Кирилла, ярко отражают именно ту деятельность и те интересы, которыми жил в это время архиепископ и которые нами уже описаны. Здесь осмеивается эллинская мудрость суеверия, идолопоклонство, здесь обличаются безнравственность, возмущения, бунты и другие беспорядки александрийской жизни. Что же мы видим в гомилиях рассматриваемого нами темного периода жизни св. Кирилла (419 – 428 г.)? Мы видим, что св. Кирилл снова с 420 г. вооружается против евреев, 747 хотя не с такою горячностью, как в первые годы своего архиепископства. Очевидно, что к 420 г. евреи снова вернулись в Александрию, и здесь снова начались беспорядки; но евреи, так строго наказанные раньше, теперь не доходили до крайности в своей злобе против христиан. Вооружается св. Кирилл и против мятежей, грабежей 748 , пиратов, разбойников. 749 Очевидно, александрийская чернь и в этот период жизни св. Кирилла доставляла ему особенно много неприятностей. Особенно бурным в этом отношении временем был 423 год, когда, как известно, в Александрии был убит толпой даже префект Каллист. 750 И вот, в пасхальной проповеди на 424 г. св. Кирилл особенно вооружается против вероломных мятежников, с оружием в руках захватывающих власть и могущество. 751 Не забывает св. Кирилл в своих проповедях и языческих суеверий, 752 и отвратительного „двоеверия“ христиан. 753 Словом, пастырская деятельность св. Кирилла в период от 419 до 428 г. направлена была на те же стороны жизни александрийского общества, которым он посвящал свое внимание и раньше. Но все-таки заметно по пасхальным гомилиям, как постепенно внимание св. Кирилла к этим порокам александрийской жизни слабеет. В дальнейшие годы он иногда, как мы видели, даже похваляет религиозно-нравственное состояние своей паствы. 754 Взамен этого, все больше и больше возрастает в пасхальных проповедях св. Кирилла внимание к догматическим истинам. Известно, что после II всел. собора настало в Церкви как-бы некоторое догматическое затишье. Утихли догматические споры, не слышно было постоянных и повсеместных соборов, рассуждающих о ересях.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Кирилл уже 17 октября вступил на архиепископскую кафедру Александрии 537 . Теперь перед св. Кириллом открылось широкое поле деятельности. Ему теперь подчинен в религиозном и, отчасти, в гражданском отношении один из многолюднейших, богатейших и славнейших городов империи, в котором, уже в половине четвертого века было 45 пресвитеров и 56 дьяконов. 538 Он стал главою громадной архиепископской области, в которой было 10 митрополитов и около 100 епископов. 539 Его кафедра имела на Востоке не меньший нравственный авторитет, чем на Западе – Римская, и считалась моральной главой восточных церквей, как ее действительно и называет историк Евсевий 540 ; так что архиепископ александрийский нередко смотрел на все восточный церкви, как на подчиненный ему диоцез. 541 И вот, св. Кирилл со всею силою неутомимой энергией берется за кипучую работу архипастыря и в течении 32 лет 542 , до самой смерти своей, всецело остается преданным интересам своей многочисленной паствы и всей Церкви Христовой. Чтобы правильнее понять его многостороннюю, разнообразную и многолетнюю деятельность в сане архиепископа, нам необходимо, хотя в нескольких словах очертить его взгляд на епископское служение в Церкви, чтобы видеть, в чем он полагал сущность этого служения. Нам это тем более легко сделать, что мы уже знаем его высокий взгляд на пастырство вообще. Предстоятеля церкви св. Кирилл считает тем стражем, поставленным для охранения города от нападения врагов, о котором говорит пророк Иезекиль (33, 2 – 6). Из этой аналогии св. Кирилл и выводит обязанности предстоятеля. „Каждый из иереев (так как он поставлен от Бога стражем), говорит св. Кирилл о епископах, приобретает себе венец своей бдительностью, если будет стараться возвещать людям опасное и угрожающее им зло. Если же он молчит, то впадает в бедствия, посылаемые обыкновенно гневом Божиим, потому что своим молчанием допускает впасть в большие бедствия тех, которых он должен бы своим голосом направлять на путь истинный. 543 „Своим молчанием он тяжко согрешает перед Богом и перед людьми“ 544 . Сверх того пастырям, по словам Кирилла, Господь „вверил учение о таинствах веры“, в чем им придётся также дать ответ перед Богом. „Поэтому, говорит он, если мы передали им (пасомым) правое учение, то получим награду, примем похвалу, а если иное, превратное, то какого пламени достаточно для нашего наказания? Мы тогда услышим слова, сказанные в Писании: землю мою погубил еси и люди моя избил еси ( Исх. 14, 20 ). Там мирянин даст отчет только за свою жизнь; мы же, на которых возложено служение священства, должны будем дать отчет не за себя только самих, но и за всех верующих во Христа“. 545 Таким образом, св. Кирилл, вступив на архиепископскую кафедру, стал смотреть на себя, как на стража, поставленного Богом для охранения всех, ему врученных овец от всего, угрожающего их спасению, и – как на охранителя и провозвестника „правого“ учения веры, обязанного дать отчет Богу за все свое служение и за жизнь и веру всех, врученных ему христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

513 Сократ, Церк. ист., VII, 7 (512). М. gr. 67, 719В: „Впал в летаргию и скончался александрйский епископ Феофил, что случилось в девятое консульство Гонория и пятое – Фесодосия, в 15 день месяца октября“. Срав. Nicephor Callist, Eccles. hist., XIV, 11. M. gr. 116, 1100. Так говорят и все новейппе историки. Только у Филарета Черниг. (Историч. уч. об оо.Ц., III, 92) почему-то день смерти Феофила отнесен на 11 октября и притом сделана неправильная, как видим, ссылка на Сократа. Возможно, что здесь мы имеем дело с простой опечаткой, так как таковых в книге преосвященного Филарета много. Для примера можно указать на предшествующую страницу (91-ю), примечание 1, где указана цитата из Сократа-же „VII, 5“ вместо ,.VII, 7“, из Никиф. Kaллucma-„XV, 25“ вместо-.,14, 25“. 514 Д.В.С. I 2 , 79. Соборное послание Никейского собора к Египетским церквям. Христ. Чт. 1861, III, 395, 394, Об участии паствы в делах церковьных. 515 Как на яркий пример влияния народа на избрание епископа, можно указать на бывшее около этого времени (в 409 г.) избрание в епископы Синезия Птолемаидского. (См. Остроумов, Синезий Птолем., стр. 97 – 100). 516 8, Cod Justiniani de defens I, 65, 19, 1. См. Иером Михаил (Семенов), Законодат. Римско-визант. императоров о внешнихь правах и преимущствах Церкви (313 –365 гг.), Казань, 1901 г., стр. 252. 517 Constit Sirmond XVII и I. См Суворов, Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в пер. всел. соб. , Яросл , 1884, 328 – 329. 518 Nov Justimam LXXXVI, с. 9. См. Иером Михаил (Семенов), цит. сочин., 197 стр., Суворов, op. cit. 311 – 312. 520 Например, Августин, Синезий Птолемаидский, Сильван Троадский. См. Riffel, Geschichtliche Darstellung d Verhaltniss zwischen Kirche und Staat (bis Justinian I), 1835 ss. 285 – 287. 521 7, Cod Justiniani de episcop. audentia (I, 4, Constit. XVIII Sirmond). См. Суворов, цит. соч., стр. 337 – 340. 531 Сократ, Церк. ист., русск. пер., VII, 13 (520). То же говорит Никиф. Каллист. M.gr. 146, 1100. 532 Мы нарочито внимательно остановились на характеристике Александрийской черни, потому что нам впоследствии придется не раз касаться этих её, подмеченных историками, характерных черт.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Насколько мало они считались с интересами и симпатиями христиан видно из того, что до 408 г. они безнаказанно употребляли крест, как предмет глумления вместе с именем Амана в праздник Пурим. Потребовалось издавать особый закон против этого, оскорбительного для государственной религии обычая. 616 Но для евреев и закон не был страшен: его пришлось правительству повторить в 412 году. 617 Господство евреев в империи дошло до того, что современники задавали себе вопрос: кто в государстве хозяин – римлянин-ли, или еврей? Поэт того времени Китилин, например, восклицает: „Да разве Иудея была покорена Помпеем и Титом! Эта чума, требующая истребления, все более и более заражает страну; побежденная нация теснит победителя“. 618 После этого понятно, почему евреев ненавидели всюду, почему то там, то сям вспыхивал народный гнев против них. Если-же это было естественным для других, городов Византии, то для Александрии, где евреев было 40 тысяч, тем более понятны те отношения, который установились между христианами и евреями. Чернь александрийская ненавидела их. Эта ненависть еще более развивалась благодаря тому, что евреи находили себе поддержку в представителях гражданской власти и потому держали себя настолько заносчиво, что нередко позволяли себе насилия над христианами. И вот, между евреями я христианами происходили в Александрии кровавые столкновения. Местом этих беспорядков был, по большей части, театр, а днем – суббота, так как евреи в этот день своего праздника, вместо того, чтобы слушать в своих синагогах Тору, целыми толпами собирались в театре. 619 Христиане тоже не успели еще отвыкнуть от языческого времяпровождения и увлекались театральными зрелищами. В театрах, поэтому, и происходили столкновения между теми и другими. Хотя эти столкновения и усмирялись иногда даже военной силой, но не надолго. Св. Кирилл, облеченный, как епископ, громадными гражданскими, административными и судебными правами, при своей неистощимой энергии, при своих взглядах на архиепископское служение, не мог, конечно, быть равнодушным зрителем этих беспорядков александрийской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

А если так, то можно допустить, что изгнанию подверглись не все евреи, а только непосредственные или тайные виновники ночной резни. А что св. Кирилл знал виновников всех злодеяний евреев против христиан, об этом, как мы видели, говорит и Сократ по случаю дела с Иераксом. Для наказания же виновных св. Кирилл имел полное право требовать помощи даже от префекта и военачальника. Действительно, историк Феофан говорит, что „христианские начальники изгнали евреев из Александрии, а имения их в общественную казну отобрали“. 631 То же самое утверждает и Георгий Кедрин в своей истории 632 ; а ведь как он, так и Феофан, конечно, читали Сократа; и если они поправляют его рассказ, то, очевидно, имея на это достаточный основания. Правда, почти с уверенностью можно сказать, что на случай народных возмущений, всеобщих беспорядков, которые так обычны были в Александрии, как префект, так и архиепископ, имели особые, чрезвычайные полномочия. Административное устройство Египта, вообще, имело специальные особенности, сравнительно с общим строем Византийской империи. Префект Египта, например, носил особый титул – „ praefectus Augustalis“ и, хотя подчинялся praefecm’y praetorio Orientalis, однако был выше обычных правителей диоцезов, совмещая в себе некоторые чрезвычайные права praefecm’ob uni, имевшихся только в Риме и Константинополе. 633 Можно утверждать, что и архиепископ александрийский имел особые, чрезвычайные права и тем более на случай народных волнений, так как вообще в Византийской империи права и преимущества епископов соответствовали правам и преимуществам гражданского правителя того города, где была кафедра епископа. Итак, можно решительно утверждать, что с юридической точки зрения поступок св. Кирилла с евреями, но конечно не в таких размерах, какие указывает преувеличенное описание Сократа, был законным. Если же взглянуть на этот факт с этической, чисто христианской точки зрения, то, чтобы правильно судить о нем, нужно, прежде всего, вспомнить, что ночное избиение христиан евреями было, как замечает Сократ, одним из многих злодейств евреев против христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Однако почему же не все епископы поступали с еретиками вообще, и с новацианами в частности так, как поступил св. Кирилл? Чем объяснить его поступок: фанатизмом ли, страстностью ли натуры, политиканством ли, или злобностью – причинами, указываемыми некоторыми историками вслед за Сократом, или другими какими-либо причинами? Ответ на этот вопрос всего скорее могла бы дать нам история новацианства в Александрии, но она слишком темна вообще, а в пятом веке и совсем мало известна. А потому мы должны за правильным освещением разбираемого нами факта из деятельности св. Кирилла обратиться к его сочинениям. О его взгляде на еретиков мы уже говорили. Мы знаем, как он строг, к ним в своих сочинениях. Но, однако, мы должны повторить, что всюду, где он говорит о строгих мерах против еретиков, он имеет в виду приносимый ими вред православной пастве и указывает действительно уважительную и для ревностного пастыря особенно вескую причину этих строгих мер: они расхищают Христово стадо. 580 Если же он говорит о еретиках самих по себе, не имея в виду их отношения к православным, то он находит возможность высказывать скорбь о них 581 или, если и говорит о наказании их, то только о том, которое постигнет их в загробной жизни. 582 После этого мы, видя, что св. Кирилл подверг новациан жестокому гонению, решительно можем утверждать, что на это он имел самые побудительные с указанной нами его точки зрения причины, с точки зрения вреда их для православной паствы. И действительно, коренными пунктами своего учения (отрицанием покаяния, власти священства вязать и решить, учением о безусловной зависимости благодати священства от личных качеств её носителя) новацианство в корне разрушало законность иерархии Церковной и всей вообще Церковной организации. С другой стороны, пользуясь полной свободой, согласно законам Феодосия Великого, они сильно размножались на счет православной Церкви. Особенно же это имело место в Александрии при Феофиле, так как новациане, уча, что от недостойного епископа нельзя получить благодати священства, всегда могли указывать для примера на Феофила, низкий уровень нравственности которого всем был известен.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Большинство из них даже не считают нужным обосновывать свою оценку этого поступка св. Кирилла, 628 а категорически осуждают Кирилла, осыпая его очень нелестными эпитетами, и только некоторые пытаются доказать виновность Кирилла теми или другими доводами. Но для примера, как подобные авторы насилуют факты истории, желая подтвердить свои предвзятые взгляды и ложные убеждения, обратимся к Гиббону. 629 „Без всякого легального приговора, говорит он, без всякого императорского повеления патриарх повел атаку (sic!) против синагог“. Трудно понять, о каком приговоре и повелении императора говорит здесь Гиббон. Если о специальном для этого события, то об этом нелепо было-бы и думать; если-же вообще об императорских распоряжениях на случай народных волнений, то таковые, несомненно, имелись, и св. Кирилл их не нарушил, в противном случае, почему же префект Орест не догадался сказать в своей жалобе императору то, что пришло в голову Гиббону? „Безоружные, захваченные врасплох евреи, говорит далее Гиббон, не могли оказать никакого сопротивления“. Но читал-ли Гиббон первую половину того же самого рассказа Сократа, который он пополняет своей фантазией, о происшедшем в предшествующую этому событию ночь, о зверском, коварном избиении христиан евреями? Неужели-же евреи, только-что перерезавшие, конечно, не одну сотню христиан, были безоружны и захвачены Кириллом врасплох? „Их молитвенные дома, повествует Гиббон, были срыты до основания.“ Но Сократ, рассказ которого так оригинально передает Гиббон, говорит, что Кирилл „синагоги у них (евреев) отбирает“, а не срывает до основания. „Воинственный епископ, продолжает Гиббон, наградил свои войска ограблением еврейских богов“. Что здесь ученый историк (или его переводчик) разумеет под „еврейскими богами“, мы уж отказываемся решать. „Он выгнал из города, хитро клевещет Гиббон на Кирилла, уцелевшие остатки неверующего народа“. Естественно является вопрос: от чего „уцелели“ эти остатки? Читатель, очевидно, должен прочесть между строк, – „от поголовного избиения“ так как Сократ, как-бы нарочно ни слова не говорит об избиении евреев, то прямо и открыто сказать, что произошло избиение евреев, нельзя; заставить же намеками всякого читать это между строк, – это для историков, подобных Гиббону, дело вполне позволительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В «Кодексе Феодосия» сохранились указы от 29 сент. и 5 окт. 416 г. на имя префекта вост. претории Монаксия (CTh. 12. 12. 15; 16. 2. 42; см.: Rougé. 1987. P. 341-345). Из них следует, что в Александрии произошли беспорядки, источником к-рых была коллегия параваланов (низшие церковные служители, занятые уходом за больными и погребением умерших). Для постоянного контроля над ними архиепископу предписывалось не покидать города, а их число сокращалось до 500 при обязательной регистрации у местного префекта. Если эти события были связаны с гибелью Ипатии, то, возможно, К. во время убийства в городе не было, а его единственная вина заключалась в том, что он не сразу нашел способы обуздать буйную паству, тогда как жители Александрии, по отзыву Сократа и самого К. ( Cyr. Alex. Hom. pasch. 7. 2//PG. 77. Col. 544), были особенно склонны к волнениям и смутам. «Александрийская чернь любит возмущения больше всякой другой черни и, когда находит повод, устремляется к нестерпимым злодействам, ибо без крови не успокаивается от волнения» ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 13). «Судьи вступают в этот город со страхом и трепетом, боясь суда народного, ибо в погрешающих судей не колеблясь бросают огонь и камни» (Expositio totius mundi et gentium. 37//SC. 124. P. 174). 3 февр. 418 г. вышел новый указ (CTh. 16. 2. 43), согласно которому число параваланов увеличивалось до 600 при восстановлении над ними полной юрисдикции К.- свидетельство того, что репутация К. перед имперским судом была полностью восстановлена ( McGuckin. 1994. P. 15). В совокупности эти указы являются подтверждением непричастности К. к убийству Ипатии, поскольку никакого обвинения в происшедших беспорядках лично К. не выдвигалось ( Лященко. 1913. С. 161-162; Wessel. 2004. P. 57). В VI в. враждебный к христианству неоплатоник Дамаский в «Философской истории» обвинил в происшедшем К., к-рый будто бы позавидовал широкой популярности Ипатии и ее влиянию на знатных граждан Александрии и подвиг толпу на убийство ( Damascius. Vita Isidori.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

При обозрении дальнейшей жизни св. Кирилла Kopallik подробно останавливается на борьбе его с новацианами (ss. 4 – 9) и евреями (ss. 9 – 12), на убиении Ипатии (12 – 43), на деле об Иоанне Златоусте (34 – 65), на борьбе с несторианством и его последствиями (65 – 225) и на столкновении с Ювеналием Иерусалимским (225 – 229). Остальные факты и стороны жизни и деятельности св. Кирилла (напр., его архипастырская деятельность до несторианских волнений, последние годы его жизни и мн. др.) Kopallik даже не упоминает. Что же касается характера и метода этого сочинения, то почти справедливо оно названо одним ученым „панегириком св. Кириллу” 2 : ради защиты чести св. Кирилла от нападок недоброжелательных к нему историков, Kopallik, как увидим, иногда не стесняется извращать даже первоисточники своего труда. Библиографический очерк об этом сочинении дал проф. А. Лебедев 3 . Из русской литературы мы можем указать тоже только два сочинения, специально трактующие о жизни и деятельности св. Кирилла. А именно: · 1, Неизвестного автора „Краткое сведение о св. Кирилле, архиепископе александрийском“ 4 – статья, написанная по Acta Sanctorium, Bollandi, и по славянской Минеичетьи; научной ценности она не имеет. О грубых погрешностях, допущенных автором, мы в свое время будем говорить. · 2, Архим. Порфирия (Попова), „Св. Кирилл, архиепископ александрийский“ 5 . Это едва-ли не первый специальный труд на русском языке о св. Кирилле, написанный с приемами научной работы. Он написан под сильным влиянием Tillemonm’a, но далеко не исчерпывает его, так что знакомому с последним нет нужды читать это сочинение. Правда, есть в нем попытка дать специальное обозрение литературной деятельности св. Кирилла, но эта попытка ограничивается почти только перечнем его сочинений и кратким указанием их содержания. Кроме этих сочинений, специально обозревающих почти всю жизнь св. Кирилла, нам пришлось при изучении отдельных моментов, явлений и сторон жизни и деятельности св. Кирилла и для уяснения современной ему эпохи проштудировать целый ряд иностранных и русских сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Cyrillus von Alexandrien , Hildesheim, 1902. 67 .         Wiegl, Die Heilslehre hl. Cyrill von Alexandrien, Mainz, 1905. Из перечисленной литературы труды, указанные нами под 1 – 16, обозревают с перерывами всю жизнь св. Кирилла, но далеко не равномерно, пользуясь преимущественно сведениями из общих Церковно-исторических источников, и часто говорят со слов других. В общей Церковно-исторической литературе особенно подробно излагается борьба св. Кирилла с несторианством; сочинения, помеченные у нас 17 – 22, изображают именно эту деятельность св. Кирилла, останавливаясь преимущественно на её внешней, фактической стороне. Идейную же сторону этой борьбы имеют своим предметом сочинения, помещенные нами под 23 – 36. Сочинения под 37 – 45 помогли нам уяснить условия воспитания, образования и деятельности св. Кирилла до вступления на архиепископскую кафедру. Для правильного понимания юридической стороны разных довольно запутанных вопросов из жизни и деятельности св. Кирилла и его правовых отношений к разным современным ему лицам, обществам и событиям мы пользовались сочинениями под 46 – 58. Сочинения под 59 – 68, равно как и касающиеся идейной стороны борьбы св. Кирилла с несторианством 23 – 36), помогли нам уяснить богословское мировоззрение св. Кирилла. Литературу, касающуюся более или менее частных вопросов из жизни и деятельности св. Кирилла, мы не указываем здесь, надеясь сделать это в своем месте. Не считаем мы нужным подвергать здесь оценке уже указанную нами литературу, так как со взглядами, высказанными в ней на жизнь и деятельность св. Кирилла, мы будем считаться в своем месте. Творениями св. Кирилла и его современников мы пользовались преимущественно в издании Migne, Cursus completus (где творения св. Кирилла занимают тома от 68 до 77 включительно); в цитации этого издания мы будем употреблять сокращения: „ M.g.”=“Migne seria graeca” , „ M.l.”=“Migne seria latina”, первое число, при этом, означает том издания, а второе колонну. Документы, относящееся к Эфесскому собору, мы, сверх того, будем цитировать по изданию Mansi, Sacrorum nova amplissima collectio прибегая опять к сокращениям, напр: „М.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010