Прп. Моисей Мурин в числе др. святых (пам. 28 авг.). Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bode. gr. theol. f. 1. Fol. 53 a) Прп. Моисей Мурин в числе др. святых (пам. 28 авг.). Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bode. gr. theol. f. 1. Fol. 53 a) Прп. Моисей Мурин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 126) Прп. Моисей Мурин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 126) Более поздние агиографические тексты о М. М. основаны на «Лавсаике» еп. Палладия, сб. Apophthegmata Patrum и сочинениях Иоанна Кассиана Римлянина. К их числу относятся краткие сказания под 28 авг. в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.), а также энкомий святому, к-рый вошел в состав Императорского Минология (т. н. Царской минеи), созданного по заказу визант. имп. Михаила IV Пафлагона (1034-1041) и изданного в 1912 г. В. В. Латышевым. Среди греч. произведений, посвященных М. М., неизданным остается Похвальное слово в честь святого (BHG, N 1310), сохранившееся более чем в 10 рукописях, самая ранняя из которых (Paris. gr. 1453. Fol. 327-330) датируется XI в. (Catalogus codicum hagiographicorum graecorum Bibliothecae nationalis Parisiensis. Brux.; P., 1896. P. 124). На др. языках сказание о М. М. известно преимущественно в переводах греч. первоисточников, напр. в лат. переводе «Лавсаика», вошедшем в состав сб. «Vitae Patrum sive Historiae monasticae libri decem», изданного Г. Росвейде в XVII в. (переизд.: PL. 74. Col. 277-279, 368-369), и в сир. переводе того же сочинения (BHO, N 778). Основу пространного Жития М. М. на араб. языке, сохранившегося в 3 редакциях (изд. с итал. пер.: Pirone. 1994), составляют сведения из «Лавсаика» и Apophthegmata Patrum, к-рые дополнены значительными деталями. О своем обращении М. М. рассказывает авве Исидору, к к-рому пришел по совету одного земледельца: он был неверующим, но, созерцая премудрость сотворенного мира, познал существование Бога и захотел стать монахом. Поскольку в детстве он был огнепоклонником, а потом не исповедовал никакую религию, авва Исидор сначала крестил его и лишь затем облек в монашеские одежды. После победы над блудной страстью М. М. получил дар чудотворения, в т. ч. исцеления бесноватых. Авва Исидор отвел его в Александрию, где архиепископ рукоположил М. М. во пресвитера. По возвращении в Скит М. М. пользовался большим духовным авторитетом и имел 500 учеников в мон-ре, к-рый получил название Дейр-эль-Барамус. В одной из редакций указано место, в котором М. М. был заколот мечом вместе с 6 монахами (Сахрат-эль-Амун - скала Аммона?). Арабская редакция, представленная единственной недатированной рукописью из б-ки Гёттингенского ун-та, легла (с некоторыми изъятиями и дополнениями) в основу эфиоп. перевода (известен по ркп. Vat. аетн. 316; изд. с итал. переводом: Raineri. 1995). Почитание на Востоке

http://pravenc.ru/text/2564010.html

В совр. богослужебных книгах последование Е. включает отпустительный тропарь 4-го гласа (тот же, что и в Мессинском Типиконе), кондак 2-го гласа:    (в совр. греч. Минее отсутствует, однако в первопечатном греч. уставе (Венеция, 1545) имеется кондак Е. на подобен: Η παρθνος σμερον (    ), нач.: Η σεπτ σου (Честная твоя)); канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом: Υμν μκαρ σο τος πανευσεβες τρπους. Ο Ιωσφ (Воспеваю, блаженне, твои всечестные деяния. Иосиф), ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Υψηλν τν βον σχηκς (      ); цикл стихир-подобнов (в греч. Минее - 1-го, в слав.- 8-го гласа); славники на «Господи, воззвах» (в греч. Минее - 2-го, в слав.- 1-го гласа) и на стиховне утрени (только в слав. Минее); седален; светилен (в греч. и слав. Минеях различается). Иконография Ранние изображения Е. встречаются в Минологиях, перед текстом его Жития. Он представлен темноволосым, с короткой заостренной бородой, в воинском облачении, с копьем и щитом в Минологии 1063 г. (ГИМ. Греч. 9. Л. 125 об.), в Житиях святых XI в. (Alexandr. Patr. 35(303). Fol. 92v; б-ка Тюбингенского ун-та. Ms. gr. Fol. 17), в Житиях святых и Беседах на май-авг. (Paris. gr. 1528. Fol. 112v, XII в.). В греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 122 об.) Е. изображен с темными взлохмаченными волосами, в хитоне и застегнутом на груди плаще, с крестом в правой руке. В хитоне и плаще, с крестом в руке, Е. представлен в росписи храмов и в иконописи: в ц. праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница, Сербия (1314); на зап. арке в соборе свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах, Греция (1527), мастер Феофан Критский; в наосе кафоликона мон-ря Преображения в Метеорах (1552), иконописец Джорджи (ученик Феофана Критского); предположительно в церкви в Мецово, Греция (XVII в.). Единичны иконописные изображения Е., представленного, как правило, среди избранных святых: на иконе «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми», мастерская Андреаса Рицоса (?), 2-я пол. XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; на иконе «Пять избранных святых: Иоанн Предтеча с Авраамием, Аверкием, Евдокимом и Варварой» (посл. четв. XIX в., Россия, частное собр.) в окладе 1884 г.

http://pravenc.ru/text/187053.html

Каноны А. м. составлены их современниками - св. Иосифом Песнописцем († 886) (акростих греч. «Τν πτριθμον ποιμνων χορν σβω. Ιωσφ» - Седмочисленный пастырей лик почитаю. Иосиф) и Игнатием Диаконом († после 845). Среди стихир есть самогласны (славники - на Господи воззвах К-польского Патриарха Мефодия I , на стиховне вечерни - Сикеота). В совр. богослужебной практике РПЦ поется канон Игнатия, в греч. Церквах используют канон Иосифа, при к-ром помещен кондак «Τος νεοφανες πλτας τς πστεως» (Новоявленных воинов веры) в отличие от содержащегося в совр. слав. печатных Минеях «          ». В совр. печатной афинской Минее указан по 6-й песни канона на утрене Стишной Пролог А. м. Д. Е. Афиногенов, О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова Иконография В визант. и древнерус. искусстве А. м. изображались обычно группой, в хитонах и плащах, с крестами в руках. Представлены преимущественно в минейных циклах, напр. в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- оплечно; греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 102 об., XV в.) - в рост, а также на рус. минейных иконах кон. XVI в. (ВГИАХМЗ), сер. XVII в. (Музей икон г. Рекклингхаузен), посл. трети XVIII в. (ЦМиАР), кон. XIX в. (ЦАК МДА), святцах годовых 1864 г. (ГМЗРК), исполненных в технике финифти; на иконе «Покров Богородицы с избранными святыми», 1795 г. (ГИМ), происходящей из Новодевичьего московского мон-ря ,- вместе с группой священномучеников Херсонесских . «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., сообщает о том, что «святые сорок два мученика в Аморее были усечены мечами» (Ч. 3. § 22. 6 марта); в рус. иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., сказано подробнее: «Имена первому Феодор, стоит, рус аки Козма, риза празелень, испод киноварь, подле его, аки Константин, именем Георгий зрит на него, вохра средняя и киноварь, испод лазорь. Посреде их рус именем Феофил, аки Флор, риза празелень, в плечах вохра, а иный Калист, видет что Иоанн Богослов, а иный Василий что Никола, а иныя аки Андрей апостол, а иныя стары и млади».

http://pravenc.ru/text/114568.html

Лит.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951; она же. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 256, 258; она же. Хроника псевдо-Дионисия Тельмахрского о Южной Аравии// она же. Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., 1976. С. 117-130; P é rier J. Arethas (1)//DHGE. T. 3. Col. 1650-1653; Esbroek M. van. L " Éthiopie à l " époque de Justinien: S. Arethas de Negra  n et S. Athanase de Clysma//IV Congresso Intern. di Studi Etiopici (Roma, 10-15 aprile 1972). R., 1974. T. 1 (ser. storica). P. 117-139; Hannick Ch. Maximos Holobolos in der kirchenslavischen homiletischen Literatur. W., 1981. S. 134. N 171; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 54. С. А. Французов, О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова Иконография. Обычно А. изображается старцем с седой остроконечной бородой средней длины, разделенной на неск. завитков, с седыми волосами или с залысинами на голове, в традиц. для мучеников одеянии - хитоне и плаще, с крестом в правой руке. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 10. 16), описан как «старец с остроконечною бородою», в др. месте сказано: «Святой Арефа с бывшими с ним был усечен мечом. Он стар, а прочие различны видом» (Ч. 3. § 22. Октябрь. 24); в Большаковском подлиннике, XVIII в., указано: «Арефа сед, власы аки Андрея апостола, брада доле Николины, в доспехе пернатом, рукава испод киноварь, нагавицы черны, на левом плече риза багор лазорь пробелен, в левой руке меч в ножнах, а в правой руке держит со крестом свиток против сердца, а в нем писано: Господи Иисусе Христе, сотвори милость поминающим мучение наше и оставление грехов подаждь» ( Большаков. С. 41-42). Изображения А. сохранились на триптихе слоновой кости, X в. (Палаццо Венеция. Рим); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 135, 976-1025 гг.) - представлено мученичество святого; на фреске в крипте кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; Арбавильском триптихе слоновой кости, сер. XI в. (Лувр); триптихе слоновой кости, XI-XII вв. (Ватикан); в трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, кон. XII в.; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; на фреске в храме Успения Богородицы в Протате на Афоне, нач. XIV в.; в ц. свт. Афанасия Великого (Мусакос) в Кастории (Греция), 1384-1385 гг.; в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 83, XV в.) и др.

http://pravenc.ru/text/75906.html

Мч. Вонифатию вонзают под ногти «тростие». Клеймо житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) Мч. Вонифатию вонзают под ногти «тростие». Клеймо житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) Иконография В. Р. не была стабильной, несмотря на то что в пространной редакции его жития содержится описание его внешности: «лет четыредесяти, низок, толст, рус власы, армелаос носяй» (ВМЧ. Л. 441r). На миниатюре из Минология Василия II В. Р. пожилой, с седыми волосами и бородой, облачен в короткую тунику, порты и сапоги. В греко-груз. рукописи - юноша с короткими темными волосами, одет в тунику до колен, плащ, порты и сапоги. Согласно иконописному подлиннику Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в., В. Р. должен быть написан «аки Георгий, риза киноварь, испод лазорь». Строгановский иконописный подлинник (кон. XVI в.) содержит следующее описание: «Аки Козьма, плешив, а инде пишет, аки Георгий мученик, риза киноварь, испод лазорь, у Внифантия свиток в руце, а в нем: Владыко Господи Вседержителю, избави люди Своя от идольского гнева и от всякия скорби и печали». На старообрядческих иконах XIX в. В. Р. изображен юношей с высоким лбом и короткими прямыми волосами, как у вмч. Димитрия Солунского («Сщмч. Антипа с избранными святыми на полях» (1825, ГМЗК), «Св. Вонифатий с житием в 12 клеймах» из Овражной молельни с. Коломенского (XIX в., ГМЗК)). Отдельных образов В. Р. известно мало, обычно они создавались как патрональные. Изображение святого могло вводиться в мученический лик в системе храмовой росписи, как, напр., на столпе на фресках Вологодского Софийского собора (1686-1688). Икона В. Р. «новгородских писем XVI в. из собрания И. К. Рахманова, Москва» (местонахождение неизвестно) участвовала в выставке древнерус. искусства 1913 г. в Москве. В Новое время изображения В. Р. становятся более распространенными. Возможно, рост популярности святого в этот период был связан с тем, что мученика, к-рый, по житию, «блуд творяше, бе же и пианица, но милостив и нищелюбив», стали почитать как молитвенника за страждущих недугом пьянства.

http://pravenc.ru/text/155230.html

Мч. Нестор Солунский. Роспись парекклесиона в честь Акафиста Пресв. Богородицы мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Георгий Критянин Мч. Нестор Солунский. Роспись парекклесиона в честь Акафиста Пресв. Богородицы мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Георгий Критянин Примером программной связи образов Н. и вмч. Димитрия в контексте почитания неск. Солунских святых, которые вместе с главным патроном античной Фессалоники были изображены как воины, является серебряный позолоченный ковчег-реликварий, изготовленный по заказу придворного чиновника Иоанна в правление имп. Константина X Дуки (1059-1067, ныне в ГММК; см.: Банк А. В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв.: Очерки. М., 1978. С. 32. Рис. 23; The Glory of Byzantium. 1997. Cat. 36; Стерлигова. 2013. Кат. 7. С. 114-119, ил. на с. 117). Форма и декор ковчега воспроизводили в миниатюре место погребения вмч. Димитрия Солунского в его базилике-мартирии в Фессалонике. Н. изображен на одной из створок в полном воинском облачении рядом с мч. Луппом, слугой вмч. Димитрия. Н. молод, не имеет ни усов, ни бороды; короткие волосы, заправленные за уши, вьются 2 небольшими прядями. Его пластинчатый доспех закрывает руки и нижнюю часть торса, грудь прикрыта дополнительно подобием кирасы, в его правой руке - копье наперевес, левой он сжимает край плаща. Вместе Солунские святые, Димитрий и Н., как воины представлены на медальоне оклада иконы с рельефным эмалевым изображением арх. Михаила (2-я четв. XI в., ныне в соборе Сан-Марко, Венеция), а также в лицевых рукописях, напр.: в минологиях визант. Евангелий из Австрийской национальной б-ки (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) и из б-ки в Ватикане (Vat. gr. 1156. Fol. 263r, кон. XI в.). Довольно рано пара Солунских св. воинов могла быть дополнена др. фигурами того же чина святости, напр. вмч. Прокопия, как на бронзовой иконе XI в. из Музея Майер ван дер Берг в Антверпене (Splendori di Bisanzio: Testimonianze e riflessi d " arte e cultura bizantina nelle chiese d " Italia: Exib. Cat. Palazzo Ducale, Venice. Mil., 1990. P. 186. Br. 23; Тотев К. Реликварий св. Димитрия из региона Велико Тырново//АДСВ. 2009. Вып. 39. С. 319). В лицевых поздних рукописях образ Н. встречается в греко-груз. лицевой рукописи кон. XV в., где медальон с его бюстом включен в чин мучеников (РНБ. O.I.58. Л. 54v), а парное изображение Н. с вмч. Димитрием как воинов на л. 83 входит в минейный цикл празднований 26 и 27 окт. ( Евсеева. Афонская книга. С. 214, 245).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Роспись ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница. Нач. XIII в. Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Роспись ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница. Нач. XIII в. Изображения святого хорошо известны по памятникам минейного типа в циклах на февраль. В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 380, 1-я четв. XI в.) П.- седовласый старец с короткой окладистой бородой, в фиолетово-сером подризнике, коричневой фелони, с омофором, показан в рост в 3/4-ном повороте вправо, в молении благословляющему его Господу (десница в небесном сегменте); от ног епископа, представленного на фоне горок с растительностью, начинается дорожка, ведущая к храму. Это белокаменное однокупольное строение с черепичным покрытием, с апсидой с одной стороны (условная ориентация на восток определяется расположением десницы Божией в правом верхнем углу композиции) и галереей с другой. Образ П. есть также на миниатюре в Минологии с циклом на февраль-июнь из университетской б-ки Мессины (Messan. Salvad. 27. Fol. 12v, XI в.; см.: Менолог. С. 191). В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58, XV в.) П. изображен дважды: в части с образами, показанными по чинам святости (Л. 45 об.; оплечно, с проседью в темных волосах, с плешью над лбом, с клиновидной средней длины бородой, на плечах - омофор) и в части минейной, под 7 февр. (Л. 99; седовласый, с клиновидной бородой средней длины, в епископском облачении, в отведенных вправо руках держит Евангелие) (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 196, 275). В настенных минологиях образ П. под 7 февр. представлен в росписях притворов ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391) - в рост вместе с прп. Лукой Элладским, чья память приходится на тот же день, и ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561) (см.: Менолог. С. 356, 369), а также на зап. стене юго-вост. компартимента трапезной Великой Лавры на Афоне (2-я четв. XVI в., мастер мон. Феофан Стрелицас-Бафас) ( Τουτς Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον τς Μνημεακς ζωγραφικς το Αγου Ορους, 10ος-17ος ανας. Αθναι, 2010. Σ. 92) и в ц. свт. Николая в Пелиново, Черногория (1717-1718) - в рост (см.: Менолог. С. 384).

http://pravenc.ru/text/2579065.html

Апостолы Лин, Филолог, Ерма. Миниатюра из греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 85 об.). Кон. XV в. Апостолы Лин, Филолог, Ерма. Миниатюра из греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 85 об.). Кон. XV в. Память Л. вместе с др. апостолами от 70, как и в визант. традиции, представлена под 24 сахми (4 нояб.) в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) (PO. Vol. 15. Fasc. 3. P. 421). Согласно Liber Pontificalis (1-я пол. VI в.), после ап. Петра Л. занимал Римскую кафедру в 56-67 гг., в правление Нерона, при консульстве Сатурнина и Сципиона (LP. T. 1. P. 121), затем папами были Климент, Клет и Анаклет. Там же приводятся сведения, очевидно содержащие позднейшие интерполяции, о том, что Л. был сыном некоего Геркулана, происходил из региона Этрурии и по предписанию ап. Петра постановил, чтобы женщины входили в храм с покрытой головой. Отмечается также, что Л. рукоположил 15 епископов и 18 пресвитеров, был «увенчан мученичеством» и похоронен в Ватикане рядом с ап. Петром 23 сент. Имя Л. также включено в рим. канон мессы (Le canon de la messe romaine/Éd. crit., introd. et not.: B. Botte. Louvain, 1935. P. 34). В Мартирологе блж. Иеронима (V-VI вв.) память Л. встречается в отдельных рукописях под 23 и 24 сент. (MartHieron. Comment. P. 523-525), а также под 23 дек. (Ibid. P. 662-663). Память Л. под 26 нояб. помещена в сер. IX в. в т. н. малом Римском Мартирологе, возможно авторства св. Адона , архиеп. Вьеннского (860-875) ( Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 485). Под 26 нояб. Л. упомянут в Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.), где повторены сведения из Liber Pontificalis: в частности, говорится, что после ап. Петра он руководил Римской Церковью в течение 12 лет 3 месяцев и 12 дней, принял мученическую кончину и был погребен в Ватикане (Le Martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions/Éd. J. Dubois, G. Renaud. P., 1984. P. 396). Под 29 июня, в день памяти апостолов Петра и Павла, и под 23 нояб., в день памяти Климента, приводится предание Руфина о том, что Л.

http://pravenc.ru/text/2110513.html

Неа-Мони на о-ве Хиос (Греция), 1042-1056 гг.; в Минологии XI в. (Messan. Salvad. 27. Fol. 286v (280r)) - с кодексом, в медальоне (сохранился только предварительный рисунок); в ц. мон-ря Бачково, кон. XI - нач. XII в.; в ц. Асину Панагии (Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), 1105/06 г.; в Минологии XII в. из мон-ря Преображения Господня в Метеорах (Cod. 552. Fol. 2v) - перед житием А. В.; в Житиях святых по Метафрасту, XII в. (Paris. gr. 1528. Fol. 1r) - с развернутым свитком; в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; в кафедральном соборе в Монреале (Сицилия), 1180-1190 гг.; в мон-ре св. Неофита в Пафосе (Кипр), 1183 г.; в ц. Вознесения Господня в Милешево , после 1236 г.; в мон-ре Паммакаристос (Фетие-джами), ок. 1315 г.; на юж. стене в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Благовещения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Сербия), ок. 1320 г.; на юж. стене в зап. части ц. св. Климента в Охриде (Македония), 1378 г.,- с благословляющей десницей и со свитком в левой руке; в ц. Богоматери Пантанассы в Мистре (Греция), 2-я четв. XV в.; в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 46об., 113). Иконография А. В. в древнерус. искусстве следует визант. традиции, напр. в росписи ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгороде, 80-е гг. XIV в.; на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г. Миниатюры с сюжетами жития А. В., напр. «Преподобный обучает сыновей имп. Феодосия Великого Аркадия и Гонория» в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 9. Fol. 1r), «Преставление святого» (4 монаха полагают тело А. В. во гроб) - в Минологии XII в. (Paris. gr. 1528. Fol. 21r). Лит.: Ерминия ДФ. С. 170; Большаков. Подлинник иконописный. С. 96; Евсеева. Афонская книга. С. 198, 301; Mujobu . Менолог. С. 299. Н. В. Герасименко, В. Е. Сусленков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)

http://pravenc.ru/text/76280.html

Ист.: ЖСв. Февраль. С. 277-282; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 165-167; Скабалланович. Толковый Типикон. Вып. 1. С. 365-366; P é trid è s S. Notes d " hymnographie byzantine: I. Un Tropaire de saint Auxence//BZ. 1904. Bd. 13. S. 421-423; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. Р. 174-178; Ka dan A. Auxentios//ODB. 1991. Vol. 1. P. 236; Μιτσκης Κ. Βυζαντιν μνογραφα. Θεσσαλονκη, 1971. Σ. 45, 78-84, 168, 331; PG. 114. Col. 1377-1436; ActaSS. Febr. Т. 2. Col . 769-782; BHG, N 199-203С; Joannou P. -P. Démonologie popoulaire-démonologie critique au XI-e siecle. Wiesbaden, 1971. P. 64-132. В. В. Василик, А. Ю. Никифорова Гимнография Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (ГИМ) Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (ГИМ) В визант. Месяцесловах память А. регулярно фиксируется уже в X в. В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского отмечена память «преподобного отца нашего Авксентия» и служба ему (Mateos. Typicon. T. 1. P. 232), совершавшаяся подобно службе свт. Григория Нисского 20 янв., с тропарем 3-го гласа : «Τπος γγονας τς γκρατεας». Студийский устав различных редакций и греч. и слав. служебные Минеи к нему (кон. XI в. ГИМ. Син. Греч. 181. Л. 67-69об.; XII в. РНБ. Греч. 227. Л. 116об.- 117об.; XII в. ГИМ. Син. 164. Л. 99-110об.) содержат память А. и последование (канон Феофана, седален, стихиры). Мессинский Типикон (Arranz. Typicon. P. 122) предписывает петь службу с общим тропарем преподобному (Минея Общая. Л. 69об.). В древних списках Иерусалимского устава (напр., Sin. Gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский. Описание. T. 3. C. 40) А. указана служба с Аллилуия . По совр. рус. и греч. Типиконам поется служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ). Канон А. (4 гласа) написан прп. Феофаном Начертанным († 845), без 2-й песни, с акростихом «Авксентия божественнаго пою премудре». Из синайской рукописи XI в. (Sin. Gr. 602. Fol. 66v - 68) известен др. канон (8 гласа) Германа («λδβλθυοτεΟτι ν ρει πρας τς σας χερς σου»), со 2-й песнью, без акростиха (Ταμεον. 494. P. 166). Служба, выписанная в печатной рус. Минее, по составу совпадает с последованием совр. греч. Минеи.

http://pravenc.ru/text/62824.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010