В 3-й гл. рассказывается о том, как репатрианты приступили к «самому важному событию жизни послепленного иудейства» ( Юнгеров. 2003. Кн. 2. С. 177) - восстановлению храма, к-рый находился до этого в запустении в течение неск. десятилетий. Под рук. Иисуса, сына Иоседекова, и Зоровавеля, сына Салафиилова, люди «соорудили... жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения» (1 Езд 3. 2), а затем «совершили праздник кущей, как предписано» (1 Езд 3. 4); здесь, по-видимому, речь идет об исполнении указаний о ежедневных жертвоприношениях во время праздника кущей (Числ 29. 12-39), а также о порядке жертв в др. праздники (Числ 28-29). Само празднование тоже символично, т. к. оно совершалось и при постройке храма Соломона (2 Пар 5. 3). Т. о., регулярные богослужения начались, еще когда «храму Господню... не было положено основание» (1 Езд 3. 6). Иисус, Кадмиил и др. организовали работы по заготовке строительных материалов, в первую очередь кедрового дерева и камня, так что через нек-рое время стало возможным провести церемонию основания храма, сопровождавшуюся антифонным пением и игрой на муз. инструментах «по уставу Давида, царя Израилева» (1 Езд 3. 10-11). Это напоминает описание приготовлений к постройке храма Соломоном (1 Пар 22. 2, 4, 15). Несмотря на ликование народа, мн. старики, «которые видели прежний храм, при основании этого храма... плакали громко» (1 Езд 3. 12); по-видимому, это было вызвано тем, что новый храм сильно уступал постройке Соломона по размеру и красоте. В пользу такого понимания можно привести свидетельство из Книги прор. Аггея о том, что храм Соломона был более величественным: «Кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» (Агг 2. 3). Несмотря на это, для большинства церемония оказалась великой радостью - восстановлением религ. жизни народа и исполнением пророчеств. О предыдущей жизни Иисуса и Зоровавеля, впервые активно действующих в этой главе, не дается почти никаких дополнительных сведений - лишь имена их отцов. Можно сделать вывод, что Иисус был священником, т. к. говорится о «братьях его священниках» (1 Езд 3. 2), однако из этого текста непонятно, был ли он первосвященником; еще меньше сведений о Зоровавеле; в др. библейских текстах Зоровавель называется «правителем Иудеи» (Агг 1. 1, 14; 2. 2), а Иисус, сын Иоседеков,- «великим иереем», т. е., по-видимому, первосвященником (    - Агг 1. 1,14; 2. 2; Зах 3. 1).

http://pravenc.ru/text/189575.html

В Ветхом Завете описаны события от начала сотворения мира до I века до Рождества Христова. На каком основании мы называем Завет «Ветхим»? Выражение «Ветхий Завет» имеет основания в Священном Писании. Оно встречается в Послании апостола Павла к Коринфянам ( 2Кор.3:14 ), где связывается с Моисеевым Законом. В аллегорическом сопоставлении Сарры и Агари ( Гал.4:22-26 ) апостол Павел противопоставляет Синайский Завет Новому Завету, подразумевающему свободное и осознанное стремление человека к единению с Богом. Касательно раннехристианской литературы можно отметить, что, например, во II в. понятие «Ветхий Завет» (др.-греч. Παλαι Διαθκη), в отличие от Нового Завета (Καιν Διαθκη), использовали Мелитон Сардийский и Ориген (См. по этому поводу: «Эклоги» ). Что касается выражения «Новый Завет», то основанием для его употребления является, в частности, пророчество Иеремии о заключении Нового Завета: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» ( Иер.31:31-32 ). Используется ли Ветхий Завет в церковном богослужении? Ветхий Завет широко используется в православном богослужении. Например, псалмы употребляются как постоянная основа ежедневных служб: «вечерний псалом» ( Пс.103 ) за вечерней; шестопсалмие ( Пс.3, 37, 62, 87, 102, 142 ) и хвалитные псалмы ( Пс.148, 149, 150 ) во время утрени; по три псалма на каждом часе; «благодарственным псалмом» ( Пс.33 ) заканчивается Литургия, в начале же Литургии слова мы слышим «Изобразительные» антифоны ( Пс.102, 145 ) и так далее. Кроме того, вся Псалтирь разделена на двадцать частей – кафизм, которые читаются еженедельно за вечерней и утреней. Во время Великого Поста вся Псалтирь прочитывается два раза каждую неделю. Опять же, во время Великого поста практикуется чтение других ветхозаветных Книг. Еще одной составляющей православного богослужения, связанной с использованием Писания Ветхого Завета, является чтение паремий – фрагментов Библии, предназначенных для чтения в особых случаях. Паремии читаются в навечерие ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб. Не будем забывать и о Великом покаянном каноне, автор которого, св. Андрей Критский , для обзора перечисляемых грехов рассматривает Библейскую историю, при этом в первых восьми песнях канона он обращается преимущественно к Ветхому Завету. Для удобства изучения можно ли разделить Ветхий Завет на своего рода блоки по содержанию?

http://azbyka.ru/vetxij-zavet

в) На Литургии антифоны заимствуются из тех псалмов, в которых изображается небесная проповедь, исходящая во весь мир ( Пс.18 ) – ясный образ проповеди евангельской, на которую посвящены апостолы огненными языками Духа; – обещается помощь от Святого и заступление от Сиона ( Пс.19 ) – совершеннейшее исполнение чего видим ныне в Сионской горнице, – и воспевается Божия сила и благословение благостынное, венчающее верного помазанника Божия ( Пс. 20 ) – Самого Иисуса Христа, Которому Бог Отец желание сердца дал есть, и хотения устну Коего не лишил – в ниспослании апостолам Св. Духа. Лик присовокупляет к стихам псаломским моление к Спасителю и к Св. Духу: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас! Спаси ны, Утешителю благий, поющия Ти: аллилуиа!» Апостол представляет величественное описание воспоминаемого события: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать... Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их.. говорящих на разных языках о великих делах Божиих» ( Деян.2:1–11 ). В Евангелии ( Ин.7:37–52 ) Господь возглашает к народу: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, – говорит евангелист Богослов, – Которого имели принять верующие в Него». Последняя, таинственнейшая, часть Литургии, самым священнодействием напоминает нам сошествие Св. Духа. Заметим при сем, что при освящении Даров священник всегда молитвенно воспоминает ниспослание Св. Духа на апостолов, и призывая того же Духа, говорит: «Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися» г) Вечерня непосредственно следует в сей день за Литургией. Молитвы, читаемые на Вечерне с коленопреклонением, возвышают душу к самому престолу всесвятой Троицы и вместе заставляют глубоко чувствовать всю нашу бедность и виновность перед Богом, возбуждают и утверждают веру, любовь и упование, и столь полны, что объемлют всех, не только живых, но и умерших, отец и братий наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В полдень тьма опустилась на землю, и три часа было темно. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине ( Лк.23:45 ). После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду ( Ин.19:28 ). Он жаждал скорее сразиться со смертью и адом и освободить людей. Но солдаты поняли Его слова буквально, как телесную потребность, желание попить. Воины взяли губку, наполнили её уксусом (прокисшим вином), одели на трость и поднесли к устам Христа. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух ( Ин.19:30 ). Богочеловек умер на Кресте. Но это не поражение, а путь к победе! Наступала пасхальная суббота, великий праздник для евреев. Надо убрать с крестов тела казненных. По просьбе иудеев Пилат разрешил воинам добить распятых. Двум разбойникам перебили голени — кости ног. И они, не имея возможности опираться на ноги при вдохе, умерли от удушья. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода ( Ин.19:33–34 ). Сбылось пророчество о Пасхальном Агнце — Жертве: Костей ее не сокрушайте ( Исх.12:46 ). Тайный ученик Господа, Иосиф, добился у Пилата разрешения снять Иисуса с Креста и похоронить. Иосиф купил плащаницу — длинный кусок холста. В нее положили мертвое Тело. Другой тайный ученик, Никодим, принес ароматические вещества. Ими умастили Тело и плащаницу. Рядом была недавно вырубленная пещера для погребения. Там положили Иисуса ( Ин.19:42 ). Закрыв вход в пещеру большим камнем, все удалились. Наступил вечер пятницы. Начинался еврейский праздник пасхи. Вопросы: 1. Кто помог Иисусу нести Крест? 2. Где распяли Иисуса Христа? 3. Какая надпись была на Кресте? 4. Кто из разбойников попал в рай и почему? 5. Как похоронили Господа? 41. Икона Распятия Икона Распятия Господа нашего Иисуса Христа изображает самое трагическое событие из земной жизни Богочеловека. Это битва, решающая судьбу всех людей, — битва с грехом человеческого рода. Всю тяжесть греха взял на Себя Господь в водах Иордана, принимая Крещение от Иоанна. Он — Тот Пасхальный Агнец, кровию Которого для потомков Адама приобретается свобода от власти греха и смерти. «Сегодня повешен на древе Тот, Кто на водах утвердил землю (Сотворивший землю); на Царя Ангелов надевается терновый венец, в одежду поругания облекается Покрывающий небо облаками; принимает удары Очистивший в Иордане Адама от греха; гвоздями пригвождается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы» (15й антифон утрени Великой Пятницы в русском переводе).

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Возглас: Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Второй изобразительный антифон 1. Хвали, душе моя, Господа./Восхвалю Господа в животе моем,/пою Богу моему, дондеже есмь. 1. Хвали, душа моя, Господа./Хвалить буду Господа всю жизнь мою,/петь Богу моему, пока существую. 2. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия,/в нихже несть спасения. 2. Не надейтесь на князей, на сынов человеческих,/в которых нет спасения. 1. Изыдет дух его,/и возвратится в землю свою:/в той день погибнут вся помышления его. 1. Выйдет дух его,/и он возвратится в землю свою,/в тот день погибнут все помышления его. 2. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его,/упование его на Господа Бога своего. 2. Блажен тот, кому Бог Иакова – помощник его,/надежда его – на Господа Бога своего. 1. Сотворшаго небо и землю,/море и вся, яже в них. 1. Сотворившего небо и землю,/море и все, что в них. 2. Хранящаго истину в век,/творящаго суд обидимым,/дающаго пищу алчущим. 2. Хранящего истину вовек,/совершающего суд обиженным,/дающего пищу алчущим. 1. Господь решит окованныя,/Господь умудряет слепцы. 1. Господь освобождает узников,/Господь умудряет слепых. 2. Господь возводит низверженныя,/Господь любит праведники. 2. Господь поднимает поверженных,/Господь любит праведных. 1. Господь хранит пришельцы,/сира и вдову приимет,/и путь грешных погубит. 1. Господь хранит пришельцев,/сироту и вдову Он примет,/а путь грешных обратит в ничто. 2. Воцарится Господь во век,/Бог твой, Сионе, в род и род. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу,/и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Песнь Господу Иисусу Христу Лик: Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый/и изволивый спасения нашего ради/воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии,/непреложно вочеловечивыйся,/распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый,/Един Сый Святыя Троицы,/спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

Возглас: Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Третья статия 18 кафизмы Из глубины я воззвал к Тебе: ( Пс 129 – 133 ) Во время чтения третьего антифона совершается три поклона, св. Агнец переносится на жертвенник, – народ в это время простирается ниц; в чашу вливаются вино и вода, св. Дары покрываются, совершается каждение, перед св. Дарами ставится свеча и снова совершается поклонение.) Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся. Хор [на каждое прошение]: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Молитва светильничная четвертая Неумолкающими песнями и непрестанными славословиями святыми Силами Воспеваемый, наполни уста наши хвалою Тебе, дабы возвеличить имя Твоё святое. И дай нам долю и жребий со всеми, истинно боящимися Тебя и хранящими заповеди Твои, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых Твоих. Возглас: Ибо Ты – Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. [Затем] поется [псалмы 140, 141, 129, 116 со стихирами на] «Господи, воззвах:» [в это время совершается] диаконом [полное] каждение [храма] по уставу. И вход с кадилом [или с Евангелием, если оно читается]. Молитва входа Вечером, и утром, и в полдень, восхваляем, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех, человеколюбивый Господи! Направь молитву нашу как фимиам пред лицо Твоё и не дай уклониться сердцам нашим к словам или помыслам порочным, но избавь нас ото всех, уловляющих души наши, ибо к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тебя мы уповаем, да не постыдишь нас, Боже наш. Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возглашающий При произнесении второй малой ектении священник читает молитву третьего антифона: Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, иже и двема или трем согласующимся о имени Твоем прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный даруя. О, даровавший нам эти общие и единодушные молитвы и пообещавший подать просимое двум или трем, согласившимся [просить] во имя Твое, Ты и ныне исполни прошения Своих рабов 642 к их пользе, предоставляя нам в нынешнем веке познание Твоей истины 643 , а в будущем – жизнь вечную даруя. Это одна из всего лишь двух тайных молитв Литургии, обращенных не к Богу Отцу, а к Иисусу Христу. Читается она на практике во время исполнения хором обращенного к Иисусу Христу песнопения «Единородный Сыне», находясь с ним, таким образом, в определенном тематическом единстве. Согласно одному из предположений, в эпоху становления чина византийской Литургии, еще до того как окончательно оформилась служба трех антифонов и молитвы трех антифонов выстроились в тот порядок, в котором они сохраняются поныне, именно эта молитва была первой, которую произносил священник, начиная Литургию 644 . По какой причине было выдвинуто такое предположение, не подтверждаемое рукописной традицией? Прежде всего по причине содержания молитвы. Она начинается с напоминания о словах, которые Иисус сказал Своим ученикам: «…Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:19–20 ). Именно эти слова являются отправной точкой в молитвенном путешествии к Богу, каковым является всякое христианское богослужение. Собираясь в церковь , христиане верят, что Сам Иисус будет незримо присутствовать среди них и отвечать на их молитвы. Эта вера подкрепляется многими другими обетованиями Спасителя: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят ( Мф.7:7–8 ; Лк.11:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима " и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо " . (Лк, 24; 51). " И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян. 1; 9II). ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью - на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на 50 пс., катавасии к канону, читается Евангелие. ВХОД - действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата царские. На вечерне совершается " вход с кадилом " перед каждением алтаря и пением " Свете тихий " . На литургии совершается " малый вход " , или " вход с Евангелием " (после пения антифонов), и " великий вход " , или " вход с дарами " (предлагаемыми для евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Воскресение Христово видя… (трижды) Ипакои: Жены, пришедшие с Марией до рассвета и нашедшие камень отваленным от гроба, услыхали от ангела: что вы ищите, как человека, среди мертвых Того, Кто живет в вечном свете? Посмотрите на погребальные пелены и поспешите возвестить миру, что восстал Господь, умертвив смерть, ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий. Кондак: Хотя Ты, Бессмертный, и сошел во гроб, но уничтожил силу ада и воскрес победителем, Христе Боже, сказав женам-мироносицам: «Радуйтесь», и Твоим Апостолам даровал мир; падшим подаешь воскресение. Христе, Ты, как Бог, был во гробе плотию, в аду душою, в раю с разбойником и на престоле со Отцом и святым Духом все наполняя, как Вездесущий. Слава: Христе, Твой гроб, как носитель жизни, явился поистине прекраснее рая и светлее всякого царского чертога: он источник нашего воскресения. И ныне: Освященное Божественное жилище Всевышнего, радуйся, ибо чрез Тебя, Богородица, подана радость взывающим: Благословенна Ты между женами, Всенепорочная Владычица. Господи помилуй (40 раз). Слава и ныне. Честнейшую Херувимов… Христос воскрес… (трижды). И нам даровал жизнь вечную, поклоняемся Его тридневному воскресению. Литургийные антифоны Первый 1. Воскликните Богу, вся земля. Припев: По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. 2. Пойте славу имени Его; воздайте славу, хвалу Ему. 3. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих. 4. По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои. 5. Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, Вышний ( Пс. 65, 1–4 ). Второй 1. Боже, будь милостив к нам и благослови нас. Припев: Спаси нас, Сын Божий, воскресший из мертвых, воспевающих Тебе: аллилуйя. 2. Боже, будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим. 3. Да познаем на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое. 4. Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все ( Пс. 66, 2–4 ). Прокимен: Вот день, который сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный. Стих: Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его ( Пс. 117, 24.29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Все сие показывает, что сохранившееся в православии последование Велико-Субботней Пасхальной службы является типичной особенностью древнейших литургических памятников. Чем ближе по времени к эпохе апостольской, а значит, и ко Христу, тем яснее становится существо православия, как обиталище Христовой истины и красоты. Святые дни Пасхальной радости более, чем когда либо, дают переживать сказанное псалмопевцем: «Господь – Пастырь мой. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим. Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мной трапезу в виду врагов моих, умастил елеем главу мою; чаша моя преисполнена» ( Пс.22:1–5 ). «Трапеза в виду врагов» есть Сам Господь, Жертва живая, Пасха новая и таинственная… Ея полнота откроется в жизни будущего века. Но и здесь на земле, в красотах Пасхальной ночи, дано верующим предвкушать вечную радость ея небесной голубизны, ея золотого сияния. Приложение. Краткий словарь некоторых литургических терминов АКАФИСТ (греч. κθιστος μος) значит в буквальном переводе «неседальная песнь». Т.е. такая служба, во время которой сидеть не полагается. Акафист состоит из ряда икосов (см. это слово) и соотв. числа кондаков (см). Икос заканчивается кратким славословием святого («радуйся» и т.д.) Кондак – славословием Бога «аллилуйа». АНТИФОН (греч. ντιφωνον), буквально «противугласник». Попеременное пение отделов хвалебной песни двумя хорами или ликами. Отсюда и вообще всякая богослужебная песнь, которую полагается петь указанным образом, называется антифоном, хотя бы она исполнялась одним хором. Некоторые антифоны называются еще степенны, (ναβατμοι, лат. gradualia), ибо иудеи пели в древности тексты этих антифонов ( Пс.119–133 ) хорами, расположенными друг против друга по ступеням («степеням») храма. БОГОРОДИЧЕН ДОГМАТИК. (греч. θεοτιον). Песнь в честь Богородицы, в которой с похвалой Богородице соединено учение (догма – греч. δγμα) о личности Иисуса Христа, как Богочеловека и о сущности воплощения. На вечерне Богородичные догматики поются после стихир на «Господи воззвах» (см. слово «стихира»). Сами Богородичные догматики представляют тоже особую разновидность стихир. Они поются на все восемь гласов (см. слово «глас»).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010