Сегодня читано Евангелие о званых на вечерю и об отрицаниях их от вечери под разными житейскими предлогами [ Лк.19:41–44 ]. С ужасом узнал я, что и я в числе этих отрицающихся, ибо, как и они, и я село купих, исполненное бесчисленного терния страстей: сластолюбия, сребролюбия, честолюбия, лености, зависти, гордости, блуда, и сего ради не иду на вечерю, погибая в житейских сластях. Купил пять пар волов, то есть работаю усердно всем пяти плотским чувствам, живу плотскою, а не духовною, небесною жизнию; жену поях, то есть угождаю жене, исполняя желания ее, противные воле Божией, например ем нередко скоромное в пост, хотя и сам по себе делаю то же. А ведь думал я прежде, и другие думали обо мне, что я твердо и невозвратно иду на вечерю Божию, подавая милостыню, часто служа службы Божии и говоря поучения к народу. И выходит, что я обманываю сам себя и других. Господи! Я должен быть ангелом во плоти, как священник Твой, и не иметь ни к чему земному пристрастия; я должен быть весь горним, небесным, пламенным, как Серафим, стоя у престола Божия, а я бываю нередко весь земным, страстным, связанным неразрешимыми узами страстей; совершая пренебесное Таинство Тела и Крови Христовой, я должен быть весь небесен, проникнут горячею любовию к Богу, Божией Матери, к Ангелам, к святым, к человечеству, искупленному Кровию Господнею, а между тем бываю весь земным, низким, омраченным, посрамленным, смятенным ради множества грехов. Празднуя еженедельно воскресение Христово и имея в том побуждение сам воскресать духовно, обновляться, я, окаянный, нерадею о своем воскресении и обновлении и остаюсь тем же ветхим, многострастным, каким и был двадцать лет назад или еще и хуже. Умертви во мне, Господи, плотское мудрование! О стужающая, надоедающая мне до смерти мудрость плоти, страстная, погибельная, темная, смятенная, беспутная, нелепая! Доколе ты будешь пребывать во мне? Доколе не умерщвлю тебя? Благодарю Тебя, Господи, яко спас еси мя от лезвия греховного благодатию Твоею милующею. Алчный червь самолюбия мучит меня часто, омрачая и от Бога разлучая и от любви к ближнему; то он как честолюбие мучит меня, то как гнев суетный, сокрушительный, презорливый, то как тщеславие, то как корыстолюбие, то как сластолюбие и алчность, то как блуд, то как леность и расслабление, нерадение о делах звания, то как зависть, то как неприязнь к недоброжелателям и обидчикам, то как боязливое человекоугодие и человеконадеяние, раболепство и подобострастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Если покаянием хотим угодить Господу и спасти душу свою, достигнуть свободы от грехов и страстей, – мы должны каяться из глубины души, обстоятельно, всесторонне, твёрдо, охотно; потому что в глубине её гнездятся и коренятся все грехи наши – самолюбие, плотоугодие, чревоугодие, объядение, леность, саможаление, гордость, самомнение, кичение, унижение других, зависть, неприязнь, ненависть, злоба, ехидство, похоть, блуд, нечистота, своенравие, самочиние, непослушание, неповиновение, грубость, дерзость, суровость, строптивость нрава, сомнение, неверие, маловерие, безразличность к вере, неблагодарность, корыстолюбие, жестокосердие, скупость, жадность, алчность, ябеда, лживость, лукавство, клевета, лжесвидетельство, божба, клятвопреступление, лицемерие, лицеприятие, мздоимство, придирчивость, притеснение, лихоимство, татьба, похищение, присвоение чужого, злоупотребление, потворство грехам и поблажка, попущение, суетное препровождение времени, игры, пустословие, празднословие, сквернословие, суетность, роскошь, мотовство, недоброжелательство, зложелательство, злорадство, злопамятство, холодность, нерадение, небрежность в молитве и других делах, неуважение к старости, неподчинение родителям и начальству, вероломство и неверность, непостоянство в добродетели, тщеславие, боязливость, уныние, малодушие, без- надежность и отчаяние, гнев, раздражение, биение, страсть к чтению пустых или соблазнительных книг, нерадение к чтению Евангелия и вообще книг духовного, религиозного содержания, придумывание извинений своим грехам и самооправдывание вместо самоосуждения и самообличения, страстные лобзания или поцелуи, страстные осязания, ласкательство, опущения, недобросовестное исполнение служебных обязанностей, небрежность и торопливость, неисполнение (обязанности) присяги, казнокрадство, или похищение казённой собственности, поджигательство или подстрекательство на зло, убийство, истребление зачатого плода в утробе, отравление, призор очей и порча ближнего, проклятия на ближнего, ругательства, совращение в секты и расколы, распространение ложных и хульных мнений и учений, суеверие, стологадание, спиритизм или разговор с духами, гипнотизм, или усыпление и разговаривание с усыпленным человеком с целью выведать от него какую-либо тайну («Правда о Боге, мире и человеке», с. 52–53).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Ноябрь 1879 г. 1 ноября Благодарю Тебя, всемилостивого Бога и Спасителя моего, вот уже второй раз спасшего меня от смерти греховной чрез веру и покаяние мое: раз в церкви во время утрени и другой по приходе моем домой за уклонение от подачи милостыни нищим в количестве, ими желаемом (на баню и на обувь), по жестокосердию моему и по скупости моей. О, сколь велики радости избавления Твоего, подаваемые мне многогрешному на всякий день! Сколь велика милость Твоя, долготерпение Твое на мне, окаянном! Сколь Ты благопослушлив, скоропослушлив, благоуветлив, благопременителен, всесилен, всеправеден, премудр, всеобъемлющ, всепрост, всесвят, непреложен, неизменен в Своей правде, святыне, милости, всесилен, ибо вечно Ты праведен, свят, милостив, всесилен! Блажен я Тобою, восхищён я Тобою, Твоими совершенствами! Господи! Ты даришь мне, ежедневно и многократно умирающему духовно, жизнь Твою, оправдание, мир, пространство чрез покаяние мое. Ты совершаешь надо мною чудеса преславные всякий день, оживляя меня, мертвого, крайнею благостию. Моя душа – это дщерь Иаирова, воскрешаемая Тобою, Господи, всякий день. А кровотечение мое греховное, ежечасное, многолетнее – кто уставляет, останавливает, очищает, исцеляет? Господь мой Иисус Христос. Слава Ему, Спасителю всех! Шесть с половиной часов вечера. Многократно впадал я в великие, тяжкие грехи сегодня, начиная с одиннадцати с половиной часов дня до сего времени: предавался чревоугодию, лакомству, невоздержанию: в одиннадцать с половиной часов лакомился у именинника Козьмы Ковригина (пирог, виноград, яблоки, вино, чай), в три часа – у Козьмы Волкова (опять виноград, яблоки, вино и частица пирога), дома в три с половиной часов обедал (щи, мясо, жаркое). Вследствие чревоугодия и крайнего множества нищих, просивших у меня милостыни (более сотни человек), я сделался крайне раздражительным, обидчивым, стал ругать нищих, уклоняться от них, а чрез это еще более адские стрелы стали палить меня. Согрешил я пред Господом злобою на нищих, презорством, раздражением, нетерпением, скупостью, алчностью, пристрастием земным, самолюбием, корыстолюбием, нелюбовию. Я разрушил закон Господень, отпал от любви христианской, члены Христовы не помиловал, оскорбил, Духа Святого опечалил, человеколюбца Христа огорчил. Анну слугу в сердцах проклятою назвал за неисправность, очень раздражившись. Но в глубоком покаянии милости прошу у Господа и прощения во всех тяжких грехах моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Раскаялся я всем сердцем и всей силой в своей зависти, в своем рвении и неприязни к настоятелю, в своем безумстве, в своем недовольстве, положился во всем на Господа, Который печется о нас, как и пекся дивно, благостно всегда. Познал я опытом, сколь тяжек грех недовольства, зависти, уныния, которые происходят от скудости веры и упования в сердце, от нашей алчности и ненасытности. О, как грех истаивает 134 , измождает, расслабляет, омрачает, губит душу и тело! Он не щадит никого; если меня не щадит, то конечно не щадит и всякого грешника, кто бы он ни был, – и настоятеля нашего, и его тнит 135 и тлит, мучает, расслабляет, омрачает, бесчестит, умерщвляет – и потому, избави Боже, от безумия завидовать согрешающему брату, обидчику ли и корыстолюбцу, или пьянице, или прелюбодею, или богачу, или вельможе, или начальнику согрешающему. Довольно с них своей беды от греха, тли, мучения совести, беспокойства, недовольства самим собою. Надо жалеть людей, упоенных своими грехами непрестанно и не чувствующих своей бедности, своего окаянства. А я да уповаю во всем на Господа, яко Той печется о нас всех [ 1Пет.5:7 ]. Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящим беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню: и насели землю, и упасешися в богатстве ея [ Пс.36:1–3 ]. Не прелюбодействуй [ Исх.20:14 ]. Ты, прелестник, на что посягаешь? На эту добрую, нежную, чувствительную материнскую природу, на этот священный храм любви, на эту будущую мать? Как же ты оскверняешь святыню, какое сердце заражаешь дьявольским ядом? Какого сокровища, сокровища чистоты и невинности, ты лишаешь это слабое существо? Горе миру от соблазнов... кто соблазнит одного из малых сих... [ Мф.8:7–6 ]. Михаилу Фиделину письмо непременно. Всегда исповедаяся тайно Богу и отступити от злых обещаваяся, и на кийждо час согрешаю 136 ... Так, исповедаясь в чревоугодии, в этом ежедневном идолопоклонстве, я продолжаю, окаянный, доселе угождать чревному бесу. Доволни сущими [ Евр.13:5 ], по Апостолу, то есть тем, что Бог дал и дает, не жадничая большего, ибо Сам Господь говорит: не оставлю тебя и не покину тебя [ Евр.13:5 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Доселе я не научился управлять собою, своими помыслами и движениями сердца и возмущаюсь страстями гнева, нечистоты, зависти, злобы, гордости, корыстолюбия, алчности и чревоугодия. Боже, милостив буди мне, грешнику. (С вечера немножко покурил я сигары, и от нее ночь нехорошо спал, а утром служить было тяжело: дыхание было стесненное; может быть, и постная пища была причиною.) Благодарю Господа, сподобившего принять мое служение вчерашний день и даровавшего мне вкусить Божественной бессмертной трапезы Его – пречистого Тела и Крови Своей; благодарю за мирное и благопоспешное служение. 29 ноября. Четверг. Благодарю за великую помощь Твою, Христе Боже мой, и сегодня данную мне в служении утрени. Но душит и душит меня выкуренная полусигара; тяжело дыхание табачное. Подлинно, это – сатанинское курение. Страшное дело! Люди превратили себя в курильницы! И деньги даром, напрасно тратятся, и душою обладает нелепая привычка, налагая на всё существо человека адские узы, и здоровье расстраивается, и другим, некурящим, вред приносит, ибо прокуренные комнаты не способны для здорового жития. О, как умножилось терние страстей! Курение табаку, тление зажженной и дымящейся сигары есть изображение вечно тлеющих в душе страстей и похотей. А сколько у нищих отнимается насущного пропитания чрез эти прихоти! А сколько голодающих-то из-за наших прихотей, сколько нагих, бесприютных! И мы их же судим немилосердно! Славно прославися во мне Христос Бог в Своем долготерпении к моим злобам и в Своем милосердии к кающимся, когда беды и тесноты адские поглотили меня за ярость на нищих после окончания литургии, когда я шел в классы. Бесконечно благ ко мне Господь, а я бесконечно зол, окаянный. Славлю Господа, услышавшего молитву покаяния моего внутреннего. А молоко я напрасно пил в пост: грубеет и злеет сердце от него. Сегодня за утреней в Андреев день оно удобно подверглось неприязни на отца дьякона Петра. И долго я страдал, пока искренней молитвой покаяния не испросил милость у Господа. Не есть молока в пост отнюдь. 30 ноября

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

После утрени. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния от мучившей и убивавшей душу мою, вследствие мгновенного воззрения и уязвления, похоти сладострастия. Твердо ли ты знаешь, человек, последствия всякого греха? Грех душу оскверняет, от Бога разлучает – источника жизни нашей, душу смущает, волнует, омрачает, жалит, палит, мучит, убивает, посрамляет. Бойся греха, как змия жалящего. 28 мая Пятница. Благодарю Тя, Господи, яко удивил еси на мне милость Твою неизреченную (во время утрени в Покровском приделе), воздвигнув меня от мертвых и даровав мне дивные струи жизни Твоей за покаяние с верою и припаданием к святому престолу с верой и упованием. Пятый час вечера пред самой вечерней (в церкви). Опять посетил меня Господь величайшей милостью, избавив меня по молитве покаяния и припадании к святому животворящему престолу у Покрова от смертоносной прелести сладострастия и даровав мне оправдание, очищение и освящение, мир, пространство, живот, дерзновение. Слава Господу! Десять часов вечера, в садике моем. Благодарю Господа, милостиво принявшего мое покаяние в движении сладострастия, умертвившем душу мою. Благодарю Господа, даровавшего мне живот и мир. [...] во мне на каждый день и час жизни и смерти душевной – жизни по совершении искреннего покаяния во грехе и при стоянии души в правде и святости, а смерти после поползновения ко греху или соделании греха – крепко убеждают меня стоять твердо в добре и всеми силами убегать всякого греха. Аминь. В преподавании предметов Закона Божия замечаю недостаток вывода научного и приложения к делу познанного. Надо обратить на это строгое внимание. Есть одно Существо, истинно любящее меня и спасающее меня, – Господь и Бог мой, а после Него или вместе с Ним и в Нем Пречистая, Преблагословенная Богородица, святые Ангелы и святые Божии человеки, сродные мне по естеству. Да возлюблю и я Его всем существом моим и в Нем всех друзей Его. 26 мая Благодарю Господа, удивившего на мне (в шесть с четвертью часов утра в церкви) животворную милость Свою чрез избавление меня от смертельной тесноты, постигшей меня за подозрение настоятеля в утайке десяти рублей за брак Кудрявцева, ибо покаялся я в своей подозрительности, алчности, корыстолюбии, и Господь помиловал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О, как сильно враг бесплотный трепал меня в начале, смущал, уязвлял, борол! Читал я канон – он меня одушевил и укрепил! Всепоганая самость (самолюбие) сбивает меня с толку во время богослужения, смущая меня. Господи! бил Ты меня за нее, и я доселе не оставил ее, несмысленный и упрямый. Помоги мне, Господи, отныне выбить ее вон – и всего себя предать Тебе. Буди! 20 февраля Благодарю Господа за пренебесный дар совершения Преждеосвященной литургии и причащения бессмертных и животворящих Таин. Крайне тяжкое искушение было со мною во время обедни из-за дьячка моего Преображенского: я велел ему петь стихиры, и он говорит: трудно. А какой труд при его пении, монотонном и небрежном? – Но верою и покаянием победил Господь во мне врагов бесплотных и страсти мои отъял. Слава о сем Господу! Я думал: если ты нарочно пакостишь, то ты самоосужден, и я сердиться не буду на тебя. В классе было мне очень тяжело и ужасно клонило ко сну. Но это было дело врага, томившего меня. Да не забываю, что я чрез Несвицких от Господа всё имею: и место, и квартиру, и всякое довольство, и честь (отчасти чрез себя), и домашние мои всё, и родственники мои ближайшие на родине. Уважать и любить их, снисходить, терпеть, быть признательным, смиренным. Господи! благодарю Тебя, чудного Промыслителя нашего, Благодетеля нашего. И за гимназию благодарю. Если бы Сам Господь ежедневно и несколько раз подходил к тебе за милостыней, какая бы она ни была, – не с радостью ли бы ты подавал Ему требуемое и не готов ли был бы отдать Ему последнее, памятуя, что Он, Господь Бог твой, жизнь Свою положил за тебя, чтобы спасти тебя от вечного мучения и даровать жизнь вечную. Но теперь действительно Сам Господь в лице разных нищих приходит к тебе ежедневно несколько раз. Зачем же ты, маловерный, негодуешь, сердишься, гневаешься на приходящих к тебе, бранишь их, с гневом и досадой бросаешь иногда милостыню? На Христа ли, Агнца, вземлющего грехи мира и твои, кроткого и незлобивого, – на Господа ли прещедрого и долготерпеливого ты гневаешься? Ему ли с досадой бросаешь прах денежный, коего тебе жаль Ему? – О, злонравие! Неблагодарность, скупость, алчность, корыстолюбие! А еще каждый день причащаешься пренебесных Тайн Тела и Крови Христовой!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Смотрите, – говорит Господь, – берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения ( Лк.12:15 ). Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам Бог сказал: не оставлю тебя и не покину тебя ( Евр.13:5 ). В Священном Писании и у святых Отцов Церкви много говорится о том, насколько пагубна страсть корыстолюбия (любостяжания). Христианские родители должны неизменно и постоянно помнить об этом и всячески охранять от этого порока как самих себя, так и своих детей. Очень многие родители, сознательно или несознательно, но сами развивают в своих детях любостяжательность и скупость. В большинстве семейств детям ничего почти не приходится слышать, кроме толков о выгодной работе, высоком заработке, об имуществе, деньгах и богатстве. С завистью говорится о людях благоустроенных, зажиточных, богатых, живущих в свое удовольствие. Дети слышат эти разговоры в семье, наблюдают жизнь преобладающего числа окружающих людей, погруженных в заботы только о материальном. Отсюда у них, естественно, слагается убеждение, что человек существует в мире для того, чтобы только работать и зарабатывать деньги, что деньги и материальные блага – самое главное в мире. Что же после этого удивительного в том, если алчность, любостяжание и скупость глубоко пускают корни уже в самые юные и нежные детские сердца? Христианские родители должны, конечно, побуждать и приучать своих детей к труду и прилежанию. При этом всегда надо приучать их трудиться не из-за денег и наживы, а потому, что трудолюбие угодно Богу, и человек своим трудом не только себя кормит ( 2Фес.3:10 ), но и ближних; он может помогать из своих трудов и нуждающимся, слабым и больным. Сам Господь заповедал человеку труд ( Быт.2:15 ); человек рождается для труда и полезной работы так же, как птица для того, чтобы летать (срав: Иов.5:7 ). Нужно приучать детей избегать праздности, потому что праздность – грех пред Богом, потому что праздно живущий есть вор, который крадет дни своей жизни, данные Господом Богом для полезной работы; наконец, надо показывать детям, что праздность научает многому худому ( Сир.33:28 ) и есть начало и мать всех пороков.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Кто не служит Богу, тот служит страстям своим. Потому необходимо служить Богу, чтобы укротились страсти. Не служащие Богу, не ходящие в храм чем, вы думаете, чаще всего увлекаются, какими страстишками? – Алчностию, скупостию, корыстолюбием, картежничеством, рассеянностию, празднословием, осуждением ближних, пьянством, блудным возбешением, злобою, завистию. Это истинно. Они закосневают во всяких грехах. Распятый на кресте Господь напоминает нам непрестанно следующие слова, как бы от Самого Господа: вот что Я сделал для вас – что же вы сделали для себя и для Меня? Что вы сделали для своего спасения? Победили ли вы в себе какую-нибудь порочную наклонность, страсть, навык? Распяли ли плоть свою со страстьми и с похотьми? Погасили ли вражду на присных? Истребили ли зависть? Оставили ли любостяжание и неразлучное с ним жестокосердие к ближним? Оставили ли нечистые и скверные помыслы и воззрения и слова блудные, а может быть, и дела? Оставили ли свое лукавство, свое пристрастие безмерное к земным удовольствиям, развлечениям, забавам, растлевающим душу и повергающим и в мглу, и в забвение благ духовных и вечных? Облеклись ли во утробу щедрот, благость, [смирение], кротость и долготерпение? Милосердуем ли друг о друге? Прощаем ли друг другу? 24 сентября Воскресение. Благодарю Господа, сподобившего меня встать в полночь и воздать Ему молитву мою, недоконченную с вечера по причине крайнего изнеможения; благодарю Господа, благоволившего даровать мне дар слез при чтении акафиста Божией Матери и Ангелу Хранителю. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить бодро утреню и раннюю литургию, с умилением и доброгласием, хотя и при сопротивлении противных сил, и причаститься в мир души Божественных Таин при крепком сопротивлении злых духов. На заамвонной молитве не выговорил слов: Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою к оскорблению украшающих храм и посещающих оный усердно. На молебне пропустил из Евангелия Божией Матери слова: се бо, яко бысть глас целования Твоего ... и далее до: рече Мариамь... [ Лк. 1, 42 – 46 ]. На крестинах у Денисова (восприемники М.М. Дмитриев генер. и дочь Зуевой, замужняя разряженная светская женщина) с крайним препятствием и смущением от злых духов читал некоторые молитвы, но вообще – со дерзновением и силою. При выходе из дому своего смутился по действию злых духов от стряпанья Анны Константиновны: не понравилось, что она пачкает своими руками. Согрешил: не сохранил уважения и любви к подобному себе человеку: за то долго лукавый мучил, долго я молился Господу в покаянии. На молебне у бывшего писаря в доме Кононовой тоже искушения – препятствия злых духов, невыговор слов. Везде козни, противления, пакости премерзких и всезлобных духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

— Неужели к утру бледнолицые любят детей меньше, чем с вечера? — хладнокровно спросил Магуа. — Конечно, нет, — ответил Хейворд, желая поправить свою невольную ошибку. — Правда, иногда белые забывают могилы своих праотцев, но привязанность родителей к детям никогда не умирает. — А мягко ли сердце седовласого отца? Думает ли он, печалится ли о детях, которых ему дали жены? Он жестоко обращается со своими воинами, и у него каменный взгляд. — Он бывает суров с лентяями и нерадивыми солдатами, но для трезвых и храбрых Мунро — справедливый и человеколюбивый начальник. Я знавал многих ласковых и любящих отцов, но мне никогда не приходилось встречать человека с сердцем, более полным отеческой любви. Конечно, Магуа, тебе случалось видеть старика только во главе воинов, я же видел, как на его глазах выступали слезы, когда он говорил о своих дочерях… Хейворд оборвал свою речь; он не знал, чем объяснить странное выражение, которое внезапно мелькнуло на лице индейца, внимательно слушавшего его слова. Сперва молодому человеку почудилось, будто в душе дикаря пробудилась мысль о подарках, обещанных ему, но мало-помалу выражение радости сменилось на лице индейца отпечатком свирепого, злобного торжества, порожденного, очевидно, не алчностью, а другой страстью. — Послушай, — сказал гурон, и лицо его снова застыло в невозмутимом спокойствии, — пойди к темноволосой дочери седовласого и скажи ей, что Магуа хочет с ней говорить. Отец будет помнить, что обещает его дитя. Дункан подумал, что корыстолюбивый индеец хочет услышать новое подтверждение обещанных наград, и хотя медленно и неохотно, но все же двинулся к тому месту, где теперь отдыхали девушки. Подойдя к ним, Хейворд сообщил Коре о желании Магуа. — Вам уже известно, чего хочет Магуа, — сказал Дункан, провожая ее к гурону, — поэтому не скупитесь, обещая порох и чепраки. Но помните, что спиртные напитки они ценят больше всего. Хорошо, если вы пообещаете дать ему также что-нибудь и от себя. Помните, Кора, что от вашего самообладания и изобретательности зависит ваша жизнь и жизнь Алисы.

http://azbyka.ru/fiction/poslednij-iz-mo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010