347. Беседа в день обретения мощей преподобного Сергия и Тезоименитства Его Императорского Высочества Благоверного Государя и Великого Князя Сергия Александровича (Говорена в Троицкой лавре июля 5; напечатана в Твор. Св. От. 1858 г. и в собр. 1861 г.) 1858 год Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим ( Mamф. XI. 29 ). Господь наш Иисус Христос призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и обещает им успокоение. «Обрящете покой душам вашим». «Аз упокою вы» ( Мф. 11:29, 28 ). Кто из нас не нуждается более или менее в покое души 857 ? Одни обременены усильным по необходимости трудом; другие стеснены скудостию; иные огорчены и затруднены встречаемым недоброжелательством и несправедливостию; иные страждут от болезней; иные утруждены внутренним противоборством греху и чувством своей виновности пред Богом; иные сами себя лишают душевного 858 покоя, и потом тщетно ищут его, предаваясь гневу, зависти, ненависти, корыстолюбию, честолюбию, ненасытимой алчности чувственных удовольствий. К какому бы кто ни принадлежал роду лишенных покоя, всех призывает к Себе милосердый Господь; всем предлагает верное средство достигнуть покоя. Какое средство? – «Научитеся, – говорит, – от Мене». Сделайтесь учениками Господа Иисуса; принимайте и исполняйте Его учение: «и обрящете покой душам вашим». Господь присовокупляет, что Он «кроток... и смирен сердцем», частию ободряя и поощряя нас, чтобы мы не усомнились приступить к столь высокому Учителю, частию указуя на смирение, как на один из важных предметов учения, которое от Него должно принять, для обретения покоя душам. Может быть, скажут: как можно нам прийти ко Христу, и научиться от Него? Это возможно было Апостолам, которые более трех лет были при Нем неотлучно, и слушали Его учение; отчасти это возможно было и народу иудейскому, который часто окружал и сопровождал Его, и оставался при Нем иногда до трех дней непрерывно. Можем ли мы подобным образом приближиться к Нему, и внимать Ему? – Решаюсь утверждать, что можем. Исследывайте вместе со мною сию возможность.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Разделы портала «Азбука веры» «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол.3:5 ) Любостяжание — 1) алчность к приобретению материальных благ; 2) чрезмерное попечение о богатстве ; 3) забота о земных благах сверх необходимого для жизни в ущерб правильным отношениям с Богом и ближними . Разновидность страсти сребролюбия . Грех любостяжания  относится к идолопоклонству, поскольку идол есть предмет обожествления, а любящий богатство (любостяжатель) обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой. Апостол Павел говорит: любостяжание есть идолопоклонство ( Кол.3:5 ), а также «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» ( Еф.5:5 ). Господь Иисус Христос предупреждает, что нельзя служить двум господам: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ). Слово πλεονεξα (плеонексия) в разных местах русского текста Нового Завета переводится как лихоимство ( 1Кор.6:10 ), корыстолюбие ( Рим.1:29 ) и любостяжание ( Кол.3:5 ). Свт. Феофан Затворник объясняет суть этого явления как «пристрастие к имению и возложение на него упования, — чему возможно быть подвержену и при небольшом стяжании, как и свободным от сего возможно быть при большом». Цитаты о любостяжании «Не надо заботиться ни о чем сверх необходимого для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности: надо быть чистым от всякого стяжания и щегольства. В чем состоит любостяжание? В том, что преступается предел закона, и человек больше заботится о себе, чем о ближнем». святитель Василий Великий «Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть. Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю, который чем больше работает, услуживая велениям владыки и приобретая по его пожеланиям, тем к большему понуждается труду.

http://azbyka.ru/lyubostyazhanie

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Жадность – 1) чувство жажды приобретательства, наживы, неумеренное потребление каких-либо благ; 2) скупость. Это слово синонимично таким понятиям как алчность, корыстолюбие, ненасытность. Иногда, правда, не все филологи с этим согласны, его используют в качестве синонима слова «хрематистика». В переносном смысле слова сильное или даже страстное желание чего-либо, глубокий интерес в чем-либо. Жадность как грех и страсть Восприятие жадности/алчности (и их производных: корыстолюбия, стяжательства, любостяжания, скопидомства, мшелоимства, сребролюбия, мздоимства) как греховной, неестественной (противоестественной) и, как следствие, пагубной наклонности существовало задолго до появления христианской этики. Значительную роль в негативном восприятии алчности/жадности сыграли работы Аристотеля (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.), в частности, в своем труде «Политика» он противопоставляет «экономику» и «хрематистику» (др.-греч. χρηματιστικ «обогащение» от χρματα «деньги»). Если «экономика» — это позитивное взаимодействие членов общества для увеличения блага общества (то есть античного полиса), то «хрематистика» это, по сути, паразитирование одних на других с помощью тех или иных финансовых инструментов. В основе «хрематистики» лежит страсть к наживе, алчность и жадность, но при этом нежелание приносить благо обществу, трудиться или выполнять общественно полезные действия. В то время как в основе «экономики» лежит умеренность в потреблении благ, труд, приносящий обществу видимую пользу и создающий материальные ценности. Иными словами, Аристотель говорит не о жадности как таковой, как о чувстве, а о ее конкретных видимых приложениях в мире – в ведении хозяйства, в финансовых операциях и пр. В рамках античного полиса жадность порицалась системно (и как было показано выше это порицание было формализовано), потому что представляло угрозу для выживания полиса. Ветхозаветная этика отличалась от приведенной выше античной, в частности, несмотря на то, что жадность и алчность порицается в отдельных случаях или в целом как чувство: «И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть» ( Ис.56:11 ), «Жадный до наживы наведет на свою семью беду, а ненавидящий взятки будет жить» ( Притч.15:27 ), «Жадный человек разжигает ссоры, а полагающийся на Господа будет процветать» ( Притч.28:25 ), «Кичится нечестивый страстями своей души, жадный до наживы клянет и ругает Господа» ( Пс.9:24 ). Однако, на уровне выражения жадности в видимом мире ветхозаветная этика в некоторых случаях расходится как с античной, так и с христианской – в случае с античной трактовой жадность и противостояние ей имеет ярко выраженное социальное измерение и значение, в то время как в Ветхом Завете жадность это в первую очередь индивидуальное чувство и определенная (греховная по своей сути) манера поведения отдельных людей.

http://azbyka.ru/zhadnost

Ноябрь 1879 г. 1 ноября Благодарю Тебя, всемилостивого Бога и Спасителя моего, вот уже второй раз спасшего меня от смерти греховной чрез веру и покаяние мое: раз в церкви во время утрени и другой по приходе моем домой за уклонение от подачи милостыни нищим в количестве, ими желаемом (на баню и на обувь), по жестокосердию моему и по скупости моей. О, сколь велики радости избавления Твоего, подаваемые мне многогрешному на всякий день! Сколь велика милость Твоя, долготерпение Твое на мне, окаянном! Сколь Ты благопослушлив, скоропослушлив, благоуветлив, благопременителен, всесилен, всеправеден, премудр, всеобъемлющ, всепрост, всесвят, непреложен, неизменен в Своей правде, святыне, милости, всесилен, ибо вечно Ты праведен, свят, милостив, всесилен! Блажен я Тобою, восхищён я Тобою, Твоими совершенствами! Господи! Ты даришь мне, ежедневно и многократно умирающему духовно, жизнь Твою, оправдание, мир, пространство чрез покаяние мое. Ты совершаешь надо мною чудеса преславные всякий день, оживляя меня, мертвого, крайнею благостию. Моя душа – это дщерь Иаирова, воскрешаемая Тобою, Господи, всякий день. А кровотечение мое греховное, ежечасное, многолетнее – кто уставляет, останавливает, очищает, исцеляет? Господь мой Иисус Христос. Слава Ему, Спасителю всех! Шесть с половиной часов вечера. Многократно впадал я в великие, тяжкие грехи сегодня, начиная с одиннадцати с половиной часов дня до сего времени: предавался чревоугодию, лакомству, невоздержанию: в одиннадцать с половиной часов лакомился у именинника Козьмы Ковригина (пирог, виноград, яблоки, вино, чай), в три часа – у Козьмы Волкова (опять виноград, яблоки, вино и частица пирога), дома в три с половиной часов обедал (щи, мясо, жаркое). Вследствие чревоугодия и крайнего множества нищих, просивших у меня милостыни (более сотни человек), я сделался крайне раздражительным, обидчивым, стал ругать нищих, уклоняться от них, а чрез это еще более адские стрелы стали палить меня. Согрешил я пред Господом злобою на нищих, презорством, раздражением, нетерпением, скупостью, алчностью, пристрастием земным, самолюбием, корыстолюбием, нелюбовию. Я разрушил закон Господень, отпал от любви христианской, члены Христовы не помиловал, оскорбил, Духа Святого опечалил, человеколюбца Христа огорчил. Анну слугу в сердцах проклятою назвал за неисправность, очень раздражившись. Но в глубоком покаянии милости прошу у Господа и прощения во всех тяжких грехах моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Разделы портала «Азбука веры» Алчность — чрезвычайная жадность, высшая степень корыстолюбия. Чем алчность мешает спасению? Алчность, как крайняя степень жадности , корыстолюбия является одной из наиболее разрушительных греховных страстей . О том, насколько алчность губительна для спасаемого, можно судить по высказыванию Спасителя , противопоставившего служение Богу служению маммоне (богатству): «Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ). Почему же служение Богу противопоставляется служению богатству? Почему два этих служения несовместимы? — Для алчного человека богатство представляет своего рода идола или кумира . Занимая в его сердце и разуме то место, которое, в идеале, должно было бы принадлежать Богу, богатство становится центром его упований, желаний, стремлений, «любви» и надежд (как для праведника центром всей его жизни является Господь). Как праведник, живя жизнью о Господе, жизнью во Христе, при содействии благодати постепенно преобразуется в христоликого человека, так алчный человек, направляя свои таланты и силы на реализацию гнездящейся в его душе страсти, по мере развития алчных стремлений всё больше и больше обезображивает свой Божественный образ . И дело здесь не в одной только алчности: развитие алчности способствует развитию многих других греховных страстей и пороков, таких, например, как эгоизм , эгоцентризм, гордость , нелюбовь к ближним (пренебрежение интересами ближних). Кроме того алчность может служить благоприятной почвой для взращивания в сердце коварства, лукавства и хитрости. Заметим, что богатство, как таковое, не столько препятствует человеку войти в Царство Божье , как алчность. Несмотря на то, что богачам бывает труднее войти в Царство Божье, чем верблюду пройти сквозь игольные уши ( Мф.19:24 ), нам известно множество состоятельных людей, прославленных Церковью в лике святых (среди них цари и князья). Состоятельные (и даже очень состоятельные люди) далеко не всегда являются алчными: не все из них относятся к богатству как к идолу, не все пребывают в рабстве у страсти корыстолюбия и наживы. Алчность же бывает свойственна как богатым, так и бедным. И именно алчные люди уподобляются идолопоклонникам. Истинный Бог, Царь Небесный, отступает для них на задний план, а вместе с тем отступают и шансы наследования Царства Небесного (что, впрочем, можно изменить, покаявшись и вновь обратившись ко Господу). Цитаты об алчности

http://azbyka.ru/alchnost

Глава 6 Сверх того поучай, чтобы все, кои 1Тим.6:1–2 . под игом рабства находятся, да почитают господ своих достойными всякой чести, – особенно тех, кои вместе с ними подчинены игу Христову. 1Тим.6:3 . Если кто... иначе, по чужому закону, чему либо учит своевольно, и не следует здравомысленным словам Господа нашего... и учению о благочестии, то есть не повинуется учению, состоящему в делах праведности: 1Тим.6:4 . тот напыщен гордынею от собственных своих измышлений и ничего истинного не знает, но болеет страстью к состязаниям и словопрениям, от коих происходят зависть и распри и другие последствия; 1Тим.6:5 . они развращают умы людей, порождая незаконное учение, – лишены истины и правду Божию, то есть истинную проповедь о Боге, обратили как бы в промысел. Ты же избегай их, чтобы не приразилось к тебе их корыстолюбие. А наше приобретение не скоропреходящее и не вызывает ненасытной алчности к прибыли, но 1Тим.6:6 . наше приобретение есть истина, коей достаточно будет для нашей сокровенной жизни. 1Тим.6:9 . Ибо желающие обогащаться впадают не в одно искушение, но корыстолюбие, им присущее, вводит их во многие искушения, и в сеть разных страстей ввергает их похоть плоти их. 1Тим.6:10 . Ибо корень всех зол, кои происходят от них и приобретаются чрез них, есть сребролюбие, коему предавшись, некоторые из наших уклонились от веры истинной, то есть совратились с пути добрых дел веры и предались заботам о зле и впали во многия скорби. 1Тим.6:11 . Ты же, о человек Божий,.. сего и подобного, что может отклонить тебя от Бога, убегай, но достигай правды, т.е. проповедуй, благочестие благовествуй, веру возвещай, любовь имей, терпение приобретай и кротость стяжи. 1Тим.6:12 . И подвизайся добрым подвигом веры, за что ожидает вознаграждение. Держись не сей временной жизни, но жизни... вечной, к коей ты... призван моею проповедью, – и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями, то есть пред многими гонителями ты постоянно и мужественно исповедывал веру, – они угнетали тебя, но ты не отрекся.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Второе горе» – за ненасытное корыстолюбие, прикрываемое лицемерной набожностью. «Третье горе» – за развращение и погибель тех, кого они обращали к вере из язычников. «Четвертое горе» – за то, что они извращали смысл клятвы, и делали это ради корысти. «Пятое горе» – за то, что не хотели понимать самого духа Закона и, исполняя неважные предания своих старцев, забывали заповеди Божии о правде, милосердии и верности Божию Закону. «Шестое горе» – за то, что слишком много заботились о внешних омовениях и очищениях и вовсе не думали о душевной чистоте. «Седьмое горе» – за то, что по душе были мертвы для доброделания, и это омертвение и неплодие прикрывали лицемерным благочестием. И последнее, «восьмое горе» – за их упорную ненависть к посланникам Божиим, пророкам, которую лицемеры скрывали от глаз народа под видом усердия к украшению их гробниц. В заключение этих, поистине громоносных обличений, Господь наш, воспламенившись праведным негодованием, называет фарисеев змиями, порождениями ехидны: эти пресмыкающиеся, внушающие каждому ужас и омерзение, могли служить народу вполне понятным образом пронырливых, лукавых и злобных врагов Господа, заражавших ядом лжеучения простые души. ГОРЕ ВАМ ,  КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ ,  ЛИЦЕМЕРЫ , – воскликнул Он, – ЧТО ЗАТВОРЯЕТЕ  (делаете недоступным)  ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ЧЕЛОВЕКАМ!  Бог отверзает двери этого Царства для всех, Бог всех зовет в него, но вы стоите в дверях:  ИБО  вы  САМИ НЕ ВХОДИТЕ И ХОТЯЩИХ ВОЙТИ НЕ ДОПУСКАЕТЕ . В угоду своим страстям вы извратили понятие о Мессии и Его Царстве; присвоив себе право толковать Закон, вы взяли ключ разумения Писаний и исказили их чистый смысл своими измышленными преданиями; вы упорно отвергаете Меня! злобно клевещете на Меня, называя ядцей и винопийцей, льстецом и другом мытарей и грешников, богохульствуя, будто Я совершаю чудеса силой князя бесовского... Многие из народа готовы уверовать в Меня, готовы войти в Царство Небесное, но вы смущаете их совесть, на вас они смотрят как на учителей, Богом поставленных, они ждут вашего слова и колеблются, и остаются за дверями Моего Царства... Многие жаждут истины, жаждут спасения, но видят ваше лицемерие, вашу ложь в жизни, вашу алчность и пустосвятство, и соблазняются; вы, как противники Божии, сами не идете и другим затворяете двери рая Божия... Вас, по справедливости, должно назвать язвой народа, губителями, а не учителями!.. А сколько зла творите вы ближнему в угоду своей ненасытной алчности и тщеславию!  ГОРЕ ВАМ ,  КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ , ЛИЦЕМЕРЫ ,  ЧТО ПОЕДАЕТЕ ДОМЫ ВДОВ .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Гиезий Гиезиев подражала еси разум скверный (нечистый нрав) всегда, окаянная душе, егоже сребролюбие отложи поне (хоть) на старость: бегай геенскаго огня, отступивши злых (дел) твоих. Пророк Елисей исцелил от проказы сирийского военачальника Неемана. Исцеленный предложил пророку богатые дары, но пророк отказался от них и отпустил его на родину с миром. Но Гиезий, слуга Елисея, побуждаемый корыстолюбием, не сказавшись ему, поспешил вслед за Нееманом и от имени Елисея выпросил у него часть этих подарков в пользу будто бы двух бедных пришедших к Елисею учеников. Гиезий думал, что Елисей не узнает его обмана, но ошибся. Елисей обличил корыстолюбца и поразил его проказой ( 4Цар.5 ). Пример Гиезия показывает, как пагубно корыстолюбие. Оно, по слову апостола, – корень всех зол ( 1Тим.6:10 ). Оно отвлекает людей от служения Богу, по слову Христа Спасителя: не можете работати Богу и маммоне ( Мф.6:24 ), и, изгоняя из сердца страх Божий, подбивает корыстолюбца на всякого рода несправедливость и обман в отношении к ближним. Кто не боится Бога, не стесняется памятью о Его всеведении, святости и правосудии, тому нипочем, ради наживы поступать беззаконно с ближними. Он руководствуется в отношении к ним только внушениями самолюбия и смотрит на них как только на пищу к удовлетворению своей алчности к наживе. Тут не может быть разборчивости в выборе средств к достижению преступной цели – тут все средства хороши, лишь бы вели к цели. Корыстолюбца может стеснять разве только страх ответственности перед судом человеческим. Он не боится ни Бога, ни совести, но он знает, что не всегда же можно вести свои нечистые дела безнаказанно, что есть несправедливости, не только вопиющие на небо, но неизбежно навлекающие на себя строгий суд человеческий, если будут открыты и обличены. Но ни в ком так не сильно чувство самосохранения, как в корыстолюбце. Прибегая к обману и всякого рода неправде, чтобы обогатиться за счет ближнего, он с не меньшею хитростью и лукавством умеет уклоняться от строгой кары за них, скрывает следы своих преступных действий, отводит от них внимание общества или суда. Он прикрывает свои преступления видом законности (например, ростовщики) или благотворениями (в пользу церквей или богоугодных заведений), если же будет привлечен к суду, отыщет защитников, известных необыкновенным искусством за приличное вознаграждение черное делать белым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Когда святый Спиридон был епископом в Тримифунте, там однажды случился голод. Хлеботорговцы, как большею частью бывает, радовались ему, бедные же горевали и просили Бога о помощи. Один из первых, человек очень богатый, отправился за хлебом в обильные им города; на кораблях привез его очень много и стал думать: «Сложу хлеб в житницы; ибо хотя цена на него и высока, но если голод усилится, то она будет еще выше; тогда и продам». Как он думал, так и случилось. Голод подлинно усилился, и цена на хлеб поднялась еще выше. Тогда только корыстолюбец свой хлеб пустил в торг. В это время приходит к нему один бедняк и начинает умолять, чтобы он спас его с семьей от голодной смерти. Несмотря на то, что последний., изнуренный голодом, едва держался на ногах, чуждый сострадания богач отказал ему в хлебе и отпустил ни с чем. Что оставалось делать несчастному? Не зная, к кому обратиться за помощью, он пошел попросить совета к преподобному Спиридону и рассказал о своем горе. Одаренный прозорливостью, Святитель сказал ему: «Не плачь, но ступай в дом свой; ибо так говорит Дух Святый: утром наполнится дом твой хлебом, богатого же увидишь умоляющим тебя и дающим хлеб тебе без цены». Выслушав это, бедный возвратился домой. В свое время слова преподобного Спиридона оправдались. В тот же день, вечером, едва только стало смеркаться, повелением Божиим хлынул на землю великий дождь; вода размыла житницы богача, и поднятый ею хлеб его поплыл по улицам города. Наказанный сребролюбец сначала, бегая туда и сюда, с воплем просил о помощи народ; а потом, несколько пришед в себя и поняв, что помощь бесполезна, стал уже просить бедняков, чтобы они хоть себе набирали хлеба более, дабы он совсем не пропал без пользы. В числе бедных, которым делал предложение брать хлеб богач, находился прежде отвергнутый им приходивший к нему бедняк; он набрал теперь хлеба себе с избытком. «Тако бо, – прибавляет к сему описатель сказания, – смиряет богатых и немилосердных Господь и глаголет: проклят всяк, ценяй жито дорого».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Сребролюбие Сребролюбие есть великое зло. Сребролюбие есть любовь не только к деньгам, но и ко всякому стяжанию. Сребролюбие есть страсть ненасытная. Сребролюбие есть корень всех зол. Сребролюбец – враг Богу, человеку и самому себе. Сребролюбие есть отступление от Бога. Сребролюбие есть признак неверия и зверообразной души. Сребролюбие опаснее всех беззаконий. Сребролюбие приносит вред в любом звании. Сребролюбец мучается от своей страсти. Сребролюбие мучает человека при смерти и по смерти. Сребролюбие не только другим творит зло, но и самого сребролюбца повергает во зло. Сребролюбие держит человека в плену. Искажающие истину за деньги подражают Иуде. Сребролюбец хотя много имеет, но никогда не имеет покоя. Не всякий имеющий есть сребролюбец, но тот, кто сердцем прилепляется. Сребролюбие, так как коренится в сердце, то сребролюбец и тот, кто не имеет, но страстно желает. Сребролюбие отсекать словом Божиим (8, с.983–988). Страсть сребролюбия – проявление неверия (6, с.126). Нужно избегать чрезмерного пристрастия к деньгам, а с другой стороны, и слишком легкомысленного отношения к ним (Там же, с.126). Как избавиться от сребролюбия Чтобы избегать сребролюбия, нужно обращать свою мысль на кратковремен­ность земных благ и заботиться более всего о вечности (Там же). Суть этого зла заключается не только в пристрастии к материальным благам, деньгам, но вообще в корыстолюбии и стяжательстве (5, с.72). Кто не сребролюбив, тот не будет ни мшелоимцем, ни завистливым, так как сребролюбие есть корень всем злым ( 1Тим.6,10 ). Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Материальное вознаграждение не цель, а следствие (32). Почему страсть сребролюбия одна из самых пагубных Страсть сребролюбия а своем существе является одной из самых пагубных и трудно укротимых. Всякая другая страсть доходит до некоторого пресыщения, а иногда при определенных обстоятельствах и ослабевает, но при сребролю­бии человек не удовлетворяется даже и тогда, когда имеет уже множество материальных благ. Алчность сребролюбца бывает настолько ненасытной, что он не успокоился бы и в том случае, если бы обладал богатством всего мира (7, с.329).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010