Особое место занимает тема видения И., чаще встречающаяся на миниатюрах, напр. в Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 72v): Иисус Христос изображен на троне в окружении серафимов, в правом нижнем углу - И. с ангелом, подносящим к его устам клещи с горящим углем. Кроме того, видение И. представлено на клеймах медных врат в Успенском (XVI в.) и Благовещенском (нач. XVI в.) соборах Московского Кремля, в Троицком соборе костромского Ипатиевского монастыря (90-е гг. XVI в.). Прор. Исаия в молении, с персонификациями Ночи и Зари. Миниатюра из Парижской Псалтири. Х в. (Paris. gr. 139. Fol. 435v) Прор. Исаия в молении, с персонификациями Ночи и Зари. Миниатюра из Парижской Псалтири. Х в. (Paris. gr. 139. Fol. 435v) Образ И. появляется в самых ранних пророческих рядах русских высоких иконостасов: напр., из Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря («Пророки Соломон и Исаия», 1425-1427, СПГИАХМЗ); из Преображенского собора г. Кашина (т. н. кашинский чин; «Прор. Исаия», сер. XV в., ГРМ); из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря («Пророки Иезекииль, Исаия, Иона», ок. 1497, ГРМ); из собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря («Пророки Даниил, Иеремия, Исаия», ок. 1502, КБМЗ); из Софийского собора Вел. Новгорода («Прор. Исаия», 1509, НГОМЗ); из ц. в честь Чуда арх. Михаила в Хонех Чудова монастыря Московского Кремля («Прор. Исаия», 1626-1628, ГММК). И. всегда изображается близко к центру. И. представлен на иконах разной иконографии вместе с Богоматерью с Младенцем и пророками, напр. на иконах «Похвала Богоматери» (сер. XVI в., ГРМ), «Достойно есть» (сер. XVI в., ГММК) и др. И. изображается со скинией завета, как, напр., в ц. св. Николая в Куртя-де-Арджеш, Румыния (сер. XIV в.), где И. и Иеремия приближаются к скинии с дарами; он представлен также побивающим вместе с ангелом войско ассирийцев (в парекклисионе мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). Прор. Исаия. Роспись ц. Спаса на Нередице. 1199 г. Прор. Исаия. Роспись ц. Спаса на Нередице. 1199 г.

http://pravenc.ru/text/674804.html

Спас Нерукотворный «наубрусе». Фреска церкви Спаса на Нередице. Новгород. 1199 г. Спаса Нерукотворный «на чрепии». Фреска церкви Спаса на Нередице. Новгород. 1199 г. Иконографический тип Нерукотворного Спаса представляет только лик Христа, без шеи и плеч, обрамленный с обеих сторон длинными прядями волос. Борода иногда кончается клином, иногда раздвоена. Правильные черты лица переданы схематично: прекрасная линия рта лишена всякой чувственности, удлиненный и тонкий нос составляет вместе с широкими бровями рисунок, напоминающий пальму. Серьезное и бесстрастное выражение лика Богочеловека не имеет ничего общего с бесстрастным равнодушием к миру и человеку, так часто встречающимся в религиозных изображениях Дальнего Востока. Здесь бесстрастие абсолютно чистой человеческой природы, исключающей грех , но открытой всему горю падшего мира. Взгляд больших, широко раскрытых глаз, обращенных к зрителю, печален и внимателен; он как будто проникает в самые глубины сознания, но не подавляет. Христос пришел не судить мир, но чтобы мир был спасен Им (см.: Ин.3:17 ). В нимб, окружающий голову Христа, вписан знак креста. Этот крещатый нимб мы видим на всех изображениях Господа. Греческие буквы в трех концах креста составляют Имя Божие, открытое Моисею: ν – Сый (Сущий) (см.: Исх.3:14 ). Это страшное имя Иеговы, принадлежащее божественной природе Христа. Сокращенное написание имени Иисуса Христа IC ХС (на одной внизу, на другой – вверху) указывает на Ипостась воплощенного Слова. Надписание имени обязательно на всех иконах Христа, Богоматери (ΜΡ ΘY) и всех святых. Спас Нерукотворный. Хоругвь. Около 1945 г. Иконы Нерукотворного Спаса были, вероятно, многочисленны в Византии начиная с VI в.; они особенно распространились после перенесения иконы из Эдессы в Константинополь в 944 г. Однако лучшие иконы этого типа, которые нам известны, русского происхождения. Одна из древнейших сохранившихся икон (XII в.) находится в московском Успенском соборе. Она написана в монументальном стиле, напоминающем фреску 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Кроме того, Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Число ангелов может быть различно. Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу, и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Однако встречаются и другие варианты. В миниатюре из Слов Григория Назианзина (XI век, Исторический музей в Москве) два ангела слетают ко Христу с небес. Крещение. Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе. Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи «троичного света». Во многих памятниках, в том числе и знаменитых мозаиках главного храма монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI века), книжных миниатюрах и иконах изображается благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи», глас с небес. Рассматриваемая мозаика находится в одном из тромпов, на которых покоится купол храма. Поскольку тромпы имеют криволинейную «вогнутую» поверхность, свет, падающий на мозаику, преломляется таким образом, что особым сиянием выделяется именно центральная часть сцены. Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании. Фреска церкви Спаса на Нередице. 1199 г. Новгород. Изображения Крещения в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо и церкви Св. Луки в Фокиде (XII век) сходны с Богоявлением в Дафни. Наряду с использованной в них лаконичной иконографической схемой, в византийском и древнерусском искусстве была распространена более подробная. Так, во фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород, 1199 г.) на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься. Один из них снимает рубаху, а другой изображен уже плывущим по воде. Обращает на себя внимание и то, что фигура Спасителя не обнажена, как в некоторых других памятниках, а имеет препоясание. В руке св. Иоанна Предтечи находится свиток – символ его проповеди о Христе народу. На воде, слева от Иисуса, начертано изображение креста как знака освящения мировых вод. Такое же изображение креста на воде, выделенное красным цветом, присутствует на иконе «Крещение» XIII века, хранящейся в монастыре св. Екатерины на Синае.

http://pravoslavie.ru/415.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНОН ГРАДАРЬ Мч. Конон Градарь. Роспись жертвенника ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. Мч. Конон Градарь. Роспись жертвенника ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. (Огородник) [греч. Κνων κηπουρς; груз. ] († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта). Мученичество К. Г. сохранилось на греческом языке, и, как считает Г. Музурилло, было составлено в период после правления имп. Константина I Великого (306-337) (The Acts of Christian Martyrs. 1972. P. XXXIII). Родом из Назарета Галилейского, К. Г. в преклонном возрасте поселился в месте, называемом Кармена, недалеко от г. Магид в Памфилии, и там занимался орошением имп. сада. Вскоре после мученической кончины Папия, Диодора и Клавдиана (см. ст. Папий, Диодор, Конон и Клавдиан, мученики Памфилийские ; пам. 3 февр.) в Магид прибыл наместник провинции и приказал созвать всех жителей, но те тотчас покинули город. Гонцам удалось найти только К. Г., который, по их мнению, должен был ответить за всех христиан. Градарь с удивлением спросил пришедших, какое дело правителю до него, простого земледельца, да к тому же христианина. В ответ один из гонцов приказал привязать К. Г. к своему коню и тащить к наместнику. После того как градарь смело исповедовал Христа, правитель не стал принуждать его к жертвоприношению, а лишь убеждал обратиться к Зевсу с молитвой о благосостоянии народа. К. Г. оставался непреклонным, тогда наместник приказал вбить ему в ноги гвозди и заставил святого бежать перед своей повозкой. Достигнув торговой площади, К. Г. упал на колени, вознес Богу молитву и скончался. Мч. Конон Градарь. Икона. Посл. треть XVIII в. (частное собрание) Мч. Конон Градарь. Икона. Посл. треть XVIII в. (частное собрание) Память К. Г. и краткие сказания о нем содержатся в визант. Синаксарях под 4 (Paris. gr. 1617, 1071 г.) и 5 марта (Синаксарь К-польской ц., архетип X в.). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) и в древнейших списках Типикона Великой ц. (Patm. 266, IX-X вв.; Hieros. S. Crucis. 40, X-XI вв.) святой упоминается под 6 марта. В сказаниях говорится, что К. Г. пострадал при имп. Деции (249-251), наместник назван Пуплием. К. Г. обрабатывал собственный огород, питался его урожаем, а также кормил нищих чужестранцев (SynCP. Col. 511-512). На груз. языке сохранилось синаксарное сказание о К., составленное в XI в. прп. Георгием Святогорцем и под 6 марта включенное им в сб. Великий Синаксарь (Ath. Iver. georg. 30, Sinait. iber. 4, Hieros. Ратг. georg. 24/25, НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211, все XI в.).

http://pravenc.ru/text/1841974.html

А. А. Турилов Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память М. Е. отмечается 1 апр. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 262). В Типиконах, относящихся к эпохе господства Студийского устава , в частности в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. и в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., память М. Е. отмечается 1 апр., при этом также указано, что ее богослужебное последование, состоящее из канона авторства Феофана Начертанного 2-го гласа, стихир и седальна, поется в 5-ю Неделю (воскресенье) Великого поста (см.: Пентковский. Типикон. С. 341; Дмитриевский. Описание. T . 1. С. 445). В студийских Типиконах афоно-италийского происхождения - Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. и Мессинском Типиконе 1131 г.- 1 апр. назначается служба с пением на утрене «Аллилуия» (т. е. обычная постовая служба без к.-л. праздничных особенностей); указания о пении богослужебного последования М. Е. в 5-ю Неделю Великого поста отсутствуют (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 280-281; Arranz. Typicon. P. 145). Прп. Мария Египетская. Роспись ц. Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 г. Прп. Мария Египетская. Роспись ц. Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 г. В рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 165, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 55),- 1 апр. содержится богослужебное последование М. Е., состоящее из канона, цикла стихир-подобнов и 2 седальнов. В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.,- 1 апр. назначается служба с «Аллилуия», богослужебное последование М. Е. не описано; о совершении памяти М. Е. в 5-ю Неделю Великого поста не сообщается (см.: Lossky. Typicon. P. 209, 258). Такие же указания содержатся в древнейшей известной слав. редакции Иерусалимского устава - Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. (см.: Миркович. Типикон. С. 103б, 143а). В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. 1 апр. М. Е. назначается отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Εν σο, Μτερ, κριβς διεσθη (          ) и кондак 2-го гласа Τος τν γνων σου πνοις (Подвигов твоих трудами…).

http://pravenc.ru/text/2562136.html

В ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде (80-е гг. XIV в.) в многофигурной композиции «Сошествие во ад» представлена спеленутая фигура, к-рая, по предположению Т. Ю. Царевской, может быть отождествлена с Л. Прав. Лазарь. Роспись собора свт. Николая на Ярославовом дворище в Вел. Новгороде. XII в. Прав. Лазарь. Роспись собора свт. Николая на Ярославовом дворище в Вел. Новгороде. XII в. Первые изображения Л. как епископа Кипрского появились, по-видимому, после окончания эпохи иконоборчества и перенесения мощей святого в К-поль при визант. имп. Льве VI, в кон. IX - нач. X в. Фигура Л. в епископских одеждах известна во фреске Новой Токалы-килисе в Гёреме в Каппадокии (кон. X в.). Полуфигурное изображение, выполненное в технике перегородчатой эмали, представлено рядом с образом св. Никифора на потире имп. Романа II (959-963) из сокровищницы собора Сан-Марко в Венеции, где Л. показан без бороды. Образ Л. сохранился на фреске кон. XIII - нач. XIV в. в крипте Сан-Вито-Веккьо в Гравина-ин-Пулья (Апулия), с тонзурой, с бородой и усами, в омофоре. С нач. XII в. образ Л., еп. Китиона Кипрского, встречается в росписях кипрских храмов: Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1105/06; сохр. только надпись в диаконнике); св. Апостолов в Перахорьо (1160-1180; в нижнем ряду святительского чина); Панагии Аракос близ Лагудеры (1192; в виме, на склоне юж. аркосолия Л. замыкает ряд местных епископов). Его писали безбородым, поэтому моложавым, но с проседью, как на медальоне в росписи алтарной апсиды (сер. XIV в.) ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии. Образ Л.-епископа встречается в монументальной декорации храмов Др. Руси: в новгородских церквах свт. Николая Чудотворца на Ярославовом дворище (Николо-Дворищенская) на Торговой стороне (ок. 1120) и Преображения Господня (Спаса) на Нередице (1199). Л. представлен безбородым, с тонзурой; его лик землистого оттенка, изборожден морщинами. В ц. Спаса на Нередице образ Л. в нижнем регистре святительского чина включен в ряд епископов, происходящих с разных земель правосл. ойкумены, и находится рядом с образом Христа-Иерея. В Николо-Дворищенской ц. фигура Л. больше человеческого роста, расположена на вост. склоне пролета между алтарем и диаконником, напротив - изображение креста-никитриона; кресты на омофоре Л. были золотисто-охристого цвета, что, вероятно, обусловлено преданием, согласно к-рому омофор его был сделан Самой Богоматерью ( Царевская. 2001. С. 24). Появление образов Л. в новгородских росписях XII в. могло быть связано со свящ. Лазарем, настоятелем ц. Бориса и Глеба в Вышгороде, игуменом Выдубицкого Михаило-Архангельского мон-ря (1088), епископа Переяславля Южного (с 12 нояб. 1105).

http://pravenc.ru/text/2462509.html

НЕРЕДИЦКИЙ-СПАСКИЙ, муж. в Новгороде. О времени основания его положительных сведений нет, но, кажется, он существовал уже в конце XII века: ибо в летописях упоминается о заложении в 1199 году каменной церкви Спаса в Нередицах князем Ярославом Владимировичем Новгородским, внуком Мстислава. – Здесь жил краткое время, в начале XIII века, св. Антоний, архиепископ Новгородский. – Обители сей давно уже следов не осталось, и место, где она была, находится вне города. БОГОРОДИЦКИЙ, на МИХАЛИЦЕ, женский, в Новгороде; основан был супругою князя новгородского Ярослава Владимировича, в 1199 году; княгиня эта построила здесь церковь Рождества Богородицы. Первою игуменьею сей обители была жена посадника Завида. О времени уничтожения монастыря сего неизвестно; впрочем, в конце XIV века он еще существовал. НИКОЛАЕВСКИЙ, на ЧУДНИЦЕВОЙ УЛИЦЕ, муж. бывший в Новгороде и основанный в 1389 году. Здесь некто, Михайло Крупа, построил в 1398 году во ими Святителя Николая каменную церковь . Когда эта обитель уничтожена сведений нет. СИТЕЦКИЙ, муж. с каменною церковью Спаса Нерукотворенного, обращенною ныне в приходскую Монастыри эти, существовавшие некогда в Новгороде, уничтожены давно и места, где они были, находятся уже вне города. Время основания их неизвестно. КОВАЛЕВ, муж. на урочище Суходоле, с каменной церковью Преображения Господня – ныне приходскою. Обитель эта существовала еще в XV веке ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. в Новгороде. Он был основан, с церковью Преображения Господня, св. Мартирием, архиепископом новгородским, в 1198 году. Уничтожен весьма давно. ВАРВАРИНСКИЙ, женский, в Новгороде. О времени основания его никаких сведений нет; известно только, что в 1218 году архиепископ новгородский Антоний заложил здесь, в обители, каменную церковь , вероятно, во имя св. Великомученицы Варвары, которой и часть мощей здесь находилась, а по уничтожении монастыря перенесена отсюда 10 сентября 1786 г. в Десятин Богородицкий монастырь. РОСТКИН, или ИОАННОВСКИЙ, женский, в Новгороде. О нем упоминается еще в 1179 году; но настоящее время основания обители, равно и о том, когда она уничтожена, неизвестно. Здесь была церковь Рождество Иоанна Предтечи, которая сгорела с иконами и книгами в 1396; вместо ее построена новая в 1406 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Ладоге (ок. 1167), в церквах Благовещения на Мячине (1189), Спаса Преображения на Нередице (1199), где сцены из жизни Девы Марии украшают сев. алтарное помещение, жертвенник, символически указывая на предысторию Воплощения. Иное значение получил цикл И. П. в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.). Он расположен в юго-зап. угловом объеме храма и предстает в качестве подробного и последовательного житийного повествования, состоящего из 15 композиций. Среди них размерами выделено «Рождество Пресв. Богородицы», возможно, потому, что текст И. П. входил в литургические чтения на праздник 8 сент. Цикл И. П. в программе росписи Мирожского мон-ря занимает главное место. Наряду с циклами апостольских деяний в юго-зап. компартименте, Жития прор. Иоанна Предтечи в жертвеннике и деяний арх. Михаила в диаконнике цикл И. П. дополняет евангельское повествование, представляя в исторической полноте Божественное домостроительство. И там, где преобладает нарративный подход, и в тех памятниках, где акцентирована литургическая символика, цикл И. П. локализуется, как правило, в отдельном компартименте. Число сцен в циклах варьируется: в ц. Благовещения на Мячине находилось ок. 20 композиций; в храме на Нередице было, вероятно, всего 5 композиций. При всей краткости нередицкого цикла И. П. внимание его составителей было сосредоточено на теме жертвы. Помимо «Рождества Пресв. Богородицы» и «Введения во храм Пресв. Богородицы» изображены: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Возвращение праведных Иоакима и Анны», «Прав. Иоаким у стад своих». В росписи церкви на Мячине особое внимание уделено сценам, где Богоматерь прославляется как одушевленный храм Бога. Здесь присутствует редкая композиция - «Совет иереев о Деве Марии», а также «Моление Захарии о жезлах», «Обручение Марии с Иосифом», «Иосиф ведет Марию в свой дом», «Встреча Марии и Елисаветы», «Сомнения Иосифа», «Сон Иосифа». Пространный цикл сюжетов, основанных на И. П., был использован в визант. книжности: одним из самых обширных циклов Жития Богоматери в визант. искусстве считается цикл миниатюр в Гомилиях Иакова Коккиновафского. Введение во храм. Питание Марии ангелом. Роспись ц. праведных Иакима и Анны мон-ря Студенца. 1314 г.

http://pravenc.ru/text/200365.html

Церковь Преображения Господня на Нередице. 1198 г. Фотография. 2008 г. В 1172 г. заложена ц. св. Иакова на Яковлевой ул., о ее освящении сведений в летописях нет. В 1179 г. архиеп. свт. Иоанн (Илия) со своим братом Гавриилом за один сезон построил Благовещенскую ц. в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино («в Аркажах»). С 80-х гг. и до кон. XII в. строительство в Н. р. велось практически без перерывов, при этом мн. храмы строили за 1-2 сезона. К этой эпохе относится возведение надвратной ц. Богоявления в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино (1180-1182), перестройка ц. св. Иоанна Предтечи на Опоках (1184), строительство церквей апостолов Петра и Павла на Сильнище (1185-1192), Вознесения на Прусской ул. (1185-1191), Успения в Аркажском мон-ре (1188-1189), Преображения Господня Хутынского мон-ря (1192), Положения ризы и пояса Пресв. Богородицы на воротах Детинца (1195), Воскресения на Мячине (1195-1196), св. Кирилла (1196), Преображения Господня в Ст. Руссе (1198), Преображения на Нередице (1198), прор. Илии на Славне (1198-1202), Сорока мучеников (1199-1211), вмц. Параскевы на Торгу (1207), вмч. Пантелеимона (1207). Заказчиками храмов были как церковные иерархи, так и частные лица, князья. Многие из этих храмов сохранились или изучены археологами. В 10-30-х гг. XIII в. сообщения о новом строительстве носят нерегулярный характер: в 1211 г. новый архиеп. Антоний «створи полату Митрофаню церковь в имя святого Антония» (НПЛ. С. 52), однако характер этих работ не вполне понятен; в 1218 г. владыка заложил ц. вмц. Варвары в Варварином мон-ре, в 1219 г. Твердислав и Феодор - ц. арх. Михаила на Прусской ул. (освящена в 1224), в 1224 г. Семен Борисович построил ц. ап. Павла с приделами прав. Симеона Богоприимца и равноапостольных Константина и Елены, в 1226 г. заложили ц. св. Иакова на Яковлеве ул. (очевидно, на месте храма 1172 г.), в 1233 г.- ц. св. Феодора на воротах Детинца от Неревского конца. К данному периоду, вероятно, относится возведение единственного сохранившегося памятника - ц. Рождества Пресв. Богородицы в Перыни, не имеющая летописной даты. Из этих построек (помимо перынской церкви) изучен только храм арх. Михаила на Прусской ул. (исследования Булкина), об остальных сооружениях пока сведений нет.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

242 ЦГИА СПб. Ф. 119. Оп.1. Д. 255. Л. 9 (По участию института в приведении в порядок и описании архивов, о командировках, об участии института в праздновании разных юбилеев. 1909). 243 Там же. Л. 5–6; Д. 330. Л. 1–1 об. (Об устройстве в Новгороде археологических курсов осенью 1912 г.). 244 В 1910 г. лекции петербургских профессоров были опубликованы в конспективном изложе­нии. См.: Конспекты лекций по истории и древностям Великого Новгорода, читанных в 1909 году в Новгородском обществе любителей древности гг. лекторами Императорского археологического института. Новгород, 1910. Вып. 1–2. Материал, изложенный Н. В. Покровским , вошел во второй выпуск издания: Покровский Н. В. Конспективное изложение чтений по христианской археологии (2–6 сентября 1909 г.). С. 69–100. Обзор Н. В. Покровского включал рассмотрение новгородских жальников, памятников деревянного и каменного зодчества. Особое внимание было уделено Софийскому собору и церкви Спаса Преображения на Нередице, в особенности ее замечательным фрескам 1199 г. Следует отметить, что анализ фресок Спаса на Нередице был включен Покровским в число вопросов, «на которые желательно получить разъяснение на XV археологическом съезде». См.: Протоколы XV Археологического съезда в Новгороде в 1911 г. и протоколы заседаний Предварительного комитета 3–6 января 1909 г. М., 1909. С. 41. В числе прочих вопросов был предложен вопрос о древностях Антониева монастыря (Там же. С. 43), ответом на который стал доклад бывшего ученика Н. В. По­кровского Димитрия (Сперовского), епископа Сухумского, прочитанный на одном из заседаний съез­да. См. примеч. 234. 247 РГИА. Ф. 950. Оп.1. Д. 3. Л. 23а – 23а об. (Калачов Н. В. Черновики писем и письма разных лиц. 1866–1915 (черновой автограф)). 249 Судя по всему, в состав этого поступления входило свыше 1000 памятников (СР ГРМ. Ведомственный архив. Оп.1. Д. 27. Л. 34–35: Отчет заведующего церковно-археологической коллекцией при Петербургской Духовной академии Н. Покровского о пополнении коллекции). 250

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010