Самогласные стихиры, положенные в совр. Триоди в Б. с. н., были написаны св. Стефаном Савваитом (известны 2 Стефана Савваита, один † 794, другой † ок. 807 - Карабинов. С. 119). В рукописях также приводится ряд подобных стихир, вышедших из употребления ( Quinlan. T. 2. P. 4-5; Карабинов. С. 144, 248). Песнопение «Объятия Отча» - это проимий кондака Романа Сладкопевца, зафиксированный в греч. и слав. Кондакарях в Б. с. н. (Laur. Г. 28, IX в.- Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode. P., 1977. P. 90; ГИМ. Син. 777, XIII в.- Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Отд. 2. С. 387) и присутствующий уже в Триоди Sinait. gr. 734 ( Quinlan. T. 2. P. 4). Студийско-Алексиевский Типикон называет его кондаком ( Пентковский. Типикон. С. 234; ср.: С. 413, где оно названо тропарем), так же, как и принятый ныне в РПЦ Требник (см. совр. чин монашеского пострига в великую схиму - Требник большой. Л. 80). В иерусалимских Типиконах и Триодях это песнопение обычно называется седальном . Роману Сладкопевцу также принадлежит кондак «Τν σωτον ζλοσα» (Блудного поревновал), к-рый помещен в Б. с. н. в Кондакарях Vatop. 1041, X-XI вв., и Patm. 213, XI в., в неделю 2-ю поста ( Карабинов. С. 83; Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90; Bertoni è re. P. 135-136). Анонимный кондак 3-го гласа «Τς πατρας δξης σο» (      ), к-рый приводится в совр. Триоди, встречается во мн. рукописных Кондакарях и Триодях с X в. ( Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90; Bertoni è re. P. 179). Раскрытию притчи о блудном сыне в совр. Триоди посвящены также 1-й канон на утрене 2-й недели и все самогласны 3-й седмицы Великого поста. То же содержание имеют надписанные именем Иосифа Студита трипеснец в понедельник и подобны на «Господи, воззвах» в понедельник и среду 3-й седмицы поста - возможно, песнотворец знал о связи 3-й седмицы Великого поста с воспоминанием притчи о блудном сыне. Канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Αναλαβντες ν θερμος τος δκρυσι (      )), с алфавитным акростихом в тропарях и именем Феофана в богородичнах, выписан в качестве 3-го канона Б.

http://pravenc.ru/text/149401.html

Служба К. и Д. 1 июля в основном состоит из тех же песнопений: поются те же отпустительный тропарь, кондак, каноны авторства Иосифа Песнописца (особенность состоит в том, что тот из 2 канонов авторства Иосифа в честь К. и Д., к-рый в греч. Минее помещен 1 нояб., в рус. Минее содержится 1 июля, и наоборот), частично стихиры и седальны. По рукописям известны песнопения К. и Д., не вошедшие в совр. богослужебные книги. Во-первых, 1 нояб.: анонимный канон без акростиха 4-го гласа, ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Τος κ Θεο δεδομνους (От Бога данных) - известны различные варианты этого канона, в т. ч. со 2-й песнью и с дополнительными тропарями (см.: AHG. T. 3. P. 1-28); анонимный канон с акростихом Εγκωμων μλισμα τος Αναργροις (Хвалебная песнь бессребреникам) плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Εηχον γκωμων κροτοντες μλισμα (Сладкозвучную хвалений рукоплещущие песнь), со 2-й песнью (Ibid. P. 29-39); анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Αφθονωττην δυσωπ το πνεματος χριν (Обильнейшую ослепляющую духа благодать), со 2-й песнью (Ibid. P. 41-57); анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ), нач.: Τ ναδεξαντι ν τ κσμ (Явившему в мире), а также вариант этого же канона со 2-й песнью и с бóльшим числом тропарей (Ibid. P. 58-71); анонимный канон с акростихом Τος προστταις μου προφρνως μνον πλκω (Заступникам моим радостно песнь плету) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Τς τν θαυμτων ξεποι (Какое из чудес изреку) (Ταμεον. Σ. 75); канон, составленный Иоанном Мавроподом , с акростихом Αδω γενηθς τν Αναργρων χριν. Ο μαναχς Ιωννης (Воспеваю бессребреников благодать. Монах Иоанн) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Ανργυρον χριν παρ Χριστο (Безвозмездную благодать от Христа) (Ibidem); дополнительные икосы ( Амфилохий. Кондакарий. С. 70; 28-29 (доп. паг.)).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

совпадает только Евангелие (отличающиеся чтения: прокимен «тяжкого» (т. е. 7-го) гласа из Пс 115; 1 Кор 12. 7-11; аллилуиарий со стихом из Пс 131), причастен - Пс 111. 6b. В южно-италийских редакциях Студийского устава (напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 58) служба в целом совпадает с указанной в Евергетидском Типиконе, но литургийные прокимен и аллилуиарий - как в Типиконе Великой ц. В Иерусалимском уставе указания о службе Г. Ч. в целом те же, что и в Евергетидском Типиконе. В слав. рукописях и печатных изданиях Иерусалимского устава этот день снабжен праздничным знаком - 3 точками в полукруге (черного цвета, в рукописях XVI в.- красного цвета, т. к. знак черного цвета не употреблялся - см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), на литургии на блаженнах указываются песни 3 и 6 канона Г. Ч. В Типиконе 1682 г. и последующих, вплоть до совр. изданий Типикона, устав службы тот же, но на литургии на блаженнах оставлена только песнь 3 канона Г. Ч. Последование Г. Ч., содержащееся в совр. греч. и слав. богослужебных книгах, включает отпустительный тропарь (тот же, что и в Типиконе Великой ц.); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»: Θαυμτων πολλν δεξμενος νργειαν (        ); канон Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Τ τερατουργ Γρηγορ τν παινον φανω (        ), ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Τν σν θαυμτων ν μο, Γρηγριε (          ); цикл стихир-подобнов и 4 самогласна; седален и светилен. В рукописях встречаются и др. песнопения Г. Ч.: кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь»: Ο πολς ν θαμασι (Сильный чудесами) (AHG. T. 3. P. 428); канон 4-го гласа, с акростихом: Γρηγριον μελεσσι λιγυφθγγοισσι γεραρω (Григория песнями звонкоголосными почитаю; в троичнах и богородичнах акростих - имя автора: «смиренного Григория»), ирмос: Γεσας διρροον φσιν δτων (Сделал землей текущее естество вод), 1-я песнь не сохранилась, нач. 3-й песни: Ιδο δ νετητα κρεσσονα (Вот так юность сильнейшую) (AHG.

http://pravenc.ru/text/168083.html

   001    002    003    004    005   006