28 августа, в каковой день и чтится его память. В соборном храме во имя Иоанна Богослова, построенном в 1557 г., покоятся мощи преподобного, обретенные в 1547 г. при устройстве собора. Здесь подвизался в иночестве под именем Антония известный дипломат времен царя Алексея Михаиловича, Афан. Лавр. Ордын-Нащокин. Здесь же принял иночество преп. Нил, основатель Столбенской пуст. Твер. губ., и преп. Никандр, основатель Никандровой Благовещ. пустыни. “Полн. собр. лет.», IV, 309; Митроп. Евгений, “Опис. Иоанно – Богословского – Крыпецкого мон.», Дерпт, изд. 1821 г.; “Ист. Росс. Иер.», IV, 877; Ратшин, 450; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 40; “Опис. монаст.», 1817 г., 63; “Жур. Мин. Вн. Д.», 1839 г., XXX, 186; “Памят. кн. Псков. губ. на 1886 г.», Отд. II, 14; Ключевский, “Жит. свят.», 228, 251, 258, 400, 416; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 40, 464; VIII, 46; “Словарь ист. о свят.», 237; “Зап. и труды Общ. ист. и древн. Росс.», 1833 г., VI, 187 (биограф. сведения о первом в России канцлере боярине Афан. Лавр. Ордын-Нащокине); Иером. Иосиф, “Спасо-Елеазар. м-рь», 5; Толстой, “Книга глагол. опис. о Российск. свят.», 43, 130 (преп. Нил), 53, 152 (преп. Савва; здесь сказано, что он скончался в 1487 г. в тексте и в 1495 г. в заголовке), 56, 161 (преп. Никандр); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 391, 5; “Сказания современ. о Дм. Самозв.», 1837 г., I, 238; Князев, “Указат. достопам. Пскова», 39; “Дополн. к Акт. истор.», I, 84 (Оброчн. гр. 1555 г. игум. Феоктисту на огород, пожню и двор); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г, III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 366 душ крест.); 1870 г., I, смесь, 3 (Следств. дело 1631 г. о кн. Дм. Мих. Пожарском; игум. Макарий); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библиот.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Саввы в Крыпцах 9 июля и 28 авг.). 838. Иоанно – Богословский – Череменецкий, мужской, заштатный (с 1764 г.), С.-Петербургской губ., Лужского у., в 18 вер. к югу от Луги, иа островке озера Череменецкого. Основан на месте явления иконы Иоанна Богослова и несомненно уже существовал в XV стол., когда по описи Вотской пятины в 1499 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Упразднен в 1705 г. за участие, принятое архим. Рувимом с братиею в стрелецком бунте. “Памят. кн. Астрахан. губ. на 1876 г.”, Отд. II, 16; “Лето­пись о мятежах”, 1788 г., 285; “Чтения в И. Общ. ист. и древн. Росс.”, 1848 г., 7, смесь, 66, 68, 69, 75, 76 (Иерархия Астрахан. епархии); “Астр. г. в.”, 1852 г., 9–15 (Архим. Аполлоса, “Опис. Астр. Благов. жен. 3-го кл. м.”, с грамотами, касающимися Вознесен. м-ря); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 315; “Акты истор.”, 202 (Дело о бунте Разина: стат. CVII, показания черн. попа Флавиана и других иноков), 228 (Ц. гр. 1672 г. Соловец. м-рю: роспись м-рей с беспошлин. промысл.); V, 197 (Ц. гр. 1690 г. об отводе м-рю рыбн. ловель; игум. Иоаким); “Дополн. к Акт. истор.”, 61 (Гр. 1672 г.; имел рыбн. и солян. промысел), 65 (Акты 1672 г. о рыбн. ловлях); X, 85 (Данная 1683 г. строит. Герману на морские рыбн. ловли); “Русск. истор. Библиот.”, II, 343, 113 (цар. грам. 1617 г. о беспошлинном добывании соли и невзимании на­сильно живущих под ведением м-ря Русских выходцев из Персии; строитель Мисаил), 424, 132 (Цар. грам. 1624 г. о предоставлении м-рю вместо денежной и хлеб. руги сгребать ежегодно по 10 тыс. пуд. соли беспошлинно, и об освобожд. монаст. крестьян от казенн. работ), 502, 147 (подтвердит. грам. 1631 г. на рыбн. ловли, уступленн. м-рю в 1606 г.; игум. Герасим). 1500 . Вознесенский, мужской, ныне приходская церковь в губер. гор. Владимире, близ городских Золотых ворот. Уже существовал в 1187 г., когда в нем останавливался Чернигов. еписк. Порфирий, приезжавший во Влади­мир к Вел. кн. Всеволоду Георгиевичу для примирения его с кн. Рязанскими Глебовичами. В нем были положены части св. мощей Логгина сотника и Ма­рии Магдалины, принесенные в 1218 г. еписк. Полоцким из Царяграда к Вел. кн. Константину I. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 959; Ратшин, 43; “Труды Влад. губ. стат. Комит.”, IX, 26; “Владим. губ. вед.”, 1854 г., 25 (Мон. быв. во Влад.); Орлов, “Руководитель Влад. бого­мольцев”, 1880 г., 40; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 55; “Полн. собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кроме того монастырь был снабжен хлебом, скотом, плугами и проч. В монастыре почивают открыто нетленные мощи патриарха Константинопольского Афанасия, скончавшегося здесь в 1654 г., 5 апр., на возвратном пути из Москвы в Константинополь; мощи почивают не в гробе, но в креслах, по обычаю вост. церкви. Здесь также погребен епископ Тобольский, Амвросий I Келембет, скончавшийся в 1825 г. При м-ре находится школа на 20 сирот духов. звания, подготовляющихся на должности псаломщиков. “Житие св. Афанасия, патриар. Цареградского, Лубенск. чудотв.», Спб., 1863 г.; “Ист. Росс. Иер.», V, 23; Ратшин, 441; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 195; “Опис. монаст.», 1817 г., 65; Проценко, “М-ри в России», 34; Арендаренко, “Зап. о Полтав. губ.», III, 275; “Акты истор.», IV, 123 (Жалов. грам. 1658 г. на влад. маетностями, данными мон. от Русских Вел. кн., гетмана Хмельницкого и кн. Вишневецких); “Памят. кн. Курск. губ. на 1860 г.», 101 (жизнеопис. преосвящ. Иоасафа Горленка, бывшего здесь игуменом); “Памят. кн. Полтав. губ.», 1865 г., Отд. I, 105; “Летопись монастыря Густынского», 20, 24, 54, 70 в “Чтен. И. Общ. ист. и древн. Росс.», 1848 г., 8, Отд. II; “Зап. И. Р. Геогр. Общ.», 1856 г., XI, 356 (мельницы на р. Суле), 365 (тоже на р. Удае), 383 (рыбные ловли на рч. Булатец); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1848 г., 83 (покупка земли на пожертв. деньги); 1884 г., 237 (школа); Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря», 103 (Амвросий I Келембет); Толстой, “Книга глагол. опис. в России свят.», 29 (св. Афанасий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 928, 1; “Акты к истор. Ю.и З. Р.», II, 46 (Гр. 1619 г. Раины Корибутовой Вишневецкой, данная Лубен. Мгарск. м-рю на передачу в собственность некоторых недвижим. имений); III, 1 (Отписка 1638 г. Путивль. воеводы о Малорос. делах; в 1627 г. игум. Иов), 5 и 6 (Письма 1638 г. к игум. Калистрату), 7 (Отписка 1638 г. Путивль. воеводы при посылке предыдущих писем), 8 (Вести из Путивля 1638 г.), 13 (Память 1638 г. об отправлении старцев Лубен. м-ря в Дудин), 72 (Челобит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

к сев. от Луцка. Делается известным с ст. и от него осталось рукописное Евангелие этого времени, хранящееся в Москов. Румянц. музее. В 1566 г. в монастыре был игуменом Богдан Шишка. “Акты Зап. Р.”, I, 34 (Опись 1429 г. Луцкого Красн. м-ря), 84 (Отказн. записи 1483 и 86 г. Кирдеевичей), 96 (Отказ. гр. 1489–92 г. Пинск. кн. Мих. Константинов. на десятину); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 173; Батюшков, “Волынь”, 62, 63, 129 (страница из рукопис. евангелия XIV ст.), объясн. к рисунк., 63 (опис. евангелия); “Архив юго-зап. России”, ч, 1, т. VI, 55, XXV (жалоба 1566 г. игум. м-ря на пана Петра Немецкого о нанесенных обидах), 56, XXVI (жалоба 1566 г. пана Петра Либицкого на игумена м-ря об обидах). 2076 . Спасский – Преображенский Верхний или Вышний, муж­ской, ныне церковь Спасо-Преображения в гор. Вязьме, Смоленской губ. Суще­ствовал еще до литовского владычества, т. е. до 1404 г., был богат золотыми и серебряными иконами, но в начале XVII ст., по описи кн. Волконского, мона­стыря уже не было, а оставалась лишь ружная церковь . В 1594 г. в монастыре был игумен Иаков, при котором имел во владении в Пригордском стане пустошь Луг Ильинский на Прудищах. “Ист.-стат. опис. Смолен. епар.”, 304, 322; “Памят. кн. Смолен. губ.”, 1860 г., 33; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 744; “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1838 г., 288 (обозр. гор. Вязьмы; цер­ковь). 2079 . Спасский Старый на Пе­сках, мужской, совсем уничтожен­ный, в Москве, но место его нахождения остается неизвестным и приурочивание монастыря к Заиконоспасскому совсем неудачно, как сделано это в “Чтении Общ. ист. и древн.”, так как Заиконоспасский монастырь новейшего происхо­ждения, а Спасский Старый существовал еще прежде Спаса на Бору, Новоспас­ского и Спаса в Чигасах, чтó доказы­вается летописями и друг. обстоятель­ствами. В Софийской (V, 215) и Воскре­сенской (VII, 197) летоп. по поводу перевезения тела св. кн. Михаила Яросл. из Орды в 1319 г. в Тверь значится: «довесшим Москвы положиша и в церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мин. Вн. Д.», 1839 г., XXXIV, смесь, 75; “Словарь ист. о свят. в Росс.», 99; “Книга степенная», I, 353; “Псков. губ. вед.», 1840 г., 21, 22; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1868 г., 142 (игуменья м-ря назначена заведовать общиною сестер милосердия во Пскове); 1879 г., 136 (дар 200 р. Имп. Мар. Александр.); Токмаков, “Матер. для ист. и археол. опис. Новгор. губ.», I, 37 (грам. 1693 г. о подсудности крестьян); “Псков. губ. в.», 1857 г., 45 (крестн. ход); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 50, 148 (Св. благовер. кн. Мария, Дмитрия Алекс. Невского супруга, скончалась в 1342 г.), 264, 468 (св. кн. Евпраксия); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 397, 10; Князев, “Указат. достопам. Пскова», 32; “Акты Археогр. Эксп.», III, 133 (Ц. гр. 1623 г. несудимая игум. Иустинии); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 204; “Полн. собр. лет.», III, 54 (знамен. над гробом кн. Евфросинии 1243 г.), 207 (знамение 1433 г.), 267 (в 1487 г. преставися и положены княгиня Ярославова и сын их в быв. мор); V, 27 (пожар от молнии 1433 г.), 182 (знамение 1243 г. от иконы св. Спаса); VII, 152 (о том же); X, 128 (здесь назван м-рем Иоанна Богослова); XV, 384 (в 1342 г. знамение от иконы св. Спаса); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 41 (прошение 1720 г. игум. Евстолии об отдаче обители рыбн. ловель в Гдовск. пригороде); Василев, “Ист. стат. указатель г. Пскова», 68 (преп. Евфросиния), 111 (надписи на колоколах; в 1590 г. игуменья Таифа), 150 (памятники церковные). 842. Иоанно – Предтечев или Ивановский, мужской, заштатный (с 1764 г.), в гор. Астрахани, вне белого города, за р. Кутумом, в 4-м участке, на Ивановской улице. Основан в 1688 г. собственным иждивением преосвященного Астраханского Савватия и при помощи доброхотных дателей. В 1723 г. упразднен и обращен в лазарет, но в 1727 г. снова восстановлен. Собор во имя Иоанна Предтечи существует с 1697 г.; в нем находится особо чтимая икона Иоанна Крестителя. При м-ре учреждена школа. “Ист. Рос. Иер.», IV, 308; Ратшин, 18; “Опис. монаст.», 1817 г., 49; Ровинский, “Хоз.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Происшедшее нанесло сильный удар по авторитету В. В. Часть рус. общества - представители знати, московские купцы и даже нек-рые монахи Троице-Сергиева мон-ря - стала склоняться к тому, что Дмитрий Шемяка мог бы стать лучшим носителем великокняжеского сана. По свидетельству одной из летописей, многих привлекала мысль, что, свергнув В. В., можно будет избавиться от обязательств по отношению к татарам. Организаторами заговора против вел. князя стали Дмитрий Шемяка и Иоанн Можайский. Во время поездки на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь В. В. был схвачен заговорщиками и 16 февр. 1446 г. ослеплен (отсюда его прозвище - Тёмный) в Москве, на дворе Шемяки в Кремле. Великокняжеский стол занял Дмитрий Шемяка, бывш. вел. князь был заключен в тюрьму в Угличе. Управлявший делами митрополии Рязанский еп. Иона и Коломенский еп. Варлаам выступили с посреднической миссией между Шемякой и сторонниками В. В., укрывшимися вместе с детьми вел. князя в Муроме. От имени Шемяки они просили передать им детей, обещая, что те соединятся со своим отцом, к-рый будет освобожден и получит удел. Дети были переданы, но Шемяка нарушил договоренность, заключив их в тюрьму вместе с В. В. По нек-рым сведениям, Шемяка хотел их умертвить, но столкнулся с сопротивлением свт. Ионы. Нежелание Шемяки выполнять договоренность вызвало недовольство не только митрополита, но и более широких кругов духовенства, против Шемяки, в частности, выступил прп. Макарий Унженский . Кроме того, значительная часть бояр и детей боярских отказалась служить узурпатору московского стола. Они уезжали на окраины гос-ва и в Великое княжество Литовское , где получали на время владения от литов. вел. кн. Казимира IV Ягеллончика . Столкнувшись со значительным сопротивлением и церковным неодобрением своих действий, Шемяка был вынужден освободить В. В. и его семью из тюрьмы. На собравшемся осенью 1446 г. Соборе духовенства состоялось примирение князей. В. В. получил в удел Вологду, соглашение было укреплено «крестным целованием и проклятыми грамотами» (документами, к-рые предусматривали отлучение от Церкви стороны, нарушившей присягу). Вскоре, однако, игум. Кириллова мон-ря Трифон освободил В. В. от клятвы. После этого вел. князь стал покровительствовать ученикам прп. Кирилла Белозерского . Игум. Трифон в 1448 г. стал архимандритом московского в честь Преображения мон-ря в Кремле и духовником В. В., участвовал в составлении завещания вел. князя. Др. ученик прп. Кирилла - игум. Ферапонтова мон-ря прп. Мартиниан Белозерский - по желанию вел. князя стал в 1447 г. настоятелем Троице-Сергиевой обители.

http://pravenc.ru/text/150785.html

1, 151 (в 1744 г. имел 2 души крест.). 973. Николаевский на Болоте, мужской, заштатный (с 1764 г.), при гор. Переяславле, Владимирской губ., в 1 вер. от оз. Плещеева. Основан в XIV ст. преп. Димитрием Прилуцким, который был здесь игуменом и часто отсюда ходил для собеседования с преп. Сергием Радонежским; затем он ушел к Вологде и устроил там монастырь Спасо-Прилуцкий. В начале XVII ст. м-рь разорен поляками, но вскоре возобновлен схимонахом Дионисием, скончавшимся в 1645 г. 15 апреля. “Ист. Росс. Иер.», V, 198; Ратшин, 34; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 147; “Опис. монаст.», 1817 г , 77; “Словарь ист. о свят.», 87; “Книга степен.», II, 220; “Церковно-ист. месяцесл. Св. Тр.-Сергиевой лавры», 4; “Владим. губ. вед.», 1849 г., 2, 19; 1851 г., 10; “Маяк», 1844 г., т. XVII, кн. XXXIII, гл. III, 26 (Савваитов, “Опис. Спасо-Прилуц. м-ря»); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 112, 242 (преп. Димитрий Прилуцкий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 686, 13; “Акты Археогр. Эксп.», III, 9 (Ц. гр. 1613 г. о бытии старцу Дионисию строителем Николь. м-ря и об отдаче м-рской вотчины в их управление вместо игум. Ионы, который все пропил); “Акты юридич.», 319 (Поручная 1656 г. по даточных людях); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 197; “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., III, Отд. 1, 162 (Выговская расколн. пуст.; в 1722 г. иеромон. Филарет); 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 273 душ. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 472 (иеромон. Филарет 1721 г.); II, ч. 1, 304 (дело 1722 г. о лекаре Твиритине; игум. Питирим 1701 и 1702 г.); VIII, 1728 г., 140 (доношение об определении во игумена м-ря Протасия), 451 (указ о пострижении в м-ре Василия Ершова); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 155 (игум. Варлаам и казначей старец Дионисий в 1694 г.); “Матер. для ист. г. Пересл. Залес. XVII и XVIII ст.», 13 (опись 1677 г.; Никольского м-ря, что на Болоте, осадное дворовое место, а на нем живут Николь. же м-ря бобыли; следует перечень).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

127. Волгская – Владимирская , женская община, при гор. Волгске, Саратовской губ. Учреждена в 1866 г. с богадельною при ней на уступленной городским обществом земле и на капиталы, пожертвованные мещанкою Леонтьевою 24.032 руб. и тит. совет. Матвеемым 13.165 руб., а также особо приобретенным земельн. участком. “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1866 г., 143 (учрежд.); 1877 г., 28 (приют на 10 сирот павш. воин.). 128. Волосов или Власов – Николаевский , мужской, ныне приходские церкви села Волосова, Владимирской губ. и уезда, Богословской волости, в 16 вер. к зап. от Владимира, при рч. Колочке. О нем упоминается в XIV ст., и, по преданию, основан на месте древнего языческого капища Волоса; несомненно же существовал в XV ст. В 1764 г. в него были переведены иноки Царево-Константиновского мон. в г. Владимире, причем он положен во 2-м классе. В 1843 г. монастырь причислен к Боголюбову мон. и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, III, 608; VI, 648; Ратшин, 44; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 145; “Опис. монаст.”, 1817 г., 126; “Полн. собр. закон.”, 1843 г., XVIII, ст. 17421; “Владим. сборн.”, 1857 г., 110; “Владим. губ. вед.”, 1854 г., 32; 1856 г., 14 (описание); 1861 г., 26, (синодник); 1868 г., 42 (церкви в упразд. Волосове мон.); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 10 (об упразднении); “Акты Арх. Эксп.”, 1, 139 (Ж. гр. 1504, 1506, 1512 г. В. кн. Иоан. Вас. о неподсуд. намест. и волостел. митроп. сел и деревень); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 670, 4 (Цареконстантинов), 700, 21 (Волосов-Николаевский); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 16, 363 (послание митроп. Даниила игум. Пафнутию с брат.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 487, 156 (Меновая 1514 г.; игум. Дементий); III, 128, 307 (Розъезд, т. е. межевая, 1516 г.; игум. Дементий); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. I, 145 (в 1744 г. имел 460 душ крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VII, 262 (с 1724 по 1727 г. к нему был приписан Козмин м-рь); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, книги дозорн., переписн. и проч., 41 (село Чурилово состояло в 1679 г. в вотчине патриаршего домового Никол. Власова м-ря); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1865 г., т. I, вып. I, 104 (евангелие 1544 г., с надписью Ионы, хиротонисанного в 1522 г. во епис. Рязанские).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

90 Фет E. A. Новые факты к истории древнерусского Пролога. – В кн. Источниковедение литературы Древней Руси Л., 1980, с. 10–61. 91 См: Боева Л. Традиции Тырновской школы в болгарских и русских житиях XVI в. – В кн. Търновски книжовна школа. Т. 2 Ученици и последователи на Евтимий Търновски. Втори международен симпозиум, Велико Търново, 20–23 май 1976 София, 1980, с. 253–265. См. также: Макарий (Веретенников) , игум. Доклад на Софийской конференции, по священной 1100-летию со дня кончины святителя Мефодия (1985), на тему «Тырновский патриарх Евфимий и Всероссийский митрополит Макарий (к вопросу их сравнительной характеристики)». Опубликован в журнале «Stimme der Orthodoxie» (1985, No 12, s 40–48) под заглавием «Porträts orthodoxer Kirchengeschichte Patriarch Eulymi von Bulgarien und Metropolit Makari von ganz Russland waren prägende Persönlichkeiten ihrer Zeit». Этой же темы касается н Кочев в своем докладе «Творчество святого патриарха Евфимия и русские жития XVI века» на Киевской конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси (1986). 92 Miller D B. The Velikie Minei Chetii, p 313. О тематической связи между этими двумя памятниками см там же, т. 316. 93 Клосс Б. Н. Никоновский свод и русские летописи XVI – XVII веков М., 1980, с. 243 См. также Бугославский С. А. Сокращенная редакция Великой Четьи-Минеи за май месяц в рукописи Казанской Духовной Академии 1569 года 514 (533) (631). – ИОРЯС, 1913, т. 18, кн. 4, с. 347–351, Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке азанской Духовной Академии ч. 2, Казань, 1885, с. 388 – 389. 94 Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собрания Новосибирск, 1980, с. 177–186. Это было время Бориса Годунова, известного также книжными предприятиями. «Годуновскими Псалтырями заканчивается ряд рукописных книжных «колоссов» XVI в., начатый макарьевскими «Минеями». Изучение их дает исследователям богатейший материал по истории русской рукописной книги первого полустолетия ее сосуществования со старопечатной» (Розов Н. H. Русская рукописная книга. Этюды и характеристика Л., 1971, с. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

2204 . Феодоровский – Вотчь – Отний, мужской, совсем уничтоженный, в г. Киеве, как полагают, находился в Андреевском отделении, на месте сада Королева, где найдены остатки фундамента церкви, гробница и золотые вещи. Несомненно существовал в полов. XII ст.; в летоп. под 1129 г. значится: «Того же лета заложи Мьстислав церковь каменну святого Федора»; далее под 1133 г.: «преставися Мьстислав... положен бысть у церкви св. Федора, юже бе сам создал»; о монастыре же говорится под 1154 г.: «На ту же осень преставися Изязлав Мьстиславич... положиша у св. Феодо­ра, в отни ему монастыри». Затем он служил усыпальницею многих Вел. кн., как это видно из приводимых изве­стий в Летописях. В 1240 г. м-рь разрушен Батыем и с того времени не возобновлялся; в 1259 г. из м-ря св. Феодора иконы перенесены в строившую­ся церковь в гор. Холме, в Польше. В 1638 г. от него оставались одни стены. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 841; Ратшин, 135; “Матер. для стат. Рос.”, 1841 г., I, 21; Закревский, “Летоп. и опис. г. Киева”, 83; “Путеш. по св. мест. Русск.”, II, 99; “Кратк. ист. опис. Киевопечер. лав.”, 290, 291; Муравьев, “Киев и его свят.”, 1864 г., 95; И. М., “Паломник Киев.”, 1849 г., 80; Сементовский, “Киев, его свят., древн. и достопам.”, 1864 г., 63; “Указат. свят. и свящ. достоп. Киева”, 1867 г., 186; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 30, 17; Толстой, “Книга глагол. о Росс. свят.”, 8 (св. кн. Ростисл. Мстислав.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 94, 223, 297; “Книга степен.”, I, 265, 313; “Временник Общ. ист.”, 1851 г., IX, 58 (Летоп. Пересл. Сузд.; убийство Игоря при игум. Анании 1147 г.); “Полн. собр. лет.”, I, 131 (постр. цер. Феод. 1128 г.), 138 (в 1147 г. яша Игоря в церкви стояща по обычаю, на обедни у св. Феодора), 146 (в 1154 г. погреб. В. кн. Изясл. Мстисл.), 194 (игум. Корнил в 1231 г.); II, 12 (основ. церк. Феод. 1129 г. и погреб. кн. Мстисл. 1133 г.), 28 (в 1146 г. здесь принял схиму кн. Игорь), 33 (убиение Игоря в 1147 г. при игум. Анании), 74 (в 1154 г. погреб. кн. Изясл. Мстисл.), 95 (в 1168 г. погреб. кн. Ростисл. Мстисл.), 98 (в 1170 г. погреб. кн. Ярополк Изясл.), 135 (в 1187 г. погреб. кн. Вышгород. Мстисл. Давыдов.), 147 (в 1195 г. погреб. кн. Изясл. Яросл. мень­ший), 293 (в 1129 г. основ. церк. Феодора), 194 (в 1133 г. погреб. кн. Мстисл.), 309 (в 1168 г. погреб. кн. Ростисл. Мст.), 313 (в 1174 г. погреб. кн. Владим. Мстислав.); VII, 38 (в 1146 г. Игорь принял схиму), 41 (убийство Игоря в 1147 г. при игум. Анании), 60 (в 1154 г. погреб. кн. Изясл. Мстисл.), 79 (в 1168 г. погреб. кн. Ро­стисл. Мстисл.), 82 (в 1169 г. погреб. кн. Яроп. Изясл.); IX, 17 (в 1146 г. здесь принял схиму кн. Игорь), 175 (убиение Игоря 1147 г.), 198 (в 1155 г. погреб. В. кн. Изясл. Мстисл.); XV, 207 (в 1146 г. Игорь принял схиму), 210 (убие­ние Игоря 1147 г.), 237 (в 1166 г. погреб. В. кн. Ростислав).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010