О. В. Л. Иконография В иконописных подлинниках о внешности К. говорится редко. В Строгановском лицевом иконописном подлиннике кон. XVI - нач. XVII в. К. изображен под 4 янв. ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 252) в рост, средовеком с короткими, слегка вьющимися волосами и недлинной бородой, правую руку он прижимает к груди, левой придерживает складки одеяния. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (1730-1733) К. предписано изображать молодым, без бороды (Ерминия ДФ. С. 157). Самое древнее дошедшее до наст. времени изображение К.- миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 231; 1-я четв. XI в.), где он представлен с омофором и со свитком в руке вместе с 5 учениками ап. Павла, апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой, Епафродитом и Онисифором. В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов) К. изображен под 29 марта в группе с апостолами от 70 Епафродитом, Сосфеном, Аполлосом и Кифой (РНБ. O.I.58. Л. 107). Он показан в облике старца с недлинной округлой бородой, в голубом хитоне и зеленом гиматии ( Евсеева. Афонская книга. С. 290). На иконе «Апостольские деяния» 1698 г. (частное собрание) К.- средовек с короткими, слегка вьющимися русыми волосами и недлинной округлой бородой. Он в красном хитоне и зеленом гиматии; левая рука с перекинутым через нее омофором в молении, правая прижата к груди. Лит.: LCI. Bd. 5. S. 475. Рубрики: Ключевые слова: АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня)

http://pravenc.ru/text/1684279.html

О. Н. Афиногенова Гимнография Последование, посвященное исключительно В., неизвестно. Служба 11 нояб., когда отмечается память В., по студийским и иерусалимским Типиконам не содержит больших различий и посвящена в основном мч. Мине, с упоминанием в нек-рых песнопениях имени В. (напр.: в каноне Иоанна Монаха 4-го гласа, помещенном в совр. последовании 11 нояб., в 4-м тропаре 8-й песни и 2-м тропаре 9-й; в светильне, стихирах на «Слава» на «Господи, воззвах» и на стиховне). В рукописях встречаются и др. каноны, совместно прославляющие память мучеников Мины, Виктора и В. (а также мц. Стефаниды) (Ταμεον. Σ. 91; AHG. T. 3. P. 299-317), этих же мучеников вместе с прп. Феодором Студитом (AHG. T. 3. P. 318-330). Иконография В. обычно изображался как молодой безбородый мученик с темно-коричневыми вьющимися волосами, в хитоне и плаще; в правой руке держит крест. Эта иконография характерна для большинства памятников, однако, встречаются изображения В. как средовека с бородой, напр. в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в. Реже святой представлен юным светловолосым диаконом с гуменцом на голове, в стихаре и с орарем: в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. 10). В визант. искусстве В. изображался в сцене мучения или реже единолично в рост; как правило, рядом со святыми Виктором Египетским и Миной Фригийским, память к-рых приходится на тот же день (фреска в ц. 6 в Гёреме, 1-я пол. X в.- только В.). Вместе святые представлены: в Куббели-килисе 3 в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме; в ц. Варвары в Соганлы, между 1006-1021 гг.; в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266v, 3-я четв. XI в.- в рост); в ц. Карабаш-килисе в Соганлы 1060-1061 гг.; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (в крипте, 30-е гг. XI в., и в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый); в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в ц. Марторана в Палермо, в Сицилии, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале в Сицилии, 1180-1190 гг.; в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира, XIII в.; в ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309-1319 гг.; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.).

http://pravenc.ru/text/158452.html

Существуют 2 типа изображения К. и «иже с ним» - в сцене мучения (усекновение главы) и единоличные. В мучении: на миниатюре в Минологии из Бодлеянской б-ки (Bodl. f. 1. Fol. 31, 1327-1340), на несохранившейся миниатюре к Житию святых в Минологии на февр.-март (ГИМ. Греч. 133, XI в.); в настенных минологиях в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) - под 11 марта, сохранились надписи у К. и Киприана, в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец, Македония (ок. 1340) изображен только К., сохранилась надпись: «Ο γιος Κοδρ(τος) ξφει τε(λει)οται» (атрибутирован как мч. Кодрат Никомидийский, см.: Менолог. С. 310), в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия, Косово и Метохия (1561) - надпись «                ». Единолично: на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов. РНБ. O.I.58. Л. 103 об., кон. XV в.) - представлен только К. как средовек с вьющимися волосами, бородой ниже средней, в руке крест; в настенных минологиях в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1335-1350) под изображениями мучеников сохранилась надпись: «      ()       (Акиндин, искаженное Анект?)        », в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718) К. показан в рост, с крестом в руках, темноволосый, короткая клиновидная борода, за ним - нимбы сомучеников. Образ К. постоянно включался в рус. минеи. Под 10 марта он представлен, как правило, один, напр.: на минее годовой 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) - юный, без бороды; на минейной иконе на март-апрель из комплекта годовых миней 2-й пол. XVI в. (собрание М. Б. Миндлина); на иконе на март кон. XVI в. (ЧерМО), на минее годовой нач. XIX в. (УКМ); а также на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) - в воинских доспехах, и И. К. Любецкого (1730, РГБ) - в хитоне и гиматии. Лит.: Менолог. С. 295, 334, 369, 385; Евсеева. Афонская книга. С. 283; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 57; С. 63. Кат. 140; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. 2004. С. 41-43. Кат. 33.7; С. 49-51. Кат. 35.6; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 105.

http://pravenc.ru/text/1841654.html

Учение о «духовном законе» (ср.: Рим 7. 14), объединяющее все подлинные тексты М. П., наиболее полно излагается в этом сочинении. Духовный закон в понимании М. П.- это соблюдение христианских заповедей, среди к-рых он упоминает непрестанную молитву. Подлинное познание вещей возможно при условии деятельного очищения своего сердца ( Marc. Erem. De lege spir. 88); память о Боге является критерием истинности знания (Ibid. 148). М. П. считает молитву и чтение Свящ. Писания элементами духовного подвига (Ibid. 5). В древнем сир. переводе (не издан, см. список рукописей: Durand. La tradition. 1999. P. 17-21) сохранилась особая сентенция (следует после Marc. Erem. De lege spir. 142), включенная также в древний араб. перевод (изд.: Khalifé. 1949/1950. P. 117-224). Существует неизданный груз. перевод, содержащий некоторые сокращения в сравнении с греч. текстом (ркп. Sinait. iber. 35; см.: Garitte. 1956. P. 109). В 1996 г. Б. Качински-Гамильтон идентифицировала латинский перевод фрагмента De lege spir. 1-2 в греко-лат. рукописи IX в. Dresd. A 145b ( Kaczynski. 1996). В рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 12170 сохранился неизданный комментарий восточно-сир. автора Бабая Великого на сочинение М. П. «О духовном законе». В комментарии обобщается аскетическая антропология М. П. ( Krüger. 1960). «О духовном законе» входит в состав слав. «Добротолюбия» (М., 1793. Л. 16 об.- 23 об.). «О думающих оправдаться делами» (Περ τν οομνων ξ ργων δικαιοσθαι; De his qui putant se ex operibus justificari; CPG, N 6091), собрание сентенций, в к-рых М. П. говорит о необходимости возвышения над чувственным для достижения подлинного знания, т. е. познания Бога ( Marc. Erem. De oper. just. 146). Затрагивая вопрос о грехе первородном и воздействии его на христианина, М. П. указывает на то, что признаком всеобщности первородного греха является смерть. После принятия таинства Крещения продолжает действовать сила греха, которую верующий ослабляет покаянием (Ibid. 112). При соблюдении заповедей в человеке действует благодать Божия, которую он получил в крещении.

http://pravenc.ru/text/2562270.html

Свт. Митрофан I, еп. Византия. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 116 об.) Свт. Митрофан I, еп. Византия. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 116 об.) Образ М. в минейных циклах: на миниатюре в Синаксаре Захарии Вагаршакертского (Кекел. А 648. Иверский монастырь на Афоне, 1030 г.); на синайской иконе из состава тетраптиха (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, XII в.); в настенных минологиях в притворах церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18), Успения Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320), Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (между 1334 и 1343) и др. В иконографии М. встречаются особенности, касающиеся его возрастной характеристики (напр., в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница он показан с редкой сединой в темных волосах, борода густая клиновидная), и, что более важно, отсутствуют символы сана первоиерарха. Так, на миниатюре в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 116 об., кон. XV в.) ростовой образ св. старца с надписанием имени Митрофан (на груз. яз.) помещен в минейной части под датой памяти святителя (4 июня), однако он облачен в монашеские одежды - хитон, мантию, схиму и аналав (голова не покрыта), в правой руке - крест. Второй раз святой с именем Митрофан (на греч. яз.) в том же типе изображения, что в минейной части рукописи в разд. «Господние и Богородичные праздники» на л. 48, показан в паре со св. Титом (в монашеских одеждах) по сторонам композиции «Уверение ап. Фомы». Имп. равноап. Константин Великий, святители Митрофан I, еп. Византия, и Евтихий. Фрагмент композиции «I Вселенский Собор» в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1350 г. Имп. равноап. Константин Великий, святители Митрофан I, еп. Византия, и Евтихий. Фрагмент композиции «I Вселенский Собор» в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1350 г. В руководствах для художников (подлинниках), описывающих, как должно изображать I Вселенский Собор, М. нет среди его участников, что соответствует исторической действительности. Однако, напр., создатель фресок в нартексе ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1350) счел возможным включить образ патриарха в композицию Собора, поместив его фигуру рядом с троном имп. равноап. Константина, слева от него. Он представлен не в полиставрии, как 3 др. святителя, а в белой фелони; М. показан сидящим в статичной позе (обеими руками держит на коленях Евангелие), тогда как др. святители изображены жестикулирующими в общении. Борода вьющаяся, окладистая, средней длины, высокий лоб с залысинами.

http://pravenc.ru/text/2563448.html

А. Н. Крюкова Иконография Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 114 об.) Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 114 об.) Иконография П. представлена 2 вариантами: единоличным образом святого и сценой мучения одного П. или с сомучениками. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в качестве предпочтительного определено изображение мученической кончины (под 21 мая): «Святые Патрикий, старец, Акакий и Менандр, с бородами едва показавшимися, и Полиен, без бороды, усечены мечом» (Ерминия ДФ. С. 211). Вне зависимости от типа изображения П. предстает в епископском облачении (фелонь, омофор); возрастная характеристика неустойчива и варьируется от образа средовека до образа старца. Наиболее значительной в иконографии святого является миниатюра с его изображением в Феодоровской Псалтири (Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 76v, 1066 г.). На правом поле листа П. показан в молении, седовласым старцем, к-рого из небесного сегмента благословляет десница Божия. Фигура (в развороте вправо; над нимбом надпись: « Πατρκιος») помещена на листе с Пс 61, у его начальных строк (2-3): «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более». Основное число памятников, куда вошел образ святого,- минейного характера, под 19 мая встречаются оба типа изображения. В мучении П. показан на миниатюре в минологии с циклами двунадесятых праздников, созданном для деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 40r, 1322-1340 гг.),- у ног П., над головой к-рого палач занес меч, лежат тела 2 его сомучеников. В настенных минологиях сцена усекновения глав П., Акакия и Полиена изображена в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18) и только П.- в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) и ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) (см.: Менолог. С. 279, 299, 338). В сильно фрагментированном цикле на май в росписи ц. Сорока мучеников Севастийских в Тырнове (ок. 1230) сохранился ростовой образ П. ( Менолог. С. 255). Так же, в рост, П. показан на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 120 об.), он - с сединой в темных волосах, по облику близок к ранним изображениям свт. Василия Великого, волосы также прикрывают лоб, борода недлинная, клиновидная, достаточно широкая у основания; облачен в синий подризник, светло-голубую фелонь, с омофором, в слегка отведенной в сторону левой руке держит Евангелие, правой рукой едва прикасается к кодексу (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 304).

http://pravenc.ru/text/2579768.html

В визант. искусстве В., Н., Л. преимущественно изображались как молодые мученицы, С.- немного старше; облачены в хитоны, головы покрыты мафориями, одеяния могли быть также богато украшены, а на головы В., Н. и Л. накинуты белые узорчатые платы (как в ц. Св. Софии на о-ве Китира (Греция), посл. треть XIII в.); руки сложены в жест приятия благодати (перед грудью, ладони развернуты вовне) или держат кресты. Возраст дочерей С. не подчеркивался, этот принцип нарушался лишь иногда в сценах мученичества. В поствизант. период, в основном в древнерус. иконописи, наибольшее распространение получила иконография, где в центре представлена С., впереди нее (иногда под ее мафорием) 3 небольшие фигурки малолетних дочерей (новгородская икона 1-й пол. XVI в. (ГТГ); костяная иконка 1-й четв. XVI в., Москва (ВСМЗ); икона XVII в. (ЦМиАР); икона 1685 г., мастер Карп Золотарёв, Москва, Оружейная палата (ГИМ)). Существуют неск. вариантов изображений: в большинстве храмовых росписей и в иконописи они представлены вместе стоящими в рост, напр., в сцене мучения или в отдельной композиции; существуют и одиночные образы (в рост, оглавно или по грудь в медальонах), особенно в составе избранных святых (С.- в ц. Поликарпа на о-ве Китира, XIII в.; Н.- на иконе «Сретение иконы Богоматери Казанской», 40-60-е гг. XIX в., Екатеринбург). Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 78) Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 78) Изображения мучениц сохранились в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 43, 976-1025 гг.), на иконе кон. XI- 1-й пол. XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; в ц. Богоматери в Грачанице, 1321 г., на миниатюре из Минология (Oxon. Bodl. f. 1. fol. 9v, 1327-1340 гг.), в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.- везде в мучении; в Служебном Евангелии с Минологием (Vat. gr. 1156. fol. 253r, 3-я четв. XI в.), в кафедральном соборе в Монреале (о-в Сицилия, Италия), 1180-1190 гг. и в греко-груз. рукописи (РНБ. 0. I. 58. Л. 78, XV в.) - вместе в рост; в Палатинской капелле (о-в Сицилия), 50-60-е гг. XII в.,- в рост на столпах; в ц. св. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1316-1318 гг.- вместе оплечно; в соборе Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.,- Н. погрудно (изображенных рядом мучениц можно идентифицировать как ее сестер и С.).

http://pravenc.ru/text/150377.html

В рукописях сохранились и иные песнопения Е., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг: кондак 3-го гласа на подобен Η παρθνος σμερον (    ), нач.: Μαρτυρου σμερον (Мучения днесь), с икосом (AHG. T. 7. P. 9); седальны. А. А. Лукашевич Иконография Е., как правило изображаемая в монашеских одеждах (в мантии, в хитоне, в схиме, с куколем на голове), схожа обликом с Евдокией, мц. Персидской. Четко различимое изображение Е. устойчиво встречается в минейных циклах под 1 марта. Существует 2 типа изображений: в мучении и прямоличное изображение в рост или погрудно. В мучении Е. представлена на миниатюрах в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 183. Fol. 59), в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и в Житии вмч. Димитрия (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 30r, 1327-1340 гг.), в настенном минологии в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343). Единолично (в рост, погрудно или по пояс), с крестом в правой руке или со свитком в левой, др. рука соответственно в молении - на миниатюрах в Минологии на март-авг. из Патриаршей б-ки в Иерусалиме (Hieros. Patr. 208. Fol. 1r, XII в.); в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. Q.I.58. Л. 102) - в рост, в левой руке свиток; в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- по пояс и в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- погрудно; в иконописи - на минее на год (т. н. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., К-поль, мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в рост. В росписи храмов изображение Е. сохранилось в ц. Св. Креста (Чарыклы-килисе) в Гёреме, Каппадокия (2-я пол. XII в.), и в алтарной зоне ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199), на сев. грани юго-вост. столпа (5-й регистр), погрудный образ в медальоне, в правой руке крест, левая в молении. Прмц. Евдокия. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. Q.I.58. Л. 102) Прмц. Евдокия. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. Q.I.58. Л. 102)

http://pravenc.ru/text/187063.html

Лит.: Кирпичников А. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый: Исслед. лит. истории христ. легенды. СПб., 1879; Верховец Я. Д. Подробное описание жизни, страданий, чудес св. вмч. и Победоносца Георгия. СПб., 18932; Vetter F. Der hl. Georg d. Reinbot von Durne. Halle, 1896; Valle L. Le reliquie di S. Giorgio. Pavia, 1903; Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 43 - 52; K ö tting B. Georg//LTK. Bd. 2. S. 689-692; Haubrichs W. Georgslied und Georgslegende im frühen Mittelatter. Königstein, 1979; Aubert R. Georges de Lydda (50)//DHGE. T. 20. P. 633-641; Walter Ch. The Origins of the Cult of St. George//REB. 1995. T. 53. P. 295-326; Бугаевский А. В. , Владимир (Зорин), игум. Житие, страдания и чудеса св. вмч. и Победоносца Георгия и св. мц. царицы Александры. М., 1998. А. Ю. Виноградов Сказания о чудесах Г. многообразны и широко распространены. Подавляющее большинство из них представляет собой посмертные чудеса. Вместе с почитанием святого становились известны и сказания о его чудесах, часто в вариациях, кроме того, возникали аутентичные сюжеты, напр. в груз., копт. и эфиоп. редакциях. Период формирования греч. текстов в VII-IX вв. приходится на эпоху византийско-араб. противостояния в Сирии, Палестине и М. Азии, к-рое находит отражение в чудесах Г. Ниже приведены наиболее известные сказания о чудесах Г., вошедшие в визант. агиографическую лит-ру. Вмч. Георгий Змееборец. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. Л. 60) Вмч. Георгий Змееборец. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. Л. 60) «Чудо о змии» (BHG, N 687-687m) - одно из самых известных. В греч. традиции оно считается единственным прижизненным чудом святого, однако в слав. и др. относится к числу посмертных, как и все остальные чудеса мученика. Древнейшее изображение Г., поражающего копьем змея, встречается в росписях ц. св. Варвары в Соганлы (Каппадокия) и относится к 1006 или 1021 г., а самый древний список «Чуда о змии» датируется XII-XIII вв. (Roma. Bibl. Angelica. 46. Fol. 189-191v). Всего насчитывается свыше 200 рукописей, содержащих это сказание.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Ист.: BHG, N 1331-1334g; BHL, N 6085; ActaSS. Febr. T. 2. P. 283-288; SynCP. Col. 453; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 239-241; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Αθναι, 20092. Τ. 6. Σ. 103-105 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 604-606). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 19012. Т. 2. С. 38; Т. 3. С. 64; ΘΗΕ. 1966. Τ. 9. Σ. 493; Sauget J.-M. Niceforo//BiblSS. 1966. Vol. 9. Col. 870-871; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. 19952. Σ. 354; Efthymiadis S. John of Sardis and the Metaphrasis of the Passio of St. Nikephoros the Martyr (BHG 1334)// Idem. Hagiography in Byzantium: Literature, Social History and Cult. 2001. Tl. 6. P. 23-44. А. Н. Крюкова Гимнография Мч. Никифор. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) Мч. Никифор. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) В Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., память Н. отмечается 9 февр. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 228). Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., представляющему древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, в день памяти Н., 9 февр., если еще не начался Великий пост , совершается служба с «Бог Господь» и тропарем; указан отпустительный тропарь Н.       канон и стихиры; на литургии назначается прокимен Пс 67. 36, Апостол - 1 Кор 12. 27 - 13. 8, аллилуиарий Пс 132. 1, Евангелие - Ин 17. 18-26, причастен Пс 32. 1 ( Пентковский. Типикон. С. 328). В рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 164, XII в., также содержатся кондак Н.        с икосом, седален (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 51). Такое же в целом богослужебное последование в честь Н. назначается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., содержащем малоазийскую редакцию Студийского устава (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 413). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, 9 февр. совершается отдание праздника Сретения Господня , в связи с чем служба (канон) Н. переносится на полунощницу (см.: Arranz. Typicon. P. 120-121).

http://pravenc.ru/text/2565472.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010