Широкую известность в Европе получил трактат Мухаммада аль-Идриси (1100-1165 или 1166) «Развлечение истомленного в странствии по областям», написанный по заказу сицилийского кор. Рожера II (1130-1154); в этом сочинении были обобщены географические познания античных и араб. авторов. Из исторических сочинений наиболее известен трактат аль-Аббара (1199-1260) «Туника, расшитая золотом». В литературе XII-XIII вв. получила распространение народная диалектальная строфическая поэзия - заджаль, с упрощенной ритмической структурой (в этой манере написаны мн. произведения кордовского поэта Ибн Кузмана (ум. в 1160)). К этому времени относится одно из самых известных произведений араб. средневек. художественной прозы - «Повесть о Хайе, сыне Якзана» философа и писателя Ибн Туфайля (Абубацер, ум. в 1185/86). Популярностью пользовалась мистическая суфийская лирика; видными представителями этого направления являлись аш-Шуштари (1203-1269) и Салих ибн Шариф ар-Рунди (1204-1285). Высокого уровня достигла медицина - за пределами И. были широко известны медики Абу Марван Ибн Зухр (Авензогар, ум. в 1162) из Севильи и Ибн Байтар (ум. в 1248) из Малаги, автор соч. «Сборник простых медикаментов» с описанием действия различных лекарственных трав. При альмохадском халифе Якубе аль-Мансуре (1184-1199) в Севилье была построена обсерватория для занятий астрономией (1196). Выдающимся математиком был аль-Ишбили (ум. ок. 1213) из Севильи, продолживший традиции родоначальника сферической тригонометрии египетского ученого аль-Джайяни (989 - ок. 1050). Численность христ. населения, а также характер его расселения в мусульм. И. установить сложно. Известно, что христиане проживали как в крупных городах Андалуса (в Толедо, Кордове, Севилье, Мериде), образуя особые кварталы или свободно расселяясь среди иноверцев, так и в сельской местности. До сер. X в. мосарабы составляли большинство населения мусульм. И. По приблизительным оценкам, в 850 г. на территориях, покоренных арабами, мусульманами являлось ок. 20-30%, в 961 г.- 50% населения.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В Х в. в Урало-Поволжье появились араб. путешественники. Наиболее известным из них был Ахмад ибн Фадлан, секретарь посольства (921-922) халифа аль-Муктадира к волжским булгарам. Ибн Фадлан оставил подробный отчет с описанием всего, что он увидел, в частности языческих обрядов и объектов поклонения башкир. Вместе с тем он отметил, что в посольстве «был один башкир-мусульманин, который прислуживал нам». О башкирах также не раз писали арабо-персид. географы X-XII вв. аль-Истахри, аль-Масуди, Ибн Хаукаль и аль-Идриси. Однако более или менее достоверные сведения имелись о территории Юж. Урала. Так, благодаря торговле и миссионерской деятельности состоялось знакомство жителей Урала и Зап. Сибири с ислам. вероучением. Нек-рая часть населения Урала приняла И. уже к XII в., о чем свидетельствует ряд мусульм. могильников, обнаруженных на территории Удмуртии, Пермского края, Челябинской обл., Башкортостана. Все захоронения в них совершены в соответствии с ислам. традицией: тела лежат на спине, с поворотом на правый бок, головой на запад или запад-юго-запад (в сторону Мекки), лицевым отделом черепа к югу. Но из материала тех же могильников видно, что И. еще не утвердился в регионе. Как отмечает Г. Гарустович, исследовавший могильники на территории Башкортостана, «погребения XII в. не имеют мусульманских черт, а в могильниках конца XIII в. присутствуют как языческие, так и ранние мусульманские захоронения». Эти слова в полной мере справедливы почти для всех могильников Предуралья и Юж. Урала: наряду с мусульманскими там имеются и языческие погребения, а в Большеказакбаевском 2-м могильнике в Челябинской обл. есть даже христ. захоронение. Все это свидетельствует о постепенном, поэтапном и довольно медленном проникновении И. в среду уральских народов. И. восприняло прежде всего тюрк. автохтонное население, которое в средние века было представлено на Урале башкир., татар. и ногайскими племенами. По данным пермского этнолога Г. Н. Чагина, процесс этногенеза большинства тюрк. народов Урала пришелся на период распространения И. в регионе - X-XVI вв. В него были вовлечены и финно-угорские племена.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Откуда Ибн Шапрут почерпнул приведенные данные, тем более в отношении Хазарии, неизвестно (КоКоВМоВ П. К. Указ. соч. – С. 58, прим. 1). 1637 В пер. П. К. Коковцова – Иуда (Иехуда) Меир – «человек умный, понимающий и ученый», а Иосиф Гагрис (Хагрис) – «человек знающий» (КоКовцов П. К. Указ. соч. – С. 58). 1639 Слова, заключенные в скобках, дополнены уже А. Я. Гаркави на основании генеалогических сведений из арабских источников и, вероятно, были пропущены копиистом по ошибке. 1640 речь идет 0б дбд ал-Рахмане III (911/912–961) и его предках. По-арабски это имя значит буквально «раб всемилосердного» и произносится Абд ар-Рахман (Коковцов П. К. Указ. соч. – С. 58, прим. 2). 1641 Восьмой вверх, от Абд аль-Рахмана III до родоначальника, Абд аль-Рахмана I (756–788). имел прозвище «Пришелец» (по-арабски, буквально «вошедший» в Испанию) (КоКовцов П. К. Указ. соч. – С. 59, прим. 1). 1642 В пер. П. К. Коковцова: «...когда овладели властью над ними (то есть халифами из династии Омейадов) сыны аббасидов» (Кокоцо 77. К. Указ. соч. – С. 59, прим. 2). Династия Аббасидов (750–1258), низвегнувшая Омейадскую династию (661–750). 1645 Эмир (Амир) ал-муминин (муманин) – «повелитель правоверных», арабский титул халифов. В действительности среди испанских Омейадов этот титул принял не Абд-ал-Рахман I, а Абд ал-Рахман III в 929 г. П. К. Коковцов объясняет недразумение тем, что в нашем тексте несколько слов об этом оказалось пропущено (КоКоВМоВ П. К. Указ. соч. – С. 59, прим. 6). 1646 Эту же цифру называет арабский географ ал-Идриси для протяжения Испании с юго-запада на север-восток (КоКоВМоВ 77. К. Указ. соч. – С. 59, прим. 9). 1648 В пер. П. К. Коковцова: «В горах и лесах нашей страны собирают также много кошенилевых червей» (КоКоВМоВ 77. К. Указ. соч. – С. 60). Это было сырье для получения ценной краски багряного или красно-коричневого цвета. 1650 В пер. П. К. Коковцова: «руды сурьмы», но может подразумеваться и какой-либо драгоценный камень, карбункул, гранат и т.п. (Коковцов 77. К. Указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Норманнская теория» была подхвачена западноевропейской историографией и принята в ней даже до наших дней. Интересно заметить, что чисто норманистского взгляда на русскую историю придерживался Карл Маркс. Со свойственной языку его научных сочинений самоуверенной развязностью он называл Киевскую Русь «готической Россией». Сторонники другого направления, которых называют антинорманистами», опровергая «норманнскую теорию», доказывают, что русь – славянское племя, жившее с незапамятных времен на берегах реки Рось и возглавившее племенной союз полян. По их представлениям, государство у русов-славян возникло не позднее VI века, когда в Киеве правила княжеская династия потомков Кия. Анализ всей совокупности письменных источников, в которых встречается упоминание о русах, – византийских и германских хроник, сочинений арабских географов, бесед и посланий патриарха Фотия (подробнее о них будет сказано ниже), наконец, древнерусских летописей, а также данных археологических раскопок на территориях древнейших русских городов, убеждает, что обе эти крайние точки зрения на происхождение русов и на процесс образования Русского государства неосновательны. Византийские источники определенно различают русов и норманов. Византийцам было хорошо известно, что родина норманов находится далеко на севере, в то время, как русы, по их представлению, живут на берегах Тавриды, то есть в Причерноморье. Византийские авторы IX-X веков называют русов одним из «скифских народов» или «тавроскифами». Арабские источники того же времени называют Черное море «морем Русов» и сообщают, что вблизи Боспора (Керченского пролива) находится остров Русов, где расположен город Русия. Географ Аль-Идриси очень точно указывает местонахождение этого города: «От города Матархи (на месте современной Тамани) до города Русия 27 миль. Последний лежит на великой реке, которая выходит из горы Кукайя.» (видимо, речь идет о реке Кубань, как известно, берущей начало в Кавказских горах.) Другой арабский автор Аль-Маграби писал: «На восток от Судака вход в море Манитишь (по-видимому, соответствует греческому названию Азовского моря – Меотида), на берегу его лежит Русия, которая есть город русов.» Западноевропейский источник – «Баварский географ», составленный не позднее середины IX века, также как и арабские авторы IX-X веков, указывает, что русы живут в «земле хазар».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

под власть гр. Галисии Раймунда Бургундского, к-рый назначал в К. наместников-французов. Еп. Гонсалу Пайш (1109-1128), ставленник архиеп. Бернарда Толедского, добился от графа Португалии Генриха (Энрике) Бургундского и его жены Терезы передачи в его юрисдикцию крупного мон-ря Лорван (1109), где вскоре вместо устава св. Фруктуоза был введен бенедиктинский устав. Церковные преобразования, сопровождавшиеся искоренением мосарабского богослужения и назначением на важные должности французов и выходцев из Сев. Испании, привели в 1109 или 1110 г. к мятежу населения К. против гр. Генриха и еп. Гонсалу, в к-ром принял участие приор соборного капитула Мартин. По-видимому, только после этого епископу удалось добиться повиновения от соборных каноников. Папа Римский Пасхалий II призвал духовенство и жителей К. прекратить сопротивление епископу и «исправить свои привычки» (ut mores vestros corrigatis; булла от 18 июня 1116). Церковные преобразования в духе григорианской реформы продолжались при еп. Бернарде из Лангедока (1128-1146), также бывш. монахе Клюни. Крепость Монтемор. XII в. Крепость Монтемор. XII в. На рубеже XI и XII вв. графство К. вошло в состав Португальского графства, в город из Гимарайнша была перенесена основная резиденция гр. Генриха Бургундского. В 1139 г. его сын гр. Афонсу Энрикиш (1112-1185) объявил об отделении Португалии от Леоно-Кастильского королевства и о создании независимого гос-ва. В 1111 г. горожане, восставшие против злоупотреблений должностных лиц, добились от графа грамоты (форала) с подтверждением городских привилегий. Нормы, связанные с внутренней жизнью города, зафиксированы в форале кор. Афонсу I Энрикиша (1179) и в городских статутах сер. XII в. («Correctio morum Colimbrie»; см.: Варьяш. 2006. С. 78-86). К., расположенная на границе христ. и мусульм. гос-в, сохраняла важное стратегическое значение. По свидетельству араб. путешественника аль-Идриси (1-я пол. XII в.), город, имевший мощные укрепления, был окружен полями и виноградниками; путь к побережью океана, пролегавший по р.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Правда, император – один из величайших полководцев в истории Византии – мог себе это позволить: он только что практически полностью истребил армию халифа, осадившую Константинополь (из 2000 кораблей арабского флота домой вернулись пять), и, в сущности, именно на этом и закончились попытки арабов завоевать Восточную Европу. Будем надеяться, что в обозримом будущем европейским политикам и церковным деятелям не придет в голову цитировать государя Льва. Впрочем, имелись примеры более мирных дискуссий. Ближайшим советником и наперсником короля Роже, сурового норманна, повелителя только что отвоеванной у сарацин райской Сицилии, был знаменитый арабский географ аль-Идриси, смастеривший для своего любознательного господина рельефную серебряную карту мира, на которой, по словам летописца, были изображены " холод и жар, люди и звери, чудеса и знамения " . В отношениях христианнейшего короля и советника-мусульманина был принят тон дружеской пикировки. Вот, например, крестоносцы при решающей поддержке норманнских отрядов одерживают важную победу в Ливии. " Старик, – насмешливо вопрошает король, – где же был твой Магомет, когда наши гнали его последователей от стен Триполи? " " О повелитель! – с деланным смирением ответствует Идриси, – разумеется, он в это время был очень занят под стенами Эдессы " (из этой сирийской крепости крестоносцев как раз только что вышибли). И вот что замечательно: как-то не приходило в голову ни халифу Омару, ни географу Идриси обижаться на резкие мнения (или, того хуже, шутки) по поводу исламских святынь. И извинений никто не требовал... Правда, со временем дошло дело и до извинений вот предшественник Бенедикта, Папа Иоанн Павел П, просил в Дамаске прощения у мусульман за Крестовые походы (целью которых, между прочим, было не завоевание, а отвоевание захваченного сарацинами Гроба Господня). И если уж пошла мода на покаяния за свершения полутысячелетней давности, то, может, и другая сторона за что-нибудь извинится? Между прочим, Мануил Палеолог был предпоследним императором Византии: скоро Константинополь падет под ударами мусульман, турки огнем и мечом пройдут всю Восточную Европу. Так вот не хочет ли достопочтенный Али Бардакоглу или какой-нибудь другой мусульманский деятель принести за это исторические извинения?

http://religare.ru/2_33057.html

ТОДРЛ – Труды отдела древнерусской литературы Института Русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР. Алфавитный указатель имен А Авраамий Смоленский, преподобный Авраамий Ростовский, преподобный Агафодор, священномученик, епископ Херсонесса Аганит, преподобный – безмездный врач Акиндин Печерский, архимадрит Алексей I Комнин, император Алексей II Комнин, император Алексий, патриарх Алипий, преподобный, иконописец Аль-Идриси Аль-Магреби Анастас Корсунянин Анастасий Синаит , преподобный Анна Иоанновна, императрица Анна Царевна, великая княгиня Киевская Анна, княжна, дочь Ярослава Андрей Боголюбский, князь Андрей, епископ Болгарский Андрей, апостол св. Андрей Кесарийский св. Антоний Печерский, преподобный Антоний, епископ Новгородский Антоний Римлянин, преподобный Антоний, епископ Черниговский Аркадий, епископ Новгородский Аскольд, князь Афанасий Александрийский , архиепископ, св. Б Байер А. Болеслав I, Храбрый, король Болеслав II, король Болдуин, император Болотов В. В. Борис, князь, св. Борис, царь Болгарский Бравалин, воевода Брайчевский Ю. Брячеслав, князь Булан-Бек В Варда Склир Варда Фока Варлаам, преподобный, (сын боярина Иоанна) Варлаам Хутынский, преподобный Василий I Македонянин, император Василий II Македонянин, император Василий Великий св. Василько Рогволдович, князь Василько Требовьский, князь Вернадский Г.В. Владимир, святой, равноапостольный, великий князь Владимир Володарович, князь Владимир Мономах , великий князь Владимир Всеславович, князь Владимир Ярославович, князь Вольсомон Всеволод Владимирович, князь Всеволод Мстиславович, князь Всеволод Ольгович, князь Всеволод Святославович Чермный, князь Всеволод Юрьевич “Большое Гнездо”, князь Всеволод Ярославович, князь Всеслав Полоцкий, князь Вышеслав Владимирович, князь Вышата, воевода Вячеслав Владимирович, князь Г Генрих I, король Генрих II, император Генрих IV, император Георгий Амартол Георгий Амастридский, св. Георгий, митрополит Георгий Угрин, преподобный Геродот Галакарнасский Глеб, князь, св. благоверный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в нач. июня 1099 г. Христиане были выдворены из И. во избежание их сговора с «франками» и для экономии припасов во время осады. Ок. 40 дней крестоносцы осаждали город, и 15 июля И. был взят штурмом, за чем последовало истребление всех находившихся в городе. Цифры погибших (60-70 тыс.) выглядят огромными, однако следует учитывать, что И. был переполнен беженцами из округи (FEI. Vol. 4. P. 1100; Hiyari. 1990. P. 137-140; Ришар. 2002. С. 44). И. стал столицей Иерусалимского королевства крестоносцев, к-рое за неск. десятилетий распространило свою власть на всю Палестину, частично на земли к югу и востоку от Мёртвого м. В И. находились резиденция короля, лат. патриарха, руководство духовно-рыцарских орденов. В период владычества «франков» топография города неск. изменилась. Крестоносцы предприняли восстановление множества иерусалимских храмов. К ротонде Св. Гроба с вост. стороны были пристроены колокольня и ц. Воскресения. Церкви св. Марии Латинской и св. Марии Великой а также госпиталь стали принадлежать новообразованному ордену госпитальеров; церкви и гостиница были значительно расширены. Возводились новые церкви, мон-ри и странноприимные дома для паломников. Мечети были обращены в церкви: так, Купол скалы получил название Templum Domini (храм Господень), шафиитское медресе (религ. школа) снова стало ц. св. Анны. Мечеть Аль-Акса (при крестоносцах Templum Salomonis, храм Соломона) сначала стала дворцом иерусалимского короля, а потом, после постройки нового дворца около башни Давида, была передана ордену тамплиеров. Внутреннее пространство мечети было разделено на жилые помещения, с востока к ней пристроили готическую алтарную апсиду (FEI. Vol. 4. P. 1100; Hiyari. 1990. P. 141). И. XII в. описан в сочинениях ряда паломников и географов, из которых наибольшую ценность представляют свидетельства саксонца Зевульфа (1102-1103), рус. игум. Даниила (1106-1107), араб. географа аль-Идриси (1154) ( Медников. 1897-1903. Т. 2(2). С. 925-930, 956-961, 1078-1079, 1089-1097). Взятие И.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Помимо русских источников большую ценность для исследования истории Русской Церкви, особенно начального ее периода, имеют источники иностранного происхождения. Это прежде всего источники византийского происхождения – акты Константинопольского патриархата, в канонической зависимости от которого на протяжении всего рассматриваемого нами периода находилась Русская Церковь , сочинения духовных и светских писателей, например, беседы св. патриарха Фотия на нашествие росов, трактаты императора Константина Багрянородного и др. – летописи и исторические сочинения Георгия Амартола, Константина Кедрина, Иоанна Зонары, Иоанна Малалы, Льва Диакона и др., жития свв. Георгия Амастридского, Стефана Сурожского, патриарха Игнатия и др. Немалую ценность представляют источники восточного, арабского и персидского происхождения – сочинения арабских географов VIII-X вв. (Аль-Масуди, Аль-Идриси, Ибн-Фадлан и др.), хроника Яхьи Антиохийского, летопись Ибн-Мискавейха. Большую группу источников представляют документы римо-католической церкви – папские послания русским князьям и западно-европейским правителям, отражающие восточную политику папства; донесения папских посланцев, побывавших на Руси и в Золотой Орде и др. Многие важные сведения содержатся в хрониках и исторических сочинениях IX-XV вв., написанных в Польше, Венгрии, Германии, Ливонии, Швеции (Хроника Титмара Мерзебургского, Ливонская хроника Германа Ватберга, “Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси” Михаила Стрыйковского, “Летописи или хроники славного королевства Польского” Яна Длугожа и др.). Историография древнего и средневекового периодов истории Русской Церкви Первые сочинения по русской церковной истории возникли в Юго-Западной Руси, в начале XVII в. Они были порождены насущной потребностью защиты исторической истины от сознательного стремления ее исказить, предпринимаемого униатскими церковными писателями с целью доказательства исконности канонического подчинения Русской Церкви Римскому папе. Первым сочинением, последовательно излагающим историю христианства в Киевской Руси был труд архимандрита Киево-Печерской Лавры Захарии (Копыстенского) “Палинодия”. В этом трактате была достаточно обстоятельно описана история русской иерархии до середины XV в. и история иерархии Киевской в XV-XVI вв. Книга обнаруживает поразительную эрудицию автора, равно, как и его владение методом критического анализа источников, позволяющих ему отвергать в них подложное, указывать сомнительное и выявлять подлинное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вид храма Гроба Господня в 1596 г. Копия рис. Б. Амико из кн.: Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. (СПб., 1885–1887) Вид храма Гроба Господня в 1596 г. Копия рис. Б. Амико из кн.: Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. (СПб., 1885–1887) Храм был освящен 15 июля 1149 г., в 50-ю годовщину взятия Иерусалима. Все его св. места были собраны под одну кровлю. С юга, на месте позднего визант. дворика и аркады, ведших в храм, крестоносцы возвели 2-портальный фасад, главные двери к-рого стали известны как Врата Распятия. К западу от входа в храм была воздвигнута 5-ярусная колокольня с полигональным куполом; ею закрыли окна и декоративный фриз фасада западнее портала (Ш. М. де Вогюэ датировал фасад 1140-1160, колокольню 1160-1180, однако Мухаммад аль-Идриси упоминает ее раньше, в 1154). В богатом декоре фасада и колокольни использованы зап. (романские) и вост. элементы. Др. портал соединил с запада ротонду с улицей (со стороны Патриархата), многие упоминают его как дополнительный вход; в наст. время он заложен, но, видимо, имел тот же декор, что и главный. Он мог вести только в верхний ярус (уровень улицы гораздо выше уровня двора и 1-го этажа храма). Упоминают и 3-й вход (двери Св. Марии) с севера, от к-рого надо было спуститься на 30 ступеней вниз. Движение паломников по храму от часовни к часовне было хорошо организовано. Из амбулатория между вост. и юж. часовнями широкий марш лестницы вел в ц. св. Елены - купольную, квадратную, с 2 апсидами в вост. конце и с дальнейшим спуском на том месте, где должна быть 3-я (юж.) апсида. По лестнице (вдоль ее стен сохр. огромное количество граффити в виде крестов, выбитых на камнях) спускались в цистерну, или пещеру, известную как ц. Обретения Креста, где имп. Еленой был найден Животворящий Крест и, по нек-рым источникам, Терновый венец, гвозди и молоток Распятия. Сюда как бы передвинута та юж. апсида, к-рая прорезана спуском (хотя оформление и положение ее иное, чем у апсиды на уровне ц. св. Елены). За ц. св. Елены размещался клуатр каноников Гроба Господня.

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010