Проект перепланировки улиц Покровка и Маросейка предполагает уменьшение полос для автотранспорта, расширение тротуара и создание пешеходной зоны, подобной той, что уже сделали на улице Большая Дмитровка. Вдоль тротуара планируют посадить деревья. Однако градозащитники, а вместе с ними и сами жители Басманного района полагают, что перепланировка нарушает исторический облик Покровки и Маросейки и превращает ее в невзрачный новодел. «Мы постоянно слышим слова об украшении улиц, о привлечении туристов. Но ведь туристов во всех странах мира привлекает именно подлинный облик города, а не мнимый „комфорт“, — гласит текст открытого письма градозащитников мэру Москвы. — Туристы приезжают посмотреть на старинные улочки с древними тротуарами, планировкой, полюбоваться ухоженными домами известных архитекторов прошлого, зайти во дворы, по-московски домашние и уютные, сохранившие свой первозданный вид, прочувствовать неповторимую подлинно московскую атмосферу… а не увидеть в России копии своих городов, выполненные на неизвестно какой лад». Авторы письма, прилагая фотографии начала ХХ века, доказывают: ширина тротуаров Маросейки и Покровки не менялась, деревья здесь исторически не росли. В то же время, эти улицы находятся под охраной федерального законодательства — они входят в специальную заповедную охранную зону «Маросейка-Покровка», а также в состав Объединенной охранной зоны Значит, грядущее изменение внешнего облика улиц говорит о нарушении законодательства, полагают авторы письма. Уменьшение транспортных полос, по их мнению, станет причиной транспортного коллапса. «Улица имеет стратегическое значение, — говорит Владимир Хутарев-Гарнишевский. — Именно по ней транспортный поток устремляется в Немецкую слободу, в Лефортово, в Измайлово, в Сокольники, на Преображенку». Когда полос сделают меньше, движение встанет, добавляет градозащитник. Кроме того, будет затруднен подъезд к жилым домам, учреждениям и храмам. «У нас идут реставрационные работы, ездит грузовая техника. После перепланировки проехать в храм ей будет значительно сложнее», — говорит отец Иоанн Каледа.

http://pravmir.ru/eto-uzhe-ne-moskva-a-c...

Закрыть itemscope itemtype="" > Старый Киев: царские и русские улицы 26.03.2009 559 Время на чтение 5 минут Вернувшись в состав русского государства в 17 веке, Киев, всегда считавшийся духовным центром Русского мира, начал постепенно возрождаться, со временем приобретя значение одного из крупнейших культурных и экономических центров Российской Империи. Это новое возвышение Киева, состоявшееся благодаря усилиям центральной русской власти, нашло отражение в целом ряде городских топонимов, напоминающих о духовных ценностях русского народа, к которым относится приверженность традиционной форме власти - православной монархии. Так, к числу самых знаменитых памятных мест дореволюционного Киева, увековечивавших имена Российских монархов и стертых с картосхем города в послереволюционный период, относились Александровская улица, Царский сад, а также Царская площадь, на которой был установлен один из трех киевских монументов Императору Александру Второму. Однако наряду с более или менее известными названиями, существует целый пласт полузабытых " царских " топонимов Киева, которые, появившись незадолго перед революцией, просуществовали очень короткое время. Примером верноподданических чувств киевлян можно назвать факт присвоения звучного имени Романовская (ныне - Дашавская), одной из улиц в районе Караваевых дач, проложенной незадолго перед трехсотлетним юбилеем правящей династии. Что касается центра города, то здесь вплоть до 1919 года имя Императора Николая Второго носила одна из наиболее респектабельных улиц, которая сегодня известна как улица архитектора Городецкого. Причем, если имя последнего Императора присваивалось таким объектам, как, например, Киевская гавань, то имя его сына и Наследника Алексея Николаевича было использовано, главным образом, в названиях детских учреждений Киева. Знакомство с картой Киева первой трети прошлого века свидетельствует о наличии в его пределах нескольких Алексеевских улиц, а парковая зона Труханова острова, который до революции носил имя Цесаревича, и сегодня остается популярным местом отдыха горожан.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/26/...

Снова во Владимире По окончании Зырянской ссылки владыке не было сделано никаких ограничений в выборе места жительства, и он вернулся во Владимир. Поскольку митрополит Сергий (Страгородский) все еще находился в ссылке, епископ Афанасий вновь возглавил епархию. Вскоре во Владимир пришло известие о смерти патриарха Тихона и епископ Афанасий отправился в столицу попрощаться с почившим. Похороны патриарха были поистине торжеством Православной Церкви в атеистическом государстве. Хоронить первосвятителя пришла вся Россия. Вот как описывает Москву в день похорон один из современников: «Первая же пересадка у Смоленского рынка показала, что мы можем опоздать не только к обедне (до обедни оставалось еще полтора часа), но и к отпеванию: весь Смоленский рынок был переполнен народом, стремившимся в Донской. Это не была кучка благочестивых старушек, нет, это был весь целиком русский народ, вся Москва, представители всех слоев населения не только Москвы, но и прилегающих сел, деревень и городов. Интеллигенция, по обычаю, молчала и пряталась, а простые верующие совершенно определенно и громко спрашивали билеты «до Донского» или говорили прямо: «к Святейшему», вполне справедливо предполагая, что кондуктор должен знать, куда дать билет. Трамваи не вмещают народа, желающего попасть в Донской, и многие идут пешком. Много площадей, улиц и переулков мелькало мимо окна вагона, и везде одна и та же картина: на остановках густая толпа ожидающих, по обеим сторонам улиц – сплошная стена пешеходов, и чем ближе к Калужской площади, тем все больше и больше росли эти волны народные. На Калужской творилось что-то необыкновенное: из всех улиц прибывали все новые и новые толпы, образовался какой-то водоворот из людей, трамваев, экипажей, и, покружась по площади, шумным потоком устремлялся в Донскую улицу. Мы вышли из трамвая. Подхватили нас эти волны и понесли по тому же направлению. Вся Донская улица была запружена народом, оставался только узкий проход, по которому бесконечной лентой тянулись извозчики и изредка автомобили.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Вологда. Укрепленное поселение располагалось в границах совр. улиц Ленинградской, Октябрьской и Мира. Раннее формирование города и Верхнего посада (выше по правому берегу р. Вологды) привело к тому, что на небольшой площади оказалось свыше 30 каменных церквей, к-рые композиционно подчинялись Софийскому собору и располагались на 3 уровнях (от кромки берега до 500 м от собора), образуя единую панораму. Радиальная структура улиц Верхнего посада, а также ряд улиц Заречья (на низком левом берегу) и Нижнего посада (ниже устья р. Золотухи по правому берегу) были ориентированы на собор Св. Софии, к-рый просматривался с любой точки. Большинство церквей (20 - на Нижнем посаде и 14 - в Заречье) тяготело к реке, только кладбищенские церкви, к-рые логически замыкали городское пространство, были удалены от реки, в Заречье. Храмы соседствовали с мостами, переправами и пристанями. Нек-рые церкви имели «парное» расположение на противоположных берегах. Вдоль дорог из города, на берегах реки, формировались слободы Рощенье, Новинки, Владычная, Рассыльничья, Козлена, Фроловка и др., где также были построены храмы, постепенно входившие в общую городскую структуру. На р. Вологде были сооружены и первые мон-ри - Спасо-Прилуцкий и Дюдикова пуст.; в кон. XVI - нач. XVII в. на основных направлениях дорог на периферии города: Успенский - на пути к Кириллову Белозерскому мон-рю и Свято-Духов - на Московском тракте. Под влиянием архитектуры московских и ярославских храмов, а также кафедрального собора Св. Софии в XVII в. в Вологде строились монументальные 2- и 4-столпные на подклете, близкие к кубическим 5-главые храмы с трапезными и колокольнями, отличавшиеся сдержанным декором. На 1-м этаже размещалась теплая церковь, на 2-м - 2-светный холодный храм во имя вмч. Димитрия на Наволоке (после 1651), Рождества св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. (1651-1653, не сохр.), собор Свято-Духова мон-ря (1654, не сохр.), свт. Иоанна Златоуста (Жен-мироносиц, 1664, восстанавливается), свт. Николая во Владычной слободе (1669), ап.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Нашлись благотворители, которые оплатили изготовление скульптуры и готовы понести расходы по установке. Место для памятника выбрали в районе набережной Грина, на пересечении улиц Мопра и Труда. Выбор места связан с расположением на набережной храма Федоровской иконы Божией Матери. Примечательно, что Федоровская икона Божией Матери являлась покровительницей Царской Семьи. - Памятник Царской Семье в исторической части города наполнит это местом глубоким смыслом. Бережное отношение к нашей истории послужит только на пользу нашему обществу, - отметил на заседании постоянной комиссии Кировской городской Думы владыка Марк. Установленный памятник Царской Семье послужит не только украшением города, но и напоминанием жителям о подвиге царственных страстотерпцев, их жертвенной любви друг к другу и к Отечеству, о кротости и верности, станет символом семейных ценностей. Публичные слушания по вопросу установки памятника пройдут 18 июня с 16 часов в кабинете 299 администрации города (ул. Воровского, 39), сообщает сайт администрации Кирова. Как подчеркнул глава администрации Кирова Илья Шульгин, информация о слушаниях должна быть максимально доведена до кировчан, чтобы они могли направить свои предложения либо выступить непосредственно в ходе слушаний. В том числе, кировчанам предложат обсудить предполагаемый перечень мест для установки памятника: У Феодоровской церкви Территория Успенского Трифонова монастыря г. Кирова Территория парка им. Гагарина Территория Александровского сада восточнее зданий по Динамовскому проезду, 2, 4г Район пересечения улиц Ленина и Горбачева Район веерной лестницы набережной Грина В районе пересечения улиц Профсоюзной и Казанской Постамент и памятник царской семье Предложения и замечания по вопросу установки памятника Царской Семье в письменном виде принимаются до 18 июня по адресу: ул. Воровского, 79, кабинет 105 или на сайте администрации Кирова www.admkirov.ru через интернет-приемную . Тем временем одиозный политический деятель и режиссер Сергей Кургинян препятствует установлению памятника Царской Семье. Напомним , что именно этот деятель своими действиями расколол родительскую общественность и дискредитировал борьбу против ювенальной юстиции.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/15/an...

2. Спасскому собору принадлежала усадебная земля вместе с погостом церковным 1285 кв. саже[ней] и 25 десятин сенокосной земли, находящейся в разных местах: близ сел Макарья, Борового и против села Филейки. На усадебной земле стоят принадлежавшие ранее собору 3 каменных дома. Кроме них, собору принадлежали 3 каменных дома в черте церковной ограды. 3. Воскресенскому собору принадлежали: дровенник, который находится в церковной ограде, 2 причтовых дома – один каменный двухэтажный, а другой полукаменный. При домах службы в 3 постройках из дерева, в одной постройке три погреба, в другой четыре (4) дровенника, в третьей два погреба, каретник, амбар и три хлева, баня. Каменный дом находится на углу улиц Ленина (Николаевская) под 12, а полукаменный дом рядом с каменным 1030 по той же улице 51. Кроме того, Воскресенский собор до революции имел сенокосные угодья в количестве 15 десятин. Два сенокосных угодья находятся в Щербининской волости, против села Филейки, а другие два – в Макарьевской волости, против села Макарья и деревни Субботихи. 4. Александро-Невскому собору принадлежали: два каменных дома в г. Вятка – один по улице Свободы под 98, а другой на углу Николаевской и Преображенской под 50. В настоящее время оба эти дома взяты городом. 5. Владимирской церкви принадлежали: полукаменный двухэтажный дом с деревянными службами и баней по Стефановской улице 38. На Владимирской улице – одноэтажный деревянный дом со службами и на той же улице церковный деревянный амбар для хранения дров. 6. Знаменской церкви принадлежали: 1) усадебная земля вместе с церковным погостом 1425 кв. саженей; 2) 10 десятин сенокосной земли, которая находится в Троицкой и Макарьевской волостях; 3) двухэтажный полукаменный дом с деревянным флигелем, который находится на углу улиц Спасской и Свободы; 4) каменный двухэтажный дом с каменным флигелем, который находится на Спасской улице. Сенокосная земля весною 1918 г. отобрана от причта волостным земельным комитетом, а дома национализированы. 7. Всесвятской церкви принадлежали: церковно-причтовый каменный дом в два этажа и при нем деревянный флигель (угол Московской и Всехсвятской улиц).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва обязана ему внешним устройством своим, правильнейшим расположением улиц, которое нарушалось скородомным и обыденным строением после частых пожаров, прочными мостовыми и приличнейшим по улицам размещением домов, кои до того более строились на дворах, огороженных высокими заборами и надолбами. В самом начале XVII века, не только улицы Земляного, но и Белого города, Китая и Кремля стеснены и обезображены были шалашами, мазанками и печурами; на больших улицах стояли кузницы, выносные очаги, скамьи и лари с мелкими товарами. Большая часть Боярских дворов, наполнявших Кремль, была снесена, а земли их взяты в казну; оставались тогда весьма немногие. Не смотря на попечение Царей Михаила, Алексея и Феодора о мощении улиц, во многих еще местах Москвы были непроходимые грязи (и), от коих и некоторые урочища получили свои название. Беспорядок и теснота строений часто давали пищу пожарам, коими изменялось положение улиц. После переселений из Москвы в Петербург, после казней Стрелецких и частых пожаров, лежало впусте довольно земель незастроенных и оставалось много опальных дворов без хозяев. Петр II, намеревавшийся перенести свою столицу в Москву, пребыванием своим в ней желал было возвратить утраченные ею права 240 . Преемница его Анна, озабоченная внутренним устройством государства, хотя и предпочитала С. Петербург Москве; однако, как увидим, украсила ее памятниками художеств. При Петре I, по сомнительному свидетельству Голикова, в Москве и в пяти ямских слободах было до 300,000 жителей 241 . По сказанию же Корн. Брейна, церквей с часовнями было в городе и слободах 679 242 , а по рукописному известию начала XVIII века, в 1702 г. в Москве находилось 15 соборов, 29 монастырей, 425 церквей, 289 приделов, в том числе 29 деревянных церквей. Кирилов в своей Статистике России 1727 года показывает в древней столице 345 церквей и 22 монастыря 243 . Вебер в 1730 г. полагает в Москве, кроме казенных зданий, до 3000 каменных домов, рассеянных между деревянными избами и 1500 церквей и монастырей, включая в то число находящиеся в ближайших окрестностях города 244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Не ложно и всякое слово Иисуса; а если употреблено Им какое-либо сильное выражение, в связи с обычной Его клятвой 113 , то становится оно еще истиннее. Но о тех, кто оказывает ближнему благодеяние из-за почестей от людей или кто молится по синагогам и на углах улиц, чтобы людьми то было видимо, Он говорит следующие: Истинно говорю вам: они чрез это уже получают награду свою ( Мф 6,5 ). Подобно тому как богач у Луки (16,25: расточитель богатств), доброе свое уже во временной этой жизни получивший, именно потому, что то доброе он уже получил, не мог его получить по истечении настоящей жизни: подобно этому и за благотворительность или за молитвы награду уже получивший, как сеявший в плоть, а не в дух, пожнет тление, а не жизнь вечную ( Гал 6,8 ). В плоть же сеет тот, кто в видах получения от людей почестей, раздает милостыню в синагогах и на улицах, и тем заставляет их трубить о себе; – или кто для молитвы любит останавливаться в синагогах и на углах улиц, чтобы видели его люди и распустили молву о нем как о человеке благочестивом и святом. Но и каждый, кто идет широкой дорогой, ведущей к гибели ( Мф 7,13 ), дорогой отнюдь не прямой, а изгибистой и овражистой,– ставить себя не на благополучном пути и оказывается он молящимся на углах улиц, потому что он при своей погоне за удовольствиями не на одной улице является, а на многих; и такие люди, показывающие свое благочестие на улицах, здесь прославляемы бывают и причисляются к счастливцам другими, которое как человеки умирают (81,7), вознерадевши о Божественном своем достоинстве ( Пс 81,6 ) 114 . Но много есть людей, которые при молитве более удовольствия любят чем Бога ( 2Тим 3,4 ), на пиршествах и попойках, будучи в пьяном виде, молитвой злоупотребляют, и таким образом по истине на уличных углах стоят и молятся, потому что каждый, кто проводить свою жизнь среди удовольствий и любить широкий путь, уклоняется уже с узкого и скорбного пути Христова, не имеющего ни малейших рытвин и излучин. § 20. Не должно в синагогах молиться; не должно по примеру лицедеев лишь наружно быть преданными добродетели, напротив, в комнате затворенной должно молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

Земляной город за Белым городом в северо-восточной части Москвы и в юго-западной назывался деревянным по деревянной ограде с башнями и воротами и скородомом. В 1638 году Царь Михаил Феодорович повелел сделать земляной вал на месте деревянного города, сожженного Поляко-Литовцами, от устья Яузы до Чертольской башни. За производством этой работы, по назначению Царя, надзирали Бояре Князь Хилков, Салтыков, и Князья Дмитрий Пожарский, Мезецкий и Борятиский 173 . В северо-восточной части Земляного города продолжались некоторые из больших улиц, кои имели свое начало в Белом городе, как на пр.: Чертольская, Арбатская, коей часть у Николы Явленного именовалась Пречистенскою, Тверская, Дмитровская, Стретенская, Покровская и пр. Кроме сих улиц, были там малые: Фроловка, Мясники, Казенная, Драчова. Соименные двум первым ворота, начинаясь в Белом городе, оканчивались в Земляном, как пределы улиц, где помещались слободы и дворы на белых и черных землях, между огородами и прудами, коими наполнена была эта часть города. Улицы четырех городов Москвы, включая в них и Замоскворечье, по направлению своему к Кремлю, выражали собою средоточность, или централизацию с сопредельными ей городами, от коих они, по большей части, и получили свое название. В начале и половине XVII века в Земляном городе много лежало пустопорожних мест, кои отдавались под дворы и полдворы тяглецам Стретенской, Мясничной, Покровской, Стрелецкой и Черной сотен. Кроме Стрелецких слобод, тянувшихся по Земляному валу и Пушкарской с церквами Преп. Сергия и Спаса Преображения в Пушкарях, Земляной город вмещал в себе: Бронную, Конюшенную, Огородную, Садовничью, Ильинскую под Сосенками, Воронцовскую, Лыщинскую, Сыромятную, Воротную, Патриаршую на Козьем болоте, Новую, или Панкратьевскую между Панкратьевской улицей и Мясниками. Быт и значение Земляного города также выражается урочищами его, каковы: Божедомка (Пятница), Могилицы, Плотники, Кречетники, Трубники, Сторожи (у Вознесения большого за Никитскими воротами), Воротники, Скоморошки (на Дмитровке у Воскресения Христова), Пушкари, Грачи 174 , Мясники, Басманники 175 . Там находились Патриаршие Загородные дворы с огородами, один у Мясницких ворот Житный, другой на Козьем болоте, за Тверскими воротами у церкви Рождества Богородицы старый Посольский двор, в Кречетниках Кречетный. У Сретенских ворот, замещенных Сухаревой башнею, стояла Стрелецкая караульня и Мытная изба, где с возов сбирали пошлину. Из богаделен замечательна Бронная, где содержалось сто человек убогих на иждивении Архангельского собора, коего Протопоп с братиею давал ежегодно 300 р. 176 В Мясниках при церкви Св. Николая пожаловано было Государем место под огород Князю Дмитрию Пожарскому; около церкви Николы Драчова, ныне в Драчах, известных по старому городищу, владели огородами Князья Владимир Долгоруков и Григорий Тюфякин, Нагой и гость Смывалов 177 . После Московского разоренья, там еще в пусте лежало много мест, отданных потом под дворы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Градостроительная основа Элии и затем И. ранневизант. эпохи сложилась после подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, разорения города и запрета иудеям проживать в И. и его окрестностях. Несмотря на принятие христианства и масштабные перестройки отдельных комплексов, общие контуры и структура города мало менялись со II по VII в. Город не имел стен до кон. III в. (их развалины, обнаруженные при раскопках сев. стены в 20-30-х гг. XX в., относят ко времени после передислокации 10-го рим. легиона в Эйлат в 289). Город был маленьким: застройка занимала лишь часть территории прежнего И.: между Храмовой горой и Яффскими воротами. В него вели четверо ворот с 4 сторон света. В соответствии с греко-рим. традициями были проложены 2 основные улицы: с севера на юг - кардо, между совр. Дамасскими и Сионскими воротами (по линии совр. параллельных улиц Бейт-Хабад и Ха-Йехудим), с запада на восток - декуманус (decumanus), соединившая совр. Яффские ворота и Цепные ворота Храмовой горы (совр. улицы Давида и Ха-Шалшелет). У пересечения этих улиц были распланированы городской форум, праздничная и торговая площади (совр. квартал Муристан к югу от храма Гроба Господня). В источниках упоминаются также тетранимфеон на пересечении главных улиц, общественные термы, театр. Возможно, одновременно с главной кардо возникла еще одна параллельная улица (условно называется малой кардо), соединившая совр. Дамасские и Мусорные ворота приблизительно по линии долины Тиропеон (совр. ул. Эль-Вад (Ха-Гаи)). Обе главные улицы расходились в разных направлениях от хорошо спланированной площади Дамасских ворот. В V-VI вв. обе кардо были оформлены портиками. Эти градостроительные элементы хорошо видны на изображении И. на карте из Мадабы (ок. 565). Участки кардо открыты раскопками в совр. Еврейском квартале Старого города. Эта улица шириной 12,5 м замощена плоским камнем и обрамлена колонными портиками. Открыта только юж. ее часть, датированная ранневизант. временем; по-видимому, она продолжала рим. кардо II в. и совпадала с ней по направлению. При раскопках собрано много архитектурных деталей, принадлежавших окружавшим улицу храмам. В неск. местах (в т. ч. на площади перед Стеной Плача и у Мусорных ворот) вскрыты и части малой кардо.

http://pravenc.ru/text/293782.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010