перешла в ведение православ. духовенства и в 1844 г. обращена в собор. В м-ре погребен гетман Иван Серпяга (Подкова), убитый в 1576 г., а через год друг его гетман Жах принял здесь иночество. “Описание жития св. преп. муч. Макария, архим. Овручского”, Киев, изд. 2-е, 1853 г.; “Полн. собр. лет.”, I, 136; II, 21, 297; “Ист. Росс. Иер.”, V, 359; Ратшин, 140; Похилевич, “Сказ. о насел. мест. Киев. губ.”, 542; Архиеп. Нафанаила, “Житие св. Макария”, брошюра, изд. 1848 г.; “Чтения в И. Общ. ист. и древн.”, 1846 г., 2, 30, 55; 3, I, 117 (здесь назван Старо-Коневским); там же, 1869 г., III, Отд. 1, 244 (Путеш. в 1810 г. кн. Долгорукого); 1870 г., II, Отд. 2, 67 (архим. Макарий замучен турками в 1678 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 32 (архим. Иов Заюнсконский 1660 г. и Сильвестр 1665 г.); Теодорович, “Ист.-стат. опис. Волын. епар.”, I, 315; “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, IV, 58 (Наказ 1658 г. о наградах Войску Запорож.; архим. Авруцкий, Феофан Креховецкий, по­лучил 2 пары по 4 руб. да пару в 3 руб. из запасных соболей); VI, 1 (Акты 1665 г. о пребыв. в Москве гетмана Брюховецкого; статья – роспись на пожалованье вотчиною, статья XXIII пожалов. игум. Селивестру книг, статья XXIV пожалов. риз), 20 (Челобитн. 1665 г. о пожаловании вновь грамот на имения); IX, 8 (Письмо 1669 г. митроп. Иосифа Тукальского к архим. Киево-Печер. лавры; оно писано в Канев­ском м-ре пресв. Богородицы); “Акты Зап. Р.”, V, 67 (Универсал 1665 г. о предоставл. м-рю во влад. Пещанской мельн. на р. Супое на продовол. братии и вновь поступившей из разорен. Терехтемировской обители; игум. Селивестр), 79 (Подтвержд. универс. 1670 г. на влад. маетност. и угодьями); “Журн. Мин. Ви. Дел”, 1849 г., 37 (Бубнов. сотня; об архим. Макарие); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г. 326 (записки св. Димитрия Ростов.; в 1678 г., игум. Овруцкий Феофан Креховский); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. 15, VIII (грам. 1659 г. короля Иоанна Казимира, подтверждающая Феофана Креховского в должности Овруцкого архим., а по переходе его в Слуцк, тоже архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

губ. вед.”, 1845 г., 22–23 (Баженов, “Плав. к Зилант. мон.”); Иером. Иоасаф, “Церков. ист. опис. Суздаль. достоп.”, 31 (архиеп. Иосиф I, Арцыбеевич); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 254, 450 (св. Стефан, Иоанн и Петр); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 296, 3; “Житие свят. Гурия и Варсонофия”, 71 (основ. Гурием на втором году прибытия на кафедру); “Акты Археогр. Эксп.”, I, 328 (Приговорн. гр. 1585 г. о пошлин. с торгов. людей за складку товаров на земле м-ря); “Акты истор.”, I, 191 (Ц. гр. 1574 г. Казан. воев. кн. Булгакову о пожалов. м-рю угодьях; игум. Вениамин); “Собр. госуд. грам. и договор.”, I, 203 грам. 1613 г. об избрании ц. Мих. Федор.; игум. Иосиф); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 25; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 346 душ крест.); 1862 г., II, Отд. 1, 130 (здесь скончался архиеп. Иосиф Курцевич, сосланный в 1614 г. в Антон.-Сийский м-рь); 1880 г., I, 8, 13, 20, 168 (миссионер. дело между Казан. инород.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, 1723 г., 6 (дело о монахе м-ря Геронтие, обвипяем. в разн. преступл.), 128 (казначей м-ря иером. Иосиф выслан в Спб. для занятия должн. инквизитора); IV, 1724 г., прилож., XX, IV (митроп. Казан. Тихон завещал духовнику своему архим. м-ря Евфимию образ Успения и параманд атласный, а обители две книги Октоя Москов. печати 1699 г.); VII, 1727 г., 17 (архим. Евфимий состоял судиею духовн. дел Казан. архиер. дома); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.”, 1, 103, 18 (мучение св. Иоанна), 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память св. муч. Иоанна воина, Нижегородца, пострадав. в Казани в лето 1599 г., 24 янв.); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., V, 372 (Казанского государства Успенского и Лайтовского м-ря игум. Иосиф подписал акт избрания ц. Мих. Феодор. 1613 г.). 196. Златоверхо – Михаиловский – Варваринский , мужской, 1 -го класса, в гор. Киеве, на горе, недалеко от Софийского собора. По преданию, ни на чем неоснованному, он построен в первые годы по введении христианства (в „Синопсисе” 989, в „Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

К Сильвестру М.Грек обращался с ходатайством о детях и вдове покойного Никиты Борисовича, «чтобы государь показал милость к ним, живущим в великой скудости и нужде, большие долги, а три сестры, да нечем отдать (замуж). Умилосердись, – прибавляет он, – помоги много скорбной вдове и сиротам ее, угаси горькие слезы, будь вдовам заступником и отец сиротам, последуя словам апостола о посещении сирых и вдовиц в их скорбях». Д.П.Голохвастов и архим. Леонид (Благовещ. иерей Сильвестр) под Никитой Борисовичем разумеют кн. Н.Б.Ростовского-Приимкова, о котором ходатайствовал Сильвестр по случаю опалы князей Ростовских за измену, в чем упрекает Иван IV Сильвестра в переписке с Курбским, но дело об измене кн. Ростовских возникло позже (в 1554 г.), а кн. Н.Б.Приимков-Ростовский упоминается до 1577 г. (Карамзин, VIII, пр. 393 и 452, IX, 148, пр. 452; А.А.Барсуков, Род Шереметевых, I, 425; Синбир. Сборн., 57); следовательно, о сиротах его здесь не могло быть речи. Другого же лица с подобным именем и отчеством не встречается (Др. Рос. Вивл., т. XX). Жена кн. Никиты Ростовского-Приимкова помещена в Синодике Ивана IV (Устрялов, под 63); Лихачев, Разрядные дьяки, 20, 29. Возможно, что до М.Грека дошел неверный слух по поводу опалы кн. Н.Б.Ростовского. О службе сына его Бор. Никит. ( А.И.Успенский , Столбцы Оруж. приказа, I, 32). § IX Благоприятное отношение к М.Греку обнаруживается в тот момент, когда в правительственной среде сказывается влияние м. Макария, Сильвестра, Адашева и близких к ним лиц и когда подготовлялся Стоглавый собор. Макарий, как мы видели, весьма сочувственно отзывался о его сочинениях и просил посылать их к нему, чем М.Грек не преминул воспользоваться и послал ему через митрополичьего служебника, Андрея, свои догматические и душеполезные статьи, а в другой раз 10 тетрадок о нравах и вооружение сильное на латинские ереси и злочестивое еврейское упрямство, на еллинскую прелесть и звездочетство 1993 . Макарий хотел знать мнение М.Грека о тафьях, так как последний писал протосинкеллу Алексею «Как государь митрополит рассуждает о тафиях 1994 , господине мой, веждь, что и сам также гнушаюсь, когда вижу на головах бритых православных, и от глубины сердца вздыхаю воистину, что христиане уподобляют себя христианоборцам туркам, не только тафиями, но еще и сапогами туркообразными и не можешь иных узнать, что они христиане, только узнаешь крестным знамением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

1. Часть Животворящего Древа Креста Господня 2. Часть Дуба Мамврийского 3. Святой Пророк и Предтеча Господень Иоанн 4. Сщмч. Харалампий 5. Свт. Василий Великий 6. Свт. Григорий Богослов 7. Свт. Иоанн Златоуст 8. Свт. Тихон, Патриарх Всероссийский 9. Свт. Митрофан Воронежский 10. Свт. Тихон Задонский 11. Вмч. Артемий 12. Вмч. Пантелеимон 13. Вмч. Евстратий 14. Мч. Трифон 15. Прп. Александр Свирский 16. Прп. Сергий Радонежский 17. Прп. Агафон Афонский 18. Прп. Павел Латрийский 19. Прп. Арсений Коневецкий 20. Прп. Зосима Соловецкий 21. Прп. Савватий Соловецкий 50 святых мощей в мощевике [ править править код ] 50 святых мощей в мощевике 1. Ап. Лука 2. Равноап. Кн. Владимир 3. Свт. Филипп 4. Свт. Димитрий Ростовский 5. Свт. Игнатий Ростовский 6. Свт. Иоанн Суздальский 7. Свт. Исайя Ростовский 8. Свт. Феодосий Черниговский 9. Свт. Игнатий Брянчанинов 10. Свт. Феофан Затворник 11. Свт. Лука Симферопольский 12. Вмч. Пантелеимон 13. Сщмч. Харалампий 14. Сщмч. Модест 15. Вмч. Артемий 16. Вмч. Евстратий 17. Вмц. Варвара 18. Прмч.Иоасаф Снетогорский 19. Вмц. Параскева 20. Прмч. Евфимий Афонский 21. Мч. Мамант 22. Мц. Татиана 23. Блгв. кн. Давид Ярославский 24. Блгв. кн. Владимир Новгородский 25. Блгв. кн. Глеб Владимирский 26. Блгв. кн. Феодор Смоленский 27. Блгв. кн. Константин Ярославский 28. Блгв. кн. Константин Муромский 29. Прп. Даниил Переяславский 30. Прп. Феодор Печерский 31. Прп. Савва Сторожевский 32. Прп. Авраамий Трудолюбивый 33. Прп. Моисей Угрин 34. Прп. Феодор Санаксарский 35. Прп. Иоанн Многострадальный 36. Прп. Корнилий Переяславский 37. Прп. Авраамий Ростовский 38. Прп. Иов Почаевский 39. Прп. Никон, игум. Печерский 40. Прп. Серафим Саровский 41. Блж. Пелагия Дивеевская 42. Прп. Ефросиния Полоцкая 43. Прп. Ефросиния Суздальская 44. Прп. Амвросий Оптинский 45. Прп. Лев Оптинский 46. Прп. Макарий Оптинский 47. Прав. Симеон Верхотурский 48. Прав. Иоанн Русский 49. Блж. Андрей Симбирский 50. Блж. Косьма Верхотурский Ковчег с мощами великого благоверного князя Георгия Владимирского [ править править код ] Ковчег с мощами великого благоверного князя Георгия Владимирского

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Свят...

Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Несмотря на то что местное почитание началось до XVIII в., изображений М. ранее XIX в. не обнаружено. В иконописном подлиннике содержится описание облика святого: «Сед, брада меньше Власиевы, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 154 об., под 13 мая; 20-е гг. XIX в.). В ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого мон-ря в дер. Покровское Вологодской обл. справа от царских врат находится икона «Преподобные Тарасий, Макарий и Феодосий Глушицкие» (XIX в.) с гробницы этих святых. Преподобные изображены традиционно для надгробного портрета - в рост, с закрытыми глазами; М.- в центре. В отличие от святых Тарасия и Феодосия, руки к-рых сложены на груди крестообразно, правая поверх левой, М. правой рукой благословляет, на приложенной к сердцу левой руке - лествица. Он изображен средовеком с темными вьющимися волосами, лежащими на плечах, и с короткой округлой бородой также без проседи, облачен в мантию, темную рясу, епитрахиль вишневого цвета. Образ М. не был включен в композицию икон Собора Вологодских святых до XIX в. Так, на иконе «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими чудотворцами» (ВГИАХМЗ), написанной в 1778 г. московским иконописцем Лазарем Климовым Ершовым и мастерской, образ М. отсутствует. Тогда как на иконе кон. XIX в. «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми» (ц. св. Лазаря Четверодневного в Вологде) М. изображен крайним во 2-м ряду левой группы святых как седовласый старец, в коричневой мантии, в схиме, куколь опущен на плечи ( Рыбаков. 2014. Ил. 64). Образ М. входит в состав Собора Глушицких святых. Так, на изображении «Святые преподобные Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие» (опубл. в кн.: Филарет (Гумилевский). Жития святых. Окт. СПб., 1892. С. 133) М. изображен фронтально, с поднятой правой рукой и раскрытой ладонью, в опущенной левой - лествица, его голова не покрыта, борода короткая, щеки впалые; М. в мантии, в схиме, куколь опущен на плечи. Образ М. представлен в галерее русских святых работы художников иеродиаконов Паисия и Анатолия в ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., роспись поновлена в 70-х гг. ХХ в., ок. 2010), в группе с преподобными Тарасием Глушицким и Александром, игум. Куштским. М. первый в ряду изображен в профиль с чуть склоненной головой, с седой бородой клиновидной формы, на нем зеленые мантия и епитрахиль, на голове куколь.

http://pravenc.ru/text/2561290.html

938 Преп. Марк Подвижник. Слово 2. О думающих оправдаться делами, § 9. 939 Преп. авва Дорофей. Поучение 7. С. 93—94. 940 Преп. Марк Подвижник. Там же, § 154; ср.: §§ 153, 155//Добротолюбие. T. I. С. 553; Слово 6. О прении схоластика. 941 Он же. Слово 4. О законе духовном, §§ 116—118//Добротолюбие. Т. I. С. 530. 942 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 66. 943 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 41; ср.: Авва Фалласий. Сот. 2. О любви. § 74//Добротолюбие. T. III. С. 301. 944 Игум. Антоний. Письма. С. 106—107. 945 Древний Патерик. Гл. 15, § 110. 946 Иером. Софроний. Старец Силуан. Париж. 1952. С. 155. 947 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 183. 948 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, С. 75, 142—144. 949 Преп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы. Гл. 114//Добротолюбие. T. V. С. 41. 950 Свт. Амвросий Медиоланский. О должностях. Киев. 1875. Кн. I, гл. 37. С. 119. 951 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 160. 952 Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 122//Добротолюбие. T. III. С. 260—261. 953 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 53. 954 Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 123//Добротолюбие. T. III. С. 261. 955 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 167. T. II, § 205. С. 267. 956 Преп. Максим Исповедник. Там же, гл. 124. 957 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 167; T. II, § 205. С. 267. 958 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 383 и 404; иеросхим. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 452, 453—454; игум. Антоний. Письма. С. 152. 959 Преп. авва Дорофей. Поучение 19. С. 189; Цветник священноинока Дорофея (русского)//Русский инок. 1914. 9. С. 524; иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1; С. 31, 70, 75; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 259. 960 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 405. 961 Преп. Исаак Сирин. Слово 35. С. 151—152. 962 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. О истинном христианстве. § 205. С. 67. 963 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. С. 299; ср.: Авва Фалласий. Сот. 2. О любви. § 74//Добротолюбие. T. III. С. 301.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

к сев.-вост. от Гря­зовца, при р. Лухте. Основана около 1499 г. преп. Авксентием и Онуфрием, коих мощи здесь почивают под спу­дом; память их чтится 12 июня. Пу­стынь упразднена еще до издания шта­тов в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.”, V, 517; Ратшин, 71; “Словарь ист. о свят.”, 218; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 128, 262 (преп. Авксентий и Онуфрий); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 48. 1865 . Петра Апостола или Пе­тровский, мужской, не оставивший следа, в бывшем замке гор. Полоцка, Витебской губ. Основан кн. Полотским Михаилом Андреевичем, скончавшимся в 1385 г. Около 1450 г. в нем был игуменом архиеп. Полотский Каллист I. Затем упоминаются: игум. Алексей, в 1509 г. присутствовавший на духовн. со­боре в Вильне, Иосиф в 1544 г. и архим. Иона в 1553 г. Без – Корнилович, “Ист. свед. о Белорусс.”, 105, в примеч.; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 6 (архиеп. Каллист); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 507; “Акты истор.”, I, 289 (Духовн. собор 1509 г. в Вильне); “Памятн. кн. Витеб. губ. на 1867 г.”, 111 (Опись имений 1692 г.); “Акты Зап. Р.”, II, 234 (Наказн. гр. 1544 г. об исследов. обвинений на Полоц. архиеп. Симеона; игум. Иосиф); III, 12 (Судная гр. 1553 г. Полоц. архиеп. Германа; архим. Иона); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 174; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 440, 441; “Русск. истор. Библиот.”, IV, 8 (Вилен. собор 1509 г.). 1866 . Петровский, мужской, несу­ществующий, в гор. Ростове, Ярослав­ской губ. В Лаврентьевской летописи под 1214 г. записано: «Того же лета князь Костянтин посла Пахомья игумена св. Петра, отца своего духовного, в Кыев к митроп. Матфею, и постави епи­скопом Ростову ноября в 10; и вниде в свою епископью генваря в 28, на память св. отца Ефрема Сурина». Затем в 1216 г. Пахомий «свое стадо духовно в монастыри св. Петра лет 13, а епископью держав 2 лета, отъиде к Богу». Отсюда видно, что м-рь уже существовал в XII ст. и, следовательно, принадлежит к числу древнейших, – его не следует смешивать с другим Ростов. м-рем Петровским на Поле, основанным позд­нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ (Ярославов) († 23.12. 1501, Москва), игум. Троице-Сергиева мон-ря (1478-1482), кандидат в митрополиты всея Руси (1484). Происходил из ярославского боярского рода Ярославовых, вкладчиков Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря (на Кубенском оз., под Вологдой); в 3-й четв. XV в. Ярославовы перешли на службу в Московское великое княжество ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 230-231). Отцом П. был боярин Ростовского архиеп. Ефрема - Моисей, последовательный сторонник Московского вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного во время династического кризиса 1425-1454 гг. Незадолго до 11 янв. 1436 г. архиеп. Ефрем и Моисей рассматривали духовную грамоту прп. Дионисия Глушицкого (АСЭИ. Т. 3. 252. С. 274); К. В. Баранов выдвинул версию о неточности передачи издателями имени в данном документе, полагая, что там указан П. ( Баранов. 2006. С. 268-272), однако это не подтверждается при обращении к подлинному тексту грамоты (ГИМ. Увар. Ящик 66/20. Отд. III. 4). Ближайшим родственником П. (двоюродным братом) являлся дьяк Леонтий Алексеев ( после 1495/97). С сер. 60-х гг. XV в. он занимал важное место в управлении Русским гос-вом и входил в узкий круг доверенных лиц Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича . Основные биографические сведения о П. сохранились в летописях, актах, памятниках древнерус. лит-ры. Учитывая его происхождение, можно предполагать, что П. родился в пределах Ярославского княжества. Родовые владения семьи П., включая с. Ярославово, находились в Заволжском стане, а также в волости Черемха. Вопреки сложившейся еще в XIX в. историографической традиции (архиеп. Филарет (Гумилевский) , В. О. Ключевский и др.) П. был пострижеником не Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря ( Зимин. 1977. С. 58; Прохоров. 1989; Он же. 1991; Он же. 1993; Он же. 2001; Он же. 2014; Макарий (Веретенников). 2004. С. 24; Соловьев К. А., Никонова Е. В. Спас-Каменный мон-рь на Кубенском озере - уникальная обитель Сев. Фиваиды и ее ист. предания//Рос. гуманит. ж. 2018. Т. 7. 4. С. 314, 315), а Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ( Алексеев. 2002. С. 200; Новикова. 2008. С. 38-90). По-видимому, П. был наречен в честь св. Паисия Великого ( Макарий (Веретенников). 2004. С. 24). Статус Кирилловой Белозерской обители был повышен после событий 1446 г., когда ее игум. Трифон поддержал в борьбе за Москву вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного. П. подвизался в Кирилловом Белозерском мон-ре в годы настоятельства Кассиана (1448-1469).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

11 марта 1526 г. Московский и всея Руси митр. Даниил возглавил хиротонию К. во архиепископа Ростовского и Ярославского; в хиротонии, вероятно, принял участие и поставленный 4 марта в архиепископа Новгородского и Псковского свт. Макарий (впосл. митрополит Московский и всея Руси). Другие иерархи, поставленные в 1525-1526 гг. ( Вассиан (Топорков) , свт. Макарий), были иосифлянами, в этом ряду следует, возможно, рассматривать и поставление К. В пользу этого говорят хлопоты Вассиана (Патрикеева) , видного представителя нестяжателей , об освобождении Ниловой Сорской пуст. от власти Ростовского архиепископа; 14 сент. 1526 г. вел. кн. Василий III вывел Сорскую пуст. из юрисдикции Ростовского владыки (ААЭ. Т. 1. С. 145. 173; РИБ. Т. 32. 181). 5 февр. 1531 г. К. вместе с др. иерархами ходатайствовал перед государем за кн. Ф. М. Мстиславского, который обвинялся в том, что хотел отъехать к польск. королю (ДРВ. 17882. Ч. 3. С. 76; СГГД. Ч. 1. С. 439-443). Пребывание К. в 1531 г. в Москве позволяет предположить его участие в Соборе, заседания к-рого начались 11 мая. Собор был созван для осуждения Вассиана (Патрикеева) и его нестяжательских взглядов; на нем же произошло вторичное осуждение прп. Максима Грека . 3 сент. 1532 г. К. принял участие в соборном освящении новопостроенной Вознесения Господня церкви в Коломенском , подмосковной резиденции Московских вел. князей; освящение возглавил митр. Даниил, присутствовали вел. кн. Василий III, 2-летний наследник Иоанн IV Васильевич , вел. кнг. Елена Васильевна , братья вел. князя, члены Боярской думы. Известен ряд грамот К. времени его архиерейства. 25 июня 1526 г. архиепископ дал жалованную грамоту Феодосию, игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , к-рой освободил приписные к обители сельские храмы от уплаты владычных податей (РИБ. Т. 32. Стб. 180. 110). В янв. 1533 г. К. дал аналогичную жалованную грамоту Ферапонту, игум. Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря , об освобождении от дани священнослужителей и приписных к мон-рю сельских храмов и о неподсудности их владычным десятинникам (ААЭ.

http://pravenc.ru/text/1840431.html

кн. Иоанна Васильевича, всея России самодержца, и при архиеп. Пимене Вел. Новгр. и Пскова, повелением и стяжанием Никольского игумена Антония, обновлен бысть сий образ велик. чудотв. Николы Липен- ского мон.“. Эта икона находится ныне в Сковородском мон., к которому он приписан в 1798 г. По штатам 1764 г. монастырь был оставлен на своем содержании, но вскоре упразднен. Оставшаяся церковь св. Николая сохранилась доныне в своем первобытном виде и украшена древнею иконописью, но не фресковою. Филимонов, “Археолог. исследов. по памятник.”; вып. I, церковь св. Николая чудотв. на Липне, близ Новгор, Москва, 1859 г.; “Ист. Росс. Иер.”, V, 13; Ратшин, 399; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.”, 253; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгор.”, I, 521; II, 20, 56, 77, 78; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 47; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.”, 84; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 112, 58; “Акты истор.”, V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); “Новгор. писцов. кн.”, I, 711, 713, 714; II, 628; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 98, 224; “Извест. Археол. Общ.”, 1859 г., I, 345 (об обретении иконы св. Николая); “Временник Общ. ист.”, 1850 г., VI, 123 (писц. кн. 1583 г.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 197, 139 (Дело XVII ст. строителя старца Игнатия на своих крестьян в непослушании); “Полн. собр. лет.”, III, 156 (в 1552 сгорела трапеза при игум. Давыде), 170 (встреча у м-ря 1572 г.), 213 (образ св. Николая 1113 г.), 221 (в 1292 г. заложена кам. церк. св. Николая; в 1294 г. написана икона св. Николая, которая обновлена в 1556 г. игум. Антонием); VI, 285 (в 1528 г. введено общежитие); XV, 406 (в 1292 г. заложи влад. Климент св. Николу на Липне); “Опис. докумен. и дел Архива св. Синода”, III, прилож., CXLVI, XXXV (в 1723 г. против м-ря останавливались за непогодою на 2 дня мощи св. Алекс. Нев.); Прохоров, “Русские Древн.”, I, 1871 г., 42 (фрески XIII ст.). 324. Николаевский – Макошинский , мужской, ныне село Макошин, Черниговской губ., Сосницкого у., в 13 вер. к юго-зап.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010