоровавеле. Против них скажем, что Зоровавель родился не в Вифлееме, а в Вавилоне. Ты же удивляйся Домостроительству Божию, как оно устроило: иудеи узнали от волхвов, что и звезда открыла Христа, а волхвы от иудеев, что и пророки предвозвестили Его. Мф.2:7. Тогда Ирод тай призва волхвы, и испытоваше от них время явльшияся звезды Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды    Почему он призвал их тайно? Так как подозревал иудеев, как сродников Христа, и не желал, чтобы они слышали, что он будет спрашивать и приказывать; он боялся, чтобы они, зная, что он замышляет, не спасли Его как своего Царя. «Испытоваше» вместо: тщательно выведывал. «Испытоваше» время звезды, т.е. когда она явилась им, чтобы оттуда считать время рождения Христа. Он думал, что Христос несомненно родился тогда, когда явилась звезда. Мф.2:8. И послав их в Вифлеем, рече: шедше испытайте известно о Отрочати: егда же обрящете, возвестите ми, яко да и аз шед поклонюся Ему и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.    Обрати внимание на хитрость Ирода и поразмысли о его безумии. Если действительно он хотел поклониться Ему, то зачем он тайно приказывал это? Если же он намеревался убить Его, то как он не понимал, что тайным приказанием он необходимообязательно, с необходимостью приведет их к подозрению в коварстве? Прежде он тщательно выведал относительно звезды, и тогда уже приказал с тем, чтобы, если они не возвестят о том, о чем приказано, — самому привести в исполнение коварство, зная о времени (явления) звезды. Но опомнись, сражающийся с Богом: каким образом ты готовишься убить Неуловимого? Как ты не понимаешь, что совершенно невозможно превзойти Того, Которого издревле предвозвестили пророки, Которого открыла звезда и для поклонения Которому были приведены волхвы! Мф.2:9. Они же послушавше царя, идоша. И се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.    Зачем опять им явилась звезда, после того как они уже узнали место? Чтобы указать Младенца, ибо как они могли бы узнать Его, рожденного в пещере и не имеющего знатной матери? Посему придя, она остановилась над тем местом, где был Младенец, показывая, что рожденное есть Божество.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

§ 185. Причины, приводящие человека к смирению: 1) Бедность и окаянство наше убеждает нас смиряться. Возьми всякий себе в рассуждение, и получишь довольную причину смиряться; приникни в глубину сердца своего, и увидишь, какое там зло и бедствие кроется. Это зло злыми помыслами, как злое дерево злыми своими плодами, себя показывает. «Изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбо­деяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство», — говорит Христос (Мк.7:21-22). А что внутри, в сердце кроется, то наружу, как из котла кипящего, что вместиться не может, через внешние деяния извергается. Отсюда происходят ссоры, вражды, проклятия, злословия, хулы, лесть, обманы, насмешки, укоры; отсюда гнева плоды: мщение, зловоздаяние, кровопролитие, убийство; отсюда хищение, лихоимство, клят­вопреступление, обида бедных, пролитие слез вдов и сирот. Сердце извергает смрадные запахи и плоды свои: студодеяния, блудодеяния, прелюбодеяния, сквернословия, срамословия, слова и деяния стыдные, шутки бесстыдные, сладострастия скотские, Словом сказать, всякая мерзость и всякое зло из сердца исходит, как из земли посеянное семя возникает; и делом самим исполняется, если силою страха Божия не воспрепятствуется. Но, что человеческое окаянство умножает — человек этого зла и не узнает, пока Бог благодатью Своей не просветит его. Многие нечто о себе мечтают; против них апостол говорит: «Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Галл.6:3). Но такие, когда благодатью Божией осмотрятся, увидят, что они ничто, и признает всякий: «Я заблудился, как овца погибшая» (Пс.118:176). И это бедствие и окаянство всем людям общие. Это должны мы познавать и признавать и так смиряться. 2) К этому бедствию другое, не меньшее, присовокупляется — многоразличная хитрость и вражда дьявольская. Этот враг «был человекоубийца от начала» (Ин 8:44), и в сердце прародителя нашего злое свое семя (о котором в первом пункте сказано) посеял, не перестает и ныне плевелы свои рассевать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

§ 185. Причины, приводящие человека к смирению: 1) Бедность и окаянство наше убеждает нас смиряться. Возьми всякий себе в рассуждение, и получишь довольную причину смиряться; приникни в глубину сердца своего, и увидишь, какое там зло и бедствие кроется. Это зло злыми помыслами, как злое дерево злыми своими плодами, себя показывает. «Изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство», – говорит Христос ( Мк.7:21–22 ). А что внутри, в сердце кроется, то наружу, как из котла кипящего, что вместиться не может, через внешние деяния извергается. Отсюда происходят ссоры, вражды, проклятия, злословия, хулы, лесть, обманы, насмешки, укоры; отсюда гнева плоды: мщение, зловоздаяние, кровопролитие, убийство; отсюда хищение, лихоимство, клятвопреступление, обида бедных, пролитие слез вдов и сирот. Сердце извергает смрадные запахи и плоды свои: студодеяния, блудодеяния, прелюбодеяния, сквернословия, срамословия, слова и деяния стыдные, шутки бесстыдные, сладострастия скотские. Словом сказать, всякая мерзость и всякое зло из сердца исходит, как из земли посеянное семя возникает; и делом самим исполняется, если силою страха Божия не воспрепятствуется. Но, что человеческое окаянство умножает – человек этого зла и не узнает, пока Бог благодатью Своей не просветит его. Многие нечто о себе мечтают; против них апостол говорит: «Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» ( Гал.6:3 ). Но такие, когда благодатью Божией осмотрятся, увидят, что они ничто, и признает всякий: «Я заблудился, как овца погибшая " ( Пс.118:176 ). И это бедствие и окаянство всем людям общие. Это должны мы познавать и признавать и так смиряться. 2) К этому бедствию другое, не меньшее, присовокупляется – многоразличная хитрость и вражда дьявольская. Этот враг «был человекоубийца от начала» ( Ин 8:44 ), и в сердце прародителя нашего злое свое семя (о котором в первом пункте сказано) посеял, не перестает и ныне плевелы свои рассевать.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В чем они состояли, мусульманские толковники говорят довольно разноречиво, соглашаясь, впрочем, в том, что они направлялись к убиению Иисуса. Хазин говорит: « от корня отвел кого-нибудь от того, чего он желал, путем тайной уловки; слово еще означает: он старался тайно помешать, разрушить что-нибудь. Но в отношении к Иисусу хитрость их состояла в том, что они замышляли убить его и заботились о том; а это произошло таким образом: Иисус после того, как народ заставил его с матерью его удалиться из страны, возвратился и вместе с апостолами призывал их (иудеев) проповедью и объявил свое посланничество к ним; но они замыслили за то убить его и вероломно напасть на него. Ибн-Аббас рассказывает, что Иисус встретил (однажды) толпу из иудеев. Когда они увидели его, то сказали; вот идет чародей, сын чародейцы и действователь, сын действовательницы, и стали поносить его и мать его. Когда услышал это Иисус, начал призывать кару Божию на них и проклял их; следствием этого было то, что они тотчас же обратились в свиней. Когда увидал это Иуда, начальник и царь (иудеев) испугался этого и боялся молитвы Иисуса. Тогда согласились убить Иисуса и бросились на него, чтобы убить его». 465 Однако, замыслы иудеев, говорит Коран, не исполнились: Бог перехитрил их, так как Он самый искусный из хитрецов. «Под хитростью народа, говорит Хазин, понимается коварство, обман, лукавство», но Бог хитрил в том смысле, что «воздал им (иудеям) сообразно с хитростью их. Воздаяние называется хитростью потому, что оно было вызвано ею». «Некоторые говорят, что выражение; хитрит Бог, означает: попускает рабу, а потом внезапно настигает его, когда он уже не предполагает того. Но, собственно, в этом стихе под хитростью Бога разумеется наложение образа (Иисуса) на товарища их (соумышленника иудеев), который указал им на Иисуса, когда они замышляли убить его, так что тот был убит». И Коран, по-видимому, подтверждает это толкование, решительно заявляя в суре 4, что Иисус не был убит. От имени, будто бы. Бога он угрожает лютой мукой иудеям, между прочим, зато, что они говорили, мы убили Иисуса, сына Марии, посланника Божия, 466 тогда как они не убили его, и не распинали его, а только призрак его являлся им; и те, которые спорят о нем, остаются в сомнении; у них нет об этом знания, а водятся только мнением; а что они не убили его, это верно известно; напротив того, Бог вознес его к Себе: Бог силен, мудр.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

– Весьма неожиданно для нас Ревекка проявляет хитрость и коварство – она обманом заставляет своего ослепшего мужа благословить Иакова (любимца матери), а не Исава, которого больше любит отец (см.: Быт. 27 ). А почему так важно, чтоб отцу наследовал именно Иаков, который позже получит от Бога имя Израиль, увидит Небесную Лествицу и будет бороться с Богом? – Господь смотрит на сердце человека, и Он не всегда избирает первенца – Давид тоже был младшим в своей семье, но Бог выбрал именно его (см.: 1Цар. 16, 1 ). А в данном случае Господь вот так, через обман, выбирает кроткого ( Быт. 25, 27 ) Иакова, а не зверолова Исава. Обман, ложь – это то, что попущено Богом. Но это не может быть оправдано, и впоследствии Иаков расплатится за это сполна – его самого жестоко обманут, и кто же – его родной дядя Лаван (см.: Быт. 29, 20–27 ). Иаков с первого взгляда полюбил дочь Лавана Рахиль; семь лет работы за нее показались ему за несколько дней, потому что он любил ее ( Быт. 29, 20 ). Но, когда приходит час брачного пира, Лаван обманом выдает за Иакова свою старшую дочь Лию вместо Рахили. События идут по Божиему Промыслу; в этот Промысл вторгается человеческий грех , но Господь и последствия греха обращает на пользу. И всё же за каждым нарушением нравственного закона следует воздаяние. За благословение, приобретенное обманом, Иаков расплатился двадцатилетней службой у корыстного и нечестного Лавана: Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою ( Быт. 31, 41 ). Много лет ждал Иаков рождения сына от любимой Рахили – Иосифа (см.: Быт. 30, 22 ). Все библейские патриархи переживали такие периоды – испытания веры: Ревекка ведь тоже поначалу не могла родить, Исаак молился о ней, чтобы она зачала близнецов (см.: Быт. 25, 21 ). Но у Иакова на совести был еще и проступок, который он должен был искупить, заслужив прощение и уже потом – награду. Иаков знает, что он недостоин всего того, что получил от Господа (см. его молитву – Быт. 32, 10 ). И это смиряет Иакова, помогает ему примириться и с дядей-тестем Лаваном, когда Иаков, наконец, от него ушел (см.: Быт. 31 ), и с обманутым братом Исавом, которому Иаков первым поклонился до земли семь раз ( Быт. 33, 3–4 ). Это очень трогательное место – И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали. Прощение, примирение, мир – это то, чего Господь ждет от праведных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вот урок всем, кто забывает о «едином на потребу», кто отрицает бессмертие души, воздаяние за гробом. Сколько бы ни употребляли такие люди усилий для одного наслаждения земными благами, но глас Божий всегда будет к ним одинаков: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя», или: Иак. 4:2 . «Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите.» Иак. 4:3 . «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.» Иак. 4:4 . «Прелюбодеи и прелюбодеицы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу: Лк. 12:15 . «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.» Не в оправдание, а в осуждение противников законной кары служит Евангельское повествование о женщине-прелюбодейке ( Ин. 8:3–11 ). Зная коварство фарисеев, Иисус Христос в то же время видел, что Его совопросники сами же прелюбодеи, только не «взятые» в прелюбодеянии, благодаря своей хитрости. Перед Ним они выступили не в качестве официального «суда», который по «отеческим законам» ведал дела прелюбодейцев, а в качестве добровольных обвинителей – судей. Между тем последние и сами подлежали «суду». Итак, Евангельская правда, а вообще Библейская, всегда допускала возможность не только любви к грешникам, но и примерное наказание грешников и нераскаявшихся людей. Печальники за произвольных преступников и убийц должны знать, что человек, не причастный к преступлениям, естественно мыслит так: «Пусть существуют груды уголовных законов, пусть начальник не без ума носит меч, но если я не делаю этого, то и закон и меч не для меня. Я не только не чувствую тяжести их, но даже не замечаю их, ибо живу по закону Христовой свободы» ( Гал. 5:1, 13 ; 1Кор. 8:9 ). 46. О свободе вероисповеданий (веры и совести) «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16:15 ). Кому сказаны Господом эти слова?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вот эта-то наглость лицемерия и возмущает больше всего, ибо ясно становится, что в этой черной душе нет ни признака, ни тени сознания того, что он поступает дурно. Если что и беспокоит его в этот момент, то лишь опасение, что его предательство раскроется перед учениками Господа, и они отомстят за это. Напрасные опасения! Его ожидает более страшный суд Того, Кого обмануть невозможно. Правда, лицемерие как будто было в характере еврейского народа времен упадка и многие подвиги их национальных героев отмечены печатью хитрости и коварства; Вот, например, рассказ книги Царств об одном из подвигов Иоавова, начальника войск царя Давида: когда изменил Давиду Амессай и перешел на сторону Савея, отложившегося от царя, Давид послал слуг своих для преследования их. И вышли... люди Иоавовы, и Хелефеи и Фелефеи, и все храбрые пошли из Иерусалима преследовать Савея, сына Биусри. И когда они были близ большого камня, что у Гаваона, то встретился с ними Амессаи. Иоав был одет в воинское одеяние свое и препоясан мечом, который висел при бедре в ножнах и который легко выходил из них и входил. И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его: Амессаи же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот, так что выпали внутренности его на землю, и не повторил ему удара, и он умер (2 Цар. XX, 7-10). Приблизительно то же рассказывается в Книге Судей о подвиге Аода, убившего Еглона, царя Моавитского, покорителя Израильтян, которому они служили восемнадцать лет (Суд. III, 12-30). В этих случаях мы также видим примеры коварства и лицемерия, но здесь оно оправдывается целью национального освобождения. У Иуды нет этого оправдания: он предает не врага, но Учителя, относившегося К нему всегда с глубокой любовью и заботливостью, не делавшего никакого различия между Своим предателем и другими учениками, наравне со всеми давшего ему дар и силу чудотворений и всегда призывавшего его только к добру, к свету, к правде. Вот почему нас возмущает предательство Иуды; вот почему его поступок в песнопениях церковных называется " ножом, намазанным медом " ; и вот почему в христианской иконографии он помещается в аду на коленях у сатаны, который и сам " ложь есть и отец лжи " и которому души лживые потому наиболее родственны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010