Здесь повторяется только что сказанное об Антиохе (21–24 ст.), именно – что он в войне с египетским царем будет действовать не столько открытою силою, сколько хитростью, так что даже более сильные войска египетские не устоят против его сравнительно малых сил. Прикрываясь родством своим с малолетним царем египетским, он был лично в мире с ним, участвовал в трапезе с ним и в то же время продолжал строить козни против него. Благодаря этой хитрости, он без труда подчинил Египет своей власти. Но коварство его скоро было раскрыто, и он не мог удержать в своей власти то, чего достиг хитростью, а не открытою силою, и должен был возвратиться в свою страну. Вместе с тем (по объяснению бл. Иеронима) все это относится также и к антихристу. 28 b –31 ст. После этого «сердце его обратится (с враждебным намерением, – ср. русск.) против народа Божия (на завет святый) и (это намерение свое) он приведет в исполнение (сотворит, ср. русск.) и возвратится в свою страну (28 b ст.). Но возвратится туда лишь только на время, а потом опять пойдет на юг (т. е. против Египта), но этот поход его не такой будет, как предыдущий (29 ст.). Ибо придут туда же одновременно с ним (с ним, греч. ν ατ 238 подраз. – χρν, в это самое время, – в русск.– «в одно время с ним») собравшиеся в поход (исходящии) киттийцы, 239 и он смирится, возвратится в свою землю и еще более озлобится на святой завет: и (злое намерение свое) приведет в исполнение (сотворит), после чего возвратится к себе и будет строить замыслы относительно тех, которые отступили от святого завета (30 ст.). От него поставлены будут (от него востанут) начальники 240 с людьми (мышцы и племена), которые осквернят святыню могущества, т. е. святилище Всемогущего, и на время прекратят обычные ежедневные жертвы и поставят мерзость запустения» (31 ст.). Возвратившись в свою страну после неудачной попытки завладеть Египтом (ср. 28 а ст.), Антиох вздумал вознаградить себя за счет иудеев, и это намерение свое исполнил: «он пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением. Вошел в святилище с надменностью, и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма, и все обобрал. Взял и серебро, и золото, и драгоценные сосуды, и взял скрытые сокровища, какие отыскал. И, взяв все, отправился в землю свою, и совершил убийства, и говорил с великою надменностью» ( 1Мак. 1:20–24 ). «Чрез два года он опять собрал войско против Птоломея и пошел на юг ( 2Мак. 5:1 ). Но посланные туда из Рима легаты от имени римского сената и народа вынудили его возвратиться ни с чем» (бл. Иероним). Тогда он с особенным озлоблением стал вымещать новую неудачу свою на иудеях (см. 1Мак. 1:29–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

И вы, в числе именитых праздников ваших, проводите сей знаменитый день со всем весельем, дабы и ныне и после памятно было спасение для нас и для благорасположенных к нам Персов и погубление строивших нам козни. Всякий город или область вообще, которая не исполнит сего, нещадно опустошится мечом и огнем и сделается не только необитаемою для людей, но и для зверей и птиц навсегда отвратительною.] 12 в день един по всему царству Артаксерксову, в третийнадесять день вторагонадесять месяца, иже есть Адар. 13 Список с сего указа отдать в каждую область, как закон, объявляемый для всех народов, чтоб Иудеи готовы были к тому дню мстить врагам своим. 13 Списание же епистолии сице бе: царь великий Артаксеркс сущым от Индии даже до Ефиопии сто двадесяти и седмим началством странами обладающым и властелем нам доброжелателствующым, радоватися. Мнози множайшею благодетелствующих благостию частее чествуеми паче меры возгордешася, и не точию подчиненных нам ищут озлобити, но доволства не могуще снести, и своим благодетелем начинают коварствовати: и благодарение не токмо от человек отемлюще, но еще (по обычаю) не приявших благодеяний киченьми вознесшеся, вся присно назирающаго Бога ненавидящаго зла мнят избежати суда. Многажды же и многих от поставленных на властех, имже уверися другов устрояти дела, ласкателство кровей неповинных виновными поставляя, подверже неуврачеванным злым, злонравия ложным прельщением тех, иже прельщают незлобивое благосердие владеющих. Видети же леть есть нам взыскующым не толико от древних, якоже предахом, историй, елико от тех, яже суть при ногах непреподобно соделанная губителством недостойно владеющих. Сего ради внимати надлежит по сих, во еже царство безмятежно всем человеком с миром устроити, не употребляюще пременений, приходящая же пред очеса всегда с приличным предварением разсуждающе. Егда бо Аман Амадафуев Македонянин, истинно чуждь Персския крове и много отстоящь от нашея благости, страннолюбно приятый от нас, толикое человеколюбие, еже ко всякому языку имеем, получи, яко нарицатися ему отцем нашим, и покланяемому от всех, второе царскаго престола лице содержати: неумерителен же в гордости прилежно искал, како бы нас области и живота лишити, купно же нашего блюстителя и всегдашняго благодетеля Мардохеа и непорочную царства сообщницу Есфирь со всем их племенем многоплетенными хитростей прельщеньми ищущь на погубление: сими бо образы возмне нас лишив блюстителей взяти, и власть Персскую ко Македоняном пренести.

http://drevo-info.ru/articles/9336.html

И мы читаем далее: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» ( Откр.12:3 ). Что означает этот «большой красный дракон» ? Он означает ярость гонений против христиан, ярость кровавых гонений против христиан на протяжении всей истории существования исторического христианства. Но, с другой стороны, он может означать и коммунистическую идеологию. «Великий дракон» и «древний змий» , то есть дьявол, – в Откровении это разные сущности, они то объединяются, то расходятся, но участь у них будет одна. Поэтому принято считать, что апокалипсический знак коммунистической идеологии – это «зверь багряный» . А «красный дракон» – это очень близкая идеология. Она тоже коммунистическая, хотя больше все-таки социалистическая. Апокалипсический знак фашисткой идеологии – это точно дракон, поэтому нам предстоит еще с вами разгадать, что же такое «большой красный дракон» ? Но в любом случае, семь голов этого дракона, как истолковывают святые Отцы, обозначают крайнюю хитрость, коварство, и полную противоположность семи духам Божиим. Есть семь Божьих Ангелов, которые оберегают христианские церкви. И семь голов большого красного дракона, который бросается на любое проявление христианства и бросается с великой яростью. «…и десятью рогами» – ну, семь голов понятно почему, есть семь духов Божиих, семь исторических христианских церквей, семь Божиих Ангелов; а вот почему у него десять рогов? Потому что есть десять заповедей Бога. И вот этот большой красный дракон бодается против каждой заповеди Бога. Мы, христиане, должны очень твердо защищать принципы Декалога – Десятословия Моисеева. Когда Иисуса Христа спрашивали, как спастись, Он отвечал вопросом на вопрос: Как читаешь? Когда юноша спросил: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь сказал: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать» ( Мк.10:17,19 ), то есть Он указал на Декалог, на Десятословие Моисеево.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И отсюда отправившись, она вошла в Вефорон, нижний и верхний - города, построенные Соломоном (2Пар.8:5), но после, во время военных бурь, разрушенные; видела здесь, в правой стороне, Гайалон и Гаваон, где Иисус, сын Навин, сражаясь с пятью царями, повелел остановиться солнцу и луне, и где он осудил гаваонитян на рабские должности носить воду и дрова для скинии, за их коварство и хитрость при испрошении себе союза (Нав.10:12). Остановившись ненадолго в Гаваоне - городе, разрушенном до самого основания - она вспоминала о его грехе, и о той наложнице, которая там разрублена была на части, и о трехстах мужей колена Вениаминова, пощаженных ради апостола Павла (который происходил из этого колена). Потом, раздав от небольшого достояния своего, сколько можно было, бедным и сослужникам, Павла отправилась в Вифлеем и вправо от дороги остановилась при гробнице Рахили, где произведен на свет Вениамин - не сын болезни, как назвала его умирающая родительница, но сын десницы, как пророчествовал отец в духе (Быт.35:18). Достигнув Вифлеема, она вошла в пещеру Спасителя, где увидела святой приют Девы и ясли, у которых " вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего " (Ис.1:3), да исполнится написанное у того же пророка: " блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла " (Ис.32:20). Очами веры видела она здесь Младенца, повитого пеленами, Господа, кричащего в яслях; видела поклоняющихся волхвов, сияющую свыше звезду, Матерь-Деву, усердного питателя (Иосифа), пастырей, которые приходят ночью, чтобы видеть, " что там случилось, о чем возвестил нам Господь " (Лк.2:15), и еще тогда объявить начало Евангелия Иоанна: " В начале было Слово... и Слово стало плотию " (Ин.1:1,14); видела младенцев убиенных, Ирода свирепствующего, Иосифа и Марию, убегающих в Египет, и со слезами радости говорила: " Приветствую тебя, Вифлеем, дом хлеба, где родился " хлеб, Который сходит с небес " (Ин.6:33)! Приветствую тебя, Ефрафа, земля обильнейшая и плодоносная, которой плодоносие Бог! О тебе некогда Михей пророчествовал: " И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/922/...

И отсюда отправившись, она вошла в Вефорон, нижний и верхний – города, построенные Соломоном ( 2Пар 8.5 ), но после, во время военных бурь, разрушенные; видела здесь, в правой стороне, Гайалон и Гаваон, где Иисус, сын Навин, сражаясь с пятью царями, повелел остановиться солнцу и луне, и где он осудил гаваонитян на рабские должности носить воду и дрова для скинии, за их коварство и хитрость при испрошении себе союза ( Нав 10.12 ). Остановившись ненадолго в Гаваоне – городе, разрушенном до самого основания – она вспоминала о его грехе, и о той наложнице, которая там разрублена была на части, и о трехстах мужей колена Вениаминова, пощаженных ради апостола Павла (который происходил из этого колена). Потом, раздав от небольшого достояния своего, сколько можно было, бедным и сослужникам, Павла отправилась в Вифлеем и вправо от дороги остановилась при гробнице Рахили, где произведен на свет Вениамин – не сын болезни, как назвала его умирающая родительница, но сын десницы, как пророчествовал отец в духе ( Быт 35.18 ). Достигнув Вифлеема, она вошла в пещеру Спасителя, где увидела святой приют Девы и ясли, у которых «вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего» ( Ис 1.3 ), да исполнится написанное у того же пророка: «блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла» ( Ис 32.20 ). Очами веры видела она здесь Младенца, повитого пеленами, Господа, кричащего в яслях; видела поклоняющихся волхвов, сияющую свыше звезду, Матерь-Деву, усердного питателя (Иосифа), пастырей, которые приходят ночью, чтобы видеть, «что там случилось, о чем возвестил нам Господь» ( Лк 2.15 ), и еще тогда объявить начало Евангелия Иоанна: «В начале было Слово... и Слово стало плотию» ( Ин 1.1, 14 ); видела младенцев убиенных, Ирода свирепствующего, Иосифа и Марию, убегающих в Египет, и со слезами радости говорила: «Приветствую тебя, Вифлеем, дом хлеба, где родился хлеб,.. Который сходит с небес» ( Ин 6.33 )! Приветствую тебя, Ефрафа, земля обильнейшая и плодоносная, которой плодоносие Бог ! О тебе некогда Михей пророчествовал: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И отсюда отправившись, она вошла в Вефорон, нижний и верхний — города, построенные Соломоном (2 Пар.8:5), но после, во время военных бурь, разрушенные; видела здесь, в правой стороне, Гайалон и Гаваон, где Иисус, сын Навин, сражаясь с пятью царями, повелел остановиться солнцу и луне, и где он осудил гаваонитян на рабские должности носить воду и дрова для скинии, за их коварство и хитрость при испрошении себе союза (Нав.10:12). Остановившись ненадолго в Гаваоне — городе, разрушенном до самого основания — она вспоминала о его грехе, и о той наложнице, которая там разрублена была на части, и о трехстах мужей колена Вениаминова, пощаженных ради апостола Павла (который происходил из этого колена). Потом, раздав от небольшого достояния своего, сколько можно было, бедным и сослужникам, Павла отправилась в Вифлеем и вправо от дороги остановилась при гробнице Рахили, где произведен на свет Вениамин — не сын болезни, как назвала его умирающая родительница, но сын десницы, как пророчествовал отец в духе (Быт.35:18). Достигнув Вифлеема, она вошла в пещеру Спасителя, где увидела святой приют Девы и ясли, у которых «вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего» (Ис.1:3), да исполнится написанное у того же пророка: «блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла» (Ис.32:20). Очами веры видела она здесь Младенца, повитого пеленами, Господа, кричащего в яслях; видела поклоняющихся волхвов, сияющую свыше звезду, Матерь–Деву, усердного питателя (Иосифа), пастырей, которые приходят ночью, чтобы видеть, «что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк.2:15), и еще тогда объявить начало Евангелия Иоанна: «В начале было Слово… и Слово стало плотию» (Ин.1:1,14); видела младенцев убиенных, Ирода свирепствующего, Иосифа и Марию, убегающих в Египет, и со слезами радости говорила: «Приветствую тебя, Вифлеем, дом хлеба, где родился «хлеб, Который сходит с небес» (Ин.6:33)! Приветствую тебя, Ефрафа, земля обильнейшая и плодоносная, которой плодоносие Бог! О тебе некогда Михей пророчествовал: «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

И сказал Ионафан: смутил отец мой землю » (1 Цар. 14:28–29). Что значит « смутил »? Погубил, испортил всех. И вот, когда клятва была нарушена, все молчали, и никто не смел указать на виновного; это также было не малое преступление, — потому что участвуют в грехе не только нарушающие клятву, но и те, которые, зная это, прикрывают. 4. Но посмотрим, что далее. « И сказал Саул: пойдем [в погоню] за Филистимлянами ночью и оберем их до рассвета и не оставим у них ни одного человека. Священник же сказал: приступим здесь к Богу » (1 Цар. 14:36). В древности Бог был вождем во время браней, и без его соизволения никогда не осмеливались (евреи) начинать сражение: война была у них делом благочестия. Если они когда и побеждаемы были, то не от слабости телесной, но от грехов были побеждаемы; а когда и побеждали, то не силою и мужеством, но по благоволению свыше побеждали. И победа и поражение были для них школою и училищем добродетели, и не только для них, но и для врагов их; потому что и для этих явно было, что война с иудеями решалась не оружием, но жизнью и делами воюющих. Зная это и понимая, как непобедим этот народ, и как трудно одолеть его оружием и воинскими хитростями, а можно разве пленить только грехом, мадианитяне нарядили благообразных девиц и, поставив их пред войском (еврейским), увлекали воинов к разврату, чтобы чрез прелюбодеяние отнять у них помощь Божию, что и случилось. Как впали они в грех, то стали для всех удобопобедимыми, и кого не могли одолеть ни оружие, ни кони, ни воины, никакие хитрости воинские, тех связал грех и предал врагам; щиты и копья, и стрелы — все это было бессильно, а красота лица и похотливость души победили этих храбрецов. Поэтому некто увещевает так: « Не засматривайся на чужую красоту… Не выходи навстречу развратной женщине » (Сир. 10: 8, 3): « ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый » (Притч. 5:3–4). Блудница любить не умеет, а только коварствует; в ее лобзании — яд, в устах — губительная отрава.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Или когда вы для веса добавляете воду в пшеницу, рис смешиваете с солью. Коварство выражается еще и в том, что вы, продавцы, смешиваете вино и мед с водой, подсолнечное масло с тыквенным соком, а воск или сливочное масло – с каким-нибудь жиром. Да и вообще, что бы вы ни продавали, всегда хорошее смешиваете с дрянью, а продаете по самой высокой цене, как наилучший товар. Да разве смогу я перечесть множество ваших разнообразных изощрений, которые каждый из торговцев применяет в своем деле, чтобы обмануть ближнего? Даже сам черт не придумает такое, что взбредет в голову этим ловкачам. Короче говоря, хитростью и коварством называется каждый лживый и лицемерный способ, используемый для обмана покупателей и получения наживы, которая ненавистна, омерзительна и нечиста перед Богом. Как, кстати, и те, кто добывает ее таким путем. Как говорит Соломон, «неверные весы – мерзость пред Господом» ( Притч.11:1 ), и продолжает: «Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Господом, как и использующие их» ( Притч. 20:10 ). «...Мерзость пред Господом неодинаковые гири» ( Притч.20:23 ). Поэтому в книге Левит Бог запрещает использовать неточные весы: «Не делайте неправды в весе... Да будут у вас весы верные» ( Лев. 19:35–36 ). Что же вы творите, несчастные мои ремесленники, торговцы и менялы? Хотите с помощью коварства обманывать своего брата? Или забыли, что в Ветхом Завете Бог прямо повелевает не обманывать соплеменников: «Не ходи лестью в народе своем» ( Лев. 19:16 ) 94 . И если Бог запретил евреям, которые были еще новоначальными и несовершенными в вере, как младенцы, лукавить против собственных братьев, насколько же Он еще строже запрещает так поступать вам, христианам, чадам Евангелия, пришедшим «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4,13 )?! А вы хитрите и не слышите пророка Давида, который предупреждает, что Бог посылает поступающим коварно людям много всяких бедствий, не говоря уже о том, что все зло обращается против них самих (см.: Пс.72 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Иногда пусть поют «Богородице Дево», «Достойно есть» или другие духовные песнопенья, какие знают. Как велит божественный Златоуст, «ремесленник ли ты? Пой псалмы сидя. Но ты не хочешь петь устами? Делай это мыслью. Псалом – великий собеседник; от этого ты не подвергаешься ничему опасному, но и в мастерской будешь сидеть, как в монастыре, потому что не удобство мест, но строгость нравов доставляет нам спокойствие» (Слова огласительные. 2), чтобы воздержанием от таких прегрешений, покаянием, молитвой и призыванием святого имени Господа нашего Иисуса Христа вы получили благословение на труды и дела рук ваших и сохранились невредимыми от всякого душевного и телесного вреда в настоящей жизни, а в будущей сподобились Царства Небесного и той неизреченной радости и блаженства, которых все мы да получим по благодати Христовой, Которому подобает всякая слава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь. 93 Греческое слово δολιοτη, используемое автором, может быть переведено как «лукавство, хитрость, коварство». – Примеч. пер. 94 Перевод по Септуагинте, в синодальном тексте: «Не ходи переносчиком в народе своем.» – Примеч. пер. 95 Перевод по Септуагинте, в синодальном тексте: «...пламенные уста и сердце злобное» – Примеч. пер. 97 Серп фигурирует в Септуагинте и, как следствие, в церковнославянском тексте. В синодальном переводе речь идет о свитке: «Я отвечен: вижу летящий свиток: длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей»... и пр. 98 Перевод по Септуагинте, в синодальном тексте: «Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его». 99 Перевод по Септуагинте, в синодальном тексте: «Проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных. Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников. 101 Это суждение, которое противоречит всем законам логики, Никодим Святогорец делает на основе текста Септуагинты; в церковно-славянском читаем: «сей (не) благослови Бога и царя», в синодальном переводе: «Навуфей хулил Бога и царя.» – Примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Иоанн Златоуст ). Подобные откладывания состоявшихся решений не были беспримерны и в последующей истории христианства. Когда Агриппа убил Иакова Зеведеева, брата Иоанна, то «видя, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, – тогда были дни опресноков, – и, задержав его, посадил в темницу... намереваясь после Пасхи вывести его к народу» и, конечно, казнить ( Деян.12:3–4 ). Мф.26:6 .  Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, (Ср. Мк.14:3 ; Ин.12:1 ). Прежде всего, вопрос о времени, когда это было. Оно должно быть определено на основании рассказа Иоанна ( Ин.12:1–8 ). Правда, первые стихи этого рассказа ( Ин.12:1–4 ) совсем не совпадают с рассказом Матфея и Марка, но в Ин.12:5 (ср. Мф.26:9 ; Мк.14:5 ) сильное совпадение, которое заметно также и в Ин.12:8 (ср. Мф.26:11 ; Мк.14:7 ). Это дает полное право считать историю, рассказанную у трех евангелистов, за тождественную (Лука ничего не говорит о помазании Христа в Вифании). Если так, то мы должны относить событие, рассказанное Мф.26:6–13 ; Мк.14:1–9 , к более раннему времени, «за шесть дней до Пасхи», на которое указывает Иоанн. Помазание совершилось накануне торжественного входа Христа в Иерусалим. Матфей и Марк не соблюдают здесь хронологической последовательности событий, что наблюдается и в других местах, особенно Евангелия Матфея. Почему? Потому, по-видимому, что оба евангелиста хотят выразить здесь другую мысль. Употребленное Матфеем в начале 6-го стиха δ указывает на противоположение его дальнейшего рассказа тому, о чем сообщено было раньше (стихи 3–5). Враги Христа совещались захватить Его хитростью и убить, но не хотели сделать этого во время праздника, потому что боялись народа. Из дома первосвященника евангелист тут же переносит нас в мирный дом в Вифании. Там – вражда, ненависть, коварство, злоба, боязнь народа. Здесь – любящие Христа, преданные Ему друзья уже готовят Его к погребению. Первые действуют сознательно, знают, что делают, а здесь все дело представляется ненамеренным и бессознательным, и в этом смысле объясняется Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010