Скорбященской церкви вернули историческую цветовую гамму 7 декабря 2012 г. 18:30 В Замоскворечье за счет московского бюджета отреставрированы два богослужебных здания Сегодня финишировали предусмотренные планом текущего года реставрационные работы на двух знаковых замоскворецких зданиях: на колокольне Храма Ивана Предтечи что под Бором и на Храме иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Источник финансирования в обоих случаях — московский городской бюджет, хотя средства выделялись по двум разным каналам. Знаменитая колокольня второй половины XVIII в. — архитектурная доминанта всей Пятницкой улицы — вошла в программу реставрации фасадов исторического центра " 57 улиц " . Ждавший несколько десятилетий серьезных восстановительных работ объект культурного наследия федерального значения приведен в порядок практически за месяц. Оговоримся, правда, что специалисты Реставрационно-строительной компании " Возрождение " работали только на фасадах (по сложившейся в Москве практике бюджетные деньги не расходуются на восстановление элементов интерьера и внутреннего храмового убранства). Но сделано все равно немало: воссоздан исторический облик шпиля, заново перекрыт медью купол с главкой и с " яблоком " , обновлены штукатурка и кирпичная кладка, усилены стены, методом инъектирования устроена гидроизоляция. " Строго говоря, город не обязан тратить на это бюджетные деньги. По общемировым меркам поддержание архитектурных памятников в надлежащем состоянии — забота их владельцев или пользователей, и фактически мы могли бы ограничиваться вынесением предписаний находящемуся здесь Патриаршему подворью, - рассказал ЦВ советник руководителя столичного Департамента культурного наследия Николай Переслегин. - Но московские власти так никогда не поступят. Ведь фасады исторического центра формируют городскую среду, настроение и общее впечатление от российской столицы, и придание им должного вида — наша общая задача " . Еще один объект культурного наследия федерального значения — Скорбященская церковь (зодчие Василий Баженов и Осип Бове) — вошла в другую городскую программу — возмещения затрат религиозным организациям в связи с проведением ремонтно-восстановительных работ.

http://e-vestnik.ru/news/zamoskvoretskie...

Юрий Лужков наметил перечень земельных участков для возведения храмов в спальных районах Москвы 27 сентября, 2010. Редакция " Правмира " Мэр Москвы Юрий Лужков наметил перечень первоочередных земельных участков для размещения православных храмов на территории столицы. Проект распоряжения правительства Москвы за подписью столичного градоначальника опубликован на сайте Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города. Мэр Москвы Юрий Лужков наметил перечень первоочередных земельных участков для размещения православных храмов на территории столицы. Проект распоряжения правительства Москвы за подписью столичного градоначальника опубликован на сайте Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города. В Восточном административном округе будут возведены храмы на улице Михельсона в Косино-Ухтомском районе, а также на Открытом шоссе. В Юго-Восточном административном округе: на ул. Привольной, на улице 1-й Вольской, а также на улицах Мельникова, Вострухина, Федора Полетаева и Краснодарской. В Южном административном округе планируется строительство новых церквей на пересечении улицы Борисовские пруды с улицей Наташинской, на улице Красного Маяка и на Варшавском шоссе рядом со станцией метро «Аннино». В Юго-Западном округе появятся четыре новых храма: в Ясенево, в Южном и Северном Бутово, а также в Щербинке. В Западном административном округе откроются шесть храмов: на улицах Осенняя, Вяземская, Староорловская, Раменки, а также в парковой зоне на улице Лобачевского. Жители Северо-Западного округа столицы смогут стать прихожанами храма на Пятницком шоссе, еще два появятся на улице Рославка, еще одна церковь — на улице Берзарина. В Северном административном округе два храма будут построены на Кронштадтском бульваре, два — на Карельском бульваре, один — в Бескудниково и еще один на Вагоноремонтной улице. В Северо-Восточном административном округе появятся православные храмы на пересечении улиц Малахитовая и Бажова, на улице Стартовая, в Осташковском проезде и в Отрадном.

http://pravmir.ru/yurij-luzhkov-nametil-...

Протоиерей Леонид Калинин о реконструкции Пятницкой улицы, монастырях в Кремле и пешеходных зонах вокруг храма Если еще и разумно решится вопрос с парковками, будет просто замечательно 16 сентября, 2014 Если еще и разумно решится вопрос с парковками, будет просто замечательно 22 августа в Москве Пятницкая улица была открыта после реконструкции. Тротуары расширены, вымощены двуцветной плиткой и дополнены велосипедными дорожками с разметкой. Проезжая часть, по которой ходили даже трамваи, сужена до одной колеи. Странно и непривычно. Открытие прошло торжественно: обновленную улицу приехал посмотреть сам мэр. Для праздничного антуража по Пятницкой прогуливались актеры в нарядах богатых господ и дам конца ΧΙΧ века, цыган, мастеровых и лотошников. Разливали чай из огромного самовара, продавали леденцы и пряники, заводили патефон, пели народные песни и на разные лады развлекали публику. У входа в сквер храма святого Климента Папы Римского настоятель, протоиерей Леонид Калинин, освятил часовенку во имя святителя Николая. Посреди праздничного шума звучали молитвы и простая теплая проповедь московского священника, искусствоведа, который, как кажется, знает о Пятницкой больше, чем многие, пришедшие сюда в этот вечер. После молебна отец Леонид рассказал нам о Пятницкой, символическом значении разрушенных монастырей Московского Кремля и принципах восстановления утраченной городской застройки. – Отец Леонид, только что завершилась реконструкция Пятницкой улицы. Как Вы воспринимаете эти перемены? – Проект реконструкции Пятницкой улицы готовился в течение нескольких лет. Пятницкая – одна из самых оживленных и любимых москвичами улиц, а пространство между ней и Ордынкой – совершенно особое, насыщенное духовными и историческими смыслами. Здесь было и, слава Богу, сохранилось много храмов, и в этом отношении Замоскворечье пострадало меньше многих других московских районов, поэтому ему легче вернуть исторический облик. Правда, в 1934 году был разрушен грандиозный храм святой мученицы Параскевы Пятницы, от которой улица получила свое название. Святую Параскеву очень почитали в славянстве и, в частности, в Москве, считали покровительницей торговли. Рядом с храмом располагались крупнейшие в Замоскворечье торговые ряды, а неподалеку – по Ордынке – проходил путь в Орду, так что место это было очень значимо для нашего города и государства.

http://pravmir.ru/protoierey-leonid-kali...

Благовещенский женский монастырь (Астрахань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благовещенский женский монастырь в Астрахани относится к Астраханской и Енотаевской епархии. Он был основан в начале 17 века, а в начале 18 века был перенесен на место упраздненного Вознесенского мужского монастыря. В 1722 году на территорию монастыря была перенесена деревянная церковь в честь Апостола Иоанна Богослова, ранее стоявшая в Астраханском кремле. Вместе с церковью в монастырь была перевезена и особо чтимая икона Богоматери «Живоносный источник». Содержание История [ править править код ] Благовещенский монастырь (Астрахань) находится на пересечении улиц Советской и Калинина. Полное название: Благовещенский Новодевичий монастырь (бывший Вознесенский мужской монастырь). К сожалению, сохранилась лишь небольшая часть архитектурного комплекса женского монастыря. Женская обитель на месте Благовещенского монастыря в Астрахани возникла здесь больше трех столетий назад. До нее на этом месте располагался древний Вознесенский мужской монастырь – первая церковная постройка вне границ Астраханского кремля и Белого города. Монастырь был очень беден, постройки были в основном деревянные. Каменную церковь попытался построить на свою келейную казну игумен Герасим, но умер раньше, чем завершил строительство. Подхватить его дело из-за нехватки денег было некому. Позже челобитчики неоднократно просили деньги для возобновления строительных работ у царя, сетуя на то, что церковь вот уже девять лет стоит недостроенная и с каждым годом рушится все больше, сводя на нет усилия игумена Герасима. Неизвестно, когда закончили строительство и кто все-таки предоставил средства, но каменный соборный храм освятили в 1699, то есть больше чем через полвека после закладки первого камня. Вознесенский монастырь упразднили в 1706 году. В опустевшее помещение перевели женскую обитель, а сам монастырь стал называться Благовещенским. Если опираться на сохранившиеся свидетельства, то монахини раньше жили в Астраханском женском монастыре, упоминания о котором есть и в 1614 и 1619 годах. Предположительно, сестры этого храма вместе с монахинями Пятницкого монастыря как раз и переселились в упраздненный Вознесенский монастырь. Этим можно объяснить пристройку к соборной монастырской Благовещенской церкви придела в честь Мученицы Параскевы Пятницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

В этом году исполняется 600 лет Черниговскому подворью на Пятницкой улице. К своему юбилею комплекс подворья, включающий памятники архитектуры XIV–XV веков, пережил очередную реставрацию. Москва времен монголо-татарского ига Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Мало кто знает, что одна из самых старых улиц Москвы Пятницкая изначально называлась Ленивкой. Тогда Замоскворечье «Заречье» было небогатым ремесленным посадом на окраине Москвы и располагалось на торговой дороге, окружённой дремучими лесами. Поэтому деревянную церковь, которая здесь находилась в те времена, называли «церковью под Бором». Она впервые упоминается в летописях в 1415 году как Ивановский (в честь святого Иоанна Предтечи) монастырь, к иноку которого обратился «беспокойный отец» великого князя Василия II Тёмного во время его мучительного появления на свет. А знаменитая церковь Параскевы Пятницы, в честь которой улица Ленивка была переименована в Пятницкую, появится только в 1564 году почти через 150 лет! Именно храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, воздвигнутый на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви в 1514 году, стал первым каменным храмом в Заречье. Здесь, у стен обновлённой церкви, в 1578 году народ во главе с царём Иоанном Грозным торжественно встречал перенесённые из Чернигова мощи князя Михаила и его верного боярина Фёдора, мученически погибших в Орде в 1245 году. Трапезная      Место встречи мощей было выбрано неслучайно. Улица Ордынка, находящаяся рядом с Пятницкой, получила своё название потому, что по ней шла дорога в Золотую Орду. С этого направления в Москву прибывали татарские купцы, здесь же жили русско-татарские толмачи (переводчики) отсюда названия ближайших Толмачёвских переулков. Именно по Ордынке мощи святых прибыли в Москву после падения татарского ига. В память об этой встрече рядом с храмом Иоанна Предтечи был построен еще один деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев. В 2011 году, когда археологи восстанавливали фундамент этой древней церкви, под полом было обнаружено захоронение и надгробная плита XVII века. На камне сохранилась надпись на древнеславянском языке, указывающая, что здесь покоится знаменитый купец суконной сотни, родоначальник рода Малютиных, участвовавший в принятии первого московского Торгового устава. Считается, что именно он и завещал своей жене построить каменный храм святых Михаила и Фёдора на месте деревянного по тем временам это считалось очень щедрым жестом.

http://pravoslavie.ru/87433.html

Закрыть itemscope itemtype="" > История улицы Раздерихинской Улицы Вятки 12.10.2004 585 Время на чтение 5 минут Раздерихинская улица появилась в Вятке после 1784 г. с введением в городе регулярной планировки улиц. За все эти годы они почти не изменила ни своего направления, ни протяжённости, соединяя улицы Казанскую (совр. Большевиков) и Гласисную (совр. Октябрьский проспект). В начале XX века улица вышла за пределы Гласиса, но дальше её движение остановила железная дорога Пермь-Вятка-Котлас, строительство которой началось по указу императора Александра III в августе 1895 г. Своим уникальным, единственным в своём роде названием эта улица обязана одному из двух главных городских оврагов - Раздерихинскому - у склона которого она берёт свое начало. Немногие знают, что в старом Хлынове этот овраг назывался " Вздерихинским " : по нему " вздирались " (взбирались) к воротам под Пятницкой и Сретенской башнями земляного города (посада). Под этим названием овраг указан на плане Хлынова 1759 г. С давних времён в начале этого оврага была поставлена часовня в честь Михаила Архангела, названная в народе также " устюжской " по произошедшей битве вятчан с устюжанами - одному из наиболее загадочных событий вятской истории. Казалось бы, всё нам известно об этой битве, когда вятчане, приняв отряд устюжан за татарское войско, " своя своих не познаша и побиша " , а затем, оплакав убитых, учредили на сём месте " свистунью " - местный праздник со свистом в глиняные игрушки. Слышат об этом гости и дивятся. Особенно иностранцы, для которых эта история - ещё одна иллюстрация к разговорам о " загадочной русской душе " . Жаль, что и мы сами привыкли к столь поверхностному прочтению этой трагедии. А ведь стоит задуматься, как так русские люди друг друга не узнали в этой ночной " брани " ? Почему друзья-устюжане не смогли упредить друзей-вятчан о своём приближении, хотя бы выслав вперёд свой передовой отряд? Если это была случайная ночная битва, то откуда " тысячи " погибших, ведь Хлынов в ту пору вовсе не был таким многолюдным? А если битва не была случайной, то почему войска не опознали друг друга? И ещё один вопрос: если эта битва действительно так потрясла весь город, то почему после неё ещё более трёхсот лет овраг называли " Вздерихинским " , а не " Раздерихинским " ?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Иван Чарушин. Биография в деталях. 23.02.2022 10:03:10 Протоиерей Александр Балыбердин В 2022 году исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина (1862-1945), хорошо известного не только у себя на родине в Вятке, но также в Прикамье, Приуралье и даже на Сахалине. В преддверии этого юбилея, предлагаем познакомиться с  биографией юбиляра, обратив внимание на факты и детали, которые показались наиболее интересными.   Рождение Иван Чарушин родился в уездном городе Орлове 24 февраля 1862 года – в день, когда Церковь вспоминает первое и второе обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и был назван в честь своего небесного покровителя. Примечательно, что позже, когда Иван Аполлонович стал губернским архитектором и подыскивал в Вятке дом для своей семьи, он поселился в усадьбе на улице Пятницкой, 15, окна которой выходят на старинную церковь Иоанна Предтечи. Несколько лет спустя, по его проекту, этот храм был перестроен – высота центрального нефа была повышена, что позволило устроить окна, украшенные красивыми каменными кокошниками, которые придали зданию более современный и нарядный вид. Отчий дом Дом в Орлове, в котором жили Чарушины, сохранился до наших дней. Найти его несложно. Он находится в самом центре города, на перекрестке улиц Ленина и Зонова. Сегодня напротив него расположен Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж. Однако старожилы помнят, что когда-то было иначе – на этом месте находился Спасо-Орловский мужской монастырь, закрытый советской властью, после чего часть монастырских зданий была приспособлена для нужд колледжа. Поэтому в детстве архитектора окна родительского дома выходили на храмы, купола, кресты и колокольню, которая даже сегодня, в полуразрушенном состоянии, поражает своим величием и красотой. По праздничным и выходным дням под стенами монастыря бурлила главная городская ярмарка. В пятую неделю по Пасхе, а также в конце августа в монастырь со всех концов уезда стекались паломники, чтобы поклониться местной святыне – Нерукотворному образу Христа Спасителя и принять участие в крестном ходе к часовне в семи верстах от Орлова, где этот образ был обретен.

http://radonezh.ru/2022/02/23/ivan-charu...

Тара. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Сергия Радонежского Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1774 и 1792. Год утраты:1928 (Разобрана) Адрес: Россия, Омская область, г.Тара, ул. Советская, площадь Ленина. В настоящее время на месте храма находятся частично здания районной Администрации и почты России Координаты: 56.897771, 74.386728 Проезд:Находилась в нагорной части города, близко к спуску к рекам Аркарке и Иртышу Изменить описание объекта «Вид одной из подгорных улиц и общий вид нагорья», 1908 г. Слева направо: мечеть, Успенская церковь, Пятницкая церковь, Никольский собор, Спасская церковь. Фото П.П. Сухих. Скан оригинала фото для известной открытки из серии «Виды Тары» начала ХХ века. Из фондов Государственного автономного учреждения культуры Тюменской области «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник» Елена Григорьева 1 июня 1907 Базарная площадь. Почтовая карточка 1908-1910 г.г. из набора видов г. Тары 1906-1908 г.г. Фomomuniя Шереръ, Набгольцъ и Ко., Москва. Точка съёмки – колокольня Пятницкой церкви. Видны Никольский собор (слева), Успенская церковь (справа), Казанская церковь и мечеть в подгорной части города Елена Григорьева 1 июня 1906 Базарная площадь. Вид с колокольни Пятницкой церкви 1903-1905 г.г. Открытка из набора, изданного К.И. Борисовым в Таре в типографии В.Н. Жмаева. Из фондов Тарского историко-краеведческого музея Елена Григорьева 1 июня 1903 Успенская и Пятницкая церкви на Гостиннодворской (Базарной) площади города Тары, 1886-1888 г.г. Справа - церковь Параскевы Пятницы. Одна из четырёх самых старых выявленных фотографий города Тары. Автор: Ф.С. Лахмайер. Скан оригинала из Научного архива Русского географического общества Елена Григорьева 1 июня 1886 Слева от церкви вдалеке видна, вероятно, часовня во имя Святого Модеста патриарха Иерусалимского за речкой Аркаркой. Увеличенный фрагмент фотографии Гостиннодворской (Базарной) площади города Тары, 1886-1888 г.г. Автор: Ф.С. Лахмайер. Скан оригинала из Научного архива Русского географического общества

http://sobory.ru/article/?object=37614

Кострома. Церковь Иоакима и Анны. Богоотцовская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Иоакима и Анны Год постройки:1769. Год утраты:приблизительно 1930 Адрес: г. Кострома, угол ул. Пятницкая и ул. Островского Координаты: 57.769947, 40.918247 Проезд:Находилась на углу улиц Пятницкой и Мшанской (современной улицы Островского) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны. Каменная, с каменною колокольнею и оградою, построена 1769 года на месте упраздненного монастыря преподобнаго Симеона Столпника и деревянной сгоревшей церкви Феодора Стратилата. В алтаре, состоящем из трех частей, престолы в честь: Божией Матери, празднования Ея Иконы Феодоровския, Богоотец Иоакима и Анны и преподобнаго Симеона Столпника. Причта состоит: священник, диакон и пономарь. Количество земли при церкви, за неимением плана, не приведено в известность. К сей церкви причислена земля, оставшаяся после упраздненной Богоотцевской, так называемой обыденной церкви, бывшей на берегу реки Волги, в количестве 539 кв. саж. и 2 арш. План на землю хранится при церкви. Церковь сия издавна считалась ружною, и до 1860 года получала от Костромскаго градскаго Общества 200 рублей; деньги сии поступали на содержание церковнаго причта, в настоящее же время не получаются. Проценты с капитала 1,237 рубл. 14 коп. поступают в пользу причта. Прихода не имеется, кроме арестантской роты, к сей церкви причисленной в приход. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. С. 18 1627-1629 гг. " На Суле у Мшанские улицы церковь стоит без пенья Федора Стратилата древяна клецки, земли церковные в длину 19 сажен, поперег 13 сажен " . В апреле 1721 г. " В городе Костроме монастырь Симеона Столпника, в нем иеромонах Феодосий, да монахов 4 человека. А пашни и сенных покосов и рыбных ловель и иных никаких угодей нет " .

http://sobory.ru/article/?object=35252

Пройду по Абрикосовой 10.09.2013 12:45:33 Протоиерей Андрей Ткачев Мы все поймем, когда помрем. Это уж, как пить дать. А до тех пор мы тычемся в очевидное и мечтаем о несбыточном. Ладно бы – о несбыточном. О ненужном. И тратятся силы ума, песком осыпаются. Вот я для Москвы умер. То есть я здесь не живу. Я ее покинул и вынужденно, и добровольно. На языке духовных реальностей, значит, я для Москвы умер, преставился. Но раз я все-таки живу, то я могу смотреть на этот город иногда, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». И что я вижу, золотые мои и возлюбленные? Я вижу лучший город на земле, город таинственный, и стайки гортанно говорящих детей Кавказа у станций метро мне это видеть не мешают. Я здесь не работаю, не ссорюсь и не влюбляюсь. Я здесь не выбрасываю мусор в раздельные контейнеры.  (Обязательно - в раздельные, и не под ноги! Не смейте Москву загаживать!) Я здесь ничего бытового не делаю. Поэтому мне не важны выбоины на дорогах, вонь политической агитации, грязный снег, толкотня, воробьи… Мне важны, к примеру, названия улиц. Вы слушали их музыку? Эх, вы, оглохшие и очумевшие жители Среднерусской равнины! Где еще вы увидите столько освященных названий? Пятницкая, она почему не «субботская» и не «четверговская»? Потому что в честь Параскевы Пятницы. А какой варвар жил на Варварке? Никакой. Это в честь Великомученицы улица. Видно и храм там есть, а может уже «был». Знаете ли вы, какое наслаждение ходить не по Васильковой и Виноградной, а по Сретенке, Воздвиженке, Воскресенке? На Тенистой улице, Антонов прав, в тени постоишь, но и только. Зато по Сретенке и читаешь тропарь: «Радуйся, Пречистая Богородице Дево. Из Тебе бо возсия Солнце Правды. Христос Бог наш… Веселися и ты, старче праведный…». Идешь по Воздвиженке, читаешь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…». На Воскресенке само собой: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…» Так можно весь город обойти, накапливая в ногах свинцовую тяжесть, а в душе – легкость лебяжьего пуха. Меня и Георгий на гербе радует. И не только на гербе, но и на фонтане возле Манежа. Какую тупую душу нужно иметь, чтобы тебя не радовал вид Георгия! Пленных свободитель, нищих защититель, немощных врач и царей поборник. Стань лицом к Георгию – слева будет Часовня Благой Вратарницы. А справа – храм Татьяны. Его не пропустишь. Там под крестом написано: Свет Христов просвещает всех. Действительно, всех просвещает, это – факт. Только жаль -  когда ты московскую грязь месишь, ты к этому Свету равнодушен по причине Его вездесущия. А вот случись тебе дернуть за море или по суше, но подальше, ты таким патриотом станешь, что только держись. И осенние листья в переулках вспоминать будешь, всхлипывая; и Замоскворечье по памяти со вздохами пройдешь; и колокольный звон на расстоянии расслышишь. Наушники ведь от плеера к тому времени ты уже из ушей вынешь. С наушниками скорбеть - все равно, что на пляже экзамены сдавать.

http://radonezh.ru/analytics/proydu-po-a...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010