На карте ал Идриси 1154 года назван по-арабски Кабир (Великий), север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области), внёс свою лепту в историю нашей России. Мещёрские населённые пункты были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества. Находились в Коломенском уезде, в Кадомском и Шацком уездах. В XI-XVI веках центр Большой Мещеры, как указывал В.Н. Татищев, находился в верховьях реки Цны и левобережье реки Хопёр. Археологи, исследуя этот край, пришли к выводу, что в XIII-XVI веках здесь сосуществовали мордовские, русские и татарские селения, составлявшие своеобразный симбиоз скотоводов и земледельцев. Мирно сосуществовали и религии: православие, ислам и тенгрианство или тенгриизм. Жившие здесь народы занимались рыбной ловлей, охотой, скотоводством и «казакованием» (иначе говоря грабежом, стало быть уходили в набеги на соседей, торговцев и совершали походы за добычей). Навыки скотоводов и участие в добывании трофеев сделали из них хороших воинов. После распада Золотой Орды территория включена в состав русских княжеств. Эти земли стали окраиной Московского княжества. На эту территорию прибывали татарские мурзы со своими людьми, пожелавшие служить Московскому князю. К середине XV века Великие князья привлекали к охране границ, в связи с острой нехваткой войск, и «Мещёрских казаков». Мещеряков приковывали их внимание к городовой и сторожевой службам. Как казаки (военное сословие), мещеряки впервые упомянуты в 1491 году. В 1493 г. участвуют в походе на Азов. Никоновская летопись под 1551 г. сообщает об участии полковых казаков из Мещёры в походе на Казань: «А изъ Мещеры послал государь Полем пеших казаков на Волгу Севергу да Ёлку, а с ними 2500 казаков и велел им, пришедше на Волгу, суды поделати и поити вверх по Волге воевати казаньских мест». В самом начале Ливонской войны (1558—1583 гг.) участвовали «конные казаки мещёрские» в приборе своего «казацкого головы» (полковника) Ивана Безкудникова. Из числа мещёряков создавались отряды сопровождения дипломатических миссий в Крым, Турцию и Сибирь.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/22/...

Впоследствии – в эпоху великого переселения народов – в нижнем течении Днепра древнее имя Борисфен было вытеснено иранским именем Danaper. Верховья Днепра (т. е. Березина) продолжали еще долгое время называться своим прежним славянским именем. Эта двойственность нашла свое отражение на карте и в сочинении Идриси. Постепенно новое имя (Днепр) распространялось все дальше на север. Но шло оно теперь по великому водному пути из варяг в греки. Таким образом, Березина сохранила свое древнее наименование, которое первоначально, видимо, было получено Днепром за его быстрое течение, за многочисленные пороги и стремнины. Следы смешения истоков Днепра и Березины засвидетельствованы и в сравнительно недавнее время. Так, на очень интересной карте середины XVII в. 422 мы находим: Boristhenes Septentrionalior (верховья Днепра) и BoristhenesMeridionalior (правый приток Днепра). На других картах того же атласа и 57) Северный Борисфен назван также Восточным (Orientalior), а Южный Борисфен – Западным (Occidentalior). Судя по координатам (52°–53° с. ш.), истоки Западного или Южного Борисфена (карты –это истоки Березины, несколько уклонившейся к западу (48° в. д. – от Фулы). Но очертания этой реки больше напоминают Припять. 423 Как бы то ни было, но даже на карте XVII в. (источники которой, несомненно, значительно древнее этого времени) для древнего Борисфена указаны два различных истока: древний – в верховьях Березины или Припяти, и новый – в верховьях Днепра. Выше мы уже говорили о том, что др.-гр. Βορυσϑνης не может передавать иран. varu-stna, ибо это последнее наименование в греческой передаче должно было дать форму Рассмотрим теперь вопрос о том, могут ли имена Βορυσϑνης и Березина отражать одно и то же древнее наименование Днепра. Трудно сказать, какую форму имело это древнее имя в тот период, когда оно было заимствовано скифами у раннеславянских племен. Можно, однако, утверждать, что заимствование произошло до изменения r > r . Следовательно, др.-гр. Βορυσϑνης мы должны сопоставлять с раннеславянским r ziná.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

297 определяет, что объявление военного или чрезвычайного положения не должно затрагивать основные права граждан, в т. ч. их право на свободу совести и религ. вероисповедания. В число гос. праздников входят Рождество, день Покаяния (1-й день Великого поста), Страстная пятница, Пасха и день Всех святых. Э. Небольсин История Первые письменные сообщения, касающиеся о-вов Зелёного Мыса, относятся к I в. по Р. Х. и содержатся в произведениях Помпония Мелы и «Естественной истории» Плиния Старшего, где они названы Горгады, или острова горгон, как место обитания мифических чудовищ, убитых Персеем. Упоминания об островах, расположенных южнее Канарских о-вов, есть у араб. путешественника Идриси (1154) и автора средневек. энциклопедии XIV в. Омари. Датой открытия архипелага считается 1460 год, к к-рому относится 1-й документ, подтверждающий открытие островов. Первые из них были обнаружены в 1455-1456 гг., когда португ. экспедиция, направленная по приказу принца Генриха Мореплавателя к берегам Африки, обнаружила группу необитаемых островов. В 1459-1460 гг. экспедицией Диегу Гомеиша и Антониу да Ноли были открыты о-ва Сантьягу, Фогу, Маю и Боа-Вишта. Колониальный период Грамотой кор. Афонсу V от 3 дек. 1460 г. острова были переданы в вечное пользование брату короля Фернанду. Их первооткрыватели были назначены наместниками о-ва Сантьягу, разделенного на 2 адм. единицы - капитании, право на управление которыми передавалось по наследству. С 1462 г. началось заселение архипелага португ. чиновниками, разорившимися дворянами, а также крестьянами и горожанами, в поисках лучшей доли покидавшими родину. На острова стали ссылать и уголовных преступников. К кон. XV в. на большинстве из них появились португ. поселения, первым из к-рых стало Рибейра-Гранди на о-ве Сантьягу. Ныне это историческое место называется Сидади-Велья (Старый город) и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из-за нехватки рабочих рук колонисты стали совершать набеги на африкан. побережье для захвата рабов. С течением времени население архипелага заметно увеличивалось в первую очередь за счет представителей африкан.

http://pravenc.ru/text/1319740.html

И, быть может, имя такого среднего человека, одного из безыменной горстки смельчаков, более подходит для обозначения демократической страны, нежели имя какого-нибудь короля или конкистадора, и, конечно же, это более справедливо, чем если бы Америку называли Вест-Индией, или Новой Англией, или Новой Испанией, или Землей Святого Креста. Это смертное имя перенесено в бессмертие не по воле одного человека; то была воля судьбы, которая всегда права, даже если нам кажется, что она поступает несправедливо. Там, где приказывает эта высшая воля, мы должны подчиниться. И мы пользуемся сегодня этим словом, которое придумано по воле слепого случая, в веселой игре, как само собой разумеющимся, единственно мыслимым и единственно правильным – звучным, легкокрылым словом «Америка». Примечания Книга «Америго. Повесть об одной исторической ошибке» была напечатана в издательстве Берман-Фишер в 1944 г. Работу над ней Цвейг завершил незадолго до смерти. Трирема – древнее гребное судно с тремя ярусами весел. Сиена – город в Италии. Сиенский университет был основан b XIII в. Кубла-хан (Хубилай) (1216-1294) – внук Чингис-хана, монгольский император, с которого начинается в Китае монгольская династия Юань. Марко Поло пробыл при дворе Кубла-хана с 1275 по 1292 г. Тапробан (Тапробана) – под таким именем был известен древним грекам Цейлон. Оттоманы (османы) – старое название анатолийских турок (по имени султана Османа I). Руми – то есть люди из Рума, как арабы называли Византийскую империю. Впоследствии это название распространилось на всех христиан. Идриси (Едриси) (ок. 1100 – ок. 1166) – арабский географ при дворе Роджера II. Его основная работа – описание мира, известная под различными заглавиями, представляет большой интерес для истории географии. До нас также дошли две его карты. Счастливые острова (Блаженные острова и т. д.). – Этим названием греки, очевидно, обозначали Канарские острова. Нунью Триштан (ум. 1447) – португальский мореплаватель. В 1443 г. обогнул мыс Бланко (Белый Мыс). В 1447 г.

http://azbyka.ru/fiction/amerigo-povest-...

Но есть и другие ученые – еврейские и арабские, – они возражают. Надо бы отважиться. Эти небылицы распускают мавританские купцы, чтобы запугать христиан. Великий географ Идриси уже давно установил, что на юге лежит плодоносная земля Билад Гана (Гвинея), откуда караваны мавров, пересекая пустыню, привозят черных рабов. Ученые утверждают, что видели карты, арабские карты, на которых был обозначен путь вокруг Африки. Теперь, когда новые приборы позволяют определять широты, а завезенная из Китая магнитная игла указывает направление к полюсу, можно попытаться пройти вдоль побережья. Можно отважиться, если построить корабли покрупнее и понадежнее. Принц Энрике отдает приказ. И великое дерзание начинается. 1450. Началось великое дерзание, бессмертный португальский подвиг. В 1419 году открыта, или, вернее, открыта вновь, Мадейра, а в 1435-м находят давно разыскиваемые «Insulae Fortunatae» – «Счастливые острова» древних. Почти каждый год приносит новые успехи. Обогнули мыс Верду – Зеленый Мыс, в 1445-м достигли Сенегала, и посмотрите-ка – всюду пальмы, и плоды, и люди. Теперь новое время уже знает больше, чем мудрецы древности, и Нунью Триштан может торжествующе сообщить, что он в своем плавании «с дозволения его милости Птолемея» открыл плодородный край там, где великий грек начисто отвергал всякую возможность жизни. Впервые за тысячелетие мореплаватель осмеливается с насмешкой говорить о всеведущем мудреце-географе. Новые герои превосходят один другого – Дьогу Кам и Диниш Диаш , Кадамосто и Нунью Триштан, каждый из них высаживается на дотоле неприступном берегу и водружает горделивый мемориальный камень с португальским крестом в знак присоединения этой земли к Португалии. Мир с изумлением следит за успехами маленького народа, продвигающегося в неведомых просторах, – народа, который собственными силами совершает то, «чего никто еще не совершал», – «feito nunca feito». 1486. Победа! Обогнули Африку! Бартоломеу Диаш обошел мыс Торментозо (мыс Доброй Надежды). Дальше путь идет не на юг. Теперь необходимо править только на восток, через океан, с попутным муссоном, в направлении, уже известном по картам, которые привезли португальскому королю два еврея, посланных им к христианскому царю Абиссинии, пресвитеру Иоанну, и тогда можно достигнуть Индии. Но команда Бартоломеу Диаша изнурена и лишает его возможности совершить подвиг, который впоследствии прославит Васко да Гаму. На сей раз довольно! Путь найден. Никому больше не опередить Португалии.

http://azbyka.ru/fiction/amerigo-povest-...

Сохранились данные о путешествии, предпринятом в X веке восемью двоюродными братьями по прозвищу ал-Магру-рун («авантюристы»). Они отправились из Лиссабона в «Море мрака» (Атлантический океан) с целью узнать, что в нём находится и где оно кончается 42 . Рассказы о подобных путешествиях пользовались большой популярностью, и сообщения о них можно найти в произведениях многих арабских авторов. При этом с каждым новым путешествием, приносившим новые данные об окружающем мире, границы непознанного отодвигались всё дальше и дальше. Никто, по словам знаменитого географа ал-Идриси, не знает, есть ли какая-нибудь обитаемая земля за «Вечными» островами («Вечные», «Острова счастливых» – арабские названия Канарского архипелага). Никому не известно, что находится за пределами населённой земли на востоке или «за морем мрака» на западе. При этом ал-Идриси неоднократно выражает сомнение в том, что это знание может быть получено в принципе. По словам географа, «вряд ли можно узнать, что находится за «морем мрака». Из-за множества трудностей, поджидающих мореплавателей в этих краях: густого мрака, высоких волн, частых бурь, свирепых ветров и морских чудовищ, обитающих в его водах» 43 . Впрочем, это лишь версии, которых предостаточно вокруг любого средневекового литературного памятника. Более реальная история такова: монастырь в Клонферте был, согласно документам, основан в 558-м году. Брендан навещает свою сестру Бригу в Тубриде (Tubrid) для приготовления места своего будущего погребения. Подразумевая именно исторического Брендана и полагая, что его кончина приходится на период 575–583 годов, Вудинг замечает: «Упокоение Брендана из Клонферта записано во всех важнейших ирландских анналах за годом 575, либо в отчетах, которые приходятся на этот год... Запись 575 года может считаться отправной для нашего свидетельства о начале почитания реального человека, а не о формировании культа легендарного героя» 44 . Самый первый, хотя и не главный, вопрос у читателя «Плавания» (VII-VIII веков) и «Путешествия» (XII века), как правило, таков: Куда плавал Мернок с Баринтусом и куда впоследствии отправился святой Брендан? Отвечать на него придётся на протяжении всего рассказа об удивительной Бренданиане, но несколько важных предварительных замечаний следует высказать заранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Зарождение феодальных отношений и образование эстонской народности В начале II тысячелетия после Рождества Христова происходит разложение общинно-племенных и зарождение феодальных отношений среди эстов. Этому способствовало как развитие экономического общения между племенами, так и торговые отношения эстов со славянами. Тогда же начался процесс формирования эстонской народности, а племенные связи ослабевали. Оживление торговли и необходимость постоянно защищаться от врагов способствовали объединению сельских общин в более крупные территориальные единицы, которые у эстов получили название кихелькондов. 3–5 кихелькондов в свою очередь образовывали мааконд — более крупную территориальную единицу. В начале XIII в. земля современной Эстонии была разделена на 8 крупных маакондов: Уганди (его центр, крепость Отепя, упоминается в древних русских летописях под 1116 г.), Саккала, Вирумаа, Ярвамаа, Рявала, Харьюмаа, Ляэнемаа и Сааремаа — и 4 мелких в центральной части: Вайга, Мыху, Нурмекунд и Алемпойс. Арабский географ Идриси (XII в.) писал об Эстонии своего времени как о целостном образовании, называя его Astlanda, составитель хроники Генрих Латвийский, рассказывая о событиях в отдельных маакондах, обозначает их население общим названием эсты, а материковую территорию как единое целое — «вся Эстония». Древние русские летописи именуют эстонцев и их страну общим названием чудь и Чудская земля, добавляя, если требуется указать более точно, еще наименование мааконда. В Эстонии начинает утверждаться относительное единство в области материальной и духовной культуры. Это особенно заметно в типе жилищ, строящихся укреплений и городищ, в схожем характере одежды, в украшениях, в фольклоре, в культе, в становлении общего языка. Начинается процесс консолидации отдельных эстонских племен в единую народность. Уже к концу I тысячелетия после Рождества Христова, как повествует Н. М. Карамзин, Эстония и Латвия, или древняя Ливония, имели «и собственных гражданских начальников, о коих, согласно преданиям, пишут, что они были вместе и судьи и палачи, то есть обвинив преступника, сами отсекали ему голову» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430058/

Кир (иногда в научной литературе ошибочно называемый Кириллом), время жизни к-рого приблизительно относят к XI-XII вв. В 1071 г. Кастория выдержала осаду болг. войска Константина Бодина (впосл. болг. царь Петр III), в 1082-1083, 1096 и 1185 гг. была захвачена норманнами. Возможно, в память об изгнании норманнов в 1083 г. визант. войсками был построен и украшен фресками храм мон-ря Мавриотисса на берегу оз. Кастория, в 3 км от города,- по преданию, именно на том месте высадились имп. Алексей I Комнин и полководец Георгий Палеолог перед штурмом крепости. В XII в. в Кастории начинается период расцвета, благоприятный для строительства и украшения церквей. Анна Комнина говорит о Кастории как о значительной крепости и о происхождении ее названия от греч. слова κστρον - замок ( Ann. Comn. Alex. VI 1. 1); это мнение расходится с более поздней этимологией, связывавшей этот топоним с обитавшими в озере бобрами (κστωρ - бобр). В XII в. ал-Идриси назвал Касторию богатым городом. От комниновского периода сохранились украшенные фресками церкви прп. Стилиана или прп. Алипия, вмч. Димитрия Солунского в квартале Елеусы и свт. Николая Чудотворца Каснициса, а также росписи 2-го слоя в ц. св. Бессребреников и нек-рое количество икон, происходящих из местных храмов. Эти материальные данные и упоминания в письменных источниках свидетельствуют о том, что Кастория в XII в. была не только богатым и многолюдным городом, но и значительным культурным центром, связанным с Охридом , Фессалоникой и Константинополем . После захвата К-поля крестоносцами (1204) Кастория сначала вошла в состав Второго Болгарского царства (хотя, возможно, это произошло еще в 1203 г. ( Примов Б. Утвърждаване и териториално разширение на Втората българска държава в края на XII и началото на XIII в.//История на България. София, 1982. Т. 3. С. 136; Kravari V. Villes et villages de Macédoine occidentale. P., 1989. P. 40-41)). После смерти болгарского царя Калояна Кастория была занята крестоносцами. В 1208 г. папа Римский Иннокентий III назначил в Касторию лат.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

« " Пребудь собой " - такой девиз людской, а наш девиз: «Довольствуйся собой»» - говорит тролль в пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Что значит быть собой? У Ибсена читаем: «Себя побеждать. Убить своё «я». Не в речах, а на деле себя подчинить безраздельно той цели, к которой тебя приготовил Хозяин». «Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, - это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. Это-то и есть рай Христов» - эти слова мы находим у Ф.М. Достоевского. С 2009 года Билл Гейтс публикует своё ежегодное послание, где рассказывает всему миру об успехах своего фонда. «Довольствуйся собой» - девиз троллей. Как должен поступать человек? Вот что мы читаем в Евангелии: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди... У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне» [Мф. 6:2-3]. «Довольствуйся собой» - так звучит и девиз нашего времени. Джон Рокфеллер, Билл Гейтс - вот успешные люди, их пример вдохновляет молодые поколения. Мы забыли о том, что мы - люди; забыли примеры подвижников, которые жертвовали всем, и состоянием, и здоровьем, и даже жизнью ради помощи нуждающимся. Такие люди есть всегда. Они не столь известны, они не довольствуются собой, не называют своими именами благотворительные фонды, а просто остаются людьми. Вот герои нашего времени. Люди, а не тролли. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

И наша задача способствовать не только сохранению, но и расцвету порядка, созданного Богом. Так или иначе, этот порядок отображается в обществе. И соответственно помнить слова апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены». Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:1-4). Вспомним, кто был верховным магистратом в то время – Нерон. О котором позднее не было сказано ни одного доброго слова. Про Лукашенко мы говорим многое. Но человек хоть с малыми остатками совести никогда не посмеет сравнить его с Нероном. И если апостол Павел благословлял покоряться Нерону, то уж владыка Артемий как преемник апостолов мог бы благословить подчиняться Александру Григорьевичу Лукашенко. Разумеется, Лекашенко не идеален. Человек не получит крылья, если вы ему переломаете руки. Вопрос об улучшении власти решается не на площадях и на улицах, ни криками-демонстрациями-провокациями, а системной напряженной работой и смиренной молитвой. Всем нам желаю разума, терпения и любви друг ко другу! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Гражданин Кищенко Сам идет в сторону предателей Отечества и Врагов Народа и паству тащит в пропасть. 1. Очень хорошие слова канонического епископа РПЦ МП Владыки Артемия. Аксиос ! Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/17/pr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010