да В. разрабатывал иконографию благовествующего ангела (Королевская б-ка, Виндзор), впосл. положенную в основу картины «Св. Иоанн Креститель» (1513-1516, Лувр, Париж). Параллельно он был занят поисками композиции для картины «Леда и лебедь». Л. да В. выбирал между 2 основными версиями - коленопреклоненной по образцу античной статуи Афродиты (Королевская б-ка, Виндзор; Музей Бойманса - ван Бёйнингена, Роттердам) или стоящей женской фигурой. Среди живописной продукции мастерской, созданной на основе этих рисунков, преобладает 2-й вариант (Галерея Уффици, Флоренция; Галерея Боргезе, Рим и др.). Центральным произведением Л. да В. этого периода является портрет Лизы Герардини («Джоконда», или «Мона Лиза»), супруги Франческо дель Джокондо (ок. 1500-1507, Лувр, Париж),- одно из самых знаменитых произведений мировой живописи, породившее множество спорных толкований в искусствоведческой лит-ре и художественных реинтерпретаций. Причиной этого интереса явилась беспрецедентная новизна формально-стилистического решения, предложенного Л. да В. Истоки иконографии этого портрета обнаруживаются во флорентийской живописи позднего Кватроченто (напр., в жен. портрете работы Лоренцо ди Креди, ок. 1490, Городская пинакотека, Форли), опиравшейся на нидерландские образцы ( Z ö llner. 2011. Р. 160). Л. да В. удалось преобразовать эту схему так, что, несмотря на небольшой формат портрета, фигура молодой женщины, сидящей в открытой лоджии на фоне широкой показанной с высокой т. зр. панорамы, кажется очень значительной. Мотивы, использованные в пейзаже, выдают интерес Л. да В. к горным ландшафтам, к изображению каменистых поверхностей, к-рый присутствовал уже в «Мадонне в скалах». Гармоническое единение величественного образа природы и умиротворенной человеческой фигуры заставляет вспомнить об идее взаимодействия между макро- и микрокосмом, чрезвычайно важной для философии Ренессанса в целом и вытекающей из нек-рых естественнонаучных суждений самого художника. Мягкая светотеневая моделировка, едва уловимые, будто блуждающие тени и вспышки света на платье и особенно на лице и спокойно сложенных руках модели создают эффект дымки (сфумато).

http://pravenc.ru/text/2463395.html

Роль обрядовой стороны заключается в репрезентации Страстей, но не сакраментально (т. е. об этом нельзя говорить в терминах субстанции и акциденции), т. к. обряд представляет собой действие (actio), а не бытие (esse) (Ibid. qu76. ar2. ra1; qu79. ar1. co; qu83. ar1. co). Истинная крестная Жертва по отношению к обряду имеет историческое значение, а по отношению к хлебу - сакраментальное. Все обряды нужны только для того, чтобы приготовить верных к освящению Даров (Ibid. qu83. ar4. ra1). Через участие в мессе верные наследуют плоды Страстей, но не участвуют в самих Страстях (Ibid. qu83. ar1. co). Итогом освящения является реальное присутствие Христа пострадавшего (Christus passus) под видом хлеба и вина. Органическая связь исторической крестной Жертвы и евхаристической Жертвы удостоверяется: 1) через тождественность самой Жертвы, 2) через присутствие Христа под знаками Страстей, 3) через тождественность Первосвященника-Христа, Который действует через служащего священника, 4) усвоением плодов крестной Жертвы «по силе (или факту) совершенного действия» (ex opere operato) во время мессы и посредством мессы. «Триумф Фомы Аквинского». 1471 г. Худож. Беноццо Гоццоли (Лувр, Париж) «Триумф Фомы Аквинского». 1471 г. Худож. Беноццо Гоццоли (Лувр, Париж) Выражение «ex opere operato» Фома использовал в сакраментальном контексте 20 раз в «Толковании на Сентенции» и ни разу - в «Сумме теологии». В «Толковании на Сентенции» выражение используется в нескольких смыслах. Во-первых, в связи с различными аспектами крестной Смерти: само таинство называется opus operatum, а его использование - opus operans ( Idem. In Sent. IV d1. q1. a5. qc.1. co). Во-вторых, ex opere operato противопоставляется выражению «только от веры» (solum ex fide) в отношении действенности таинства для того, кто его принимает: таинство имеет силу не от веры его принимающего, а по факту совершения обряда (Ibid. d2. q1. a4. qc4. ad 2). В-третьих, об opus operatum говорится в связи с вопросом о сотрудничестве в таинстве благодати Божией и действий служителя таинства (opus operans) (Ibid.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Стела царя Меши. IX в. до Р. Х. (Лувр, Париж) Стела царя Меши. IX в. до Р. Х. (Лувр, Париж) Давид провел реформу гос. аппарата. В Библии сохранились подробные списки офиц. лиц царства (2 Цар 8. 16-18; 20. 23-26; 1 Пар 27). Во главе войска стоял Иоав; наемников из Филистии, «керети и пелети», выполнявших кроме прочего роль царских телохранителей (2 Цар 20. 23), возглавлял Ванея (  ). Ядро воинства Давида составляли знаменитые 30 (37) героев - дружина царя (2 Цар 23. 24-39; 1 Пар 11. 10 слл.). Первосвященником был Садок (  ), но, возможно, и Авиафар, во всяком случае в течение какого-то периода. Важную роль при дворе играли софер, секретарь (букв.- писец) и мазкир - царский глашатай, объявлявший указы, и/или придворный историограф (хронист). Ашер-ал-гам-мас - сборщик податей контролировал выполнение трудовой повинности населением; видимо, в целях соответствующего надзора была проведена перепись населения. Появляются «советники» и «друзья» царя; большую роль при дворе играют его сыновья. Учреждение новых органов и институтов гос. власти приводит к появлению нового сословия - царского чиновничества. Высшие чиновники носят титул «раб царя» (это звание встречается как в Библии, так и на обнаруженных печатях и печатках чиновников вместе с именем соответствующего царя). В 1 Пар 27. 25-31 приведен длинный список чиновников, заведующих царским имуществом: полями, виноградниками, оливковыми рощами, скотом и др. Обширные царские угодья в значительной мере обеспечивали независимость царского двора от различных категорий и групп подданных. В библейских повествованиях о Давиде сохранились упоминания о выступлениях, направленных против царя (в 2 Цар 15-18 рассказывается о неудавшемся восстании сына Давида Авессалома (  ), а в гл. 20 - о восстании Савея (  ) из колена Вениамина). В 1993-1994 гг. на севере Израиля, в Тель-Дане, были обнаружены фрагменты победной стелы дамасского царя (вероятно, Азаила ,  ) с надписью на арам. языке, палеографически датируемой 2-й пол.- сер. IX в. В тексте стелы упоминается «[ца]рь (из) дома Давида» (   строки 8-9), т. е. основанной Давидом династии иудейских царей. Эта находка, как кажется, ставит точку в дискуссии с «библейскими минималистами», оспаривавшими историчность фигуры царя Давида. Предположительно имя Давида упоминается и в тексте стелы моавитского царя Меши (правил в сер. IX в. до Р. Х.), обнаруженной в Дибане (ныне Иордания) еще в 1868 г.: в строке 12 говорится об «очаге жертвенника Давида (?) (вариант - Додо?)» (     [ ]), захваченном Мешей в заиорданском Атароте, а в строке 31 - о «доме [Да]вида (?)» (  ).

http://pravenc.ru/text/293912.html

Аристотель. Рим. копия сер I в. до Р. Х. с греч. оригинала. Ок. 320 г. до Р. Х. (Музей истории искусств, Вена Аристотель. Рим. копия сер I в. до Р. Х. с греч. оригинала. Ок. 320 г. до Р. Х. (Музей истории искусств, Вена Аристотель из г. Стагира (384-322) нек-рое время был учеником Платона в Академии, однако затем разошелся с ним во взглядах и в 334 г. основал в Афинах собственную школу - Ликей. Обладая очень широкими интересами, Аристотель оставил обширное наследие в виде трактатов по самым разным научным направлениям, стал одним из крупнейших систематизаторов знаний в истории науки. Философию он подразделял на теоретическую (физика, математика, метафизика) и практическую (этика, политика, риторика, экономика, поэтика). Критикуя Платона, Аристотель отрицал самостоятельное существование мира идей и доказывал неразрывную связь вещей и их умопостигаемых сущностей. Школа Аристотеля в дальнейшем была известна как философское направление перипатетиков. А. В. Стрелков Эпоха эллинизма (323-30 гг. до Р. Х.) Александр Македонский. Мастер Лисипл. 356-323 гг. до Р. Х. (Лувр, Париж) Александр Македонский. Мастер Лисипл. 356-323 гг. до Р. Х. (Лувр, Париж) традиционно определяется как период от смерти Александра Македонского до присоединения Египта к Римской державе. Эллинизм рассматривается как сложное социально-экономическое, политическое и культурное явление, основанное на взаимодействии эллинских и местных (гл. обр. ближневосточных) традиций. Политическая история эпохи эллинизма подразделяется на 3 периода: борьбу диадохов за наследие Александра (323-281); формирование социально-экономической и политической структуры и расцвет эллинистических гос-в (281-196); экономический спад, нарастание социальных противоречий и подчинение эллинистического мира рим. господству (196-30). После смерти Александра неск. десятилетий продолжалась борьба за его наследство между его полководцами, за к-рыми закрепилось название «диадохи» (διδοχοι - преемники). Одни из них (Пердикка, Антигон) пытались сохранить единство империи и претендовали на власть во всем гос-ве. Другие, оказавшиеся более реалистичными, делали ставку на создание новых государств из отдельных сатрапий державы Александра. Так возникли государства Птолемеев в Египте, Селевкидов в Сирии и Месопотамии, Митридатидов в Понте, Атталидов в Пергаме, Антигонидов в Македонии. Новые государства отличались большой территорией, пестротой этнического состава населения. Везде наемное греко-македон. войско было важнейшим инструментом новой царской власти. Опору греко-македон. господства на завоеванных землях составляла сеть формировавшихся греч. городов, в организации к-рых копировалась ставшая уже обычной для греков модель полисного устройства.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Как они могут помогать? Например, вечная для меня проблема музея – я не люблю этикеток: когда люди читают этикетку, это отвлекает. Сейчас появился аудиогид, который заменяет вам этикетку, он говорит и не мешает смотреть, а вы получаете информацию. Или еще пример: мазок художника обычно не разглядишь. А когда тебе на экране планшета показывают мазок, это замечательно, это дополнение к тому, что ты видишь. Но это не должно заменять саму вещь. Мы особенно раньше не говорили про сакральность – вроде мы посередине и всё в порядке, развлечение не перевешивает воспитательную часть. Но потом люди уже перестали различать шатер с «ван гогами» на всех углах и настоящего Ван Гога. И значит, про это надо напоминать. Причем напоминать и в деловых вопросах. Например, сейчас мы бьемся с Министерством культуры, которое, с одной стороны, декларирует, что надо максимально бесплатно пускать людей, а с другой – не дает на это денег и даже при этом ставит какой-то план по доходам музея. План по доходам – это конфликт, которого не должно быть: либо ты выполняешь социальную функцию и идешь на какие-то жертвы, либо бьешься за доходы. Например, Эрмитаж зарабатывает достаточно приличные деньги, но никогда не за счет социальной программы. Наоборот, у нас миллион из трех с половиной миллионов посетителей ходят бесплатно, это никто не компенсирует, это наш долг, который мы оплачиваем из собственного кармана. – А как вы считаете, посещаемость музеев как-то зависит от общественно-политического климата в стране? – Серов? – Да, Серов, например. – Во-первых, посещаемость – очень лукавый критерий. Когда приходят четыре с половиной миллиона человек в год, музей переполняется, он не выдерживает. Не должно быть критерием как можно больше посетителей, нужно ставить вопрос по-другому: «А сколько надо?» Есть пример Лувра, в который ходит восемь миллионов в год. Когда построили новый Лувр, подсчитали, что он хорошо вмещает пять миллионов человек, а у них тогда и миллиона не было, поэтому к этим пяти миллионам они и стремились. А сейчас там такие толпы, что туристы не включают Лувр в десятку лучших музеев, потому что там очень трудно ходить и это мешает что-либо увидеть.

http://pravmir.ru/creative/mihail-piotro...

надписям, св. Стефану и св. Иоанну из Аттарути. Клад литургических предметов из Аттарути (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) Клад литургических предметов из Аттарути (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) Находившийся вблизи Апамеи г. Аттарути (древняя Тарутия), разрушенный персами в 614 г., был обследован экспедицией Принстонского ун-та. В ходе раскопок были найдены фундаменты 2 храмов, один из к-рых был посвящен св. Стефану, а др.- св. Иоанну Крестителю. На 10 потирах и 3 кадилах из Аттарути с подчеркнутой экспрессией, достигаемой контрастами золотых и серебряных поверхностей и условной передачей очертаний фигур с помощью т. н. штриховой манеры, изображаются под арками Христос между св. Стефаном и св. Георгием, Христос между 2 архангелами, Богоматерь со святыми Иоанном Крестителем и Феодором. Свадебный пояс. VI в. (Лувр. Париж) Свадебный пояс. VI в. (Лувр. Париж) Для украшения ювелирных изделий мастера помимо чеканки, штамповки и гравировки применяли перегородчатую инкрустацию в сочетании с полудрагоценными камнями, эмаль, выемчатую и перегородчатую, технику миллефиори, филигрань и зернь. Перстни, браслеты, ожерелья и пояса являлись не только украшениями, но имели функциональное назначение как инсигнии власти и принадлежности к определенной социальной группе, предметы, связанные с христ. культом или с оккультной практикой и магией. Браслеты и ожерелья «монетного типа» служили наградами отличившимся воинам, подарками варварским вождям. О сплетенных из золотых нитей шнурах с подвесками, отправленных предводителям авар, сообщает историк Менандр Протиктор (VI в.). Любопытное свидетельство содержится в «Готской войне» Прокопия Кесарийского ( Procop. Bella. VII 1. 8): полководец имп. Юстиниана I Велисарий награждал наиболее отличившихся деньгами, золотыми браслетами и ожерельями. Подвешенные к шнурам ажурные золотые листья, круги, медальоны (брактеаты), подобно тому как это имело место в Римской империи, являли собой знаки воинского отличия. Полые цилиндрики на цепях, происшедшие от амулетных обойм с вложениями, выполняли функции филактериев (амулетов).

http://pravenc.ru/text/387113.html

1693-1700. Vol. 1: «Della figura»). Если с указанной точки зрения убедительной кажется архитектура, то искажаются фигуры, и наоборот. Причина этого кроется в том, что для Поццо архитектура отождествлялась с рациональным началом, а образы горнего мира - с иррациональным ( Nicolai F. Beschreibung einer Reise durch Deutschland und dei Schweiz, im Jahre 1781. B.; Stettin, 1783-1785. Bd. 1. S. 650). Доктрина Римской коллегии утверждала: удаление от истинной точки зрения, определить которую позволяет правильное религиозное и моральное воспитание, есть удаление от добродетели и приближение к пороку. Триумф св. Игнатия. Роспись ц. Сант-Иньяцио в Риме. Завершена к 1694 г. Худож. Андреа дель Поццо Триумф св. Игнатия. Роспись ц. Сант-Иньяцио в Риме. Завершена к 1694 г. Худож. Андреа дель Поццо После росписи ц. Сант-Иньяцио Поццо были написаны купола церквей во Фраскати, в Монтепульчано, Ареццо, Л " Акуиле, Вене, Любляне. Большая их часть выполнена при помощи учеников или только учениками по эскизам и под руководством мастера. Роспись купола аббатства святых Флоры и Лукиллы в Ареццо (1702) указывает на стадию перехода от иллюзионизма барокко к рационализму Сеттеченто. Монументально-декоративные проекты Поццо принадлежат к высшим достижениям живописи позднего барокко. Его стиль повлиял на развитие последующих живописно-архитектурных иллюзионистических проектов и стал образцом для мастеров И., стран Центр. и Вост. Европы и Вост. Азии. Среди его последователей - А. Колли и Дж. Барбьери (в И.), И. Хейбель (в Богемии), К. Базанка (в Польше), К. Таух (в Австрии и Силезии), Дж. Кастильоне (в Китае). Царь Саул у Аэндорской волшебницы. 1668 г. Худож. Сальватор Роза (Лувр, Париж) Царь Саул у Аэндорской волшебницы. 1668 г. Худож. Сальватор Роза (Лувр, Париж) В Сеиченто зародилась т. н. предромантическая тенденция итальянской живописи (С. Роза, Дж. М. Креспи, А. Маньяско), характерная и для XVIII в. и оказавшаяся родственной его исторической специфике. Это направление, знаменующее начало изживания старых традиций, отмечено глубоко индивидуальным характером творчества, протестным по отношению к традиционализму академистов и не встраивающимся в системное стилевое видение барокко именно в силу оригинальности.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

1640-1645, Лувр, Париж). С XIV в. одеяние и прическа М. М. изменялись под влиянием моды: ее могли изображать с искусно переплетенными косами, со стеклянным, почти прозрачным сосудом, как, напр., на створке алтаря-полиптиха работы К. Кривелли (ок. 1471-1472, Колледжата-ди-Санта-Лучия, Монтефьоре-дель-Азо), или с золотым кувшином, как на створке алтаря его же работы (ок. 1480, Рейксмузеум, Амстердам). Головной убор святой в виде кружевного чепца изображен на алтаре «Снятие с креста» Р. ван дер Вейдена (ок. 1435, Прадо), а может у того же мастера иметь необычный вид наголовника из накрученных послойно белых лент вроде чалмы или тюрбана, возможно, в память о палестинском происхождении святой, как на створке с полуфигурой М. М. из триптиха семьи Брак (после 1438, Лувр, Париж). Встречается вариант читающей М. М.- на створке работы того же мастера (после 1435, Национальная галерея, Лондон). На створке алтаря св. Марии Магдалины работы Лукаса Кранаха Старшего (1520-1525) святая в соответствии с легендой о ее княжеском происхождении изображена в драгоценных украшениях. Лит.: Faillon É.-M. Monuments inédits sur l " apostolat de St. Marie-Madeleine en Provence/Publ. par J. Migne. P., 1848. 2 vol.; Saxer V. Le Culte de Marie Madeleine en Occident des origines a la fin de Moyen Âge. P., 1959. 2 vol.; Janssen M. Maria Magdalena in den abendländische Kunst: Ikonographie der Heiligen von der Anfängen bis ins 16. Jh.: Diss. Freiburg i. Br., 1961; eadem. Maria Magdalena//LCI. Bd. 7. Sp. 516-542; Попова О. С. Новгородская миниатюра раннего XIV в. и ее связь с палеологовским искусством//ДРИ: Рукописная книга. М., 1972. Сб. 1. С. 105-139; Менолог. С. 192, 193, 283, 375, 389; Либман М. Я. Тильман Рименшнайдер// Он же. Очерки нем. искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991. С. 90-107. Ил. 31, 32; Большаков. Подлинник иконописный. С. 122, 193; Дмитриева О. С., Шаромазов М. Н., сост. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998. С. 47; Евсеева.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

Сохранившиеся свидетельства представляют Ж. д " А. в традициях эпического повествования: она трижды приезжала к Роберу Бодрикуру, прося его о содействии; потом трижды пыталась увидеться с дофином, и только на 3-й раз ей это удалось. Карл трижды испытывал ее при встрече, выдавая за себя своих придворных. Тем не менее, «как по волшебству», произошло узнавание, после чего она рассказала «своему королю» некий секрет, знать о к-ром могла лишь от Бога. Не менее чудесным стало и обретение меча, принадлежавшего, согласно преданию, кому-то из прославленных полководцев прошлого. Этот меч делал Ж. д " А. настоящим воином, готовым послужить Французскому королевству и выполнить 3 обещания: снять осаду с Орлеана, короновать дофина в Реймсе и изгнать англичан из страны (Procès en nullité. Vol. 2. P. 328; Quicherat. Vol. 4. P. 210). Встреча с дофином произошла весной 1429 г. Ж. д " А. настаивала на том, что послана Господом на помощь Франции и должна возглавить франц. армию. Карл и его советники, не поверив незнакомке, послали ее в Пуатье, где она была подвергнута 3-недельным допросам. Удостоверившись в «доброй репутации» девушки, ее благих намерениях и непорочности, верные дофину юристы и теологи рекомендовали доверить Ж. д " А. войско и послать ее к Орлеану, осажденному англичанами, где она обещала «явить знак своей избранности» ( Quicherat. Vol. 3. P. 392). Участие Ж. д " А. в военных операциях (снятие осады с Орлеана, последовавшая за ним «неделя побед» в долине р. Луары) оказало большое влияние на ход Столетней войны. Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Худож. Ж. О. Д. Энгр. 1854 г. (Лувр, Париж) Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Худож. Ж. О. Д. Энгр. 1854 г. (Лувр, Париж) К кон. апр. 1429 г., когда Ж. д " А. прибыла в Орлеан, осада длилась уже более полугода (с 12 окт. 1428). Англичане окружили город, лишив его связи с неоккупированной территорией. Даже самые преданные дофину советники сомневались в успехе задуманной операции. Перед командирами была поставлена задача «попытаться снять осаду, если это окажется возможным» (Procès en nullité.

http://pravenc.ru/text/182197.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛЬДЕФОНС [лат. Ildefonsus, Hildephonsus] († 667), св. (пам. зап. 23 янв.), еп. г. Толет (ныне Толедо, Испания), богослов, церковный писатель. В средние века один из самых почитаемых испанских святых. Достоверные сведения о жизни и деятельности И. содержатся в его сочинениях, а также в краткой биографической заметке, составленной 2-м преемником И. на епископской кафедре св. Иулианом (680-690), вероятно лично его знавшим (BHL, N 3917-3918). В заметке, к-рую Иулиан добавил к соч. И. «О знаменитых мужах» (De viris illustribus), приведены лишь основные сведения о святом и его лит. творениях. Текст сохранился в 2 редакциях. Редакция, представленная в самой древней рукописи (León. Biblioteca Capitular. MS 22. Fol. 145v - 146r, IX в.), считается первоначальной (ActaSS. Ian. T. 2. P. 537). Во 2-ю редакцию, более позднюю, внесено сообщение о бегстве И. из дома и о гневе его отца ( Fl ó rez. 1750. T. 5. P. 463-464). Существует также особый вариант произведения с интерполированными эпизодами из более поздней агиографической традиции И. ( Ledesma. 2005. P. 56-58). А. Брегельман включала в число основных источников также Мосарабскую хронику 754 г. ( Braegelmann. 1942. P. 2), испан. исследователи (А. К. Вега, Ф. Ривера Ресио) рассматривали как достоверные сведения, собранные в Житии И., составителем которого считается Толетский еп. Сихила (Сихилан; 774-783). Однако информация, приведенная в Житии и др. памятниках мосарабской эпохи, не всегда согласуется с данными более ранних источников. Ильдефонс Толетский перед Богоматерью. Фрагмент алтаря. Кон. XV в. Мастер св. Ильдефонса (Лувр, Париж) Ильдефонс Толетский перед Богоматерью. Фрагмент алтаря. Кон. XV в. Мастер св. Ильдефонса (Лувр, Париж) По свидетельству Иулиана, И. с юности отличался благочестием и стремлением к аскезе. Оставив родителей, он поселился в Агалийском мон-ре, находившемся в окрестностях Толета, и прожил там долгое время. Тогда же И. на собственные средства основал жен. мон-рь «в Деибском поместье» (in Deibiensi (Delbiensi) villula; место неизв.). По свидетельству И., еп. Элладий (615-632) незадолго до смерти удалился в Агалийский мон-рь и рукоположил его во диакона (Me, ad monasterium rediens memoratum, ultimo vitae suae tempore levitam fecit - Hildefonsus. De viris illustribus. 7). Впосл. И. стал аббатом Агалийского мон-ря, проявил себя как деятельный и способный настоятель. Подпись аббата И. сохранилась под актами VIII (653) и IX (655) Толетских Соборов. «По принуждению короля» (principali violentia) он был доставлен в Толет и после смерти св. Евгения II ( Евгения III ; 646-657) возведен на епископскую кафедру. Иулиан восхваляет достоинства И., среди которых выделяет образованность и особенно красноречие, перечисляет его лит. произведения. И. занимал кафедру 9 лет и 2 месяца и пользовался всеобщим уважением; был погребен в базилике св. Левкадии у ног св. Евгения II.

http://pravenc.ru/text/389445.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010