Это древнерусское начало в изображении на обороте выражено гораздо ярче. С большой вероятностью этот образ писал местный новгородский мастер. На новгородское происхождение мастера указывают также и характерные особенности надписей, отсылающих нас к новгородскому диалекту – например, написание «ц» вместо «ч» и ряд других деталей. Обращает на себя внимание назидательная конкретность образов и упрощенно-экспрессивный стиль, чуждый константинопольских изысков и рассчитанный, при всем выдающемся мастерстве исполнителя, на яркость и доходчивость.  Этому стилю можно найти аналогии в росписи церкви Спаса на Нередице 1199 г., над которой трудился целый ряд совершенно разных по своим эстетическим установкам художников (примеры их искусства сохранились до сегодняшнего дня только в небольших фрагментах, а до гибели во время Великой Отечественной войны эти образы можно было увидеть в идеальной полноте). С большой вероятностью один из мастеров, работавших в церкви Спаса на Нередице в 1199 году, был автором и оборота иконы конца XII века. Нельзя исключить, что этим мастером мог быть иконописец Олисей Гречин, усадьбу которого около сорока лет назад раскопала Новгородская экспедиция. При этом была обнаружена целая серия связанных с ним уникальных берестяных грамот.  Однако в гипотезах и предположениях надо быть осторожными. Мы, честно говоря, до сих пор не очень понимаем, как существовала художественная среда в Новгороде и что из себя представлял этот мастер, о жизни которого мы знаем больше, чем о любом другом средневековом художнике: археологи раскопали его усадьбу, нашли берестяные грамоты, написанные его рукой, нашли письма к нему, в том числе с уникальными заказами на иконы.  Прозвище мастера – Гречин (грек) – явно указывает на его связь с Византией. Опять-таки, не очень понятно, в чем эта связь заключалась. Вполне объяснимо желание исследователей, которые хотят связать эту икону «Спас Нерукотворный и Поклонение Кресту» именно с творчеством Олисея Гречина, обрести редкого мастера с точно известным произведением. Но данных, прямо подтверждающих это, у нас нет, и мне кажется, лучше оставить версию на уровне предположения и гипотезы, чем дальше умножать догадки там, где пока нет неопровержимых доказательств и несомненных фактов. 

http://pravmir.ru/obraz-sozdannyj-samim-...

Какое же имя стерто? Без сомнения, имя того князя, который и вообще, и по особенному отношению к церкви Нередицкой, напоминал о Всеволоде, и который княжил уже после Всеволода. Какого Всеволода? Из всех Всеволодов, княживших в Новгороде, один Всеволод первый, выше вспомянутый сын Мстислава Володимировича, внук Владимира Мономаха , заслужил себе у новгородцев добрую память. Князь, с которым его сравнили в написи, должен был княжить уже после него, т. е. после 1136 года, и вместе с тем иметь особенное значение для Нередицкой церкви, быть, как должно заключать по изображению, строителем этой церкви. Летописные сказания позволяют угадать имя этого князя. Каменная церковь Нередицкая строена один только раз, и именно князем Ярославом Владимировичем, княжившим в Новгороде в 1182–1199 гг. В древней Новгородской летописи написано об этом так: под 6706 год, (1198): «В тоже лето заложи церковь камяну князь великий Ярослав, сын Володимира, внук Мстиславль, во имя святого Спаса Преображенья Новгород на горе, а прозвище Нередице. И начаша делати месяца июня в 8. на св. Федора, а концяша месяца сентября; – под 6007 годом (1199): В то же лето испьсаша церковь св. Преображения на Городищи=в Нередицах». Очень естественно было при расписании храма дать на его стене место лику этого князя Ярослава Владимировича предпочтительно перед всеми другими князьями. К нему одному и может относиться это изображение: он один мог быть изображен в таком положении, как видим его на образе перед Спасителем, с храмом в руке. Оставшийся кончик стертого имени князя не оспаривает этого заключения: уцелевшие черты буквы, написанной перед последнею буквою этого имени ъ, суть остатки буквы в (=въ). Перед нею в начале строки как раз столько места, сколько нужно для шести букв: росла. Но был ли Ярослав Владимирович в то время, когда написался его лик, т. е. в 1199 году, в таких летах, как изображен в Нередицком храме, с такою бородою. Сколько именно лет было Ярославу Владимировичу в 1199 году, по летописям, неизвестно; тем не менее, в них есть данные, по которым можно узнать приблизительно его возраст во время расписания Нередицкого храма. Отец его, Владимир Мстиславич, родился в 1131 году, женился в 1150 г., умер в 1171 году; из братьев его только один был старше его, именно Мстислав, а два других, Ростислав и Святослав, были моложе. Из этого видно, что Ярославу Владимировичу в 1199 году ни в каком случае не могло быть менее 29–30 и более 48 лет. В такие лета могла быть у него такая борода, какая написана в Нередицкой церкви? Нет, следовательно, и в этом отношении препятствия думать, что изображенный в этой церкви князь есть Ярослав Владимирович. Есть только возможность предполагать, по проседи в бороде, что в 1199 году Ярославу Владимировичу, скорее, было значительно более 40 лет, чем менее.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Ветхий денми. Роспись ц. Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 г. Ветхий денми. Роспись ц. Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 г. Тема воплощения и Второго пришествия раскрывается также через сопоставление в росписях визант. храмов XI-XIV вв. образов Христа В. д., Эммануила и Пантократора: 3 образа Христа представлены в куполах ц. Богоматери Елеусы в Велюсе близ Струмицы (Македония), 1085-1093 гг.; Пантократор, В. д., Эммануил и Христос-Священник - в куполах ц. св. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; Пантократор, В. д. и Эммануил на своде - в ц. св. Стефана в Кастории, сер. XII в.; те же 3 образа в вост. части ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.; над алтарной конхой Эммануил, в алтарном своде В. д. (с рус. надписью «Ветхий Деньми») и на вост. стене Христос-Священник - в апсиде ц. Спаса на Нередице (не сохр.), 1199 г.; в центральном куполе Пантократор, в юго-зап. В. д., в северо-вост. Эммануил - в ц. Вознесения мон-ря Раваница (Сербия), 1375-1377 гг.; Пантократор и В. д. на своде - в ц. св. Георгия в Убиси (Грузия), XIV в. Полуфигура В. д. встречается в росписях апсид 2 церквей XIII в. на о-ве Эвбея. В крипте Сан-Бьяджо близ Сан-Вито-деи-Норманни (Италия), до 1300 г., вместе с В. д. изображены пророки Даниил и Изекииль; первый держит свиток с текстом (Дан 7. 2, 9), надпись в книге Христа - «Аз есмь лоза истинная и Отец мой делатель» (Ин 15. 1). Примеры различных расположений образа В. д. в храмовой росписи: ц. вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г.- на престоле на зап. стене; ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1260 г.- в жертвеннике, там же «Видение прор. Даниилу Небесного Иерусалима». Изображения В. д. встречаются также в поствизант. искусстве: ц. Вознесения мон-ря Сучевица (Румыния), XVII в., в куполе и наружной росписи апсиды; трапезная мон-ря Хиландар на Афоне, 1620 г.; ц. Успения Богородицы мон-ря Пива (Черногория), 1604-1606 гг.- в своде В. д., Пантократор, Эммануил и Христос-Ангел. Ветхий денми. Роспись ц. Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294 -1295 гг.

http://pravenc.ru/text/158288.html

21 мая 1198 г. М. «в своемь манастыре» (НПЛ. С. 237) в Русе заложил каменную Спасо-Преображенскую ц., строительство к-рой продолжалось до 31 июля, а в день Успения Пресв. Богородицы храм был освящен архиепископом. В сообщении об освящении храма в НПЛ приводится молитва М. По словам владычного летописца, «и веселяшеся блаженыи душею и теломь, устроив собе память вечньую и всем крестьяном честьныи манастырь» (Там же. С. 44). В 1199 г. храм был расписан. Кончина свт. Мартирия Новгородского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 499) Кончина свт. Мартирия Новгородского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 499) 8 июня 1198 г. по распоряжению новгородского кн. Ярослава Владимировича близ княжеской резиденции на Городище началось строительство каменной ц. в честь Преображения Господня на Нередице, заложенной в память о 2 безвременно скончавшихся сыновьях князя, Изяславе и Ростиславе. Строительство храма завершилось в сент. того же года, в следующем году он был расписан (по гипотезе Янина, живописные работы возглавил Олисей Гречин). В частности, был написан образ св. Мартирия - св. покровителя М. В том же году была заложена каменная ц. во имя св. пророка Илии на Холме в Славенском конце Новгорода. В 1199 г. женой кн. Ярослава Владимировича Еленой был построен деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в Молоткове в основанном ею Михалицком мон-ре. По позднейшему Сказанию (публ. см.: НовгорЛет. С. 198-200), М. повелел основать мон-рь после того, как ему сообщили о чуде от просфоры, от к-рой «изошел огонь» на месте буд. обители. У М., судя по имеющимся косвенным данным, сложились хорошие отношения с кн. Ярославом Владимировичем, к-рый правил в Новгороде довольно продолжительное время (1181-1184, 1187-1196, 1197-1199) и пользовался уважением среди новгородцев (см.: Гиппиус А. А. Князь Ярослав Владимирович и новгородское общество кон. XII в.//Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси.

http://pravenc.ru/text/2562448.html

Этот прием усложняется в притче о блудном сыне, где дважды приведены покаянные слова «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим» (Лк 15. 18-19, 21). Исследователи отмечают контраст между тем, как Л. описывает длинный временной период в одном стихе («и (κα) пошел, пристал к одному из жителей страны той, а (κα) тот послал его на поля свои пасти свиней» (Лк 15. 15); Л. изящно использует схему «цепного нанизывания», чтобы лаконично передать последовательность событий), и тем, как он непосредственно за этим описывает намерение, возникшее в сознании сына, в 3 стихах. Геккель и Покорны называют этот стилистический прием Л. «растяжением», когда описание события занимает больше времени, чем это событие могло бы занять в реальности ( Геккель, Покорны. 2012. С. 480). Эта любовь Л. к внутренним монологам в сочетании с нарочитым стремлением избежать в рассказе деталей, не несущих идейной нагрузки, очевидна и в др. текстах «особого материала» Л., напр. в притче о неправедном управителе, где внутренний монолог управителя (Лк 16. 3-4) занимает столько же места, сколько вся предыстория (Лк 16. 1-2), а финал рассказа остается открытым: читателю неизвестно, удалось ли управителю осуществить свой замысел (т. е. был ли он впосл. принят теми людьми, к-рым помог нечестным способом). Вместо этого в притче приведена единственная фраза, поражающая читателя своей парадоксальностью: «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил» (Лк 16. 8), и Л. не сообщает о том, как господин узнал о замысле управителя, оставляя повествовательный разрыв незаполненным и тем самым усиливая эффект притчи. Такой же повествовательный разрыв имеет место и в притче о богаче и Лазаре (ср. переход от Лк 16. 21 к 16. 22). М. Г. Калинин Структура и основное содержание Ап. Лука. Роспись ц. Спаса Преображения на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. Ап. Лука. Роспись ц. Спаса Преображения на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. В научной комментаторской традиции в Евангелии от Луки, как правило, выделяют 5 основных повествовательных частей: I. о рождении Иоанна Предтечи, а также о Рождестве и детстве Спасителя (Лк 1. 5 - 2. 52); II. о начале земной жизни и служения Иисуса Христа (Лк 3. 1 - 4. 13); III. о служении Иисуса Христа в Галилее (Лк 4. 14 - 9. 50); IV. о путешествии в Иерусалим (Лк 9. 51 - 19. 44); V. о Страстях, воскресении и явлениях в Иерусалиме (Лк 19. 45 - 24. 53).

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Ch. Plummer. L., 1925. P. XXII-XXIV, 88-89, 102-107). В некоторых ирландских сочинениях приводятся апокрифические имена архангелов (напр.: Гавриил, Михаил, Рафаил, Панахиил, Бабихиил, Рагуил, Мирахиил, Румиил и др.- The Saltair na Rann: A Collection of Early Middle Irish Poems/Ed. W. Stokes. Oxf., 1883. P. 12). Просьба о защите к небесному воинству во главе с М. и Гавриилом содержится в молитве-«лорике» ирл. книжника Ладкенна († 661), которая получила распространение в англосакс. Британии. Ирл. традиция почитания М. повлияла на англосакс. молитвословы VIII-IX вв. ( Johnson. 2000. P. 64-68). Арх. Михаил. Роспись ц. Спаса Преображения на Нередице, Новгород. 1199 г. Фотография И. Ф. Чистякова. 1903 г. Арх. Михаил. Роспись ц. Спаса Преображения на Нередице, Новгород. 1199 г. Фотография И. Ф. Чистякова. 1903 г. Среди среднеирландских проповедей, сохранившихся в «Пестрой книге» (Dublin. RIA. 23 P 16, нач. XV в.), есть 2 гомилии в день памяти М. В 1-й проповеди говорится о служении ангелов, как указано в Книге прор. Даниила, и об ангельских чинах согласно тексту св. Григория Великого ( Greg. Magn. In Evang. 34. 7-12). Далее изложено сказание о явлении М. на горе Гаргано с добавлением о драконе, жившем на этой горе, которого победил архангел. В конце проповеди говорится о необходимости праздновать память М., «архангела архангелов», предводителя ангелов и заступника за людей. В Судный день по призыву М. усопшие воскреснут; нечестивые люди будут ввергнуты в вечный огонь, а праведников архангел отведет в Царство Небесное (The Passions and the Homilies from Leabhar Breac/Ed. R. Atkinson. Dublin, 1887. P. 213-219, 451-457). Во 2-й проповеди также пересказывается предание о гарганском явлении; затем описывается появление антихриста, которому суждено погибнуть от огненного меча М., и о воскресении усопших по звуку трубы архангела (Ibid. P. 240-244, 477-478). О знакомстве ирландских авторов со сказанием о явлении М. на горе Гаргано свидетельствует также комментарий к Мартирологу Оэнгуса (Félire Óengusso Céli Dé.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Collegeville (Minn.), 1981. Vol. 55. P. 194-218; Talley Th. J. The Origins of the Liturgical Year. N. Y., 1986; Rouwhorst G. The Origins and Evolution of Early Christian Pentecost//StPatr./Ed. M. Wiles, E. Yarnold. Leuven, 2001. Vol. 35. P. 309-322. А. А. Лукашевич, А. А. Ткаченко Иконография Самым ранним дошедшим до нас изображением В. Г. является рельеф на деревянных дверях (ок. 430) ц. Санта-Сабина в Риме: стоящий Христос со свитком в руке окружен символами Евангелистов в медальонах, по сторонам фигуры буквы A и W , внизу - Богоматерь, над Ней 2 апостола держат крест в круге. Этот образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение Церкви (Н. В. Покровский); подобная трактовка сохраняется и по отношению к памятникам средневековья. Описание В. Г. в Свящ. Писании и изображение этого события в христ. иконографии отличаются одной важной чертой, свидетельствующей о том, что в основе иконографии лежит литургическая традиция, прославляющая триумфальное вознесение плоти Христовой на небеса. Вознесение Господне. Роспись ц. Спаса Преображения на Нередице. 1199 г. Вознесение Господне. Роспись ц. Спаса Преображения на Нередице. 1199 г. На рельефе и на всех последующих изображениях в центре композиции представлена Богородица; о Ее присутствии при В. Г. свидетельствует Церковное Предание: творения св. отцов, тексты службы праздника В. Г. На ампуле Монцы (VI в., сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия) представлена полностью сложившаяся композиция: мандорлу с возносящимся Христом, который сидит на престоле, поддерживают 4 ангела, внизу изображена Богоматерь оранта и 12 оживленно жестикулирующих апостолов. На миниатюре Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 13b, 586 г.) Христос со свитком в руке стоит в ореоле, под ним - колесница прор. Иезекииля (тетраморф и колеса), 2 ангела поддерживают ореол, 2 других подносят победные венки, внизу, в центре,- Богоматерь, по сторонам - ангелы и апостолы, в т. ч. ап. Павел с книгой в руках. В миниатюрах Псалтири В.

http://pravenc.ru/text/155108.html

предстает снявшим одну сандалию и развязывающим другую) и «Получение скрижалей завета» (святость места и сакральность события здесь подчеркнуты изображением снятых сандалий и окутанных полой гиматия рук, когда он принимает скрижали). На иконе с изображением Богоматери с Младенцем между М. и патриархом Иерусалимским Евфимием (ок. 1224) М. представлен со своим атрибутом ¾ скрижалями в правой руке, обращенный к Божией Матери молитвенный и указующий жест левой руки может быть истолкован как напоминание о Неопалимой Купине ¾ прообразе Богоматери ( Лидов А. М. Византийские иконы Синая. М., 1999. Кат. 29. С. 98 - 99). Др. иконы: «Пророк Моисей и Богоматерь с Младенцем» (кон. XII - нач. XIII в.; см.: Holy Image, Hallowed Ground. 2006. Cat. 52. P. 256 - 257); «Богоматерь с Младенцем (Неопалимая Купина), с пророками Моисеем, Илией и свт. Григорием Назианзином» (ок. сер. XIII в.); «Пророк Моисей» (3-я четв. XIII в.; см.: Byzantium: Faith and Power (1261 - 1557)/Ed. H. Evans. N. Y., 2004). По времени создания к этим иконам близки образ М. с 20 житийными клеймами, содержание которых следует библейскому повествованию (см. фотографию из архива К. Вайцмана: а также алтарные врата XIII в. с изображением на створках Моисея и Аарона. Несмотря на обилие памятников, очевидно создававшихся в одном месте и в один период, М. может изображаться и прекрасным юношей (как на 3 первых иконах, иконе с клеймами и вратах), и средовеком с небольшой бородой (на остальных). Важный этап развития иконографии «Видения Моисеем Неопалимой Купины» представляет синайская икона «Вмц. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина»» (XIII в.; см. фотографию из архива Вайцмана: vrc.princeton.edu/sinai/items/show/6491), на к-рой изображение Богоматери буквально окутано ветвями горящего куста, а у Ее ног ¾ небольшого масштаба фигурка М., снимающего сандалию. Прор. Моисей. Фреска ц. Спаса на Нередице. 1199 г. Копия С. Т. Щербатовой. 1925 г. Прор. Моисей. Фреска ц. Спаса на Нередице. 1199 г. Копия С. Т. Щербатовой. 1925 г.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

В XVII в. центром почитания А. стала Бретань. В 1623-1625 гг. А. неоднократно являлась крестьянину Ивону Николазику из прихода Плюнре (еп-ство Ван), указала место, где была закопана ее древняя статуя, и повелела возвести капеллу в ее честь. После канонического расследования еп. Себастьен де Росмадек признал факт явления и разрешил построить капеллу, к-рая впосл. была передана кармелитам, основавшим там мон-рь. В 1639 г. кор. Людовик XIII и его супруга Анна Австрийская в благодарность за рождение сына прислали в мон-рь частицу мощей А., что способствовало увеличению числа паломников. Селение, возникшее при капелле и мон-ре, получило название Сент-Ан-д " Оре. В 1793 г. капелла была закрыта, монашеская община распущена, статуя А. сожжена. В 1802 г. по инициативе еп. Пьера Фердинана Боссе-Рокфора вновь открыт мон-рь. В 1822 г. была изготовлена новая статуя А., в ее основание вложен уцелевший фрагмент древней статуи. В 1858 г. Сент-Ан-д " Оре посетил имп. Наполеон III. В 1865-1877 гг. на месте капеллы была сооружена новая базилика в честь А. В 1914 г. А. была провозглашена покровительницей Бретани. Базилика была включена в маршрут традиц. паломничества к местам почитания 7 святых - покровителей Бретани (бретон. Tro Breizh). В 1996 г. паломничество в Сент-Ан-д " Оре совершил папа Римский Иоанн Павел II. Моление прав. Иоакима. Роспись ц. Санта-Мария ин Граделис в Риме. Кон. IX в. Моление прав. Иоакима. Роспись ц. Санта-Мария ин Граделис в Риме. Кон. IX в. Праведные Иоаким и Анна. Роспись подпружных арок ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. Праведные Иоаким и Анна. Роспись подпружных арок ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. Благодаря переселенцам из Бретани А. стала почитаться в Канаде уже в XVII в. Капелла св. А. в сел. Пти-Кап была построена в 1658 г. франц. колонистами. По просьбе Франсуа де Лаваля, еп. Квебека, из Франции была прислана частица мощей А. (1670). В 1676 г. на месте капеллы была возведена каменная ц. во имя А. Благодаря деятельности кард. Э. А. Ташрё, архиеп. Квебекского (1871-1898), Сент-Ан-де-Бопре стала крупнейшей святыней Канады. В 1876 г. А. была объявлена покровительницей пров. Квебек, было основано периодическое изд. «Анналы благой св. Анны» (ныне «Вестник св. Анны» - «Revue de Ste. Anne») на франц. и англ. языках. В «Анналах...» публиковались в т. ч. свидетельства исцелений по молитве к А. В 1876 г. была освящена новая церковь, получившая в 1887 г. статус малой базилики. Существующая базилика была основана в 1923 г. (освящена в 1976). В 1960 г. папа Иоанн XXIII подарил храму часть мощей (кость руки) А., происходящую из г. Апт. В Сент-Ан-де-Бопре, где почитаются также статуя и источник св. А., функционирует крупный паломнический центр. Культ святой распространился в Канаде, США, а затем и в др. странах. Франкоязычный Квебек является главным хранителем традиций почитания А. в католич. мире.

http://pravenc.ru/text/468935.html

Прп. Иоанн Дамаскин (VIII в.), основываясь, возможно, на местных палестинских преданиях, писал, что И. был сыном Варпанфира из рода царя Давида и приходился свойственником Иакову, отцу св. Иосифа Обручника , мужу Девы Марии ( Ioan. Damasc. De fide orth. IV 14//PG. 94. Col. 1154). Визант. писатель-агиограф Епифаний Монах (1-я пол.- сер. IX в.), приводя те же сведения, дополнительно сообщает, что А. была дочерью «Матфама [Ματθμ], священника из Вифлеема» и что до рождения Марии, названной в честь одной из сестер А., она прожила с И. 50 лет ( Epiphanius Monachus. Sermo de vita Sanctissime Deiparae. 3//PG. 120. Col. 190с). Также Епифаний указывает на то, что 2-я сестра А.- Сови (Σωβ) была матерью прав. Елисаветы , матери св. Иоанна Предтечи (Ibid.; ср.: Niceph. Callist. Hist. eccl. II. 3//PG. 145. Col. 760). И., по словам Епифания, умер 80 лет от роду, а А.- 2 годами позже в Иерусалиме в возрасте 82 лет ( Epiphanius Monachus. Sermo de vita Sanctissime Deiparae. 4//PG. 120. Col. 192b). Встреча у Золотых ворот. Рождество Пресв. Богородицы. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница (Сербия). Ок. 1314 г. Встреча у Золотых ворот. Рождество Пресв. Богородицы. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница (Сербия). Ок. 1314 г. Праведные Иоаким и Анна. Роспись подпружных арок ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. Праведные Иоаким и Анна. Роспись подпружных арок ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. И. и А. в творениях св. отцов и учителей Церкви стали примером твердой веры и упования на Бога. Прп. Андрей Критский, восхваляя веру И. и А., говорит, что они «...сетовали о том, что не имели преемника рода своего, тем не менее искра надежды еще не погасла в них совершенно: оба они воссылали молитву к Богу о даровании им чада для продолжения семени их,- оба подражая услышанной некогда молитве Анны (матери прор. Самуила.- П. Л.)... И не оставляли они своих усилий, пока не получили желаемого» ( Andr. Caes. In Beatae Mariae Natalem. Or. 1//PG. 97. Col. 815). Повествование об И. и А. содержится в «Толковании на Шестоднев», составленном между 375 и 400 гг. и ошибочно приписываемом Евстафию , еп. Антиохийскому (Commentarius in hexameron [Sp.]//PG. 18. Р. 771-774). К преданиям об И. и А. также обращались в проповедях и др. христ. авторы: свт. Иоанн Златоуст (De nativitate Mariae Deiparae//CPG, N 4915), свт. Епифаний Кипрский (Homilia de conceptione Annae [georgice]//CPG, N 3803; см. также приписываемый ему труд: Homilia in laudes s. Mariae deipare [Sp.]//CPG, N 3771), К-польский патриарх Герман I (Homilia in praesentationem s. deipare//CPG, N 8007-8008), прп. Григорий Никомидийский (Homilia de conceptione//CPG, N 8224).

http://pravenc.ru/text/468935.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010