Воронеж. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Пятницкая церковь, Рождество-Богородицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Маленькую церковку, которая стояла на углу современных улиц Кости Стрелюка и Володарского, как и некоторые другие, я называю не строго церковным, а принятым среди прихожан именем. Главный престол ее посвящался Рождеству Богородицы, и церковь, следовательно, в документах писалась Рождество-Богородицкой. Церковь Рождества Богородицы известна в Воронеже с начала XVII века, она упоминается деревянной в Писцовых книгах 1628 года. Уже тогда ее изредка именовали Пятницкой по приделу. В описании города 1666 года ближайшая к церкви проезжая башня называлась Пятницкой. Храм находился за пределами крепости, на посаде, в центре тогдашнего базара. Со всех сторон его окружали лавки, рыбные и мясные ряды, близ колокольни — красные ряды. Первая церковь действовала до 1738 года. В это же лето была сооружена новая церковь, тоже деревянная (хотя иногда упоминается, что она была уже каменной). В 1746 году старый храм продали и увезли в Елец, на его месте в конце минувшего века размещалась усадьба купца Абрамова. Вторую церковь поблизости от прежней сооружали на средства богача-фабриканта Феодосия Миновича Постовалова. Долго жить ей было не суждено: она сгорела в пожаре в ночь с 9 на 10 мая 1748 года. Наследники купца Постовалова решили строить долговечный каменный храм, который освятили 26 ноября 1761 года. Здесь тоже имелся придел в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, давший расхожее название всей церкви. В сентябре 1772 года был освящен еще один придельный алтарь — «в честь воспоминания бывшего Знамения и чудес от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в великом Новеграде». В 1825 году Пятницкая церковь капитально перестраивалась — были расширены окна, сломана внутренняя стена, отделявшая отапливаемую часть от холодной, вместо чугунных полов настелили деревянные, пристроили паперть. В 1864 году на средства Капканщиковых и Кряжовых интерьер нефа и трапезной отделали под мрамор, подновили придельные иконостасы, вся церковь стала теплой.

http://sobory.ru/article/?object=09287

Алатырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская Пятницкая церковь Карта и ближайшие объекты Трехпрестольная церковь Казанской Божией Матери с приделом Святой мученницы Параскевы, нареченной Пятницы. Построена на средства прихожан в 1779 г. вместо сгоревшой старой деревянной в 1754 г. Колокольня с приделом прп. Кирилла Новозерского Чудотворца в 1887 - 1890 гг. построена на " иждивение " алатырского купца 2-ой гильдии К.Н. Попова, позднее его усыпальница. Колокольня выполнена в так называемом псевдорусском стиле. Это четырехъярусное строение высотой до 40 м. Нижние два яруса являются четвериками, на которых находятся два восьмириковых яруса. Она имеет богатое декоративное убранство, выполненое главным образом за счет применения тесаного кирпича. Разновидностей его насчитывается до полутора десятков. Отдельные элементы кирпичного декора мастера покрыли известковым раствором, что придает им вид белого камня, которым облицован цоколь. Толщина стен первого яруса достигает 166 см. Чуть поменьше до 110 см - толщина стен у здания церкви. Также у комплекса церкви есть подземных ход, вход находится в восточной стене южного придела церкви. Слева от церкви находится двухэтажный дом, построенный в 1887 г. на средства того же купца и подаренный церковно-приходской школе и церковному попечительству. Комплекс располагался на Старо-Базарной площади на пересечении улиц Московскойи Симбирской (теперь площадь Октябрьской революции). В церкви находились чудотворные иконы и святые мощи. В 1925 г. произошла опись церковного имущества большевиками, после чего они были утеряны. Церковь закрыта в 1930-х гг. В 1939 г. церковь была перестроена под мельницу, был настроен 2 этаж. У колокольни были снесены два придела, с северной и южной стороны, от которых сохранились следы и незначительные участки стен, позднее колокольня была приспособлена для учебных прыжков с парашютом, одновременно в ней находилась пожарная каланча. В 1957 г. церковь была признана памятником архитектуры. В 1958 г. весь окружающий квартал церкви снесли, и на его месте построили завод " Электроприбор " , после этого в здании церкви была тарная мастерская этого завода. До начала 1990-х гг. здания церкви использовались для подсобных нужд завода. 

http://sobory.ru/article/?object=04992

«Мы хотим сделать современный храм, а люди начинают пугаться». Как перестать штамповать копии, которые идейно устарели Архитекторы – о том, как дать людям почувствовать, что Бог недалеко 5 июля, 2019 Архитекторы – о том, как дать людям почувствовать, что Бог недалеко Раньше нужно было поразить человека величием и масштабом, сделать так, чтобы он почувствовал себя песчинкой. Сейчас важно, чтобы с помощью архитектуры современный человек почувствовал, что Бог недалеко, здесь, среди нас, уверен архитектор Валерий Лизунов. Вместе с женой, архитектором Анжелой Моисеевой, они разрабатывают проект храма во имя Игнатия Богоносца на Верейской. Какой должна быть современная церковная архитектура и что о нашем обществе могут сказать интерьеры светских общественных заведений, например, кафе? Возможна ли Москва без хрущевок — Из современной архитектуры ушло понятие красоты, — такое мнение сегодня можно услышать довольно часто. Вы согласны с ним? Анжела Моисеева: Я бы не согласилась. Да, сейчас делается акцент на утилитарности, но это оправдано: людей в крупных городах становится больше, поэтому функциональность чаще выходит на первый план. Валерий Лизунов: Грамотные архитекторы внимательны к деталям и могут подчеркнуть красоту в минимализме. В Москве есть множество объектов, которые заслуживают внимания. Анжела Моисеева: Тот же парк «Зарядье» — это прекрасный образец современной архитектуры — мост, парящий над водой. И я бы не сказала, что это утилитарное сооружение. — Как быть с тем, что разрушается историческая городская среда Москвы? Анжела Моисеева: Жаль то, что уже разрушено, но сейчас очень стараются сохранять то, что осталось. У нас есть несколько улиц-памятников в Замоскворечье: Пятницкая, Ордынка. С другой стороны, это заложено в природе русского человека — разрушать и строить новое. Если мы поедем в Европу, то увидим, что люди живут в домах 1500 года, постоянно ремонтируя их. Но нельзя забывать, что в России тяжелые погодные условия и из-за морозов здания разрушаются довольно быстро.

http://pravmir.ru/my-hotim-sdelat-sovrem...

Тула. Церковь Сретения Господня. Церковь Никиты Великомученика /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Сретения Господня Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1773 и 1785. Год утраты:1930 Архитектор:К.С. Сокольников (1780-1789) Адрес: Россия, Тульская область, г. Тула, перекресток ул. Советская и ул. Металлистов Координаты: 54.199806, 37.615237 Проезд:г. Тула, улица Металлистов, Сквер Тульского оружейного завода. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сретенская церковь. Храм находился на пересечении улиц Металлистов (бывшей Пятницкой) и Советской (бывшей Посольской), на месте нынешнего сквера с памятником С.И. Мосину (1958). Колокольня стояла отдельно, на другой стороне улицы (приблизительно там, где сейчас находится вход в подземный переход).Кирпичная церковь, сооружённая в 1773-1785 на месте каменного храма рубежа XVII-XVIII вв. Здание типа восьмерик на четверике в формах елизаветинского барокко, с трапезной и отдельно стоящей колокольней в стиле классицизма, завершённой шпилем, выстроенной в 1790-х на основании 1780-х. В трапезной приделы Иоанна Богослова и Никиты Мученика. В 1929 закрыта, в 1930-х сломана. На месте Сретенской церкви в XVIII веке существовало два храма. Первый был деревянным во имя Собора Пресвятой Богородицы и имел придел Никиты Великомученика. Второй — каменный, в честь Сретения Господня. В связи с их обветшалостью храмы были разобраны и на их месте в 1773 году возвели каменную Сретенскую церковь, которая в народе стала называться Новоникитской. Храм находился на пересечении улиц Металлистов (бывшей Пятницкой) и Советской (бывшей Посольской), на месте нынешнего сквера с памятником С.И. Мосину. Колокольня стояла отдельно, на другой стороне улицы (приблизительно там, где сейчас находится вход в подземный переход). Здание церкви во имя Сретения Господня начали возводить в 1774 году. Приделы - во имя апостола Иоанна Богослова (справа) и великомученника Никиты (слева) были закончены уже спустя два года; основной объем - к 1785 году. К строительству колокольни приступили в 1780 году. Разрабатывал ее проект и надзирал за строительными работами тульский архитектор Козьма Сокольников. На колокольне было 6 колоколов весом около 300 пудов. Самый большой из них, 203-пудовый был отлит в 1840 году попечением и усердием прихожанина купца Александра Ивановича Сапунова.

http://sobory.ru/article/?object=35097

Москва. Церковь Спиридона Тримифунтского в Южном Бутове. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Оформлены документы на постройку временного, а затем кирпичного храма свт. Спиридона Тримифунтского на пересечении улиц Скобелевской и Венёвской. 5 июля 2020 года по благословению Преосвященного Феофилакта, епископа Дмитровского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющего Юго-Западным викариатством, наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы состоялось освящение Креста и купола строящегося временного храма в честь Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца в Южном Бутове. Чин молитвенный " на поставление креста на верх крова новосозданныя церкве " совершил протоиерей Анатолий Кожа, благочинный Параскево-Пятницкого церковного округа города Москвы, и.о. настоятеля строящегося храма в честь Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца в Южном Бутове г. Москвы. Означенный временный храм возводится в районе Южное Бутово на пересечении улиц Веневская и Скобелевская. В декабре начнут возводить временный храм. Храм будет иметь высоту 37 метров (высота более 10-ти этажного дома). Суммарная поэтажная площадь объекта в габаритах наружных стен – 780 кв.м. Проект православного храма в честь свт. Спиридона Тримифунтского в Южном Бутове. Вариант в стиле елизаветинское барокко (храм на 500 человек). За основу был взят храм Кавалергардского полка конца 19 в. в Санкт-Петербурге, архитектора Л. Н. Бенуа. Храм (с 1-3 приделами), в том числе летний и зимний на 100-1500 человек; - колокольня (звонница) в 1-3 яруса; Крещальня от 30-150 кв.м.; Часовня на 1-20 человек. Автор проекта - Главный архитектор Никитин К.В. Архитектор - Левин А.Г. Архитектор - Соловьева Т.С. Проектируемый храм (на 500 молящихся) решен в традициях Елизаветинского барокко. Таким образом архитектурно-художественный облик храма создавался под влиянием работ выдающихся архитекторов эпохи барокко - Доменико Трезини и Бартоломео Франческо Растрелли. За основу же был взят храм Кавалергардского полка конца 19 в. в Санкт-Петербурге архитектора Л. Н. Бенуа. Храм в плане представляет собой два вытянутых сочлененных по центру перпендикулярных осей прямоугольника, с четырехстолпным квадратным центральным объемом, возвышающимся над остальными частями храма, к которому примыкают с севера и юга боковые пределы прямоугольные в плане и полностью раскрытые в интерьер. С востока по всей ширине храма примыкает алтарная часть, представляющая собой поперечную сквозную галерею с тремя выступающими за ее пределы усеченными восьмигранниками - алтарными апсидами. Центральная апсида больше и выше боковых, имеет на фасаде второй ярус и завершается сомкнутым восьмигранным сводом сложной формы, венчающийся главой. С запада к центральному объему храма примыкает трапезная часть, в плане - вытянутый прямоугольник, перекрытая арочным лучковым сводом. со вторым этажом- хорами, с выдающимся балконом в центральный объем.

http://sobory.ru/article/?object=53687

Тобольск. Церковь Сретения Господня. Пятницкая церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На углу улиц Мира и Дзержинского стоит Пятницкая церковь, построенная в 1754 г. От Воздвиженской церкви сюда можно пройти проулками, двигаясь от берега Иртыша в сторону Пролетарской площади, где имеется мост через Пятницкий ручей, или более окольным путем — через улицы Декабристов и затем Хохрякова. Церковь такая же стройная, высокая, в две этажа, и с запада имеет весьма развитый поперечно ориентированный притвор в виде обширных палат, над которыми когда-то возвышалась колокольня. В целом церковь эта производит впечатление более поздней постройки, предвосхищающей веяния классицизма. Дата (1754), вероятно, относится только к нижнему храму. Своеобразие ее верха заключается в треугольных пофронтонных завершениях основного четверика, отвечающего сомкнутому своду, какие встречаются обычно в классических зданиях. Поэтому силуэт церкви кажется более строгим, не столь вычурным. Мотив треугольного фронтона повторен и в завершении палатного корпуса. Упрощение, строгость чувствуются и в самой системе его декора. Определяющим мотивом убранства стен верхнего храма являются пилястры и колончатые наличники с треугольными фронтонами, в наличниках же нижнего этажа еще заметны отзвуки стиля XVII в. Лишь в декоре палатного корпуса ощутим дух барокко. Здесь применены напряженные лучковые фронтоны, стены расчленены глухими нишами, обработанными накладными филенками. Характерно, что подкупольная часть верхней церкви также отсечена на фасаде карнизными тягами, образовавшими широкую фризовую полосу с вписанным в нее люкарном, то есть заметно стремление не столько к слиянию, сколько к расчленению частей. Строгость общей композиции этой церкви нарушается асимметрично пристроенным палатным корпусом и северным приделом. Судя по расположению двери верхнего храма, здесь также были балконы. Внутри храма, во втором этаже, можно и сейчас видеть остатки барочной лепнины, а внизу, в подклети, цилиндрический свод с распалубками. Особое впечатление и здесь производит летнее помещение церкви огромной высоты, эффектно подсвеченное через множество окон и люкарны свода.

http://sobory.ru/article/?object=00970

  разделы   рассылка  распечатать Дмитрий Анохин В Замоскворечье за счет московского бюджета отреставрированы два богослужебных здания Источник:  Церковный вестник 7 декабря финишировали предусмотренные планом текущего года реставрационные работы на двух знаковых замоскворецких зданиях: на колокольне Храма Ивана Предтечи что под Бором и на Храме иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Источник финансирования в обоих случаях – московский городской бюджет, хотя средства выделялись по двум разным каналам. Знаменитая колокольня второй половины XVIII в. – архитектурная доминанта всей Пятницкой улицы – вошла в программу реставрации фасадов исторического центра " 57 улиц " . Ждавший несколько десятилетий серьезных восстановительных работ объект культурного наследия федерального значения приведен в порядок практически за месяц. Оговоримся, правда, что специалисты Реставрационно-строительной компании " Возрождение " работали только на фасадах (по сложившейся в Москве практике бюджетные деньги не расходуются на восстановление элементов интерьера и внутреннего храмового убранства). Но сделано все равно немало: воссоздан исторический облик шпиля, заново перекрыт медью купол с главкой и с " яблоком " , обновлены штукатурка и кирпичная кладка, усилены стены, методом инъектирования устроена гидроизоляция. " Строго говоря, город не обязан тратить на это бюджетные деньги. По общемировым меркам поддержание архитектурных памятников в надлежащем состоянии – забота их владельцев или пользователей, и фактически мы могли бы ограничиваться вынесением предписаний находящемуся здесь Патриаршему подворью, – рассказал ЦВ советник руководителя столичного Департамента культурного наследия Николай Переслегин. – Но московские власти так никогда не поступят. Ведь фасады исторического центра формируют городскую среду, настроение и общее впечатление от российской столицы, и придание им должного вида – наша общая задача " . Еще один объект культурного наследия федерального значения – Скорбященская церковь (зодчие Василий Баженов и Осип Бове) – вошла в другую городскую программу – возмещения затрат религиозным организациям в связи с проведением ремонтно-восстановительных работ.

http://religare.ru/2_98483.html

В Замоскворечье за счет московского бюджета отреставрированы два храма Знаменитая колокольня второй половины XVIII в. — архитектурная доминанта всей Пятницкой улицы — вошла в программу реставрации фасадов исторического центра «57 улиц». Ждавший несколько десятилетий серьезных восстановительных работ объект культурного наследия федерального значения приведен в порядок практически за месяц. На сегодняшний день воссоздан исторический облик шпиля, заново перекрыт медью купол с главкой, обновлены штукатурка и кирпичная кладка, усилены стены, методом инъектирования устроена гидроизоляция. «Строго говоря, город не обязан тратить на это бюджетные деньги. По общемировым меркам поддержание архитектурных памятников в надлежащем состоянии — забота их владельцев или пользователей, и фактически мы могли бы ограничиваться вынесением предписаний находящемуся здесь Патриаршему подворью, — рассказал корреспонденту ЦВ советник руководителя столичного Департамента культурного наследия Николай Переслегин. — Но московские власти так никогда не поступят. Ведь фасады исторического центра формируют городскую среду, настроение и общее впечатление от российской столицы, и придание им должного вида — наша общая задача». Еще один объект культурного наследия федерального значения — Скорбященская церковь (зодчие Василий Баженов и Осип Бове) — вошла в другую городскую программу — возмещения затрат религиозным организациям в связи с проведением ремонтно-восстановительных работ. Храму на Большой Ордынке были выделены субсидии в размере свыше 20 миллионов рублей. Потрачены они в основном на придание первоначального колористического облика фасадам. Как поведала главный архитектор проекта реставрации руководитель 6-й мастерской Центральных научно-проектных и реставрационных мастерских Министерства культуры РФ Ирина Калугина, решить эту задачу оказалось не так-то просто: пришлось расчищать большое количество слоев старой краски, грунтовки и штукатурки, удалять повредившие белокаменную облицовку фрагменты позднейших цементных включений, заменять проржавевшие компоненты оригинальных дверей. Серьезным оказалось состояние нескольких колонн, особенно контактировавших с металлом фрагментов. Фактически профинансированные посредством городских субсидий работы стали первым этапом комплексной реставрации всего храма, который последний раз капитально ремонтировался в 1948 году перед возобновлением здесь богослужений. В следующем году планируется завершить воссоздание колокольни и некоторых капителей, которые пока остаются в лесах и под маскировочной сеткой.

http://pravoslavie.ru/57977.html

Коломна. Часовня Параскевы Пятницы и Антипы Пергамского. Часовня великомученицы Параскевы Пятницы и священномученика Антипы Карта и ближайшие объекты Храм-часовня Параскевы Пятницы и Антипы Пергамского, что у Пятницких ворот Коломенского кремля В конце 2008 года храму Николы Гостиного в Коломне была передана часовня во имя великомученницы Параскевы Пятницы, что у Пятницких ворот Коломенского кремля. История этой часовни достаточно интересна. Ещё в XVI столетии, судя по писцовой книге, в Коломне было две церкви во имя этой святой. Одна стояла внутри кремля, а другая вне его, там, где сейчас имеется пустырь (используется под автостоянку), на пересечении улиц Комсомольской и Левшина. Последний храм сохранялся вплоть до первой трети XX века. А вот кремлёвский уже в XVIII веке исчез. Именно по этому храму получили свое название Пятницкие ворота. Коломенцы, занимавшиеся широкой торговлей, покровительницей которой была святая, очень чтили святую Параскеву. «Коломляне искони особенно усердствовали Святой Параскеве», — писал Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев в 1845 году. Достоверно известно, что у Пятницких ворот кремля в первой четверти XIX века братия Бобренево-Голутвина монастыря возвела монастырскую часовню во имя священномученика Антипы Пергамского. Не исключено, что в часовне было две чтимых иконы — и Антипы Пергамского, и Параскевы Пятницы. Вот какие данные содержатся в описи Коломенского Бобренево-Голутвина монастыря 1841 года: «Внутри города Коломны, при Пятницких воротах, находится из давных времён каменная часовня, с одною келлию при ней братскою, покрыта тёсом». Существующая часовня сооружена, по одним данным, в 1820-х, по другим — в 1830-1840-х гг. вместо обветшавшей деревянной. Правильнее считать, что часовня построена в 1840-х гг., так как её ещё нет на виде Пятницких ворот 1830-х гг. Пятницкая часовня служит образцом стиля зрелого классицизма. Небольшой её объём отличается простотой и торжественностью форм. Сооружённая из кирпича и белого камня, она перекрыта полулотковым сводом, на котором возвышается белокаменный квадратный трибун (постамент), а на последнем — низкий глухой барабан с каннелюрами. Когда-то на этом барабане был полусферический купол с крестом. В дореволюционное время в часовню ходили молиться перед иконой св. Антипы об избавлении от зубной боли.

http://sobory.ru/article/?object=11275

Рославль. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанско-Пятницкая церковь Карта и ближайшие объекты Расположена недалеко от центра города и выходит западным фасадом на красную линию одной из главных улиц. Построена на средства купца Ф.А. Мукинина в 1833-45 гг. вместо прежней деревянной; в 1855 г. пострадала от пожара, и вскоре после этого сооружены новая трапезная и колокольня. Кирпичные стены оштукатурены. Бесстолпный купольный храм в стиле позднего классицизма, значительно измененный позднейшими перестройками, сохранил свою первоначальную основу в виде куба с полукруглыми пониженными выступами по трем сторонам и цилиндрическим барабаном с пологим куполом. Боковые выступы украшены актовыми портиками с двумя тосканскими полуколоннами и фронтонами, а апсидный - ризалитом с парными пилястрами по краям. Широкая трапезная, примыкающая к храму с запада, частично охватывает его выступы. Возвышающаяся над трапезной колокольня состоит из тяжеловесного прямоугольного в плане нижнего яруса, сильно растянутого в ширину. Над его центром поставлены друг над другом два четверика (у верхнего срезаны углы) с узким крутым шатром. Внутри основное помещение с барабаном на парусах перекрыто полусферой, а боковые выступы и апсида - конхами. В трапезной три крестовых свода. Опираются на две широкие продольные арки; над угловыми частями - лотковые своды. Центральное помещение внизу колокольни перекрыто крестовым сводом, боковые - коробовыми. Сохранились четыре белые изразцовые печи кон. 19 в. в алтарном и боковых выступах, а также фрагменты масляной росписи сер. 19 в. Несмотря на то, что Казанская церковь сохранилась до наших дней в довольно хорошем состоянии, документов об ее истории почти нет. Сведения извлекались по крупицам из разных источников, причем иногда они противоречат друг другу. Прихожанину деревянной Пятницкой церкви купцу А. Ф. Мукинину захотелось заменить ее новой, каменной. Получив благословение от епископа, Мукинин начал строительство, но дело продвигалось медленно из-за нехватки денег. Кроме главного престола в честь Казанской иконы Божьей Матери в храме имелось еще два боковых придела — в честь Параскевы Пятницы и святого князя Александра Невского. В 1845 г. новую каменную церковь освятил епископ Смоленский Тимофей.

http://sobory.ru/article/?object=06271

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010