Требуется верность и преданность Господу всякой разумной твари; но чтобы быть верными и преданными Господу, нужно бросить пристрастие к плоти своей страстной и миру прелюбодейному и грешному, прельщающим нас минутными сластями. Нужно перестать быть рабом чрева, театра, карт, цирка, рабом различного кутежа, табачного зелья, рабом серебра и золота и затейливых мод. Вот ты, поклонник театра, оправдаешься ли на суде Божием в пристрастии к нему? Нет, потому что ты из-за него забыл Бога, храм Божий, слово Божие, молитву, свое высокое назначение по душе своей, созданной по образу и подобию Божию, забыл о вечной жизни и о приготовлении к ней, о милостыне, девстве, целомудрии и воздержании. А ты, корыстолюбец и лихоимец, явишься ли правым пред Богом, когда Он будет судить тебя по делам твоим? Нет, задавит тебя золото твое, лихоимство твое, скупость, алчность твоя, чужд ты будешь милосердия Божия как не миловавший ближнего. Ты будешь брошен в огонь геенны, и тебе отказано будет и в капле воды, прохлаждающей и утоляющей пламень ада. А ты, блудник, получишь ли помилование на суде, если не покаешься и не бросишь свое прелюбодейство, не оплачешь его, не загладишь его милостыней и воздержанием? Так, все привязанные, пристрастные к тени мира сего, обманчивым страстям его, не будут помилованы, если не покаются. О, как многие согрешившие и покаявшиеся были помилованы! Как много бывших блудников, убийц, лихоимцев и покаявшихся вошло в рай и наслаждаются блаженством! Как велико человеколюбие Божие! Сколь велика, безмерно велика, искупительная сила креста, Кровь Агнца Божия Иисуса Христа, пролитая за мир! Чем оправдаются неверующие, гордые, ожесточенные, непокорные, отчаявшиеся? Для них готово было милосердие Божие, если бы смиренно обратились к Богу, Который никому не желает погибнуть, но хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины. Господи, прости нам, священникам, за недостатком времени скоро возлагающим руку (1 Тим. 5, 22) разрешающую (на кающихся). Не осуди нас за сие и за многое другое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А затем и удаляемся от Бога, живем в забвении Бога, а если и вспоминаем Его изредка, то только на словах, еще реже в воздыханиях и в молитве. Живем же так, как будто и нет Бога над нами, уходим от Него на страну далече, влечемся всякими житейскими ветрами, а не Духом Божиим водимся. А на стране далече, в удалении от Бога, расточаем дары Божии, живя распутно, распутно в разнообразных отношениях. Блуждаем умственно, одни, что пообразованнее, не имея твердых устойчивых христианских убеждений; а другие, вся темная масса, не имея почти никаких христианских понятий. Блуждаем и нравственно, колеблясь в нравственных началах, даже не ведая вовсе закона Божия, погружаясь в грехи разного рода, даже забывая считать большую часть наших немощей греховными, даже извиняя в себе и тяжкие грехопадения, как естественные и невольные, неизбежные и общие людям. А в этом и жизнь уходит. И выходит, что преуспевая возрастом, мы не усовершаемся, а скорее падаем нравственно; выходит, что под конец нашего века, а иногда и с ранних лет в нас добрые мысли мало-помалу одна за другою потухают; живые теплые чувства остывают и замерзают; в душе, с годами, все духовное глохнет. А дурные навыки отвердевают. Страсти перерождаются одна в другую... Они творят нас своими закабаленными рабами, рабами сатаны, тайными, полубессознательно для нас всегда, а иногда явными исполнителями чужой роковой воли, воли сатаны, который и посылает нас пасти свиней, творить гнуснейшие или беспощадные дела; а пася свиней, алкать и свиного корма, и алкать голодом неутолимым, томиться жаждою ненасытною, гореть до гроба огнем ненасытной страсти, или даже многих, становиться гнойным пристанищем целого легиона бесов, которые разжигают в закабаленном ими сердце свой тартар, неразлучный с ними огонь ада...» Далее выставляются в пример крайние рабы страстей: сластолюбец, честолюбец и корыстолюбец. «Не пасут ли такие жалкие рабы страстей, не холят ли свиней у господина своего сатаны? Не мучатся ли ненасытною алчностью к тем рожцам, которыми питаются сии духовные свиньи? Не томятся ли жадностью к той грязи, в какой они валяются? А встретит и тут неудачу, тогда что же? Можно учинить с жизнью и расчет, каковые теперь очень часто и учиняются, для чего способов у сатаны и рабов его очень довольно, даже очень много, без числа, способов самоубийства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В обращении с ближними и чужими допускал гордость, самомнение, самоугодие, саможаление, самочиние, сквернословие, непослушание, неповиновение, непокорность, неблагодарность, своекорыстие, корыстолюбие, страсть к обладанию, к довольству, к покою, алчности, скупости, жадности, тщеславию, честолюбию; допускал унижение и уничижение других, презрение, зависть, например, небратолюбие, ненависть, злобу, ехидство, грубость, дерзость, суровость, строптивость нрава, холодность, упорство, неверность, несправедливость, ропот, нетерпение. Допускал жестокосердие, раздражение, вероломство, ябедничество, клевету, лживость, льстивость, обольщение, обман, лукавство, вымогательство, козни, лицемерие, лицеприятие, придирчивость, притеснение, недоброжелательство, зложелательство, злорадство, озлобление, гнев, проклятие на ближнего, ругательство и пр. На службе или на работе допускал какие-либо ослушания. Недобросовестно, лениво, небрежно, торопливо, кое-как исполнял свою работу или свою службу, свою должность, свои обязанности. Злоупотреблял своей властью. Потворствовал, поблажал, попускал грехами, кого с гневом толкнул, кого на зло подстрекал, кого перессорил; домашнюю скотину бил. К ворожеям ходил, сам наговор пил и других наговором поил. На картах гадал, ворожил, в карты играл, на деньги в карты играл, в другие денежные игры играл. Деньги мотал на худые дела, на пьянство, на распутство, и телом грешил, и мыслями, и словами, и делами, и всеми чувствами грешил. Денег тратил помногу, а в Божий храм жалел на свечи подать. Нищим отказывал, не подавал, а прогуливал и прожигал больше. В нечистоте в храм Божий ходил (а). Допускал страстные лобзания, целования, страстные осязания, ласкательства, блудную похоть, сладострастие, блудную нечистоту, страстные взгляды, страстные бесчинные телодвижения, кривляния. Всех блудных грехов великое множество. Во всех грехах мы грешим. Грешим каждый день без числа, и душой, и телом, и мыслями, и словами, и делами, и всеми нашими чувствами грешим. Пространное исповедание грехов

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В свою очередь, и вавилоняне платили Дарию плохо скрываемой антипатией. У них, как и других подданных Персидской империи, этот царь получил прозвище «торгаша». О его корыстолюбии и алчности к деньгам ходили анекдоты, с одним из которых – о гробнице царицы Нитокрис – читатели уже знакомы. Такую репутацию Дарию создали, несомненно, его финансовые реформы, наложившие на Вавилонию и другие сатрапии впервые за все годы персидского владычества тяжелую регулярную дань, к чему вавилоняне не привыкли. Персы провели крупные конфискации земель у вавилонских граждан. Часть их была роздана персидским аристократам, офицерам и чиновникам. С этого времени в Вавилонии появилось персидское землевладение. Так, персидский полковник Багасару стал владельцем части имения семьи Эгиби на канале Тупашу, в связи с чем все имение получило название Бит – раб – кацир («Дом полковника»). Мардук – нацир – апли, ставший главой семьи Эгиби после гибели своего отца Итти – Мардук – балату, сумел приобрести покровителя в лице этого перса и с его помощью уберечься от дальнейших потерь. Другая часть конфискованных земель была использована для наделения держателей, обязанных нести военную службу. В зависимости от рода службы эти держания назывались «дом лука», «дом коня», «дом колесницы». Держатели рекрутировались как из вавилонян, так и из иноземцев, проживавших в Вавилонии, бывших вавилонских пленников. Обычно вместо несения службы они платили налоги или выставляли заместителей. За счет держателей возникла и окрепла новая прослойка средних землевладельцев, начавшая теснить коренных вавилонян и халдеев. Одним из таких новых землевладельцев был Шаттинну сын Балатсу, потомка Бэл – яу, судя по фамилии («Господь – Яхве»), вавилонизированный еврей. При Кире и Камбизе он был скромным жителем города Барсиппы, а при Дарий стал быстро богатеть. В короткий срок он скупил у разорившихся вавилонян не менее семи имений и превратился в состоятельного землевладельца. Такие люди, как Шаттинну, не связанные с вавилонскими традициями и обязанные своим благополучием Дарию, становятся опорой персидского господства в Вавилонии. Напротив, коренным вавилонянам и халдеям Дарий не доверял. Страну наводняли шпионы и сыщики, зорко следившие за населением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но дабы яснее неопределеннее сознать нам, чего именно требует от нас любовь к отечеству по примеру доблестного сына России и блаженного князя Пожарского, о душе которого собрались мы сегодня творить молитву на его могиле, не худо вспомнить нам поподробнее о том, что творилось в русской земле в так называемое безгосударное время, когда жил и действовал князь Пожарский, дабы яснее видеть и усерднее избегать того, от чего главным образом произошло тогдашнее страшное потрясение всего русского общества. Крайнее развитие произвола, необузданные чувственные страсти, алчность и корыстолюбие отдельных личностей с забвением общего гражданского блага, попрание законов и разобщение с правительственною властию, – вот первое тогдашнее зло, из которого родились дальнейшие бедствия нашего отечества. Многочисленные шайки всякой безначальной вольницы разгуливали безнаказанно по земле нашей. В судах творилась явная неправда и издевательство сильных над слабыми, вызывавшие горькие жалобы на правительство. Семейное начало сильно расшатано было развратом и грубою чувственностию народной толпы так что любому искателю приключений легко было собрать вокруг себя множество подобных себе развращенных людей, под условием обещания им всяческих политических льгот и независимости от властей, и вести эту разнузданную толпу на борьбу с правительством. То было время самозванцев и различных разбойнических атаманов, с шайками которых приходилось то и дело бороться самой Московской столице. Времена, конечно, теперь изменились. Той грубости и варварства нравов, равно как и того безначалия и беззакония, которое открыто занималось грабежом и насилием, нет уже. Но в утонченном и изощренном и так сказать приличном виде всего этого, как известно, весьма довольно и теперь. То и дело приходится слышать о разорении одних от алчности и нечестности других. То и дело повторяются случаи самой бесстыдной растраты казенных и земских капиталов. То и дело повторяются злонамеренные и сознательные банкротства, осуждающие на нищенство целые тысячи неповинных и доверчивых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

– Говоря о создании в России Общественных советов по нравственности, обычно обращаются к Европейскому опыту Общественных советов по нравственности оперирующих общечеловеческими ценностями, но в эти общечеловеческие ценности включены в том числе и гей-парады и другие подобные безобразия. Не получится ли так, что с помощью общечеловеческих ценностей можно будет заткнуть рот Церкви критикующей подобные мероприятия? – Вполне может быть и так, опасность такая, безусловно, есть. Общественные советы потому и называются общественными, потому что они отражают нравственное состояние общества. Но нравственное самосознание нашего общества таково, что оно на 99% способно еще различать добро и зло, правду и неправду, хорошее от плохого. Наша инициатива на это и опирается. А то, что при общей деградации общества и Общественные советы будут деградировать, к сожалению, это то к чему идет мир, здесь можно только задержать гниение. Наша инициатива как раз такого рода. – Сейчас в нашем обществе очень популярно такое мнение, что традиционные Российские искусство и наука были чрезмерно фундаментальными, их никак нельзя приложить к жизни и получить с них какую-либо прибыль, поэтому современное общество должно отдавать приоритет тому искусству и науке, которые способны приносить прибыль, что бы Вы могли сказать об этом? Это не совсем относится к теме нашей сегодняшней беседы, поэтому на этот вопрос я отвечу иначе – мы живем в эпоху капитализма, а капитализм – это царство, где правит золотой телец – деньги. Но наше общество еще не осознало вполне, куда оно провалилось, что это за формация. А капитализм имеет одну цель – извлечение прибыли. А что продается лучше всего? – Наркотики, табак, порнография – все что, относится к самому низкому в человеке, к его животной природе. И, конечно же, бизнес идет туда, где больше прибыли. Он не думает о социальных или нравственных последствиях, которые возникают, когда закрываются заводы. Сейчас мы видим: Nokia переводит свои заводы в Румынию, где рабочая сила гораздо дешевле. В Германии бастуют тысячи людей, но бизнесу судьба этих людей абсолютно безразлична. То же и в отношении нравственности. Поэтому необходимы инструменты, которые сдерживают неуемную алчность, корыстолюбие бизнеса.

http://religare.ru/2_50177.html

   Требуется верность и преданность Господу всякой разумной твари, а чтобы быть верными и преданными Господу, нужно бросить пристрастие к плоти своей страстной и к миру прелюбодейному и грешному, прельщающему нас минутными сластями. Нужно перестать быть рабом чрева, театра, карт, цирка, рабом различного кутежа, табачного зелья, рабом серебра и золота и затейливых мод. Вот ты, поклонник театра, оправдаешься ли на суде Божием в пристрастии к нему? Нет: потому что ты из-за него забыл Бога, храм Божий, слово Божие, молитву, высокое назначение души твоей, созданной по образу Божию, забыл о вечной жизни и о приготовлении к ней, о милостыне, девстве и целомудрии, воздержании. А ты, корыстолюбец и лихоимец, явишься ли правым пред Богом, когда Он будет судить тебя по делам твоим? Нет: задавит тебя золото твое, лихоимство твое, скупость и алчность твоя; чужд ты будешь милосердия Божия, как не миловавший ближнего. Ты будешь брошен в огонь геенны, и тебе отказано будет и в капле воды, прохлаждающей и утоляющей пламень ада. А ты, блудник, получишь ли помилование на суде, если не покаешься и не бросишь свое прелюбодейство, не оплачешь его, не загладишь его милостыней и воздержанием? Так все привязанные, пристрастные к тени мира сего, обманчивым сластям его, не будут помилованы, если не покаются. О, как многие согрешившие и покаявшиеся были помилованы! Как много в раю бывших блудников, убийц, лихоимцев и покаявшихся — вошли в рай и наслаждаются блаженством! Как велико человеколюбие Божие! Сколь велика искупительная сила Креста, кровь Агнца Божия Иисуса Христа, пролитая за мир! Чем оправдаются неверующие, гордые, ожесточенные, непокорные, отчаявшиеся? Для них готово было милосердие Божие, если бы смиренно обратились к Богу, Который никому не желает погибнуть, но «всем человекам хощет спастися» (1 Тим. 1:4). Господи, прости нам — священникам, скоро возлагающим руку разрешающую (за недостатком времени) на кающихся. Не осуди нас за сие и за многое другое.    Произношу торжественно проклятие тому первому отступнику от Бога, от Его вечной правды, порядка мира и блаженства, который первый допустил в чистом творении Божием родиться греху и всякой его мерзости, — падшему с высоты велия и насаждающему грех, по попущении премудрого Творца, чтобы больше, в бесконечность проявились благость Его и долготерпение, и просияли подвиги и доблести преданных Богу, чтобы нашлось место крайнему всеискупительному снисхождению на землю Господа нашего Иисуса Христа, и окончательной победе добра над злом; проклинаю ту нечестивую, неблагодарную утробу, в которой зародилась впервые глупая, дерзкая мечта и гордыня — сравняться с Богом и объявить Ему войну, Его вечной правде, святости, премудрости, бесконечной красоте и непобедимой силе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дальше - больше. Даже парад в честь 70-летия Великой Победы, являющийся образом стойкости русского духа, эти люди пытаются оценивать не с точки зрения единения нации, патриотизма, уважения к памяти предков, воспитания подрастающего поколения, гордости за собственную Историю, мужества миллионов людей своего Отечества, верности заветам отцов о сохранении Родины, но с точки зрения материальных затрат. Для них это настолько естественно, что они не видят всей абсурдности своих слов! Они тут же цинично утверждают, что как дорого стоило это действо, и что эти деньги лучше потратить на пенсии ветеранов (не спрашивая, кстати, самих ветеранов, что для них важнее) или на детские дома. Тут присутствуют очевидное лукавство, подмена понятий, когда обывателю предлагается выбрать или одно, или другое, вместо того, чтобы делать и то, и другое. Справедливости ради хотелось бы спросить таких людей, они сами-то много помогли ветеранам или детским домам? Но главное не в этом. Главное, что эти люди не только сами меряют все происходящее в стране (и в их жизни) с точки зрения материальной выгоды, но и призывают всех остальных встать на путь набивания собственного кармана и удовлетворения собственного чрева. Удивительное дело! Они пытаются вменить в вину власти то, чем сами смертельно заражены - духом корыстолюбия, алчности, материальной выгоды и материализма. Именно поэтому, когда Президент, обращаясь к нации, говорит о духовных ценностях, патриотизме, исторической памяти, любви к Отечеству и любви к друг другу, национальном самосознании и объединении людей на почве национальной самоидентификации, важности сохранения семьи, это вызывает у таких людей либо саркастическую улыбку, либо раздражение, но чаще всего гнев, поскольку духовно-нравственные ценности и понятия, и вытекающие из них добродетели - любовь, милосердие, жертвенность, возможность откликнуться на чужое горе, коллективизм, нестяжательство лежат вне плоскости материализма, как такового. Они цинично утверждают, что только нравственными понятиями сыт не будешь.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Пристрастие к плоти нашей грешной всю жизнь христианина поставило, так сказать, вверх дном. Из-за пристрастия к плоти все грехи наши: самолюбие, зависть, недоброжелательство, скупость, корыстолюбие, жестокосердие, человекоугодие, подобострастие, невоздержание, лицеприятие, лицемерие, алчность, пьянство, расточительность, азартные игры, зрелища, леность и нерадение о спасении души, леность к молитве, к покаянию, нечистота, распутство, все полчище грехов из-за пристрастия к плоти, – все извратила наша многострастная плоть, весь круг жизни. Итак, христиане, кто из вас хочет быть Христовым, тот распни плоть свою со страстями и похотями ( Гал.5:24 ). Не будем заботиться чрезмерно о плоти, и думать только о том, что есть и пить и чем одеваться; этого ищут только язычники, которые не имеют понятия о Царствии Божием, и не ищут его; а мы с вами отрождены в крещении для Царствия Божия; мы чада Божии и наследники Божии, сонаследники Христу ( Рим.8:16–17 ); нам уготовано на небесах наследие нетленное, неувядаемое; его и будем искать, а остальное все приложится нам от Господа: и пища, и питие, и одежда, и если нужно, и слава и честь даже на земле, ибо слава и честь и мир всякому делающему благое ( Рим.2:10 ). Аминь. 15. Слово в неделю 3-ю по Пятидесятнице Светильник телу есть око: аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет, аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тьма есть, то тьма кольми? ( Мф.6:22–23 ). Господь и Спаситель наш Иисус Христос предлагает нам в читанном сегодня Евангелии нравственные, спасительные уроки, и для большей ясности и удобопонятности говорит подобиями и притчами. Речь идет о светильнике, данном каждому человеку в руководство на поприще земной жизни, или о разуме и совести и сердце человеческом. Этот светильник человека, т. е. разум и совесть, уподобляются оку телесному, которому дана способность от Бога видеть предметы видимого мира и различать белое от черного, или разные цвета, один от другого, также вещи великие или малые, шероховатые или гладкие, благообразные и неблагообразные, настоящие или фальшивые, светлые или темные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Лукавое сердце – общий недуг, общий грех потомков Адамовых, исключая праведников, которые непрестанным поучением в Св. Писании и подвигами всей жизни очистили душу и сердце свое от совести лукавой и стяжали сердце чистое и совесть непорочную. От лукавства сердца человеческого происходит то, что вся жизнь наша идет как-то превратно, наизнанку, вопреки заповедям Божиим, например, Евангелие говорит: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся (т. е. потребные блага земные) приложатся вам ( Мф.6:33 ), а наш разум земной, лукавый, и сердце земное, лукавое, твердят нам: ищите прежде наслаждения плотского, собирайте богатства всякими средствами, засматривайтесь на красоту земную, на сокровища земные, приобретайте мудрость или опытность только земную, житейскую, а спасение души, Царствие Небесное, угождение Богу ставьте на последнем плане или совсем оставьте, и предоставьте это монахам, или людям духовного звания. Евангелие говорит: все земное тленно, пройдет, кончится, исчезнет, как сон, как привидение, как пар или дым, а душа бессмертна и вечна, как вечен Бог; а сердце лукавое смотрит на вещи совсем напротив, все земное ему кажется как бы постоянным, вопреки явному свидетельству опыта, а душа кажется существом смертным, разливающимся подобно воздуху. Оттого и вся жизнь людей с такою лукавою совестью, порочна, мрачна, безнадежна. Они предаются земным наслаждениям с ненасытимостию, предаются алчности к деньгам с неистовством, обогащаются незаконными средствами, притеснением, грабительством, взяточничеством, расхищением общественных денег. Евангелие говорит: дайте, и дастся вам ( Лк.6:39 ), а человек с сердцем лукавым, корыстолюбивым, неверующим, надеющимся на деньги, а не на Бога жива, дающего нам вся обильно в наслаждение ( 1Тим.6:17 ), говорит: нет: мне-то пусть дается, а я-то не дам другим, а захвачу все себе, мне пусть льется богатство рекой, но только из этой реки буду черпать я, а другой к ней не приступай, и капли из ней не бери. Таков был богач в отношении к Лазарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010