Иной занят углублением в свои мысли и совокупляет с тем определенное ему правило 762 . Другой томит душу свою гладом, так что не в состоянии бывает совершать служб. А иной, ревностно поучаясь в псалмах, делает службу сию непрерывною. Иной проводит время в чтении, и согревается сердце его. Иной отдается в плен, тем, что старается понять Божественный смысл в божественных Писаниях. Иной, приходя в восторг от чудного смысла стихов, удерживается 763 , объятый обычным размышлением и молчанием 764 . Другой, вкусив всего этого и насытившись, возвратился назад и остался бездейственным. А иной, вкусив только малое нечто и надмившись 765 , вдался в заблуждение. Иному воспрепятствовали хранить правило его тяжкая болезнь и бессилие, а другому – господство какой-нибудь привычки, или какого-либо пожелания, или любоначалия, или тщеславия, или любостяжательности, или пристрастия к тому, чтобы собирать вещественное. Иной преткнулся, но восстал и не обратил хребта своего 766 , пока не получил многоценную жемчужину. Посему, всегда с радостью и усердием полагай начало Божию делу, и, если ты чист от страстей и колебаний сердца, то Сам Бог возведет тебя на вершину, и поможет тебе, и умудрит тебя, сообразно с волей Его, и в удивлении приимешь совершенство. Ему слава и держава ныне и присно и во веки веков! Аминь. Слово пятьдесят девятое. О чине монашеского жития, о сокращении 767 и различии оного и о том, почему и каким образом добродетели рождаются одна от другой От делания с понуждением 768 рождается безмерная горячность, распаляемая в сердце горячими помышлениями, впервые появляющимися в уме. А сие делание и хранение утончают ум своей горячностью и сообщают ему видение. И сие видение порождает сказанные выше горячие помыслы во глубине душевного видения, которое именуется созерцанием. А сие созерцание порождает горячность, и от сей горячности, производимой благодатью созерцания, рождается слезный поток, вначале – в малой некоторой мере, то есть в один день много раз идут у человека слезы и потом оскудевают, а засим следуют непрестанные слезы, и от непрестанных слез душа приемлет умирение помыслов; от умирения же помыслов возвышается до чистоты ума, а при чистоте ума человек приходит в видение тайн Божиих, потому что чистота скрывается в умирении от браней.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

В заключение обзора редакций письменного русского исповедного чина позволяем себе изложить молитвенный состав некоторых исповедных чинопоследований совершенно неправильной структуры. Таковы: а) Чин с надписанием «чинъ священноинок . мниху и дь .кону инок .». В чине не указывается состав до-исповедной части, а по поновлении прямо приводится псал. 26 («Господь просвещение мое...») и затем молитвы («разршальныи исповдникомъ»): вечный Боже, иже исповдавшуся Теб...» и (мол. тому ж ) «Милосердый б л.гый Господи, иже своихъ ради щедротъ пославъ единороднаго...», по которых снова следует монашеское поновление, сопровождаемое молитвами «Боже, простивый Нафаномъ...», «Господи Христе, Сыне Бога живаго... агнче и пастырю...» и (с надпис. млвы (sic) разршити исповдника) «Господи ... иже от грхъ помощь еси ...» и отпуст. К изложенному здесь присоединена монашеская исповедь (вопросы инокиням и инокам и иноческое поновление, которое только обозначено), по которой, как разрешительная молитва, указывается только одна «Владыко... мене худаго и неподобнаго...». Наконец, в противоречие выше изложенному, в рассматриваемом чине (согласно с старопечатным текстом) трактуются, как разрешительные молитвы – Асхалона и (после – «ереи повелитъ ему преклонить колна на землю...») 670 «Господи... Петру и блудниц...» 671 . и c) Чин, в котором до-исповедная часть также отсутствует, а в по-исповедной находим следующее; по исповеди священнической и диаконской – приводятся – то одна молитва Асхалона , то эта же и «Господи Христе, Сыне Бога живаго, агнче и пастырю...»; по следующей затем исповеди инокинь положены молитвы: «Боже, простивый Нааномъ...», «Господи, иже пророком твоим Нааномъ покаявшуся Давиду...», «Господи... пришедый ко св. апостоломъ дверемъ затвореннымъ...» (мол. кленшоуся напрасно) «Боже сведый немощь...», (мол. о еже безсловесн отлученн) «Боже страшный... пославый единороднаго Сына твоего...», (мол. иная тому) «Владыко., сподобивыйся снити...», (мол. тому ж) «Владыко... призывая праведники во святыню...» и «Господь премилостивый да ущедритъ тя...» – и для разрешения от епитимии: «Господи...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Особой принудительности в признании влияния в данном случае чина крещения на чин великой схимы мы не видим. Ведь в чине крещения всегда полагается пение «Елицы во Христа крестистеся», а в последовании великой схимы по Евхологию 133 об этом пении говорится только как о возможном. Нам кажется, в приведенных словах 133 естественнее усматривать указание на время, к которому по студийской практике в годичном церковном круге приурочивалось пострижение в великую схиму. Как видно из Алексеевского устава, для пострига братий избиралась пасхальная седмица. В дни же этой седмицы вместо Трисвятого на литургии всегда поется «Елицы во Христа крестистеся». Но так как не все монастыри и не всегда строго соблюдали обычай пострижения в монашество на светлой седмице, то Евхологий 133, словами: τ Τρισγιον, σοι ε Χριστν βαπτσθητε... и дает указания, что следует петь в дни светлой седмицы и что должно петь в прочие дни, имея в виду различие на этот счет монастырской практики. Конечно, связанное с службою пасхальной седмицы пение «Елицы во Христа крестистеся» легко могло укрепиться в самом чине великой схимы и могло войти даже в состав его. Этим и надо обяснить, что 73 (274) назначает петь «Елицы во Христа крестистеся» уже без всякой оговорки 334 . XIX При подборе мест св. Писания для апостольского и евангельского чтений устроители богослужебных порядков всегда сообразуются со случаем. Поэтому и при пострижении в монашество естественно было взять из св. Писания места, особенно назидательные для принимающих монашеский постриг. Для апостольского чтения наши памятники указывают из послания к Колоссянам гл. III, ст. 12–16,– все, за исключением 971, который указывает Ефес. VΙ, ст. 10–17, а для евангельского чтения все указывают Мф. Х , ст. 37 XI, ст. 1 335 . Евхологий 73 (274) указывает особые чтения: апостол из послания Иакова, гл. V, ст. 10–20, евангелие от Mф. XI , ст. 27–30 336 . Чтение апостола предваряется пением прокимна: χ, γ». Κριος φωτισμς μου..., στ. Κριος περασπιστς... 73 (274) назначает другой прокимен: Σ ερες ες τν ανα..., στ. Επεν Κριος τ Κυρ μου...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

По окончании пения, произносится ектенья с прошением о новопостриженном, и читаются обычные молитвы на снятие кукуля. LI Какие же отличительные особенности имеет сокращенный чин великой схимы во второй редакции, по сравнению с полным чином великой схимы и с сокращенным чином первой редакции? Прежде всего, этот чин составлен из молитв, взятых только из полного чинопоследования великой схимы. Молитва Κριε Θες μν, ξιους..., вошедшая в сокращенный чин первой редакции и взятая сюда из чина просхимы или малой схимы, в чин второй редакции не вошла. Следовательно, идея о необходимости присоединять что-либо из чинопоследования малой схимы к чинопоследованию схимы великой, когда в последнюю облекается пред смертью мирянин, не нашла места в этой второй редакции чина Великого пострига ’εν περιστσει. Само число молитв сокращено здесь до возможного minimum’a, а вопросы и оглашения совершенно отсутствуют. Равным образом, и от обрядов, сопровождающих постриг и облачение, удалена не только вся торжественность обстановки, на которую требуется время, но удалены и такие существенные вопрошания, как – о добровольном и не принужденном желании и решении принять ангельский образ. Постригающейся не обнаруживает ни одного из тех знаменательных действий, с какими он приступает к пострижению и облачению в схиму по другим чинам Великого пострига. Он безмолвствует, когда священник совершает над ним обряд пострижения... Что это значить? Если принять в соображение безмолвие постригающегося, а также обратить внимание, что в чине Великого пострига второй редакции совершенно незаметна обстановка храма (нет, напр., упоминания об алтаре, о престоле, и пр.), и чин представляется совершаемым как бы даже вне обычной храмовой обстановки, то нельзя не прийти к мысли, что в чине Великого пострига ’εν περιστσει по второй его редакции мы имеем памятник древних постригальных монашеских обрядов над теми тяжко больными, прикованными смертным недугом к одру больными – с парализованною речью, о бесполезности пострижения для которых говорить Михаил Гликас в вышеизложенном послании к м.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

представляет пространный перефраз (впрочем, с значительными изменениями и дополнениями во второй половине) первой перво-основной редакции. Судя по числу дошедших до нас списков такого поновления, последнее имело довольно значительное применение к делу 896 . – Другой – имеется в том же самом требнике, в котором мы встретили и оригинальную редакцию женского поновления, и, очевидно, принадлежишь перу одного и того же составители. Последний пользовался для настоящей цели второю основною производною редакциею и стихами специального содержания в монашеских поновлениях; своего внесено им весьма мало, да и то – только относящееся к грехам против седьмой заповеди 897 . Не смотря на то, что грехи общие – женские и специальные – монахинь, в особенности только что помянутые, – грехи одинаковые, составитель, однако, редактирует в настоящем случай поновление – и другого распорядка и отчасти другого содержания, нежели как в том и другом отношении им же выше было редактировано поновление женское вообще. Таковы собранные нами сведения о мирских и монашеских поновлениях в русском исповедном чине. – В генетической связи с ними стоит еще целая группа поновлений кратких, предназначенных – или для домашнего употребления, или на случай исповеди больного, – и в тоже время столь общих по своему содержанию, что порою, особенно при неопределенности надписания или его совершенном отсутствии, нет никакой возможности определить, – к какой именно категории поновлений они относятся – монашеских или мирских? – В виду этого последнего их свойства мы и выделяем такие поновления в особую группу, которую предлагаем далее к рассмотрению. Нам известны здесь типы: 1) Поновлениесостоящее собственно из двух частей, из коих первая содержит извлечения из известного нам скитского поновления (из первой его части), а вторая – из третьей перво-основной редакции. Хотя в том и другом случае извлечения весьма кратки, однако из них получилось поновление не особенно краткое для больного. Нам известно оно не в целом виде, а потому, надо думать, что оно было и вовсе пространным. Поновление предназначалось для больного инока, как включенное в чин причащения больного монаха 898 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Вплоть до середины XVI в., а часто и позднее, первый вопрос был посвящён выяснению обстоятельств потери невинности кающимся. Этот вопрос скопирован с греческой вопросной статьи. В Уставе Иоанна Постника присутствовал прототип вопросника, имеющий характерное начало: «Πς σου κριε δελφ δελφ ν πρτοις παρθενα διεφθρη, – δι πορνας, δι νομμου γμου, δι μαλακας τινς τς παρ φσιν...». 82 Вопрос, иногда слегка изменённый, перешёл во все остальные греческие чины исповеди, вместе с чином был переведён на славянский язык и занял в русских вопросниках, как и в греческих, главенствующее место. В пространном вопроснике первая статья составляла единый комплекс с несколькими последующими, также посвящёнными блуду. – традиция, заимствованная из Византин. А.И. Алмазов полагает, что первоначально Постников Устав предназначался для монашеской исповеди, и аскетические воззрения диктовали отношение к блуду как к самому тяжкому греху, требующему наиболее пристального внимания. 83 В русских текстах, многое взявших из греческих, вопросы о блуде занимали центральное место, охватывая порой до двух третей общего объёма текста, а иногда и больше. В позднейших списках второй половины XVI–XVII в. стали появляться тексты, из которых вопросы о блуде были сознательно исключены или оставлены в минимальном количестве. К этому времени вопросники, как правило, уже достигали весьма значительных размеров. В их состав входило огромное число статей о мелких или специальных грехах. Ко второй половине XVI в. в чине исповеди часто писались два или больше вопросников, обращённых к одной и той же категории исповедующихся. Тексты разнились по содержанию, и составитель, очевидно, считал нужным внести их все, чтобы духовник мог по своему усмотрению задавать вопросы по одному из вопросников или воспользоваться несколькими. В результате чин исповеди, куда также вносились новые молитвы, приобретал огромные размеры, занимая 100 и более листов – до трети рукописи. Чтобы ограничить непомерный рост текстов, в XVI – начале XVII в. начались дробление и специализация общих вопросников; по той же причине в некоторых из них перестали писать вопросы о блуде. Такие статьи по-прежнему присутствовали в чине, но выносились в отдельный вопросник, что позволяло не повторять их в других текстах. Таким образом, отсутствие «блудных» статей в некоторых специальных или общих вопросниках говорит не об изменении отношения к блуду и не о том, что о преступлениях против нравственности перестали спрашивать; оно означает, что те же вопросы задавались во время исповеди чуть раньше или чуть позже.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Амвросием. Нет ничего странного в том, что я с молитвою на устах предан был во власть диавола ( Мф.7:21–23 ). По учению св. отцов (ср. Лк.11:5–10, 18:2–7 ), милосердый Господь, любящий нас более, чем родная мать любит свое дитя ( Ис.49:15 ), иногда дает молитву и грешному, страстному человеку, вследствие его усердной, неотступной просьбы, но дает для того именно, чтобы он, при помощи молитвы, очистился от своих грехов и страстей и таким образом освободился от власти диавола ( Ин.8:14 ; Мф.13:38 ; Ин.3:8 ). Если же человек, получив от Господа молитву, будет только самолюбиво услаждаться и утешаться ею, а об искоренении своих страстей и прощении грехов будет нерадеть, то Господь обыкновенно лишает такого Своей милости и самого его предает на поругание нечистым духам ( Мф.25:24–29, 12:43–45 ). 4. Явная помощь Божия в искушении В Мещовском монастыре, в мое пребывание там, жил достопочтенный старец иеромонах Иларий, называвшийся Рязанским как в отличие от своих соименников, так и по происхождению своему из Рязанской губернии, где он даже провел некоторое время и в монашеском звании. О. Иларий недавно скончался и великолепный памятник над его могилой, сооруженный его духовными детьми и почитателями, наглядно освидетельствует о том, что его не только при его жизни глубоко уважали, но и после его смерти продолжают уважать. Он был действительно замечательным старцем: богат был собственным опытом духовной жизни, очень начитан святоотеческих писаний и, в частности, аскетических творений, обладал незаурядными умственными способностями и хорошим даром слова. Переписка его была весьма обширная. Ему писали с разных сторон России, и он легко, толково и основательно разрешал всякие сомнения и возражения своих корреспондентов. Свою обширную начитанность о. Иларий, между прочим, проявил и по отношению ко мне, убедив меня после исповеди опасно больных, приобщаемых обычно в домах, непременно читать над ними общую разрешительную формулу, положенную в «чине исповедания» (Господь и Бог Иисус Христос ...), а не ограничиваться одной молитвой, находящейся в чине «Како причастити больного» (Господи Боже наш...), так как этою молитвою лишь испрашивается отпущение грехов, а не дается разрешение их.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Pokrovs...

В отношении же к тебе, в принятии тобою монашества, возлюбленный браг, есть еще особые причины радоваться. Ты принял монашество в зрелом возрасте; восемь лет прошло с того времени, как ты окончил свое высшее духовное образование; восемь лет ты уже состоишь учителем духовных юношей, будущих пастырей церкви, учителем не только словом, но и своим добрым примером. В продолжение этого времени ты свободно мог познакомиться с жизнью; двери ее на разные пути для тебя были не закрыты. Но и столичная жизнь, со всеми ее мирскими удовольствиями, не пленила тебя. С опытностью зрелого мужа, твердо и обдуманно ты вступаешь на служение церкви в иноческом чине. В этом отношении ты представляешь поучительный пример для подобных тебе лиц. В нынешнее время, когда если совершенно не оскудели преподобные, то очень и очень уменьшилось число ученого монашества, – является особенная потребность в служителях церкви в иноческом звании, владеющих богатством духовных дарований, как для воспитания юношества, так и для других нужд церковных. Судя по тем обстоятельствам, при которых ты принял монашество, т. е. принимая во внимание твой возраст, твои духовные дарования и твое восьмилетнее служение воспитанию и обучению духовного юношества, нельзя не питать надежды на то, что ты принесешь пользу церкви Божией своим служением в иноческом чине, – нельзя не быть уверенным, что те религиозно-нравственные качества, которые послужили побуждением для принятия тобою монашества, не только останутся твердыми и неизменными, но еще более разовьются и будут отражаться и на других лицах, и особенно вверенных твоему поучению. Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрые дела твоя и прославят Отца, иже есть на небесех!... Господь да поможет тебе в несении подвигов монашеской жизни и сохранит тебя от искушений. Ты же всяцем хранением блюди свое сердце. Будь внимателен к себе и не будь самонадеян. Не полагайся чрезмерно ни на зрелость своих лет, ни на крепость своей воли, ни на силу своих духовных дарований и опытность в жизни: враг рода человеческого, с которым приходится вести борьбу воину Христову, силен и коварен: он поражает нас не в открытом бою, а всего чаще непредвиденно и неожиданно для нас, и притом там, где мы и не видим опасности. Уповай на Бога и моли всем сердцем, да будет помощь Его всегда с тобою. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Св. Духа для ограждения тебя от всего худого, наставления и укрепления тебя в добре да будет с тобою во все дни жизни твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

492 Требн., перг. ркп. (к. XIV или нач. V в.) Московск. Дух. Акад. 184, л. 51 об.–71 об. См. прилож. отд. III. 493 Требн., перг. ркп. XIV в. библ. Чудовского монастыря 5, л. 65 об.–83. Над чином имеется надписание: « Гну кнз Семену володимерови.». Вероятно, здесь разумеется князь Боровский († 1426 г.). Согласно такому надписанию, очевидно, данный список исповедного чина написан по желанию этого князя. 494 Кроме уже указанного, мы знаем еще только один такой список, это – в Требн. с служеб., ркп. 1474 г. Серг.-Троиц. 224, 202–217. 496 В ркп. по чине причащения вборзе, помещенном тотчас по цитируемом чине исповеди, сверх того, написано еще поновление священнослужителям с заглавием: «Чин исповеданье ереем (и) диаконом», после которого замечено: «...все молитвы... и... .тпустъ глаголемь, как мирскому» (См. ibid, л. 109 об.–110). 498 Устав с требн , ркп. (XVI в.) Импер. Публ. библ. 100 (F. I)» л. 157 об.–164. Чин не дописан н обрывается на монашеском поновлении. 501 Требн., ркп. (XVI в.) Соф библ. 1068 л. 84–99. Пред-исповедной части чина не сохранилось; о тожестве ее с основною редакциею дает достаточное основание заключать тожество внесенных сюда (в ряду других) поновлений. 502 Служ. с требн., ркп. Соф. библиот. 845, л. 225–226. Относительно последних двух молитв замечено, что они писаны в ряду молитв причастных. 504 Требн., ркп. (XVII в.) библ. Троиц.-Серг. лавры X» 232, л. 24 об.–37; ркп. Кирилло-Белоз. библ. 535 / 792 л. 161 об.–182 об.; Служебн., перг. ркп. (XIII в.) Соф. библ. 524, л. 64–73 (отмечаемый псалом в этой ркп. предшествует прочим). В последней из данных ркпп. заключается самый древнейший известный нам русский список исповедного чина; – в сожалению, в большей своей части он так испорчен, что восстановить его в полноте нет никакой возможности. 506 Требн., ркп. Трокц.-Серг. лавры 232, loc. cit. Чин, хотя и надписан здесь «чин поновление детем духовным иноком», – на самом деле относится и к мирянам. 507 Требн., ркп. Кирилло-Белоз. библ. 535 / 792 loc. cit. Хотя эта молитва иадписана здесь «мол. разрешити исповедника . всякаго греха», а предшествующая ей – «Господи... Петру н блудныци слезами...» – «мол. разрешити исповедника», – но той и другой в одинаковой мере придается разрешительное значение собственно по исповеди, на ряду с другими, помещенными здесь, по-исповедными молитвами, – что и доказывается общею нумерациею, принятою для них в данном случае ( а. –

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

III. Рассмотренный пенитенциал, хотя и отличается подробностью содержания, однако, – предназначен для епитимии собственно мирским лицам. Эта односторонность сама собою вызывала на дополнения к нему в виде особых же пенитенциалов, имеющие своим содержанием епитимии за грехи, свойственные особым званием в церкви. – Таким пенитенциалом для монахов служил исключительно уже известный (пред заглавием «Правило о черноризцех») в литературе 1234 епитимийник из 30 – 40 правил. Внешняя судьба и этого специального пенитенциала в существенных чертах весьма аналогична с судьбою пенитенциала предыдущего. Так, подобно ему, и настоящий пенитенциал, – сверх указанного 1235 , – носил и другие надписания, как-то: «Правило о черньца х о черннца х » 1236 ; «Положенная же черньцемъ быти и хранити» 1237 ; «Заповди с т.ы х ць» 1238 ; «Опите н я черн ц емъ и м » 1239 . Такая же неустойчивость равным образом наблюдается здесь и в самом содержании пенитенциала. Надо, впрочем, сказать, что внутренний объем содержания здесь не испытал больших изменений; последние относятся в настоящем случае почти исключительно к распорядку правил 1240 . Непосредственно при чине исповеди этот пенитенциал наблюдается сравнительно редко 1241 ; помещаемый же вне устава исповеди он, обыкновенно, соединился с известным пенитенциалом Феодора Студита , касающегося нарушений исключительно в области монашеских уставов и надписывавшегося в славянском переводе: «Преподобнаго ца нашего Федора игумена студи и скаго. О останце х церковны х правилъ i номоканонъ» 1242 . – В дополнение к номоканону специально для монахов, добавим, были попытки составить такой же номоканон и исключительно для монахинь, но известная нам на этот раз единственная попытка – крайне неудачна 1243 . IV. В параллель монашескому пенитенциалу, при исповедном же чине имел место и пенитенциал специально для священнослужителей. Особо обработанного и всецело отвечающего данной потребности пенитенциала, однако, здесь мы не встречаем. Взамен того, для той же самой цели сюда вносили три самостоятельных пенитенциала, взаимно дополняющих друг друга, это: а) «Правило с т.го вселенскаго собора д.го. иже в халкидоне», б) с т.ы х ап .лъ. прави л (sic)» и в) «Собора сардиискаго правила» 1244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010