В. обычно изображается как святитель, в фелони и омофоре, единолично в рост (с Евангелием в руках) или в мучении (усекаемый мечом). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике В. сказано: «...старец с остроконечною бородою, подобен Василию Великому» (Ч. 3. § 8. 57). В разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22) под 24 апр. указана память В., изображать его предписывается «с бородою, едва показавшеюся». В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) он описан следующим образом: «Сед, аки Власий (сщмч., еп. Севастийский.- Э. Ш.), ризы крестечныя, испод лазорь, бела дымчата, амфор и Евангелие». В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) указано также изображать хартию с изречениями святого. В мучении святой представлен в лицевом минологии на год на 6 иконах, в т. н. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в Минологии (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 37v, 1327-1340 гг.) и в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), между 1334 и 1343 гг. Единолично в рост он изображен на миниатюре из Синаксаря Давидогареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 52r (104), 1030 г.- в рост); в Минологии (Messan Salvad. 27. Fol. 274v); в росписи ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; на миниатюре греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 117, XV в.; в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г. (погрудное изображение); на минейных иконах за апр. (XVI в., ВГИАХМЗ) и на годовой Минее (нач. XIX в., УКМ). Лит.: Ерминия ДФ. С. 162, 210; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 260; Менолог. C. 297, 313, 338; Евсеева. Афонская книга. С. 298; Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140. С. 36. Кат. 58. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/150505.html

В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 181), 26 дек. на утрене звучит канон Е. Более поздние редакции, включая печатные издания греч. (Венеция, 1545, 1577) и слав. Типиконов (М., 1610, 1633, 1641), назначают совершать службу Е. на повечерии. Минеи иерусалимской традиции, как правило, содержат последование Е., включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир, седален. В исправленном издании рус. Типикона 1682 г. и во всех последующих изданиях предписывается совершать службу Е. в др. день, но в Минеях по-прежнему его последование назначается на повечерие. Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает: канон, составленный гимнографом Феофаном, 4-го гласа, с акростихом Τεχθες σ Χριστς σπαργνοις στφει, Πτερ (            ), ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Τεχθντα τν ε ντα Κριον (      ); цикл стихир-подобнов; седален. А. А. Лукашевич Иконография Е. изображен на миниатюре в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 92) человеком преклонных лет в архиерейском облачении (фелонь, омофор). Слегка вьющиеся волосы с проседью доходят до ушей, спереди - залысины, борода средней длины, широкая, сужающаяся книзу. Покровенными руками Е. придерживает за нижний обрез Евангелие, причем крест, изображенный на омофоре, оказался между руками святого, будто он держит перед собой и знак своей мученической кончины. В минейных циклах образ святого встречается редко, поскольку под 26 дек., в день памяти Е., совершается празднование Собору Пресв. Богородицы и предпочтительным для минологиев является изображение сюжетов этого праздника («Бегство в Египет» или «Собор Пресвятой Богородицы»). Предположительно Е. изображен в составе настенных минологиев в росписи храмов св. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386). В иконописных минеях образ Е. с сохранившейся подписью представлен на рус. иконе «Праздники и месяцы года» (кон. XIX в., частное собрание).

http://pravenc.ru/text/187665.html

В период лат. господства мощи М. были перенесены в Барселону и помещены в храме, разрушенном в ходе гражданской войны. Часть мощей М. находится в Мазере близ Тулузы. И. Делеэ считал, что к М. могла относиться запись в Иеронимовом Мартирологе под 25 марта с памятью Дулы, т. е. рабыни, служанки (MartHieron. Р. 159; MartHieron. Comment. Р. 160). Кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог (XVI в.) память М. под 15 марта (MartRom. Р. 97). В Александрийском Синаксаре Михаила, еп. Атрибского, память М. отмечена под 7 сент. Ист.: BHL, N 5687b, 5688; Poncelet A. Catalogus codicum hagiographicorum latinorum Bibliothecae Nationalis Taurinensis. Appendix: 1. Passio St. Matronae virginis Thessalonicensis//AnBoll. 1909. Vol. 28. P. 461-463; ActaSS. 1735. Mart. T. 2. P. 396-398; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 145; ЖСв. Март. С. 570-571. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 87, 89; Т. 3. С. 119; Sauget J.-M. Matrona, santa, martite di Tessalonica//BiblSS. Vol. 9. Col. 105-106; Moutsopoulos N. K. Monasteries Outside the Walls of Thessaloniki During the Period of Slav Raids//Cyrillomethodianum. 1987. T. 11. P. 129-194; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 328; Κραλδης Α. Ματρνα ν Θεσσαλονκ μρτυς//Τ Αγιολγιον τς Θεσσαλονκης. Θεσ., 1997. Τ. 2. Σ. 32-36; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2004. Τ. 3. Σ. 271-272; Χαριζνης Γ. Οι απαρχς του μοναχισμο στη Θεσσαλονκη: Θεσσαλονικες μρτυρες και μοναστικ καθιδρματα που εμφανσθηκαν στην Πλη, ως την ναρξη της εικονομαχας (726)//Μακεδονικ. Θεσ., 2005. Τ. 34. Σ. 35-64. О. В. Л. Иконография Изображения мученицы встречаются в византийском искусстве в рукописных и настенных минологиях, а также на минейных иконах. Ранний образ М. сохранился на одной из 6 минейных икон (т. н. гексаптих) кон. XI - 1-й пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Изображение М. включено в Минологий деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 33r, 1322-1340 гг.) - в мафории розового оттенка, в руке держит крест; на миниатюре из греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов. РНБ. O. I. 58. Л. 107, кон. XV в.) М. написана в рост в минейной части под 27 марта, облачена в монашеские одежды, в схиме, на голове плат (куколь), в правой руке держит крест, в левой - закрытый свиток. Образ святой представлен в настенных минологиях в ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (между 1334 и 1343) и в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350).

http://pravenc.ru/text/2562606.html

Во многих греч. рукописях (напр., Sinait. gr. 623. Fol. 43-45 v., XI в.) сохранился канон А. 2-го гласа с акростихом «Αντπας ντθησεν χθρν ες χος» (Антипа низложил врага в небытие) гимнографа Георгия, имя к-рого вписано в богородичны (Ταμεον. Ν 564. Σ. 187), и канон, надписанный в разных рукописях именами Феофана или Арсения (напр., Crypt. Δ. α. VIII, XI в.- AHG. Vol. 8. P. 134-145, 400-401), с акростихом «Ωδας σε μρτυς Αντπα στφω πθ» (Песнями тебя, мученик Антипа, венчаю страстно). Из печатных книг известны службы А., составленные Никодимом Святогорцем, Георгием Л. Вутерисом ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 10). Иконография А. изображается как седовласый старец, с седой заостренной бородой средней длины, в руках Евангелие; облачен в традиц. для епископов одежды: фелонь и омофор с крестами. Изображения святого сохранились: в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в Синаксаре (Кекел. А 648. fol. 5r (99)), 1030 г.; в росписи жертвенника ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; на иконах XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ; в апсиде ц. свт. Николая в Мелнике (Болгария), 1-я пол. XIII в.; в ц. Успения мон-ря Трескавац близ Прилепа (Македония), между 1334-1343 гг.; ц. Таксиархов (св. Чиноначальников [Архангелов Михаила и Гавриила]) в Кастории (Греция), 1359 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 45, 109 об., XV в.). Сцены мучения представлены: на миниатюре Минология (Охоп. Bodleian. F. 1. Fol. 35v, 1327-1340 гг.); в росписи ц.Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г. В рус. памятниках изображение А. имеется: на иконе 1692 г. из ц. Харитона Исповедника в Огородниках (Москва) (ЦАК МДА); на иконе «Свт. Антипа Пергамский и прп. Александр Ошевенский», XIX в. (КИАХМЗ); на мозаике юж. стены в ц. Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге, 1894-1907 гг., и др. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., он описан как «старец с длинной бородой» (§ 8. 33). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 11 апр. указано: «В руце свиток: Владыко Господи, спаси всех надеющихся на Тя, сед, курчеваты власы на главе, брада Власиева [сщмч. Власий Севастийский], риза крестечная киноварь с белилом, амфор [омофор] и Евангелие».

http://pravenc.ru/text/115790.html

Все редакции Иерусалимского устава, вплоть до совр. изданий греч. богослужебных книг, описывают службу 18 сент. очень лаконично и не указывают ни тропаря, ни кондака Е. В слав. книгах память Е. отмечена более празднично: в Типиконах и Следованных Псалтирях с нач. XVI в. указывается кондак Е., а с кон. XVI в.- общий тропарь 4-го гласа    . Эти песнопения приводятся в богослужебных книгах нерегулярно (их нет даже в печатном Типиконе 1633 г.); в рукописных Минеях тропарь, как правило, не приводится, а кондак пишется только с нач. XVII в. (возможно, в связи с изданием печатной Минеи в 1607, где этот кондак есть). В старообрядческой богослужебной практике тропарь Е. не употребляется. Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) В связи со справой книг в московском издании Типикона 1682 г. и в последующих указания о тропаре Е. удаляются, остается только указание на кондак 2-го гласа. Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища:»         (только в слав.); канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом Εχας δδου μοι Χριστν εμεν Μκαρ. Ιωσφ (                ), ирмос: Δετε λαο σωμεν (      ), нач.: Εχων Χριστν, Πτερ θεφρον Εμνιε (          ), цикл стихир-подобнов, седален. По рукописям известны и др. песнопения, не вошедшие в совр. издания: кондак 1-го гласа      (напр.: МДА. Ц У 79. Инв. 186918. Л. 73 об.); кондак 4-го гласа     (РГБ. Троиц. 341. Л. 301 об., кон. XVI - нач. XVII в.). А. А. Лукашевич Иконография Е., несмотря на преподобнический чин прославления, изображается в соответствии с чином своего земного служения как епископ: седовласый старец с длинной бородой облачен в фелонь (иногда в крещатую - полиставрий), с омофором, с Евангелием в руках. Образ святого включен в большинство известных минейных циклов на сент. и представлен на миниатюрах рукописей в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 47. К-поль, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253r. К-поль, 3-я четв. XI в.); в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 78 об.- везде в рост), в настенных минологиях церквей (вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно; Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386); вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (1546),- в полиставрии; св. Апостолов [св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561),- под 20 сент.; свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- везде в рост); в иконописных и гравированных минеях (на иконе из Иосифова Волоколамского мон-ря, 1569, ГТГ; на иконе «Минея годовая», нач. XIX в., УКМ; на листовых гравюрах на каждый месяц года Г. П. Тепчегорского (1713, с посохом в левой руке) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост).

http://pravenc.ru/text/187218.html

Ист.: BHG, N 118-119а; ActaSS. Aug. T. 3. P. 720-726; PG. 115. Col. 596-610; ЖСв. Авг. С. 319-328. Лит.: Clugnet L. André (8)//DHGE. T. 2. Col. 1603-1604; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 668-669; Раппопорт П. А. О датах закладки и сроках строительства древнерусских храмов//ППС. 1993. Вып. 32 (95). С. 38, 42; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 40. П. Б. Михайлов, О. В. Лосева, А. Ю. Н. Иконография Мч. Андрей Стратилат. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Андрей Стратилат. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В визант. искусстве существовало неск. типов изображения А. С. Наиболее распространена его иконография как молодого воина-мученика в доспехах, с темными волосами и небольшой бородой, напр., в ц. Богородицы в Студенице (Сербия), ок. 1235 г.; в ц. Вознесения в Милешево (Сербия), до 1228 г.; в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1294-1295 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия) (Сербия), до 1418 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 125; XV в.) - в рост, в кольчуге и плаще, с мечом в правой руке, левой придерживает щит. В хитоне и гиматии А. С. представлен, как правило, в визант. настенных минологиях: в нартексе ц. Сорока мучеников в Тырново (Болгария), 1230 г.,- под 13 июля; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- под 6 июля - единоличное изображение и под 19 авг.- старец вместе с пострадавшими с ним (4 фигуры); в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320 г.,- под 19 авг., вместе с пострадавшими с ним; в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг. Усекновение мечом А. С. и с ним пострадавших представлено (под 19 авг.): в настенном минологии нартекса ц. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; одного А. С.- в ц. вмч. Георгия в Ст. Будимле (Джурджеви Ступови, Югославия, Черногория), 2-я пол. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1337 г. В древнерус. искусстве А. С. обычно изображался в воинских доспехах и плаще, с крестом в руке, с короткой бородой и вьющимися волосами с проседью; в храмовых росписях - обычно на столпе, в рост, как на фреске кон.

http://pravenc.ru/text/115324.html

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 34. А. Ю. Никифорова Иконография Самое раннее известное изображение А.- на мозаике базилики Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, ок. 549 г., где святая представлена среди мучениц, предстоящих с венцами небесной славы в руках, у трона Богоматери. А. изображена среди 12 святых жен в медальоне на мозаике свода триумфальной арки в кафедральной ц. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543-553 гг. Известен ряд образов святой, относящихся к VIII в.: облаченная в хитон и накинутый на плечо гиматий, с венцом в покрытой руке, А. вместе с мученицами Екатериной и Евгенией изображена на фреске 763 г. в катакомбах Сан-Дженнаро в Неаполе; на мозаике VIII в. в ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере в Риме; на миниатюре сакраментария Геласианум (Кон. VIII в. Paris. Lat. 12048. Fol. 17v). Мц. Агафия. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мц. Агафия. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент В визант. искусстве А. изображается с крестом в левой руке, правая - в жесте приятия благодати: на мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; на фреске Св. Софии Киевской, сер. XI в.; на мозаиках XII в. в Сицилии - в апсиде кафедрального собора в Монреале, ок. 1180-1190 гг., и в Палатинской капелле в Палермо, ок. 1143 г.; на мозаике в Монреале А. окутана в украшенный богатой каймой мафорий, в Палермо она представлена в белом головном уборе и застегнутом спереди плаще. Полуфигурное изображение А. представлено в настенных минологиях ц. св. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г., где имеется также изображение святой в рост; ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг. А. дважды изображена в греко-груз. рукописи XV в.: оглавно (в медальоне) и в рост (РНБ. O. I. 58. Л. 58, 99). Изображение святой мученицы имеется в Строгановском иконописном подлиннике, посл. треть XVIII в.

http://pravenc.ru/text/63220.html

Мучение вмч. Георгия на колесе. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. Л. 61) Когда начались гонения на христиан, Г. раздал свое имение нищим и явился на имп. совет в Никомидию. Согласно интерполированному тексту, он предварительно был на допросе у дукса Вардана. Представ перед Диоклетианом, придворными и военачальниками, он исповедал Христа и обличил языческое заблуждение императора. Разгневанный Диоклетиан приказал подвесить Г. и бить палкой. Затем его бросили в тюрьму, забив ноги в колодки и положив на грудь большой камень. На следующий день император велел подвергнуть его колесованию. Г. переносил мучения с великим терпением и благодарил Господа. Когда после пытки его оставили растянутым на колесе, явился ангел Господень и исцелил святого. Палачи в страхе разбежались, а Г. отправился в храм Аполлона, где в это время Диоклетиан совершал жертвоприношения, и назвал идолов ложными богами. Увидев Г. невредимым, во Христа уверовали Александра Царица и военачальники Анатолий и Протолеон. Диоклетиан приказал бросить Г. в яму с негашеной известью. Через 3 дня воины пришли и обнаружили, что Г. остался невредим. Собравшиеся вокруг люди, увидев это чудо, воскликнули: «Велик Бог христианский!» Святого повели в тюрьму, надев ему на ноги раскаленную железную обувь с торчащими внутрь гвоздями. В темнице Г. по молитве получил от Господа утешение и исцеление. Наутро он предстал перед трибуналом и Диоклетиан снова убеждал его принести жертву языческим богам. После отказа его били воловьими жилами. Друг императора Магненций предложил Г. в доказательство истинности христ. веры воскресить к.-л. из умерших. Г. обратился с молитвой ко Христу, и началось сильное землетрясение. Одна из гробниц на находившемся неподалеку кладбище отверзлась, и из нее вышел человек, умерший неск. веков назад. Посрамленный Диоклетиан велел отвести Г. в темницу. Туда в надежде на исцеление стекалось множество больных, среди них был бедный крестьянин Гликерий, у к-рого единственный бык пал на пашне. Гликерий обратился к святому с просьбой оживить быка, и Г. ответил ему, что если он уверует во Христа, то, вернувшись домой, найдет быка живым. Императору донесли, что благодаря Г. мн. жители приняли христ. веру, он по совету приближенных призвал святого и обещал ему великие почести, если тот принесет жертву языческим богам. Г. согласился пойти в храм и, когда там собралось множество народа, обратился к статуе Аполлона с вопросом, является ли он богом. Обитавший в идоле нечистый дух ответил, что он не бог, а истинный Бог - Иисус Христос. Г. сотворил крестное знамение, и все идолы упали и разбились. Увидев это, царица Александра открыто исповедала веру во Христа. Император вынес смертный приговор Г. и Александре. По пути к месту казни Александра присела отдохнуть на камень и мирно предала душу Господу, а Г. отсекли мечом голову. Это произошло 23 апр., в Великую пятницу.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Наиболее ранние изображения П. относятся к началу комниновского периода. Одно из них сохранилось на т. н. Синайском гексаптихе - иконе на сент.-нояб. из комплекта Миней мон-ря вмц. Екатерины на Синае (2-я пол. XI в.) (см.: Galavaris G. An 11th Century Hexaptich of the S. Catherine " s Monastery at Mount Sinai. Venice; Athens, 2009. P. 68. Pl. 156). В предпоследнем клейме (под 29 нояб.) показана сцена мучения святого: палач готовится отсечь голову П., у ног к-рого уже лежит обезглавленное тело мученика, пострадавшего за Христа; П.- темноволосый молодой человек, облачен в серо-синий хитон. В лицевом месяцеслове Служебного Евангелия кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 269r) под 29 нояб. помещено парное изображение в рост ап. Силы и П. (слева), представленного здесь в виде, соответствующем иконографической традиции - темноволосым безбородым юношей в хитоне и гиматии. В поздневизант. время образ святого входил в состав миней, однако сохранность циклов на нояб. нередко такова, что изображения невозможно идентифицировать. Фигура П. представлена в настенном минологии в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350), он показан молодым безбородым человеком в паре (справа) с мч. Филуменом, позади их фронтальных ростовых фигур - образы из числа 370 мучеников ( Менолог. С. 328. Сх. 42. Слик. 200). В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58) образ П. размещен дважды: оплечно - в части с изображениями по чинам святости (Л. 56 об.; темноволосый, с небольшой клиновидной бородой, в красном хитоне и в зеленом гиматии); в рост - в минейной части под 29 нояб. (Л., 88 об.; в сиреневой, до колен тунике, с орнаментированным подолом и в красном плаще, перекинутом через левое плечо и скрывающем левую руку; в правой руке держит крест, молод, с темными волосами и короткой бородкой - см.: Евсеева. Афонская книга. С. 218, 255). В поствизант. росписях храмов Афона П. изображен в минейных циклах в мучении: на сев. стене юго-вост. компартимента Трапезной Великой Лавры (2-я четв. XVI в., мастер мон. Феофан (Стрелицас-Вафас); в лити кафоликонов монастырей Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Критский) и Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Критский). Его образ в паре с Филуменом представлен в наосе кафоликона Иверского мон-ря на откосе центрального окна на сев. стене (после 1577, мастер иером. Марк Иверский) (см.: Τουτς Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον τς Μνημειακς Ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 91, 173, 243, 345).

http://pravenc.ru/text/2578986.html

Образы А., Хионии и Ирины распространены в искусстве Рима VII-IX вв., самые ранние изображения сохранились во фресках ц. Санта-Мария-Антиква, VII в., и ц. Сан-Мартино-аи-Монти, 847-855 гг.: в последней мученицы предстоят Богоматери с Младенцем на троне, 2 из них в венцах небесной славы, третья держит венец в покровенных руках. В визант. искусстве получил распространение др. тип изображения, где мученицы представлены с крестами в руках: во фресках X в. в Каппадокии - Токалы-килисе и капеллы 7 в долине Гёреме; на миниатюре в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 36r.) и в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 110) - А. и Хиония. Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике, посл. треть XVIII в., и представлен на московской иконе с изображением мучениц и св. Феодора Стратилата, кон. XVI в. (ГТГ), на вологодской минейной иконе, кон. XVI в. (ВГИАХМЗ). Мученичество А., Хионии и Ирины представлено на миниатюре Минология Василия II - 2 мученицы изображены сжигаемыми в печи, третья - рядом, пронзенная мечом, святые облачены в туники и мафории (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 267); в настенном минологии кафоликона мон-ря Кутлумуш на Афоне, 1540 г.; мученичество одной А.- на фреске настенного минология нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия), 1348-1350 гг. Ист.: BHG, N 34, 81-82; ActaSS. Apr. T. 1. P. 245 sq.; MartHieron. P. 169 sq.; AHG. Vol. 8. P. 185-199, 412-413; Franchi de Cavalieri P. Il testo originale degli atti delle SS. Agape, Irene e Chione//ST. 1902. T. 9. P. 1-19; The Acts of Christian Martyrs/Introd., texts and transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 281-293; Knopf R. Ausgewählte Martyrerakten. Tüb., 19654. S. 95-100; Halkin F. Légendes grecques de «martyres romaines». P., 1973 (SH; 55). P. 89-157; ЖСв. Апр. С. 232-243. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 431; Т. 2. С. 110; Т. 3. С. 143; Franchi de " Cavalieri P. Nuove note agiografiche//StTheol. 1902. Vol. 9. Р. 3-19; Delehaye. Passions. P. 141-143; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 124.

http://pravenc.ru/text/63172.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010