Святые отцы, авторы аскетических творений, также ставили этот покаянный переворот на первое место, считали его первой ступенью в лестнице духовного совершенствования. В монашестве решительное и бесповоротное возвращение из страны далече в отчий дом выражено в максимально полной и глубокой форме и называется отречением от мира. С отречения от мира начинается монашеский путь. Примечательно, что чинопоследование пострижения в малую схиму в некоторых моментах тесно перекликается с богослужением Недели о блудном сыне. Например, поётся тропарь: «Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неизследываемое взирая щедрот Твоих, Спасе. Ныне обнищавшее мое да не презриши сердце, Тебе бо, Господи, со умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою». Игумен вопрошает отрекающегося от мира: «Что пришёл еси, брате, припадая к святому жертвеннику и святой дружине сей?». «Желая жития постническаго, честный отче», – отвечает постригаемый 474 . То есть мы видим и в чине пострижения в малую схиму, что житие постническое предваряется отречением от мира, или покаянным переворотом 475 . Конечно, аскетические творения написаны прежде всего для монахов, и отречься от мира во всей полноте этого выражения многие из нас не могут, но эту высоту отречения, явленную теми, кто решился на монашеский путь, полезно видеть каждому. Для мирянина отречение от мира будет заключаться в том, чтобы он перестал поклоняться «сладостем телесным» 476 , прекратил работать «страстным изобретением» 477 и омрачаться «тлетворными помышленьми» 478 , а со всей решимостью и покаянными слезами устремился «от страны дальняя греха» 479 в «объятия Отча» 480 , умоляя Господа: «Сотвори мя яко единаго от наемник Твоих» 481 . Наконец, стоит обратить внимание на ещё одну богослужебную особенность: на утрене в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134 и 135) «Хвалите Имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поётся также псалом 136 «На реках Вавилонских», с «аллилуиею красную». «Этим псалмом грешный человек побуждается к осознанию своего несчастного состояния в плену греха и диавола, подобно иудеям, осознавшим своё горькое положение в плену Вавилонском и раскаявшимся» 482 . Суббота мясопустная

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Последнее, Афинское издание греческого Большого Евхология 1902 года, воспроизводя текст прежних изданий чина, помещает чин ες ρχριον ασοφοροντα на сс. 200–201. Заключение Обозрение чинов пострижения в монашество в Греческой Церкви за длинный период времени их существования, начиная с времен псевдо-Дионисия по настоящее время, обнаруживаете удивительное разнообразие этих чинов не только в отношении частностей, но и главного. Разумеем неустойчивость приуготовительных к великой схиме чинов, которою они заявляют о себе чуть ли не с первых годов введения в богослужебно-монастырскую практику малой схимы, просхимы и рясофора. Неустойчивость приуготовительных к великой схиме чинов стоить, конечно, в связи с неустойчивостью самого взгляда на смысл и значение этих чинов, а равно и не выясненностью их отношения к великой схиме. Нужда в создании чинов, предваряющих великую схиму, сознана была монашествующими еще в VIII веке, пред эпохой преп. Феодора Студита . В монастырскую практику тогда же введена была малая схима, называвшаяся в то время иначе просхимой. Не взирая на решительный протест преп. Феодора Студита , эта малая схима или просхима все более и более завоевывала себе симпатию среди монашествующих. К XIV веку приуготовительные монашеские чины обогащаются новым чином на одеяние рясы и камилавки, которому и суждено, по-видимому, сыграть немаловажную роль в будущей истории монашеских постригальных чинов. Замечательно, что предприятия по части реформы чина пострижения в монашество касались всегда больше приуготовительных к великой схиме чинов. На целость великой схимы и на какие либо существенные изменения в ею чине никто не решался посягать. Поэтому, чин великой схимы и теперь существует почти в том же самом виде, в каком представляет его Евхологий 1027 года Парижской Национальной (Coislin) библиотеки 213. Другое дело – малая схима и рясофор… С XIV века рясофор стремится занять изолированное положение среди чинов пострижения в монашество. Лишь обряды пострижения волос и облачения в некоторые монашеские одежды – обряды, совершаемые при самой скромной богослужебно-монастырской обстановке, роднят чин рясофора с последованиями малой и великой схимы. По особым молитвам, по особым песнопениям и по отсутствию акта произнесения обетов, чин на рясофор решительно отделяется от чинов малого и Великого пострига, весьма близких по содержанию друг к другу, и обнаруживаете тенденцию представить собою какой-то особый чин пострижения в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1) Бедность. От вступавшего в общину требовалось полное отречение от своего имения (см.: Asc. fus. 8; 9). Впосл. подвизающийся пользовался необходимой пищей и одеждой, но уже не как своей собственностью (Asc. br. 87; 93). Пища его была грубой и бедной. Ему разрешалось иметь одну одежду для дня и ночи (Asc. fus. 22; Asc. br. 90). Мысли и разговоры о «своем» запрещались, ибо «называющий что-нибудь своим отчуждает себя от Церкви Божией и любви Господа» (Asc. br. 85). 2) Единодушие во Христе. Сравнительная малочисленность монашеских братств В. В. не приводила к их изоляции и «сепаратизму». Сам он, руководствуясь Деян 4. 32, был сторонником максимального духовного единства. Так, в Asc. fus. 35 утверждается, что братства, находящиеся в одном селении, должны соединиться в одно общежитие по примеру 5-тысячной Иерусалимской общины и приобрести столь крепкое единение, чтобы даже находящиеся среди них противники единства не смогли его нарушить. «...Было у них все общее, жизнь, душа, согласие, трапеза общая, нераздельное братство, нелицемерная любовь» (πως ν ατος παντα κοιν, βος, ψυχ, συμφωνα, τρπεζα κοιν, διαρετος δελφτης, γπη νυπκριτος - Hom. 8//PG. 31. Col. 325). В конце Asc. fus. 35 В. В. высказывает пожелание, чтобы братства, проживающие в разных местах, были столь же единодушны, сколь и братья одного мон-ря. Единению братии способствовало практиковавшееся чтение во время трапез (Asc. br. 180) в отличие от егип. монахов, к-рые во время вкушения пищи пребывали в безмолвии ( Karlinger. 1984. S. 74). Обобщая представление В. В. о монашеских общинах, Грибомон отмечает, что для него «братство в идеале идентично с местной Церковью» ( Gribomont. 1984. T. 1. P. 110). 3) Благодатное служение братьев. По учению В. В., христиане, и прежде всего монахи, соединяются любовью Христовой как члены одного тела (συμφωνεν λλλοις τος πντας ν γπ Χριστο, σπερ μλη ν σματι - Moral. reg. 60//PG. 31. Col. 793), выполняя разные служения и имея разные дарования. При этом в зависимости от своего дарования каждый занимает в общине высокое или низкое место в сложившейся иерархии, не чувствуя себя ущемленным. В. В. в своих аскетических сочинениях не говорит о харизматических дарованиях - исцелениях, чудотворениях, пророчествах,- но учит о жизни в послушании как самом главном деле монаха. «Надлежит не самому господствовать над собой, но быть по повелению Божию преданным в рабство единодушным нам братьям... каждому в своем чине» (τι ο δε οτε ατν αυτο κριον ενα τινα, λλ ς π Θεο παραδεδομνον ες δουλεαν τος μοψχοις δελφος, οτω κα φρονεν πντα κα ποιεν, καστον δ ν τ δ τγματι - Ep. 22. 1).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Когда выбранный игуменом входит в алтарь, после положенного Трисвятого и пения тропарей, поётся тридцать раз “Господи, помилуй”, и новоизбранный делает три земных поклона перед святым престолом, берёт с него устав и посох, а все [братия] возглашают в это время: “аксиос”. Затем он выходит и занимает своё место, а все братия подходят и лобызают его, и в дальнейшем он — ваш игумен, рукоположенный Богом» .В этом отношении очень полезно ознакомиться со статьёй Дирка Краусмюллера «Decoding Monastic Ritual: Auto-Installation and the Struggle for the Spiritual Autonomy of Byzantine Monasteries in the Eleventh and Twelfth Centuries» , в которой проводится подробный анализ данной особенности уставов евергетидской группы. По замечанию учёного, богословская интерпретация «рукоположения Богом» игумена в чине избрания и утверждения на игуменскую должность характерна для всех уставов XII-XIII века, которые следовали евергетидской традиции . В более поздних уставах этот чин был дополнен последующим благословением (печатью) от архиерея и молитвой «на поставление игумена». Однако, как замечает Краусмюллер, согласно монашескому сознанию того времени, центральным моментом утверждения игумена в его должности было не последующее подтверждение этого акта со стороны архиерея, а «рукоположение от Бога», совершаемое сразу же после избрания кандидата. Этот пример является ярким свидетельством того, как богословски понималось и литургически интерпретировалось положение о «монашеской независимости» в традиции наиболее влиятельной ветви Студийского монашеского устава. Нет никаких оснований предполагать, что монашество, стремившееся на протяжении всей своей истории к свободе и независимости от вмешательства в свою жизнь какой-либо светской или церковной власти, руководствовалось лишь недостойными и низменными соображениями, располагавшими к непослушанию и неподчинению, следовало неким «демократическим» понятиям о «свободе» и «правах». Напротив, для монашества всегда было свойственно духовное понимание свободы и принципа монашеской независимости, которое истолковывалось в соответствии с данными Богу обетами удаления от мира, нестяжания, девства, послушания и пребывания в обители своего покаяния .Древнее убеждение монахов в том, что аскетическое делание противоположно интересам и заботам епархиальной власти, всегда сохранялось в монашеской среде.

http://pravoslavie.ru/55435.html

Е. Ф. Примечание к второму изданию 1898 г. После напечатания перваго издания «Митерикона» в 1891 г. оказалось, что в «Воскр. Чтении» почему-то не было окончено печатанием и то, что одновременно переведено преосвященным Феофаном. Сам покойный святитель сообщил нам свою рукопись, из которой сделано теперь дополнение к «духовным наставлениям монаха Исайи» начиная с 204-й главы до конца. Послания монаха Исайи к благороднейшей монахине Феодоре 1 Получил я твое боголюбивое писание, и с ним принял твою боголюбезную душу. В нем спрашиваешь ты нас, недобродетельных и недостойных даже имени монашескаго, о поклонах, псалмопении, о чине монашескаго жития и о правиле касательно пищи. Как всегда во всем тебе послушный, я пишу краткий ответ и на сие твое прошение. Но боюсь слова Господа, Который говорит: научивший и не сотворивший, как лицемер, меньшим наречется между подвизающимися внити в Царствие Небесное. – поскольку же послушание не безвозмездно, и вера и любовь к нам велика, то, уповая на сие и на честную твою молитву, как бы руководимый ею, пишу, как ты повелела. Богомудрые Отцы говорят, что душа наша имеет три части: ум, который называют также и силою словесною, силу раздражительную и силу вожделетельную. В сих силах добродетели находятся естественно и внутренно, а пороки прибывают отвне, чрез потерю добродетелей. – Добродетели ума суть следующие: правая вера, знание, благоразумие, смирение, непрестанная в сердце память о Боге, память о смерти, чистые помыслы, удаленные от житейских и суетных вещей мира, как то: разнообразной пищи и пития, стяжаний, безполезных связей с людьми и подобнаго сему, – чем оскверняется душа безмолвствующаго. Потому-то св. Отцы, как сами жили в пустынях и горах, так и женам определили безмолвствовать, удаляясь связей и всякаго обращения с мужчинами, чтоб, таким образом, удобнее утвердиться в добродетели, чрез терпение, совершенное безмолвие и всецелое упразднение от внешняго, – обучить нравы и чувства, сохранить ум и помыслы чистыми и неоскверненными от нечистых воспоминаний, и обрести Бога делами, творимыми в безмолвии. – Дела же безмолвия суть: пост, бдение, долулежание, чтение, поклоны на каждый час. – Поклонов должно иметь каждый раз по крайней мере сто; потом, приложась к честному образу Сладчайшаго Иисуса Христа и Бога нашего, сесть за чтение, или рукоделие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Совершенно в той самой композиции, как мы описали, трактуемое поновление, что нам уже известно, получило начало еще в Юго-славянской церкви, откуда и перешло к нам 886 . В изложенном виде оно встречается в русских исповедных чинах не особенно часто. Но оно, чем и достопримечательно, имело другое приложение, это – как безусловно-постоянная составная часть – суть содержания – так называемого «скитскаго покаяния». Что представляет собою это «скитское покаяние», о том нарочитая речь имеет быть ниже. Что же касается до самого поновления, то оно входило сюда всегда в той же самой конструкции (хотя, конечно, с неизбежными вариантами); разница только в том, что в настоящем случае оно обставлялось долгим вступлением, в которое есть заимствование из специального монашеского поновления, и заканчивалось цветистым послесловием в том же роде, как это есть вообще в поновлениях 887 . – Впрочем, для такой цели, т. е. для скитского покаяния, в исключительных случаях служило и другое поновление, – это вышеуказанная нами пространная и специальная редакция монашеского поновления. Редакция в таком случае предварялась, вместо обычного вступления, оригинальным предварительным поновленем. Последнее обнимает собою 8 специальных стихов, трактующих исключительно о грехах в области теоретической веры, как-то: неверии в св. Троицу, в промысл, в воскресение мертвых, и пр. Памятник такого рода единственный 888 . Подобно тому, как то мы видим в отношении других поновлений, и рассматриваемое, практикуясь в исповедном чине, – порою редактировалось в крайне измененном виде сравнительно с своим прототипом. В этом случае нам известны два таких извода. По одному из обычного состава поновления оставлены только две первые части. При этом вторая излагается (во второй же ее половине) в форме уже близкой к обычному типу. Что же касается до первой части, то, – игнорируя подбор грехов по окончаниям, но оставляя почти тоже деление на стихи, – компилятор переносить часть грехов из одних стихов в другие. Таким образом, в цитуемом списке заметно утрачиваются внешние особенности прототипа. Список надписывается: «Ucnobдahie чернеческое къ д х.овн . цоу» 889 . – Другой извод нам известен в нескольких списках, более или менее совершенно тождественных между собою. Поновление здесь очень напоминает предыдущий извод с тою только разницею, что оно весьма сокращено сравнительно с ним, а обе части слиты в одно целое без всякого разделения; поновление сопровождается кратчайшими – вступлением (по второму виду) и заключением 890 . Иногда оно понималось, как составная часть пространного священнического поновления 891 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

На долю Студийских отцов – всегдашних рачителей песенной части в церковных службах и последованиях, думается, выпала задача упорядочить песенную часть и в чине монашеского пострижения. Собрав ранее существовавшие песнопения, студийцы добавили к ним новые. Старейшие списки чинов монашеского пострижения по Студийской практике в избытке указывают такие песнопения, но, к сожалению, оставляют исследователей в полной почти неизвестности относительно имен вдохновенных творцов этих трогательных песнопений, которые исполнялись при пострижении в монашество. XXV Един есть образ иноческий, якоже и крещение 122 , – учат аскеты согласно преданиям монашеской старины, опирающейся на авторитет преп. Феодора Студита . Сообразно с этим, и в церковно-богослужебной практике следовало бы ожидать наличности одного чина пострижения в монашество. Но так – только в теории. Действительная жизнь имеет свои требования и заставляет исполнять их. В подвижничестве наблюдаются свои ступени. Еще в древнейших египетских и палестинских монастырях иноки разделялись на группы; были среди них и так называемые новоначальные, были и совершенные. Как разделялись по степеням духовного совершенства сами иноки, так различался и уклад их внешней жизни. В палестинских монастырях мы видим даже два отделения, назначенные – одно для новоначальных, другое – для совершенных монахов. В житии св. Саввы Освященного читается, напр., что «когда он (Савва) принимал к себе мирских людей, желавших отречься от мира, – не позволял им жить в кельях, ни в лавре, ни в Кастеллии, но основал небольшую киновию с северной стороны лавры и, поставивши в ней степенных и благоразумных мужей, приказал отрекающимся от мира жить там, доколе не изучать псалтирь и правило псалмопения и доколе не научатся строгости монашеской жизни... Когда же, по испытании, он узнавал, что отрекающиеся от мира твердо изучили правило псалмопения и сделались способными бдеть над умом своим, очищать мысли от воспоминаний о мирских вещах, тогда давал им келлии» 123 . Так же поступал с иноками своей лавры и св. Евфимий. Он «каждого из отрекающихся от мира отдавал блаженному Феоктисту» (начальнику обители новоначальных), «усердно моля его иметь о нем попечение; тот же, не ведая преслушания, принимал попечение на себя и делал все по мысли... Великого Евфимия» 124 . И в обители преп. Герасима иорданского существовало разделение монахов на новоначальных и совершенных. Новоначальные, приготовляясь к строгому подвижничеству, жили в киновии, а совершенные жили в лавре, по кельям. В житии преп. Герасима передается, что, устроив лавру, он «соорудил посреди её общежитие и узаконил, чтобы новоначальные иноки оставались в общежитии и воспитывались в иноческой жизни; а совершенных о Боге и выдававшихся добродетельными подвигами и превзошедших многих восхождениями о Боге поселил в кельях» 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

XLVIII. Речь при пострижении в монашество студента С.-Петербургской духовной академии 4-го курса Алексея Храповицкого 66 О тяжести исполнения монашеских подвигов Приветствую тебя, возлюбленный брат, инок Антоний, с принятием монашеского звания. Исполнилось твоё давнее, сильное и искреннее желание послужить Господу Богу и Его святой церкви в иноческом чине. Да возрадуется душа твоя о Господе: облече бо тя, Господь в ризу спасения и одежду радования! Теперь тебе следует приложить все старание – вести жизнь свою соответственно новому твоему званию. А это подвиг великий и продолжительный. Господь да поможет тебе! Не раз присутствовал ты при совершении обряда пострижения в монашество, не раз, следовательно, слышал монашеские обеты, думал о них и, вероятно, переносил их на себя. Ныне, возлюбленный брат, ты уже не из уст другого лица, принимающего монашество, слышал эти обеты, а сам давал их, давал перед св. крестом и Евангелием, и, этим самым, добровольно возложил на себя обязанность исполнять их. Не сомневаюсь, что ты с глубоким сознанием и искренней готовностью исполнить давал монашеские обеты. Но, всё-таки, на предлагаемые тебе вопросы ты отвечал: ей, Господу содействующу, т. е. ты дал согласие исполнять принятые тобой обеты при Божьей помощи, не надеясь, исключительно, на свои силы. Значит, трудна монашеская жизнь! Да, возлюбленный брат, изнемогали иногда в монашеских подвигах и великие подвижники, и подвергались искушениям. Что же касается тебя, то юность твоя и неопытность в монашеской жизни заставляют опасаться за тебя. В предостережение от преткновений я нелишним нахожу сказать тебе несколько слов. Безбоязненно вступай на путь монашеской жизни. И мирская жизнь истинного христианина не чужда подвигов, а часто она исполнена бывает ещё больших трудов, забот и скорбей, чем жизнь монашеская. Отличительные черты монашества: одиночество, отречение от семьи и воздержание. Но для того, кто не пристрастился к удовольствиям мира, кто обрёк себя на эти подвиги и, более или менее, свыкся с ними, – для того они не составляют непосильного труда. Правда, добродетель у монаха должна быть выше, чище и святее, чем добродетель мирянина, а, равным образом, и всякий грех, сделанный монахом, тяжелее и ответственнее перед Господом Богом, чем грех мирянина. Ежедневная молитва , постоянные труды и воздержание, должны наполнять твою жизнь. Тогда не будет у тебя праздности, которая есть мать пороков: скука не найдёт в тебе место, монашеские подвиги сделаются посильными и даже лёгкими, и занятия, свойственные монаху, приятными. А для того, чтобы грех был уничтожен в самом начале, или лучше, чтобы не было и повода к греху, – я посоветую тебе следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Отошла ко Господу румынская игуменья и духовное чадо старца Арсения (Бока), прослужившая в монашеском чине 74 года Сильвашу-де-Сус ( жудец Хунедоара, Румыния), 13 декабря 2023 г. Фото: Basilica.ro      Мать Павелида (Мунтяну), настоятельница Прислопского монастыря во имя апостола Иоанна Богослова Румынской Православной Церкви и духовная дочь широко почитаемого старца, богослова и иконописца Арсения (Бока; 1910-1989), преставилась ко Господу в субботу вечером 2 декабря 2023 года. Игуменья Павелида посвятила 74 года своей жизни служению Христу в монашеском чине, сообщает информационное агентство " Basilica " . Последние 37 лет своей жизни она служила настоятельницей монастыря Прислоп. Мать Павелида была похоронена в этой обители во вторник 5 декабря. Тогда епископ Ковасненский Андрей (Молдован) сказал, что монашествующим, оставляющим этот мир, необходимо непрерывно подвизаться ради обретения вечной жизни, подобно тому, как мать Павелида “более 70-ти лет трудилась в монашеском чине, сияя, подобно светильнику, своей добродетельной жизнью”. В свою очередь, епископ Девский и Хунедоарский Нестор (Динкулянэ) отметил “послушание и верность, которые мать Павелида проявляла на протяжении всей своей жизни по отношению к отцу Арсению (Бока), чей дух она смогла сохранить в монастыре Прислоп”. Мать Павелида была похоронена рядом со своим духовным отцом, старцем Арсением. Фото: Basilica.ro      Биографическая справка Мать Павелида родилась 17 октября 1929 года в коммуне Харсень в центральной Румынии. Она была прихожанкой Брынковянского монастыря в деревне Сымбэта-де-Сус в жудеце Брашов в то время, когда старец Арсений (Бока) был там насельником, а затем настоятелем. Начала вести монашескую жизнь в монастыре Бистрица в 1949 году, а позже перешла в монастырь Хорезу. Там она окончила 5-летнюю монастырскую духовную семинарию в 1956 году. 8 мая того же года была пострижена в монахини с именем Павелида. В 1957 году мать Павелида начала учиться на факультете православного богословия Бухарестского университета. Позже, в связи с указом правительства, в 1959 году ей вместе со всеми остальными монашествующими пришлось покинуть монастырь. Монахиня Павелида удалилась в коммуну Рэшинари близ города Сибиу вместе с семью другими монахинями, где они вели настоящую общинную жизнь, как это практиковалось в монастырях, на протяжении 16-ти лет до 1976 года.

http://pravoslavie.ru/157783.html

Кроме своей основной символики елей, будучи лекарственным средством, указывает и на исцеляющую милость Божию. В связи с этим он входит в чины, связанные с врачеванием , - в первую очередь в чин таинства Елеосвящения (см.: Иак 5. 14-18; Мк 6. 13). Как и хлеб с вином, елей употребляется в чине благословения хлебов. Вместе с елеем в последнем чине благословляется пшеница - в древних монашеских общинах из пшеницы и елея варили простую грубую кашу; пшеница используется и в чине Елеосвящения. Наряду с восковыми свечами елей в древности был основным средством освещения и до сих пор используется в храмах в качестве лампадного масла. Во время праздничной всенощной настоятель помазывает прихожан елеем, взятым из лампады, горящей у иконы празднуемого святого (Типикон. Гл. 3) - это помазание символизирует благословение, к-рое святой невидимо преподает верующим. Елей должен представлять собой чистое оливковое масло; тем не менее в РПЦ за неимением оливкового часто используют масла иных растений (напр., подсолнечное). Эта практика, хотя и отчасти оправданная, нарушает библейскую символику елея (ср.: Рим 11) и не соответствует церковной традиции (напр., визант. полемисты упрекали армян, в частности, в замене елея кунжутным маслом), поэтому следует стремиться употреблять за богослужением именно оливковое масло. Кроме хлеба, вина, воды, елея и мира в широком смысле слова к В. т. можно причислить ладан , представляющий собой благовонную смолу и используемый при каждении; воскомастих и розовую воду, используемые в чине освящения храма; воск, из к-рого изготовляются свечи. С раннехрист. времен Церковь благословляла и освящала первые плоды различных фруктов (напр., указания о благословении первых плодов есть уже в «Апостольском предании» , памятнике III в.), и подобные чины совершаются в правосл. Церкви на нек-рые праздники. В ранней Церкви бытовала также традиция давать новокрещеным молоко и мед ( Tertull. De corona. 3; Adv. Marcion. 1. 14; Hieron. Adv. Lucifer. 1. 8) как символы достижения в таинстве земли обетованной (Исх 3. 8 и др.), причем в нек-рых местностях было принято вкушать их во время крещальной литургии между принятием Тела и Крови (об этом говорится, напр., в «Апостольском предании»). Однако уже Карф. 37 ограничивает принесение их в храм для новокрещеных только одним днем в году, а Трул. 57 запрещает эту практику окончательно. С IV в. приносить к алтарю животную пищу и молоко запрещено (Апост. 3).

http://pravenc.ru/text/158330.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010