1284. Троицкий – Усть – Кольский или Ново – Печенгский, мужской, ныне кладбищенская церковь при гор. Коле, Архангельской губ. Основан в первой половине XVI ст. иеромон. Феодоритом, ревностным распространителем христианства между лопарями. В 1590 г. сюда переведены иноки разоренного Печенгского Троицкого-Трифонова м-ря. В 1764 г. упразднен и обращен в кладбище, которое находится на островке в вершине Кольского залива, против самого города, и до сих пор называется Монастырским остр. “Ист. Росс. Иер.», 579 (с грамот.); Ратшин, 14; Молчанов, “Арханг. губ.», 230; “Акты истор.», IV, 254 (Жалов. грам. ц. Алексея Мих. 1675 г. на рыбные ловли и угодья); Рейнеке, “Опис. Ледовит. ок.», II, 191, 196, 197; Ключевский, “Жит. свят.», 340; Макарий, “Ист. Р. Ц.», 330; VII, 45; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.», I, 41; “Памят. кн.», 1862 г., 62; Фон-Пошман, “Опис. Арханг. губ.», I, 178; “Арханг. губ. вед.», 1838 г., 23 (в 1597 г. имел соловарню в Перлегубской волости); 1858 г., 30 (Опис. гор. Холмогор); Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.», I, 2 (Список с жалов. грам. ц. Вас. Ив. Шуйского игум. Ефрему, подтверждающий прежние права и льготы, даров. цар. Иоан. Вас. и Феод. Иоанн. и снова подтвержд. ц. Мих. Феодор.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 833, 18; “Дополн. к Акт. истор.», I, 140 (Грам. 1597 г. об уравнит. раскладке податей с крестьян); V, 40 (Наказн. гр. 1667 г. о таможен. сборах); VI, 131 (Ж. гр. 1675 г. строит. Сергию Кайдалову на земли, рыбн. ловли, солян. пром. и проч.); VIII, 4 (Акты 1678 г. о сборе даточн. людей; стр. 134); X, 110 (Указ 1683 г. о ссылке в м-рь нищего); “Чтения в И. Общ. ист.», 1878 г., III, христиан. в предел. Арханг. губ., 30 (основ. в XVI ст. архим. Спасо-Прилуц. м-ря Феодоритом); 1880 г., II, матер. для ист. Арханг. епар., 15 (челобит. 1696 г. иноков; игум. Иосиф); 1882 г., III, смесь, 21 (черный поп Варфоломей 1682 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 9 двор. крест.; назван здесь Печерским Кольского Острога); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 43 (указ 1720 г. о доставл. сведений о доходе с рыбн. ловель), 315 (доношение 1721 г. о наказании плетьми быв. игум. Измаила и ссылке его в Спасо-Камен. м-рь); II, ч. 1, 43 (дело 1722 г. о побеге быв. игум. Измаила из Спасо-Камен. м-ря; м-рь назван Печерским); VII, прилож, XI, III (в 1727 г. в м-ре было: строитель, крылошанин, 4 монаха и 4 служителя).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. значился в числе Заднепровских); “Чтения в И. Общ. ист.», 1884 г., II, Отд. 1, 31 (фундат 1619 г. Раисы Могилянки Михаиловой Корибутовой Вишневской, коим она позволила фундовать м-рь девичий и коим передала его в вечное влад. сестре Исаии, игум. Александре; упомин. игум. Харитина 1695 г., Иннокентия Андрузская 1715 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1848 г., XXIII, 421 (воспомин. о гор. Золотоноше; сказано, что он возобновлен в 1817 г., причем был упразднен Благовещенский Зазуловский м-рь); Григорович, “Обзор учрежд. м-рей 1764–1869 г.», 74 (старшая монахиня м-ря Митрофания, в мире дочь есаула Матрена Степанова Золоторевская, была назначена строительницею Марии Магдалинин. пустыни Кубанской обл.). 1072. Покровский на устье Нерли или Нерлинский, мужской, ныне одинокая церковь Покрова близ села Нового, Владимирской губ. и уезда, в 12 вер. к сев.-вост. от Владимира и в 1 вер. от Боголюбова мон., недалеко от впадения р. Нерли в Клязьму, с левой ее стороны. Основан Андреем Боголюбским в память сына своего Изяслава, скончавшегося в 1165 г. В 1656 г. о м-ре говорится: «володимирского уезду, боголюбовского стану, вотчины Покровского монастыря, что на устьи р. Нерли, села Нового»... Упразднен в 1764 г. В церкви сохранившей свою архитектуру со времени основания, совершается богослужение только 3 раза в год; она приведена в порядок в 1859 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 161; “Ежегодник Влад. губ. стат. Комит.», т. I, вып. 1, 283 (Опись 1656 г. кн. Ухтомского в получении денег за стрелецкий хлеб); т. III, Отд. I, 119, 298; “Древн. Суздаль.-Владим. обл.», I, 50; “Владим. губ. вед.», 1853 г., 15 (Прекрасное христиан. обыкновение, опис. церкви); 1854 г., 32 (Мон. быв. во Вл. губ.); 1859 г., 39 (освящение храма); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 705, 33; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 12 (Уставн. гр. 1676 г.; игум. Пахомий); Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 54 (основание), 97 (древний крест из белого камня); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», III, 126, 307 (Розъезд, т. е. межевая, 1499 г.; игум. Кассиан); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 215 душ. крест.). 1073. Покровский – Николаевский – Макошинский, женский, ныне село Макошин, Черниговской губ., Сосницкого у., в 13 вер. к юго-зап. от Сосниц, при р. Десне, недалеко от упраздненного Николаевского мон. Основан в 1640 г. воеводою Адамом Киселем и в описи 1654 г. значится: «Да над рекою Десною, от села Маковшины, стоит девичей монастырь. В том м-ре церковь древеная, во имя Николо чудотв. Да в том же м-ре, игуменья Антонида, с нею черных стариц 15 сестер». Упразднен в 1786 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 44; Ратшин, 543; “Акты к истор. Ю. и З. Росс.», X, прибавл. к 5, 823 (опис. Малороссий. городов 1654 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Об особых симпатиях вел. кн. Василия III к И. свидетельствуют частые поездки правителя в Волоколамский монастырь, выбор в 1530 г. волоцкого старца Кассиана Босого восприемником новорожденного наследника Иоанна, а также обстоятельства смерти и похорон вел. князя. Именно митр. Даниил вопреки возражениям бояр настоял на предсмертном пострижении Василия III. Церемонией погребения руководили старцы Волоколамского мон-ря: «Начаша его наряжати старцы осифовскые, а великого князя стряпчих отослаша» (ПСРЛ. Т. 6. С. 275). В период регентства Елены Васильевны Глинской (дек. 1533 - 3 апр. 1538) митр. Даниил активно поддерживал политику правительства. Митрополит привел к присяге малолетнему Иоанну IV и Елене Глинской братьев Василия III и бояр. По благословению митрополита был предпринят поход на Литву (нояб. 1534), осуществлено строительство Китай-города в Москве. В 1537 г., во время мятежа удельного кн. Андрея Ивановича Старицкого, митр. Даниил поддержал регентшу. После прихода к власти боярской группировки князей Шуйских 2 февр. 1539 г. митр. Даниил был сведен с престола и до кончины жил в Волоколамском мон-ре. Кандидатура на пост митрополита др. выходца из Иосифовой обители - игум. Феодосия , настоятеля Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря , не была поддержана. Во главе Русской Церкви встал постриженик Троице-Сергиева мон-ря свт. Иоасаф (Скрипицын) . При нем был сведен с Коломенской кафедры Вассиан (Топорков) (1542). Наибольшее влияние И. имели в 1542-1563 гг., когда митрополичью кафедру занимал постриженик Пафнутиева Боровского монастыря свт. Макарий, почитавший прп. Иосифа. Митр. Макарий одобрил Житие прп. Иосифа и службу ему и включил в Великие Четьи-Минеи сочинения волоцкого игумена: «Книгу на новгородских еретиков» («Просветитель») и духовную грамоту. 18 июня 1542 г. Новгородским архиепископом был поставлен постриженик Волоколамского мон-ря Феодосий. В 40-х гг. XVI в. бывш. насельники обители становились настоятелями важнейших русских монастырей: в 1542 г. Трифон (Ступишин) был назначен игуменом Пешношского монастыря, в 1543 г. Савва (Чёрный) стал архимандритом Симонова монастыря, игум. Иосифова монастыря Нифонт (Кормилицын) в сане архимандрита возглавил Новоспасский монастырь. 24 февр. 1544 г. Савва (Чёрный) был хиротонисан во епископа Крутицкого, Трифон (Ступишин) занял пост архимандрита Симонова мон-ря. В кон. 1549 г. архим. Нифонт (Кормилицын) сопровождал царя Иоанна IV в походе на Казань, в ближайшее окружение провожавшего царя до Владимира митр. Макария входили Крутицкий еп. Савва (Чёрный) и архим. Симонова мон-ря Трифон (Ступишин) (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 157, 159). 10 марта 1549 г. Трифон был поставлен епископом в Суздаль, а его преемником в Симоновом монастыре стал брат Алексий (Ступишин). В Полоцком походе 1563 г. царя Иоанна IV сопровождал среди др. лиц волоцкий игум. Леонид (ПСРЛ. Т. 13. С. 347).

http://pravenc.ru/text/673717.html

Общим установкам иосифлянского течения на решительную борьбу с уклонениями от правоверия соответствовали Соборы «на еретики», проходившие под рук. М. В 1553-1555 гг. были осуждены и сосланы в монастыри как люди, находившиеся под воздействием влияния Реформации ( Феодосий Косой , М. Башкин и др.), так и монахи- нестяжатели во главе с бывшим троицким игум. Артемием (ААЭ. Т. 1. 238. С. 240-249; Моск. соборы на еретиков XVI в.//ЧОИДР. 1847. Кн. 3. Отд. 2. С. 1-25). Если правильность обвинений первых подтверждает позднейшее поведение Феодосия Косого и его сторонников в Литве в духе радикального протестантизма, то обвинения в ереси Артемия и др. «заволжских старцев», к-рые они не признали, вызывают большие сомнения. В их пользу свидетельствует полемика игум. Артемия с протестантами в ВКЛ в защиту правосл. позиций. По свидетельству кн. Курбского, близкий к игум. Артемию архим. Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря Феодорит Кольский, который также был осужден на Соборе и сослан в Кириллов Белозерский монастырь, после ходатайства некоторых бояр был освобожден М., а затем послан в К-поль с наказом получить признание царского титула Иоанна IV. Материалы Соборов «на еретики» «за митрополичьей рукою» хранились в царском архиве (ящики 189, 190, 222; см.: Описи царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614 г./Ред.: С. О. Шмидт. М., 1960. С. 37, 42). В 1556/1557 г. состоялся Собор, где судили «Новоозерских чернцов... Ортемьевых учеников», а также связанного с прп. Максимом Греком старца Нила (Курлятева) (Там же. С. 37). В окт. 1553 - янв. 1554 г. проходили соборные разбирательства по делу посольского дьяка И. М. Висковатого , выступившего с критикой новых икон и росписей кремлевских соборов и палат («не подобает невидимаго Божества и безплотных въображати» - Розыск, или Список, о богохульных строках и сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова Висковатого в лето 7062/Публ.: О. Бодянский//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 1-2). В полемике с дьяком И. Висковатым митрополит назвал его взгляды «мудрованием и ересью галатских еретиков» (Там же). Такое определение, по-видимому, восходит к тексту Тимофея , пресв. к-польского, содержащемуся в Кормчей книге , где говорится о взглядах еретиков, живущих «в Галатии»: «Не подобает... небесных и невидимых образов на земли видимо образовати, ни к телесным прилагати бестелеснаа» (Мазуринская Кормчая: Памятник межславянских культурных связей XIV-XVI вв.: Исслед. Тексты. М., 2002. С. 440). Дьяк И. Висковатый принес покаяние Собору, 14 янв. 1554 г. на него была наложена соборная епитимья.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

686. Варваринский или Варварейский, женский, совершенно уничтоженный, находился в Новгороде, на Софийской стороне, в Ямской слободе, на Троицкой улице, а прежде в Гончарном конце, на Новинке. О начале его в летописи говорится под 6726 (1218 г. по Р. Хр.): «Заложи церковь каменну архиеп. Антоний святой мученицы Варвары, и монастырь девичь устроил». Но в это время он был лишь возобновлен, так как имя его упоминается еще в 1138 г., когда новгородцы выгнали кн. Святослава, а жену его посадили «Новегороде у святое Варвары в манастыри». Затем о нем упоминается и в 1167 г., когда «преставися раба божия Анна, игумения св. Варвары». В 1195 г. «преставися раба божия Хрьстина св. Варвары, и поставиша на месте ей, избра владыки и сестры все, кротькую и съмерену именьм Варвару Гюргевую Олекшиниця». Он существовал непрерывно до 1764 г., когда был обращен в приход; в 1789 г., по перенесении части св. мощей великом. Варвары в Десятинский мон. (1786 г.), церкви были разобраны и употреблены на возобновление Деревяницкого мон. В Десятинском мон. сохранилась древняя икона св. Варвары, бывшая храмовою Варваринского мон. “Ист. Гос. Иер.», III, 495; Ратшин, 393; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 89; Макарий, “Археолог. опис. церковн. древ. Новгр.», I, 171, 177, 213, 228; II, 107; “Новгород. сборн.», IV, Отд. 6, 10; “Истор. разгов. о древн. В. Новгр.», 83; Строев, “Спис. иер. и наст.», 128; “Новгород. писцов. кн.», III, 198, 217, 227; Макарий, “Ист. Р. Ц.», II, 98; III, 72; “Полн. собр. лет.», III, 8 (в 1138 г. посажена жена кн. Сватослава), 14 (игум. Анна 1167 г.), 22 (игум. Христина и Варвара 1195 г.), 36 (в 1218 г. заложена церк. кам. св. Варвары), 37 (в 1219 г. окончена церк. Варвары), 38 (в 1220 г. постриглась здесь жена Твердислава), 155 (в 1552 г. сгорело 10 келий), 219 (в 1218 г. возобновл. м-ря архиеп. Антонием), 234 (в 1502 г. поставл. кам. церк. Варвары); IV, 26 (в 1218 г. заложи архиеп. Антоний цер. кам. св. Варвару в м-ре); VI, 282 (в 1526 г. м-рь сгорел); X, 81 (в 1218 г. заложена церк. св. Варвары); XV, 230 (в 1160 г. заключена в м-ре жена Святослава), 327 (в 1218 г. залож. церк. св. Варвары в м-ре), 330 (в 1220 г. церк. окончена), 333 (в 1221 г. здесь постриглась жена посадника Твердислава).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Иосиф , из иеромонахов, определён в 1758, а 8 янв. 1759 произведён в архим. Златоустовского. Рафаил , из Киевских иеромонахов, определён в янв. 1759. Паисий , игум., 1762 и 63. (См. Давидова пустынь, Столбовский мнтрь). Архим. 1764–67. Мисаил , строитель Давыдовой пустыни, 1768. Варнава , строитель Давыдовой пустыни, игум., 1775–77; перев. в Угрешский. Константин , 1813. Феофилакт , строитель Сретенский, потом игум. Угрешский, 1816–19. Иоанникий Холуйский , из экономов, посвящён 12 мар. 1834; с 15 июня 1839 архим. Златоустовский; с 3 дек. 1845 архим. Знаменский. В июле 1857 от наместничества уволен. 10 авг. 1859 перев. в Высокопетровский. 8 Саввин Сторожевский, близ города Звенигорода, основан около 1380 св. Саввою. С исх, XVII века ставропигиальный; ныне первоклассный, под ведением викария Московского. [II, 548.] Игумены Св. Савва Сторожевский † 3 дек. 1407 44 . Мощи его обретены 16 янв. 1652. Варсонофий Неумоя , ученик св. Саввы, по 1413. (1416; Оп. б. гр. Тол., II, 174)? Феодор , 1428. Иосиф , 1435. Евфросин , 1454. Варлаам , 1462. Евсевий , 1470. Досифей Зосима при кн. Андрее Васильевиче. ? Герасим , прежде 1481 (П. С. Л., VI, 233, прим.). Дионисий , в янв. 1490. Каллист , 1505–1507. Савва , 1517–19. Паисий , 1520 и 21. Варсонофий , 1524. Серапион , 1524 и 25. Филофей , 1527–29. Мисаил , 1539. Афанасий , 1543–49. Филарет , 1549–54. Филофей , 1558. Гурий , 1565, а в 1567 – в братстве Симоновом. Варлаам , 1567–70. Феодосий , 1589. Герман 4 апр. 1592 перев. из Песношского, по 1594. Боголеп , 1598. Исаия , 1607–1612, 29 июля (кандидат на митрополию Крутицкую). Макарий , в нояб. 1629. Давид , 1631. Антоний , бывший Колязинский, определён 1 мая (sic) 1634. Никон , 1635–43. Варлаам определён 16 дек. 1643–1650. Архимандриты Гермоген , 1650–53. Никанор , 1653–60. После на покое в Соловецком. (Убит там 31 янв. 1676). Тихон , 1661–66. Варнава (из Симонова?), 1666–73 (в Чудове?). Сильвестр Черницкий , из монахов Иверских. 1673 (упом. в апр.), а 26 мар. 1699 хирот. в митрополита Смоленского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Джорд., 1988; Дмитриева Р. П. Агиографическая школа митрополита Макария (на материале некоторых житий)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 208-213; Соловьёва И. Д. К истории иконописного собрания Александро-Свирского монастыря//Там же. С. 403-406; она же. Икона «Александр Свирский в житии» в собрании Русского музея: (К проблеме атрибуции)//ДРИ: Новые атрибуции. СПб., 1994. С. 39-46; о на же. Преподобный Александр Свирский и его монастырь//София. Новгород, 1998. 4. С. 15-17; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996. С. 99-102, 111-113, 147-149; Журавлева И. А. Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля//Русская художественная культура XV-XVI веков. М., 1998. С. 118-144; История второго обретения мощей преподобного Александра Свирского//ЖМП. 2000. 5. С. 17-25. Архим. Макарий (Веретенников), И. А. Журавлева, О. А. Полякова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) ВАРВАРА схим., прп. (пам. 30 авг., в Соборе Новгородских святых и в Соборе святых С.-Петербургской митрополии) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/64396.html

Росс. Иер.», II, 105 (с грамотами); VI, 944; Ратшин, 376; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгор.», 143; “Истор. разговоры о древн. Вел. Новг.», 86; Проценко, “М-ри в России», 5; “Новгород. Сборн.», IV, Отд. 6, 1; Ключевский, “Жит. свят.», 306; Макарий, “Археолог. опис. Новгр.», I, 455 (с указанием на историч. источники); “Матер. для стат. России», изд. Мин. Вн. Д., 1841 г., Отд. I, 44; “Воен. стат. обозр. Новгор. губ.», 162; Озерецковский, “От Спб. до Ст. Руссы», 23; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 1; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 55; “Опис. монаст.», 1817 г., 7; “Новгород. губ. вед.», 1840 г., 9,10 (описание монаст.); “Опис. Воронеж. Алексеев. Акатова мон.», 34 (архим. Амвросий Келембет); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1843 г., 98 (пожертв. лавки); “Олон. губ. в.», 1850 г., 42 (вотчина Антонова м-ря в Никол. Оштин. погосте, 1628 г.); “Новгор. губ. в.», 1851 г., 50 (указат. свят. и древн. Новгор.); 1852 г., 51 (Запись вкладная м-ря двор. Савину Обухову о получении вклада на вечные времена); 1853 г., 28 (истор. памятн.); 1858 г., 41 (по духов. завещ. 1626 г. цар. Дарья Ал. отказала в Антонов м-рь 10 руб.); “Описание Антониева Новгород. мон.», Москва, 1810 г.; “Пут. по св. мест. Русск.», II, 332, 355; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 20; Вихров, “Новгор. святые места», 86; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 39 122 (преп. Антоний), 45, 139 (Сокольниц. чудотв.); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей», 58, 5; Барщевский, “Фотограф. альбом, хранящ. в Новгор. музее», л. 1029 и 1030 (собор), л. 1031 (покров на раке преп. Антония), л. 1032–1034 (муссийные иконы), л. 1035 (митра), л. 1036 (крест и кадило), л. 1265 (слюдяной фонарь); “Архив ист. и практ. свед. относящ. до России», 1859 г., I (Коркунов, “Отрыв. из путев. записок»); “Акты Арх. Эсп.», I, 308 (соборн. постановл. 1581 г.; игум. Иосиф); II, 7 (избр. 1598 г. Бор. Годунова; вместо игум. Трифона расписался Вяжиц. игум. Закхей); III, 139 (ц. гр. 1623 г. Новгор. митр. Макарию на влад. вотчин.), 145 (ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1282. Троицкий – Сканов, мужской, заштатный (с 1764 г.), Пензенской губ., Наровчатского у., в 4 вер. к вост. от Наровчата, на правом берегу р. Мокши. Основан в первой половине XVII ст. в местности, принадлежавшей фамилии Исканских. В 1689 г. им управлял строит. Моисей. “Ист. Росс. Иер.», V, 136; Ратшин, 434; “Опис. монаст.», 1817 г., 120; Рябинин, “Пензен. губ.», 445; “Памят. кн Пензен. губ. на 1864 г.», 94; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 963; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 144 (строит. иеромон. Моисей в 1689 г. делал опись Успен. Салалейской пустыни). 1283. Троицкий – Сыпанов – Пахомиева пустынь, мужской, ныне слобода Троица – Сыпанова, Костромской губ., Нерехтского у., в 2 вер. от Нерехты, при рч. Солонице. Основан в XIV ст. преп. Пахомием, учеником преп. Сергия, скончавшимся 23 марта 1384 г. В церкви св. Троицы покоятся под спудом мощи преподобного, память коего чтится 23 марта и 15 мая; тут же находится и образ преп. Пахомия, писанный иноком Иринархом, который его лично знал. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 339; Рат- шин, 162; “Словарь ист. о свят.», 226; “Ист. опис. Тр.-Серг. лавры», 152; Беляев, “Стат. опис. церквей Костр. епар.», 166; Строев, “Спис. иер. и наст.», 876, 24; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс, свят.», 194, 368; “Костр. губ. в.», 1854 г., 46 (разор. Лисовским в 1609 г.); Ключевский, “Жит. свят.», 311; Макарий, “Ист. Р. Ц.», 196 (Пахомий сконч. в 1384 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., III, смесь, 83 (Моров. поветр. 1654 г.); 1860 г., III, Отд. 1, 149 (в 1744 г. имел 45 душ. крест.); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 185 (приписан по просьбе братии в 1629 г.); 1879 г., II, продолж. ист. опис. лавры, 114 (преп. Пахомий скончался 1384 г.); Токмаков, “Справоч. указат. истор. матер.», I, 13 (имел жалов. грам. до 1623 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 201, прилож., СХХХ, XVII (состояние м-ря в 1721 г.; игум. Иона); IV, 239 (дело 1724 г. о приписке к Ипатьевскому м-рю); VI, 1726 г., 92 (прошение вкладчиков м-ря о неприписке его к Ипатьевскому; желание удовлетворено); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 72 (игум. Харлампий 1684 г.), 75 (быв. казначей м-ря старец Варсонофий), 85 (игум. Адриан 1693 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Болдинке. Основан в 1528 г. преп. Герасимом, скончавшимся в 1554 г. 1-го мая, в каковой день и чтится его память; мощи, под спудом, почивают в соборе св. Троицы, в приделе св. Иоанна Богослова. В конце XVI ст. здесь спасался и погребен затворник Аркадий, которого память уважается и поныне. С 1611 по 1655 г. м-рь находился в распоряжении иезуитов, в 1656 г. восстановлен. В церкви св. Троицы, древней постройки, надгробный памятник кн. Долгоруких. “Ист. Росс. Иер.», III, 413; Ратшин, 493; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., Отд. I, 32; Проценко, “М-ри в России», 12; “Словарь ист. о свят.», 77; “Воен. стат. Смолен. губ.», 126; Платон, “Путеш. в Киев», 14; “Смолен. губ. вед.», 1860 г., 24; Цебриков, “Смол. губ.», 404; “Вологод. губ. вед.», 1853 г., 15 (Антоний, архиеп. Волог., быв. игумен мон.); “Ист. стат. опис. Смолен. епар.», 291 (преп. Герасим), 296 (опис. м-ря); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 86, 213 (преп. Аркадий), 214 (преп. Герасим), 112, 241 (св. Антоний, еп. Вологод., из игумнов м-ря в 1586 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 597, 4; “Акты Археогр. Эксп.», II, 7 (избр. Бор. Годунова 1598 г.; игум. Феоктист и старец Герасим); Ключевский, “Жит. свят.», 304, 313, 386; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 19, 73 (устав преп. Герасима), 527 (житие преп. Герасима, составл. игум. м-ря Антонием, около 1586 г.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. России», II, 263, 142 (Приходн. книга 1603 г.; игум. Феоктист); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 972 душ. крест.); “Дворцов. разряды», III, 430 (в 1654 г. здесь был стан царя Алексея Мих. во время его похода на Смоленск); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, 1727 г., 219 (сюда переведен из Предтечева Вязем. м-ря иеромон. Иоиль), 339 (прошение солдата Евстратова на наместника м-ря Флавиана Павловского); “Переписн. книга Москвы», 1638 г., 150 (на Бол. Покров. мосту подворье Болдина м-ря, а на нем изба Семушки денежново мастера); 1665–76 г., 130 (Болдинское подворье, от Ильин. ворот по правой стор., а на нем живут разных чинов люди: далее перечень их); “Русск.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010