Зная не понаслышке, насколько горек хлеб миссионера, я всегда уважал Вас и Ваши труды, а какие-то огрехи и неточности считал простительными ошибками, так как кто не согрешает в слове, тот человек совершенный (Иак. 3; 2). Но к великому сожалению, таких «оговорок» Вы стали допускать все больше и больше. А когда Вы затронули в Вашем блоге тему монашества, я, простите, не выдержал. В Вашей необдуманной публикации Вы не только оскорбляете лично меня, как человека произнесшего монашеские обеты. Вы оскорбляете тысячи подвижников, которые в наши дни из любви ко Христу презрели блага века сего и вступили на узкий и тернистый путь евангельских заповедей. Вы оскорбляете память миллионов безвестных рабов Божиих, в монашеском чине достойно подвизавшихся за Христа в продолжение двухтысячелетней истории Церкви. Вы оскорбляете тысячи преподобных отцов и матерей, преподобномучеников и исповедников, великих святителей, которые служили Богу в монашеском чине, и многие из которых засвидетельствовали свою веру во Христа пролитием крови. Всех этих достойнейших рабов Божиих, коих мизинца не стоите, Вы, забыв страх Божий, с кокетливой игривостью называете «казаками в Церкви», «вольным сословием свободных фанатиков», «партизанами». А Ваше пренебрежительное «их монашество» говорит о том, что Вы сознательно поставляете себя в положение совершенно чуждое, противоположное святости монашеского чина. В доказательство Ваших рассуждений Вы приводите высокопарное высказывание такого же «умника» - протоиерея Георгия Флоровского. Вот и само высказывание, а по сути, еще одна хула: «Величайшая заслуга Василия Великого перед Церковью состоит в том, что он воцерковил монашество». Василий Великий, написавший замечательные «Правила монашеской жизни», которые не потеряли актуальности до сих пор, оставивший множество наставлений для монашествующих, сам монах, до глубины сердца любивший монашеский чин как Божие установление, прославил Бога и другими, не менее важными заслугами. Дальше Вы, о. Андрей, описываете, какой шок у Вас вызвало «понимание» монашества в версии о. Г. Флоровского. Но судя по тому, какие Вы приводите понятия о монашестве, начиная со слов «если бы епископом был я...», Вы его никогда и не понимали.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

13. Владыко, благословите! Является ли сахарный диабет как болезнь с тяжёлыми последствиями препятствием к принятию монашеского пострига или нет? Если да, то бывают ли какие-нибудь исключения? Андрей из г. Электросталь Бог да благословит Вас, Андрей! Сахарный диабет, как другие тяжелые телесные болезни, не является препятствием к принятию " образа ангельского " . Известно множество случаев, когда сахарный диабет обнаруживали у многих священников и монахов уже после их многолетнего служения Церкви в священническом сане либо иноческом чинеони мужественно переносили этот недуг, и никаких церковных прещений у них не было. 14. Христос Воскресе! Владыко, я зрелый семейный человек, имею веру от произволения. Совершил проступок: испросив у нашего владыки епископа Антония благословение (хочу быть священником) я однажды испугался, засомневался и перестал ходить на службы (был поставлен на часы) но домашние чтение и молитвы не оставил, через полгода вернулся к исповеди и причастию с уверенностью продолжить оставленное и попал в " зону отчуждения " – от меня отвернулись. В каком направлении мне двигаться для исправления своего проступка (который равносильно предательству)? Подскажите, прошу. Дмитрий, г. Александрия, Украина Уважаемый, Дмитрий! Воистину Воскресе Христос! Ваша осторожность в вопросе принятия священного сана является вполне естественной. Многие святые отцы с великим трепетом и благоговением относились к вступлению в церковный клир, считая себя недостойными оного. Например, святитель Иоанн Златоуст так говорил о качествах священнослужителей: " Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных, чтобы никогда не оставлял его без себя Дух Святый, и чтобы он мог сказать: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20) " . Главный вопрос состоит в том, было ли Ваше сомнение именно в вашем достоинстве или же оно было результатом малодушия. В любом случае, должно согласовывать шаги в направлении принятия священного сана с духовником, который знает Ваше душевное устроение. Только после его одобрения обращаться с подобными вопросами к епархиальному архиерею.

http://religare.ru/2_94527.html

— Владыко, благословите! Является ли сахарный диабет как болезнь с тяжелыми последствиями препятствием к принятию монашеского пострига или нет? Если да, то бывают ли какие-нибудь исключения? (Андрей, г. Электросталь) — Бог да благословит Вас, Андрей! Сахарный диабет, как другие тяжелые телесные болезни, не является препятствием к принятию «образа ангельского». Известно множество случаев, когда сахарный диабет обнаруживали у многих священников и монахов уже после их многолетнего служения Церкви в священническом сане либо иноческом чине — они мужественно переносили этот недуг, и никаких церковных прещений у них не было. — Христос Воскресе! Владыко, я зрелый семейный человек, имею веру от произволения. Совершил проступок: испросив у нашего владыки епископа Антония благословение (хочу быть священником) я однажды испугался, засомневался и перестал ходить на службы (был поставлен на часы), но домашние чтение и молитвы не оставил. Через полгода вернулся к исповеди и причастию с уверенностью продолжить оставленное, и попал в «зону отчуждения» — от меня отвернулись. В каком направлении мне двигаться для исправления своего проступка (который равносилен предательству)? Подскажите, прошу. (Дмитрий, г. Александрия, Украина) — Уважаемый Дмитрий! Воистину Воскресе Христос! Ваша осторожность в вопросе принятия священного сана является вполне естественной. Многие святые отцы с великим трепетом и благоговением относились к вступлению в церковный клир, считая себя недостойными оного. Например, святитель Иоанн Златоуст так говорил о качествах священнослужителей: «Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных, чтобы никогда не оставлял его без Себя Дух Святый, и чтобы он мог сказать: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2:20)». Главный вопрос состоит в том, было ли Ваше сомнение именно в Вашем достоинстве, или же оно было результатом малодушия. В любом случае, должно согласовывать шаги в направлении принятия священного сана с духовником, который знает Ваше душевное устроение, и только после его одобрения обращаться с подобными вопросами к епархиальному архиерею.

http://patriarchia.ru/db/text/2225427.ht...

14 Третье житие св. Даниила Столпника 38:8–11. 15 [Conciliorum Oecumenicorum Decreta:1593–1610]. Ср. в 5 новелле имп. Юстиниана: «И если в прежней жизни им было совершено какое-либо падение (ибо природа человеческая является некоторым образом удобопретконовенной к падениям), но достаточна для среднего очищения и успеха в добродетели свидетельство трехлетнего срока» (Новелла 5. P. 31:7–12). 16 Трулльский Собор, 40: «Понеже присоединяться Богу, чрез удаление от молвы житейския, весьма спасительно, то мы должны не без испытания безвременно принимать избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдать переданное нам от отцев постановление: и сего ради должно принимать обет жизни по Богу (τν μολογαν το κατ Θεν βου), яко уже твердый и происходящий от ведения и рассуждения, после полнаго раскрытия разума. И тако намеревающийся вступить под иго монашества да будет не менее, как десятилетний, но и для таковаго во власти начальствующаго состоит разсмотрение, не признает ли он за полезнейшее продолжить ему время, пред введением в жизнь монашескую и утверждением в оной. … Сие и мы совершенно уразумев, сообразно с сим определили: намеревающагося начать подвиги по Богу, скоро знаменать знамением благодати, яко некоею печатью, сим самым споспешествуя ему не коснеть долго, не колебаться, более же поощряя его к избранию добра и ко утверждению в оном» (Conciliorum Oecumenicorum Decreta: 1476–1527). 17 «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирский чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме». (Ап. 6, 20, 81, 83; IV Всел. 3, 16; Трул. 21; VII Всел. 10; Карф. 16; двукрат. 11). (ACO.Concilium universale Chalcedonense anno 451. 2,1,2. P. 159:31–33). 18 Conciliorum Oecumenicorum Decreta: 1529–1572. 19 Трулльский Собор, 24: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходить на конские ристалища, или присутствовать на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да встанет и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отцев наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен». (Conciliorum Oecumenicorum Decreta:1088–1098)

http://azbyka.ru/tri-monasheskih-obeta-k...

Д. Петракакис пишет, что «св. Василий все монашеское житие основывал на отречении от мира» (Σ. 156). [Conciliorum Oecumenicorum Decreta:1593-1610]. Ср. в 5 новелле имп. Юстиниана: «И если в прежней жизни им было совершено какое-либо падение (ибо природа человеческая является некоторым образом удобопретконовенной к падениям), но достаточна для среднего очищения и успеха в добродетели свидетельство трехлетнего срока» (Новелла 5. P. 31:7-12). Трулльский Собор, 40: «Понеже присоединяться Богу, чрез удаление от молвы житейския, весьма  спасительно,  то мы должны не без испытания безвременно принимать избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдать переданное нам от отцев постановление: и сего ради должно принимать обет жизни по Богу (τν μολογαν το κατ Θεν βου),  яко уже твердый и происходящий от ведения и  рассуждения,  после  полнаго раскрытия разума.  И тако намеревающийся вступить под иго монашества да будет не менее, как десятилетний, но и для таковаго во власти начальствующаго состоит разсмотрение, не признает ли он за полезнейшее продолжить ему время, пред введением в жизнь монашескую и утверждением в оной. … Сие и мы совершенно уразумев, сообразно с сим определили: намеревающагося начать подвиги по Богу, скоро знаменать знамением благодати, яко некоею печатью,  сим самым споспешествуя ему не коснеть долго,  не колебаться,  более же поощряя его к избранию добра и ко утверждению в оном» (Conciliorum Oecumenicorum Decreta:1476-1527). «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирский чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме». (Ап. 6, 20, 81, 83; IV Всел. 3, 16; Трул. 21; VII Всел. 10; Карф. 16; двукрат. 11). ( ACO. Concilium universale Chalcedonense anno 451. 2,1,2. P. 159:31-33). Трулльский Собор, 24: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходить на конские ристалища, или присутствовать на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да встанет и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам  учение  отцев  наших.  Аще же кто обличен будет в сем:  или да престанет, или да будет извержен». (Conciliorum Oecumenicorum Decreta:1088-1098)

http://bogoslov.ru/article/3516854

Но выражения греческого подлинника передаются автором по-русски неточно: верую во единую соборную и апостольскую церковь . Неисправность этого чтения хотелось бы отнести к опечаткам. – О церкви. Berlin. 1888. Стр. 7. 76 Златоуст в беседе 82 на Матф. Часть III. Спб. 1843. Стр. 416–421. В том же разуме понимает беседу Господа с Петром св. Василий великий . См. его слово о смиренномудрии в Творениях Святых Отцев в русском переводе. Т. VIII. Москва. 1846. Стр. 315. 80 Относящиеся сюда выдержки из святых отцов и цитаты см. у Архимандрита Иннокентия (Новгородова) в «Обличительном Богословии». T. I. Казань. 1859. Стр. 288–299 и Архиепископа Никанора (Бровковича) «Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве». Казань. 1871. Стр. 46. 47. 50. 51. 82 Cypr. De unitate Ecclesiae. Cap. IV. Migne. Patrolog. lat. T. IV. Col. 498–500 . Некоторые печатные издания Творений Киприана, сличенные с древнейшими кодексами и манускриптами, не заключают в себе выражений, встречающихся у Миня и воспроизведенных в нашей цитате: unam cathedram constituit: et primatus Petro datur; et una cathedra monstretur. Не только православными и протестантскими богословами, но даже некоторыми католическими учеными выражения эти относятся к разряду позднейших тенденциозных вставок. Но, не смотря на повреждение текста, мысль святого отца ясна. Проповедником папского абсолютизма он не был. 84 Постановл. монашеск. XXII, 5. Правда вселенской церкви о римской и прочих патриарших кафедрах. Спб. 1841. Стр. 20. 87 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Т. V. Казань. 1868. Стр. 359. 91 Христианское Чтение. 1846. Ч. 3. Стр. 92. Архимандрит Иннокентий. Обличительное Богословие. Т. I. Казань. 1859. Стр. 304. Примеч. 102 Κοινς μν πατρ. Joannis Antiocheni epist. 1. Migne. Patrolog. gr. Tom. LXXVIL Col. 1453 . «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». T. I. Изд. 2. Стр. 173. T. II. Стр. 352. 356. Приведенное выражение употреблено в письме епископа к епископу: потому мы и передаем его по-русски: «общий отец епископов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Ростовский чин находится в московской Типографской библиотеке под 1331, 443. Он принадлежит XVII веку. В нем в конце возглашений вечной памяти указан 1641 год. 32 Гришке Отрепьеву, казненному в 1606 году, возглашается анафема, а Стенька Разин, преданный анафеме в 1679 году, не упоминается. В Ростовском чине, подобно чинам Троицкой книги и Соловецкому, нет ни последования молебного пения, ни канона его. Синодик же сходен с чином Троицкой книги и Постных Триодей, но полнее Соловецкого чина. Анафематствования, за немногими исключениями, те же, что и в Соловецком чине, именно: иконоборцам, Несторию и оскорбляющим праздник Благовещения, перешедшим в магометанство, обидящим, вообще, церкви, и в частности, ростовские, грабящим вдов и сирот, корчемникам, жидовствующим, осужденным Соборами 1490 и 1504 годов, и Гришке Отрепьеву. К особенности Ростовского чина принадлежит большой помянник умерших, которым возглашается вечная память. Этого помянника нет в Соловецком чине. Пространнее помянутых чинов два Архангельских чина, находящиеся в библиотеке Святейшего Синода. Оба они вполне одинаковы по составу и по содержанию, различаются лишь тем, что в одном несколько сокращено, по сравнению с другим, анафематствование русским раскольникам. В одном чине, более пространном, возглашается многолетие императору Петру Великому и «Благородному Государю царевичу и великому князю Алексию Петровичу». В сокращенном же чине указано возглашать многолетие императрице Екатерине Алексиевне и благоверному великому князю Петру Алексиевичу. В том и другом чине указывается петь вечную память архиереям Архангельским: Афанасию 33 , Парфению 34 , Сильвестру, 35 Рафаилу. 36 Но из этих архиереев только два первых вписаны в пространном чине тою же рукою, которою написан весь чин, другие же два – другою рукою и другими чернилами; в сокращенном чине все четыре вписаны во одно время. Но там, позднее, прибавле­ны умершие Архангельские архиереи Варлаам 37 и Герман. 38 Архангельские чины имеют свои особенности. В них после предисловия синодика, изложенного несколько сокращеннее, нежели оно находится в чинах Вивлиофики, восхваляются проповедники благочестия, бывшие на Вселенских Соборах, и им возглашается вечная память. Потом воспоминаются цари, покровительствовавшие этим Соборам и утверждению Православной веры, и поется им вечная память. После этого следуют анафематствования: иконоборцам, древним еретикам, начиная с Ария, осужденным на Вселенских Соборах, обширное по объему анафематствование русским раскольникам, не верующим пресуществлению в таинстве Евхаристии, не соблюдающим постов, не принимающим семи таинств, не принимающим предания Церкви, не повинующимся ей, принявшим ма­гметанство, жидовствующим, Гришке Отрепьеву, Тимошке Акундинову, попу Аввакуму, Стеньке Разину, Никите Суздальцу, кощунникам, бывшим в Пудовом монастыре, Ивашке Мазепе. Затем следует пение вечной памяти русским великим князьям, начиная с Владимира Великого, патриархам и прочим, и наконец многолетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По свадьбам душа много хаживала, Под всякие игры много плясывала, Самого сатану воспотешивала. А я с утра, душа, да бранилася, А я у вечера, душа, да не прощалася. По тёмным лесам душа хаживала, По дорожкам душа да много сиживала, Я головушек, душа, да много сгубливала, Я злата и серебра отбирывала, Под колодушки головушки подкачивала. По тёмным лесам душа много хаживала, Я на бортушки, душа, много лаживала, Да я пчёлушек, душа, много выламывала, Я салоденький медок, душа, облизывала. Я ходила, душа, по царёвым кабакам, Выпивала, душа, много зелена вина, Померла душа без покаяния, Без того ли без попа без духовного. Перечисляемые в стихах грехи даже в форме, как видим, очень напоминают собой вопросы в чине исповеди, они являются как бы ответом на эти вопросы. Так, чин исповеди 1000 спрашивает: «Отрочате у себя не уморила ли еси?» Грешная душа отвечает: «Я в утробе младенца спагубливала», «во белых грудях я его засыпывала». В чине исповеди читаем: «Не разлучила ли еси жену с мужем или остудила мужа от жена или жену от мужа?» В стихе народном находим: «Мужа с женой я поразваживала, золотые венцы поразлучивала». В чине исповеди: «Не едала ли еси скоромно в постные дни?» В стихе: «Середы и пятницы я не пащивалась и никакого ль говеньица не сдерживала» и «великого говенья не гавливалася». В чине исповеди: «Или сварился еси с кем и не простился?» В стихе: «А я с утра, душа, да бранилася, а я у вечера, душа, да не прощалася». В чине исповеди: «Или сотворил еси пир с смехотворением и плясанием, и слушал еси скоморохов и гусельник, или пел еси песни бесовские, или слушал еси иных поющих?» В стихе: «По игрищам душа много хаживала, под всякие игры много плясывала, самого сатану воспотешивала». В чине исповеди: «Или осудил еси иерея или диакона в чтении и пении или ином в чём?» И Господь в стихе о Страшном Суде говорит: «Попов и дьяков ни во что чли». В чине исповеди: «Или помышлял еси неверие на святыню Божию?» В стихе: «Писанию Божию не веровали». Приведённых примеров достаточно, кажется, для того, чтобы ещё раз показать зависимость нравственных воззрений народа от учения церкви: что церковь считает грехом, то и народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) В новгородском чине сказано, что после погружения святителем креста в воду – протопоп с диаконом вершат действо освящению. В московском чине не говорится об этом вершении. 4) В новгородском чине, при окончании действа, положено: «Трисвятое. Отче наш. Тропарь: Помилуй нас, Господи. Кондак: Егда приидеши, Боже, на землю (т. е. кондак по 6 песни канона утрени в неделю Мясопустную). Этих молитвословий не указывает московский чин. 5) В новгородском чине сказано, что после обедни провожают святителя подъяки в облачении со свечами и с пением и поп с образом Страшного суда. Шествие попа с этим образом имеет сходство с провождением по совершении Пещного действа. При Пещном действе после литургии провожали святителя в дом участники совершения действа – отроки и халдеи; в день совершения действа Страшного суда, провожали его с иконою, бывшею при действе. В московском чине нет указания на несение пред святителем образа Страшного суда. С другой стороны, в московском чине находится то, чего нет в новгородском, именно: 1) чин пришествия царя к действу и – встречи его, 2) чин отхода царя к себе, после действа, и затем пред ектениею: «Помилуй нас, Боже», и пред отпустом пение: «Владычице приими молитву раб своих». Действо Страшного суда совершалось, главным образом, вне храма, за алтарем. В Москве оно было за алтарем Успенского собора, в Новгороде подле церкви Богоотец Иоакима и Анны. В некоторые же года, в Москве действо совершалось не вне храма, а в нем самом. Так было в 1685, 86, 88, 90 годах (Вивл. ч. XI стр. 2–11). В том и другом случае, то есть, было ли совершение действа в храме или вне храма, для совершения его устраивалось особое место. Вне храма за алтарем приготовлялось патриаршее место и покрывалось ковром. По близости него было государево, обитое бархатом. Ключари за два дня посылали сторожей на мастерской плотничий двор для устройства козла (т. е. рундука, подмостков), по сделании его посылали их на казенный двор, для обивки его красным сукном. Козел ставился против патриаршего места.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В тех же требниках патр. Филарета, Иоасафа и Иосифа – в чине освящения церкви говорится: «и оставляют в церкви певцов..., и исходят вси из церкви, и идут со свещами вокруг на север (след. по-солонь), последует же причет и люди тем же образом, якоже со кресты». В уставе большом, изданном при патр. Иоасафе, полагается во 2-й день февраля, на Сретение Господне, исхождение вне монастыря с литиею также по солнцу: ибо заповедуется исходить из церкви на десно, и останавливаться с иконами сперва против северных врат церковных, потом позади алтаря, далее против южных врат церковных, наконец пред вратами западными. Откуда вошло в наши московские первопечатные книги это правило о хождении по-солонь? Известно, что они печатались с рукописей славянских, которые были поверяемы только одни другими, а не чрез снесение с греческим текстом 184 . Известно также, что во дни Иоанна Васильевича III, когда нарочито рассуждали об этом предмете, хотя предоставили митрополиту ходить при освящении церквей против солнца, по-старине, но устава не учинили, как не был он учинен и прежде в церковных книгах. Потому не удивительно, если в XVI веке, когда богослужебные книги подвергались у нас таким повреждениям от переписчиков, кто-либо из них и внес по произволу в некоторые чинопоследования замечание о хождении по-солонь, и подобные-то списки послужили потом основами для печатавшихся служб церковных. Во всяком случае то несомненно, что хождение по-солонь, упоминаемое в наших первопечатных книгах, есть нововведение в нашей Церкви, явившееся в XVI или даже в начале XVII века: потому что к концу XV столетия, как мы уже не раз говорили, в церковных книгах наших об этом ничего не было определено, и все наше духовенство, вместе с В. Князем и народом», единогласно присудили совершать крестные ходы вокруг церквей по-старине, против солнца, а не по солнцу. С другой стороны не можем не заметить: а) что в старопечатном киевском требнике 1646 г. ни в чине венчания, ни в чине освящения и ни в каком-либо другом чине не говорится о хождении по-солонь 185 , – напротив в чине на основание церкви читаем: «по пении же (священнослужитель) кадит вся ровы, или знаменаное место идеже основание быти имать, начен от первыя стены олтаревы, идый противо солнцу окрест, дóндеже приидет, отнюду же нача» 186 : б) что ни в одном из служебников и требников, даже московского издания, не положено в чине крещения совершать ход вокруг купели по-солонь, как хотят того ныне раскольники: а во всех сказано только: «по сем обходит священник святую купель, среди церкви стоящую, трижды, последующу сему и восприемнику с новокрещенным», – след.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010