Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР Сщмч. Александр, еп. Иерусалимский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Сщмч. Александр, еп. Иерусалимский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) († 250/251), сщмч. (пам. 12 дек.; 16 мая), еп. Иерусалимский (на кафедре с 213). Учился в Александрии у Пантена и Климента Александрийского, посвятившего ему свое соч. «Канон церковный, или Против иудействующих» (не сохранилось). Когда в 202 г. гонение имп. Септимия Севера вынудило Климента покинуть Египет, он направился к А., к-рый был в то время епископом одного из городов Каппадокии ( Евсевий. Церк. ист. VI 11; авторы более позднего времени помещают его кафедру во Флавиаде, Киликия). А. претерпел от гонителей мучения, став исповедником Христовым, и провел долгое время в тюрьме. Оттуда он направил послание к Антиохийской Церкви по случаю избрания епископом Антиохийским Асклепиада . Письмо доставил Климент, управлявший кафедрой А. во время его заточения. Через нек-рое время (вероятно, с кончиной Септимия Севера) А. был выпущен из тюрьмы и предпринял паломничество в Иерусалим «для молитвы и ради истории тех мест»; престарелый еп. Иерусалимский Наркисс и жители Св. града были чудесным образом предуведомлены об этом. Наркисс и др. палестинские епископы стали упрашивать А. принять на себя предстоятельство в Иерусалиме. А. согласился и остался в городе в качестве помощника и преемника Наркисса. В одном из писем к жителям г. Антинои А. писал: «Наркисс, который прежде меня занимал епископскую кафедру в этой Церкви и ныне вместе со мною управляет ею своими молитвами, имея от роду почти 116 лет, приветствует вас и вместе со мною умоляет вас, чтобы вы пребывали в единомыслии». Взойдя на Иерусалимскую кафедру, А. много занимался делами просвещения, устроил в Иерусалиме б-ку, где впосл. историк Евсевий Кесарийский находил сочинения, отсутствовавшие в богатой церковной б-ке Кесарии Палестинской. Еще в Александрии А.

http://pravenc.ru/text/64066.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИНА [Греч. Αντωννα] (нач. IV в.), мц. Никейская (пам. 1 марта, 13 июня, греч. 12 июня), пострадала при имп. Максимиане в Никее (Вифиния). Согласно краткому синаксарному житию, А., приведенная на суд к императору, безбоязненно исповедовала христ. веру, за что была подвергнута жестоким пыткам, после к-рых ее бросили в темницу. Затем ей снова предложили отречься от Христа и после отказа предали новым мучениям, положив на раскаленное железное ложе. А. явились ангелы, устрашившие палачей, и святая осталась невредимой. Тогда ее зашили в мешок и утопили в Никейском оз. (совр. Изник, Турция). Память А. указывается в зап. мартирологах 1 марта, в визант. календарях отмечается дважды - 1 марта и 12 июня: в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 242, 312), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 500, 746) и др. В Минологии Василия II память А. содержится под 2 марта и 12 июня (PG. 117. Col. 333-336, 495-496). Последование А. неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 12 июня, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Ιονιος. Σ. 82-83). В состав нестишного Пролога, переведенного на Руси в 1-й пол. XII в., включены краткие жития А. под 1 марта и 12 (или 13) июня, имеющие между собой нек-рые различия (древнейший список: БАН. 4. 5. 10, XIII в.- Пергаменные рукописи БАН. С. 35.). В 1-й пол. XIV в. краткое житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены проложные жития А. под 1 марта и 12 июня ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 1, 3, 224-225 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 26-28; SynCP. Col. 500, 746; ЖСв. Март. С. 40. Лит.: Agrain R. Antonine//DHGE. T. 3. Col. 860-861; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 961; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 47. А. Ю. Виноградов, О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова Иконография Мученичество А. представлено на фресках минология ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. А. изображена с крестом в руке: в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58, XV в.); на Донской иконе Божией Матери с избранными святыми, кон. XVI - нач. XVII в. (ГЭ),- на нижнем поле; в мозаике собора Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге, 1894-1907 гг. В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) святую указано писать «аки Евфимию [Всехвальную]».

http://pravenc.ru/text/114030.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ап. Аристовул. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) [Греч. Αριστβουλος] (I в. по Р. Х.), ап. от 70, (пам. 16 мр., 31 окт., 4 янв. - в Соборе 70 апостолов) упомянутый в Послании ап. Павла к Римлянам, где он приветствует христиан «из дома Аристовулова» (16. 10). В греч. Минеях об А. сообщается, что он был братом ап. Варнавы , постоянным спутником ап. Павла , проповедовал Евангелие в разных местах, поставлен им в епископы Британии, где претерпел мн. истязания от населявших тогда Британию язычников. Стойкое терпение А. побудило многих из них обратиться и уверовать во Христа. А. устраивал там церкви, рукополагал диаконов и пресвитеров и мирно скончался (Μηναον. Μρτιος. Σ. 117). Сохранились сообщения о том, что дочь А., по имени Мария, была женой св. ап. Петра (Собор св. 70 апостолов. С. 95). В слав. Минеях к этому добавляется, что А. был родом с о-ва Кипр. Согласно рим. мартирологу, А. принял мученическую кончину в Британии, однако это не подтверждается др. источниками. Память А. совершается трижды в год: 31 окт.- с апостолами от 70 Стахием , Амплием , Урваном , Наркиссом и Апеллием ; 4 янв.- в Соборе 70 апостолов (см. Апостолы , разд. «Гимнография»); 16 марта. Последняя память под 15 или 16 марта отмечена в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 248), Минологии Василия II и др. памятниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 75-76). Гимнография. В совр. богослужебной практике правосл. Церквей отдельное последование А., известное по одной греч. рукописной Минее и состоящее из анонимного канона 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, без акростиха, и седальна 1-го гласа «Απστολος Χριστο νεδεχθης, τρισμκαρ» (Апостол Христов явился еси, Триблаженне), не поется (Crypt. D. a. XVII. F. 50-53 - AHG. Т. 7. Р. 187-194, 384-385). В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 15 марта, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Μρτιος. Σ. 117). Общее последование ап. Стахия, А. и проч. поется 31 окт.

http://pravenc.ru/text/75990.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мц. Акилина. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ) [Аквилина; греч. Ακυλνα, лат. Aquilina - орлиная] († 293), мц. Библская (пам. 13 июня); происходила из г. Библ (Вивл) в Финикии. Когда А. было 2 года, умер ее отец Евтолмий, мать воспитала дочь в христ. благочестии. Крестил А. местный еп. Евфалий. Когда по приказу имп. Диоклетиана правитель Волузиан начал жестокое преследование христиан, отроковица А. убеждала сверстников не поклоняться ложным богам и исповедать веру во Христа. По обвинению в оскорблении языческих богов А. предстала перед правителем. Не поддавшись на его уговоры отречься от Христа, святая подверглась сначала побоям, затем пытке: раскаленными железными прутьями палачи просверлили ей голову через уши, отчего из ноздрей началось кровотечение. От невыносимых страданий А. упала замертво и была брошена на съедение псам, но явившийся ангел чудесным образом исцелил ее, и мученица невредимой явилась перед спящим Волузианом. Он, однако, не раскаялся в злодеяниях и приговорил А., к-рой шел 12-й год, к усечению мечом. А. предала душу Господу за мгновение до казни, и палач отсек голову уже умершей мученице; при этом из раны вместо крови истекло молоко. Чудотворные мощи А. были перенесены в К-поль, где близ Форума в квартале Филоксена был построен храм ее имени; в царствование имп. Юстиниана I этот храм сгорел, но позднее был восстановлен. Канон А. составил Иосиф Песнописец (IX в.). Краткое житие святой переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие включено под 13 июня в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 225). О. Н. З. Мц. Акилина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Эта мученица особо почиталась в Византии. Ее память содержится в большинстве греч. Месяцесловов : в Типиконе Великой ц. (IX–X вв.), где указано совершать празднование «в святейшем ее мартириуме в квартале Филоксениу возле Форума и в Перитихизматах» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 312-313), в Стишном Прологе придворного к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского и во многих др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 179). Согласно Мессинскому Типикону (1131) (Arranz. Typicon. P. 159) и нек-рым спискам Иерусалимского устава (напр., XII в. Sin. Gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 50) совершается служба с Аллилуия 2 святым (А. и Трифилию Левкусийскому), а по первому печатному рус. Типикону 1610 г. и Уставу, используемому совр. греч. и рус. Церквами (Типикон. Т. 2. С. 672-673),- служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/63868.html

Сщмч. Василий Анкирский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 105) († 362/363), сщмч. (пам. 22 марта), пресв. Анкирский, пострадал при имп. Юлиане Отступнике . В. проповедовал христ. веру в г. Анкира (М. Азия) во время правления имп. Констанция II . К-польский патриарх-арианин Евдоксий преследовал его за веру и на время запретил служить. Позже В. был оклеветан перед Констанцием II и снова подвергся гонениям. Во время правления Юлиана Отступника язычники схватили В. и привели на суд к игемону Сатурнину. После исповедания святым христ. веры игемон приказал повесить его на дереве и раздирать тело железными орудиями, но В. оставался непреклонен и был брошен в темницу. Сатурнин обратился к императору за указаниями, как поступить с В. Юлиан направил в Анкиру 2 образованных язычников, бывших прежде христианами, Элпида и Пигасия, позже к ним присоединился жрец Асклепий. Пигасий пришел в темницу, где находился В., и попытался убедить его поклониться идолам, однако сам был смущен увещеваниями святого. После того как он передал слова В. своим спутникам, они решили, что мучения В. нужно продолжить и, если он будет упорствовать, предать его в руки императора. В. снова претерпел пытки на дереве, после к-рых был водворен в темницу. В это время в Анкиру прибыл Юлиан (июнь 362) и приказал привести В. Тот, несмотря на мучения, предстал перед императором, сияя чудной красотой. Юлиан пытался посулами и угрозами убедить В. принести жертвы идолам, но, поняв, что святой остался тверд в своей вере, приказал военачальнику Фрументину (Флавентию) вырезать из кожи мученика каждый день по 7 ремней. Когда на теле В. не осталось живого места и с него свисала нарезанная ремнями кожа, В. сказал палачу, что хочет поговорить с императором. Фрументин, решив, что В. сдался, с радостью сообщил об этом Юлиану. Но, оказавшись в храме Асклепия, В. оторвал от себя один из ремней и бросил его в лицо императору. Фрументин, на к-рого обрушился гнев Юлиана, пришел в ярость и велел ужесточить пытки, во время мучений В. с молитвой отошел ко Господу. После гибели Юлиана Отступника христиане похоронили мощи В., воздав им надлежащие почести (22 марта).

http://pravenc.ru/text/150507.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМПЛИЙ [Амплиат; греч. Αμπλιτος, Αμπλις, Αμπλας от лат. Ampliatus - широкий; распространенное имя рабов или вольноотпущенников; церковнослав.  ], ап. от 70 (см. Апостолы ), сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом). Из слов ап. Павла : «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе» (Рим 16. 8) - можно заключить, что А. прежде жил в вост. части Римской империи и был лично знаком с ап. Павлом, к-рый в момент написания послания еще не был в Риме. В Ап. Амплий. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Ап. Амплий. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) апостольских списках , приписываемых св. Ипполиту Римскому и прп. Дорофею Газскому , имя А. стоит на 21-м месте. По Псевдо-Дорофею и греч. минологиям , А. сопровождал ап. Андрея Первозванного и во время путешествия по Мисии был поставлен во епископа г. Одисс (совр. Варна). Синаксарь К-польской Церкви называет его епископом Одиссополя в Македонии, где он претерпел мученичество от язычников, а Минологий Василия II , повторяя это указание, добавляет, что мощи А. вместе с мощами святых апостолов Стахия и Урвана были перенесены в храм Живоносного Источника в Валукли . Рим. мартиролог не упоминает о епископстве А., отмечая лишь, что он был замучен иудеями и язычниками. В 1881 г. в рим. катакомбах св. Домитиллы итал. археологом Дж. Б. Росси обнаружено захоронение (кубикулум), датируемое I в., на к-ром отчетливо читается надпись «AMPLIATI». Многие исследователи долгое время считали, что эта находка подтверждает гипотезу о том, что А. скончался и захоронен в Риме. Однако первые погребения христиан в катакомбах датируются кон. II в., поэтому в сер. XX в. датировка этих захоронений «апостольским временем» была отвергнута (Р. Lampe). Иконография А. изображается с апостолами, чья память приходится на 31 окт. Сцена мучения апостолов представлена в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 151, 976-1025 гг.); в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Л. 259v); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 248v, 3-я четв. XI в.); в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. Изображен в рост в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 263, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 84, XV в.) - в руках свиток. Описание облика святого имеется в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., где его предписано изображать молодым с едва показавшеюся бородой (Ч. 7. 57). В Строгановском лицевом подлиннике, посл. треть XVIII в., и в подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) А. изображен под 31 окт. безбородым вместе с апостолами Стахием и Урваном. А. предписано изображать «аки Димитрий млад, риза киноварь с белилом, испод лазорь, рука молебна».

http://pravenc.ru/text/114584.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНОН Мч. Конон Исаврийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 102 об.) Мч. Конон Исаврийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 102 об.) (I в.), исп. Исаврийский (пам. 5 марта; пам. визант. 6, 8 марта, 4 нояб.). Источники Основным источником сведений о жизни К. является пространное Мученичество и чудеса святого Конона Исаврийского (BHG, N 2077) из Минология (Минеи-Четьи), изданного в 1934 г. Р. Траутманом и Р. Клостерманом по рукописи Vat. gr. 1669, X в. Текст также содержится в 3 др. списках: Vat. gr. 1629 (фрагмент), X в.; Vat. gr. 1256, XVI в., и Vat. Ottob. gr. 358, XVII в. Слав. перевод данной редакции, выполненный в Болгарии в X в., вошел в Супрасльский сборник XI в., в Волоколамскую Минею посл. четв. XV в. (РГБ. Вол. 595) и в ВМЧ (ВМЧ. Март, дни 1-11. Л. 50-57). Более краткое Житие и мученичество преподобного отца нашего Конона Исаврийского (BHG, N 2078) содержится в Императорском Минологии («Царская Минея») 1034-1041 гг., опубликованном В. В. Латышевым. В 1985 г. Ф. Алькен издал по рукописи Patm. 736, XIV в. еще одну дометафрастовскую пространную редакцию Жития К. (BHG, N 2079) с франц. переводом. В рукописи Vat. lat. 6188, XVI в. сохранился перевод на лат. язык греч. сказания о К., выполненный, вероятно, кард. Гульельмо Сирлети. Сохранилось 3 редакции Жития К. на груз. языке: под 5 марта - кименная (оригинальная) (Ath. Iver. georg. 8. Fol. 332-334v, X в.; НЦРГ. Н 341. Л. 604-610, XI в.; Bodl. 1. Fol. 2-5, XI в.; НЦРГ. S 139. Л. 625-627, XVIII-XIX вв.; Кут. 320. Л. 63-66 об., 1818 г.; также в агиографическом сборнике XVIII в. (Л. 56-59) в Цагерском краеведческом музее (Грузия)) и метафрастическая (расширенная) (Кут. 2. Л. 71 об.- 93, XVI в.); под 6 марта - синаксарное сказание, составленное в XI в. прп. Георгием Святогорцем и включенное им в сб. Великий Синаксарь (Ath. Iver. georg. 30, Sinait. iber. 4, Hieros. Patr. georg. 24/25, НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211, все XI в.). Житие

http://pravenc.ru/text/1841964.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕМИЛИАН [греч. Αμιλιανς] († после 815), исп. (пам. 8 янв., 8 авг.), еп. Кизический, преемник еп. Николая, участвовавшего во Вселенском VII Соборе в 787 г. ( Mansi. T. 13. Col. 381). Точное время рукоположения Е. неизвестно. Возможно, он упоминается в «Хронографии» прп. Феофана Исповедника в числе участников совета в имп. дворце (наряду с К-польским патриархом св. Никифором I (806-815) и Никейским митрополитом), к-рый был созван 1 нояб. 812 г. для обсуждения военной кампании против болгар ( Theoph. Chron. P. 498-499). Исп. Емилиан, еп. Кизический. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Исп. Емилиан, еп. Кизический. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) В период возобновления иконоборческой политики при имп. Льве V Армянине (813-820) Е. был защитником иконопочитания и сторонником невмешательства гос-ва в дела Церкви. Вместе с патриархом Никифором и др. православными епископами (сщмч. Феофилактом Никомидийским, свт. Михаилом Синадским, сщмч. Евфимием Сардским , свт. Иосифом Фессалоникийским ) он присутствовал на аудиенции 24 дек. 814 г. в имп. дворце, во время к-рой император попытался инициировать дискуссию об иконах. В связи с этим событием Е. упоминается в Житии прп. Никиты Мидикийского и в 2 версиях Жития сщмч. Феофилакта Никомидийского. После низложения патриарха Никифора и иконоборческого Собора 815 г. Е. был отправлен в ссылку, где и скончался. Исп. Емилиан, еп. Кизический. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Исп. Емилиан, еп. Кизический. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Краткое сказание о Е. содержится под 8 авг. в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), а также в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.), где он назван великим священномучеником. В визант. синаксаре семейства C (по классификации И. Делеэ) XII в. после повествования о Е. по ошибке переписчика следует Житие св. Мирона, епископа Критского . В палестино-груз. календаре X в. память Е. отмечена под 9 авг. ( Garitte . P. 83). В Последовании, написанном исп. Феофаном Начертанным (Граптом), память Е. находится под 8 янв. ( Σωφρνιος. Σ. 18-19).

http://pravenc.ru/text/189947.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОС [греч. Απολλς], ап. от 70 (пам. 30 мр.,10 сен., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов), один из проповедников первохрист. Церкви, упомянутый в НЗ (Деян 18. 24-19. 1; 1 Кор 1. 12; 3. 4-6. 22; 16. 12; Тит 3. 13). Нек-рые греч. рукописи в Книге Деяний (18. 24) предлагают варианты чтения его имени - Аполлоний (кодекс Безы D) и Апеллес ( Синайский кодекс и др.). Согласно Книге Деяний (18. 24-19. 1), А., получивший лишь «Иоанново крещение»,- красноречивый александрийский еврей, смело проповедовавший Христа среди иудеев в Эфесе. Здесь А. был принят Акилой и Прискиллой , со-трудниками ап. Павла по 2-му миссионерскому путешествию, к-рые «точнее объяснили ему путь Господень» (Деян 18. 26). Впосл. А., получив от эфесских христиан рекомендательное письмо, прибыл в Коринф , где также успешно проповедовал Христа среди иудеев. В 1-м Послании к Коринфянам (3. 6-9) ап. Павел называет А. «соработником у Бога», служителем, через к-рого коринфяне уверовали. Однако в этом же Послании сообщается о разделениях в коринфской Церкви, причем одна из групп верующих считает себя «Аполлосовыми» (1 Кор 1. 12). Еще до написания ап. Павлом 1-го Послания к Коринфянам А., возможно, именно в связи с тем, что его проповедь вызывала нежелательный отклик, покидает Коринф и прибывает в Эфес, где знакомится с находящимся там в это время ап. Павлом. Судя по свидетельству 1-го Послания к Коринфянам (16. 12), между ними установились добрые отношения, к-рые, возможно, сохранялись до конца жизни ап. Павла (Тит 3. 13). Апостолы Епафродит, Сосфен, Аполлос, Кифа и Кесарь. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Апостолы Епафродит, Сосфен, Аполлос, Кифа и Кесарь. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) По мысли правосл. толкователей, разделения в коринфской Церкви были невероучительного характера и лидерами этих групп верующие считали неких неизвестных нам, но выдающихся своей образованностью и красноречием членов общины, а вовсе не апостолов А., Павла или Кифу ( Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Послания св. ап. Павла. М., 2000. Кн. 1. С. 203-204; Феофан Затворник, свт. Толкование посланий св. апостола Павла: Первое послание к Коринфянам. М., 1893, 1998р. С. 15-20). Ап. Павел ввел в Послание эти имена из педагогических соображений, показывая, что если нельзя считать своими учителями даже столь прославленных проповедников, то тем более нельзя считать ими людей менее значительных. Эта т. зр. толкователей древней Церкви не объясняет, однако, нарочитого внимания ап. Павла к личности А.- неоднократные упоминания о нем в 1-м Послании к Коринфянам говорят об особой значимости его фигуры для коринфян. Каковы бы ни были по своему характеру коринфские «споры», ясно, что «глубокого нарушения церковного мира не произошло» ( Кассиан. С. 196), ибо тон 1-го Послания к Коринфянам в той части, к-рая посвящена разделениям, спокойный.

http://pravenc.ru/text/75682.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОМИД [Диомед; греч. Διομδης] († кон. III - нач. IV в.), мч. (пам. 16 авг.), св. врач. Род. в Тарсе Киликийском в благочестивой христ. семье. По профессии врач, он не только лечил телесные болезни, но и избавлял от духовных недугов, призывая имя Христово. Переселившись из Тарса в Никею в Вифинии, Д. исцелял и обращал в христианство мн. жителей этого города, посещал темницы, где томились христиане, ухаживал за ними и укреплял в предстоящем мученичестве. Молва о Д. дошла до имп. Диоклетиана (284-305). Правитель приказал воинам схватить врача и привести в г. Никомидию. По пути Д. попросил остановить повозку, сошел с нее, чтобы помолиться, и, став на колени, предал душу Богу. Слуги императора, найдя Д. уже мертвым, решили отсечь ему голову в доказательство исполнения данного им поручения. В тот же миг они ослепли. Диоклетиан, увидев принесенную голову, приказал отнести ее обратно и приложить к телу мученика. Когда воины выполнили это повеление, зрение вновь вернулось к ним и они уверовали во Христа. Мч. Диомид. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 125) Мч. Диомид. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 125) Сохранилось 2 пространных Жития Д.: анонимное (BHG, N 548) и написанное ок. 1239-1240 гг. мон. Лаврентием Рутиенским из Калабрии (BHG, N 549, 549b), а также краткие версии Мученичества этого святого (BHG, N 550 и SynCP. Col. 901). Анонимное Житие Д., изданное В. В. Латышевым по Ватиканской рукописи (Vatic. gr. 1671), содержит дополнительные сведения по сравнению с Житием, написанным мон. Лаврентием: рассказ о вороне, к-рый летал над телом мученика и охранял его от др. хищных птиц до тех пор, пока некая богатая женщина Петрония, исцеленная Д., не выкупила и не погребла с честью останки святого. По мнению Латышева, этот эпизод мог быть присоединен позднее к.-л. переписчиком, заметившим, что в Житии упущены сведения о погребении и времени кончины Д. Интересно, что дата смерти указана по рим. календарю («перед третьими идами августа») с прибавленным позднее переводом на греч. времясчисление (11 авг.), а 16 авг., когда впосл. стало совершаться празднование в честь этого святого, является днем погребения мученика.

http://pravenc.ru/text/178291.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010