В Мартириуме (главной базилике) сразу начиналась вечерня, Эгерия отмечает то, что она совершалась по тому же чину, что и в предшествующие дни Страстной седмицы. После вечерни в часовне Воскресения (соответствует совр. кувуклии) читали Евангелие о погребении тела Христа Иосифом; следовали молитва, благословение оглашаемых и отпуст; на этом цикл служб В. п. завершался. Армянский перевод иерусалимского Лекционария сохранился в ряде рукописей, нек-рые из них отражают богослужебную практику V в. (в древнейших и важнейших рукописях арм. Лекционария - Hieros. Arm. 121, 1192 г., и Paris. Arm. 44, X в.,- отражена практика нач. и кон. V в. соответственно - см.: Renoux. Lectionnaire arménien. P. 45-49, 133-155). Согласно этим рукописям, в В. п. в Иерусалиме совершались те же службы, что описаны в «Паломничестве» Эгерии: ночное бдение, дневная служба чтений (предварявшаяся обрядом поклонения Кресту) и вечерня (Ibid. P. 269-295). В нач. V в. бдение совершалось сразу после окончания литургии Великого четверга и краткой службы (с чтениями: Пс 22, 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 1-26) в церкви на св. Сионе. Для бдения указаны 7 циклов чтений, соответствовавшие 7 «остановкам» во время ночной процессии по местам Страстей. На 1-й «остановке» (на Елеонской горе) совершалось последование из 15 псалмов с 5 антифонами (псалмы образуют 5 т. н. гобал ( gwbaxaj ) - блоков по 3 псалма с антифоном: 1) Пс 2-4 (антифон: Пс 2. 2); 2) Пс 40-42 (антифон: Пс 40. 9); 3) Пс 58-60 (антифон: Пс 58. 2); 4) Пс 78-80 (антифон: Пс 87. 6 и 78. 13); 5) Пс 108-110 (антифон: Пс 108. 3)) и коленопреклонными молитвами, в конце читался 1-й евангельский отрывок - Ин 13. 16 (или 31) - 18. 1. Затем процессия переходила на Имбомон, где пели Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и читали Лк 22. 1-65. Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) На следующих «остановках» на месте ночной молитвы Христа и в Гефсимании (на месте взятия Господа под стражу) читались соответственно: Мк 14.

http://pravenc.ru/text/150067.html

В нач. V в. бдение совершалось сразу после окончания литургии Великого четверга и краткой службы (с чтениями: Пс 22, 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 1-26) в церкви на св. Сионе. Для бдения указаны 7 циклов чтений, соответствовавшие 7 " остановкам " во время ночной процессии по местам Страстей. На 1-й " остановке " (на Елеонской горе) совершалось последование из 15 псалмов с 5 антифонами (псалмы образуют 5 т. н. гобал - блоков по 3 псалма с антифоном: 1) Пс 2-4 (антифон: Пс 2. 2); 2) Пс 40-42 (антифон: Пс 40. 9); 3) Пс 58-60 (антифон: Пс 58. 2); 4) Пс 78-80 (антифон: Пс 87. 6 и 78. 13); 5) Пс 108-110 (антифон: Пс 108. 3)) и коленопреклонными молитвами, в конце читался 1-й евангельский отрывок - Ин 13. 16 (или 31)-18.1. Затем процессия переходила на Имбомон, где пели Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и читали Лк 22. 1-65. На следующих " остановках " на месте ночной молитвы Христа и в Гефсимании (на месте взятия Господа под стражу) читались соответственно: Мк 14. 27-72 и Мф 26. 31-56. Затем процессия возвращалась в город и направлялась в сторону двора дома первосвященника Каиафы, где читалось Евангелие о суде над Христом и об отречении Петра (Мф 26. 57-75), после чего все шли с пением Пс 117 и 78 на Голгофу, где читали Ин 18. 2-27; наконец, с рассветом служба заканчивалась пением Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и чтением Ин 18. 28-19. 16a. К кон. V в. практика уже несколько изменилась: размеры евангельских чтений сокращены (Ин 13. 31-18. 1; Лк 22. 39-46; Мк 14. 33-42; Мф 36-56 для каждой из первых 4 " остановок " соответственно), а городская часть бдения имеет иной порядок (что связано с постройкой новых храмов в Иерусалиме в V в.), вместо двора первосвященника процессия отправляется с пением Пс 117 сначала на Голгофу, где читают Мф 26. 57-27. 2, затем во дворец Пилата, где читают Ин 18. 28-19. 16a и наконец снова на Голгофу, где служба заканчивается чтением Лк 23. 24-31. Утром в Великую Пятницу совершался чин поклонения Кресту; никакие особые песнопения или чтения, сопровождающие обряд, не отмечены. В полдень начиналась служба чтений Великой Пятницы, состоявшая из 8 следующих друг за другом одинаковых блоков, каждый включал псалом с антифоном (представлявшим собой стих того же псалма), чтение из ВЗ, апостольское чтение, евангельское чтение (только в последних 4 блоках), молитву с коленопреклонением. Для службы чтений были выбраны следующие отрывки из Свящ. Писания: Пс 34 (11; после N псалма в скобках указан N стиха-антифона), 37 (18), 90 (7b), 21 (19), 30 (6), 118 (22), 117 (5b), 110 (2); Зах 11. 11-14, Ис 3. 9b-15, Ис 50. 4-9a, Ам 8. 9-12, Ис 52. 13-53. 12, Ис 63. 1-6, Иер 11. 18-20, Зах 14. 5c-11; Гал 6. 14-18, Фил 2. 5-11, Рим 5. 6-11, 1 Кор 1. 18-31, Евр 2. 11-18, Евр 9. 11-28, Евр 10. 19-31, 1 Тим 6. 13-16; Мф 27. 1-56, Мк 15. 1-41, Лк 22. 66-23. 49, Ин 19. 16b-37 (в практике кон. V в. евангельские чтения сокращены: Мф 27. 3-56, Мк 15. 16-41, Лк 23. 32-49, Ин 19. 25-37).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

О кафедральных службах в Галлии известно крайне мало. Их чинопоследования могут быть реконструированы только по аналогии с испано-мосарабскими. Древнейший монашеский чин описывается у прп. Иоанна Кассиана. Хотя в «Установлениях» (417-425) говорится о практике городского монашества Вифлеема и описываются службы егип. и палестинских монахов, исследователи полагают, что прп. Иоанн часто иносказательно описывает особенности службы в Галлии. Чин формировался в мон-рях св. Виктора в Марселе и Леринском. В отличие от вост. чинов каждый псалом, а не блок оканчивался возглашением «Слава Отцу» ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. 2. 8). Laudes (хвалитная часть утрени) были отделены от ночной службы (Ibid. 3. 6). На утрене пелись Пс 62, 118. 147-148 и Пс 148-150 (Ibid. 3. 3-6). 3, 6 и 9-й часы включали по 3 псалма, как на Востоке (Ibid. 3. 2-3). 11-й час (вечерня) состоял из продолжительного псалмопения с чтениями и элементами кафедрального чина (Пс 140, служба света) (Ibid. 3. 8-11). В пятницу вечером совершалось особое бдение (Ibid. 3. 1-2). Согласно правилам свт. Кесария и Аврелиана Арелатского, в составе служб суточного круга появляются гимны и отдельные стихи псалмов. Каждая служба начиналась с троекратного «Господи, помилуй» (Вазионский II Собор 529 г. постановил петь Kyrie на утрене, вечерне и мессе). Часы включали 1-3 библейских чтения. Впервые в этих правилах четко говорится о службе 1-го часа в субботы, воскресенья и праздники, созданной для того, чтобы монахи не ложились спать после утрени ( Aurelian. Reg. monach. 28). В дни, когда месса не совершается, монахи причащались на службе 3-го часа, прочитав «Отче наш» (Ibid. 57. 11-17). После вечерни (lucernarium) совершалась служба 12-го часа (duodecima), к-рая состояла из 12 псалмов и 3 антифонов (у Кесария) или 18 псалмов и 1 антифона (у Аврелиана). На Пасху эта служба включала 18 псалмов, 3 антифона, 2 чтения из Апостола и Евангелие о Воскресении. Началом служил Пс 103. 19а - 24а. Бдение состояло из неск. блоков чтений и псалмопения (missae). Каждый блок включал 3 чтения, завершавшиеся молитвой, и 3 псалма. Литургический год

http://pravenc.ru/text/Галликанский ...

Благовещенские главы о В. п. присутствуют уже в студийских памятниках. По принятому ныне в РПЦ Типикону ([Т. 1.] С. 569-571), если Благовещение случается в В. п., всенощное бдение под праздник не совершается, но раздельно служатся великая вечерня (с литургией свт. Василия Великого) и утреня. На утрене совершается последование Страстей Господних без сокращений. Ради праздника поется «Бог Господь». После 7-го Евангелия поется степенна 4-го гласа (1-й антифон), прокимен и Евангелие праздника и сразу 8-е страстное Евангелие (полиелея нет, хотя в старопечатном Типиконе 1610 г. полиелей в этом случае указан; видимо, поэтому в 1855 г., когда случилось совпадение В. п. и Благовещения, полиелей на утрене все же пели). Канон праздника соединяется с трипеснцем В. п. по тому же принципу, что и в седмичные дни поста. Стихиры Триоди поются на хвалитех, а праздника - на стиховне. Последование царских часов разрывается праздничным крестным ходом (после 1-го часа); на часах к тропарям и кондаку В. п. прибавляется тропарь и кондак праздника. Вечерня в В. п. соединяется с литургией свт. Иоанна Златоуста (чтения праздника и дня). По греч. приходскому Типикону Виолакиса при совпадении Благовещения с В. п. праздник переносится на 1-й день Пасхи. В. п. в богослужении нехалкидонитов В армянском обряде службы В. п. прямо восходят к древней иерусалимской традиции. «Ночная служба» состоит из 6 блоков, каждый из к-рых имеет одинаковую схему: 3 псалма с антифонами, гимн католикоса Нерсеса IV Шнорали (1173), Евангелие и коленопреклонная молитва. «Служба Распятия» совершается в середине дня и состоит из 8 частей, на каждой есть паремия, Апостол, особая молитва, гимн Нерсеса Шнорали и Евангелие. Вслед за ней совершается служба «Погребения Христа», в составе к-рой сохраняются древние иерусалимские чтения ( Renoux Ch. Le Triduum pascal dans la rite Arménien et les hymnes de la grande semaine//REArm. N. S. 1970. Vol. 7. P. 77-114). Западно-сирийский обряд. Как и в обычные дни, в В. п. совершаются 7 служб: вечерня, повечерие, состоящая из 4 частей ночная служба, утреня, 3, 6, 9-й часы. Отличительной чертой страстных служб является обилие гимнографии и сокращение псалмодии; в частности, в В. п. на ночной службе исполняются длинные гимны (mâdrôšô и sûgîtô) Страстей. Кроме того, в В. п. к обычным службам добавляется особый чин поклонения Кресту, состоящий из псалмов, молитв, песнопений, паремий и чтений из Апостола и Евангелия, после к-рых совершаются поклонение Кресту и лобызание его, шествие с Крестом по храму, воздвижение Креста (аналогично правосл. чину воздвижения 14 сент.), окропление Креста горькой смесью (из уксуса и горьких трав) и розовой водой, погребение Креста под престолом; затем верующие вкушают горькую смесь - в воспоминание оцта, к-рый вкусил Спаситель; поются страстные песнопения и служба заканчивается. Всю ночь на приходах перед Крестом читается Псалтирь (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 179-183).

http://pravenc.ru/text/150067.html

Старокатолики: Римские католики: (Стих, ответ и малое славословие с «Аллилуйя», «приветствие» со стихами псалма 94 и далее как на утреннем служении 3 антифона с 3 псалмами, см. выше). Pater noster…, Ave Maria…. Стих: Deus in adjutorium meum… Ответ: Domine ad adjuvandum me festina… Gloria Patri… Amen. Alleluja. 1-й Антифон: Dixit Dominus Domino meo: Sede a dextris meis. Псалом 109 и в заключение тот же антифон. 2-й Антифон: Fidelia omnia mandata ejus: confirmata in saeculum saeculi. Псалом 110 и в заключение тот же антифон. 3-й Антифон: In mandatis ejus cupit ninus. Псалом 111 и в заключение тот же антифон. 4-й антифон: Sit nomen Domini benedictum in saecula. Псалом 112 и в заключение тот же антифон. 5-й антифон: Nos qui vivimus benedicimus Domino. (Чтение из книги пророка Исайи). Гимн: О податель всякого света…(Проповедь или чтение поучительного характера, затем так называемая «переменная песнь» (Wechselgesang), см. выше). Гимн: Lucis creator optime, lucem dierum proferens… Затем песнь Пресвятой Девы с антифоном: Ne timeas Maria, invenisti enim gratiam apud Dominum: ecce concipies et paries fikium. Alleluja. Magnificat anima mea Dominum: Et exultavit spiritus meus in Deo salutary meo… с заключением: Gloria Patri… (Церковная молитва дня и отпуст с благословением). Молитва дня (Oratio propria). Мы представили утреннее и вечернее богослужения старокатоликов в их целом виде и в сравнении с соответствующими богослужениями римско-католической церкви. Из этого сравнения видно, что старокатолики гораздо с большею свободою отнеслись к римско-католическому богослужению при составлении своего утреннего и вечернего богослужений. Такое отношение к утреннему и вечернему богослужению объясняется тем, что в римско-католических странах утреннее и вечернее богослужения почти утратили характер общественного богослужения, потому что присутствие верующих при них сделалось необязательным 26 . Как такие необязательные для верующих богослужения утреннее и вечернее богослужения римско-католической церкви, – довольно обширные по объёму своему, – уже не могли быть возведены старокатоликами на степень обязательных во всей своей полноте; а потому старокатолики, снова делая их обязательными для верующих, должны были по возможности сократить их.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Утреня (matutinum) Римская, кроме молитвы Господней и Богородичной, Символа Веры и пригласительных стихов (inuitatorium), (соответствующих нашему: приидите поклонимся), слагается из трех полунощниц (nocturni), из которых каждая составлена из трех псалмов, трех паремий (lectiones), трех отпусков (absolutio) и благословений (benedictio) и трех респонсориев, после сего поется песнь св. Амвросия Медиоланского (Те Deum Тебе Бога хвалим), (кроме постов, простых дней и заупокойной службы) и стих священнический (versus sacerdotalis); далее присоединяются хвалитны (Laudes), которые начинаются призыванием: Боже в помощь... при крестном знамении, и состоят из трех псалмов, ветхозаветной песни, за которой следует еще один псалом, главизны гимна, песни Захарии (Benedictus) и молитвы приличной празднику или простому дню. По чину Медиоланскому, на утрени за призыванием следует гимн, потом респонсорий, песнь трех отроков с антифонами и троекратным Господи помилуй, от 8 до 16 псалмов, от 3 до 9 паремий с респонсорием, и наконец песнь Амвросиева. Хвалитны (Laudes) по этому чину имеют такой порядок: призывание, песнь Захарии или Моисея (Audite coeli) с антифоном и троекратным Господи помилуй, три песни (cantica), антифон с молитвою, четыре псалма, главизна, антифон, троекратное Господи помилуй , псалом, гимн, 12 раз Господи помилуй, антифон в виде респонсория (psallenda), троекратно Господи помилуй и молитва . На утрени Мозарабской, после троекратного Господи помилуй, читается молитва Господня, гимн Богородице (Ave Regina) со стихами (versus) и молитвой, предначинание (in nomine Domini), антифон, 50-й псалом, три антифона с тремя молитвами и респонсорием, а в воскресный день вместо первого антифона гимн с молитвою и три псалма с антифонами, а потом еще три антифона, три респонсория и три молитвы. Хвалитны начинаются приветствием, за которым следует антифон, песнь ветхозаветная или новозаветная (в праздники Богородичны и Рождество Христово песнь Божьей Матери, а в день Иоанна Крестителя песнь Захарии), потом повторяется прежний антифон, за которым следует другой антифон, песнь трех отроков, респонсорий (Sonus), третий антифон, псалом 148, пророчество, гимн, приглашение к благопотребным прошениям, Господи помилуй, главизна, молитва Господня, хвалитна (Laus) и благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Антифоны двунадесятых праздников и св. Пасхи Воздвижения Честного Креста Антифон 1-й. Стих 1. Боже, Боже мой, вонми ми, Вскую оставил мя еси. Припев: Молитвами Богородицы Спасе спаси нас. Стих 2. Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне. Припев: Молитвами Богородицы и т. д. Слава, и ныне: Молитвами Богородицы... Антифон 2-й. Стих 1. Вскую Боже отринул ны еси до конца. Припев. Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуия. Стих 2. Помяни сонм Твой, его же стяжал еси исперва. Припев. Спаси ны, Сыне Божий... Рождества Христова Антифон 1. Стих 1. Исповемся Тебе. Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Припев: Молитвами Богородицы Спасе спаси нас. Стих 2. В совете правых и сонме, велия дела Господня. Припев. Молитвами Богородицы Спасе... Слава, и ныне: Молитвами Богородицы... Антифон 2. Стих 1. Блажен муж бояйся Господа в заповедех Его восхощет зело. Припев: Спаси ны, Сыне Божии, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуия. Стих 2. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится. Припев: Спаси ны... Крещения Господня Антифон 1. Стих 1. Во исходе Израилеве от Египта дому Иаковля из людей варвар. Припев: Молитвами Богородицы Спасе... Стих 2. Бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его. Припев: Молитвами Богородицы... Слава, и ныне. Припев: Молитвами Богородицы… Антифон 2. Стих 1. Возлюбил, яко услышит Господь глас моления моего. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: Аллилуия. Стих 2. Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. Припев: Спаси ны, Сыне Божий... Неделя Ваий Антифон 1. Стих 1. Возлюбил, яко услышит Господь глас моления моего. Припев: Молитвами Богородицы Спасе... Стих 2. Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. Припев: Молитвами Богородицы... Слава, и ныне. Припев: Молитвами Богородицы... Антифон 2. Стих 1. Веровах, тем же возглаголах аз же смирился зело. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, возседый на жребя, поющия Ти: Аллилуия. Стих 2. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Припев: Спаси ны, Сыне Божий. Св. Пасхи

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Антифон 1. Стих 1. Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Припев: Молитвами Богородицы... Стих 2. Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя, во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. Припев: Молитвами Богородицы... Слава, и ныне: Припев. Молитвами Богородицы... Антифон 2. Стих 1. Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуия. Стих 2. Да познаим на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Припев: Спаси ны, Сыне Божий... Вознесения Господня Антифон 1. Стих 1. Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Припев: Молитвами Богородицы... Стих 2. Яко Господь вышний страшен, Царь велий по всей земли. Припев: Молитвами Богородицы... Слава, и ныне. Припев: Молитвами Богородицы... Антифон 2. Стих 1. Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: Аллилуия. Стих 2. Горы Сионския, ребра северова, град Царя великаго. Припев: Спаси ны, Сыне Божий... Пятидесятницы Антифон 1. Стих 1. Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает тверд. Припев: Молитвами Богородицы Спасе... Стих 2. День дни отрыгает глагол, и нощь ноши возвещает разум. Припев: Молитвами Богородицы... Слава, и ныне. Припев: Молитвами Богородицы... Антифон 2. Стих 1. Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Припев: Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуия. Стих 2. Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя. Припев: Спаси ны, Утешителя... Преображения Господня Антифон 1. Стих 1. Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Припев: Молитвами Богородицы... Стих 2. Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную, подвижеся и трепетна есть земля. Припев: Молитвами Богородицы… Слава, и ныне. Припев: Молитвами Богородицы... Антифон 2. Стих 1. И внедя я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющия Ти: Аллилуия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Антипасхи неделя – неделя после пасхальной седмицы, иначе св. Фомы недели, так как в эту неделю воспоминается осязание св. апостолом Фомою ран воскресшего Иисуса Христа, Господа и Спасителя нашего. Называется неделею антипасхи (вместо-Пасхи) потому, что она как бы заменяет светлый праздник Пасхи и служит обновлением оного в восьмой день. (Слов. свящ. В. Михайловског о). В эту неделю новым Своим явлением для всех единонадесяти своих учеников Господь повторил Свое явление, бывшее в первый день по воскресении и этот самый первый день второй седмицы стал новым воскресным днем. Посему неделя Фомина есть неделя антипасхи, новая неделя, неделя обновления (Дни Богосл., Дебольск). Антифоны (от греч. слов ντ против и φων – голос) значит противогласие, т. е. попеременное пение двух, друг против друга стоящих хоров (Слов. свящ. В. Михайловског о). В церковном Богослужении так называются песнопения, избранные большею частью из ветхозаветных книг, поемые в обоих клиросах попеременно. Они возвещают главным образом пришествие Сына Божия на землю и все дела Его чрез оное явленные, а иногда (во дни двунадесятых Господских праздников) содержат объяснение празднуемого события. Антифоны (особенно литургийные) состоят из трех частей и поются в три раза в честь Св. Троицы. – На литургии в будничные дни 1-й антифон составляют два начальных стиха (91) псалма: Благо есть исповедатися Господеви... с припевом: молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас, – 2-й антифон составляют два начальных стиха (92) псалма: Господь воцарися... с припевом: „молитвами святых твоих, Спасе, спаси нас“, – 3-й антифон состоит из первых трех стихов (94) псалма: Приидите возрадуемся Господеви... с припевом: „Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый поющия Ти: аллилуиа.“ – В воскресные же и праздничные дни, а также и в будничные дни, если в них случится предпразднество или постпразденество или отдание праздника, антифоны состоять из двух псалмов, называемых изобразительными, потому что в них изображаются благодеяния, излитые на нас воплощением Сына Божия. Первый антифон составляет (102) псалом: Благослови, душе моя, Господа, второй антифон (145 псалом): Хвали, душе моя, Господа... начинается со „Слава“, a по окончании его с „и ныне“ поется песнь: „Единородный Сыне“. Третий антифон составляют „Блаженны“ (Изъясн. Богосл. Свирелина).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Анатолиевы стихиры. Анатолиевыми называются стихиры, находящиеся в Октоихе, в воскресных службах на вечерне, на «Господи воззвах». Стихиры, по содержанию воскресные, названы «Анатолиевыми» потому, что сочинитель их был Анатолий, патриарх Константинопольский, писатель V века. Иногда эти стихиры называются и «восточными», вследствие того, что имя собственное патриарха – Анатолий (νατολ) переведено с греческого языка на славянский, греческое слово (νατολ) означает «восток». Анафема, по-русски «отлучение», произносится в чине Православия, совершаемом в первый воскресный день Великого поста, произносится против тех, кои упорствуют в неповиновении св. Церкви, отвергают богооткровенное учение. Они отлучаются от Церкви до времени их искеннего раскаяния. Антифон (ντφωνος – «противогласник») означает попеременное пение, которое положено петь на двух клиросах двумя ликами. Иных антифонов каждый стих указано петь тому и другому лику (на утрени – степенны антифоны), иных же каждый лик должен петь особый стих (на литургии – изобразительны). Антифоны кафизм составляют собою части кафизмы, которые именуются «славою» (см. Слава). Всю кафизму, именно первую, т.е. все антифоны ее положено петь на великой вечерне на неделю (воскресение). Сперва поется «Блажен муж», т.е. первый антифон, затем второй и третий антифоны. Первый антифон 1-й кафизмы «Блажен муж» поется один на вечерне на праздничные дни, случающиеся в седмичные дни, кроме недели (воскресения). Антифоны литургии поются на литургии перед малым входом и назначаются трех родов: антифоны вседневные, изобразительные и праздничные. Вседневные 64 антифоны состоят из стихов псалмов. Первый антифон – из стихов 9 псалма: «Благо есть исповедатися». К этим стихам присоединяется припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». Этот припев поется и после «Слава» и после «И ныне». Второй антифон состоит из стихов 92 псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». К стихам этого антифона присоединяется припев: «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас». На «Слава и ныне» поется тропарь «Единородный Сыне и Слове Божий». Третий антифон состоит из стихов 94 псалма: «Приидите возрадуемся Господеви». Припев к стихам третьего антифона поется в день недельный (воскресный): «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти, аллилуиа»; в иной день: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти, аллилуиа». Вседневные антифоны поются во все седмичные дни, в которые не случится никакого праздника или в которые Типикон не назначает петь песней канона на так называемые «Блаженны». Сами антифоны печатаются в богослужебных книгах – Ирмологионе и Апостоле, в конце.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010