Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ (Ярославов) († 23.12. 1501, Москва), игум. Троице-Сергиева мон-ря (1478-1482), кандидат в митрополиты всея Руси (1484). Происходил из ярославского боярского рода Ярославовых, вкладчиков Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря (на Кубенском оз., под Вологдой); в 3-й четв. XV в. Ярославовы перешли на службу в Московское великое княжество ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 230-231). Отцом П. был боярин Ростовского архиеп. Ефрема - Моисей, последовательный сторонник Московского вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного во время династического кризиса 1425-1454 гг. Незадолго до 11 янв. 1436 г. архиеп. Ефрем и Моисей рассматривали духовную грамоту прп. Дионисия Глушицкого (АСЭИ. Т. 3. 252. С. 274); К. В. Баранов выдвинул версию о неточности передачи издателями имени в данном документе, полагая, что там указан П. ( Баранов. 2006. С. 268-272), однако это не подтверждается при обращении к подлинному тексту грамоты (ГИМ. Увар. Ящик 66/20. Отд. III. 4). Ближайшим родственником П. (двоюродным братом) являлся дьяк Леонтий Алексеев ( после 1495/97). С сер. 60-х гг. XV в. он занимал важное место в управлении Русским гос-вом и входил в узкий круг доверенных лиц Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича . Основные биографические сведения о П. сохранились в летописях, актах, памятниках древнерус. лит-ры. Учитывая его происхождение, можно предполагать, что П. родился в пределах Ярославского княжества. Родовые владения семьи П., включая с. Ярославово, находились в Заволжском стане, а также в волости Черемха. Вопреки сложившейся еще в XIX в. историографической традиции (архиеп. Филарет (Гумилевский) , В. О. Ключевский и др.) П. был пострижеником не Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря ( Зимин. 1977. С. 58; Прохоров. 1989; Он же. 1991; Он же. 1993; Он же. 2001; Он же. 2014; Макарий (Веретенников). 2004. С. 24; Соловьев К. А., Никонова Е. В. Спас-Каменный мон-рь на Кубенском озере - уникальная обитель Сев. Фиваиды и ее ист. предания//Рос. гуманит. ж. 2018. Т. 7. 4. С. 314, 315), а Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ( Алексеев. 2002. С. 200; Новикова. 2008. С. 38-90). По-видимому, П. был наречен в честь св. Паисия Великого ( Макарий (Веретенников). 2004. С. 24). Статус Кирилловой Белозерской обители был повышен после событий 1446 г., когда ее игум. Трифон поддержал в борьбе за Москву вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного. П. подвизался в Кирилловом Белозерском мон-ре в годы настоятельства Кассиана (1448-1469).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ КАШИНСКИЙ (Кожин Василий Ананьевич; † ок. 1419-1421, с. Гридково (позднее Кожино), близ г. Кашина), св. прав. (пам. 1 июня), отец прп. Макария Калязинского . Принадлежал к тверскому боярскому роду. Ссылаясь на прп. Иосифа Волоцкого , Досифей (Топорков) в составленном им Волоколамском Патерике (см. Патерик Иосифо-Волоколамский ) именует прп. Макария «большим боляром тверьским» и называет тверского боярина Захарию Бороздина родственником прп. Макария. С. Б. Веселовский относил род Кожиных к землевладельцам средней руки. Краткие сведения о В. К. содержатся в житии прп. Макария Калязинского и биографической заметке о преподобном, написанной со слов его родственницы - мон. Евфросинии. В семье В. К. и его супруги св. Ирины Кашинской было 4 детей: Матвей (прп. Макарий), Александр, Григорий, Ксения. Александр продолжил род Кожиных. Сохранилась жалованная купчая грамота тверского вел. кн. Бориса Александровича на проданное Александру Кожину с. Настасово «с другими сельцами и пустошами». Племянник прп. Макария - Василий Александрович Кожин - был сыном боярским вел. кн. тверского Михаила Борисовича. Григорий (в иночестве Геннадий) являлся архимандритом тверского Отроча мон-ря, в 1461-1477 гг.- Тверским епископом. Ксения вышла замуж за Ивана Гавренева, угличского землевладельца; их сын Павел принял монашеский постриг, стал известен как прп. Паисий Угличский . Ок. 1420 г. Матвей Кожин удалился в мон-рь, через год или незадолго до 1420 г. скончались его родители. Ежегодно 1 июня прп. Макарий приходил в родное село и служил панихиду по родителям. После преставления преподобного игумены Калязинского мон-ря, выполняя его «уложение», совершали в этот день крестный ход в Кожино. В 1610 г. обитель была разорена поляками (см. ст. Смутное время ). Игум. Антоний, восстановивший мон-рь, хотел прекратить совершение панихид по родителям прп. Макария, но Иван Васильевич Кожин, потомок В. К., обратился к Патриарху Филарету (Романову) , и Патриарх специальной грамотой повелел «служити архимандриту панихиду и литургию в селе Кожине в церкви, идеже погребены отец и мать Макария чудотворца» ( Лебедев. С. 131). Совершение панихид возобновилось в 1632 г., спустя какое-то время прекратилось и вновь возобновилось во 2-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/150809.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1.04.1877, дер. Мелехово Тихвинского у. Новгородской губ.- 29.12.1937, г. Бежецк Калининской (ныне Тверской) обл.), прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из семьи крестьян Яроховых (фамилию Смирнов, вероятно, получил в семинарии). Окончил ДС, поступил в монастырь, где принял монашеский постриг с именем Макарий, был рукоположен во иерея. Мон-рь, где он подвизался, просуществовал до 1928 г. После его закрытия М. служил приходским священником, но в 1933 г. не смог оплатить повышенные налоги и был приговорен к году заключения в ИТЛ. Летом 1937 г. начал служить в храме в с. Красная Поляна Бежецкого р-на Калининской обл. 19 дек. того же года М. был арестован и заключен в тюрьму в Бежецке. В контрреволюционной агитации виновным себя не признал. 27 дек. Особая тройка при УНКВД по Калининской обл. приговорила его к расстрелу. Он был расстрелян и погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Д. 23027-С. Лит.: Дамаскин. Кн. 3. С. 471-472; Тверской мартиролог. Тверь, 2000. Т. 1. С. 399. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Арапов (1893- 1918), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/2561346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Тульских святых (22 сентября) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский ЕВФРОСИНИЯ КОЛЮПАНОВСКАЯ (Вяземская Евдокия Григорьевна; ок. 1758 - 1855), блж. (пам. 3 июля и 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Алексинская, Тульская ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ († 1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЛАРИОН (Григорович; 1696 - 1760), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 1826-1900), митр. Киевский и Галицкий, свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых) ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых) МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128913.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК (Трубачёв Александр Сергеевич; 7.11.1952, Москва - 5 апр. 2021, Сергиев Посад, Моск. обл.), игум. Отец - диак. Сергий Трубачёв , церковный композитор, оба деда - священники: сщмч. прот. Зосима Трубачёв († 26 февр. 1938), свящ. Павел Флоренский († 8 дек. 1937). В 1975 г. А. С. Трубачёв окончил МГИАИ, защитив дипломную работу по кафедре архивоведения: «Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (1918-1925): Обзор архивных материалов». В 1980 г. окончил МДС, в 1984 г.- МДА со степенью канд. богословия за соч. по кафедре основного богословия «Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского» (Томск, 1998). В 1976-1990 гг. работал в Издательском отделе Московской Патриархии: редактор отделов «ЖМП» - «Проповедь», «Богословский отдел»; издания т. 2 и 3 «Настольной книги священнослужителя - Месяцеслов. Сентябрь-август» (М., 1978-1979); редактор (1978-1983) и руководитель (1983-1990) издания «Минея. Сентябрь-август» (М., 1978-1989). В 1984-1990 гг. и с 1993 г. преподаватель московских духовных школ (с 1990 доцент). А. преподавал в МДС нравственное богословие, Свящ. Писание НЗ, патрологию; в МДА - пастырское богословие, Свящ. Писание НЗ. Духовные наставники А.- архиеп. Сергий (Голубцов) , архим. Кирилл (Павлов) . В 1980 г. А. поступил в братство Троице-Сергиевой лавры. В 1981 г. принял монашество с именем А. в честь прп. Андроника Московского , рукоположен во иеродиакона. В 1982 г. рукоположен во иеромонаха, с 1986 г. игумен, в 1988 г. награжден крестом с украшениями. В 1990-1993 гг. наместник возрожденного в дек. 1989 г. Валаамского мон-ря . С 1993 г. А. состоит в братстве ТСЛ. С 1989 г. секретарь синодальной Богослужебной комиссии . Автор служб преподобным Андронику Московскому, Максиму Греку , Пимену Московскому, Угрешскому, ряда тропарей и кондаков; проекта Службы Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память 1000-летия Крещения Руси (Чинопоследования праздника Крещения Руси. М., 1988). А.- директор Центра изучения, охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского (с 1993), основатель и директор Музея свящ. Павла Флоренского (с 1997, в Москве). Научные интересы: агиология (статьи в ЖМП и БТ, составление списков «Покров Пресвятой Богородицы над Россией» и «Святая Русь» в кн.: Макарий . История РЦ. Т. 1-9, многочисленные статьи в ПЭ), издание трудов свящ. Павла Флоренского и изучение его биографии.

http://pravenc.ru/text/115402.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Монастырский; † 17.01.1697, Киев), игум. киевского Кирилловского мон-ря. И. род. в Перемышльском крае, происходил из евр. семьи, к-рая купила шляхетство у рода Монастырских (герб Сас). Сведения об И. до кон. 70-х гг. XVII в. скудны. Нек-рое время он преподавал философию во Львове и в Люблине. После принятия Православия был пострижен в монашество, стал игуменом Преображенского мон-ря в Люблине (после 1650, когда из мон-ря были изгнаны униаты), имел титул «деражицкий архимандрит» (вероятно, возглавлял архимандритию с центром в мест. Дережичи близ Дрогобыча, где до 1531 был основан правосл. мон-рь; см.: Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 524). В период игуменства в Люблине И., видимо, имел тесные контакты с Киевским митр. Антонием (Винницким) , жившим тогда в Перемышле, и с Луцким еп. Гедеоном (Святополк-Четвертинским) . 10 дек. 1678 г. И. привез киевскому воеводе кн. М. А. Голицыну письма от этих иерархов к царю Феодору Алексеевичу и к левобережному гетману И. Самойловичу с просьбой противодействовать распространению унии (см. Брестская уния 1596 г. ) в Речи Посполитой. В Киеве И. получил рекомендательные письма кн. Голицына и гетмана Самойловича и с ними направился к царю. В кон. дек. 1678 г. И. прибыл в Москву, объявил в Посольском приказе о цели приезда и вскоре был принят царем. Во время встречи передал государю письма и рассказал о притеснениях, чинимых православным в Речи Посполитой. И. привез в Москву ряд документов, в частности, правосл. исповедание веры Гедеона (Святополк-Четвертинского) перед архиерейской хиротонией и письмо ему униат. Киевского митр. Киприана Жоховского от 22 авг. 1678 г. с предложением о переходе в унию. Щедро одарив И., царь 18 янв. 1679 г. послал с ним печатную Минею «в добром переплете безденежно» для еп. Гедеона и сопроводительную грамоту. И. было поручено сообщить о желании России защищать права правосл. населения Речи Посполитой. Игум. Иннокентий (Монастырский). Роспись юж. нефа Кирилловской ц. в Киеве. XVII в.

http://pravenc.ru/text/468735.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Нелюбович-Тукальский Афанасий; † 26.07.1675, Чигирин), митр. Киевский и Галицкий ( Западнорусская митрополия ). Происходил из правосл. шляхетского рода, жившего в Пинском повете Литовского вел. княжества. Род. в семье пинского войского, был крещен с именем Афанасий ( Niesiecki K. Herbarz Polski. Lipsk, 1842. T. 9. S. 149). Родовыми имениями И. были села Почапово, Ляховичи (совр. Брестская обл., Белоруссия), а также Мутвица и Неньковичи Пинского повета (совр. Ровненская обл., Украина). В с. Неньковичи сохранилось полуразрушенное здание усадьбы Нелюбовичей-Тукальских, живших там в нач. ХХ в. ( Дyбiheць П. Тукальських//Pibhehcьka газ. 2008. 692). Как упоминает игум. Иларион (Денисович) в кн. «Parergon cudów switych obraza Przeczysmey Bogarodzice w monastyru Kupiatickim» (Перечень чудес от образа Пречистой Богородицы в Купятицком монастыре) (К., 1638), род Тукальских оказывал помощь Купятицкому Введенскому мужскому монастырю в с. Купятичи Пинского повета, основанному в честь явления Купятицкой иконы Божией Матери . В 1647 г. брат И. был послан на сейм. Иосиф (Нелюбович-Тукальский), митр. Киевский и Галицкий. Гравюра. Москва. Ок. 1843 г. (РГБ) Иосиф (Нелюбович-Тукальский), митр. Киевский и Галицкий. Гравюра. Москва. Ок. 1843 г. (РГБ) Не позднее 1645 г. И. стал игуменом Купятицкого Введенского монастыря, настоятелями которого до него являлись преподобномученики Афанасий (Филиппович) и Макарий (Токаревский) . 16 апр. 1645 г. И. устранил от управления Каменецким Воскресенским мон-рем игум. Паламона (Боцевича) вслед. принятия последним унии и отправил его в заточение в Купятицкий мон-рь. Боцевич позднее бежал из Купятичей и в 1646 г. подал в Брестский гродский суд жалобу на И. В 1648 г., во время казацкого восстания, затронувшего Пинский повет, И. был наместником Луцкого и Острожского еп. Афанасия (Пузыны) в Пинском повете, где планировалось возобновить Пинско-Туровскую правосл. кафедру. После занятия Пинска 9 окт. 1648 г. войсками Я. Радзивилла И. был привлечен к суду по подозрению в поддержке казаков.

http://pravenc.ru/text/578527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР I Киевский митр. Никифор I поставляет игум. Сильвестра во епископа Переяславского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 21 об.) Киевский митр. Никифор I поставляет игум. Сильвестра во епископа Переяславского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 21 об.) († апр. 1121), митр. Киевский (1104-1121), автор поучений и посланий. По происхождению грек. Поставлен на Киевскую кафедру в К-поле патриархом К-польским Николаем III Грамматиком (1084-1111). При монашеском постриге он, вероятно, был назван в честь патриарха К-польского свт. Никифора I († 828) (Творения. 2006. С. 13). В церковной историографии XIX в. высказывалось мнение, что Н. был родом из Суры Ликийской ( (Бoлxobimihob), митр. Buбpahi npaцi з icmopiï К., 1995. С. 88; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 135; Поторжинский. 1891. С. 66). Данная т. зр. присутствует и в современной историографии ( Баранкова. 2003. С. 87; Тихон (Полянский). 2001. С. 97; ср.: Творения. 2006. С. 297. Примеч. 2). Основана она, по-видимому, лишь на тексте Синодального списка Новгородской I летописи (НПЛ старшего извода): «Приде Никифор, митрополит сурьскыи» (НПЛ. С. 19), однако в списках НПЛ младшего извода содержится, по-видимому, правильное чтение «рускыи» (Там же. С. 203). А. Е. Мусин выдвинул гипотезу о тождестве Н. с образованным богословом, хартофилаксом (секретарем, архивариусом) к-польского собора Св. Софии в 1081-1094 гг. диак. Никифором, по визант. источникам известным до нач. XII в. и состоявшим в переписке с архиеп. Охридским Феофилактом Болгарским (1078-1107), также бывш. диаконом Софийского собора. Этого Никифора В. Н. Бенешевич отождествил с одноименным духовным писателем, также хартофилаксом ( Мусин А. Е. Загадки дома Св. Софии: Церковь Вел. Новгорода в X-XVI вв. СПб., 2016. С. 67-68; см. также: Бенешевич В. Н. Ответы хартофилакса Никифора на вопросы мон. Максима//ВВ. 1906. Т. 12. С. 518-524).

http://pravenc.ru/text/2565506.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ Прп. Афанасий Муромский. Фрагмент иконы «Преподобные Лазарь и Афанасий Муромские». 1-я пол. XIX в. (МИИРК) Прп. Афанасий Муромский. Фрагмент иконы «Преподобные Лазарь и Афанасий Муромские». 1-я пол. XIX в. (МИИРК) [Мурманский] (2-я пол. XV-XVII в.?), прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), игум. мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы на о-ве Мурма (Мучь) Онежского оз. (см. Муромский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ), основанного во 2-й пол. XIV в. прп. Лазарем Муромским . Время игуменства А. М. в мон-ре датируется приблизительно 2-й пол. XV-XVII в. В XIX в. он почитался в обители наравне с ее основателем. Над мощами А. М., находившимися под спудом за алтарем каменного Успенского собора (построен после 1825, к 2002 сохранились стены), была устроена часовня (снесена в XX в.), в к-рой находилась рака святого с его изображением, здесь же хранились его вериги и каменные ручные жернова. Летом 1991 г. мон-рь посетил еп. Петрозаводский и Олонецкий Мануил (Павлов) и отслужил первый после многолетнего перерыва молебен преподобным Лазарю и Афанасию Муромским. Решением Свящ. Синода от 30 марта 1992 г. в Муромском мон-ре возобновилась иноческая жизнь. Время канонизации святого неизвестно. А. М. упоминается в Погодинском списке «Описания о российских святых» (РНБ), в XVIII в. уже существовали тропарь и кондак А. М., о чем сообщает «Описание». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Соборы Карельских и Новгородских святых, установленные соответственно в 1974 и 1981 гг., служба Собору Новгородских святых составлена ок. 1831 г. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 64-65; Петров П. Муромский мон-рь (в Пудожском уезде)//Олонецкий сб. Петрозаводск, 1886. Вып. 2. С. 108; Зверинский. Т. 1. С. 185. 301; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 549; Макарий. Кн. 3. С. 130; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 456.

http://pravenc.ru/text/77012.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ (VI-VII вв.), свт. (пам. 23 нояб.), еп. Акрагантский (Акрагантийский, Агригентский), автор комментария в 10 кн. на Книгу Екклесиаста (авторство Г. указано в ркп. VIII-IX вв.). Житие Основным источником сведений о жизни Г. является Житие, написанное Леонтием († 688?), игум. мон-ря св. Саввы в Риме (BHG, N 707-707e), позже приписанное иноку Марку из той же обители (BHG, N 707p). Возможно, они были современниками Г., хорошо его знавшими. По сведениям болландистов , Житие было переработано Никитой Пафлагоном (IX-X вв.) и включено Симеоном Метафрастом (X в.) в минологическое собрание житий святых (BHG, N 708; PG. 116. Col. 189-269). Кроме того, сохранилось анонимное Житие Г. (BHG, N 708f). Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Миниатюра из Минология. XII в. (Ath. Doch. Cod. 5. Fol. 67v) Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Миниатюра из Минология. XII в. (Ath. Doch. Cod. 5. Fol. 67v) Согласно тексту Жития, написанного Леонтием, Г. род. на о-ве Сицилии, в дер. Преторий близ г. Акрагант (лат. Агригент, ныне Агридженто, Италия), у богатых и благочестивых родителей Харитона и Феодоты. Крещен еп. Акрагантским Потамием. В 10 лет он превосходил сверстников в знании церковных песнопений и грамоты. В 12 лет был пострижен в монашество. Прочитав Житие свт. Василия Великого, Г. решил посетить места, где жил святитель, путь ему указал ангел. Никому не сказав об уходе, 18-летний юноша сел на корабль, направлявшийся в Карфаген, затем с 3 монахами, среди к-рых были Леонтий и Марк, добрался до г. Триполи, а потом до Иерусалима. Нек-рое время жил в одном из иерусалимских мон-рей, игумен поучал и наставлял Г., провидя его будущее епископство и искушения. Г. был в дружеских отношениях с патриархом Иерусалимским Макарием ( Макарий II ?), рукоположившим его во диакона. 4 года Г. провел в пустыне вместе с благочестивым старцем, к-рый обучил его грамматике, риторике, философии и астрономии. Затем год жил в Антиохии, в келье, где свт. Василий Великий писал «Шестоднев». Г. вел беседы с антиохийскими учеными клириками о церковных догматах. Приехав в К-поль, Г. поселился в мон-ре мучеников Сергия и Вакха. Праведной жизнью он привлек внимание патриарха, к-рый решил устроить ему испытание: Г. должен был истолковать посланцам патриарха нек-рые места из произведений свт. Григория Богослова . Мудрость Г. поразила посланцев патриарха, и ему предложили выступать против монофелитов. Г. проявил себя сторонником Православия, посрамив еретиков на Соборе (вероятно, VI Вселенский Собор), его деятельность была отмечена императором.

http://pravenc.ru/text/166517.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010