Последование И. М., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Εν τ πομον σου (      ); кондак 2-го гласа Τν πλοτον τν σν (    ) c икосом; канон с именем автора (Иосифа) в акростихе 9-й песни, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Η κεκομμνη τν τομον τεμε (      ), нач.: Τ συμπαθε τν νον λαμπρυνμενος (      ); цикл стихир-подобнов (в греч. Минее помещены 2 цикла); стихира-самогласен (в греч. Минее - 2); седален; светилен. По рукописям известны песнопения И. М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон 2-го гласа без акростиха, ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Αισματικς σμερν σε (      ), канон содержит 2-ю песнь (AHG. T. 3. P. 357-372; см. также: Ягич. Служебные Минеи. С. 353-358); анонимный канон с акростихом Τν λεμονα Ιωννην μνοις τιμσω (Милостивого Иоанна песнями почту), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Τ το Θεο πεφωτισμνος χριτι (Божественной просвещенный благодатью) со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 373-380); канон с именем автора (Георгия) в богородичнах с акростихом Επνυμον σβω σε τς εποιας (Тезоименитого почитаю тебя милости), плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Ελους εσπλαγχνας κα κτιρμν σου, Χριστ (Милости милосердия и сострадания Твоего, Христе); анонимный канон без акростиха, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισμα ναπμψωμεν, λαο (      ), нач.: Δετε φιλερτως, ο λαο (Придите празднолюбно, люди) со 2-й песнью (Ταμεον. Σ. 92); иной седален (AHG. T. 3. P. 376); дополнительный икос ( Амфилохий. Кондакарий. С. 168). Е. Е. Макаров Иконография И. М. прослеживается с X в. Характерные черты его облика определяются уже в ранних памятниках: он изображается с немного удлиненным ликом, с прямыми седыми волосами и седой, чуть заостренной бородой средней длины; облачен в святительские одежды, в руках обычно держит Евангелие. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) И. М. описан как «старец с длинной бородой» (Ерминия ДФ. С. 159).

http://pravenc.ru/text/469614.html

Ап. Иаков Зеведеев. Фрагмент композиции «Преображение Господне». Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. VI в. Ап. Иаков Зеведеев. Фрагмент композиции «Преображение Господне». Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. VI в. В исправленном московском Типиконе 1682 г. праздничный статус памяти И. 30 апр. (вместе с памятями др. апостолов от 12 и евангелистов) был повышен до «святого с великим славословием» - в Типиконах 30 апр. отмечено знаком , 2-й цикл стихир на «Господи, воззвах» переносится и поется на стиховне вечерни и на хвалитех, из Общей Минеи заимствуются недостающие седальны, в конце утрени назначается пение великого славословия - утреня заканчивается по праздничному чину. В 20-х гг. XVIII в. происходит еще одно увеличение праздничного статуса апостолов, включая И. З.,- до полиелейных святых - в Типиконах 30 апр. обозначается знаком , к последованию И. З. на вечерне добавляются паремии Иак 1. 1-12; 1. 13-27; 2. 1-13, на утрене - седален по полиелее, прокимен из Пс 18, Евангелие - Ин 21. 15-25, стихира по Пс 50. Данный устав службы 30 апр. сохраняется и в совр. рус. богослужебных книгах. В греч. Минеях после XVII в. праздничный статус памяти И. З. также был повышен - в конце утрени назначается пение великого славословия, 2-й цикл стихир-подобнов поется на хвалитех. Последование И. З. в совр. богослужебных книгах включает следующие элементы: отпустительный тропарь 3-го гласа Απστολε Αγιε (    ); кондак 2-го гласа Θωνς θε º κς κοσας προσκαλοσης σε (          ) с икосом (икосы в слав. и греч. изданиях разные, дополнительные икосы содержатся в рукописях; см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 114, 182); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Τν Βροντς Ικωβον εφρονα παδα γεραρω (Грома Иакова радостное дитя почитаю - в слав. Минеях не указан; в совр. греч. Минее канон включает тропари, не входящие в акростих, эти тропари отсутствовали в древних рукописях), ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Τ σ δικτ λιες ς μπειρος (          ); 2 цикла стихир-подобнов (в слав.

http://pravenc.ru/text/Иаков ...

В древнейших редакциях Иерусалимского устава 9 февр. положено совершать память Н. и отдание праздника Сретения Господня (напр., см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 191); служба Н. поется на повечерии (напр., см. Типикон Сербского архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. С. 91б). Такое же указание содержится и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.; однако, если отдание праздника Сретения бывает раньше 9 февр. (подробнее см. в ст. Сретение Господне ), то служба Н. соединяется со службой Октоиха или Триоди; Н. назначается отпустительный тропарь, кондак, канон, цикл стихир-подобнов и самогласная стихира. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., служба Н. может совершаться 9 февр. на повечерии либо переноситься на 10 февр. и отправляться вместе со службой сщмч. Харалампию. Такая же альтернатива допускалась и в изданиях 1633 и 1641 гг. В пореформенном издании 1682 г. (именно оно лежит в основе совр. Типикона РПЦ) возможность переноса службы Н. с 9 на 10 февр. не рассматривается; в этом издании появился дополнительный кондак Н. 1-го гласа         Богослужебное последование Н., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ); кондак 3-го гласа Πτερωθες Αοδιμε, τ το Κυρου γπ (         допускается авторство прп. Романа Сладкопевца - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1947. Τ. 46. Σ. 311) с икосом; иной кондак - 1-го гласа -        (Минея (МП). Февр. С. 285; греч. оригинал с икосом известен по рукописям - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1947. Σ. 311); канон, составленный Феофаном Начертанным , с акростихом Κλεινν ν θλοφροις Νικηφρον σμασι μλπω (Славнаго в страстотерпцех Никифора песньми пою) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Κορυφουμνην τν το βου θλασσαν (Воздвизаема житейскаго моря); цикл стихир-подобнов; самогласная стихира; седален; светилен. В рукописях сохранились песнопения Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: дополнительные икосы кондака 3-го гласа (см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 178); 2 цикла стихир-подобнов, самогласная стихира, седальны, ексапостиларии (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1947. Σ. 310-311).

http://pravenc.ru/text/2565472.html

М. Петта, подготовивший по рукописям Гроттаферратской библиотеки (Crypt. 271, 272, 274) критическое издание цикла песнопений Иова Мела, не согласен с отождествлением последнего с И. И. ( Petta. 1965). Имя «Иов Мел» (Ιβ Μλης) также содержится в акростихе богородичных тропарей канона в честь перенесения мощей свт. Николая , архиеп. Мирликийского, 1-го гласа, ирмос: Αναστσεως μραν (    ), нач.: Αναστσεως μραν εκονζει σαφς Νικολου μνμη (Воскресения день знаменует премудро Николая память) (Ταμεον. Σ. 201). Под именем «монах Иов» (или просто «Иов» в акростихе) в рукописях также представлены: 1. Гимнографические произведения (преимущественно краткие тропари) на праздники Богоматери Ипапанты (изд.: Pitra. Analecta sacra. Vol. 1. P. 425-431), Рождества, Богоявления и Пятидесятницы (изд.: Petta. 1965); неизданный канон в честь св. апостолов Иасона и Сосипатра (28 апр.), с акростихом Μλπω τν Ισονα σν Σωσιπτρ. Ιβ (Пою Иасона с Сосипатром. Иов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Μετ πασν τν φωτοφρων τξεων (Вместе со всеми светоносными чинами) (Ταμεον. Σ. 193), сщмч. Вавилы (4 сент.), с акростихом Σ, Νικομηδε μκαρ, μν, Βαβλα. Ιβ (Тебя, Никомидии блаженного, воспою Вавилу. Иов) 4-го гласа, ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Σοφα το Πατρς, νυπστατε Λγε (Премудрость Отца, воипостасное Слово) (Ibid. Σ. 34). Вопрос об атрибуции этих канонов Иову Мелу является открытым. 2. Неизданное сочинение в 26 главах, название к-рого «Περ ποθσεων ναγκαων» мало что говорит о содержании (Атн. Vatop. 286, XIII в.). 3. Неизданная служба в память св. прав. Иова (Дуйчев греч. 16 (Kosinitza 192), XV в.); в этой же рукописи содержатся гекзаметры в честь «божественного Златоуста», сочиненные «Иоанном Грешником (Амартолом), впоследствии названным Иовом». Если речь идет об одном и том же человеке, это указывает, вероятно, на то, что «монах Иов» носил мирское имя Иоанн. Принадлежность И. И. экзегетических сочинений, приписываемых некоему Иову Амартолу и посвященных псалмам 1-15 (см. введение: PG. 158. Col. 1053-1056) и 7 таинствам, центральным из к-рых является таинство Священства (издано Хрисанфом, патриархом Иерусалимским, в 1715), хоть и вероятна, но в наст. время не может быть окончательно доказана. Однако в пользу отождествления Иова Амартола и гимнографа Иова Мела говорит еще одно неизданное сочинение Амартола, а именно тропари, посвященные 7 таинствам. В рукописи Ath. Vatop. 47, содержащей эти тропари, непосредственно перед ними размещен комментарий митр. Артского Христофора на Слово свт. Симеона Фессалоникийского о священстве.

http://pravenc.ru/text/578192.html

Канон общего М. Божией Матери в Часослове - «Малый молебный канон» (Μικρς παρακλητικς κανν) - входит в число наиболее известных памятников визант. гимнографии. Он написан на 4-й плагальный (т. е. 8-й) глас, без акростиха, с ирмосами Υγρν δυοδεσας (    ), нач. 1-го тропаря: Πολλος συνεχμενος πειρασμος (      ). Авторство этого канона приписывается «монаху Феостирикту», которого в наст. время обычно отождествляют с жившим в VIII в. прмч. Феостириктом Пеликитским. Впрочем, его авторство менее вероятно, чем авторство Феостирикта Студита, написавшего Житие прп. Никиты Мидикийского (IX в.), или к.-л. еще более позднего гимнографа. Во всяком случае, в нек-рых рукописях имя автора обозначено именно как «Феостирикт Студит» (а иногда - «Феоктист Студит» либо «Феофан»; в совр. греч. изданиях после указания имени Феостирикт сообщается, что «некоторые же [считают автором канона] Феофана»). Подзаголовок «молебный» (παρακλητικς) имеют мн. каноны и стихиры Божией Матери (а иногда и нек-рым важнейшим святым) в древнейших греч. рукописях Октоиха (к-рый в своих нек-рых редакциях даже сам обозначается как Параклитик) IX-XI вв. Канон, известный ныне в качестве «малого молебного», входит в число этих канонов. Так, он содержится в Октоихе Sinait. gr. 779. Fol. 258-259, Х в. (здесь он установлен на воскресенье), и «Тропологии» (таково самоназвание рукописи, фактически это сборник канонов различной тематики на 8 гласов) Sinait. gr. 777. Fol. 159-160v (здесь канон установлен на пятницу). В слав. традиции канон засвидетельствован уже в Часословах и литургических сборниках XIII-XIV вв. «Малый молебный канон» - далеко не единственное гимнографическое произведение, к-рое может образовывать основу общего М. Божией Матери. В частности, в совр. изданиях Октоиха (а в греч. традиции - и др. книг) для этой же службы приводится иной канон: «Молебный ко Пресвятей Богородице изрядный» (Μγας παρακλητικς κανν - Великий молебный канон), 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, с ирмосами Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.

http://pravenc.ru/text/2564052.html

Е. упоминает патриарх Александрийский Иоаким I в послании к царю Иоанну Грозному по случаю похода рус. войск на Казань (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 669). А. А. Турилов Гимнография Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 114) 25 нояб., без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память Е. отсутствует, однако в Минеях студийской традиции XII-XIV вв. (напр., см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 32; Ягич. Служебные Минеи. С. 446-461) последование Е. помещается 25 нояб. наряду с последованиями святителей Климента и Петра и включает канон, 6 стихир, седален. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 324-325), память Е. отмечается 24 нояб.; последование Е. соединяется с последованием свт. Григория Акрагантского. Служба в этот день имеет ряд праздничных черт: прокимен на вечерне, самогласны на вечерней и утренней стиховне, отпустительный тропарь 4-го гласа Η μνς σου Ιησο (      ), кондак Е., ексапостиларий Ο ορανν τος στροις (    ). На утрене указан канон Е., составленный гимнографом Феофаном, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ). О каноне замечено, что он приведен (в Минее) 25 нояб. На литургии после входа - тропарь Е.; прокимен из Пс 67, аллилуиарий со стихом из Пс 39, причастен Пс 32.1, Апостол и Евангелие - только дня. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 61-62), память Е. отмечается 25 нояб., соединяются последования Е., святителей Климента и Петра и мч. Меркурия (т. о., в этот день соединяются 4 последования Минеи). Стихиры Е. вместе с самогласном исполняются на вечерней стиховне; указан тот же, что и в Евергетидском Типиконе, отпустительный тропарь Е. На утрене поется 1 канон, в котором вместе прославляются святые, чья память приходится на 25 нояб. На литургии песнопений и чтений в честь Е. не указано. Богоматерь и вмц. Екатерина. Икона. Ок. 1600 г. Мастер Ангелос. (мон-рь ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос)

http://pravenc.ru/text/189599.html

на вечерне на «Господи, воззвах» поются только стихиры М., на стиховне - Октоиха и М.; указан тот же отпустительный тропарь М., что и в Мессинском Типиконе; на утрене поются каноны Октоиха и М.; на литургии прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен М. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 229-230). В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- 2 сент. отмечается память М. и прп. Иоанна Постника; совершается служба с пением «Бог Господь» и тропарем; указан тропарь М. Ο μρτυς σου Κριε (      ); на вечерне на «Господи, воззвах» указан цикл стихир-подобнов М., на «Славу» поется самогласен М.; на утрене вместе с каноном Октоиха поются каноны святых; на стиховне утрени на «Славу» указан самогласен М.; на литургии прокимен Пс 63. 11, Апостол 2 Тим 3. 10-15, аллилуиарий Пс 91. 13, Евангелие Мф 10. 16-22, причастен 32. 1 (см.: Lossky. Typicon. P. 156-157). Такой же в целом состав богослужебного последования М. зафиксирован и в Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. (см.: Миркович. Типикон. С. 32б - 33а) и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 2 сент. отмечено знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); богослужебные указания существенно не отличаются от греч. первопечатного Типикона, но на литургии назначаются иные Апостол (Рим 8. 28-39) и Евангелие (Ин 15. 1-7). В пореформенных московских изданиях Типикона 1682 и 1695 гг. (последнее лежит в основе совр. Типикона, принятого в РПЦ) богослужебные указания для 2 сент. не изменились, но число перестало обозначаться к.-л. праздничным знаком. Богослужебное последование М., содержащееся в современных греч. и рус. богослужебных книгах включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ), кондак 3-го гласа Εν τ ρβδ, Αγιε, τ κ Θεο σοι δοθεσ (          ) с икосом, канон авторства Феофана Начертанного без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Τος ορανος περιπολν ς ριστος, Μρτυς, γενμενος (Небеса обходя, яко изряден мученик быв), цикл стихир-подобнов, 2 самогласна, седален, светилен (только в русских).

http://pravenc.ru/text/2561776.html

О. Н. Заец Гимнография Память В. отмечается в ряде литургических памятников: Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 3), первопечатном московском Типиконе (1610. Л. 247) и др., но без богослужебных указаний. По рукописям известны каноны В. 4-го гласа, с акростихом «Σ, Νικομηδε μκαρ, μν, Βαβλα. Ιβ» (Тебя, Никомидии блаженного, воспеваю, Вавила. Иов), ирмос: «Τρισττας κραταιος» (    ), нач.: «Σοφα το Πατρς, νυπστατε Λγε» (Мудрость Отца, воипостасный Слове); 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Μαρ υρικ χορε μελιηδα μνον εδω. Αμν» (Мученическому лику сладкую песнь пою. Аминь), ирмос: «Αρματηλτην Θαρα βθισε» (      ), нач.: «Μαρτυρικν νευφημεν βουλμενος χορεαν, Δσποτα» (Желая восхвалять мученический лик, Владыка) (Ταμεον. Σ. 34). Иконография Изображения В. встречаются редко, кроме того, их идентификация затруднена, поскольку святой имеет общий день памяти, сходные черты жития, в частности мученической кончины (усекновение мечом), со сщмч. Вавилой , еп. Антиохийским. Основным моментом в различении образов святых мог бы являться их чин святости, в соответствии с к-рым В. должен изображаться в хитоне и гиматии, а еп. Вавила Антиохийский - в святительском облачении, однако контаминация житий святых не позволяет это сделать с достаточной определенностью. Для рус. иконописных подлинников характерно описание В. как священномученика. В толковой части (Последование церковнаго пения и собрания вселетнаго) иконописного подлинника сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 4 сент. В. соответствует следующее описание: «сед, брада покороче Власьевы (сщмч. Власий, еп. Севастийский.- Э. Ш.), риза празелень»; как и еп. Вавила Антиохийский («священномученик другой Вавила»), он назван священномучеником. Изложение, представленное в толковой части, не соответствует лицевым святцам этого подлинника, где помещены изображения не 2, а 3 святых. 2 (крайние) фигуры показаны в святительском облачении (фелонь, омофор, с Евангелием в руках; в толковом описании В. омофор не указан) и определялись как образы еп. Вавилы Антиохийского (имеет отдельное описание, представлен с 3 отроками) и В. (см. Kaster), а средняя фигура, облаченная в хитон и гиматий, не названа. Можно предположить, что в прориси на этом листе даны известные составителю святые с именем Вавила, а именно, под надписью «    » показаны изображения сщмч. Вавилы Сицилийского, память к-рого приходится на 24 янв. (этим числом отмечено празднование еп. Вавилы Антиохийского в Римских мартирологах),- фигура святителя справа и В.- фигура в центре. При подобном варианте идентификации изображений облачение В. соответствует чину его святости; облик святого на прориси уподоблен образу свт. Николая Мирликийского: «сед, брада невелика, курчевата, взлиз плешив, на плеши мало кудрецов».

http://pravenc.ru/text/288132.html

В рукописях, в составе циклов, написанных тем или иным песнотворцем, также сохранились и др. каноны на эти дни. Прп. Феодор Студит составил трипеснцы на всю Страстную седмицу, в частности на Вел. понедельник (2-го гласа, ирмос: «Εν βυθ κατστρωθε» (      ), нач.: «Απαρχ γων μερν» (Начатки святых дней)), на Вел. вторник (1-го гласа, ирмос: «Ιδετε, δετε, τι γ εμι Θες δουλωθντα» (              ), нач.: «Πλιν πανγυριν τν ταθημτων» (Снова торжество гробниц)) и на Вел. среду (2-го плагального (6-го) гласа, ирмос: «Εν τ στε, τς πστες σου» (        ), нач.: «Τ πονηρν συνδριον» (Лукавый синедрион)). В рукописях X-XI вв. сохранились 3 полных канона Иосифа: на Вел. понедельник (4-го плагального (8-го) гласа, акростих: «Μγιστος ανος τ μεγστ δευτρ. Ιωσφ» (Величайшая хвала величайшему понедельнику. Иосиф), ирмос: «Αρματηλτην Θαρα» (    ), нач.: «Μετ τν παδων Ιησον μνσαντες» (С детьми поюще Иисуса)); на Вел. вторник (2-го гласа, акростих: «Σεπτς πφυκεν μνος ες σεπτν τρτην. Ιωσφ» (Священный произвести гимн на Священную Троицу. Иосиф), ирмос: «Εν βυθ κατστρωθε» (      ), нач.: «Συνελθντες δετε τ Χριστ» (Собравшись придем ко Христу)); на Вел. среду (2-го гласа, акростих: «Τν παμμγιστον ανσωμεν τετρδα» (Всевеличайшую да хвалим среду), ирмос: «Δετε, λαο» (    ), нач.: «Τ πονηρν ρτι συνχθη συνδριον» (Лукавый недавно собрался синедрион)) ( Карабинов. Постная Триодь. С. 152). В древнем груз. Иадгари выписаны трипеснцы на каждый из 3 дней (в Вел. понедельник 5-го гласа, нач.: «Бог явися во плоти»; в Вел. вторник 6-го гласа, нач.: «Воздадите, люди, славу Христу Богу нашему»; в Вел. среду 1-го гласа, нач.: «Крестом спасение наше устроить Ты благоволил»), относящиеся к более ранней стадии развития жанра канона и имеющие более архаичную форму, чем трипеснцы и каноны совр. Триоди, в частности, в них отсутствует четкое разделение на ирмосы и тропари. Кроме того, в рукописях встречается еще неск. десятков самогласных и подобных стихир на эти 3 дня, отсутствующие в совр. Триоди. ( Карабинов. Постная Триодь. С. 274-280).

http://pravenc.ru/text/150085.html

В совр. греческих и русских богослужебных книгах последование М. 6 сент. состоит из: отпустительного тропаря 4-го гласа Τν ορανων στρατιν Αρχιστρτηγε (      ); кондака 2-го гласа Αρχιστρτηγε Θεο, λειτουργ θεας δξης (          ), с икосом (авторство принадлежит прп. Роману Сладкопевцу - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1937. Τ. 36. Σ. 10-11); канона авторства Иосифа Песнописца с акростихом Τν πρτον μν τν σωμτων Νων. Ιωσφ (Перваго пою безтелесных умов. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Τας θεαις λαμπρτησι (    ); канона того же автора без акростиха 4-го гласа, ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Τν ρχηγν τν Αγγλων (Предводителя ангелов) (только в греч. - см.: Μηναον. Σεπτμβριος. Σ. 77-86); 2 циклов стихир-подобнов (в греч. книгах помещен дополнительный цикл на стиховне вечерни); 3 самогласнов; седальна (в греческих книгах еще 2 седальна по кафизмам, поскольку в греч. Минее служба 6 сент. славословная, а не шестеричная, как в русских); светильна. 8 сент. богослужебное последование М. содержит те же отпустительный тропарь и кондак, что 6 сент.; канон авторства Иоанна Монаха ( Иоанна Дамаскина ?) с акростихом «Да торжествуем, богомудрии, похвалу собору безплотных» (в греч. Минее акростих не выписан) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισμα ναπμψωμεν λαο (      ), нач.: Πντες νυμνσωμεν πιστο (Вси воспоим вернии); канон, составленный Климентом (Студитом?) (в рус. Минее приписывается Иоанну Монаху), с акростихом Τος Ταξιρχαις τν Ασωμτων Νων («Чиноначальникам безплотных умов»; в рус. Минее акростих не указан) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Τος νοερος τν σωμτων τξεων, χορος (Умныя безплотных чинов лики); стихиры: из службы 6 сент. используются оба цикла стихир-подобнов и 3 самогласна, а также отмечены 2 дополнительных цикла подобнов (1 на «Господи, воззвах» и 1 на стиховне вечерни), несколько самогласнов на литии (принадлежат знаменитым гимнографам - в частности Киприану , Арсению , архиеп. Керкирскому, и Феодору Студиту ) и самогласная стихира по Пс 50; в рус. Минее содержатся еще 2 цикла стихир-подобнов и 2 самогласные стихиры на малой вечерне (см.: Минея (МП). Ноябрь. Ч. 1. С. 213-214); седальны (в русской - 6, в греческой - 4; совпадают 2), светильны (в греческой - 3, в русской - 2; совпадает 1).

http://pravenc.ru/text/2563460.html

   001    002   003     004    005    006