«Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Церквами Англиканского содружества: история и современность». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании в рамках диалога Англиканской церкви в Северной Америке и Православной Церкви в Америке 27 октября 2012 г. 00:34 25 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в диалоге Англиканской церкви в Северной Америке и Православной Церкви в Америке  в англо-католической семинарии Нашота Хаус (штат Висконсин, США). Митрополит Иларион выступил перед участниками диалога с развернутым докладом. Контакты Русской Православной Церкви с Англиканской церковью имеют давнюю историю — со времени формирования англиканства в XVI веке. Нужно отметить, что эти контакты были отмечены взаимным интересом и стремлением лучше узнать друг друга. Согласно свидетельству папского посла Антонио Поссевино, в 1583 году англиканский посольский священник Хамфри Коул и доктор Якоб представили русскому царю Ивану Грозному краткое изложение англиканского вероучения. В 1699 году русский царь Петр I побывал в Лондоне, где беседовал с Архиепископом Кентерберийским Томасом Тенисоном и епископом Солсберийским Гилбертом Бёрнетом о положении и устройстве Церкви Англии. В дальнейших встречах православных и англикан речь в подавляющем числе случаев шла о сближении наших Церквей, а инициаторами этих переговоров были именно англикане. Так, можно упомянуть стремление группы англиканских епископов, не присягнувших Вильгельму III Оранскому (1688-1702) и отделившихся от государственной Англиканской Церкви, вступить в контакт с Православной Церковью с целью объединения. Переговоры шли через посредничество митрополита Фиваидского Арсения, который в 1716 году передал Петру I проект соглашения между «православным остатком Британских Церквей и Кафолической, Апостольской, Восточной Церковью» и письмо государю, в котором англикане выражали надежду на его содействие их планам. В России проект соглашения был принят с большим интересом, но Петр предложил, прежде всего, организовать встречу православных и англиканских богословов. В 1724 году Англиканские епископы сообщили Святейшему Синоду о своем согласии прислать в Петербург двух богословов для собеседования, но эта встреча не состоялась из-за кончины Петра I.

http://patriarchia.ru/db/text/2552828.ht...

Епархия Новой Англии (предстоятель — епископ Бостонский, Новой Англии и Албанской архиепископии Никон (Лиолин)) Епархия Нью-Йорка и Нью-Джерси (предстоятель — епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский Михаил (Дахулич)) Епархия Среднего Запада (местоблюститель — Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, управляющий — архимандрит Матфий (Мориак), нареченный епископ Чикагский и Среднего Запада) Епархия Юга (местоблюститель — Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, управляющий (с 1 января 2011 г.) — викарный епископ Балтиморский Марк (Маймон)) Румынская епархия (предстоятель — архиепископ Детройтский и Румынской епархии Нафанаил (Попп)) Болгарская епархия (местоблюститель — епископ Питсбургский и Западно-пенсильванский Мелхиседек (Плеска)) Албанская Архиепископия (предстоятель — епископ Бостонский, Новой Англии и Албанской архиепископии Никон (Лиолин)) Канадская Архиепископия (предстоятель — архиепископ Оттавский и Канадский Серафим (Сторхейм) (в отпуске), управляющий — епископ Квебекский Ириней (Рошон)) Мексиканский экзархат (предстоятель — епископ Мехико и Мексиканского экзархата Алехо (Пачеко-и-Вера)) В Церкви насчитывается более 500 приходов, имеются 8 монастырей, 3 семинарии (Свято-Владимирская, Свято-Тихоновская, Свято-Германовская), Академия и т.п. Богослужение совершается преимущественно на английском языке. Храм св. вмц. Екатерины на Всполье. Подворье Православной Церкви в Америке в Москве С начала 1990-х имеет подворье в Москве, при храме вмц. Екатерины на Ордынке. С 1 июля 2009 года Предстоятель Церкви носит титул «Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады». До этого, с 2005 года, Предстоятель Православной Церкви в Америке носил титул «Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады». История Православной Церкви в Америке Православная Церковь в Америке ведет свое начало с 1794 года, когда валаамские иноки-миссионеры прибыли на остров Кадьяк по определению Святейшего Синода Русской Церкви о назначении в Аляску православной миссии. Один из иноков — иеромонах Ювеналий в 1795 году запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой — ныне прославленный Американской и Русской Церквами старец Герман (+1837) более сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-v...

Отец Иоанн обсуждает вопрос, почему каноническое единство Церкви так важно. Как-то раз его спросили: «Почему ваши люди продолжают так настаивать на административном и каноническом единстве православных юрисдикций в Америке? Разве Православная Церковь уже не едина в вере и таинствах? Почему бы не удовлетвориться этим духовным единством? Почему бы не удовлетвориться status quo – сосуществованием нескольких юрисдикций?» Отец Иоанн ответил, что Церковь не может выполнять свою миссионерскую задачу (провозглашать истину Православия на всей территории, где она находится), если она разделена на несколько этнических юрисдикций, преследующих свои собственные интересы. Члены Церкви должны принадлежать не к «церкви их собственного выбора», но к «Единой Истинной Церкви» 26 . Каноническая традиция воспрещает существование параллельных юрисдикций в пределах одной территории. Таким образом, говорит о. Иоанн, каноническое единство – это не возможность или выбор, который мы можем сделать, а норма, установленная канонической традицией Церкви. Здесь неуместно вдаваться во все подробности учреждения в 1970 г. «Православной Церкви в Америке» (ПЦА) Московским Патриархатом после десятилетия дискуссий между руководителями Церкви в Митрополии (от чьего лица выступали о. Иоанн Мейендорф и о. Александр Шмеман ) и представителями Московской Патриархии, возглавляемыми митрополитом Никодимом (Ротовым). Широко известен тот факт, что автокефалия Православной Церкви в Америке (ПЦА) не признается большинством материнских церквей в Европе – в первую очередь, Константинопольским патриархатом. Отец Иоанн Мейендорф и отец Александр Шмеман мечтали о том, что автокефальная Православная Церковь в Америке «когда-нибудь воссоединится со всеми теми православными христианами, которые хотят быть просто православными в Америке, с абсолютной свободой для всех них в сохранении языка, народных обычаев, практик и т. д.» 27 . В конце своей жизни, впрочем, о. Иоанн вынужден был признать, что эта мечта не осуществилась. В статье, опубликованной за год до смерти, – «Православное единство в Америке: новое начало?» – он объяснял, что «общая, полностью независимая Церковь для всех американцев, как существующая ПЦА, требует всеправославного согласия, которого пока еще нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Архиерейский Синод приобщил это письмо к Делу о нестроениях в церковной жизни в Америке в качестве материала для предстоящего Собора архиереев Русской Православной Церкви за границей. 312 Архиерейский Синод продолжал собирать информацию по поводу церковных нестроений в Северной Америке и в последующие годы. В декабре 1926 года управляющий русскими православными общинами в Болгарии епископ Серафим при своем рапорте прислал собственные доклады, сделанные им на Архиерейских Соборах 1923 и 1924 гг. о церковных делах в Америке. 313 Помимо этого, состоялась переписка между князем С.А. Гагариным и митрополитом Антонием по церковным делам Североамериканской епархии. Синод постановил заслушать переписку в связи со всем делом о митрополите Платоне. 314 В начале октябре 1924 года на заседании Архиерейского Синода была рассмотрена телеграмма епископа Адама, в которой сообщалось о положении церковных дел и была изложена просьба об увольнении митрополита Платона. Она передавалась на рассмотрение предстоящего Собора архиереев Русской Православной Церкви за границей в связи с общим делом о потрясениях в церковной жизни в Северной Америке. 315 В упомянутом выше Послании Собора архиереев РПЦЗ ко всем чадам Православной Русской Греко-Кафолической Церкви в Америке («Церковные Ведомости», 1920 (1428 октября) за 1924 год) читаем: Но все эти «курящиеся головни» – Кедровский, Александров и Хведорович еще не так опасны, как те, которые, прикрываясь своим народничеством, имеют вид благочестия, а силы его отверглись, и сеют великую смуту в Церкви Божией. Мы разумеем Адама Филипповского, который, угождая толпе и всячески возбуждая ее против законного Американского Архипастыря Митрополита Платона, самочинно объявил себя Управляющим Американскою Церковью. Уже самая законность хиротонии его подвергается большому сомнению, ибо он восприял ее вопреки воле правящего Епископа и от рук двух Архиереев, из которых один – Стефан, ныне совратившийся в унию, тогда порвал общение со своим Митрополитом, а другой – Горазд, случайно бывший в Америке и не определивший тогда своего канонического положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 . Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных: Валаамский монастырь и его небесные покровители преп. Сергий и Герман. – СПб.: Царское дело, 2005. 9 . Русская Православная Церковь в Северной Америке: Ист. справка. – Джорданвилль: Св. – Троицкий монастырь, 1955. – 224 с. 10 . Поберовский С. Очерк истории православия в Америке (1794–1867 гг.)//Православная жизнь. – 1994. – 4, 6, 7, 8. 11 . Григорьев Д., прот. От древнего Валаама до Нового Света: Русская православная миссия в Северной Америке//Записки Русской академической группы в США. – Нью-Йорк, 1988. Т. 21. С. 273–296. Дополнительная литература 12 . Архангелов С. А., свящ. Наши заграничные миссии: Очерк о русских духовных миссиях. – СПб.: Т. Б. Сойкин, 1899. 13 . Вениаминов И., прот. Состояние Православной Церкви в Российской Америке//Памятник трудов православных благовестников Русских с 1793 до 1853 гг./Сост. Ал. Стурдза. – М.: Тип. В. Готье, 1857. 14 . Головушков К. Д. Кадьякский епископ Иоасаф Болотов: К 100-летию его миссионерской деятельности (1761–1799 гг.). – Тверь, 1894. 15 . Очерк из истории Американской Православной Духовной миссии: (Кадьяская миссия, 1794–1837 гг.): К 100-летнему юбилею православия в Америке (1794–1894). – СПб.: Валаамский монастырь, 1894. 16 . Михаил (Чуб), архиеп. Преподобный Герман Аляскинский, чудотворец//ЖМП. – 1970 11. С. 60–72. 17 . Петров В. П. Русское православие в Америке/Предисл. С. Г. Федоровой//Этнографическое обозрение. – 1994. – 2. – С. 70–77. 18 . Петров В. П. Русские в истории Америки. – М.: Наука, 1991. 19 . Россия в Калифорнии: Русские документы о колонии Росс и российско-калифорнийских связях, 1803–1850: В 2 т. – М.: Наука, 2005. – Т. 1. 20 . Тихменев П. А. Историческое обозрение образования Российско-американской Компании и действия до настоящего времени. Т. 4. Ч. 1–2. – СПб., 1861–1863. 21 . Уржумцев П. В. Прославление старца Германа Аляскинского//ЖМП. – 1970. 11. – С. 48–50. 22 . Федорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии (кон. XVIII в. – 1867 г.). – М.: Наука, 1971.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сербская епархия в Америке была формально создана в 1926 году. Административным центром епархии является монастырь Святого Саввы в Либертивилле, штат Иллинойс. Румынский епископат был организован примерно в то же время, а Болгарский немного позже. К этому перечню национальных церквей следует добавить албанские общины и несколько украинских. Таким образом, в настоящее время Православная Церковь в Америке существует в виде группы национальных организаций, каждая из которых идет своим путем. Трудно точно оценить реальные масштабы Православной Церкви в Северной Америке и всех ее национальных отделений. Приводятся различные цифры, и в целом общее число верующих превышает два миллиона. Греческий архиепископат ведет 348 постоянных приходов, Митрополичий округ Русской Православной Церкви насчитывает более 300 приходов в Соединенных Штатах и Канаде, к которым следует прибавить 12 приходов в Латинской Америке. В других отделениях меньше, но наблюдаются признаки роста и расширения. Самый значительный новый фактор в ситуации составляет растущая доля членов разных церквей, рожденных в Америке и неизбежно принимающих более деятельное участие в жизни страны, к которой принадлежат по рождению и в которой получают образование и собираются работать и служить. Сохраняя свои отличительные черты и этос, Православная Церковь в Америке все больше интегрируется в общее русло и структуру американской жизни. Важное явление составляет рост мирских организаций, которые не совсем точно называются «молодежными» движениями ввиду довольно неопределенного верхнего возрастного предела. Старейшая из них – Объединение русских православных клубов (F. R. O. C.) с отделениями по всей территории США и обширной программой культурной и благотворительной деятельности. Союз греко-православных христиан Америки (G. O. Y. A.) является энергичным и постоянно растущим объединением с обширной программой. То же относится к Сирийской организации (S. O. Y. A.) и к некоторым другим. Число студентов колледжей и университетов, принадлежащих к Православной Церкви, также растет, что приводит к образованию особых православных «клубов» или обществ во многих студенческих городках.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Как нам реорганизовать… православие в Америке? 800 тысяч человек в США называют себя православными. Но эти сотни тысяч — всего… 0,64 процента населения страны. О перспективах миссии в Америке мы беседуем с председателем комитета по каноническому региональному планированию Епископской Ассамблем архиепископом Николаем (Кондреа). 3 апреля, 2012 800 тысяч человек в США называют себя православными. Но эти сотни тысяч — всего… 0,64 процента населения страны. О перспективах миссии в Америке мы беседуем с председателем комитета по каноническому региональному планированию Епископской Ассамблем архиепископом Николаем (Кондреа). Архиепископ Румынской Архиепископии в Америке Николай (Кондреа) председатель комитета по региональному каноническому планированию Ассамблеи канонических православных епископов в Северной и Центральной Америке. Сорок шесть православных епископов разных юрисдикций управляют в США каждый своей православной паствой. Кафедры большинства иерархов находятся на среднем западе и северо-востоке США. Некоторые американские города являются кафедральными для епископов разных юрисдикций. Трое имеют кафедры в Сан-Франциско, Детройте и Питтсбурге, а в Большом Нью-Йорке и Чикаго паствой управляют по 8 архиереев. Для православного россиянина такое положение дел покажется более чем удивительным. Но не для жителя Америки, где две с половиной тысячи приходов 15-ти православных юрисдикций составляют русские и украинцы, белорусы и сербы, болгары и карпатороссы, румыны и поляки, грузины и армяне, американцы, ливанцы, сирийцы, албанцы… . Согласно последней переписи населения (2010 г.) около 800 тысяч человек называют себя православными. Половина их состоит в Греческой Архиепископии. Эти сотни тысяч — всего… 0,64 процента населения страны. И хотя православных здесь относят к представителям так называемых маргинальных групп, имена американских «маргиналов» известны сегодня не только в православном мире: святители Тихон, Патриарх Всероссийский и Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, преподобные Герман Аляскинский и Рафаил Бруклинский, священномученик Александр Хотовицкий, строитель Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке… Это только прославленные святые, несшие свой апостолький труд на североамериканском континенте.

http://pravmir.ru/kak-nam-reorganizovat-...

5. Путешествия и исследования лейтенанта Лаврентия Загоскина в Русской Америке в 1842 - 1844 гг. М, 1956. С. 269, 103, 372 и др. 6. См.: «One Church». 1971. Nov. P. 20 - 28. 7. В 1916 г. была основана Питтсбургская карпаторосская православная епархия, первым епископом для которой был хиротонисан Стефан (Дэюбай), снискавший большие симпатии среди карпатороссов в Америке, или, как их называют теперь, американцев карпаторусского происхождения. В 1919 г. его выдвинули в качестве преемника архиепископа Евдокима, но он отказался от этого поста. Скончался Стефан в 1933 г. Одним из верных сотрудников архиепископа Стефана на ниве Христовой был протоиерей Андрей Шлепецкий, принявший сан священника в день хиротонии Стефана. Протоиерей Андрей всю свою жизнь посвятил русскому народу Американской и Пряшевской Руси. В 1966 г. церковная общественность торжественно и с большой любовью отметила 50-летнюю годовщину служения в священном сане протоиерея Андрея Шлепецкого. 8. Со времени перенесения центра американского Православия в Сан-Франциско в богослужение Православной Церкви в Америке входит английский язык. 9. ЖМП. 1947. 4. С. 7. 10. Там же. С. 7. 11. ЖМП. 1948. 1. С. 11. 12. Там же. С. 9-24. 13. Во время этой встречи произошел следующий диалог митрополита Никодима с митрополитом Леонтием. Митрополит Леонтий. Скажите откровенно: считаете ли вы, лично, нас раскольниками? Митрополит Никодим. Да, вы и ваши сослужители — раскольники. Я был бы неискренним, если бы сказал иное. Очень сожалею и скорблю, но вы — раскольники. — После этих слов на глазах у митрополита Леонтия появились слезы. (Об этом диалоге автор слышал от самого митрополита Никодима.) 14. В 1946 году под давлением американских оккупационных властей в Японии были расторгнуты связи Японской Церкви с Матерью — Русской Церковью, и она была переведена в подчинение митрополиту Феофилу, главе Митрополичьего Округа в Америке. 5 августа 1969 года «по докладу митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима о желательности улучшения и нормализации отношений между Московским Патриархатом и Митрополичьим Округом в Америке» Священный Синод Русской Православной Церкви вынес определение, в котором было сказано о необходимости отказа упомянутой митрополии от незаконной юрисдикции над Православной Церковью в Японии.

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

В октябре 2007 года в юрисдикцию «РПАЦ в Америке» вошёл архиепископ Нью-Йоркский Амвросий Моран-Долгорукий, бывший иерарх так называемой «Украинской автокефальной православной церкви (соборноправной)» («УАПЦ (С)»), малочисленной украинской раскольнической группировки. Появление второго иерарха позволило «архиепископу Денверскому» Григорию рукоположить ещё одного «архиерея» данной юрисдикции, которым стал «епископ Колорадо-Спрингс» Иоанн Эган. Вслед за этим был сформирован синод «РПАЦ в Америке» 809 . По состоянию на 2008 год в составе «РПАЦ в Америке» числилось: На территории США: Свято-Успенский скит (настоятель архиепископ Григорий); женский монастырь святых Апостолов и 4 приходских храма (обслуживают: 1 протоиерей, 2 иеромонаха, 1 священник и 1 диакон). В Болгарии: 2 приходских храма. В Доминиканской Республике: 1 священник. В Италии: 1 приходской храм и 1 священник. В Бразилии: 1 приходской храм и 1 священник. В Демократической Республике Конго насчитывается 24 храма, которые обслуживают исключительно чернокожие клирики: 1 протоиерей, 1 иеромонах, 15 священников и 10 диаконов. В Уганде насчитывается 2 храма и 2 священника. Кроме того, церковная миссия «РПАЦ в Америке» открыта и в Пакистане (г. Исламабад) 810 . Глава «Российской православной автономной церкви в Америке» архиепископ Денверский Григорий (Абу-Ассаль) постоянно подчёркивает свои симпатии к «каллиникитскому» синоду церкви ИПХ Греции и высказывает надежду на возможное объединение двух раскольнических организаций. Вполне очевидно, что слияние «РПАЦ в Америке» с «каллиникитским» синодом в значительной мере усилит представительность упомянутой греческой старостильной юрисдикции. V.3.4. Старостильный раскол и «Русская православная церковь Заграницей» юрисдикции «митрополита» Агафангела Пашковского Подписание Акта о каноническом единстве между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей, состоявшееся 17 мая 2007 года, не только устранило существовавшее на протяжении восьмидесятилетий пагубное разделение, но и послужило импульсом к возникновению новой раскольнической юрисдикции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Говоря о подвиге святой великомученицы Екатерины, Блаженнейший Владыка отметил, что она «еще с юности познакомилась со всеми основами тогдашних светских наук, с математикой, риторикой, но самое главное, она изучила науку наук — науку благочестия». «В наше время быстро развиваются научные знания и возможности человека как творить благо, так и делать зло, — констатировал Блаженнейший Митрополит Тихон, — Церковь призвана научить, как быть в единстве во Христе и не дать лукавому разделить нас. Помня об этом, мы ныне собираемся здесь вместе для того, чтобы отпраздновать 25-летие храма святой великомученицы Екатерины в качестве Подворья Православной Церкви в Америке, и в этом торжестве Святой Евхаристии отмечаем единство, которое наши Церкви имеют во Христе». «Ваше Святейшество, в этом служении мы объединяем силы для того, чтобы исполнять заповедь Христову благовествовать Евангелие миру», — подчеркнул Предстоятель Православной Церкви в Америке. Блаженнейший Митрополит Тихон подчеркнул значение братских отношений между двумя Церквами и обратился к Святейшему Патриарху Кириллу со словами благодарности за поддержку, которую Его Святейшество оказывает московскому Подворью Православной Церкви в Америке. Во внимание к помощи подворью Его Блаженство вручил временному поверенному в делах Канады в Российской Федерации Стефану Жобену награду Православной Церкви в Америке — орден святителя Иннокентия Московского III степени. К Предстоятелям Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке обратился настоятель подворья протоиерей Даниил Андреюк. Поблагодарив их за совершение Божественной литургии в этот праздничный для храма день, протоиерей Андрей подчеркнул: «Прошло 25 лет с того дня, как при Московском Патриаршем престоле открылось Представительство Православной Церкви в Америке. Четверть века наше Представительство свидетельствует неразрывное общение с Русской Православной Церковью. За каждым богослужением мы возносим молитвы о двух наших Предстоятелях, чтобы Господь даровал вам крепости сил и духа, мудрости в это непростое время, дабы мы все под вашим Первосвятительским попечением служили Церкви Христовой и были ей верными».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5543515...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010