«Гутия, дракона горы, врага богов, унесшего в горы царство Сумира, наполнившего Сумир враждой, похитившего у супруга супругу и у родителей их детей... Энлиль, царь стран, послал Утухегаля, сильного мужа, царя Урука, царя четырех стран, царя, слово которого не имеет равного, сокрушить имя его (т. е. Гутия). Он отправился к своей госпоже Иннине и помолился ей: «О владычица, львица битвы, прекрасная видом в странах, Энлиль послал меня восстановить царство Сумира и его независимость, будь мне помощница»... Тирикан, царь Гутия, изрек: «никто не вышел против меня». Он овладел всем Тигром до берега моря, до Нижнего Сумира»... Далее повествуется о жертвоприношениях царя в храмах Эреха и других городов и воззваниях к жителям о своем посланничестве. Наконец, после поражения «Тирикан убежал один пешком». Его возница убежал в Дубрум. Жители Дубрума, зная, что Утухегаль – царь, которому Энлиль дал силу, не оказали ему помощи... Тирикан пал к его ногам, а он поставил на него свою ногу. Вероятно, в это же время опять достигают некоторой самостоятельности городские области и исаки, и лучше других известный нам Лагаш выдвигает в это время (XXV в.) знаменитого Гудеа, который всегда называет себя тоже исаком. Чей он был вассал, мы не знаем, сам он всегда называет своими царями местных богов-(напр.: «Гудеа, исак Лагаша, Нингиреу, своему царю»), но неоднократно перечисляет дары, посылаемые, как дань, какому-то лугалю и царице; это были золотые слитки, изделия из драгоценных металлов, парадные постели и т. п. Вероятно, этими владыками были Гутии, которые в это время уже упрочились на севере настолько, что могли получать корабли товаров из Южного Сумира. Гудеа оставил нам множество надписей и удивительных памятников скульптуры. Следуя благочестивому обычаю сумерийцев, Гудеа ставил в храме и во дворце свои, названные знаменательными именами, сидящие диоритовые статуи, украшающие теперь Лувр. Они поражают тщательной отделкой, но доказывают, что мастера еще не всегда могли справиться с пропорциями.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В столице Франции св. Мануила II Палеолога встречали великолепно. Несмотря на длившуюся Столетнюю войну и скудность государственной казны, король Карл VI сделал все, чтобы достойно встретить «Императора греков», как Римского царя называли на Западе. 3 июня 1400 г., когда св. Мануил II въехал на Шарантонский мост, его встречал сам Французский король со свитой, канцлер, президенты обеих палат Парижского парламента в сопровождении 500 депутатов, три кардинала и 2 тысячи конных парижан. Император, верхом на лошади, в белых шелковых одеждах, производил прекрасное впечатление на французов. Его приветствовали громкими криками на всем пути следования. После королевского пира его отвезли в Лувр, где разместили в прекрасных апартаментах 775 . Целых 4 месяца провел св. Мануил II в Париже и получил долгожданную помощь, хотя и в скромных размерах. Королевский совет дал ему разрешение сформировать отряд численностью 1200 рыцарей во главе с тем же маршалом Бусико, но более ничем помочь не смог. Дальнейшее пребывание во Франции становилось накладным. Хотя парижане и определили средства для содержания Римского василевса и его двора, но царь постоянно нуждался. Чтобы покрыть текущие расходы и собрать средства для нового Крестового похода, св. Мануил II Палеолог был вынужден продавать святые мощи, находившиеся при нем. А его чиновник Хрисолор торговал папскими индульгенциями. Согласимся, жалкое зрелище для величественного императора тысячелетней Римской империи 776 . Из Парижа Палеолог отправился в Лондон, где его также обнадежили – видимо, Английский король Генрих IV Болинброк (1399–1413) не хотел отставать от «наихристианнейшего короля» Франции. Как и французы, англичане выказали большое уважение царскому сану св. Мануила, надеясь, что сбор пожертвований даст приличную сумму денег Византийскому императору. По всей стране были установлены специальные деревянные ящики для приема денег, и всего набралось около 4 тысяч фунтов стерлингов 777 . Византийцам были обещаны рыцари и знаменитые английские лучники, о чем император св. Мануил II радостно и уведомил Константинополь в своем письме. Однако эта помощь осталась на бумаге – сославшись на непредвиденные обстоятельства, Английский король вскоре фактически аннулировал свои обязательства 778 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во внимании к росписям Пантеона или Сорбонны сказывалось тяготение Борисова-Мусатова к работе с масштабными пространствами, к монументализму— ведь о том же кричит и письмо, только что процитированное, с признаниями в зависти к Тинторетто и Веронезе. Мечтам его, к несчастью, так никогда и не суждено было осуществиться. А что же импрессионисты? К ним во Франции относились в те годы ещё весьма настороженно. Борисов-Мусатов успел застать завершение скандала с завещанием Кайботта. Этот живописец оставил в наследство государству свою коллекцию импрессионистов, но в художественных кругах преобладало мнение, что принятие такого дара «равносильно моральному падению» (вспомним: Маковский сравнивал живопись Серова с сифилисом,— сходная ситуация?). Завещатель ставил условием размещение всей коллекции в Лувре. Однако по обыкновению тех лет все новые произведения поступали вначале в Люксембургский дворец и уже оттуда передавались в Лувр, если выдерживали испытание временем. Именно в Люксембургском музее увидел Борисов-Мусатов столь вожделенных для себя Моне, Мане, Ренуара, Дега, Сезанна, Сислея. Результат— в его собственном признании: «Мои художественные горизонты расширились, многое, о чём я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом я получил возможность грезить глубже, идти дальше в своих работах» 8 . С импрессионистами, постимпрессионистами встречался он и в небольшой галерее Дюран-Рюэля. Здесь его «любовью» стала Берта Моризо, посмертную выставку которой увидел весною 1896 года. А.Бенуа рассказывал о своих сильных впечатлениях от выставлявшихся здесь же Ренуара, Дега, Моне, отмечая особенный живописный дар последнего. Всё это, несомненно, должен был видеть и Борисов-Мусатов. В то же самое время русские художники, учившиеся в Париже вместе с Борисовым-Мусатовым, импрессионистов не знали и знать поначалу не желали. Когда приехавший сюда в сентябре 1895 года Грабарь обнаружил в одном из магазинчиков восхитивших его Сезанна, Гогена, Ван Гога и Мане и затем с восторгом поведал о том соотечественникам (среди них— давние приятели Борисова-Мусатова Альбицкий и Шервашидзе), те подняли его на смех:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

– Чем в России была фотография? – В России фотография была инструментом социально-политического влияния. Это был инструмент пропаганды. И инструмент изготовления отвратительного качества фотографий на паспорт и портретов передовиков производства на проходной. Доска почета советской эпохи Да, существовали фотоклубы, особенно в Прибалтике, во Львове, был московский клуб «Новатор», пара питерских клубов, но они не могли оказать существенного влияния на фотографию. И даже работы этих фотоклубов, по большому счету, оставались в рамках социализма. Ведь за любой шаг вправо или влево тебя могли закрыть. Это не говорит о потенциальной талантливости или не талантливости тех людей, которые занимались фотографией, это говорит о тех условиях, в которых они жили. Если мы возьмем двух одинаковых человек с одинаковым талантом, но в разных условиях, и сравним: одному из них в школе промывают мозги сначала октябрятскими, потом пионерскими идеями, потом он сидит на комсомольских собраниях, потом на парткомах, при этом он боится, что за ним следит всевидящее око кровавой гэбни, и он понимает, что если он что-то сделает, что будет встречено неодобрительно властями, то, скорее всего, его жизнь приобретет некоторые, весьма специфические и неприятные аспекты. Или тот же человек живет в Париже, общается с людьми, которые все время говорят, живут и дышат тем, чтобы создать новое. Он учится где-нибудь в Сорбонне, где ему говорят: «Слушай, последние две тысячи лет в искусстве мы все занимаемся тем, что ищем новое, и это ценно! Если ты сходишь в Лувр, потом посмотришь на это и скажешь: «ребята, это фигня, а я вижу иначе», – то вот это-то будет круто». Понятно, что на выходе эти два человека будут снимать по-разному, разное, и они будут мыслить по-разному, хотя, в принципе, они оба одинаково талантливы. Именно эта разница условий формировала российскую фотографию, и, к сожалению, не в очень хорошую сторону. Поэтому, может быть, для американской, английской или французской фотографии переход от пленки к цифре как переход от фотографии элитарной к фотографии массовой прошел гораздо безболезненнее.

http://pravmir.ru/andrey-rogozin-o-selfi...

Директора крупнейших галерей мира собрались в Риме, чтобы отметить 500-летие Ватиканских музеев Рим, 14 декабря 2006 г. В Ватикане в среду вечером открылся всемирный " музейный саммит " с участием директоров крупнейших галерей мира, который завершает торжества в связи с 500-летием Ватиканских музеев - одного из крупнейших на планете собраний произведений искусства. К участникам саммита обратился госсекретарь (глава правительства) Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне, напомнивший о роли католической церкви в создании мирового художественного наследия, одним из воплощений которой являются " папские музеи " , сообщает ИТАР-ТАСС. На встрече в Ватикане директора крупнейших музеев мира обсуждают проблемы сохранения мирового культурного наследия и будущее музейного дела. В субботу участники встречи будут приняты Папой Римским Бенедиктом XVI. В их числе Франческо Буранелли (Ватиканские музеи), Клаудио Стринати (Римский музейный центр), Нейл Макгрегор (Британский музей), Анри Луаретт (парижский Лувр), Майкл Брэнд (Музей Гетти в Малибу, США), Бернд Линдеманн (берлинская Национальная картинная галерея). Как сообщили корр. ИТАР-ТАСС в Государственном Эрмитаже, директор крупнейшего российского музея Михаил Пиотровский, чье участие первоначально планировалось, не сможет принять участие во встрече. На Апеннинах есть много музеев мирового значения, однако Ватиканские музеи среди них самые популярные: в этом году их посетили более 4 млн. человек. Начало их коллекции положил Папа Юлий II дела Ровере, покровитель Рафаэля и Микеланджело, который в этот день в 1506 году установил в одном из внутренних дворов Ватиканских дворцов знаменитую античную скульптурную композицию " Лаокоон " , незадолго до этого найденную Микеланджело недалеко от Колизея в руинах Золотого дома Нерона. Сейчас Ватиканское собрание включает в себя 10 различных музеев. Помимо музея классической античности, где выставлены такие шедевры как Лаокоон и Аполлон Бельведерский, это музеи этрусских и египетских древностей, христианского религиозного искусства, Пинакотека, включающая произведения мастеров Возрождения - Леонардо, Рафаэля, Тициана, Караваджо, музей гобеленов, этнологический миссионерский музей. Посетители имеют доступ во внутренние помещения Ватиканских дворцов, расписанные великими мастерами, в первую очередь в Станцы/комнаты/Рафаэля и Сикстинскую капеллу с фресками Микеланджело. 14 декабря 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19897.html

Сочетавшиеся с амулетами и брактеатами кресты, как следует из описаний церемоний визант. двора имп. Константина Багрянородного (913-959), были не просто христ. символами, но связывались с определенным званием и служили его почетным знаком. Евангельские сцены можно видеть на нек-рых браслетах, происходящих из Сирии и Египта, а также на перстнях-инсигниях и обручальных кольцах. Фибулы и пряжки отличались многообразием. В IV в. преобладали фибулы-броши с эмалью и полудрагоценными камнями и арбалетные фибулы «луковичного» типа с гравировкой, чернью и инкрустациями; в V в.- большие трапециевидные фибулы с эмалями и двупластинчатые экземпляры с гравировкой и накладной крученой проволокой, последние легли в основу многообразных вариантов двупластинчатых фибул VI и VII вв. Пряжки в IV в. украшались крестами, на рубеже V-VI вв. геометрическим орнаментом и перегородчатой инкрустацией, в VI в.- орнаментом в виде лилии, накладками с антропоморфными изображениями, монограммами, включенными в растительный и геометрический орнаменты, в VII в.- изображениями львов, грифонов, виноградных лоз, побегов плюща, различных пальметок, реже выступающими фигурными крестиками. В ажурной технике интерасиле (от лат. interra  silis - резной, узорчатый) декорировались золотые браслеты, серьги, перстни, ожерелья и свадебные пояса. Напр., на одном из таких поясов (Лувр, Париж), на 2 больших дисках, служивших застежкой, представлен Христос, венчающий жениха и невесту, а на малых дисках, составляющих сам пояс, помещены бюсты Тихе (богиня судьбы и удачи, олицетворение городов) и участников дионисийского шествия. Из жития прав. Алексия, человека Божия, явствует, что подобные свадебные предметы не участвовали в обряде венчания, но дарились новобрачной ее супругом в брачном покое («И вошед в брачный покой, юноша увидел ее сидящей в кресле. И он взял свой золотой перстень и поясную пряжку, завернутые в пурпурного цвета покров, и отдал ей».- Жития визант. святых/Пер. С. В. Поляковой. СПб., 1995. С. 322-323).

http://pravenc.ru/text/387113.html

Когда, наконец, вдосталь насмотревшись на Университетскую сторону, вы обращались к правому берегу, к Городу, панорама резко менялась. Город, хотя и более обширный, чем Университет, не представлял такого единства. С первого же взгляда нетрудно было заметить, что он распадается на несколько совершенно обособленных частей. Та часть Города на востоке, которая и теперь еще называется «Болотом» (в память о том болоте, куда Камюложен завлек Цезаря), представляла собою скопление дворцов. Весь этот квартал тянулся до самой реки. Четыре почти смежных особняка – Жуй, Сане, Барбо и особняк королевы – отражали в водах Сены свои шиферные крыши, прорезанные стройными башенками. Эти четыре здания заполняли все пространство от улицы Нонендьер до аббатства целестинцев, игла которого изящно оттеняла линию их зубцов и коньков. Несколько позеленевших от плесени лачуг, нависших над водой перед этими роскошными особняками, не мешали разглядеть прекрасные линии их фасадов, их широкие квадратные окна с каменными переплетами, их стрельчатые портики, уставленные статуями, четкие грани стен из тесаного камня и все те очаровательные архитектурные неожиданности, благодаря которым кажется, будто готическое зодчество в каждом памятнике прибегает к новым сочетаниям. Позади этих дворцов, разветвляясь по всем направлениям, то в продольных пазах, то в виде частокола и вся в зубцах, как крепость, то прячась, как загородный домик, за раскидистыми деревьями, тянулась бесконечная причудливая ограда удивительного дворца Сен-Поль, в котором могли свободно и роскошно разместиться двадцать два принца королевской крови, таких, как дофин и герцог Бургундский, с их слугами и с их свитой, не считая знатных вельмож и императора, когда тот посещал Париж, а также львов, которым были отведены особые палаты в этом королевском дворце. Заметим, что в то время помещение царственной особы состояло не менее чем из одиннадцати покоев, от парадного зала и до молельной, не считая галерей, бань, ванных и иных относящихся к нему «подсобных» комнат; не говоря об отдельных садах, отводимых для каждого королевского гостя; не говоря о кухнях, кладовых, людских, общих трапезных, задних дворах, где находились двадцать два главных служебных помещения, от хлебопекарни и до винных погребов; не говоря о залах для разнообразных игр – в шары, в мяч, в обруч, о птичниках, рыбных садках, зверинцах, конюшнях, стойлах, библиотеках, оружейных палатах и кузницах. Вот что представлял собою тогда королевский дворец, будь то Лувр или Сен-Поль. Это был город в городе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Зачем папа Римский вспомнил православного императора? Мануил II Палеолог с семейством. Труды Дионисия Ареопагита. Париж, Лувр 12 сентября в Регенсбургском университете папа Римский Бенедикт XVI выступил с лекцией, посвященной историческому исследованию исламского экстремизма и джихада. При этом он процитировал высказывание православного византийского императора Мануила II Палеолога: «Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и вы найдете злые и бесчеловечные вещи, такие как приказы мечом нести веру, которую он проповедовал». Перед тем как привести эти слова, папа дважды оговорился, что это всего лишь цитата. Но это его не спасло. Сразу же, будто повинуясь взмаху невидимой дирижерской палочки, раздался хор возмущений и угроз со стороны мусульман. Сомалийский шейх Абубакар Хассан Малин призвал мусульман всего мира «выследить и убить» папу Бенедикта XVI. «Кто бы ни оскорблял нашего пророка Мухаммеда, тот должен быть убит на месте ближайшим мусульманином», – сказал шейх Малин, видный религиозный деятель в столице Сомали. «Мы обращаемся ко всем исламским общинам мира с просьбой отомстить пустому критикану, называющему себя папой Римским», – добавил он. Иракская сунитская организация «Совет моджахедов шуры», убившая ранее сотрудников российского посольства в Багдаде, призвала объявить джихад западным странам из-за регенсбургской речи папы Римского. «Мы предупреждаем поклоняющегося кресту: ты и Запад будете разбиты, как это произошло в Ираке, Афганистане и Чечне. Мы сломаем крест и выльем вино. С помощью Всевышнего мы завоюем Рим. Мы перережем им горло, а их деньги и дети станут трофеем моджахедов», – говорится в заявлении, опубликованном на одном из мусульманских интернет-сайтов. Иракская группа «Армия Муджахидина» в аналогичном сообщении заявила: «Мы клянемся, что мы уничтожим их крест в сердце Рима… и что их Ватикан будет поражен и папа Римский будет его оплакивать». Еще одна иракская группировка, «Ансар ас-Сунна», предупредила христиан: «Наши мечи будут грозить вам, пока вы не вернетесь в лоно ислама – истинной веры».

http://pravoslavie.ru/593.html

К числу древнейших сохранившихся икон относятся найденные в Б. энкаустические иконы VI-VII вв.: «Еп. Авраамий» (Гос. музей. Берлин), «Христос и св. Мина» (Лувр. Париж). Сохранились фрагменты резного декора по дереву и камню (капители, фризы, панели дверей и др.). Несомненный интерес представляют многочисленные надписи, найденные в Б. Ист.: Hist. mon. in Aeg. P. 46-71; Созомен Церк. ист. III 14; VI 29; Rufinus. Hist. mon. S. 286-307 (рус. пер. Руфин. Жизнь отцов. С. 37-52); Ернштедт П. В. Коптские тексты Гос. Эрмитажа. М.; Л., 1959. C. 17-22, 35-42, 175 [папирусы Б. из собр. Эрмитажа]. Лит.: Cl é dat J. Le monastère et la nécropole de Baouït//Mémoires de l " Inst. français d " archéologie orientale du Caire. Le Caire, 1904. T. 12; idem. Baouït//DACL. Vol. 10/1. Col. 203-251; MacCoull L. The Bawit Contracts: Texts and transl.//The Bull. of the American Soc. of Papyrologists. N. Y.; Toronto; Chico, 1931. P. 141-158; Maspero J. Fouilles exécutées a   Baouît/Not. et éd. par E. Drioton//Mémoires de l " Inst. français d " archéologie orientale du Caire. 1932. T. 59; Coquin R. -G. , Martin M. , Severin H. G. , du Bourget P. Bawit//CoptE. Vol. 2. P. 362-372; Шуринова Р. Д. Коптская ткань V-VI вв. с изображением святого//ВВ. 1967. Т. 27. С. 243-247; Van Moorsel P. Forerunners of the Lord: The Meaning of Old Testament Saints in the Daily Office and Liturgy Reflected in Medieval Church Decoration//Coptic Art and Culture/Netherlands Inst. for Archaeology and Arabic Stud. in Cairo. Cairo, 1990. P. 19-29; Каковкин А. Я. О литургической интерпретации ранних апсидных программ (росписи часовни 28 в Бауите)//Восточнохристианский храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 148-153; он же. Персонификация Святой Церкви в коптском искусстве//Троицкие чтения, 1997: Сб. ст. Большие Вяземы, 1998. С. 122-132. Rutschkovskaya M. -H. Le monastère de Baouit - état de publication//Divitae Aegypti: koptologische und verwandte Studien zu Ehren von M. Krause. Wiesbaden, 1995. S. 279-288 [Библиогр. о Б.].

http://pravenc.ru/text/77688.html

Выставка Рафаэля в Скудерие дель Квиринале в Риме. Фото: Scuderie del Quirinale Рим, 30 апреля. Главное событие года Рафаэля — выставка гения эпохи Возрождения в Скудерие дель Квиринале в Риме открылась 5 марта и, проработав всего три дня, была закрыта из-за пандемии коронавируса задолго до официальной даты завершения, 2 июня. За три дня на ней побывало 6 тыс. человек, и уже было куплено 77 тыс. билетов. Теперь встал вопрос, возмещать ли их стоимость или продлить срок действия, сообщает The Art Newspaper Russia . Как написала итальянская газета La Repubblica, организаторы выставки работают над возможностью ее продолжения. В 500-летнюю годовщину со дня смерти Рафаэля, 6 апреля, президент Италии Серджо Маттарелла сказал: «Мы надеемся, что выставка распахнет свои двери как можно скорее, чтобы дух Ренессанса, которым проникнуто неподражаемое искусство Рафаэля, дал бы энергию для перезапуска Италии и Европы». Марио де Симоне, президент компании Ales, занимавшейся организацией выставки, рассказал, что они надеялись вновь открыться как можно скорее, однако кураторам необходимо было связаться с большим числом иностранных музеев, предоставивших экспонаты, для официального продления срока их показа. «Однако мы встретили чувство солидарности со стороны всех итальянских и иностранных учреждений в отношении проекта в Скудерие дель Квиринале», — добавил он. Сообщается, что открытие выставки возможно после 6 июня. Ситуация облегчается тем, что выставка просто была законсервирована — экспонаты не успели разъехаться «по домам» из Италии, в том числе из-за приостановки авиасообщения. Сотрудники Скудерие дель Квиринале подчеркивают, что графика, которая имеет свои особенности экспонирования, была немедленно снята со стен и помещена в темное хранение, что позволит повесить ее вновь, когда выставка откроется. Двести произведений Рафаэля для показа в Скудерие дель Квиринале предоставили Галерея Уффици, Музеи Ватикана, Музей Каподимонте и Национальный археологический музей в Неаполе, Лувр, Прадо, Альбертина, Национальная галерея и Королевская коллекция в Лондоне, Музей Ашмола в Оксфорде, Национальная художественная галерея в Вашингтоне и другие музеи. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010